Проект по истории дети войны. Проект (11 класс) на тему: исследовательский проект «Дети войны. События Великой Отечественной войны

С каждым годом становится все меньше. Российские власти обращают особое внимание на так называемых детей войны - граждан, что пережили события 1941-1945 годов будучи несовершеннолетними. Представленная категория населения наделяется рядом особых льгот и полномочий, о которых будет рассказано далее.

Кто относится к группе "дети войны"?

К сожалению, специализированного Федерального закона о "детях войны" по состоянию на 2017 год не принято. Тем не менее в различных нормативных актах РФ существует ряд положений, указывающих на привилегии для граждан, переживших ВОВ. Но кто вообще относится к представленной категории? Пока не принят закон о "детях войны", нет и особого определения, которое позволило бы разобраться с соответствующей группой населения. Неофициально считается, что "детьми войны" являются все граждане, родившиеся не позднее 1945 года. Внесенный в Государственную Думу проект Федерального закона устанавливает дату с 22 июня 1928 года по 3 сентября 1945 года. При этом речь идет только про тех людей, что постоянно проживали на территории СССР (за исключением обвиненных, находящихся в местах лишения свободы).

Виды льгот

Поскольку Федеральный закон о "детях войны" все еще находится в разработке, в регионах страны действуют местные акты, направленные на социальную поддержку рассматриваемой категории населения. На данный момент в 15 регионах России «дети войны» выделяются в особую группу, а потому и привилегии для них устанавливаются отдельно. В большинстве же субъектов рассматриваемая категория граждан объединяется с ветеранами труда, инвалидами или

Какие существуют виды льгот для «детей войны»? Первое и самое важное это, конечно же, прибавка к пенсионным выплатам. Далее идут дополнительные услуги вроде бесплатного проезда, льгот на коммунальное и медицинское обслуживание, на установку некоторых видов техники, а также на погребение. Таким образом, большинство льгот объединены в медицинскую, проездную, налоговую и жилищную группы. Регионы имеют право дополнять представленный минимум льгот.

Льготы в 2017 году

Скидки на оплату услуг ЖКХ, право бесплатного проезда, доплаты к пенсии, преимущества в медицинском обслуживании - для пользования всеми этими привилегиями необходимо подтвердить свой статус. В МФЦ и органах соцзащиты некоторых регионов страны любой гражданин, родившийся в период с 1928 по 1945 год, может приобрести специальное удостоверение. Законы о "детях войны" Красноярского края, а также Белгородской, Тульской, Самарской, Волгоградской областей действуют на вполне официальной основе.

Существуют также и некоторые другие области, края и республики, которые предоставляют рассматриваемый статус на официальной основе. При этом большинство субъектов ожидают принятия общего Федерального закона, а потому предоставляют лишь официально установленные статусы вроде военного ветеранского, труженика тыла, ветерана труда и др.

Для получения специального удостоверения от заявителя необходим только паспорт. Запрос на дополнительную документацию от государственного органа будет неправомерным. В течение 2 недель заявителю будет присвоен соответствующий статус.

Другие статусы

Органы соцзащиты часто идут навстречу гражданам. Несмотря на то что закон о "детях войны" пока не принят, государственные инстанции могут присвоить нуждающимся гражданам другой подходящий статус. В частности, гражданин, осуществлявший трудовую деятельность не менее полугода в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года, может получить статус труженика тыла. Единственное условие - работа должна была осуществляться на не оккупированных территориях СССР. Лица, обладающие медалью за самоотверженный труд в годы ВОВ, также имеют право на получение такого статуса. Блокадники и инвалиды ВОВ могут получить ряд привилегий, если предоставят в орган соцзащиты паспорт и документ о праве на льготы.

Если размер пенсионной выплаты ниже прожиточного минимума, то следует обратиться в Пенсионный фонд или инстанцию соцзащиты. Гарантированы дополнительные перечисления "детям войны", инвалидам и ветеранам.

Проект закона о "детях войны"

Фракция КПРФ внесла проект закона еще в 2013 году. Согласно нормативному акту, для рассматриваемой категории граждан устанавливаются льготы в виде внеочередной установки домашнего телефона, прохождения ежегодного медицинского осмотра, бесплатного проезда, а также преимущества при вступлении в кооперативы. Устанавливается в законопроекте и в 1 тыс. рублей.

По словам представителей КПРФ, данная сумма подлежит ежегодной индексации. Если гражданин имеет несколько статусов, то группа льгот предоставляется всего одна - по выбору гражданина. Проект коммунистов не был принят парламентариями. В 2016 году в Госдуму была подана повторная инициатива - на этот раз вместе с депутатами от "Справедливой России".

Политологи говорят о скором принятии закона о "детях войны" - либо в конце 2017, либо в начале 2018 года. Сам законопроект стоит рассмотреть чуть подробнее.

Общая характеристика готовящегося закона о «детях войны»

Законопроект состоит из трех глав - общих положений, мер социальной поддержки и заключительной части. В первой статье дается характеристика рассматриваемой группе граждан. Указывается возраст "детей войны", а именно точные даты рождения таких лиц. В статье 2 говорится про государственную политику.

Согласно законопроекту, к функционалу государственной власти относится выделение средств из федерального бюджета, реализация социальных мер и информирование граждан путем СМИ. Все организационные основы, согласно статье 3 законопроекта, лежат на федеральных органах исполнительной власти. То же касается расходных обязательств. В статье 5 закреплен принцип приоритета международных норм в случае обнаружения противоречий с национальным правом. Наконец, сфера применения, согласно статье 6 проекта, довольно обширна: здесь стоит отметить некоторых иностранных граждан, а также лиц, временно проживающих на территории Российской Федерации.

Социальная защита

По законопроекту составляют всего 1 тыс. рублей. Чуть большие суммы будут получить граждане, чьи пенсионные выплаты не достигают прожиточного минимума. Ежегодно 1 апреля сумма должна индексироваться. Получить свои выплаты граждане могут в Пенсионном фонде РФ. Закон довольно четко определяет основные льготы для пенсионеров с соответствующим статусом. Все те привилегии, что могли бы получать отдельные граждане в некоторые регионах страны, сгруппированы в законопроекте. Речь идет об установке телефона, приеме в интернаты, медицинской помощи вне очереди и о приоритете при вступлении в кооперативы. Надо сказать, что самих льгот не так уж и много. Возможно, связано это с отказом Госдумы в принятии проекта 2013 года, а там льгот было чуть больше.

Таким образом, вопрос о том, какие льготы "детям войны" устанавливает закон, нельзя считать закрытым. В проекте от 2017 года представлен лишь основной минимум привилегий, который, вполне возможно, будет изредка дополняться. К тому же до момента принятия нормативный акт может дополниться новыми положениями.

Защита "детей войны"

В третьей главе законопроекта о льготах и выплатах "детям войны" устанавливаются нормы, касающиеся общественных объединений. Законопроект закрепляет возможность создавать социальные группы, где их представители могли бы решать насущные проблемы. В частности, объединения могли бы подавать иски на органы соцзащиты, некачественно или несвоевременно исполняющие свои обязанности. Нормативный акт закрепляет меры ответственности для таких органов в статье 10.

На сайте, где выложен проект закона, приведено экономическое обоснование проекта. Если верить создателям нормативного акта, численность российских граждан, родившихся в период с 1927 по 1945 год, составляет порядка 13 млн человек. Из них получают льготы чуть меньше миллиона. Для выдачи одних лишь выплат в размере 1 тыс. рублей из федерального бюджета должно уходить 125 млрд рублей в год. По словам составителей проекта, для социальной поддержки это незначительная сумма.

Дата публикации: 01.06.17

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

Общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением познавательно-

Речевого развития детей

Детский сад №28 «Колосок»

Проект

«Дети войны»

Посвященный Дню победы.

Проект «Детям о войне и Дне Победы»

  • Целевое назначение.
  • Задачи.
  • Участники проекта.
  • Общий замысел.
  • Деятельность по реализации проекта.
  • Ресурсное обеспечение проекта.
  • Результаты реализации.

Обогащение представлений детей о ВОВ о подвигах советских солдат и подвигах детей служивших на фронте.

Формировать представление детей о памятных местах, истории и жизни родного города.

Заложить нравственные начала в детях через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны, воспитывать чувство патриотизма.

Развивать у детей желание выражать в речи, продуктивной (рисовании, лепке, конструировании), игровой и музыкальной деятельности полученные знания о Великой Отечественной войне.

Образовательные:

В области « Социально-коммуникативное развитие »:

  • развивать игровую деятельность детей;
  • побуждать детей к игровой деятельности через знакомство с подвигами советских солдат и тружеников тыла;
  • формировать у детей умение творчески развивать сюжет игры используя предметы заместители;
  • формировать умения детей реализовывать замысел сюжета;
  • учить соблюдать ритуалы у памятников и обелисков.

В области « Познавательное развитие »:

  • формировать представления детей о событиях ВОВ;
  • познакомить детей с понятиями «война», «фронт», «тыл», «ветераны», «победа»; «дети войны»
  • формировать представления детей о разных родах войск «пехота», «танкисты», «моряки», «летчики». «партизаны».

В области « Речевое развитие »:

  • развивать связную речь;
  • активизировать словарь детей, закреплять звукопроизношение слов: «боец», «солдат», «фронт», «тыл», «снаряды», «поле боя» и т.д.;
  • учить, самостоятельно придумать рассказ с опорой на иллюстраций.

В области « художественно-эстетическое развитие »:

  • подвести к восприятию художественных произведений о войне;
  • учить эмоционально и выразительно читать стихи о войне;
  • развивать эмоциональную сферу личности в процессе музыкальной деятельности;
  • развивать продуктивную деятельность детей.

В области « Физическое развитие »:

  • развивать физические качества, через подвижные, коммуникативные, сюжетно-ролевые игры, эстафеты.

Развивающие: развивать память (заучивание стихов), мышление, логику (делают выводы и умозаключения), внимание (умение видеть главное), творческие умения и способности.

Воспитательные:

  • формировать эмоциональную заинтересованность;
  • побуждать детей к совместной, познавательно-исследовательской, художественно-творческой и игровой деятельности;
  • воспитывать патриотические чувства ;
  • воспитывать желание быть такими же смелыми, отважными и благородными как воины-защитники;
  • воспитывать дружеские, партнёрские взаимоотношения в игре.

Дети подготовительной группы, родители, воспитатели.

Проект направлен на реализацию регионального компонента ООП МБДОУ № 28.

Тема проекта достаточно актуальна на современном этапе социальной действительности. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования называет одним из основных принципов дошкольного образования: приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Данный проект рассчитан на реализацию в подготовительной общеразвивающей группе детского сада. В детские годы формируются основные качества человека. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории России.

Старший дошкольный возраст – самый чувствительный, «сензитивный» для серьёзного воспитательного разговора. Это период становления личности имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым, и относиться чувство патриотизма.

Психологи утверждают: нравственные ка­чества не могут возникнуть путем естествен­ного "созревания". Их развитие и формиро­вание осуществляется постепенно в процес­се накопления и эмоционального освоения конкретных фактов, и зависит это от средств и методов воспитания, от условий, в которых живет ребенок.

Для формирования представлений детей о социокультурных нормах, традициях семьи, общества и государства, необходимо направлять процесс восприятия событий окружающего мира. Без приближения детей к истории и жизни города и страны, нельзя решать задачи нравственного развития дошкольников. Воспитание патриотизма возможно тогда, когда дети будут располагать хотя бы элементарными знаниями о истории своей страны, когда они станут непосредственными участниками подготовки и празднования таких праздников как День Победы. Именно на основе включения детей в такую социально значимую деятельность позволяет им почувствовать себя частичкой Великого народа, у них формируется любовь к родному краю, Родине. Передача истории и традиций народа из поколения в поколение является залогом национальной целостности страны. Как начальное звено, патриотическое воспитание детей дошкольного возраста имеет важное значение для всего общества.

Проект «Детям о войне и Дне Победы» направлен не только на создание условий для формирование представлений детей о истории Российского государства и непосредственно города Канска в годы Великой Отечественной войны, но так же он призван дать детям возможность отразить свои представления о этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе поисково-исследовательской деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше о истории страны и города во время Великой Отечественной войны.

Срок реализации – 3 недели апрель-май. Работа в проекте делится на этапы:

  • подготовительный . Данный этап направлен на реализацию двух направлений: методическое оснащение и мотивация детей и родителей к предстоящей деятельности.
  • Методическая литература:

1 направление. Цель: определение проблемного поля и поиск ресурсов, подготовка к реализации. Содержание:

  • педагогическая диагностика освоения ООП;
  • анализ предметно-развивающей среды;
  • изучение литературы (журналы, книги, Интернет);
  • подбор подвижных, речевых, настольно-печатных, дидактических и др. игр;
  • составление конспектов тематических занятий по разным разделам программы;
  • подбор иллюстративного материала по теме, материалов, атрибутов для игр;
  • подбор методической литературы, художественной литературы для чтения, аудиозаписей.
  • проблемная ситуация «Что мы можем рассказать младшим детям о ВОВ?»
  • введение в проблему (рассматривание иллюстраций и презентации «Дети войны». Беседа: «Что такое война и что такое День Победы»)
  • разработка сетевой паутинки проекта совместно с детьми (Что мы знаем? Что хотим узнать? Где будем искать информацию?)
  • планирование (1 неделя).
  • основной (2-3 неделя).
  • отработка схемы последовательных действий совместно с детьми. Организация деятельности детей (Кто, что будет делать).
  • организация деятельности родителей (изготовление папки передвижки «Памятники нашего города», «Путеводитель по Краеведческому музею»; оформление подборки рассказов «Детям о войне»; разучивание стихотворений с детьми; помощь в организации предметно-развивающей среды, посещение с ребёнком Краеведческого музея, домашний просмотр фильмов о ВОВ, подбор материалов для галереи Славы и карты памяти, подготовка работ для выставки «Спасибо, что живем!» и т.д.)

Знакомство с историей и подвигами детей войны.

  • работа по обогащению жизненного опыта ребёнка:
  • работа по обогащению игрового опыта ребёнка
  • беседы о ВОВ с просмотром презентаций;
  • рассматривание и обсуждение иллюстраций альбомов «Герои города Ессентуки»
  • Встреча с ветераном ВОВ.
  • , «Дети - герои войны»;
  • чтение художественной литературы о ВОВ,
  • изображение военных сражений, в изо. деятельности (лепка, рисование, аппликация),
  • слушание песен военные лет и песен о войне;
  • просмотр познавательного видеороликов о ВОВ.
  • дидактические игры: «Назови рода войск», «Кому, что нужно?» «Что для чего», «Скажи наоборот», «Кто больше назовет качеств героя», «Чья форма?» «Кто шагает на параде?»;
  • коммуникативные игры «Поводырь», «Служили два товарища», «Медицинские сестры», «Перенести раненого»;
  • подвижные игры «Шагаем на параде», «Полоса препятствий».
  • сюжетно-ролевые игры: «Разведчики», «Госпиталь», «Парад».
  • презентация продукта проекта.
  • Оформление «Карты памяти» и «Галереи Славы».
  • Оформление выставки «Спасибо, что живем».
  • Конкурс чтецов «Этот праздник со слезами на глазах».
  • Оформление альбомов «Герои города «Канска», «Ордена и медали ВОВ», «Военная техника ВОВ», «Дети - герои войны».
  • Представление материалов проекта для старшей группы.
  • .Анализ результативности работы проходит в следующих вариантах:
  • Анкетирование родителей с целью получения обратной связи для последующей доработки (положительные, отрицательные моменты в работе);
  • Наблюдение за ходом сюжетно-ролевой игры с фиксацией результатов наблюдения (пополнение словарного запаса, взаимодействие ребёнка со сверстниками, удержание общего замысла сюжета игры, выполнение правил, отражение представлений о ВОВ в игровой деятельности);
  • Анализ продуктов детской деятельности.

Более подробно ход реализации проекта представлен в таблице (Приложение 1).

Разработанный и реализованный проект « Детям о войне и дне Победы» по повышению уровня познавательного интереса в рамках патриотического воспитанности дошкольников в повседневной жизни и на занятиях показал свою эффективность:

  • Созданы благоприятные условия для саморазвития ребенка, проявления его творческой деятельности. Пополнился мини музей группы, подобран обширный иллюстративный материал, пополнилась игротека группы новыми атрибутами к сюжетно-ролевым играм;
  • Положительная динамика в формировании представлений о истории страны и города в годы ВОВ (результаты наблюдения за ходом экскурсии детей старшей группы в мини музей);
  • У детей наступило понимание значения подвига советских солдат в годы ВОВ (результаты анкетирования родителей);
  • Пополнилась методическая копилка ДОУ материалом по ознакомлению с окружающим миром;
  • Повысилась активность родителей в патриотическом воспитании в семье.

Реализация проекта

Муниципальное казенное образовательное учреждение «Староиванцовский детский сад»

Палласовского муниципального района. Волгоградской области.

Региональный фестиваль проектов «Мой край родной – Заволжье»

Тема проекта

«Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне».

Сармекова Малика Тимурбулатовна

Воспитатель МКДОУ

«Староиванцовский детский сад»

1. Цели и задачи проекта ………………………………….. 3

2. Гипотеза ………………………………………………….. 4

3.Совместная поисковая деятельность педагогов, родителей и детей как фактор патриотического воспитания……………… 5

4. Составление плана работы по проблеме………… 6

5. Реализация плана …………………………………. 7

6. Заключение………………………………………… 11

7. Список литературы……………………………….. 12

8. Приложение………………………………………...

Проект «Дети войны. 70- летию Победы в Великой Отечественной войне »

Место проведения:

МКДОУ «Староиванцовский детский сад»

Материал, инструменты, оборудование: фотографии, рисунки, художественная литература, музыкальные файлы, альбом.

Тип проекта:

по ведущему методу – информационно - исследовательский;

по характеру содержания проекта – ребенок, общество и его культурные ценности;

по характеру участия ребенка в проекте – участник проекта от зарождения идеи до получения результата;

по характеру контактов – открытый, в контакте с семьей;

по количеству участников проекта - 2 группы;

по продолжительности реализации проекта – долгосрочный.

Цель проекта:
- Восполнить недостатки страницы военной истории о детях войны.

Организовать и провести музыкально – литературную композицию «Во имя жизни на земле».

Задачи проекта:

1. Спланировать работу в каждой группе по организации исследовательской работы детей и родителей.

2. Способствовать развитию речи через выразительное чтение стихов о войне, составление рассказов о детях войны. Обогащать активный словарь новыми словами, поощрять пересказы детей услышанных дома историй близких, показывая их фотографии;

3. Организовать деятельность детей, родителей, направленную на создание

альбома с фотографиями о жизни детей в Великой Отечественной войне.

Гипотеза:

Проведя воспитательно-образовательную работу по формированию у детей образа героя, защитника своего государства, мы прививаем любовь к Отечеству, воспитываем чувство гордости за историю страны и родного края и желание быть защитником земли.

Если использовать комплексный подход по ознакомлению дошкольников с военным временем, как жили дети в те тяжёлые годы войны, то это будет способствовать расширению их представлений о значимости празднования Дня Победы. Выступая в качестве юных исследователей, открывая новое из истории своей семьи, дети будут делать важные шаги в формировании своего «я».

Рождение проблемы:

Обычно речь идет о военных и тружениках тыла, взрослых людях. Тема же детей войны мало исследована.

С самого раннего детства мы воспитываем у детей любовь к Родине, к родному краю, родным местам, окружающим людям. Большую роль в патриотическом воспитании мы отводим информационной и исследовательской работе. Для этого в детском саду было проведено анкетирование родителей, в котором участвовало 15 человек. (Приложение №1). 90% опрошенных родителей считают необходимым проведение работы по патриотическому воспитанию. 65% родителей не проводят данную работу в семье и не уделяют этому должного внимания. Однако все они понимают важность и необходимость данной работы в детском саду. Ведь о детях войны мы знаем очень мало.

Мы считаем, что работа по патриотическому воспитанию формирует у детей начальное чувство Родины – правильное отношение к обществу, людям, труду, своим обязанностям. Истории о детях войны послужит примером для развития и воспитания современного ребенка.

Коллектив детского сада совместно с родительским комитетом разработали план, в котором наметили ряд мероприятий, посвященных к 70 - летию Победы.

Мероприятия, посвященные 70-летию Победы в Великой Отечественной Войне.

1.Создание в группах уголков "Патриотическое воспитание"
2.Познавательные занятия: «Техника военных лет» (аппликация), « Игрушки военных лет» (конструирование).
3. Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великой Отечественной войне и возложение цветов

4. Беседа с воспитанниками «Дети войны»

5. Посещение историко-краеведческого музея в СДК

6. . Изготовление альбома «Дети войны»
7.Составление индивидуальных рассказов детей совместно с родителями об истории своей семьи в годы Великой Отечественной войны.
8. Слушание музыкальных произведений на военную тематику

9.Чтение художественных произведений: С. Я Маршак «Мальчик из села Поповки»; Е Воробьева «Близко к сердцу»; А. Усачев «Битва на подушках»;
10 .Конкурс рисунков «Война глазами детей»

11. Музыкально-литературная композиция « Во имя жизни на земле»

В первую очередь мы задались целью собрать информацию о детях войны, о их жизни. На родительском собрании мы д овели до родителей идею о составлении рассказов о детях войны. Обсуждали проектную деятельность «Дети войны», выясняли, живут ли в нашем селе люди, чьё детство прошло в военное время. Выяснилось, что таких четыре человека и их правнуки- воспитанники нашего детского сада. Сейчас им 70-80лет. Вот их имена:

Шиленко Анатолий Филиппович

Чайкалак Куркем

Исенгалиев Тюлеп

Кумаров Куан

Педагоги разработали план беседы в виде интервью, где родители с воспитанниками задавали вопросы своим прадедушкам и прабабушке о военном детстве. Поручили семьям Мокеевых, Чайкалак, Исенгалиевых подготовить рассказы - воспоминания о жизни этих людей во время войны. Эта идея понравилась родителям и они с энтузиазмом взялись за работу. Родители приносили фотографии и информацию о родствинниках и об их детстве в военное время, которую педагоги записывали и помогали родителям составлять рассказы о детях войны. Затем эти воспоминания прочитали детям в группах (см приложение №2).

Создание в группах патриотических уголков (см. презентацию).
Патриотическое воспитание сегодня - одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Работа по патриотическому воспитанию начинается с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

В нашем детском саду оформлен уголок гражданско-патриотического воспитания, где дети могут в условиях ежедневной самостоятельной деятельности пополнять знания о родном крае, селе, стране.

В оформлении нашего уголка присутствует государственная символика России (флаг, герб, портрет главы государ ства.)

Представленный в уголке «Моя Родина – Россия». Материалы, представленные в разделе, способствуют расширению представлений детей о территории России, о значении государственных символов России: гербе, флаге, гимне, воспитывается уважительное отношение к данным геральдическим символам. Помимо фотоматериалов представлена дидактическая игра «Собери флаг». Рассматривая альбомы, дети знакомятся со столицей нашей Родины Москвой и с городом- героем Волгоградом.

Защитники Отечества. Большое воспитательное значение имеет знакомство с «Защитниками Отечества»: героями Великой Отечественной войны, их подвигами, героическими поступками. Воспитываем гордость за них, желание быть похожими на них. Кроме дидактических игр с картинками, в уголке присутствует картотека спортивных игр, эстафет.

Следует отметить, что представленные материалы не экспонируются в уголке одновременно, а сменяются в течение года в соответствии с календарём социокультурных событий и изучаемой тематикой. Ко Дню Победы подобрана литература, иллюстрации военной тематики.

Экскурсия к памятнику солдатам, погибшим в Великую Отечественную войну и возложение цветов (см презентацию).

Со своими ребятишками мы отправились на экскурсию к памятнику воинам. погибшим в Великую Отечественную войну, и поначалу переживала, как все пройдет, воспримут ли они всю информацию, и поймут ли, какова цена победы для нашего народа.

Для поддержки мы пригласили родителей, чтобы во время дороги нам было полегче. Родители, узнав, что мы идем на такое мероприятие, все пришли с цветами и возложили их к памятнику. Заранее мной был придуман сценарий. Все внимательно рассматривали надписи, а потом дети рассказали стихи.

Что такое день Победы?

Это праздник за столом.

Это песни и беседы,

Это дедушкин альбом.

Почтили память погибшим минутой молчания. Кто знает, может, эта экскурсия запомнится этим детям на всю их жизнь.

Затем в группах воспитатели провели познавательные занятия «Техника военных лет», «Игрушки детей войны» и конкурс рисунков на тему «Война глазами детей» (см.презентацию).

Экскурсия в краеведческий музей в СДК (см.презентацию).

В преддверии праздника мы посетили краеведческий музей нашего села, который расположен в библиотеке. Дети узнали много нового и интересного об истории села Старая Иванцовка, предметах быта и старины. Дошколята впервые увидели, какими предметами пользовались наши прабабушки и прадедушки. Как выглядят старинные рушники, утюги, чугунки и ухваты, самовары и лапти, кувшины и крынки, керосиновая лампа, прялка, чесалка. Когда шла война, наши прабабушки и прадедушки были детьми, но умели пользоваться этими предметами быта. Им приходилось помогать взрослым приносить воду и готовить пищу в чугунках в печке, на улице разжигать самовары. Ещё дети с родителями чесали коз чесалками, а их мамы пряли пух, шерсть и вязали варежки и носки для наших солдат. В то военное время дети много работали, а вечерами при керосиновых лампах писали письма на фронт своим близким.

Оставалось ли время для игр?
Да. Игрушки делали из всего, что попадалось под руку. Брали поленце, рисовали на нём лицо и заворачивали в разные тряпочки. Мальчишки выпиливали автоматы и пистолеты из досок, а мячи мастерили из старых тряпок, скручивая их тугим комком, связав верёвкой. Мастерили из бумаги, фантиков. Любили играть свистульками, которые делали из дерева. Летом из глины лепили разные фигурки, сушили на солнышке. Детской посуды не было, собирали разные черепки битой посуды, играли ими.
Многие игрушки прошли вместе со своими хозяевами через все суровые испытания войны. Итогом нашей экскурсии стала совместное оформление альбома «Дети войны» (см. презентацию) и проведение музыкально – литературной композиции «Во имя жизни на земле». Цель мероприятия: воспитывать у детей чувства любви к Родине, гордости за нее; формировать представление о героизме. Расширять представления о защитниках страны в годы Великой Отечественной войне. (Приложение № 3)

Заключение

Воспитатели изучили научно - методическую литературу и провели работу по патриотическому воспитанию, в ходе которой был разработан проект «Дети войны». Он предусматривал объединение усилий семьи и детского сада в воспитании детей. В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что воспитание патриотизма начинается с детства. У детей сформировались начальные представления о Великой Отечественной войне, о детях войны, о празднике Победы. В рамках проекта использовались разнообразные формы работы с родителями и детьми. И не надо думать, что дети еще маленькие, или они не поймут, мы на собственном примере убедились в обратном. Никто кроме нас не сделает их патриотами своего народа, не научит любить свою родину так, как те дети, которые испытали тяготы военных лет.

Литература

1. Е.С. Евдокимова «Воспитание маленького Волжанина». Программа для педагогов и родителей по воспитанию детей от 3 до 7 лет. М.: Планета.2012

2. Е.Ю.Александрова «Система патриотического воспитания в ДОУ» Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Евдокимова Е;Проектная модель гражданского воспитания дошкольников.// Дошкольное воспитание, 2005г, №2, С.6-13.

4. Комратова Н. О гражданском воспитании дошкольников// Дошкольное воспитание, 2005г №10, с. 10-19

5. О.В Дыбина «Люби и знай свой отчий край». Т., 2001г.

Фонд развития Международного университета
НОУ средняя общеобразовательная школа «Росинка»

Проектная работа

У войны не детское лицо

Белоусов Иван

6 класс.

Научный руководитель:

Усанова Н.П.,

Воспитатель класса

Москва

2007 - 2008


Введение

Глава. 1 У войны не детское лицо

1.1. Участие детей в ВОВ

1.2. Блокада и дети

1.3. Работа детей в тылу и участие в партизанском движении.

1.4. Судьба детей в фашистских концлагерях

Глава.2 Экспериментальное исследование, посвященное участию детей в Великой Отечественной войне.

2.1 Методы, применяемые в исследовании.

2.2 Описание результатов исследования

2.3 Описание продукта проекта

(разработка материалов к классному часу)

Заключение

Список источников информации

Приложения

Приложение 1 - анкета

Приложение 2 – разработка урока



Стр.3
Стр.5
Стр.25
Стр.43
Стр.43
Стр.47
Стр.71
Стр.73
Стр.75

Введение

В проекте «У войны не детское лицо» мы хотим показать значимость участия детей и подростков в событиях Великой Отечественной войны и факторы взросления детей военного поколения. В память о тех, кто перенес суровые годы войны на своих детских плечах, помог стране в трудные годы, мы молодое поколение, хотим больше узнать и рассказать другим.

В настоящее время мало исследовано фактов участия детей в событиях Великой Отечественной войны, причин взросления детей в те годы. Я считаю, что это очень серьезный пробел для современной молодежи. Жизнь моих сверстников, судьба которых складывалась в те годы, может стать для меня примером для подражания. Я очень хотел бы иметь те навыки взросления, которые имели дети в те годы. Ведь они работали не за деньги и не за награду, они работали за победу. И я думаю, что именно этот вклад детей в победу нашей страны был очень весомым. Ведь дети работали на заводах, фабриках, воевали в партизанских отрядах, участвовали в боевых действиях, работали на колхозных полях, работали в госпиталях. Мы можем сделать вывод, что в те суровые годы жизни дети не оставались в стороне, а принимали активное участие в достижении победы.

Актуальность нашей работы заключается в изучение фактов участия детей в суровые годы войны, выяснения причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Научная значимость состоит в изучении фактов участия детей в жизни страны в суровые годы войны и причин быстрого взросления с исторической точки зрения.

Социальная значимость состоит в пробуждении интереса у молодого поколения к мало известным фактам войны.

Личностная значимость . Мы откроем для себя много новых, интересных фактов из жизни своих сверстников в суровые годы Великой Отечественной войны.

Объектом исследования является Великая Отечественная война.

Предметом исследования является военное детство моих сверстников в годы тяжких испытаний.

Гипотеза: нашей работы состоит в изучение литературы, рассказы очевидцев тех времен, покажет, что роль детей в достижении победы была очевидна.

На основании вышесказанного мы ставим перед собой следующую цель: исследовать факты участия детей, в событиях Великой Отечественной войны.

Для реализации поставленной цели, нами были выдвинуты следующие задачи:


  1. Изучить литературу по этой теме.

  2. Провести опрос в среде своих сверстников в школе.

  3. Анализ и синтез подборки материала.

  4. Сделать выводы.

  5. Создать пособие для применения на уроках истории и классных часов.
В исследовании были использованы следующие методы и методики: эмпирические: анкетирование, интервьюирование, анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация.

Практическая значимость работы: изучив факты участия детей в событиях Великой Отечественной войны сделать подборку материала для использования на уроках истории и классных часов.

Взрослеет каждый в годы горя.

Его душа страдает. Нет покоя

И на ряду со взрослыми стремится

Такое совершить… Что можно удивиться!

(учитель словесности Озерова В.М.)


Глава 1. У войны не детское лицо
1.1 Участие детей в Великой Отечественной войне.

Наш проект о судьбе и участии наших сверстников в событиях войны. Это материал о подвиге детей и подростков в тылу, на фронте и судьбах в концлагерях. А Подвиг не умирает!

С каждым днем все дальше уходит в историю Великая Отечественная война, война героическая, победоносная! Война советского народа против фашизма. Но - кажущийся парадокс – все большую роль в нашей сегодняшней жизни играет память о ней.

Конечно, не просто воспоминания о пережитом, а осмысление уроков Великой Отечественной войны, того бесценного, героического опыта и во многом трагического опыта, который приобрел народ, опыта социально- исторического и духовно- нравственного. И, только память народа связывает – должна связывать! – прошлое с будущим. И в этом смысле воспоминания участников войны, порой невольных участников – это детей, сейчас являются для нас чрезвычайными послами от прошлого и настоящего человечества в его будущее. А именно тема участия детей в событиях войны освещается только в воспоминаниях.

Дети на войне. На первый взгляд в этих словах есть что-то неестественное, несовместимое. Но многое станет понятным, если мы вспомним, какую войну принесли гитлеровцы на нашу землю. Они сами назвали ее войной «тотальной», всеобщей, где с одинаковым равнодушием, беспощадностью и методичностью уничтожали и раненых бойцов, и безоружных пленных,

и хилых стариков, и женщин и детей. Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками. Они выполняли боевые задания с ловкостью, смекалкой, присущей только детскому возрасту. Война отняла у детей дом и детство, и суровые командиры, нарушая инструкции, скупые строки которых не предусматривали солдатскую нежность, зачисляли рядовыми. Им наскоро перешивали одежду. Но мальчишки и девчонки часто проявляли изумительную хитрость. А потом, освоившись, были неуловимыми связными, отличными стрелками, смело ходили в разведку, часто неожиданно оказывались в самом пекле боя. Их вело в бой непреодолимое желание быть похожими на настоящих солдат, быть советским воином. И дело здесь не только во внешней похожести, или в романтике военной формы, а в сущности, в проявлении жгучей ненависти к врагу и неподдельной любви к Родине.

Рис.1. Раненые дети в палате Ленинградского государственного Педиатрического института. Дети и война - понятия несовместимые. Эти дети пострадали от бомбежек немецкой авиации.



Рис.2 Школьники хутора Синеоковского Сережа Землянский, Шура Величенко, Шура Иващенко и Володя Поломарщук собирают брошенные немцами боеприпасы и оружие.

Дети собирали трофеи после боя. Надо нашей родной советской армии помогать!


Рис.3. Дети колхозников одной из деревень Калининской области в лесу, у землянки, где они жили в дни оккупации
В годы войны от фашистов прятались в землянках. А жизнь продолжалась и в холодных землянках.

Дети гибли от бомб и снарядов, они умирали от голода в блокированном Ленинграде, их бросали живыми в охваченные огнем хаты белорусских деревень, их превращали в ходячие скелеты в Освенциме и жгли в крематориях Майданека. Можно ли удивляться тому, что в эти страшные горестные годы дети так быстро взрослели, что сердца их рано затвердевали в ненависти к врагу и руки подростков тянулись к оружию.

Враг объявил нам свою тотальную войну и получил от нас народную, священную войну, в которую слабые руки детей тоже внесли свой вклад.

Это были только отдельные маленькие герои - сыны и дочери фронтовых полков, партизанских отрядов, подпольных организаций в тылу врага. Но все же их были сотни, может быть даже тысячи, и многие из них легли в братские могилы фронтовиков, приняли мучительную смерть в застенках гестапо, пали неизвестными героями.



Рис.4. На улице освобожденной от оккупантов деревни.
Ленинградская область, 1944.

А многие с честью прошли ратный путь и сейчас живут и трудятся в городах и селах, а их соседи и знакомые порой и не подозревают, какая биография за плечами этих еще сравнительно молодых людей.

А в Великую Отечественную войну они были маленькими разведчиками и связными, юными пехотинцами, артиллеристами, танкистами и матросами – они с полным правом могут сказать о себе «выросли мы в пламени, в пороховом дыму». Конечно, лишь те, которым военная судьба позволила вырасти, а не оборвала преждевременно жизнь.

Около 20000 пионеров, участников обороны столицы СССР, награждено медалями «За оборону Москвы»

Война не та школа, где должен воспитываться подросток. Но те из них, что волею судьбы прошли эту школу в годы борьбы с гитлеризмом то ли по классу фронта, то ли по классу партизан, по существу, окончили целый «университет жизни». Нет сомнения, что из них выработались люди мужественные, волевые, готовые к борьбе с любыми трудностями, какие только могут встретиться человеку на жизненном пути.


Рис.5 Наводчик А.Ошурко с юным воспитанником гвардейцев К.Степановым

Маленький боец принял участие в настоящем бою, но это не первая и не последняя его победа!

Рис.6 6-летний Толя Воронов, прошедший боевой путь с одной из гвардейских дивизий. Маленький герой рассказывает фронтовые байки. Сколько – же такому мальцу надо было пройти фронтовыми дорогами, или что такое совершить, чтобы получить этот орден?



Рис. 7 Отличницы 4-го класса 47-й школы г.Ленинграда, награжденные медалями «За оборону Ленинграда»

Есть теперь что рассказать, когда, наконец - то встретились фронтовые

подруги! А фронтовым подругам лет по 10-12! И эту дружбу, они пронесут через года! И встретят Победу на Красной площади 9 мая 1945 года. И уже повзрослев, в этот день будут каждый год встречаться в сквере у Большого театра.



Рис.8. 15-летний разведчик Вова Егоров с бойцами своего подразделения

Взгляни на этих мальчика! Он уже ни один день идет фронтовыми дорогами со своими сослуживцами! А сколько будет еще пройдено, пока не дойдет до фашистского логова – Берлина, до рейхстага! Может и он распишется на его стенах?


Рис.9. Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни.
Война. Это было суровое время. Но это было и героическое время. 1418 тревожных дней и ночей длилась Великая Отечественная война с фашистскими ордами. Все эти 1418 дней наряду со взрослыми рядом были дети и подростки. В эти грозные годы дети встали в шеренги бойцов - рядом с отцами и старшими братьями, чтобы помочь стране в ратном и трудовом деле на благо Великой Победы.

Отложив недочитанные книжки и школьные учебники, юные патриоты взяли в руки винтовки и гранаты, стали сынами полков и партизанскими разведчиками, неутомимо работали в цехах заводов и на колхозных полях, вдохновляемые одной мыслью: «Все для фронта, все для победы!»

Мальчишки в солдатских гимнастерках и их сверстники в тылу вместе со взрослыми приближали победу, не жалея сил и самой жизни. Сколько таких мальчишек и девчонок, в не по росту гимнастерках и шинелях встало на защиту Советской Родины, которая олицетворялась в их красных галстуках и октябрятских звездочках и, конечно в настоящих медалях, которые дети получали.

Медаль Вити Киселева .

Советская Армия гнала фашистов на запад. Было освобождено село Иваново Московской области. В этот незабываемый день пионер Витя Киселев, у которого мать погибла, а отец воевал на фронте, был взят в гвардейский полк.

Витя стал разведчиком. Однажды он пробрался в деревню Шиловка, чтобы собрать сведения о противнике. Фашисты схватили Витю и стали допрашивать. Ни слова не сказал юный разведчик о своей гвардейской части. Смерть угрожала Вите Киселеву, но в это время в деревню ворвались советские войска и освободили сыны полка. За участие в боях против фашистских захватчиков Витя Киселев был награжден медалью «За отвагу». Московская область, 1942 год.

Когда нынешний подросток – юноша или девушка – оглядывается вокруг со своим неизбежным вопросом «делать жизнь с кого?» Так не с бывших - ли сынов и дочерей полков? Ведь они пример - сложной судьбы, взросления в условиях войны, формирования характера будущего строителя мирной послевоенной жизни. И они – эти подростки победили самого страшного врага, потому, что верили и жили только Победой. А потом приняли активное участие в ликвидации послевоенной разрухи. И они эти мальчики и девочки строили страну.


1.2 Блокада и дети.

Высший подвиг – жить в подвиге не одно мгновенье, а дни месяцы, жить между бытием и небытием и вытаскивать из бездны других. Нам, в настоящем, всем бы такими быть – чувствовать других, слышать…

Найдите на карте Ленинград. Но почему Ленинград окружен черными ломаными крестами? Что значит? Зачем художник нарисовал их?

Сейчас ты поймешь.

Ломаный черный крест – это фашистский знак. Знак этот называется «свастика». На всех знаменах фашистов была изображена свастика, похожая на черного паука.

Теперь взгляни еще раз на карту. Видишь коричневую землю. Если земля нарисована коричневой, значит, ее захватили фашисты. Поэтому на коричневой земле и нарисована фашистская свастика. А там, где стоит Красная Армия, художник нарисовал красные звезды.

Видишь, как близко подошли враги к Ленинграду? Теперь фашисты могли обстреливать из пушек все ленинградские улицы. А на фронт можно было доехать на трамвае.

Немецкое радио кричало на весь мир «Ленинград в блокаде! Ленинград в блокаде!»

Знаешь ли ты что такое блокада? Видите, враги не просто подошли близко к Ленинграду. Фашистам удалось окружить его. А из окруженного города нельзя выехать ни на поезде, ни на машине. А приехать теперь никто не может в окруженный Ленинград. Все пути на суше были захвачены фашистами. А когда город окружен врагами, это и значит, что он в блокаде.

Днем и ночью немцы бомбят и обстреливают Ленинград. Падают на землю убитые и полыхают пожары.

На Нюрнбергском процессе, который состоялся после войны, когда народы мира судили главных военных преступников – фашистских главарей, были зачитаны страшные цифры.

За 900 дней блокады фашисты сбросили на Ленинград:

102520 зажигательных бомб, 4638 фугасных, 148478 тяжелых артиллерийских снарядов.

Среди мирного населения было 16747 убитых, 33782 раненых.

От голода и холода погибло 632253 человека. Ложились и не вставали в темных промерзших квартирах, падали на улицах, на заводах у станков.

Опустели цехи ленинградских заводов. Потому что много рабочих ушло на фронт. Тогда на заводы пришли женщины и подростки.

Женщины сказали: - Мы заменим наших мужей.

А подростки сказали: - Мы научимся работать на станках наших отцов и старших братьев.

15249 ленинградских пионеров - активных участников обороны Ленинграда получили правительственную награду – медаль «За оборону Ленинграда».

Рис.10. Взгляни на этих мальчиков. Они – ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади в первые дни мира. Двое из них были на фронте, они защищали свой город с оружием в руках. За мужество, за храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мерз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – помогал делать снаряды. Его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»

Нечеловеческие испытания голодом и холодом легли на неокрепшие детские плечи в блокадном Ленинграде. Об этом свидетельствую дневниковые записи Тани Савичевой.

Таня Савичева

Двенадцатилетняя ленинградка Таня Савичева начала вести свой дневник чуть раньше Анны Франк, жертвы Холокоста. Они были почти ровесницами и писали об одном и том же - об ужасе фашизма. И погибли эти две девочки, не дождавшись Победы: Таня – в июле 1944, Анна – в марте 1945 года. «Дневник Анны Франк» был опубликован после войны и рассказал о своем авторе всему миру. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискаревского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве. Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом. И когда читаешь это, цепенеешь:


«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год». Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».

«Умерли все». «Осталась одна Таня».

Пронзительно поведала людям о войне, принёсшей столько горя ей и её близким, двенадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева. Среди обвинительных документов фашизму, представленных на Нюрнбергском процессе, была и маленькая записная книжка. В ней всего девять страниц. На шести из них - даты. И за каждой датой смерть. Шесть страниц - шесть смертей. Сжатые, лаконичные записи. Сам дневник сегодня выставлен в музее истории Ленинграде, а его копия - в витрине одного из павильонов Пискарёвского мемориального кладбища, что до сих пор останавливаются перед этими строчками, старательно выведенными детской рукой, потрясённые люди разных возрастов и разных национальностей, вглядываются в простые и страшные слова. Не удалось спасти и саму Таню. Даже после того, как её вывезли из блокадного города.

140 ленинградских детей привезли в августе 1942 года в село Красный Бор Горьковской области. Встречать их вышли все красноборцы. Несли детям кто, что мог: пяток яиц, тарелку творога, тёплую одежду. А дети были - страшно смотреть - измождённые, больные. В первый раз в баню многих несли на одеялах. Но человеческая доброта, целебный воздух сделали своё дело. Дети крепли, поднимались на ноги. Все ленинградские дети остались жить. Кроме Тани Савичевой, истощённая голодом и страданиями девочка не смогла уже подняться.

Рис.11. Такие объявления висели в Ленинграде все 900 блокадных дней в магазинах, где выдавали хлеб по карточкам.


Рис.12. Блокадные дети. Сколько горя и лишений они вынесли на своих хрупких плечах: голодали, теряли близких?! Но они выжили! Потому, что это были советские дети. Они жили мечтой о Победе. И она все-таки пришла!

error: Content is protected !!