Роль театрализовано-игровой деятельности в речевом развитии ребенка. Роль театрализованной деятельности в развитии речи младших дошкольников Роль театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников

Конференция: Современный детский сад

Организация: МБДОУ ЦРР д/с № 14

Населенный пункт: г.Ульяновск

Как приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, насыщена эпитетами, эмоционально окрашена интонациями. В наше время, к сожалению, обходятся безжалостно с этим богатством родного языка: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение и скудность словаря. Год от года растёт число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, развитую связную речь. Далеко не каждый ребёнок может построить развёрнутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, задать вопрос.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для развития речи детей. Это пора, когда дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируются психологические процессы: мышление, память, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передать свои мысли, эмоции, дети учатся контактировать с окружающими их людьми. Образность, точность речи обогащается за счёт средств художественной литературы: стихи, рассказы, сказки, басни и т.д.

Дошкольный возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи - фонетической, лексической, грамматической.

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Хорошо развитая речь помогает ему легко вступать в общение с окружающим его миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе.

Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Речь, во всём её многообразии, является главным компонентом общения,

в процессе которого она, собственно, и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении.

Речевое развитие ребенка , осуществляется в различных видах детской деятельности, одним из которых является театрализация. Театрализованная деятельность - это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и не вербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности : пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.

Велика роль театрализованной деятельности в речевом развитии ребёнка (совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи). Она стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми), является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству, является важнейшим средством развития условия, необходимого для организации совместной деятельности детей, в процессе которой происходит речевое развитие дошкольников. Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают

в речевое общение и раскрываются. Исследование Г. А. Волковой показало, «что театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствованию звуковой стороны речи и др.». Интенсивному речевому развитию служит именно самостоятельная театрально-игровая деятельность,

включающая в себя не только действие детей с куклами или собственное действие по ролям, но также и художественно-речевую деятельность (выбор темы, передача знакомого содержания, исполнение песен от лица персонажей, напевание и т. д.).

Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии - через образы, краски, звуки и музыку, а умело поставленные воспитателем вопросы побуждают детей думать, анализировать довольно сложные ситуации, делать выводы и обобщения. Это способствует совершенствованию умственного развития и тесно связанному

с ним совершенствованию речи. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью

четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и

передавать свои впечатления в монологической форме. Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного). Особое внимание в театрализованной деятельности уделяется развитию интонационной выразительности, позволяющей каждому ребенку передать эмоции, чувства, характерные особенности героя, выразить собственное отношение к событиям в монологе и диалоге, не стесняясь слушателей.

Развитие речи, теснейшим образом, связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью,

что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению. Также в дошкольном возрасте постоянно увеличивается словарный запас ребёнка, но его качественное преобразование целиком опосредовано участием взрослых. Таким образом, можно сделать вывод, что театрализовано - игровая деятельность даёт возможность использовать театрализованные игры как сильное, но ненавязчивое

педагогическое средство по развитию речи детей, ведь ребенок чувствует себя во время игры раскованно и свободно.

ЛЛитература:

1. Антипина А.Е.. Театрализованная деятельность в детском саду. М.Творческий центр, 2009

2. Белоус Е. Развитие речи и фонематического слуха в театрально-игровой деятельности. Дошкольное воспитание: ежемесячный научно-методический журнал:№7 2009

3.Бочкарева Л.П.. Театрально-игровая деятельность дошкольников. Метод. пособие для специалистов по дошкольному образованию. – Ульяновск: ИПКПРО, 1993.

4.Брызгалова А.Н. Театрально-игровая деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольного образования - Мн.: Юнипресс, 2006.

5. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. М. Просвещение, 2005

6. Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

7. Мигунова Е.В. Театральная педагогика в детском саду - ТЦ Сфера, 2009 год.

8. Рудик О.С. Развитие речи детей в свободной деятельности. – Москва, 2009.

9. Щёткин А.В. Театральная деятельность в детском саду Мозаика - Синтез, 2008 год.Л

Елена Ленденева
Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей дошкольного возраста

Речевое развитие дошкольников в частности , развитие связной речи – одно из важнейших направлений в работе педагогов ДОУ. Во многом определяющее успешность школьного обучения, обуславливающее формирование коммуникативной культуры, развитие других важнейших психических процессов (мышления, памяти, воображения, внимания, восприятия, овладение навыками практического общения в жизненных различных ситуациях, подготовку к обучению чтению и письму, развитие креативных способностей.

Театрализованная деятельность является одной из наиболее интересных для детей дошкольного возраста , что позволяет включать их в обыгрывание сказок, небольших литературных произведений и тем самым решать задачи речевого развития . В дошкольном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи . Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности дошкольника узнать , рассказать и воздействовать на себя и другого человека. Речь включается во все виды деятельности , в том числе и познавательную. Изменение стоящих перед дошкольником задач , появление новых видов деятельности , усложнение общения с взрослыми и сверстниками, расширение круга жизненных связей и отношений. В которые включен ребенок, приводит к интенсивному развитию . Во-первых, всех сторон речевого развития , во-вторых, ее форм (контекстной и объяснительной) и функций (обобщающей, коммуникативной, планирующей, регулирующей, знаковой) .

Программа детского сада предусматривает обучение диалогической и монологической речи . Работа по развитию диалогической речи направлена на формирование умений, необходимых для общения. Диалог – сложная форма социального взаимодействия. Участвовать в диалоге иногда бывает труднее, чем строить монологическое высказывание. Обдумывание своих реплик, вопросов происходит одновременно с восприятием чужой речи . Участие в диалоге требует сложных умений : слушать и правильно понимать мысль собеседника; формулировать в ответ собственное суждение, правильно выражать его средствами языка; менять вслед за собеседником тему речевого взаимодействия; поддерживать определенный эмоциональный тон; следить за правильностью языковой формы в которую облекаются мысли; слушать и контролировать свою речь.

Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, специально написанных инсценировок) . Особенность театрализованных игр состоит в том , что они имеют готовый сюжет, а значит деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения. Настоящая театрализованная игра представляет собой богатейшее поле для творчества детей . Текст произведения является лишь канвой, в которую вплетаются новые сюжетные линии, вводятся новые герои и т. д. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Чтобы Это осуществить, надо понять каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, то есть проникнуть в его внутренний мир. И сделать это нужно в процессе слушания произведения. Итак, полноценное участие в игре требует от детей особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов. Чтобы понять, каков герой, надо научиться элементарно анализировать его поступки оценивать их. Понимать мораль произведения. Умение представить героя произведения, его переживания, конкретную обстановку, в которой развиваются события , во многом зависит от личного опыта ребенка : чем разнообразнее его впечатления об окружающем, тем богаче его воображение, чувства, способность мыслить. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, телодвижениями, жестами, выразительной по лексике и интонации речью и т. п.). Следовательно, подготовленность к театрализованной игре можно определить как уровень общекультурного развития , на основе которого облегчается понимание художественного произведения, возникает эмоциональный отклик на него, происходит овладение художественными средствами передачи образа. Все это не складывается стихийно, а формируется в ходе воспитательно-образовательной работы.

Планирование моей работы с детьми по развитию Речи через театрализованную деятельность основано на системе игровых тренингов, которые рекомендуется проводить во вторую половину дня в совместной деятельности с детьми .

Структура тренинга включает в себя :

Приветствие, направленное на объединение детей , создание благоприятного психологического климата, эмоционального настроя;

Основную часть, которая включает в себя дидактические игры, упражнения, беседы, инсценирования;

Разминку, направленную на снятие мышечного напряжения, развитие умений владеть своим телом, развитие мимической и эмоциональной палитры, жестикуляции;

Заключительную часть, предусматривающую закрепление содержания основной части, переход к последующему материалу.

Последовательность решаемых задач, использование методов и приемов представлены в следующем варианте системы занятий.

Занятия театрализованной деятельностью несут в себе необыкновенно высокий эмоционально-положительный заряд, затрагивая сферу восприятия, чувств каждого ребенка; литературный материал представляет собой яркий, наглядно-образный эталон речевой культуры народа. Литературные образы, сюжетные линии позволяют дошкольнику освоить социально-нравственные нормы и правила, формируют коммуникативную культуру. Сказка является основным и самым понятным видом литературного произведения в дошкольном возрасте , поэтому велико ее значение в развитии детской фантазии , способности к воображению, в обогащении речи ребенка , в развитии его эмоциональной жизни, в помощи преодолеть трудности которые свойственны развитию личности . Слушая сказку, дети внутренне рисуют себе картины, образы, что способствует развитию фантазии . Вместе с тем, время от времени жизнь этих внутренних образов должна обогащаться за счет образов внешних. Именно эту важную функцию выполняет в детском саду театр .

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка , интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств , переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;

познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация – это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков., так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности – пением , движением под музыку, слушанием и т. д.

Работу по я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей . Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки : «Кисонька-Мурысонька» , «Водичка-водичка» , разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый, перчаточный театр . Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх . Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения)

Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок» , «Теремок» . Обращаю вниманию на то, как нужно эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание .

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Добиваюсь что бы дети выразительно проговаривали слова в чистоговорках, меняя силу голоса. (например «Ри-Ри-РИ – прилетели снегири.» ) - с разной силой голоса. – тихо, громче, громко. Меняя интонацию – удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т. п.

Все эти игры и упражнения позволяют расширить словарный запас детей . Так же большое внимание уделяю выразительности речи . Закрепляется умение детей сочетать речь с движением

Для театрализации использую сказки К . И. Чуковского «Муха Цокотуха» , «Айболит» и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке» , «Перчатки» .

Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой» , «Теремок» , «Колобок» .

«Заюшкина избушка»

Песенки «Жили у бабуси» , «В траве сидел кузнечик» . Стихи А. Барто и т. д.

В группе имеется театрализованный уголок , в который входят следующие виды театра :

пальчиковый театр ;

театр би-ба-бо ;

настольный театр ;

плоскостной театр ;

перчаточный театр ;

театр ряженых ;

театральные шапочки , маски.

Все находятся в доступном для детей месте . В определенных коробочках,с надписями из символов. Чтобы дети могли взять нужный им материал.

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю и родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки сцнеария приглашаем родителей принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи , личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет проводиться и дальше. Планирую провести с родителями мастер- класс по изготовлению кукол- марионеток, что бы пополнить театральный уголок .

Основная трудность в работе по театрализованной деятельности это слабое развитие речи детей , нарушение звукопроизношения, скованность. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Театрализованная деятельность способствует развитию фантазии , воображения, всех видов памяти и детского творчества (художественно-речевого, музыкально-игрового, танцевального, сценического. Она вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но и помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и , что самое главное, помогает адаптироваться ребёнку в обществе.

Воспитатель МКДОУ Кутуликский д/с №3 Ленденева Елена Васильевна, Иркутская область Аларский район

МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Подготовила: Синдянкина Н.А.

Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Н арушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры- драматизации;

Игры- представления (спектакли);

Плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи .

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка , что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Работу в данном направлении я разбила на 3 раздела:

1. Что такое театр.

2. Искусство выразительного чтения.

3. Мастерство актера сценическое действие.

Целью моей работы является : овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.


Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

С участием воспитанников моей группы было поставлено несколько спектаклей, такие как: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Как зайчата маму потеряли», «Экологическая сказка». После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Актерские, театральные игры я включаю на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.

На занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Внутри микрогруппы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т. п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.


Увлекательные путешествия по-летнему и зимнему «Сказкокартам» (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих карт провожу театральные игры и упражнения: "Из какой я сказки", "Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки", "Найди, что на самом деле не бывает?", "О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж", "О чем беседуют герои сказки", "Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал", "Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям", "Какое волшебство эта волшебная вещь делает", "Чья волшебная вещь?", "Чей предмет, из какой сказки?", "Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами", "Путаница" - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев, "Старая сказка на новый лад" - замена героев сказки другими персонажами; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.

На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр: "Какая волшебная вещь помогла?", "Какой волшебный предмет увидели?", "А может волшебнику встретились".

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например "Режиссер". Дети не только сочиняют, но и выбирают "режиссера" из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.

Игра "Как в сказке" – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра "Мы не скажем, но покажем" - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т. п. "Найди и покажи" - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. и т. п.

Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг, торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения, развитие способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией , четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.

Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формирую произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т. к. в стихах всегда присутствуют образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и выразительность. “Главное слово” - поочередно произнести скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне. “Превращение предмета” - найти новые предназначения предмету (карандаш – ключ, вилка, отвертка, градусник; мячик – яблоко, апельсин и т. д.).

У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты.

Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. С применением эпитетов, образных сравнений, диалогов, монологов, имитированием жестов людей, движений животных сочинять сказки с интересными сюжетами.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в

Актуальность данного направления определяется тем, что театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, развития его творческих способностей.

С театрализованной деятельностью тесно связано совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру, расширяет кругозор, благоприятно влияет на развитие психо-эмоциональной сферы.

В любом возрасте в сказках можно открыть нечто сокровенное и волнующее. Слушая их в детстве, очень важно, чтобы осознание «сказочных уроков» начиналось с раннего возраста.

В душе каждого ребёнка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение и фантазию, совершенствует речь. А переоценить роль родного языка, который помогает людям - прежде всего детям – осознанно воспринимать окружающий мир и является средством общения, - невозможно. Использование детьми разнообразных средств выразительности речи – важнейшее условие своевременного интеллектуального, речевого, литературного и художественного развития.

Выразительная речь включает в себя вербальные (интонация, лексика и синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.

Для развития выразительной речи необходимо создание условий, в которых каждый ребёнок мог бы передать свои эмоции, чувства, желания и взгляды, как в обычном разговоре, так и публично, не стесняясь слушателей. Огромную помощь в этом оказывают занятия по театрализованной деятельности. Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: её тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребёнка. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всём его многообразии – через образы, краски, звуки, музыку, умело поставленные вопросы побуждают думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний активизируется словарь ребёнка, совершенствуется звуковая культура речи, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь, её грамматический строй.

Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребёнка,

приобщает его к духовным ценностям. Театрализованные занятия развивают эмоциональную сферу ребёнка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для детей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность (дружба, доброта, честность, смелость и др.) .

Театрализованная деятельность позволяет ребёнку решать проблемные ситуации опосредованно от лица какого – либо персонажа. Это помогает преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребёнка.

Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу; познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки – чуда, ощущения беззаботного детства.

Изучив современную методическую литературу, я выбрала материал для внедрения их в практику своей группы, а также пришла к выводу, что используя данный материал, можно повысить интерес к театрально – игровой деятельности, расширить представления детей об окружающей действительности, совершенствовать умение связно и выразительно пересказывать сказки.

С января 2014 года в системе дошкольного образования вышел нормативный документ, который стал определяющим в принципах и подходах организации современного

Пункт 1.6. настоящего документа гласит «Стандарт направлен на решение следующих задач» , одной из которых является - «создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром» . Театрализованная деятельность в детском саду – это хорошая возможность раскрытия творческого потенциала ребенка, развития его коммуникабельности. Дошкольный возраст является наиболее ответственным этапом формирования коммуникативных свойств характера. Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Дети учатся замечать в окружающем мире интересные идеи, воплощать их, создавать художественный образ персонажа, у них развивается творческое воображение, ассоциативное мышление, умение видеть необычные моменты в обыденном.

Диагностика.

После проведения диагностики результаты оказались следующими:

  • интерес к театрализованной деятельности со средним уровнем проявило 10 человек (66, 7%) , с высоким уровнем – 5 человек (33, 3%)
  • умение давать оценку поступкам со средним уровнем – 10 человек (66, 7%) (13, 3%) , с высоким уровнем 3 человека (20%)
  • владение выразительностью речи со средним уровнем – 6 человек (40%) , с низким уровнем – 8 человек (53, 3%) , с высоким уровнем – 1человек (6, 7%)
  • понимать эмоциональное состояние со средним уровнем -13 человек (86, 6%) , с низким уровнем – 1 человек (6, 7%) , с высоким уровнем – 1 человек (6, 7%)
  • сопереживание героям сказок -11 человек (73, 2%) , с низким уровнем – 2 человека (13, 4%) , с высоким уровнем – 2 человека (13, 4)
  • вживание в образ со средним уровнем -10 человек (66, 6%) , с низким уровнем – 3 человека (20%) , с высоким уровнем - 2 человека (13, 4%) .

Сравнив результаты диагностических исследований, я пришла к тому, что удалось добиться положительных результатов в следующих разделах:

  • интерес к театрализованной деятельности на 54%
  • умение давать оценку поступкам на 61%
  • владение выразительностью речи (здесь потребовалась углубленная и индивидуальная работа с детьми) на 42%
  • понимать эмоциональное состояние на 39%
  • сопереживание героям сказок на 44%
  • вживание в образ на 57%.

Результат проделанной работы:

  1. У детей повысился интерес к театрально – игровой деятельности.
  2. Усовершенствовались исполнительские умения детей в создании художественного образа.
  3. Расширились представления детей об окружающей действительности.
  4. Обогатился и активизировался словарь детей.
  5. Усовершенствовалась интонационная выразительность речи.
  6. Развивалась память, мышление, воображение, внимание детей.
  7. Усовершенствовалось умение детей правильно оценивать свои и чужие поступки.
  8. Дети учились понимать эмоциональное состояние другого человека и выражать своё.
  1. Чтение произведений художественной литературы, устного народного творчества.
  2. Проводить беседы по содержанию прочитанных произведений.
  3. Анализировать характеры персонажей, давать оценку их поступкам.
  4. Предлагать детям задания, игры, упражнения на развитие памяти, мышления, выразительной речи, мимики, жестов.
  5. Постановка спектаклей, драматизация сказок в семейном кругу.
  6. Посещение театров.
  7. Принимать участие в тематических вечерах, праздниках, развлечениях.

Алгоритм самообразования.

Я считаю, что необходимо:

  • Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания;
  • Изучение учебной и научно-методической литературы;
  • Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии;
  • Изучение новых программ и педагогических технологий;
  • Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений;
  • Повышение общекультурного уровня.

Реализуя дифференцированный подход в определении ведущих направлений профессионального развития педагогов, можно порекомендовать следующую тематику самообразования соответственно опыту и педагогическому стажу.

  • Развитие способностей к перепроектированию собственной деятельности в контексте тенденций развития психолого-педагогической науки и социального заказа общества;
  • Проявление творческого потенциала педагога;
  • Пропаганда своих достижений;
  • Развитие исследовательской деятельности.

Алгоритм деятельности по самообразованию.

Выбор темы, обозначение мотивации педагога в зависимости от потребности в углубленном изучении данной темы:

  • Желание педагога углубить и систематизировать знания по интересующей теме
  • Отсутствие системы знаний по данной теме, слабое владение методикой организации работы с детьми по данной теме.

Подбор научно-методической литературы по данной теме.

Посещение районных методических мероприятий, методических объединений, семинаров и других форм работы с педагогами.

Изучение передового педагогического опыта по выбранной теме.

Использование современных подходов в организации работы с родителями по обозначенной теме (консультации, викторины, дискуссии и др.)

Апробация новых моделей взаимодействия с воспитанниками по выбранной теме в процессе организации различных видов деятельности (проектная деятельность, моделирование, интеграция) .

Участие в коллективных просмотрах педпроцесса внутри ДОУ и других ДОУ.

Подготовка материала для обобщения своего опыта работы.

Подготовка отчета о проделанной работе по самообразованию (выступление на педсовете)

Организация театрализованной деятельности в ДОУ в соответствии ФГОС к структуре и содержанию ООП ДО

Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки; развивается и совершенствуется речь, активизируется словарь, совершенствуется звуковая культура речи, ее интонационный строй. Исполняя соответствующую роль, ребенок поневоле упражняется в четком, ясном, понятном изъяснении. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Это конкретный, зримый результат. Театрализованная деятельность способствует развитию эмоциональной сферы ребенка, заставляет его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгранные события.

Прежде всего необходимо формировать интерес к театрализованным играм, складывающийся в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые показывает воспитатель, взяв за основу содержание знакомых ребенку потешек, стихов и сказок.

В дальнейшем важно стимулировать его желание включиться в спектакль, дополняя отдельные фразы в диалогах героев, устойчивые обороты зачина и концовки сказки.

Перчаточные и другие театральные куклы используются на занятиях, в повседневном общении.

От их лица взрослый благодарит и хвалит детей, здоровается и прощается.

Реализация данной задачи достигается последовательным усложнением игровых заданий и игр-драматизаций, в которые включается ребенок.

Знакомство с театральной куклой - бибабо – и театрализованными играми лучше начинать в первой младшей группе. Малыши смотрят драматизированные сказки и другие инсценировки, которые поставили воспитатели или старшие дошкольники, - это создает радостную атмосферу.

2-ая младшая группа: дети последовательно знакомятся с видами театра, основами актерского мастерства.

Средняя группа: кукольный спектакль объединяется с театрализованной игрой. Неуверенные в себе дети чаще всего предпочитают кукольный театр, т. к. здесь ему помогает ширма, за которой он прячется от зрителя. Те, кто преодолевает робость, участвуют в инсценировке как актеры драматического театра (игра-драматизация) .

Старшая группа: все дети участвуют в театрализованных играх и драматизациях.

  1. во 2-ой младшей группе – имитировать характерные движения сказочных животных;
  2. в средней группе обучать элементам образных выразительных средств (интонаций, мимике, пантомиме) ;
  3. в старшей группе совершенствовать образные исполнительские умения;
  4. в подготовительной группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий под музыку.

Имитационным движениям можно обучать на физкультурных, музыкальных занятиях, утренней гимнастики, в процессе наблюдений за явлениями окружающей жизни.

Классификация театрализованных игр

Кукольный театр - это волшебный мир - одна из самых великих моделей Человека и Человечества. В отличие от драматического театра, где играют не куклы, а живые люди, кукольный театр более долговечен. Его актеры способны жить много столетий, и любая музейная кукла, ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент способна ожить и сыграть перед нами ту самую кукольную комедию, которой восхищались зрители - короли, ремесленники, дворяне, купцы, наемные солдаты - и сто, и двести, и четыреста лет назад.

Игры в кукольный театр:

  • Настольный театр.
  • Театр на руке.
  • Напольные куклы.
  • Стендовый театр.
  • Верховые куклы.
  • Театр живой куклы

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста» , самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности

Игры - драматизации

Инсценирование потешек

Инсценирование небольших сказок

Инсценирование песен

Инсценироваание небольших литературных текстов

Творчество детей

Игры - спектакли характеризуются переносом акцента с процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Их можно рассматривать как разновидность художественной деятельности,

Игры – спектакли

Драматический спектакль

Музыкально-драматический спектакль

Детская опера

Спектакль на хореографической основе

Спектакль ритмопластики

Пантомима

Большое и разностороннее влияние театрализованных игр на личность ребёнка позволяет использовать их как сильное ненавязчивое педагогическое средство, так как он сам испытывает при этом удовольствие.

Требования к театрализованной игре

Разнообразие тематики содержания.

Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса.

Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми на всех этапах организации театрализованных игр.

Требования к занятиям, включающим театрализованную игру:

Развитие речи и навыков театральной исполнительской деятельности.

Создание атмосферы творчества.

Развитие музыкальных способностей.

Социально-эмоциональное развитие.

Театрализованное занятие включает в себя-

Просмотр кукольных сценок.

Театрализованной игры.

Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

Беседы о театре.

Упражнения по формированию выразительности исполнения песенного, танцевального творчества.

Упражнения по социально-эмоциональному развитию детей.

Эти виды театрализованных игр с успехом используется в разновозрастной группе. Объединение детей на художественном материале, на совместных положительных эмоциях и общих переживаниях помогает решать, помимо общих задач, еще и такие, как умение старших детей занять малыша, развлечь его, доставить ему радость и удовольствие.

В условиях разновозрастной группы, объединяющей детей с различным опытом развития, важно умело подобрать произведения, которые могут служить материалом для совместных игр-драматизаций и которые будут использованы только в подгруппах.

Все проведенные выше мероприятия способствуют формированию социально-необходимых навыков и знаний, повышению общей культуры дошкольника.

В заключении отметим, что театр может сыграть большую роль в формировании личности ребенка. Он доставляет много радости, привлекает своей яркостью, красочностью, динамикой, воздействует на зрителей. Жизнь дошкольников в детском саду обогатится за счет интеграции игры в разных видов искусства, которые находят свой воплощение в театрально-игровой деятельности.

error: Content is protected !!