Элементы народных орнаментов в детских аппликациях. Мотивы русских и башкирских народных орнаментов в детских аппликациях - как средство патриотического воспитания детей дошкольного возраста. Геометрический орнамент в детских аппликациях

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

Айгерим Шылмырза
Аппликация по мотивам народного орнамента

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 23 «Радуга»

СООБЩЕНИЕ

«Аппликация по мотивам народного орнамента как одно из средств патриотического воспитания дошкольников»

Подготовлено и прочитано

на пед. совете

воспитателем Шылмырза А. Б.

Байконур

Народное искусство в национальной культуре страны занимает особое место. Оно отражает самобытность, художественный гений народа : его поэтичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, преданность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм.

Народ веками стремился в художественной форме выразить свое отношение к жизни, любовь к природе, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые видят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа , помогают им усвоить обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное, приобщают к труду по законам красоты.

Декоративная аппликация - вид орнаментальной деятельности , во время которой дети овладевают умением вырезать и объединять различные элементы украшения (геометрические, растительные формы, обобщенные фигуры птиц, животных, человека) по законам ритма, симметрии, используя яркие цветовые сопоставления. На этих занятиях мои дети учились стилизовать, декоративно преобразовывать реальные предметы, обобщать их строение, наделять образцы новыми качествами.

В работе с детьми я использую изделия декоративно-прикладного искусства с растительным узором (казахские орнаменты , хохлома, дымково, филимоновка и др.).Моя задача показать разнообразие и традиции вида : характерные особенности, своеобразие элементов узора, сочетания цветов, композиции.

Через народное декоративно-прикладное искусство я ввела детей в богатый мир предметов и образов, отличающихся буйством красок, разнообразием форм, яркими орнаментальными построениями . Это вызвало у них живой эмоциональный отклик и активизировало творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации , что, в свою очередь, содействовало формированию личности, воспитанию у них интереса и любви к искусству своего народа и людей других национальностей. Вся работа была направлена на ознакомление детей с народным орнаментальным творчеством , обучению их воспроизведению мотивов орнамента в разных видах изобразительной деятельности, в том числе и аппликации , на занятиях, а также в самостоятельной художественной и оформительской деятельности.

В связи с этим перед собой я поставила следующие задачи :

Познакомиться с художественным опытом народных мастеров , научиться творчески его осмысливать, создавать новое, отличать подлинные произведения от стилизаторских подделок, сувенирной продукции;

Изучить формы современного народного творчества , народных художественных промыслов, выявить художественные традиции искусства других народов ;

Не следовать формально приемам народного искусства , что ведет к стилизации, внешнему подражанию, штампу;

Научиться отбирать образцы народного искусства , проверенные художественным вкусом народа , отвечающие задачам дошкольного воспитания, опираться на дидактический принцип «от близкого к далекому» при первоначальном ознакомлении детей с наиболее близким искусством своего народа , затем других национальностей, проживающих в данной местности (по мере усвоения знаний можно расширить область такого изучения) ;

Овладевать практическими умениями в создании наглядных пособий для занятий с детьми на основе народных образцов в разной технике аппликации ;

Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности;

Планировать последовательность проведения занятий по ознакомлению детей с образцами декоративно-прикладного искусства того или иного народа и по отображению мотивов народных орнаментов в аппликации ;

Искать пути практического применения полученных знаний, умений и навыков по аппликации в других формах и видах изобразительной деятельности.

Хочу вам рассказать, как в прошлом году проводили работу по приобще-нию детей к народной культуре . Подобрали познавательную литературу о народном промысле «дымка» , об особенностях дымковских узоров, об истории этого промысла, уточнили методы и приемы, используемые при ознакомлении детей с этим промыслом и обучении их росписи.

Знакомство с дымковской росписью начали с рассматривания дымковских игрушек и их изображений, по ходу делая необходимые пояснения, чтобы помочь детям разобраться в особенностях дымковской росписи.

Работу по обучению детей аппликации дымковских узоров проводили в следующей последовательности :

1. Знакомство детей с дымковской игрушкой.

2. Формирование у детей навыков наклеивания дымковских узоров.

Вначале углубленно познакомила детей с дымковской игрушкой. Детям показывала изделия, красочные иллюстрации. С огромным интересом, затаив дыхание, дети слушали мой рассказ, ведь каждую игрушку можно представить ярко, эмоционально, используя различные сравнения, эпитеты, стихи.

При рассматривании с детьми дымковских игрушек или иллюстраций, обращали внимание, во-первых, на особенности дымковской росписи; во-вторых, на умение выражать полученные впечатления от восприятия этих изделий; в-третьих, подчеркнули яркость и разнообразие цветов, используемых в росписи дымковских игрушек, так как ребенок эмоционально отзывчив к цвету.

Затем дети уже, зная всё о дымковских узорах, создавали разные поделки-работы. Так ко Дню матери дети подарили своим мамам дымковские платки, Деду Морозу дымковские варежки, для куклы Маши собрали чайный сервиз, для бабушек доски с разнообразными дымковскими узорами. Надо отметить, что дети в младшей группе не работали ножницами.Их главной задачей было : наклеить дымковский узор на основу. С такой задачей дети с легкостью справлялись, ведь они уже знали всё о дымковских узорах.

Кроме этого проводила с детьми индивидуальную работу вне занятий, используя дидактические игры «Собери узор» , «Укрась предмет» .

Хочу заметить, что любое занятие сопровождалось художественным словом. Ведь детям нравится выразительное чтение, плавное и мелодичное звучание.

Читала такие произведения как «Няня» , «Индюк» , «Весёлая дымка» , «Водоноска» и т. д., разучили пальчиковую гимнастику «лошадка» , «уточка» .

Организовала совместную выставку работ детей и родителей.

Как вы помните, в прошлом году вы были гостями на открытом занятии «Поможем Забавушке» , где дети с помощью нетрадиционной техники аппликации украсили юбку для мамы Забавушки. Аппликационным материалом для украшений юбки послужила самоклеющаяся бумага.

Знакомство с филимоновскими, хохломскими узорами и казахскими орнаментами проводили уже по накатанному образцу.

Детям было интересно знакомиться с казахскими орнаментами . Ведь для знакомства с ними я приносила для детей различные украшения, изделия, предметы быта и т. д. Да и многие дети встречали их в повседневной жизни. Но видя их каждый день, дети не знали о том, сколько интересного и таинственного хранят они в себе. Так с детьми мы отправились в поиски казахских орнаментов в степь , в красоту цветов и растений. Дети познакомились с такими казахскими орнаментами как «кошкар -муйиз» , «толкын» , «туе табан» , «кызгалдак» и т. д. Используя их, дети создали коллекцию казахских предметов обихода, украшений. Дети подарили для Незнайки коржын, когда он оказался в казахской юрте. Сделали для бабушки Матрёны казахский блезик с традиционным казахским орнаментом – толкын . А на Наурыз дети подари друг другу казахские головные уборы - саукеле и борик.

В этом году вы присутствовали на открытом занятии в нашей группе, где дети уже сами самостоятельно вырезали дымковские узоры. Конечно, дети в этом году только начали пользоваться ножницами на занятиях по аппликации и им сложно вырезать необходимые элементы тех или иных узоров. Так дети для медвежат приготовили подушки для зимней спячки, для пчелки Майи украсили бочонок для мёда, для Алдар –косе украсили дорба.

Таким образом, декоративная аппликация этой простой и доступный способ в формировании у детей дошкольного возраста патриотических чувств. Своё выступление хочу закончить словами «Все виды искусств служат величайшему из искусств - искусству жить на земле. Жить на земле - значит любить её, принять её красоту и величие.»

ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СВОЕОБРАЗИЕМ ДЕКОРАТИВНО - ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ ПОСРЕДСТВОМ АППЛИКАЦИИ

... ... ... Народное искусство в нашей многонациональной стране занимает особое место. Оно отражает само­бытность, художественный гений народа: его поэ­тичность, фантазию, образное мышление, мудрую простоту взглядов и чувств; воспевает лучшие черты народного характера - смелость, гуманность, пре­данность гражданскому долгу, Родине, честность, богатырскую силу, оптимизм; вносит свои наиболее значительные достижения в сокровищницу единой интернациональной культуры.... ... ...

Народ веками стремился в художественной фор­ме выразить свое отношение к жизни, любовь к при­роде, свое понимание красоты. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые увидят дети, раскрывают перед ними богатство культуры народа, помогают им усвоить нравы, обычаи, передаваемые от поколения к поколению, учат понимать и любить прекрасное.

Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отобра­жения в творческой деятельности. Яркие и чистые цвета узоров, симметрия и ритм чередования форм привлекают детей, вызывают у них желание вос­произвести увиденное. Это обусловливает необходи­мость более глубокого изучения воспитателем твор­ческого опыта народных мастеров, овладения навы­ками изображения народного орнамента, соответст­вующей организации работы с детьми по ознаком­лению с народным искусством и обучению их уме­нию создавать узоры по мотивам украшения изде­лий быта, костюма и др.

Среди многообразных видов народного орна­мента наиболее доступным для восприятия и изо­бражения детьми дошкольного возраста является аппликация - древнейший способ художественно­го оформления изделий из войлока, кожи, меха сукна, бересты, бумаги.

Народный орнамент в аппликации из разных материалов

Основные формы орнаментирования изделий складывались в тесном взаимодействии со своеобразием истории культуры наро­да, с особенностями его жизненного уклада и быта, трудовой дея­тельности, окружающей природы, климатических условий и на­личия природных материалов. В ходе длительного исторического процесса формирования национальных традиций орнаментиро­вания были созданы способы обработки природного материала, мотивы узоров, их композиционный и цветовой строй.

Содержание орнаментов народные художники черпают из окружающей жизни, но Они не просто копируют ее образы, а, отвлекаясь от индивидуальных особенностей конкретного цветка, птицы, животного или насекомого, свободно перераба­тывают их в декоративные формы. Но, несмотря на то что в ор­наментах образы передаются плоскостно, изменяются их реаль­ные формы, пропорции, нарушается естественное соотношение размеров, узоры наделяются сочным цветом, трепетом жизни, они по-своему реальны.

Народное декоративно-прикладное искусство обладает боль­шими возможностями для вариативной трактовки композиции орнамента, отличающейся симметричностью, уравновешенностью его элементов.

Существенным в орнаменте является цвет. Народные мастера хорошо знали о воздействии цвета не только на зрение, но и на психику людей. Они учитывали, что с тем или иным цветом в сознании человека нередко ассоциируются определенные яв­ления, конкретные настроения и переживания. Народные умель­цы в цветовом решении орнамента отдают предпочтение красному материалу. Именно с красным цветом связывается представление о радости, веселье, торжестве и счастье. Он вызывает в нашем сознании радостные ассоциации с солнцем, с источ­ником всего живого на Земле.

В изделиях, создаваемых народными мастерами, в боль­шинстве случаев применяется цветной фон, что усиливает зву­чание орнамента, смягчает его, в целом создавая богатую цветовую палитру.

Аппликации из мякгих материалов

Народы Приамурья (нанайцы, ульчи, орочи, удэге и др.) занимаются рыболовством и охотой. Ловкие женские руки научи­лись делать из звериных шкур и рыбьей кожи нарядную одежду, обувь и другие предметы быта, используя для их орнаментации красочные накладные аппликации.

Основной вид одежды приамурских народов - халаты. Они обильно украшаются аппликациями по вырезу ворота, вдоль борта, рукавов и подола (рис. 1).

Оригинально выполняются ковры. Их полотно разбивается на квадраты, круги, треугольники. На плоскости каждого из них помещаются аппликации. Они сшиваются вместе, а их соеди­нительные швы маскируются декоративной тесьмой или вышив­кой. Самобытность нанайских ковров заключается и в цветовом многообразии. В них доминируют зеленые, оранжевые, желтые, синие тона со сложными сочетаниями охристых, зеленых, синих, белых цветов.

Рис.1. Нанайский халат.

Аппликации из мягких материалов в изделиях декоративно-прикладного искусства подчеркивают красоту и многообразие национальных орнаментов, установившиеся традиции использо вания в них природных материалов и образов, самобытносп композиции и цвета.

Аппликация из твёрдых материалов

Изделия из твердых материалов (металла, кости, дерева, бересты) часто украшаются накладными или прорезными узора­ми, выполненными способами приколачивания, припаивания, серебрения, сквозной резьбы.

В технике сквозной резьбы создаются орнаменты из железа и жести, а также из дерева, кости и бересты.

В этой технике создавались украшения сундуков, ларцов композициями из полос и завитков, которые прикреплялись на деревянную основу. Красота сочетаний и очертания рисунка подчеркивались цветными подкладками из слюды. Сквозь ажур прорези она поблескивала теплым искристым мерцанием.

Рис.2. Коробочка из бересты с наклеенными узорами.

Изобретательность нанайских умельцев, а также ульчских и нивхских мастеров (Приамурье) проявляется в ук­рашении берестяных предметов аппликациями из окрашенной бересты, рыбьей кожи и бумаги. Узор вырезают из бересты, окра­шенной, как правило, в черный цвет. Элементы такого узора приклеивают рыбьим клеем, а потом пришивают их по контуру сухожильными нитками редкими стежками. Когда же создается тонкая аппликация (в один слой бересты или рыбьей кожи), орна­мент наклеивается как бумажный.

Так, использование различных твердых материалов в создании накладных или врезанных в поверхность украшаемых предметов узоров побуждало мастеров к поиску большей художественной выразительности орнамента, к созданию новых способов скреп­ления аппликаций.

ОРНАМЕНТЫ НАРОДОВ ПРИАМУРЬЯ (НАНАЙЦЕВ)

В нанайских аппликациях основные элементы узора образу­ются способом комбинаций рогообразных завитков, спиралевид­ных фигур. Завитки напоминают формы улиток, змей, червячков. Очень часто их очертания приближаются к очертаниям формы рыб, птиц.

Элементы нанайского орнамента получаются способом складывания заготовки пополам для передачи в вырезках симметричности расположения противоположных частей. (На рисунке 3 изображе­но 10 элементов национального нанайского орнамента.)

Рис. 3. Разновидности нанайских аппликационных образцов.

Наиболее простой элемент вырезается приемом симметричного изображения. Несколько одинаковых фигур получаются складыва­нием полоски гармошкой (рис.3, 1). Расположение узорных мо­тивов подчеркивает постепенное усложнение очертаний узоров: от изображения одиночного завитка с отростком, подковообразных фигур к вырезанию сложных завитков с различными ответвления­ми и комбинациями. Так, в подковообразных формах (рис.3, 2) простое закругление парных завитков трактуется то в виде волно­образного мотива, то с отростками и загнутыми друг к другу спи­ралями. Эти элементы вырезают из прямоугольных листов после деления пополам по вертикальному сечению. Длина прямоугольника берется в зависимости от особенностей строения элемента так, чтобы в сложенную часть полностью вписалась полонина фигуры. Далее помещены более сложные аппликации, в которых по-разному отображена направленность противопоставленных завитков с дополнительными ответвлениями, отростками, прорезны ми частями. Эти элементы дошкольники могут вырезать толко по нарисованному контуру на половине заготовки. Два других элемента (рис.) также сложные, в них переплетения завитков даны в зеркальном соответствии друг с другом. Использование их в детских аппликациях возможно лишь в частичном исполнении по заранее намеченному воспитателем контуру.

Сочетания традиционных элементов по мотивам народного орнамента применяются в украшении национальной одежды, обуви, ковров и т. д.

Рис. 4. Мотивы украшения нанайских изделий.

Рассмотрим орнаментацию в украшении некоторых изделий - детских халатов, рукавиц, домашних туфель (рис.4). На хахая орнамент идет по вырезу ворота и на рукавах. Цветные полос акцентируют главные линии силуэта, выделяя запах, границы подола. На рукавицах аппликацией украшается тыльная сгорав образуя замкнутое узорное решение в сочетании с меховыми on рочками. Домашние тапочки орнаментируются ажурными нашивками на союзках и боках сплошным узором, декоративность которого достигается расположением под прорези цветных подкладок. Такой прием используется нанайскими мастерицами для красочного сопоставления двух контрастных цветов фона и узора. Широко применяются нанайцами такие сочетания, как синий с белым и красным, черный с белым и синим, красный с желтым и черным. Эти комбинации цвета наряду с многообразными завитками opнамента в четком ритме и чередовании позволяют воспитателю организовать знакомство детей старшего дошкольного возраста со своеобразием декоративно-прикладного искусства народов Приамурья.

Источники.

Богатеева 3. А. Аппликации по мотивам народного орнамента в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. - М.: Просвещение, 1982.-175 с. ил.

Уважаемые коллеги, не забудьте зайти на главную страничку персонального образовательного web - сайта , чтобы посмотреть интересные и полезные материалы моего информационно-образовательного ресурса .

error: Content is protected !!