Творческие игры. Психологические игры на развитие креативности (творческого мышления) Интересные творческие задания для детей

Творческие игры

Есть игры, которые определяют творческие возможности всех вместе или каждого в отдельности. В таких играх надо выйти и нарисовать картинку, показать пантомиму, придумать историю или показать шуточное представление. Бывает, что не сразу находятся желающие участвовать в таких играх. Ребята стесняются друг друга, боятся проявить себя, показаться смешными или нелепыми. Все зависит от тебя. Надо растормошить, убедить, заманить, вовлечь компанию в игру. Останови любителей насмехаться над приятелями, иначе ни одна игра не сложится.

Принцесса была… ужасная!

Кто? Кто затейник?

Художественное чтение

Продолжение веселых розыгрышей с набитым чупа-чупсами ртом. Доброволец получает столько леденцов, сколько в рот помещается. После этого ему дают книжку и просят почитать с выражением. Лучше всего подходят стихи. Придерживая леденцы за палочки, конкурсант пытается выполнить задание. Это очень смешно. Но продолжение еще более веселое. Услышанное и переведенное с «тарабарского» языка записывает другой конкурсант. Когда первый заканчивает, второй читает вслух то, что понял. После этого для сравнения читается оригинал. Все участники награждаются аплодисментами.

Я – звезда Голливуда!

Существует легенда, что великий оратор античности Цицерон в детстве обладал очень плохой дикцией. Для того чтобы ее улучшить, он клал в рот овальные ровные камушки и, превозмогая неудобство, старался чисто выговаривать слова. Вот и вы попробуйте провести такое занятие. Соревнуется несколько конкурсантов. Каждый произносит как можно чище и эмоциональней фразу: «Я – звезда Голливуда!» После этого упражнение усложняется: каждый получает и кладет в рот по одному, потом по два, потом по три леденца на палочке, каждый раз повторяя эту фразу.

Конкурс продолжается до тех пор, пока конкурсанты с набитым ртом в состоянии произнести что-то похожее на заданную фразу. Призом для конкурсантов служат полученные леденцы. Важное дополнение. Пусть маленькие конкурсанты, пока соревнуются, придерживают леденцы за палочки, чтобы, чего доброго, не подавиться.

«Загадочный» приз

Дай ребятам, сидящим за столом, объемистый сверток и скажи, что внутри находится приз. Но получить его сможет лишь тот, кто справится с заданием, спрятанным под оберткой. Желающий снимает обертку и обнаруживает загадку, написанную на листочке и приклеенную к краям следующей обертки. Если конкурсант знает отгадку, он произносит ее вслух. При верном ответе он может снять следующую обертку, но… под ней оказывается не приз, а следующая загадка. Отгадавший продвигается вперед до тех пор, пока его ответы верны. Но если он не знает правильного ответа, то читает загадку вслух. Игру продолжает тот, кто даст правильный ответ. Чем больше будет слоев обертки, тем интереснее. Их должно быть не меньше десяти.

Приз – в студию!

Этот конкурс требует подготовки. Надо подобрать предметы, которые станут призами для самых проницательных.

Для конкурса понадобятся четыре непрозрачных пакета. Поставь или повесь их рядом. На каждом из них по одной букве: «П», «Р», «И», «З». Вместе они образуют слово «ПРИЗ». Сообщи всем, что в каждом из этих пакетов есть выигрыш! И его название начинается с буквы, обозначенной на пакете. В первом туре разыгрывается буква «П». Значит, приз начинается с «П». В пакете может лежать пенал, пистолет, паровоз, пушка, паззл, пакет, помада, парик, постер и т.д.

Призы на «Р»: ручка, ремень, ракушка, резинка, роман (книга), рубашка, рюкзак, рулон туалетной бумаги. Придумай, что можно положить в два последних пакета. Разыгрывать призы можно в течение всего праздника. Принимаются устные ответы или записочки. В этом случае лучше подвести итоги в конце вечера.

Обезьяна

Игра, в которой без фантазии не обойтись. Все желающие развлечься делятся на две команды. Игроки первой команды совещаются и загадывают какое-нибудь слово одному из игроков второй команды. Узнав слово, игрок старается показать его значение жестами, чтобы члены его команды назвали загаданное. Ни слов, ни звуков издавать нельзя.

Как только слово будет отгадано, команды поменяются местами. Чем младше участники игры, тем проще и точнее надо загадывать слово. Взрослым игрокам можно загадать название фильма или книги.

Как тебя зовут, красавица?

Если в гости придут девочки, то они с удовольствием примут участие в розыгрыше такого приза. Тебе надо подготовить красивую куклу.

В начале праздника объяви, что тот, кто угадает имя куклы, которая находится на видном месте, получит приз. Имя куклы написано на бумажке и вложено в запечатанный конверт, который она держит в руках. Рядом стоит небольшой ящичек или коробка, и в него каждый желающий может положить бумажку со своим ответом и своей фамилией. Если одинаковых ответов будет несколько, то призы получают все ответившие правильно или же проводится дополнительный конкурс. Если же правильный ответ так и не получен, ведущий дает подсказку: «Это имя популярной телеведущей» или «Это имя встречается в фильме …».

Через пять точек

Через пять точек Сложи стопкой одинаковые листки бумаги и проколи их насквозь иголкой в пяти местах. Каждый участник игры получает листок и отмечает на нем проколы точками. Потом делает рисунок – любой, но так, чтобы линия рисунка прошла, не прерываясь, через пять точек. Это соревнование не только в умении рисовать, но и в сообразительности, богатстве фантазии.

Конкурс «Бальное платье»

Вызови две пары и предложи изготовить «бальное платье», используя только газеты, скотч, скрепки и ножницы. Победителей определяют другие гости. Здесь также надо провести «дефиле» и комментарий «модельера». На изготовление платья понадобится минут 10–15. Чтобы остальные не скучали, в это время проведи конкурс художников.

Вот так зоопарк!

Много веселых минут подарит соревнование художников… с завязанными глазами. Предложи ребятам нарисовать всяких животных фломастером на листах ватмана. Каждому конкурсанту завязывают глаза и по секрету сообщают название животного, которое он должен изобразить. Конкурс продолжается 1–3 минуты. Чтобы «зоопарк» получился представительным, участников конкурса должно быть не меньше 5 человек. Сколько радости будет у ребят, когда они увидят свои «художества»! «Зоопарк» можно оставить на память победителю конкурса.

Курочка Ряба

Этот творческий конкурс проходит обычно очень эмоционально и зрелищно. Для его проведения подготовь небольшой реквизит: платок для Бабы, шляпу или треух для Деда, смешной берет с гребешком и яркий платок на плечи для Курочки Рябы, «золотое» яичко, пластиковый контейнер для двух десятков яиц.

Предложи ребятам разыграть сказку «Курочка Ряба». Начни с распределения ролей. Если на каждую роль находится немало добровольцев, то проходит конкурсный отбор. Все взрослые – родители, старшие братья и сестры – члены отборочной комиссии. Назначается исполнитель только после трех туров.

Первый тур: претенденты под музыку показывают, как Дед ходит. Второй тур: что Дед делает, какую работу выполняет. Третий тур: как он разговаривает с Бабой – хвалит ее или ругает. После каждого тура претендентов становится все меньше и меньше. Кто достоин получить роль, решает «отборочная комиссия» (громко или не очень громко хлопая в ладоши). Так же выбирается и исполнительница (или исполнитель, что вполне возможно и даже забавно) роли Бабы. А вот для Курочки Рябы особые требования: в первом туре претенденты на роль должны показать, как курочка кудахчет, во втором – как ищет червяка или зернышко, в третьем – как позовет Деда и Бабу, когда снесет яичко.

После того как все роли будут распределены, предложи исполнителям переодеться. Можно ограничиться и небольшим набором реквизита, но лучше проявить фантазию и дать Деду русскую яркую рубаху, сапоги, бороду на веревочке и т. д. Для Бабы подойдут старые бабушкины кофты, боты типа «Прощай, молодость!», старый шерстяной платок. Попробуй справиться с ролью ведущего.

Ведущий начинает: «Жили-были Дед да Баба». Дед и Баба, по подсказке ведущего, имитируют далее «трудовой процесс». Дед, например, рубит дрова, а Баба стирает. «И была у них Курочка Ряба», – продолжает ведущий. Курочка Ряба, стоя в центре, кудахчет и машет «крыльями». Ведущий смотрит некоторое время, а потом говорит, совсем как режиссер: «Стоп! Не годится! В таком ритме работали сто лет назад. Сейчас жизнь изменилась, скорости увеличились, работать надо быстрее. А ну-ка, попробуем в новых ритмах!» Под веселую танцевальную мелодию «артисты» начинают работать в ускоренном темпе. Выглядит это чрезвычайно забавно, а ведущий нахваливает: «Так-так, молодцы!» Но потом прерывает: «Жили-то они жили, а что потом случилось?» Зрители подсказывают: «Снесла курочка яичко!» Ведущий подвигает стул с пластиковым контейнером для яиц в матерчатом мешочке, который выглядит со стороны как подушечка. Ведущий: «Снесла Курочка Ряба яичко, сказано в сказке. Надо снести». Курочка садится на стул, машет крыльями и кудахчет. Ведущий просит ее встать и незаметно извлекает из контейнера «золотое» яичко. Он поднимает его и сообщает под аплодисменты зрителей: «Снесла Курочка Ряба яичко. Не простое, а золотое! А что дальше? Дед бил-бил…» Дед делает вид, что бьет. Ведущий просит зрителей помочь – хором сказать: «Бум-бум!» Ведущий: «Дед не разбил. А что же Баба? Тоже била!» Баба забирает яйцо и колотит по нему кулаком. Зрители помогают: «Бум-бум!» Ведущий: «И Баба не разбила!» Дед пытается у Бабы забрать золотое яичко, а та неотдает. Ведущий: «Били они, били, мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось. (Прячет «золотое» яичко.) Дед плачет, Баба плачет. Поможем нашим артистам!» Зрители громко «рыдают».

Ведущий: «Какая у нас печальная сказка получается. Кто помог Деду и Бабе, кто их выручил? Правильно, Курочка Ряба! Что она сказала?» Курочка Ряба: «Не плачь, Дед, не плачь, Баба! Я снесу другое яичко, не золотое, а простое!» Ведущий: «Раз обещала – несись! Давайте все вместе дружно поможем Рябе!» Зрители: «Ко-ко-ко!» Ведущий: «Посмотрим, как выполнила курочка обещание! Ого! (Достает под хохот зала весь контейнер для яиц.) Дед и Баба, благодарите Курочку Рябу! И стали они жить-поживать да добра наживать! Вот и сказочке конец, а кто слушал (все вместе) – мо-ло-дец!» Дети кланяются и снимают костюмы.

Фотографируем друзей

Продолжение игры «Курочка ряба». Теперь будем запоминать многофигурные композиции. Конкурсант отворачивается, а ребята составляют композицию, как для дружеской фотографии. «Фотография» замирает, и конкурсант поворачивается. Он имеет право разглядывать эту картинку в течение пяти секунд.

Такая «выдержка» у нашего «фотоаппарата». После этого вновь отворачивается, а ребята меняют что-нибудь в «фотографии»: кто-то поворачивается другим боком, кто-то сжимает руку в кулак и т.д. Водящий может повернуться. Теперь его задача – восстановить прежнюю «фотографию».

Выигрывает тот, кто выявит наибольшее количество искажений. Для того чтобы все были в равном положении, договоритесь, что игроки могут вносить в «фотографию» только десять изменений. Для тренировки проведи такой конкурс. Все внимательно смотрят на одного человека. Тот выходит из комнаты и меняет что-либо в своей одежде: расстегивает одну пуговицу, закатывает рукав и т.д. Когда он возвращается, ребята рассказывают, что изменилось.

Спроси у соседа!

Игра-шутка, вызывающая смех, удачно заполнит паузу между активными, динамичными играми. Все игроки садятся в круг. Ведущий предлагает одному из ребят спросить соседа справа: «Где Марья Ивановна?» А сосед справа отвечает: «Не знаю, спрошу у соседа». После этого он задает тот же вопрос своему соседу справа.

Вся соль игры заключается в том, как задать вопрос. А говорить надо, втягивая и закусывая губы, не показывая зубы.

Еще одно важное условие игры: все спрашивающие и отвечающие должны быть очень серьезными и вежливыми. Тот, кто засмеется, выбывает из игры. Поэтому задача играющих – «расколоть» соседа.

Шарада-спектакль

Творческая командная игра, в которой ребята продемонстрируют свои актерские способности, показывая небольшие сценки.

Предложи ребятам разделиться на две команды. Каждая придумывает такое слово, которое состоит из нескольких значимых частей. Команды загадывают слова по очереди. Игроки придумывают слово и то, как его «сыграть». Соперники должны отгадать слово, зашифрованное в сценке или пантомиме. Сценок должно быть столько, сколько «маленьких слов» в загаданном слове плюс одна, в которой слово прозвучит целиком. Если в слове получается одна буква между слогами или в конце слова, то ее могут изобразить исполнители в одиночку или вдвоем, втроем.

Букву «Ф» изобразит один участник, «М» – двое, «Ы» – трое. Чем больше выдумки, неожиданности, тем веселее представление. Если приходится играть с ребятами помладше, не обойтись без подсказок. Раздай детям готовые задания. Напиши на листах подходящие слова. А потом пусть импровизируют сами.

Предположим, что команда задумала слово баритон. Надо показать: бар–и–тон. В первой сценке речь будет идти о баре, вторая сценка будет посвящена союзу и, а в третьей будет обыгрываться слово тон. В четвертой миниатюре слово баритон должно прозвучать целиком. Задача команды соперников – догадаться, какое слово показывали ребята, найти и выбрать из потока речи главное. Например: радио–передача; бар–о–метр; кара–мель; кол–бас–а; бот–инок; кол–лекция; бар–сук; пес–тик; приз–рак; док–лад; кон–тур; с–мех.

Обычно шараду загадывают в стихотворной форме.

Мой первый слог – животное морское, За ним охотятся порой. А междометие – второй. Все – государство. Но какое? (Кит–ай) Предлог стоит в моем начале, В конце же – загородный дом. А целое мы все решаем И у доски, и за столом. (За–дача) Слог первый – лес, Второй – стихотворенье. А целое растет, хотя и не растенье. (Бор–ода)

Попробуй взять предложенные слова и придумай рифмованную шараду: мышь–як, пар–ус, по–да–рок, кит–ель, кипа–рис, кар–тина, кон–ура, о–лень, га–мак, о–сечка, семь–я, па–у–тина, ком–пас, фа–сад, воз–дух–овод, голод–ранец, метр–дот–отель, штука–турка, одер–жим–ость, сквер–нос–лов, тара–барщина, кон–цент–рация.

Если рифмовать не по силам, попроси ребят заменить слова в скобках так, чтобы «равенство» было верным: (Группа певцов) + (насекомое) = русская народная игра с пением и пляской – (хор–овод). (Отпечаток) + (практически усвоенные знания, навыки) = охотник, выслеживающий зверя, – (след–опыт). (Мера веса, равная 16 кг) + (новогоднее дерево) = порода собаки (пуд–ель).(Любимое слово вороны) + (главная карта в колоде) = головной убор (кар–туз).(То, против чего нет приема) + (нервное подергивание) = кусочек (лом–тик). (Нота) + (конечность) = рыба (ми–нога). (Наказание) + (неглубокое место) = сорт конфет (кара–мель). (Алкогольный напиток) + (атмосферные осадки) = фрукт (вино–град). (Нота) + (костяные наросты на голове некоторых животных) = путь (до–рога). (Чем является кислород) + (хвойное дерево) = антилопа (газ–ель). (Главная песня страны) + (часть света) = учебное заведение (гимн–Азия).

Немного упрости игру в шарады. Заранее напиши на листках слова, составляющие части шарад: след, пар, опыт, ус, пас, порт, пол, куль, оса, тура, сено, газ, вал, ель, док, яр, лад, марка, мышь, вес, як, точка.

Положи листки с этими словами на стол в произвольном порядке. Пусть каждый берет те два слова, которые составят шараду. Победитель тот, кто наберет больше слов-шарад.

Крокодил

Замечательная творческая игра, в которую любят играть и взрослые, и дети. В начале игры ведущий должен очень активно помогать конкурсантам, пока они не освоятся. Смысл в том, что нельзя произнести слово или фразу, а можно только ее показать. Сначала оговаривается, что? игроки будут показывать: только одно слово или целую фразу. Играют в «Крокодила» и командами, и каждый за себя.

Игра проходит оживленно, если использовать цитаты из известных детских песенок. Можно играть на время: кто быстрее покажет свою строчку (4–6 слов). Зрители должны быть очень внимательными и, как только догадаются, сразу же произнести предполагаемое слово. Конкурсант внимательно слушает ответы зрителей и четко указывает угадавшего. Диалог начинается с того, что конкурсант на пальцах показывает, сколько в его фразе слов. Зрители должны ответить. Потом на пальцах игрок показывает, какое слово из цитаты он будет показывать. Это делается для того, чтобы начать игру с более легкого слова.

  • Если игрок показывает кулак, это значит, что корень слова угадан.
  • Если машет сзади рукой, изображая птичий хвостик, это значит, что окончание неверно.
  • Хлопок по пальцам вытянутой руки значит неверную приставку.
  • Вытянутая вперед рука – будущее время, рука, откинутая назад, – прошедшее время.

Если игра проходит с участием команд, зрители помогают конкурсанту. Тогда игрок и зрители являются членами одной команды и отгадывают задание другой команды.

Кто же я такой?

Для проведения этой игры тебе нужны будут прищепки и таблички, на которых написаны названия любых предметов или животных. Вместо надписей можно использовать рисунки. Предложи всем ребятам встать в одну линию, а сам пройди за их спинами и повесь каждому с помощью прищепки небольшую табличку. Никто из ребят не должен знать, какую роль он получил. После этого попроси всех только отвечать «Да» или «Нет». Каждый за один выход может задать три вопроса.

Например: «Я – предмет?», «Я – живое существо?», «Я – домашнее животное?» После этого можно предположить, кто он, но в случае неправильного ответа игрок выбывает. Поэтому лучше отвечать, только если уверен в своем решении. Игра проводится в четыре тура. Максимальное количество вопросов – двенадцать. Каждый правильно угадавший получает небольшой приз.

Угадай, сколько?

Рядом с куклой поставь прозрачную банку с орехами или карамельками (в обертках). На банке сделай надпись: «Угадай, сколько?» Свои ответы, написанные на бумажке, все должны опускать в ту же коробку, куда они складывали ответы с предполагаемым именем куклы. Банку заполни не менее чем на две трети. Чем больше предметов, тем меньше вероятность одинаковых ответов. Итоги обоих конкурсов подводятся одновременно, в конце праздника. За правильно угаданное количество орехов или конфет победитель может получить всю банку. Это условие конкурса можно огласить в начале праздника или написать на банке. А если никто не угадает точное количество? Тогда можно назвать победителем того, кто указал число, наиболее близкое к правильному.

Еще одна забава с пантомимой

Купание слона В ней участвуют четыре человека. Трое выходят за дверь. Оставшийся разыгрывает пантомиму о том, что сейчас он будет мыть слона. Возвращается один человек, он внимательно смотрит за всеми движениями «мойщика» и затем должен повторить их второму, а тот – третьему игроку. В конце представления все четверо по очереди объясняют свои версии того, что же они делали.

Оправдание позы

Конкурс развивает фантазию и мимические способности. Предложи всем участникам праздника встать в круг, а потом повернуться направо. После этого попроси ребят бежать по кругу.

По команде «Стоп!» они должны мгновенно остановиться и замереть в той позе, в которой их застанет команда. Хлопками и командами нужно ускорить движение игроков, а затем неожиданно крикнуть: «Стоп!» Участники останавливаются в самых разнообразных позах. Теперь попроси всех представить себе, что они до этого не бежали, а занимались совершенно другими делами. Какими? Вот это и нужно нафантазировать, исходя из той позы, в которой они находятся.

Предложи участникам: «Пусть ваше тело подскажет вам, что вы делали. И исходя из этого, продолжите ваше действие». Получаются интересные мимические сценки. Самые оригинальные поощряются призами.

Соловьи-разбойники

В этом конкурсе участникам нужно показать свою удаль молодецкую и свистнуть так, чтобы ни у кого не оставалось сомнений: «Вот он, соловей-разбойник!» Когда все претенденты на это звание себя показали и приз вручен, предложи конкурсантам забыть, что они «разбойники», пусть станут просто «соловьями».

Побеждает тот, кто:

  • сумеет красиво подражать птичьему свисту;
  • сможет насвистеть какую-нибудь известную мелодию;
  • насвистит лучше всех мелодию после прослушивания фонограммы.

«Прикольный» рассказ

Это забава, в которой могут участвовать сразу все желающие, и все становятся соавторами. Накануне составь небольшой рассказ о предстоящем празднике или о каком-нибудь событии. Замени все использованные в рассказе прилагательные на многоточия. Во время праздника попроси ребят назвать любые прилагательные и впиши их вместо многоточий в той очередности, как ребята их произносят. Получившийся забавный коллективный рассказ зачитай. Чаще всего рассказ ожидает шумный успех.

Принцесса была… ужасная!

В компании ребят любого возраста, среди девочек и мальчиков очень весело проходит этот конкурс. Для конкурса подготовь два рисунка силуэта принцессы на листах ватмана и фломастеры.

Сообщи участникам конкурса: «А сейчас вы, юные художники, поможете мне дорисовать прекрасную принцессу. Я не успел нарисовать ее лицо и раскрасить платье».

Ребята делятся на две команды. Капитанам завязываются глаза, вручаются фломастеры. Их подводят к листам ватмана, на которых нарисованы силуэты принцессы. Капитаны рисуют, а команды подсказывают им. Царит веселая неразбериха, слышны только: «Нос выше, ниже, губы левее!» и громкий смех. Через 2–3 минуты ведущий предлагает «художникам» взглянуть на картины. Принцессы действительно получаются ужасными, но очень смешными.

Кто? Кто затейник?

Эта игра вызывает массу восторгов, если ребята внимательны и им удается четко, точно повторять движения и ставить в тупик водящего. Только следи за тем, чтобы у ребят не закружилась голова – им не следует долго идти в одну сторону.

Для игры выбирают водящего, а в тайне от него – «затейника». Водящий встает в центр круга. Все остальные встают в хоровод, поворачиваются направо и идут по кругу. «Затейник» среди них, он поднимает и опускает руки, сгибает их в локтях, вытягивает в стороны незаметно для водящего, когда тот отворачивается. Водящему трудно определить, кто «затейник», если все дети внимательно и четко повторяют движения за «затейником». Чтобы не выдать того, кто задает движения, каждый должен смотреть только на идущего впереди товарища. У водящего есть три попытки найти «затейника». Если он угадывает, то «затейник» становится водящим.

Развивающие задания для младших школьников на занятиях в творческом объединении художественной направленности

Опыт работы педагога дополнительного образования. Методический материал

Соколова Светлана Сергеевна, педагог дополнительного образования, МБУ ДО Центр детского творчества п. Сява, Нижегородской области.

Цикл развивающих занятий для младших школьников представляет собой комплекс специально разработанных игр и упражнений, направленных на развитие памяти, внимания, восприятия, речи, мышления, творческого воображения, активности.
Работать с предложенными заданиями можно в группах продленного дня, отдельные упражнения учитель может использовать как дополнительный материал к урокам изобразительного искусства.
Данный материал можно рекомендовать родителям, которые уделяют внимание развитию детей.

Цель: создание условий для развития творческих способностей детей.
Задачи:
- знакомство с ролью, организацией и содержанием развивающих заданий на занятиях в детском творческом объединении.
- развитие творческого потенциала каждого ребенка.
- создание непринужденной комфортной атмосферы на занятии.

Место и роль развивающих заданий на занятиях творческого объединения «Палитра» художественной направленности

Мир, окружающий ребенка, становится год от года все разнообразнее и сложнее и требует от него не шаблонных, привычных действий, а подвижности мышления, быстроты ориентировки, творческого подхода к решению больших и малых задач. Поэтому одной из определяющих задач воспитания становится задача формирования и развития творческих способностей детей.
Под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности личности, которые выражаются не только в имеющихся у человека знаниях, умениях и навыках, но и проявляются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности. По исследованиям психологов, творческий процесс протекает одинаково как у ученого, совершающего открытия в науке, так и у ребенка, занятого, например, построением из мозаики новой фигуры. Творческая работа детей протекает на уровне субъективной новизны - «открытия для себя». Совершаемые ребенком «открытия для себя» - основа будущей творческой деятельности человека. В основе любой творческой деятельности лежит хорошо развитый интеллект. Важно обеспечить такую организацию учебно-воспитательной работы, при которой наиболее продуктивно развивались бы познавательные психические процессы: восприятие, внимание, мышление, речь, воображение, выявились бы творческие способности детей, индивидуальность каждого ребенка, что, в конечном счете, развивает интеллект ребенка.
В период с 7 до 10 лет активно развиваются творческие возможности ребенка: воображение, творческое мышление, любознательность; формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы. Ребенок становится более активным, самостоятельным, начинает проявлять интерес к разным явлениям окружающего мира.
У детей младшего школьного возраста наблюдается всплеск творческой активности, тяга к познанию и исследовательской деятельности. Чем разнообразнее содержание деятельности ребенка, тем большее количество социальных ролей он получает для социального опыта, тем разностороннее он развивается.
Поэтому педагогически очень важно не упустить это время и максимально использовать его для выявления и развития способностей каждого ребенка.
Способности развиваются только в деятельности. Безусловно, в кружке художественной направленности нет возможности охватить все стороны развития ребенка в одинаковой степени или учесть все интересы и потенциальные способности каждого ребенка. Однако можно создать условия для развития творческих способностей детей на занятиях кружка и одним из эффективных средств этого являются развивающие задания, включающие в себя игры, т.к. в младшем школьном возрасте игра по-прежнему занимает одно из важнейших мест в сознании и деятельности детей и является наиболее освоенной ими деятельностью.

Организация развивающих заданий на занятиях

Развивающие задания проводятся от 5 до 10 минут на занятиях кружка. Продолжительность выполнения заданий определяется уровнем развития и подготовленности каждого ребенка и группы в целом.
Учитывая интересы детей, опираясь на свои возможности и умения, педагог определяет задачи конкретного задания и выбирает наиболее целесообразные методы и приемы работы. Возможны варианты усложнения или облегчения заданий. При этом педагог должен четко определять те знания, умения и навыки, которые нужно формировать, основываясь на уже имеющихся.
Задания, приведенные в данной работе, просты, коротки и ясны. Педагог лишь направляет и стимулирует развитие способностей ребенка в нужном направлении.
Развивающие возможности предлагаемых заданий не всегда равноценны, результат не всегда виден сразу, однако большинство из заданий направлены на развитие таких качеств, как любознательность и умение выражать свои мысли, т.е. тех качеств, которые нужны ребенку в дальнейшей жизни.
Очень часто при общении детей и взрослых преимущественно говорят взрослые, однако крайне важно уметь слушать ребенка и вызывать его на разговор. Игры - задания способствует расширению словарного запаса и активизации речевой деятельности ребенка.
Многие задания и упражнения способствуют развитию логического мышления ребенка. Ребенок учится определять, сравнивать, узнавать назначение, устанавливать причинную связь между явлениями.
Постепенно развивается готовность к познанию окружающего мира, умение рассуждать: развивается моторика и координация движений. Дети начинают лучше ориентироваться в окружающей обстановке, лучше сосредотачиваться, их поведение становится более независимым, самостоятельным.
Способность ребенка к восприятию мира будет развиваться, если научить его замечать детали окружающей обстановки. Эта способность очень важна для умственного развития ребенка - ведь любознательного ребенка легко увлечь, если он научился внимательно наблюдать и оценивать явления, происходящие в жизни.
Много заданий связано с использованием изобразительных средств, поскольку изобразительное искусство оказывает сильное воздействие на развитие детского ума. Детские рисунки, как ничто другое, отражают мироощущение ребенка.
Ребята знакомятся с играми, которые все больше и больше увлекают их, дети начинают сами придумывать свои варианты, добавляя к ним новые детали.
Педагогу необходимо совершенствовать игротехнику, которая помогает поддерживать интерес к игре, к выполнению различных заданий.
Необходимо помнить и о способах стимулирования детей: оценить результат выполненного задания; похвалить за оригинальность, нестандартность решения задачи, выделив творческие моменты.
Игра составляет основу развивающих заданий, приоритетными задачами которых являются:
- выявление личностных и творческих особенностей каждого ребенка.
- развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления, воображения.
- развитие эмоционально-волевой сферы.
- формирование и развитие таких качеств личности, как: самостоятельность, инициативность, творческая активность.
- развитие коммуникативных умений и навыков.
- расширение кругозора ребенка, формирование его интересов и потребностей.

Сущность и особенности развивающих заданий на занятиях творческого объединения

Развивающими задания названы так не случайно, так как при всем своем разнообразии они исходят из общего замысла занятий и обладают характерными особенностями.
1. Задания даются ребенку в различной форме: письменной или устной инструкции, плоского рисунка - и таким образом знакомят детей с разными способами передачи информации.
2. Задания расположены в порядке возрастания сложности, по принципу «от простого - к сложному».
3. Задания имеют широкий диапазон трудностей: от доступных - до сложных. Поэтому они могут возбуждать и поддерживать интерес в течение продолжительного времени.
4. Большинство заданий ориентированы на самостоятельное исполнение, что развивает активность и ответственность ребенка.
5. Алгоритм выполнения заданий обладает достаточной вариативностью, что предоставляет ребенку возможность для выбора самостоятельного решения, для поиска нестандартного подхода к поставленной задаче.
6. Развивающие задания также варьируются с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка. Необходимо ориентироваться на «зону ближайшего развития ребенка», предлагать задания такой степени сложности, которые вызывали бы у ребенка посильное умственное напряжение и способствовали его дальнейшему развитию.
7. Результаты деятельности ребенка выражаются в конкретной, видимой, осязаемой форме: в виде рисунка, узора, решенной задачи.

1 блок «Интеллектуальные игры»

Задачи блока: развитие внимания, восприятия, речи, памяти, мышления
1. Придумай загадку к слову (карандаш, альбом, кисточка, краски)
2. Объясни и истолкуй пословицы, образные выражения, фразы («Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Видеть в розовом цвете», «Черный день»)
3. Игры со словами и в слова.
А) «Наборщик»
Составить новые слова из букв предложенного слова (рисунок, композиция, акварель, палитра, смешение и пр.)
Б) «Слоговое лото»
Составить из слогов слова и фразы. (Зо. о. ло. Пер. снег. та. сень. я. вый. при. Гра. ли. чи. те. ле. («Золотая осень», «Первый снег», «Грачи прилетели»)
В) Кроссворд (зашифрованные понятия, термины, ответить на вопросы-загадки и пр.)
Г) Ребусы, шарады, анаграммы, логарифмы. Зашифрованные понятия и термины.
Д) «Цепочка слов»
Каждое следующее слово должно начинаться с последней буквы предыдущего. Пятно-объем-мазок- кисть-точка-акварель-линия и так далее.
Е) «Слово рассыпалось»
Составить из букв слово Рискак (краски), кизэс (эскиз), алаптир (палитра), стал (лист)
З) «Четвертый лишний»
- Синий, зеленый, красный, фиолетовый
- Палитра, иголка, кисть, карандаш.
И) «Повтори и добавь слово»
Назвать слова по заданной теме. Ребенок повторяет уже названные в том же порядке и добавляет свое. Рисунок. Рисунок, кисть. Рисунок, кисть, эскиз, и так далее.
К) «Скажи наоборот»
Подбор слов-антонимов. Яркий - бледный, теплый - холодный, симметрия – ассиметрия.
4. Игра «Хорошо-плохо»
Оценить предметы с разных сторон, выделив положительные и отрицательные свойства и качества предмета, явления. Ластик, карандаш, альбомный лист, гуашь и прочее.
5. «Игра «Сравни предмет»
Найти сходство и различие между предметами, понятиями и явлениями. Цветные карандаши и краски; картина и скульптура; симметрия и ассиметрия.
6. Мозаики - пазлы.
Вскрыть упаковку, запомнить картинку, высыпать элементы, обязательно перемешать их и собрать картинку по памяти.
7. Дидактические игры. Словесные игры-загадки, задачи- предположения.

2 блок «Минуты фантазии»

Задачи блока: развитие творческого воображения, активности.

1. «Представь и услышь»
Представь и расскажи о: высохшей краске, сломанном карандаше.
2. «Представь и нарисуй»
Настроение кисточек, вымытых после работы; любимый цвет, цвет смеха - доброты, злости.
3. «Представь и попробуешь»
Представить и описать вкус: разной краски (акварели или гуаши; голубой и розовой)
4. «Представь и ощутишь запах»
Представить и описать запах: натюрморта.
5. «Вообрази себя»
Представить себя кем-то или чем-то и описать свою жизнь (или нарисовать). Знаменитым художником.
6. «Нарисуй предмет»
Придумать сюжетную картину, связанную с темой занятия, дорисовав предметы из предложенных геометрических фигур.
7. «Модель»
Придумать новую модель: кисточки, альбома и других предметов.
8. «Сочини сказку»
Это задание можно "использовать на любом занятии без учета темы. Педагог предлагает детям:
- придумать название к прочитанным отрывкам;
- придумать продолжение сказки;
- составить сказку наоборот (Сказка о добром волке и злых поросятах);
- придумать сказку на новый лад;
- описать характер героев и пр.

3 блок «Играем вместе»

Задачи блока: развитие внимания, волевых качеств личности, коммуникативных умений и навыков, творчества.
Блок включает перечень заданий, которые конкретизируются с учетом тем занятий.
«Цветные сороконожки» - игра на закрепление знаний о цвете
«Краски» - игра для сплочения детского коллектива
«Три веселых краски» - игра для развития внимания
«Рисуем кота» - игра на закрепление навыков рисования
«На что ЭТО похоже» - игра на развитие воображения и фантазии
«Веселые человечки» - игра на координацию движений
«Нарисуй картинку палочками» - игра на умение выделять форму предмета


Игра «Цветные сороконожки»
Группа детей делиться на две команды. В каждой команде выбираются Художник, Вода, Кисточка, Краски: Красная, Оранжевая, Желтая, Зеленая, Голубая, Синяя, Фиолетовая - «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан»
Задача участников игры: под текст ведущего выстроится по порядку, при этом встать затылок друг другу, наклонится, одну руку дать игроку, стоящему сзади (рука идет между ногами), вторую игроку, стоящему впереди, который протягивает свою руку тоже между ногами. Свободными остаются по одной руке у первого и последнего игроков. Таким образом, не размыкая рук, команды должны добраться до кеглей (кубиков) под текст ведущего, затем вернутся на место старта, пройдя путь опять наклонившись. Чья команда придет раньше другой, та является победительницей.
Текст ведущего (читает медленно, чтобы дети успевали выстраиваться):
«Проснувшись рано утром, Художник задумал нарисовать картину, налил Воды…, приготовил Кисточку…, разложил перед собой краски: Красную…, Оранжевую…, Желтую…, Зеленую…, Голубую…, Синюю…, Фиолетовую. Художник приступил к работе (в это время дети бегут к кеглям, обегают их или выстраивают кубики). Нарисовал картину (дети передвигаются к месту старта). Уф – ф. Хороша картина!»


Игра «Краски»
Игра интерпретирована по типу игры «Зоопарк».
Для проведения игры ведущий ставит ребят в круг. Они должны взять друг друга под руки и образовать плотное кольцо.
Условия игры: затейник называет каждому ребенку на ухо какой - нибудь цвет краски: красный, желтый, бледно синий, и так далее, или какую либо краску: гуашь, акварель, масляная и прочее. Затем начинает произносить вслух, игрок услышавший своё слово, должен резко, всем своим весом зависнуть на руках соседей и вырваться из круга. Остальным нужно быть очень внимательными и стараться никого из круга не выпускать. Так проиграть несколько раз. Вся штука заключается в том, что в последний раз только двум участникам ведущий говорит названия красок или цветов, например: одному – фиолетовый, другому – черный, а остальным – красный! Но они об этом не знают!


Игра «На что это похоже?»
Дидактическая задача: развитие воображения и фантазии детей через изображение различных предметов с помощью геометрических фигур.
Игровой материал: карточки со схематичным изображением различных предметов.
Ход игры.
Педагог по очереди показывает детям несколько карточек и предлагает им придумать, на какие игрушки или предметы похожи изображения на карточках. Спрашивая детей, педагог обращает внимание на то, чтобы ответы не повторялись; следует особо отличать оригинальные ответы. По окончании опроса педагог предлагает детям самостоятельно нарисовать из геометрических фигур различные предметы, состоящие из:
- кругов;
- треугольников;
- квадратов;
- треугольников и квадратов;
- треугольников, квадратов и кругов.
Комбинации геометрических фигур могут быть различными.
Дети могут играть, выполняя задания индивидуально или в составе микрогруппы.


Игра «Веселые человечки»
Дидактическая задача: развитие воображения, координация движений, умения соотносить позы человека с их схематическим изображением.
Игровой материал: карточки с изображением человека в различных позах.
Ход игры.
Педагог объясняет правила, согласно которым все дети должны двигаться по комнате, а по команде: «Раз, два, три - замри!», - остановиться. Произнося эти слова, педагог показывает детям одну из карточек с изображением схемы человека в определенной позе (например: ноги вместе, правая рука вниз, левая рука в сторону), дети должны замереть в такой же позе. Игра повторяется несколько раз, но каждый раз с новой карточкой. Вместо отсчета можно использовать музыкальный сигнал (включение фонограммы на магнитофоне).


Игра «Три веселых краски»
Играющие вслед за ведущим читают стихотворение и выполняют соответствующие движения. Повторить несколько раз, ускоряя каждый раз темп.
Три веселых краски (показать одной рукой три пальчика, улыбаясь)
Гуляли по двору (шаг на месте)
Три веселых краски (показать три пальчика)
Затеяли игру:
Делали головками -
Ник - ник - ник, (Повернуть голову в стороны три раза)
Пальчиками ловкими
Чик - чик - чик! (Щелкать пальчиками три раза)
Делали ладошками -
Хлоп - хлоп - хлоп, (хлопать ладошками три раза)
Топали ножками -
Топ - топ - топ! (Топать ножками три раза)
После последнего раза можно закончить так:
Вдруг закапали капли (Хлопки)
Пошел дождь (аплодисменты, переходящие в овации)


Игра «Рисуем кота»
Выбирается игрок, ему завязывают глаза, и он рисует мелом на школьной доске под диктовку.
Нарисуй-ка круг большой,
Сверху маленький такой.
На макушке - ушка два -
Это будет голова!
Нарисуем для красы
Попышней ему усы.
Вот пушистый хвост готов...
(Снимается платок, и участники видят свою фотографию или свое отражение в зеркале)
Ты прекрасней всех котов!!!


Игра «Нарисуй картинку палочками»

Дидактическая задача: развитие умения абстрагироваться от второстепенных деталей, выделяя основную форму предмета посредством их схематического изображения.
Игровой материал: Картинки с изображением различных предметов, набор счетных палочек (несколько наборов), карточки со словесным описанием предметов.
Ход игры.
Педагог раздает детям наборы счетных палочек и показывает несколько картинок. Затем спрашивает, могут ли дети на столе с помощью палочек выложить предметы, которые видят на картинках. Получив утвердительный ответ, педагог предлагает выложить палочками сначала простые формы, а затем более сложные. Учащиеся индивидуально «рисуют» палочками разные группы предметов, соответствующие тематическим циклам занятий. Например, разные растения: куст, дерево, цветок, или домик, пирамидку, корабль.
Педагог может предложить детям выполнить предметы, прослушав их словесное описание, или самим придумать какую-либо композицию из различных предметов.

Результативность развивающих заданий

Результаты, как личные, так и коллективные (групповые), подводятся в конце каждого задания, т.к. основная часть заданий имеет логическую завершенность, и возможность выполнения в ограниченно короткий промежуток времени. Главное - желание ребенка включиться в выполнение задания и добиться определенного результата.
О результатах проводимой работы позволяют судить:
- «продукты» творческой деятельности (рисунки, поделки, решение кроссвордов, задач, ребусов и пр.);
- скорость и качество их выполнения;
- участие детей в творческих конкурсах и игровых, познавательных мероприятиях творческого объединения и Центра детского творчества;
- уровень творческой активности и самостоятельности.
Игровыми результатами можно считать:
- расширение кругозора и приобретение ребенком опыта творческой деятельности, исполнение разных социальных ролей.
- проявление самостоятельности, инициативы, творческой активности.
- на поведенческом уровне - проявление положительной динамики в общении с взрослыми и сверстниками.

У детей младшего школьного возраста игра остается преобладающим видом деятельности. Познавать мир, осваивать новые знания, приобщаться к культуре и заниматься спортом им по-прежнему проще и интереснее в игровой форме. В отличие от обучающих, творческие задания основаны на импровизации и эмоциях. Они не подчиняются готовым правилам, их суть - в интеллектуальном, психологическом и художественном развитии через свободное самовыражение.

Виды творческих игр у детей 7 - 11 лет

Творческие игры для школьников подразделяются на несколько групп:

  1. Сюжетно-ролевые игры. В них ребенок старается воплотить окружающую действительность, воспроизвести увиденный сценарий или придумать свой, прожить определенную роль. Это всевозможные бытовые сцены (семейные), ситуации из детской жизни (школьные), профессиональные сюжеты (врач - больной), характерные для возраста 7 - 9 лет. В это время детям больше важна атрибутика, нежели сюжетная достоверность.
  2. Театрализованные действия. Этот вариант сюжетно-ролевых игр для детей 10 - 11 лет и старше, с преобладанием жизненных ситуаций, проявлением личных качеств. За основу берутся героико-романтические сценарии, сцены из книг, фильмов, концепции телепередач.
  3. Интеллектуальные творческие игры: речевые, математические, логические, загадки, викторины, шарады и т.д.
  4. Техническое творчество. У первоклассников происходит становление основ технического мышления: конструирование, моделирование, механика, строительство, исследования и открытия их занимают больше, чем привычные занятия вроде рисования и лепки. Пик увлечения конструкторами - возраст 9 - 10 лет, затем интерес снижается.
  5. Творческое развитие. Живопись, лепка, вырезание, изготовление поделок по-прежнему важны для умственного и психологического созревания ребенка. С этой точки зрения в приоритете - аппликация, входящая в программу трудового обучения и внеклассной деятельности.
  6. Музыкальные игры: пение, импровизации, игра на инструментах, ритмические движения, сочинение мелодий на предложенный сюжет соединяют творческий процесс с эстетическими и эмоциональными переживаниями.

Творческие детские игры могут проходить в форме:

  • самостоятельных занятий (конструирование, рисование);
  • парных игр (совместное творчество с другом, с родителями, братом или сестрой);
  • групповой деятельности (интеллектуальные игры, постановки, кукольный театр и т.д.)

Творческие игры для младших школьников

Простые речевые и развивающие занятия - универсальные творческие игры для детей. Они подходят для всех возрастов, с их помощью можно занять ребенка в любое время и в любом месте, организовать интеллектуальное развлечение хоть для целого класса.можно более русские лица на картинке найти?

Творческая игра «Любимая буква»

Для этой игры необходимы листочки с буквами, сложенными в конверт. Первый ребенок вытаскивает карточку и озвучивает букву, которая ему досталась. Теперь это его «любимая» буква, и с нее должны начинаться все произнесенные им слова. Задача остальных детей и взрослых - задавать вопросы участнику, на которые он будет отвечать, подбирая только «разрешенные» слова.

Пример на букву «А»:

  • Как тебя зовут? - Аня.
  • Где ты живешь? - в Африке.
  • Твоя любимая еда? - Ананас.
  • Твоя любимая книга? - Айболит.

Игра должна проходить в быстром темпе. Ребенок, который ошибся или замешкался на счет «1 - 2 - 3» уступает место другому игроку. Занятие развивает сообразительность, память и чувство юмора.

Творческая игра «Дорисуй»

Эта игра задействует творческое мышление, интуицию, будит фантазию, формирует пространственное воображение и укрепляет память. Необходимый инвентарь - бумага и ручка. В игре можно задействовать любое количество участников.

От ведущего требуется нарисовать часть геометрической фигуры, простого предмета, игрушки; от ребенка - завершить рисунок. Например, взрослый начертил 2 стороны прямоугольника, 2 грани куба, детям нужно дорисовать до конца. Следует помнить, что развивающие творческие игры должны соответствовать возрасту участников: сложные задания типа параллелепипедов можно давать детям, уже знакомым с геометрией.

Творческая игра «Мелофон»

Музыкальная игра для группы из нескольких ребят развивает слух и наблюдательность. Для занятия нужны несколько стаканов, наполненных водой на разном уровне:

  • пустой;
  • на четверть;
  • на половину;
  • на три четверти;
  • полный.

Ведущий стучит по стаканам ложкой, давая возможность детям услышать и запомнить, как звучит каждый из них. Игрок отворачивается, в это время другой бьет по одному из стаканов. Задача - угадать, по какому. Побеждает тот участник, которого слух подводил меньшее число раз.

Творческие игры в развитии детей

Творческие игры для детей способствуют всестороннему и гармоничному развитию младших школьников:

  1. с психологической точки зрения - ребенок проявляет эмоции и свободно самовыражается;
  2. с интеллектуальной стороны - формируются мышление, восприятие, речь, воображение, память;
  3. прикладное значение игр - появляются новые навыки, опыт работы с разными материалами;
  4. воспитательный аспект - вырабатываются дисциплина, привычка к труду, умение действовать в коллективе;
  5. в художественной области - выявление способностей, интересов, побуждение к творчеству.

Стремление играть всегда и везде - не помеха для обучения и воспитания. Задача взрослых - не пускать игры на самотек: организовать, возглавить и придать им творческое направление, и любое занятие будет служить развитию детей.

Чудо-Юдо

Все игроки берут по листку бумаги и рисуют на нем сверху голову — человека, животного, птицы или любого другого существа. Далее они загибают листок так, чтобы нарисованного не было видно — только кончик шеи и передают рисунок соседу. У каждого участника игры оказывается новый лист с изображением, которого он не видел. Все рисуют верхнюю часть туловища, снова загибают рисунок и передают соседу. Теперь каждому на новом полученном листке нужно дорисовать конечности. Затем все разворачивают рисунки и веселятся, глядя на то, какие на них изображены существа.

Смешные истории

Всем гостям выдаются чистые листы бумаги и ручки. Ведущий задает вопрос «Когда?», и игроки записывают на листке любой ответ на этот вопрос. Затем игроки загибают листок так, чтобы запись не была видна и передают своим соседям. Каждый раз ведущий задает новые вопросы: «Кто? С кем? Куда пошли? Что делали? Кого встретили?» и так далее – в зависимости от фантазии ведущего. Вопросы могут быть любыми и в любом количестве, чтобы листок был исписан до конца. В конце игры листки собираются и ведущий вслух зачитывает то, что получились. Чаще всего получается смешные истории, например: «В четверг крокодил с банкиром пошли в магазин охотиться и встретили Бабу-Ягу…»

Еще варианты вопросов и ответов:

«Кто? Когда? Где? При каких обстоятельствах? Что делали? Что из этого получилось?» — «Обезьяны однажды вечером в библиотеке при подготовке к празднику играли в карты. В результате все объелись арбузами».

Нелепые ответы

Всем игрокам выдаются ручки и листы бумаги. Каждый игрок в самой верхней части листа пишет любой вопрос, например: «Какие у тебя глаза?». Затем лист загибается так, чтобы текст вопроса не был бы виден, а на самом загибе пишется краткий вопрос (в данном случае — «какие?»). Лист передается по часовой стрелке следующему игроку. Тот отвечает на вопрос, а затем пишет тут же свой (например: «Стеклянные. Где живет медведь?»), загибает лист, подписывает краткий вопрос («где?) и отдает лист дальше. И так до тех пор, пока не кончится бумага. Затем все разворачивают листки (при этом тексты вопросов и ответы на них окажутся с одной стороны листа, а краткие вопросы — на другой) и веселятся, зачитывая вслух нелепые ответы.

Художники

Игроки делятся на две команды. Ведущий вешает большой лист бумаги. Команды выбирают участника, которому нужно будет нарисовать на бумаге то, что скажет ему ведущий (сложность заданий зависит от возраста игроков). Условия: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова. Команда игрока, который рисовал, должна отгадать, что это за слово. Выигрывает команда, быстрее справившаяся с заданием.

Рисуночное письмо

Вариант предыдущего конкурса.

Задача игроков — «написать» с помощью рисунков короткое письмо. Условия те же: не использовать в рисунке цифры, буквы и слова.

Варианты посланий:

  • Позвони мне сегодня в 6 часов
  • Пойдем вечером играть в футбол
  • Приходи в гости на чай с тортом
  • Подари мне на День рождения карандаши

В зависимости от возраста игроков можно придумывать задания самой различной сложности.

Народная сказка

Количество игроков: любое. Ведущий начинает сказку (придумывает первое предложение), а участники последовательно добавляют по одному предложению, придерживаясь сюжета сказки. Кто замешкался – выбывает из игры. А выигрывает тот, у кого самая неиссякаемая фантазия. Ему присуждается звание «Лучший сказочник».

Развитие творческого мышления у детей. Развитие творческих способностей у детей. Развивающие игры. Развивающие игры для детских праздников. Упражнения для развития творческого мышления.

В современной психологии задачи, которым посвящен данный раздел, обычно называют дивергентными, а мышление, которое они активизируют, - дивергентным мышлением.

Специфика дивергентных задач в том, что на один поставленный вопрос может быть не один, а несколько или даже множество верных ответов. Естественно, что именно дивергентный вид мышления обычно квалифицируется как творческий. Этот вид мышления тесно связан с воображением.

Задания дивергентного типа крайне редко используются в традиционном школьном обучении. Ортодоксальное образование обычно не ставит своей целью развитие в человеке навыков нестандартного мышления, в связи с чем дивергентные задачи приобретают особую ценность: для творческой деятельности в любой сфере требуется прежде всего дивергентное мышление.

Рассмотрим в качестве примера некоторые типы задач, обычно используемые в практике работы с детьми.

Возьмите пластмассовые, деревянные (или изготовьте сами картонные) разноцветные геометрические фигуры и предложите ребенку составить как можно больше разных стилизованных изображений (рис. 1).

Рис. 1. Примеры изображений, которые можно сложить из простых геометрических фигур

Следующее задание во многом походит на предыдущее: из бумажных конусов, цилиндров и других элементов попробуй склеить как можно больше фигурок людей и животных. Примеры выполнения этого задания представлены на рис. 2.

Рис. 2. Придумай и создай фигурки людей и животных из бумаги

Запасемся старыми иллюстрированными журналами и яркими кусочками ткани. Вырежьте вместе с ребенком из содержащихся в журналах иллюстраций и кусочков ткани фигуры разных форм. Теперь наклеим полученные фигуры на лист картона и получим коллаж. Примеры представлены на рис. 3. Все это - работа творческая, но главное задание звучит так: "Найди как можно больше аналогий с реальными предметами". Коллаж можно поворачивать как угодно.

Рис. 3. Примеры коллажей из разных материалов

Очень интересную, а потому очень популярную задачу предложил психолог Дж. Гилфорд: найти как можно больше самых разных, оригинальных применений хорошо знакомому предмету. В качестве такого предмета можно использовать кирпич, мел, газету и многое другое.

На выполнение этого задания отводится обычно пять-шесть минут. В ходе анализа итогов учитываются все ответы, кроме тех, что не соответствуют заданию, повторяются или могут считаться нелепыми. Это задание можно предложить и старшему дошкольнику, и взрослому.

Оценивается в данном случае продуктивность и оригинальность мышления. Чем больше идей, чем больше среди них необычных, тем больше баллов получает участник.

Другое задание: подобрать прилагательные и существительные, заключающие в себе понятия света и темноты (тепла и холода, весны и зимы, утра и вечера и др.). Приведем примеры ответов.

Свет - яркий, ласковый, живой;
солнце - ...
утро - ...
лампа - ...
костер - ...
свеча - ...

Темнота - закрытый, ночной;
ночь - ...
вечер - ...
пещера - ...

Найдите как можно больше общих признаков для непохожих предметов.

Колодец - паркет;
бревно - коробка;
облако - дверь;
кукла - снег.

К дивергентным задачам относятся задачи на поиск причин событий. Вот несколько ситуаций, требуется определить причины их возникновения:

1. Утром Дима проснулся раньше обычного.
2. Солнце еще не ушло за горизонт, но уже стало темно.
3. Сидевший у ног хозяина пес грозно зарычал на маленького котенка.

Другой вариант вышеописанного задания: придумай и расскажи, что произошло у каждого из героев.

Ребенок должен понять эмоциональное состояние каждого из мальчиков и рассказать, что с ними произошло.

Третий вариант задания: подумай, что может произойти, если...

"... дождь будет идти, не переставая."
"... люди научатся летать, как птицы."
"... собаки начнут разговаривать человеческим голосом."
"... оживут все сказочные герои."
"... из водопроводного крана польется апельсиновый сок."

Хорошо, если ребенок смог придумать интересный ответ на каждую из предложенных фраз.

Другой вид заданий на развитие творческого мышления у детей: придумывание рассказов, историй или сказок, используя заданный набор слов, например:

Светофор, мальчик, санки.

Второй вариант этого типа заданий: посмотри на рисунки и придумай сказку, в которой участвовали бы все эти персонажи.


Следующий тип заданий: "Облака-загадки". Ребенку необходимо определить, на что похожи изображенные на рисунках облака (чернильные пятна). Хорошо, если он сможет увидеть в каждом облаке хотя бы один персонаж.


Другой вариант этого задания: попробовать нарисовать что-то интересное, используя данные фигуры.


Еще одно упражнение: дорисуй и раскрась волшебниц так, чтобы одна стала доброй, а другая - злой.


Дивергентные, творческие задачи можно разрабатывать на любом материале. Хорошим заданием такого типа может быть создание из деталей строительного конструктора самых разных фигур. Ведь из деталей строительного конструктора можно строить не только дворцы, мосты и другие архитектурные сооружения. Попробуем посмотреть на строительный конструктор с другой стороны. Его детали пригодны, например, для изготовления технических моделей парохода, паровоза, автомобиля, самолета. Из них можно сделать схематические изображения животных и людей и даже объемные сюжетные композиции. Приведем примеры возможных решений (рис. 4).

error: Content is protected !!