Гендерный подход в физическом воспитании мальчиков и девочек. Развитие движений девочек и мальчиков. Гендерный подход в физическом образовании в условиях дошкольного учреждения Физическое воспитание мальчиков и девочек

АФИНСКОЕ ОБЩЕСТВО

В Афинах социальное устройство имело черты демократии. Однако образование могли получить лишь дети обеспеченных родителей, поскольку школы были платными и частными. Дети малообеспеченных людей обучались ремеслу у своих родителей, которым зарабатывали всю жизнь. Дети рабов вообще не имели права на образование.

АФИНСКАЯ СИСТЕМА ВОСПИТАНИЯ

Основным принципом воспитания будущих афинских граждан являлась гармония между телесным и духовным развитием.

До 7 лет мальчики воспитывались в семье. Затем их отдавали в школу грамматиста, где изучались основы грамоты, математики. Чуть позже одновременно с первой посещали школу кифариста для занятий музыкой, пением, декламацией.

С 12 лет воспитание подростков продолжалось в школе палестра, где физическому воспитанию ребенка уделялось больше внимания, чем на низшей ступени образования, а также проводились беседы на темы политики и нравственности.

С 16 лет юноши переходили на средний уровень. В гимназиях, которые были государственными учебными заведениями, давали знания по философии, литературе, политике, продолжалось физическое развитие молодого человека.

Высшей ступенью образования и воспитания в древнегреческом обществе была эфебия, где, кроме прочего, изучалось правоведение и военное дело. По окончании полного курса такого обучения молодой человек считался полноправным гражданином.

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ И ЮНОШЕЙ

Физический труд был немыслим для богатых граждан, поэтому физическое развитие осуществлялось через гимнастические упражнения, которые на первом этапе преподавались в палестре педотрибом. К ним относились бег, борьба, прыжки, метание копья и диска. В процессе взросления воспитанников увеличивались нагрузки и сложность упражнений. Для укрепления духа соревнования с раннего возраста мальчики играли во все известные подвижные игры. С 18 лет спортивные упражнения постепенно заменяются военными. Последний год учебы посвящен прохождению службы на границе Афинского государства.

Женское воспитание полностью осуществлялось дома, поскольку женщины в древнегреческом обществе занимались лишь домашним хозяйством. Лишь единицы были знакомы с основами грамоты.

Древнегреческая культура во многом является базовой основой для последующей западноевропейской. Афинская система воспитания подтвердила свою состоятельность тем, что государство длительное время оставалось непобедимым, благодаря хорошо подготовленным воинам и образованным политикам.

Спарта. Привилегированное положение гражданина Древней Спарты спартанского обусловливалось не одной только принадлежностью к господствующему дорийскому племени . Этого было ещё недостаточно: он должен был удовлетворять требованиям военного образа жизни, быть человеком спартанского военного воспитания (agoge). Закон и обычай установили формы этого военного воспитания, чья дисциплина охватывала всю жизнь спартанца от раннего детства до старости и делала его служителем государственных интересов. Дорийцы, вторгнувшись в Лаконику , завоевали её. Силой оружия они покорили себе население гораздо более многочисленное, чем их племя, и поддерживать своё владычества приходилось им силой оружия. Потому военное ремесло должно было оставаться их профессией. Жизнь их должна была навсегда сохранить военный характер, чтобы, как сказал им дельфийский оракул , «мужеством и единодушием поддерживалась их достославная свобода». Главной заботой спартанского государства было делать дорийцев сильным и отважными воинами. Это и достигалось особой системой воспитания.

Спартанское воспитание мальчиков

По словами Плутарха , спартанцы бросали в пропасть Тайгетского хребта младенцев, родившихся слабыми или неправильно сложенными. Это преувеличенное предание, скорее, надо понимать в том смысле, что они выбрасывали таких малюток из дорийского племени, отдавали их периэкам . Здоровые мальчики, по достижении шестилетнего возраста, были переводимы из родительского дома в общественные спартанские воспитательные дома, которыми управлял начальник, называвшийся педономом. Он делил мальчиков на отряды (агелы – буквально «стада»). Воспитание в этих домах было военное, дисциплина в них была строгая. Целью спартанского воспитания было подготовить воспитанников к службе в армии , сделать их способными к перенесению трудностей и лишений, с которыми соединена походная и лагерная жизнь, развить в них физическую силу и крепкое здоровье. Поэтому главным занятием мальчиков и подрастающих юношей в этих воспитательных домах были гимнастические и военные упражнения: бег, борьба, прыжки, бросание диска, метание копья, приобретение искусства владеть оружием, военные маневры.

Упражнения происходили под открытым небом и в ненастье и в холод. Воспитанники ходили босые, хотя грунт земли в Спарте был каменистый; волоса у них были острижены коротко, голова оставалась и под дождем и в холод непокрытою; теплой одежды им не давали; они спали на сене, соломе или камыше, который ломали для себя сами на берегах Эврота. За всякий проступок, всякую небрежность их строго наказывали палками или бичами; педонома всегда сопровождали служители с бичами в руках. Спартанцы полагали, что чем строже воспитание, тем лучше. Пища воспитанников была грубая. Твердость характера мальчиков испытывалась жестоким бичеванием, которому каждый год подвергали их у жертвенника Артемиды Орфийской, и были юноши, без стона умиравшие под бичами – к такому терпению были приучены эти «победители в испытании при жертвеннике». Развивая гимнастикой физические силы мальчиков и юношей, спартанские воспитатели строго учили быть скромными, почтительными к старшим, послушными.

Спартанцы даже и в позднейшие времена мало ценили умственное образование. По их мнению, важно было только уменье понимать и ловко вести житейские дела, приобретаемое опытностью и разговорами с опытными людьми, и уменье выражать свои мысли коротко и сильно; к этому и приучало их воспитание. Спартанцы были изворотливы, хитры, славились искусством давать ловкие ответы, говорить ясно, сильно и коротко, «лаконически». Они были люди практической жизни, воины, потому для них дороже образованности были находчивость и привычка сохранять присутствие духа. Важнейшим умственным достоинством спартанца, военного человека, было искусство быстро сообразить суть дела и без колебаний, не теряя времени, действовать как надо. Жизнь сердца и воображения была у них мало развита.

По достижении 18 лет спартанские мальчики выпускались из воспитательных заведений и получали право носить длинные волосы, не брить бороду. Они теперь назывались меллиренами (будущими юношами), должны были заниматься военными упражнениями и учиться партизанской войне. Меллиренами они оставались до 20 лет; с 20 лет поступали в разряд иренов (юношей) и оставались в нем до 30 лет. Спартанцы-ирены все еще находились под надзором воспитателей и продолжали обучаться военному делу. Из числа их были выбираемы 300 всадников, находившихся в мирное время на службе при эфорах , а на войне составлявших свиту царей . Из дослуживших в этом отряде до 30 лет эфоры выбирали людей, которых посылали исполнять свои распоряжения; эти люди назывались агафоэргами (доброделами); их было пять.

Одним из важнейших средств давать должное воспитание подрастающему поколению спартанцы считали то, чтобы мальчики и юноши имели опытных друзей, были соединены чувствами личной преданности с людьми солидных лет, потому каждый спартанец зрелого возраста постоянно имел при себе мальчика или юношу. Эта близкая дружба могла иногда быть соединена с извращением полового чувства; но вообще мотивом её было желание старших помогать развитию гражданских и военных доблестей в молодом поколении. Если же старший друг позволял себе вступать в порочные сношения к молодому другу, то это считалось постыдным преступлением, и он подвергался презрению.

Гендерный подход в физическом воспитании детей

старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – период интенсивной полоролевой социализации, формирование представлений о его половой принадлежности, полоролевых ценностных ориентациях. В 5-6 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности, что совпадает с бурным усилением половой дифференциации деятельности. Своеобразие первичной полоролевой социализации старших дошкольников связано с различающимися интересами и предпочтениями, установками, стилями поведения.

Физическое воспитание дошкольников, как и все дошкольное воспитание, чаще всего ориентируется на «условного ребенка», а не на «мальчика» и «девочку». На физкультурных занятиях практически не существует различий между мальчиками и девочками при подборе упражнений, физической нагрузки, методики обучения. Половые различия упоминаются лишь в результатах тестирования уровня физического состояния детей, потому что, как правило, нормативы для девочек несколько ниже, чем для мальчиков.

Ученые С.Ярнесакс, Э.Ю.Пээбо, Э.С.Вильчковский выявили, что в процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно - силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, что проявляется в сильных ударах по мячу. Девочки практически так не поступают. Если им в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики предпочтут по нему бегать, соскакивать с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Двигательную активность мальчиков отличают:

    простота, угловатость;

    силовой, атлетический стиль;

    четкая целенаправленность;

    отсутствие вычурности, эстетической завершенности;

    элементы атаки, нападения, преследования.

Движения девочек чаще всего бывают:

    пластичными, плавными;

    вычурными, эстетически богатыми (с мимикой, жестами);

    с элементами боязни, пассивности;

    более связанными с музыкой, танцами;

    в преобладающем «координационном» стиле, в противовес «силовому» у мальчиков.

Эти различия необходимо учитывать при организации физкультурных занятий. Структура таких занятий обычна, а вот содержание имеет отличия. Этот подход осуществляется через деление общей группы детей на две подгруппы, различаемых по половому признаку на время проведения физкультурного занятия. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развиваются физические качества, которые принято считать сугубо женскими или сугубо мужскими.

Часть занятия проводится вместе, часть раздельно (в подготовительной и заключительной части занятия дети выполняют упражнения все вместе, а в основной части занятия они делятся на подгруппы в зависимости от пола, и каждая группа выполняет свое задание).

На этих занятиях девочкам и мальчикам предъявляются разные требования к выполнению одних и тех же движений: четкости, ритмичности, с затратами дополнительных усилий (для мальчиков); пластичности, выразительности, грациозности (для девочек).

Занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, т.к. имеют большие возможности для формирования мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учёт половых особенностей позволяет добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Подобный подход учитывается в подборе общеразвивающих упражнений для развития и укрепления мышц плечевого пояса, используя разные предметы, по выбору детей (для мальчиков – гантели, мячи, кегли; для девочек – косички, ленты, обручи).

Развитию силы рук и мышц плечевого пояса способствуют подтягивания на высокой и низкой перекладине. Упражнения на высокой перекладине рекомендуются мальчикам и выполняются из положения виса, не касаясь ногами пола, хватом сверху. Упражнения на низкой перекладине – для девочек – выполняются хватом сверху из положения виса лежа.

На протяжении всего занятия дети выполняют упражнения вместе, но ряд упражнений предполагает разные варианты исполнения для мальчиков и девочек (например, в общеразвивающих упражнениях – исходное положение; в метании – расстояние до цели; в упражнениях на развитие силы мышц – дозировка).

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому важно создание благоприятной доброжелательной обстановки во время занятий, поощрение стремления детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Учёные отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

Воспитатель должен научиться видеть в детях мальчиков и девочек и дифференцировать педагогический процесс в соответствии с этим. Необходимо учитывать эту разделительную тенденцию, интересы мальчиков и девочек при проведении подвижных игр. Например, в подвижной игре «Охотники и птицы» дети тренируются в метании, при этом мальчики изображают орлов, демонстрируя движения мужского характера, девочки – лебеди показывают в своих движения мягкость, нежность, стремление к красоте.

Гендерный подход к организации физкультурных праздников может заключаться, например, в постановке показательных выступлений, на которых мальчики демонстрируют свое мастерство в силе, ловкости, быстроте, а девочки состязаются в гибкости, грации, двигательном творчестве. Мышечная сила, то есть способность мышцы преодолевать сопротивление или противодействие ему – это необходимое качество для любого мальчика. Данное физическое качество развивается в основном методом тренировок, которые включаются в физкультурные досуги и развлечения.

Проведение занятий с учётом гендерной социализации ведет к повышению интереса детей к физкультурным занятиям, а также повышению уровня физической подготовленности детей.

Задача дошкольного учреждения - найти рациональные формы организации жизни детей, обеспечить и мальчикам, и девочкам оптимальные, комфортные условия для их развития. Это ориентирует на реализацию принципа природосообразности, дифференцированного подхода к девочкам и мальчикам, учета их психофизиологических особенностей, интересов и полоролевых предпочтений. Дошкольный возраст – наиболее благоприятный для формирования полоролевого поведения ребенка. Занятия физической культурой должны занимать в этом процессе одно из ведущих мест, так как имеют большие возможности в формировании мужественности у мальчиков и женственности у девочек. Учет полоролевых особенностей дошкольников позволяет педагогу, организующему их двигательную деятельность, добиться высоких результатов, не нарушая ход становления личности, заложенный природой.

Литература:

    Доронова Т.Н. Девочки и мальчики 3 - 4 лет в семье и детском саду: Пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Линка- Пресс, 2009.

    Дифференцированный подход при организации физического развития мальчиков и девочек в условиях дошкольного образовательного учреждения: методические рекомендации / автор-сост. Н.А.Аптина. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2009.

    Мелехина Н.А. Дифференцированный подход к физическому воспитанию мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста // научно – практический журнал: инструктор по физкультуре, 2011г., № 2.

В каждом возрастном периоде жизни девочки не следует забывать об ее физическом развитии. В зависимости от состояния ее здоровья необходима различная физическая нагрузка: обязательная утренняя гимнастика, водные процедуры, занятия спортом.

Прежде всего, надо обратить внимание на осанку девочки, которая является основным показателем физического и душевного здоровья.

Здоровый ребенок бывает стройным, с нормально поднятой головой, выгнутой вперед грудью, прямой плоской спиной и параллельно расположенными ногами. У него всегда бодрое настроение. Так образцово стоять и ходить сознательно может лишь взрослый человек. Маленькие дети только со временем приобретают такую осанку. Этому способствует приобретение навыков, о которых должны позаботиться родители.

Большинство маленьких детей стоят с выступающим вперед животиком, и это естественно, так как в возрасте 3-5 лет у детей иной наклон таза и у них не может быть другой осанки. Позже дети научатся выгибать вперед грудь и «подтягивать» живот. Осанке придается большое значение потому, что она отражает физическое и духовное развитие ребенка.

Плохая осанка свидетельствует о слабой мускулатуре, неправильном питании, утомлении, боязливости и страдании. При этом надо устранить причину и научить ребенка правильной манере держаться. Неустанно мягко и настойчиво повторяйте: «Подними голову», «Стой ровно». Надо постоянно бороться с плохой манерой держаться, чтобы она не стала навыком.

Хорошая осанка способствует большему расширению грудной клетки, хорошему развитию легких и сердца, воспитывает обоснованную самоуверенность, которая препятствует развитию вялости и робости.

Особенно часто плохая осанка появляется после 5 лет, когда дети склонны к играм в согнутом состоянии: роют ямки, строят «плотины» и «дома». При этом привыкают сидеть и стоять сгорбленными.

Полезные упражнения для ребенка

Кроме напоминаний стоять прямо, следует научить ребенка «выгибать по-кошачьи спину», «колоть дрова», «качать воду», «звонить в колокола». Надо разрешать детям кататься по полу, пролезать под стулом, креслом, через натянутую низко веревку, ходить по ровной линии, переносить на голове небольшие предметы.

  • ходьба по ограниченной дорожке (для детей от 1,5 до 2 лет - шириной 25-35 см, для детей от 2 до 3 лет - 10-25 см). Можно ходить по узкому краю ковра на полу или между двумя веревочками, палочками
  • стоя, достать лежащие на полу предметы, не сгибая колени
  • перешагнуть через лежащие на полу кубики, палочки на расстоянии 20 см друг от друга
  • держась за палку или обруч, вытянуть руки вверх и потянуться на носки, присесть («какие мы большие и маленькие»)
  • собрать пальцами ног разбросанные пуговицы, шарики
  • сидя на стульчике, ногой покатать палочку, карандаш
  • пролезть под стул, скамейку, веревку, в обруч (прогнуть спинку)
  • лежа на спине, поднять головку и посмотреть на игрушку, лежащую на полу
  • лежа на спине, достать обруч носками выпрямленных ног
  • лежа на спине, тесно прижать спинку к полу. Это упражнение помогает устранить чрезмерный изгиб позвоночника, выпячивание животика.
  • лежа на животе, раскинув руки в стороны, как крылья, приподнять на короткое время голову и туловище. При этом держать ребенка за щиколотки (упражнение «птичка»).

Упражнения делают ежедневно по 10-15 мин через 30-40 минут после завтрака. У ребенка в этом возрасте еще слабые суставы стопы, поэтому нужно осторожно относиться к прыжкам с высоты на твердую поверхность. Лучше просто попрыгать через лежащие на полу предметы.

Летом ребенка можно купать в реке, причем держать его в горизонтальном положении, чтобы он свободно мог двигать руками и ногами. При этом надо ходить с ним в воде. Такие упражнения доставляют много удовольствия, развивают мышцы спины, приучают ребенка к холодной воде.

По совету врача для закаливания можно использовать купание в кабинетах «здорового ребенка» детской поликлиники.

В возрасте 5-6 лет надо научить детей:

1. Правильно стоять, расправив плечи и выгнув грудь, не выпячивать живот.

2. Правильно ходить: ступни ставить параллельно, не выворачивать наружу, чтобы не развивалось плоскостопие.

3. Правильно сидеть: не горбиться, с положенными при еде на стол руками, глубоко сидя на стуле (а не на его краю), опираясь ногами о пол. Стол должен доставать до груди. Если он выше, у ребенка может появиться привычка класть голову на локти, расположенные на столе.

Если родители самостоятельно не могут добиться правильной осанки и манеры держаться, надо посоветоваться с врачом-ортопедом.

Ребенок 5-6 лет владеет в общих чертах всеми видами основных движений. В этом возрасте возникает потребность испробовать свои силы в более сложных видах движений, желание импровизировать их. Однако у ребенка еще нет умения соразмерять свои силы и реальные возможности, еще недостаточно развита система координации и точности движений.

В связи с этим физическое воспитание ребенка в этом возрасте должно осуществляться при помощи взрослого, а комплекс гимнастических упражнений должен быть направлен на формирование умений и навыков осознанной точности выполнения телом различных движений и умение сохранять правильную осанку. В содержание утренней гимнастики надо включать ходьбу, бег, прыжки, упражнения для рук и плечевого пояса, ног и туловища.

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Подготовила:

Воспитатель по физической культуре

Перелыгина Н.А.

2017

«Мальчики – сильные, девочки гибкие.

Или как учитывать гендерные особенности детей, занимаясь физкультурой»


Половая принадлежность является одной из фундаментальных характеристик личности. В дошкольном возрасте идет интенсивный процесс становления самосознания ребенка, важным компонентом которого является осознание себя как представителя определенного пола. Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом, если мы хотим воспитать мужчин и женщин.

Мальчика и девочку нельзя воспитывать и обучать одинаково. Они по-разному воспринимают мир, по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Известный писатель и педагог Ж. Руссо говорил, что как нельзя считать один пол совершеннее другого, так и нельзя их уравнивать. Биологические половые (гендерные) различия несут с собой различные эмоциональные, познавательные и личностные характеристики. Отсюда и возникает необходимость дифференцированного подхода в воспитании мальчиков и девочек с первых дней жизни.

Учет гендерных (половые) особенностей детей является важнейшим аспектом здоровьесбережения.

Существуют различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек дошкольного возраста. Мальчики превосходят в уровне развития основных движений и физических качеств над девочками. В процессе игр у мальчиков большее место занимают движения скоростно-силового характера (бег, метание предметов в цель, на дальность, лазание, борьба, спортивные игры). Девочки любят игры с мячом, скакалкой, лентой.

Обычно дети предпочитают те упражнения, которые у них лучше получаются. Если дать мальчикам мяч, они чаще начинают с ним пытаться играть в футбол, но, как правило, это проявляется в сильных ударах по мячу. Если девочкам в руки попал мяч, чаще всего они начинают повторять упражнения из «школы мяча».

Так как центр тяжести у девочек находится ниже, чем у мальчиков, они легче справляются с упражнениями на равновесие. Если есть бревно, мальчики по нему лучше побегают, спрыгивают с него, в то время как девочки будут по нему медленно ходить, может быть с поворотами, получая от этого удовольствие.

Известно, что жизненная емкость легких, сила мышц рук и туловища больше у мальчиков, разнятся и антропометрические данные мальчиков и девочек.

По данным Э.С. Вильчковского, девочки по сравнению с мальчиками характеризуются: большой частотой движений кистью руки; более высокими результатами во всех упражнениях, характеризующих проявление ловкости; большей гибкостью в поясничном и тазобедренном суставах; большими результатами в прыжках в длину с места толчком одной ноги. У мальчиков по сравнению с девочками: большая скорость бега, на дистанциях 10, 20 и 30 м; большая выносливость к статическим усилиям; выше результаты в метаниях набивного мяча массой 1 кг.

У мальчиков лучше развита первая сигнальная система – врожденные психические показатели, рефлексы. Гормон тестостерон тормозит развитие центра головного мозга, отвечающего за развитие речи. Поэтому, когда мы просим мальчика дать оценку движению, что очень важно в интеллектуальном развитии, то речь его отрывиста, он помогает себе жестами. У девочек же вторая сигнальная система – приобретённые психические образования – речь, раньше становится ведущей, поэтому девочки лучше воспринимают словесные пояснения. Мальчики более уверенно ориентируются в новой обстановке, но меньшее значение отдают подчинению правилам, они менее терпеливы и аккуратны. Девочки же очень стремятся подчиняться правилам, которые введены, тщательно планируют свою деятельность.

Мальчишескую двигательную активность отличают простота, угловатость, силовой атлетический стиль, целенаправленность, отсутствие вычурности, элементы атаки, нападения, преследования. Движения девочек чаще всего бывают пластичными, плавными, немного вычурными, с разнообразной жестикуляцией и мимикой, осторожные, танцевальные, более координированные, чем у мальчиков.

Занимаясь в семье физическими упражнениями необходимо учитывать физиологические особенности детей и использовать разный подход к занятиям.

  • Подбор упражнений. Мальчики могут выполнять упражнения на силовых тренажёрах, а девочки – с лентами.
  • Дозировка . Например, девочки отжимаются 5 раз, а мальчики 10 раз.
  • Время занятий также дифференцируется. Например, девочки прыгают через скакалку 1 минуту, мальчики 1,5 минуты.
  • Подбор оборудования. Н апример, девочкам легкие гантели, а мальчикам более тяжелые.
  • Различия в обучении сложным двигательным движениям. Существует ряд упражнений, которыми мальчики овладевают легко, в то время как у девочек они вызывают значительные трудности и требуют большего времени для овладения ими (например, метание на дальность легче дается мальчикам, и наоборот, прыжки на скакалке – девочкам.
  • Пространственные ориентировки. Мальчикам необходимо больше пространства, чем девочкам, т.к. для них характерно дальнее зрение, а для девочек ближнее.
  • Требования к качеству выполнения заданий. От мальчиков требуется большая четкость, ритмичность, затрата дополнительных усилий, а от девочек – больше пластичность, выразительность, грациозность.
  • Оценка деятельности. Для мальчиков важно, что оценивается в их деятельности, а для девочек – кто их оценивает и как. Для мальчиков слово «молодец» эмоционально значимо, а для девочек следует подбирать слова с более сильным эмоциональным компонентом «Ты лучшая в этом движении», «Ты была похожа на балерину», «У тебя очень мягкие движения рукой, кистью», «У тебя самое бесшумное приземление».
  • Чаще напоминаем мальчикам о способах выполнения, о требованиях к качеству. Занимаясь с девочками, чаще прибегаем к образцу, имитации, словесным указаниям.
  • Также необходимо учитывать психологические особенности возраста детей при выборе определённых заданий. Например, девочки лучше выполняют задания на пространственную точность на пятом и шестом годах, а мальчики – на седьмом году жизни.

Следует помнить, что необходимо учитывать не только половые, но и индивидуальные особенности, склонности и интересы детей, так как иногда девочки проявляют способности к упражнениям с видимой «мальчишеской» направленностью, и наоборот. Поэтому не стоит подавлять стремление детей заниматься определенным видом двигательной деятельности. Половая принадлежность не должна использоваться в качестве довода против какой-то двигательной деятельности.

Несмотря на то, что при рождении у мальчиков в среднем больше масса тела, рост, удельный вес мускулатуры, уже в течении первого месяца жизни девочки чаще всего опережают их в общем развитии – и такая тенденция сохраняется на протяжении нескольких лет.

Психологи утверждяют единогласно: мальчики и девочки существенно различаются как в физическом, так и интеллектуальном развитии, у них разные интересы.

У девочек выше показатели в сохранении раавновесия, гибкости, развитиии мелкой моторики. Зато мальчики дальше прыгают в длину с места, быстрее бегают, у них лучше показатели в метании на дальность.

У девочек в большей степени развиты тактильная чувствительность и обояние. Мальчикам сложнее адаптироваться, и они чаще подвержены неврозам. Девочки предпочитают более спокойную деятельность, характерную для женщины: рисование, игра с куклами. Мальчиков же привлекает движение, активность, поэтому нередко они берутся за все сразу, не доводя до конца ни одного из начатых дел. И если их деятельность не находится под руководством взрослого, она напоминает бессмысленную беготню, что очень скоро начинает раздражать родителей. Однако наказывать малыша, заставляя долго сидеть на одном месте нельзя. Помните: ребенок не может не двигаться – это его естественная физиолгическая потребность.

Благодаря физической активности тренируется сердечно-сосудистая система, формируется правильное дыхание, увеличивается жизненная емкость легких, повышается общая выносливость организма.

Вывод очевиден: необходимо наполнять движение ребенка смыслом, учитывая его пол, возмможности и предпочтения. От этого зависит формирование личности, а именно: отзывчивость, стремление к красоте, физические качества (гибкость, пластичность) – как предпосылки будущей женственности; смелость, решительность, ловкость, сила – как задатки мужественности.

Двигательные предпочтения мальчиков и девочек

Какие простейшие тренажеры будут способствовать развитию физических навыков и качеств, реализуют потребность ребенка в движении и укрепят его здоровье?

  • упражнения с мячом. Один из основных и самых простых тренажеров для дома, развивающий координацию, - мяч. Для девочки хороши следующие упражнения: «подбрось и поймай», «отбивание мяча от пола двумя руками», элементы игры в волейбол. Для мальчиков: «подбрось и поймай» с хлопком, элементы игры в футбол и в баскетбол.
  • прыжки через скакалку. В большей степени подходят для девочек, но освоить их могут и мальчики. Развивает равновесие, координацию и чувство ритма. Вот несколько вариантов прыжков: на двух ногах, параллельно считая прыжки; вперед – назад; на одной ножке и в паре.
  • упражнения с обручем. Девочки пусть учатся вращать обруч вокруг талии, а мальчики на руке, а также пробегать через катящийся обруч, проявляя ловкость и быстроту.

Кроме того, для мальчика можно приобрести детские эспандеры, легкие гантели – чтобы он стал сильнее.

Спортивный уголок у вас дома

В детском гимнастическом уголке могут заниматься и сын, и дочка. Позаботьтесь о мягком покрытии пола и обеспечьте надежную страховку для предотвращения падений с высоты.

Лазание по гимнастической лестнице, по канату развивает ловкость, тренирует вестибулярный аппарат. Кроме того, девочкам будет полезно висеть на кольцах – это укрепляет мышцы спины и предотвращает нарушение осанки. Мальчикам – переворачиваться на турник и подтягиваться.

Используя простейшие тренажеры и личный пример, вы не только приобщите ребенка к здоровому образу жизни, разовьете его двигательные навыки, но и сформируете адекватную полу модель поведения и специфические мужские или женские черты.

Но самое ценное – это общение, совместная деятельность, которая сближает родителей и детей, помогает лучше понять друг друга и дарить незабываемые минуты радости.

error: Content is protected !!