Тест: Воспитание нравственных ценностей детей младшего школьного возраста. Методика проведения диагностики по выявлению нравственных качеств у детей старшего дошкольного возраста Методики исследования нравственных качеств дошкольников

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Диагностика и исследование нравственной сферы школьника для учителей и родителей.

(Фридман Г.М., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я . Изучение личности учащегося и ученических коллективов. – М., 1988, с. 326-341)

Диагностика развития нравственной сферы ребенка чаще всего включает исследование когнитивного, эмоционального и поведенческого компонента нравственного развития. Исследование когнитивного компонента предполагает изучение осознания детьми нравственных норм и представлений о нравственных качествах. Исследование эмоционального компонента предполагает изучение нравственных чувств ребенка, эмоционального отношения к моральным нормам. Исследование поведенческого компонента предполагает выявление нравственного поведения в ситуации морального выбора, нравственной направленности личности во взаимодействии со сверстниками и т.д.

Метод «Беседа» (предназначен для изучения представлений детей о нравственных качествах 6-7 лет (1 класс)

Развиваются обобщенные представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким моральным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Вопросы для беседы:

  • Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  • Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  • Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  • Кого можно назвать справедливым (несправедливым)? Почему?
  • Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  • Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Выясняют соответствие представлений о нравственно-волевых качествах возрасту. Делается вывод о том, как меняются эти представления с возрастом.

Методика «Что такое хорошо и что такое плохо?»

Учащихся просят привести примеры: доброго дела, свидетелем которого ты был; зла, сделанного тебе другими; справедливого поступка твоего знакомого; безвольного поступка; проявления безответственности и др.

Обработка результатов.

Степень сформированности понятий о нравственных качествах оценивается по 3-х бальной шкале:

1 балл – если у ребенка сформировано неправильное представление о данном нравственном понятии;

2 балла – если представление о нравственном понятии правильное, но недостаточно четкое и полное;

3 балла – если сформировано полное и четкое представление

Диагностика эмоционального компонента нравственного развития

Методика «Сюжетные картинки» (предназначена для детей 1–2 классов)

(по Р.Р.Калининой)

Ребенку предоставляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Он должен разложить картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой – плохие, объясняя свой выбор.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок неправильно раскладывает картинки (в одной стопке картинки с изображением плохих и хороших поступков), эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – ребенок правильно раскладывает картинки, но не может обосновать свои действия; эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – ребенок правильно раскладывает картинки, обосновывает свои действия, эмоциональные реакции адекватны, но выражены слабо.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор (называет моральные нормы); эмоциональные реакции адекватны, ярки, проявляются в мимике, активной жестикуляции и т.д.

Методика «Что мы ценим в людях» (предназначена для выявления нравственных ориентаций ребенка).

Ребенку предлагается мысленно выбрать двух своих знакомых: один из них хороший человек, на которого ребенок хотел бы быть похожим, другой – плохой. После чего просят назвать те их качества, которые нравятся в них и которые не нравятся, и привести по три примера поступков на эти качества. Исследование проводится индивидуально. Ребенок должен дать моральную оценку поступкам, что позволит выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т.п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т.п.) – на безнравственный поступок.

Обработка результатов.

0 баллов – ребенок не имеет четких нравственных ориентиров. Отношения к нравственным нормам неустойчивое. Неправильно объясняет поступки, эмоциональные реакции неадекватны или отсутствуют.

1 балл – нравственные ориентиры существуют, но соответствовать им ребенок не стремиться или считает это недостижимой мечтой. Адекватно оценивает поступки, однако отношение к нравственным нормам неустойчивое, пассивное. Эмоциональные реакции неадекватны.

2 балла – нравственные ориентиры существуют, оценки поступков и эмоциональные реакции адекватны, но отношение к нравственным нормам ещё недостаточно устойчивое.

3 балла – ребенок обосновывает свой выбор нравственными установками; эмоциональные реакции адекватны, отношение к нравственным нормам активное и устойчивое.

Методика «Закончи предложение» (методика Н.Е. Богуславской)

Детям предлагается бланк теста, где необходимо закончить предложения несколькими словами.

  1. Если я знаю, что поступил неправильно, то …
  2. Когда я затрудняюсь сам принять правильное решение, то …
  3. Выбирая между интересным, но необязательным, и необходимым, но скучным занятием, я обычно …
  4. Когда в моем присутствии обижают человека, я …
  5. Когда ложь становится единственным средством сохранения хорошего отношения ко мне, я …
  6. Если бы я был на месте учителя, я …

Обработка результатов по вышеуказанной шкале.

Незаконченные предложения, или моё отношение к людям.

Отношение к друзьям

Думаю, что настоящий друг

Не люблю людей, которые …

Больше всего люблю тех людей, которые …

Когда меня нет, мои друзья …

Я хотел бы, чтобы мои друзья …

Отношение к семье

Моя семья обращается со мной как …

когда я был маленьким, моя семья …

Чувство вины

Сделал бы все, чтобы забыть …

Моей самой большой ошибкой было …

Если ты совершаешь дурной поступок, то …

Отношение к себе

Если все против меня …

Думаю, что я достаточно способен …

Я хотел бы быть похожим на тех, кто …

Наибольших успехов я достигаю, когда …

Больше всего я ценю …

(Богуславская Н.Е., Купина Н.А. Веселый этикет. – Екатеринбург: «АРД ЛТД», 1997, с. 37)

Анкета-опросник «Настоящий друг»

(Прутченков А.С. Наедине с собой. М. 1996, с. 154)

1. Делится новостями о своих успехах.

2. Оказывает эмоциональную поддержку.

3. Добровольно помогает в случае нужды.

4. Стремиться, чтобы другу было приятно в его обществе.

5. Не завидует другу.

6. Защищает друга в его отсутствие.

7. Терпим к остальным друзьям своего друга.

8. Хранит доверенные ему тайны.

9. Не критикует друга публично.

10. Не ревнует друга к остальным людям.

11. Стремится не быть назойливым.

12. Не поучает, как нужно жить.

13. Уважает внутренний мир друга.

14. Не использует доверенную тайну в своих целях.

15. Не стремиться переделать друга по своему образцу.

16. Не предает в трудную минуту.

17. Доверяет свои самые сокровенные мысли.

18. Понимает состояние и настроение друга.

19. Уверен в своем друге.

20. Искренен в общении.

21. Первым прощает ошибки друга.

22. Радуется успехам и достижениям друга.

23. Не забывает поздравить друга.

24. Помнит о друге, когда того нет рядом.

25. Может сказать другу то, что думает.

Обработка результатов:

За каждый ответ «да» поставьте себе 2 балла, за ответ «не знаю» – по 1 баллу, а за ответ «нет» – 0 баллов. Сложите полученные очки.

От 0 до 14 баллов. Вы еще не оценили до конца всех прелестей и достоинств дружбы. Скорее всего, вы не доверяете людям, поэтому с вами трудно дружить.

От 15 до 35 баллов. У вас есть опыт дружбы, но есть и ошибки. Хорошо, что вы верите в настоящую дружбу и готовы дружить.

От 35 до 50 баллов. Вы настоящий друг, верный и преданный. С вами тепло и радостно, ваши друзья чувствуют себя спокойно и надежно, доверяют вам, и вы платите им тем же.

Методика-тест «Хороший ли ты сын (дочь)?»

(Лаврентьева Л.И., Ерина Э.Г., Цацинская Л.И. Нравственное воспитание в начальной школе // Завуч начальной школы. 2004, № 6, стр. 118)

Поставь против каждого вопроса знак «+» или знак «–» в зависимости от того, положительный или отрицательный ответ ты дашь.

1. Если тебе приходится неожиданно задержаться в школе, на прогулке или внезапно уйти из дому, сообщаешь ли ты об этом родным (запиской, по телефону, через товарищей)?

2. Бывают ли случаи, что родители заняты какой-то большой работой, а тебя отправляют на улицу или в кино, «чтобы не крутился под ногами»?

3. Отложи на минутку книжку и осмотри квартиру не своими, а мамиными глазами: нет ли в комнате вещей, которые лежат не на месте?

4. Можешь ли ты сразу, никуда не заглядывая, назвать дни рождения родителей, бабушки, дедушки, братьев, сестер?

5. Свои нужды (купить коньки, мяч) ты, наверное, знаешь хорошо. А известно ли тебе, какая вещь срочно необходима матери или отцу и когда собираются ее приобрести?

6. Случается ли, что помимо маминого поручения, ты выполняешь какую-нибудь работу «от себя», по своей инициативе?

7. Мама угощает тебя апельсином, конфетой. Всегда ли ты проверяешь, досталось ли вкусное взрослым?

8. У родителей выдался свободный вечер. Они собираются в гости или в кино. Выражаешь ли ты свое нежелание остаться дома (просишь их не уходить, требуешь взять с собой, говоришь, что тебе одному страшно, или, может быть, молча сидишь с кислым и недовольным лицом)?

9. У вас дома взрослые гости. Приходится ли родным напоминать тебе, что надо заняться тихим делом, не мешать им, не вмешиваться в их разговор?

10. Стесняешься ли ты дома, в гостях подать маме пальто или оказать другие знаки внимания?

Обработка результатов: Если ты очень хороший сын или дочь, знаки у тебя должны получиться такие: «+ – – + + + + – – –». Если картина получилась противоположная, тебе надо всерьез призадуматься, каким ты растешь человеком. Если же есть некоторые несовпадения, не огорчайся. Дело вполне можно поправить.


Вариант 1.

Если бы ты был волшебником, чтобы ты пожелал:

А) иметь много игрушек?

Б) иметь верных друзей?

В) чтобы все на земле жили дружно?

(ценностная ориентация : а) детский эгоцентризм, б) социальная направленность, в) поликультурная направленность)

2.Представь, ты играешь вместе с детьми, и к вам в группу пришел(пришла) новенький мальчик(девочка) не похожий (ая) на всех остальных, например, с темной кожей или с раскосыми глазами. Как ты поступишь:

А) пригласишь его (ее) поиграть вместе с вами;

Б) нет, пусть играет один (одна)

В) если даст конфету, то примем в игру

(толерантность, принятие другого : а) высокий уровень, б) низкий уровень, в) средний уровень)

3. Вы с мамой вошли в автобус, где нет свободных мест, как ты поступишь:

А) будешь просить, чтобы уступили тебе место

Б) встанешь к окну и буду там стоять;

В) подожду, когда кто-нибудь встанет, и я тогда сяду

(отношение к другим и себе : а) эгоцентризм, б) и в) терпеливость, уважение к другим

4. Вы едете с папой в автобусе и сидите, вдруг входит пожилая женщина с тяжелыми сумками. Как ты поступишь?

А) встанешь сам и предложишь ей сесть

Б) скажешь папе «давай уступим место тете, ей тяжело»

в) будешь сидеть как ни в чем не бывало

(отношение к другим и себе : а) уважительное отношение к старшим (высокий уровень) б) средний уровень в) низкий уровень)

5. Ты играешь в садике с любимой игрушкой, которая понадобилась твоему другу. Как ты поступишь:

А) дашь ему поиграть

Б) не дашь поиграть

В) предложишь ему другую игрушку

(отношение к сверстникам : а) высокий уровень уважительного отношения, б) низкий уровень, в) средний уровень)

6. Представь, что ты на прогулке и видишь, как один мальчик бросил фантик из-под конфеты на тротуар, как ты поступишь:

А) скажешь, чтобы убрал и бросил в урну

Б) если он не уберет, уберешь сам

В) пройдешь мимо, как будто, не заметил

(экоцентрическая направленность отношения к окружающему миру:а)б) высокий уровень, в) низкий уровень)

7. Дома, после вкусного ужина, осталась грязная посуда. Как ты поступишь?

А) ты предложишь свою помощь маме убрать, помыть посуду (составить посудомоечную машину)

Б) пойдешь сначала поиграешь, а потом поможешь убрать посуду

В) на просьбу мамы помочь убрать посуду, скажешь, что не хочется убирать, и ты хочешь смотреть мультики

(уважительное отношение к труду близких: а) высокий уровень, б) средний, в) низкий

8.По дороге из детского сада, ты увидел маленького котенка на заборе, который жалобно мяукает. Что ты сделаешь?

А) скажешь взрослому, чтобы достал котенка и отпустил, или попытаешься сам Б) скажешь взрослому, чтобы достал котенка, и вы взяли его домой

В) Пройдете мимо, так знаешь, что кошки хорошо лазают по заборам, и котенок сам справится.

(Экоцентрическая направленность, сопереживание: а)б высокий уровень,в) низкий уровень)

9.Зимой, во дворе кто-то слепил снежную бабу. Ты вышел погулять, что сделаешь:

А) погляжу на нее и отойду

Б) буду кидать в нее снежками, или сломаю

В) слеплю такую же рядом

(отношение к деятельности другого : а) в) высокий уровень позитивного отношение, б) низкий уровень)

10. На улице весной ты увидел надломанную ветку на дереве во дворе. Что ты предпримешь:

А) Скажу папе или маме, и мы забинтуем ветку, чтобы она срослась

Б) Сломаю ее и поставлю в воду, когда она даст корни, мы ее посадим

В) ничего не сделаем.

(Экоцентрическое отношение : а) высокий уровень, б) средний уровень, в) низкий уровень

Все больший интерес ребенка 5-ти лет направ­ляется на сферу взаимоотношений между людьми. Оценки взрослого подвергаются критическому ана­лизу и сравнению со своими собственными. Под воздействием этих оценок представления ребенка о Я-реальном (какой я, какой я по отношениям ко мне родителей) и Я-идеальном (какой я, каким я могу быть хорошим?) дифференцируются более четко.

Происходит дальнейшее развитие познаватель­ной сферы личности ребенка-дошкольника.

Развитие произвольности и волевых качеств по­зволяют ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошколь­ника. Также развивается соподчинение мотивов (например, ребенок может отказаться от шумной игры во время отдыха взрослых).

Появляется интерес к арифметике и чтению. Ос­новываясь на умении представлять что-либо, ребе­нок может решать простые геометрические задачи .

Ребенок уже может запомнить что-либо целе­направленно.

Кроме коммуникативной, развивается планирую­щая функция речи, т. е. ребенок учится последова­тельно и логически выстраивать свои действия (формирование самоконтроля и регуляции), рас­сказывать об этом. Развивается самоинструктирова­ние, которое помогает ребенку заранее организовать свое внимание на предстоящей деятельности.

Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций , у него появляются устойчивые чувства и отношения. Формируются «высшие чувства»: эмоциональные, моральные, эстетические.

К эмоциональным чувствам можно от­нести:

Любопытство;

Любознательность;

Чувство юмора;

Удивление.

К эстетическим чувствам можно отнести:

Чувство прекрасного;

Чувство героического.

К моральным чувствам можно отнести:

Чувство гордости;

Чувство стыда;

Чувство дружбы.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на при­знание, выраженное в стремлении получить одоб­рение и похвалу, подтвердить свою значимость.

Достаточно часто в этом возрасте у детей появ­ляется такая черта, как лживость, т. е. целена­правленное искажение истины. Развитию этой чер­ты способствует нарушение детско-родительских отношений, когда близкий взрослый чрезмерной строгостью или негативным отношением блокиру­ет развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах. И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто и оградить себя от напа­док, ребенок начинает придумывать оправдания сво­им оплошностям, перекладывать вину на других.

Нравственное развитие старшего дошкольника во многом зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок уз­нает, осмысливает и интерпретирует нравственные! нормы и правила. У ребенка необходимо формировать привычку нравственного поведения. Этому способствует создание проблемных ситуаций и включе­ние в них детей в процессе повседневной жизни.

У детей старшего дошкольного возраста к 7 годам, уже сформирована достаточно высокая компетентность в различных видах деятельности и в сфере отно­шений. Эта компетентность проявляется прежде всего в способности принимать собственные ре­шения на основе имеющихся знаний, умений и навыков.

У ребенка развито устойчивое положительное отношение к себе, уверенность в своих силах. Он в состоянии проявить эмоциональность и само­стоятельность в решении социальных и бытовых задач.

При организации совместных игр использует до­говор, умеет учитывать интересы других, в неко­торой степени сдерживать свои эмоциональные порывы.

Развитие произвольности и волевого начала про­является в умении следовать инструкции взросло­го, придерживаться игровых правил. Ребенок стре­мится качественно выполнить какое-либо задание, сравнить с образцом и переделать, если что-то не получилось.

Попытки самостоятельно придумать объяснения различным явлениям свидетельствует о новом этапе развития познавательных способностей. Ребенок ак­тивно интересуется познавательной литературой, символическими изображениями, графическими схемами, делает попытки использовать их само­стоятельно. Детям старшего дошкольного возраста свой­ственно преобладание общественно значимых мо­тивов над личностными. В процессе усвоения нрав­ственных норм и правил формируется активное отношение к собственной жизни, развивается эмпатия, сочувствие.

Самооценка ребенка старшего дошкольного воз­раста достаточно адекватна, более характерно ее завышение, чем занижение. Ребенок более объек­тивно оценивает результат деятельности, чем по­ведение.

В 6-7 лет развивается наглядно-образное мыш­ление с элементами абстрактного. Тем не менее, ребенок еще испытывает затруднения в сопостав­лении сразу нескольких признаков предметов, в выделении наиболее существенного в предметах и явлениях, в переносе усвоенных навыков мысли­тельной деятельности на решение новых задач.

У старшего дошкольника воображение нужда­ется в опоре на предмет в меньшей степени, чем на предыдущих этапах развития. Оно переходит во внутреннюю деятельность, которая проявляется в словесном творчестве (считалки, дразнилки, сти­хи), в создании рисунков, лепке и т. д.

Происходит постепенный переход от игры как ведущей деятельности к учению.

Психологическая готовность к школе.

Компоненты психологической готовности

Интеллектуальная готовность

Ø Наличие широкого кругозора и запаса знании.

Ø Сформированность начальных умений учебной деятельности.

Ø Аналитическое мышление (способность постижения признаков и связей между явлениями, способность действовать по образцу).

Ø Логическое запоминание.

Ø Развитие мелкой моторики и сенсомоторной координации.

Ø Умение выделять учебную задачу и переводить ее в самостоятельную цель деятельности.

Ø Развитие фонематического слуха

Личностная готовность

Ø Принятие новой социальной позиции.

Ø Позитивное отношение к школе, учителям, учебной деятельности, самому себе.

Ø Развитие познавательных критериев, любознательности.

Ø Развитие желания ходить в школу.

Ø Произвольное управление своим поведением.

Ø Объективность самооценки.

Ø Потеря «детскости», непосредственности

Социально-психологическая готовность

Ø Гибкое владение способами установления взаимоотношений.

Ø Развитие потребности в общении.

Ø Умение подчиняться правилам и нормам.

Ø Умение действовать совместно, согласовывать свои действия.

Эмоционально-волевая готовность

Ø Развитие «эмоционального предвосхищения» (предчувствие и переживание отдаленных последствий своей деятельности).

Ø Эмоциональная устойчивость.

Ø Сформированность не боязни трудностей. Самооценка.

Ø Умение ограничивать эмоциональные порывы.

Ø Умение систематически выполнять задания.

Если Вы хотите продиагностировать своего ребенка - то Вы можете это сделать через интернет (с веб камерой) обратившись ко мне, психологу

Подстраницы:

Для исследования развития нравственной сферы детей (когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты нравственного развития) используются психодиагностические методики Л.А. Головей и Е.Ф. Рыбалко.

Метод «Беседа» . С помощью метода беседы можно выявить этические знания и представления о нравственных качествах детей дошкольного возраста.

Цель . Изучение представлений детей о нравственных качествах.

Подготовка исследования . Подготовить вопросы для беседы:

  1. Кого можно назвать хорошим (плохим)? Почему?
  2. Кого можно назвать честным (лживым)? Почему?
  3. Кого можно назвать добрым (злым)? Почему?
  4. Кого можно назвать щедрым (жадным)? Почему?
  5. Кого можно назвать смелым (трусливым)? Почему?

Проведение исследования . Беседы проводятся индивидуально. Ребенку задаются вопросы, внимательно выслушиваются.

Обработка данных . Выделение количества качеств, объяснение которых смогли дать дети. Данные соотнести с примерным содержанием представлений дошкольника о нравственно-волевых качествах:
В 3 - 4 года . Складываются элементарные этические знания и представления о том, «что такое хорошо, а что такое плохо». Формируется отрицательное отношение к грубости и жадности. На основе примеров из опыта ребенка, его конкретных поступков развиваются знания и представления о доброте, взаимопомощи, дружбе, правдивости.
4 - 5 лет . Развиваются этические знания и представления о справедливости, доброте, дружбе, отзывчивости на основе анализа повседневных ситуаций и литературных произведений.
5 - 6 лет . Развиваются обобщенные этические знания и представления о правдивости, справедливости, смелости, скромности, вежливости, трудолюбии, отзывчивости, заботливости на конкретных примерах («Правдивый - тот, кто не берет чужих вещей, всегда говорит правду и т. п.»).
6 - 7 лет . Продолжают развиваться обобщенные этические знания и представления о доброте, честности, справедливости, дружбе. Складывается отрицательное отношение к таким аморальным качествам, как хитрость, лживость, жестокость, себялюбие, трусость, леность.

Методика «Закончи историю» . С помощью методики проверяются знания о нравственных нормах, о правилах поведения в той или иной ситуации, умение оценивать поступки других. Исследование проводится индивидуально с каждым ребенком. Инструкция: «Мы будем рассказывать истории, а ты их закончи». Детям предлагаются следующие примеры ситуаций:

История 1. Дети строили город. Оля стояла и смотрела, как играют другие. К ребятам подошла воспитательница и сказала: «Мы сейчас будем ужинать. Пора складывать кубики в коробки. Попросите Олю помочь вам». Тогда Оля ответила… Что ответила Оля? Почему? Как она поступила? Почему?

История 2. Кате на день рождения мама подарила красивую куклу. Катя стала с ней играть. Тут подошла к ней ее младшая сестра Вера и сказала: «Я тоже хочу поиграть с этой куклой». Тогда Катя ответила…Что ответила Катя? Почему? Как поступила Катя? Почему?

История 3. Люба и Саша рисовали. Люба рисовала красным карандашом, а Саша зеленым. Вдруг Любин карандаш сломался. «Саша, - сказала Люба, - можно мне дорисовать картинку твоим карандашом?» Саша ответил…
Что ответил Саша? Почему? Как поступил Саша? Почему?

История 4. Петя и Вова играли вместе и сломали дорогую красивую игрушку. Пришел папа и спросил: «Кто сломал игрушку?» Тогда Петя ответил…
Что ответил Петя? Почему? Как поступил Петя? Почему?

Затем проводится обработка результатов.
0 баллов - ребенок не мог оценить поступки детей (низкий уровень).
1 балл - ребенок оценивал поступки детей, но не правильно (низкий уровень)
2 балла - ребенок не все поступки детей оценил правильно (средний уровень).
3 балла - ребенок все поступки детей оценил правильно (высокий уровень).

Методика «Сюжетные картинки» . Цель: выявить у детей умение отличать хорошие поступки от плохих, давать моральную оценку этим поступкам, демонстрировать эмоциональное отношение к нравственным нормам.

Индивидуально каждому ребенку предъявляются картинки с изображением положительных и отрицательных поступков сверстников. Дается инструкция: «Разложи картинки так, чтобы с одной стороны лежали те, на которых нарисованы хорошие поступки, а с другой - плохие. Раскладывай и объясняй, куда ты положишь каждую картинку и почему».

Исследование проводится индивидуально. В протоколе фиксируются эмоциональные реакции ребенка, его объяснения. Ребенок должен дать моральную оценку изображенным на картинке поступкам, что позволяет выявить отношение детей к нравственным нормам. Особое внимание уделяется оценке адекватности эмоциональных реакций ребенка на моральные нормы: положительная эмоциональная реакция (улыбка, одобрение и т. п.) на нравственный поступок и отрицательная эмоциональная реакция (осуждение, негодование и т. п.) - на безнравственный.

Обработка результатов:
0 баллов - ребенок неправильно раскладывал картинки (в одной стопке оказались картинки с изображением как положительных, так и отрицательных поступков), эмоциональные реакции были неадекватными или отсутствовали.
1 балл - ребенок правильно раскладывал картинки, но не мог обосновать свои действия; эмоциональные реакции были неадекватными (низкий уровень).
2 балла - ребенок правильно раскладывал картинки, обосновал свои действия, эмоциональные реакции были адекватными, но слабо выраженными (средний).
3 балла - ребенок обосновал свой выбор (возможно, называл моральную норму); эмоциональные реакции были адекватными, яркими, проявлялись в мимике, активной жестикуляции и т. д. (высокий уровень)

Метод наблюдения , в том числе включенного наблюдения, когда в играх, совместных делах разговорах с детьми мы оцениваем:
- эмоциональные проявления детей: с каким настроением ребенок чаще всего приходите в группу, как часто бывает весел, печален, сердит, с чем связаны такие проявления ребенка, как часто и по какому поводу вступает в конфликт со взрослым и сверстниками, проявляет упрямство, негативизм агрессивность;
- коммуникативные умения дошкольников со сверстниками и взрослыми: проявляют ли инициативность, активность в общении или застенчивость, робость, нерешительность; умеют ли взаимодействовать со сверстниками - разрешать конфликты, договариваться, соблюдать очередность, устанавливать новые контакты; вежливо общаться, вступать в контакт, принимать предложения сверстников и взрослых;
- проявления детей в различных видах деятельности (умения самостоятельно выдвинуть идею, план действий, умения действовать в соответствии с планом, исправлять ошибки, оценивать свою деятельность, отношения к указаниям взрослого, советам сверстников и т. д.).

В результате подобранных методик можно выявить уровень социально-нравственного развития детей дошкольного возраста.

Диагностику проводили по 3-х бальной системе:

1 бал – низкий уровень, ребенок не имеет представления о понятиях;

2 бала – средний уровень;

3 бала – высокий бал.

1 бал – ребенок не имеет представления о понятиях, в оценке или поведении необходима помощь педагога;

2 бал – ребенок определяет не совсем точно, в оценке или поведении начинает пользоваться инициативно;

3 бал – самостоятельно определяет понятие и стремится сделать свой выбор.

I. Щедрость-жадность.

1. Определение понятия детьми;

2. Оцени героя по поступкам;

3. Использование ситуации.

У тебя есть 2 конфеты, а в группе детей много. Как ты поступишь с конфетами:

а) съешь сам;

б) поделишься с лучшим другом;

в) попросишь воспитателя разделить их на всех.

II. Честность-ложь.

1. Определение понятия ребенком.

2. Оцени ситуацию.

3. Наблюдение.

III. Трудолюбие-лень.

1. Определение понятия детьми.

2. Наблюдение: охотно ли дежурят (по столовой, в уголке природы, выполняют поручения взрослых).

3. Беседа по сказке «Рукодельница и ленивица».

VI. Смелость-трусость.

1. Определение понятия.

2. Беседа по художественному представлению.

3. Оцени поступок.

V. Добро-зло

1. Определение понятий детьми.

2. Оцени поступок другого.

3. Поступок, который порадовал, поступок, который огорчил.

VI. Справедливость-несправедливость

1. Определение понятий.

2. Выполнение правил в игре.

3. Оцени поступок.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Анкета для родителей

1. Считаете ли Вы нравственное начало важнейшими компонентами личности?

· Не ставлю на первое место

2. Согласны ли Вы с тем, что до школы закладываются основы нравственности и этикета?

· Не совсем так

3. Какие нравственные качества Вы цените в людях? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Как Вы считаете, с формированием каких нравственных категорий необходимо начинать воспитание детей?

доброта дружба искренность

любовь честность смелость

уважение справедливость трудолюбие

5. Как Вы определяете послушание

· Нравственное поведение

· Власть родителей

· Бессилие родителей

6. Всегда ли в глазах вашего ребенка Вы поступаете правильно, справедливо?_______________________________________________________

7. Согласны ли Вы с тем, что основы нравственного поведения закладываются в первую очередь в семье?

· Не совсем

8. Есть ли в Вашем родительском багаже методы нравственного воспитания?

· Жизненные ситуации

· Художественная литература

· Обсуждение

9. Испытываете ли Вы желание услышать о совеем ребенке «хорошие манеры», «хорошо воспитан»?

10. Согласны ли Вы, что нравственные качества и представления влияют на поведение ребенка?

· Не всегда

11. Легко ли ребенку сделать нравственный выбор?______________________________________________________________

12. Считаете ли Вы, что вам не хватает опыта и знаний об особенностях эмоционального, нравственного, этического развития ребенка?_________________________________________________________________________________________________________________________________


ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Результаты анкетирования родителей по вопросам нравственного воспитания детей

1вопрос да 93%
нет 7%
2 вопрос Да 91%
Не совсем 7%
3 вопрос Честность 28%
Доброта 28%
Тактичность 7%
Любовь 7%
Справедливость 15%
несправедливость 15%
4 вопрос Уважение к старшим 28%
Доброта 35%
Дружба 21%
Честность 7%
Справедливость 7%
5 вопрос Власть родителей 42%
Нравственное поведение 58%
6 вопрос Всегда справедливо 7%
Не всегда справедливо 93%
7 вопрос Да 100%
8 вопрос Жизненные ситуации 28%
Беседы 28%
Художественная литература 16%
Обсуждения 28%
9 вопрос Да 100%
10 вопрос Да 70%
Не всегда -
Нет 30%
11 вопрос Легко 21%
нет 79%
12 вопрос Да 15%
нет 85%

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Тематическое планирование

Тема Формы работы
Любовь 1. Игра упражнение «Ласковое имя» 2. Рассказы про фотографии в семейном альбоме 3. Чтение художественных произведений: «Аленький цветочек», «Хаврошечка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Снежная королева» 4. Конкурс «Добрые слова» 5. Инсценировка «Какой хороший вечер», «День Матери» 6. Беседа «Мои бабушка и дедушка» 7. И/у «Объятия»
Милосердие 1. Беседы: «Добрый человек поймет по взгляду, в трудную минуту будет рядом», «Люди не похожие на нас» 2. П /и «Слепые котята», «Слепой и поводырь» 3. Игра «Добрые волшебники», «Письмо заболевшему другу» 4. Разыгрывание ситуации «Кто бы помог»
Добро и зло 1. Беседа-игра «Магазин необычных покупок» 2. Этюды «Добрый человек», «Злюка» 3. Беседа с мальчиками «Будем с девочками дружить» 4. Чтение сказок: «Цветик-семицветик», «Сказка о добром сердце», «Вовка - добрая душа» 5. Р/и «Пожелания» 6. Беседа «Наши четверонигие друзья» 7. Игра: «Птицы, звери, рыбы», «Садовник», «Посадка и уход за деревцем» 8. Рисование: «Мой дом», «Где живет Мурзик»
Щедрость и жадность 1. Пословицы 2. Игра/тест «Две конфетки» 3. Физкультминутка «Жадный пес» 4. Правила для жадин и нежадин в группе 5. И/у «Мое общее»
Трудолюбие и лень 1. Беседа: «Терпение и труд все перетрут», «Вот она какая лень» 2. Пословицы 3. Рисование «Дворец Деда Мороза» 4. Тест для друзей «Друзья» 5. Чтение басни «Стрекоза и муравей» 6. Рисование по скзке «Три поросенка» 7. Экскурсия к родителям. Знакомство с профессиями детского сада 8. Чтение сказок: «По щучьему велению», «Золушка» 9. Этюд «Ленивый Егорка»
Честность и ложь 1. Пословицы, поговорки 2. Правила для детей 3. Чтение сказки: Братья Гримм «Заяц и еж», Л. Толстой «Лгун», Н. Носов «Леденец», Л. Толстой «Косточка», «Чашка» 4. Рисование «Чудесная чашка» 5. Рисование по сказке «Дюймовочка» 6. Р/и «Небылицы» 7. Т/задание «Мы фантазеры»
Справедливость и несправедливость 1. Чтение худ. произведений: «Заюшкина избушка», «Гадкий утенок», В.Осеева «Печенье» 2. Беседы «Легко ли быть справедливым» 3. Д/и «Волшебная палочка», «Коллекция детских считалок» 4. Игра: «Путешествие в страну Справедливости»
Смелость и трусость 1. Беседы: «О храбрости и трусости», «Этих дней не смолкнет слава» 2. Экскурсия к Вечному огню 3. Пословицы 4. Чтение Б. Житков «Храбрый утенок» 5. Русская народная сказка «У страха глаза велики» 6. Развлечение в группе «Будут наши мальчикив армии служить» 7. Сказка «Как солдат страх победил» 8. Игра «Обруч храбрости» 9. Ситуация выбора «Ранняя весна» 10. Творческое задание «Школа храбрости» 11. Рисунок «Храбрые путешественники»

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Художественная литература,

error: Content is protected !!