Методы и приемы, используемые в воспитательной работе по формированию патриотического сознания младших школьников

ТЕМА: «Развитие у учащихся патриотического сознания, формирование нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения в МБОУ СОШ№1 ЗАТО Озерный»

Патриотическое воспитание очень широкое направление в деятельности школы. Что же входит в это понятие? Среди национальных ценностей патриотизм стоит на 1 месте. А рядом такие понятия, как духовность, нравственность, гражданственность.

Поэтому закономерно, что вопрос воспитания достойного гражданина России в наше время приобретает особую важность.

Свидетельством понимания в обществе важности гражданского воспитания является Концепция духовно-нравственного развития гражданина России, разработанная в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об образовании», ежегодными посланиями Президента России Федеральному собранию Российской Федерации, на основе которой создан ФГОС 2-ого поколения.

Поэтому именно на школу возлагаются основные задачи по духовно-нравственному развитию личности гражданина России.

В нашей школе эта работа базируется на 4 школьных проектах:

- «Я- гражданин России»

- «Здоровье на «5»»

- «Традициями сильны»

- «Мы- звезды»

До введения ФГОС 2 поколения в практику школьного образования ,наша школа уже имела опыт организации внеурочной деятельности, направленной на патриотическое воспитание и духовно-нравственное развитие учащихся. В настоящее время происходит совершенствование этой деятельности.

На наш взгляд проблема воспитания духовно-нравственных ценностей стоит довольно остро перед современным обществом. Из-за того, что молодое поколение плохо понимает, что такое духовные ценности и нравственные нормы, зачастую путая их.

В основе гражданского образования в нашей школе лежит проблема формирования законопослушного гражданина, развития у учащихся чувства гражданственности. . Оно подразумевает способность пользоваться своими правами и исполнять свои обязанности в личных интересах и на благо общества, мыслить и действовать государственно.

Как внедрить духовно-нравственные ценности в сознание современного молодого человека и каким должен быть набор этих ориентиров - сегодня нет однозначного ответа.

В послании Федеральному собранию РФ Президент РФ В.В.Путин обратился к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы не можем представить нашу страну. Президент назвал важнейшие из этих ценностей: СПРАВЕДЛИВОСТЬ; СВОБОДА личная и национальная, свобода слова и вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; ЖИЗНЬ ЧЕЛОВЕКА; МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫЙ МИР; СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ; ЛЮБОВЬ И ВЕРНОСТЬ; ЗАБОТА О МЛАДШИХ И СТАРШИХ; ПАТРИОТИЗМ; ВЕРА В РОССИЮ; ЕДИНСТВО РОССИЙСКОЙ НАЦИИ. «Таковы наши ценности, - подчеркнул он, - таковы устои нашего общества, наши нравственные ориентиры. А, говоря проще, таковы очевидные, всем понятные вещи, общее представление о которых и делает нас единым народом, Россией»

Для полноценного духовно-нравственного развития учащихся необходима собственная гражданская позиция педагогического коллектива школы.

Мероприятия деятельности ( экскурсии, уроки мужества, проекты, вахты памяти, концерты к знаменательным датам, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, КТД и другие) организуются в нашей школе в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования .

В ситуациях, когда школа, учитель формирует толерантное, гуманное отношение к людям, а дома ему говорят, что человек человеку волк, мы с Вами должны быть Волшебниками , чтобы суметь переубедить, перетянуть одеяло на себя. А поэтому особое внимание должно уделяться формам проведения таких мероприятий как: диспуты, круглые столы, встречи с интересными людьми, игры, соревнования, инициатива должна идти от самих детей. В противоположном случае мы только будем убеждать учеников в том, что все, что они слышат из уст учителя ничего общего не имеет с действительностью. Ведь патриотизм - это чувство, а заставить чувствовать нельзя.

Для формирования нравственной и гражданской позиции школьников считаем необходимым соблюдение следующих условий:

1. В школе воссоздаются элементы взрослой

гражданской жизни (например: школьное самоуправление )

2. Основные элементы школьной жизни приводятся в соответствие с

демократическим ценностями. (выборы Президента)

3. Гражданское образование не ограничивается рамками школьной жизни, а способствует превращению школы в центр общественных и культурных связей, установлению партнерских взаимоотношений с дивизией, учреждениями культуры, образования и др.

Проект «Я - гражданин России» является для нашей школы приоритетным.

Гражданственность, патриотизм определяют активную жизненную позицию. Формирование сознания «Я - гражданин России» должно проходить через собственное отечественное самочувствие каждого человека. Необходимо переосмыслить вопросы гражданско-патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении мы ищем новые формы работы и совершенствуем уже имеющиеся.

Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Историческая память важна и необходима - во все времена и в любом государстве. В последние десятилетия происходит утрата духовно-нравственных и социальных ценностей: теряется уважение к истории, забываются свои корни. Отсюда беспринципность, безнравственность, раболепное поклонение всему иностранному. Особенно тревожно, когда целое поколение молодежи воспитывается на чужих идеалах.

Всё это определяет актуальность разработки и реализации школьной программы патриотического воспитания « Я - гражданин России», а её реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

В рамках реализации проекта «Я - гражданин России»в школе прошло много мероприятий.

Так, 26.10.2013г. коллектив учителей и учащихся школы принял участие в межмуниципальном фестивале народного творчества «Юность комсомольская моя!»Выступление стало не только яркой демонстрацией творческих талантов, но и наглядным примером единения, общности взглядов представителей разных поколений, успешного симбиоза учителей и учеников всех трех ступеней!

Государственная символика является частью истории и культуры страны. Ознакомление с важнейшими государственными символами - гербом и флагом нашей страны, Тверской области, гербом Озёрного, традиционно входит в содержание патриотического воспитания. Так 1-4 классах прошли тематические классные часы «Государственная символика» . В 6-9 классах учителями истории подготовлены интеллектуальные игры, викторины на тему «Конституция РФ-главная книга страны», «Символы Твери».

Учащиеся 1-8 классов участвовали в конкурсе рисунков «История герба и флага Тверской обл.», учащиеся 5-11 классов - в конкурсе сочинений .

В честь празднования дня РВСН учащиеся 5-х кл. с кл. руководителями посетили музей Боевой славы дивизии, поздравляли на дому ветеранов ВС.

Формировать политическую и правовую культуру, гражданскую позицию учащихся помогают проведение выборов на пост президента РМиД, деловая игра «Я - будущий избиратель», тематические классные часы в 1-11 классах «Главные выборы страны»,встречи с председателем ТИК ЗАТО Озерный Шитиковой Е.П. по основам избирательного права.

По итогам школьного проекта учителем истории Свириной Л.В.был подготовлен и проведен тематический вечер«Россия-Родина моя» .

С 13 января по 8 марта 2014 года в школе реализовывался проект «Традициями сильны».

В рамках реализации проекта проведен цикл мероприятий

Так, 15 февраля в актовом зале школы прошла встреча с земляками-участниками войны в Афганистане. Учащимся 5-11 классов и педагогам школы выпала возможность встретиться с участниками афганской войны, теми,кто с достоинством и честью прошел огонь боев. Тех из «Афганцев»,которые по причине болезни не смогли прийти- ребята чествовали на дому. Учащиеся 8 «А» класса подготовили видеопрезентацию о тех годах, со сцены звучали проникновенные стихи и песни в исполнении учителей и школьников, педагога доп. Образования Семенова С.Н.,танцы,тронувшие сердца,подготовленные Гуревич М.Л.. Встреча оставила неизгладимое впечатление в сердцах всех присутствующих.

В преддверии Олимпиады в Сочи, в школе впервые проводились Малые Олимпийские игры среди учащихся среднего звена. Участников приветствовала богиня правосудия Фемида. Тренер-преподаватель ДЮСШ Мочалова И.Л. рассказала об истории Олимпийских игр, звучал Олимпийский гимн. Неделю участники соревновались в личном и командном первенстве. В день закрытия Олимпиады в Сочи-были подведены итоги и вручены награды победителям и участникам.

За учащимися МБОУ СОШ №1 закреплено 20 ветеранов ВОв , детей войны, жителей блокадного Ленинграда, тружеников тыла, проживающих на территории ЗАТО Озёрный и 22 педагога-пенсионера школы , не работающие в данный момент. Так же в рамках акции «Спешите делать добро» посильная помощь оказывается вдовам ветеранов, детям войны, не закреплёнными за школой и проживающими на территории ЗАТО Озёрный и п. Выползово.

В течение года школьники организовывали поздравления к праздникам, оказывали посильную помощь в бытовых вопросах, собирали информацию о своих прадедах-участниках Вов в рамках акции «Спасибо деду-за Победу!», участвовали во время каникул в работе поисковых групп. В дар школьной музейной экспозиции учащимся Царевым Д. были переданы предметы, найденные на местах боев во Ржевском районе, а Карпешиным М. переданы боевые и юбилейные награды его прадеда.

3 года в каждой параллели начальной школы в рамках ФГОС 2го поколения работает кружок «Я-гражданин России»,на занятиях которого дети овладевают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

Воспитатели 2-й смены пришкольного оздоровительного лагеря главной целью в работе ставили воспитание патриотизма через уважение к историко-культурному наследию своей малой родины. Воспитанники приняли активное участие в мероприятиях, посвященных Дню города. Увлекательно прошла экскурсия «Улицы нашего городка», после которой каждый отряд создал презентацию о памятных местах Озерного.

Председателем ТИК Шитиковой Е.П. проведена викторина о государственных символах. Учитель музыки Шорина Т.А. на протяжении всей смены вела кружок фольклорной песни. Ребята окунулись в атмосферу народных песен и танцев.

В рамках исследовательской работы в этом учебном году мы планируем пополнить школьную музейную экспозицию материалами из истории улиц Озерного, и о наших земляках-воинах-интернационалистах.

Очевидно, что необходимы изменения приоритетов в воспитательной работе . А самое главное, патриотическое воспитание должно проводиться совместно с семьей и через семью . Наша школа - это большая дружная семья, объединяющая родителей, учеников, учителей. Так уж повелось, что всегда все школьные вопросы решались и решаются с родителями. Самые активные и неравнодушные из них идут в школу и становятся помощниками и партнерами в воспитании детей. Папы и мамы проводят классные часы, праздники, организуют экскурсии, спортивные соревнования, становятся членами жюри в смотрах-конкурсах учащихся. Мы уверены, что именно родители, работа с семьей поможет развить у школьников патриотическое сознание, сформировать нравственную и гражданскую позиции, что даст новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества. А значит, будущее начинается с семьи .

Мы работаем и применяем 3-мерный подход: (Схема: линейность-системность-воссоздание реальности).

1)Линейность - важные темы или линии, позволяющие развить чувство патриотизма у ребят. Человек научиться любить свое Отечество тогда, когда научится любить и ценить себя, свой род, свою семью, школу, окружающий мир, городок. В преддверии 70-летия Великой Победы особое внимание уделяем теме Вов. Работа проводится от малого к большому, от простого- к сложному.

2)Системность: А именно: какая-то линия или тема прорабатывается во всех классах. Например: «Подвиг народа бессмертен»

Все эти темы отрабатываются из года в год, и к 11 классу учащиеся осознанно, глубинно знают эту тему.

В науке считается, что только те знания запоминаются, которые были повторены не менее 7 раз.(5-11кл). А мы не только запоминаем, но и расширяем знания учащихся, учитывая возрастные особенности.

3)Воссоздание реальности: Наукой доказано, что человек применяет только 30% знаний. А наша задача, чтобы чувство патриотизма не только осознавалось разумом, но принималось душой, когда эмоции проходят через сердце и остаются там. Для этого по отдельным линиям проводятся тематические мероприятия.

В целом решению многих аспектов поставленной проблемы помогает программа духовно-нравственного и патриотического воспитания школьников. В рамках программы духовно-нравственное воспитание рассматривается как одна из граней личности гражданина и патриота.

Таким образом, основной целью развития у учащихся патриотического сознания и формирования нравственной и гражданской позиции в рамках ФГОС 2 поколения, в нашей школе ставится раз-витие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённого в духовных и культур-ных традициях многонационального народа Российской Фе-дерации.

У нашего будущего-лица наших учеников!!!

Боброва О.А.

Учитель русского языка и литературы

Международный образовательный форум «Глинские чтения» . Июль 2008 г.

Формирование патриотического сознания учащихся

Патриотизм – высшее

выражение духовности человека .

Иван Александрович Ильин

Конечная цель работы школы, а значит, каждого учителя – воспитание гармонично развитой личности. Но сегодня, когда СМИ откровенно пропагандируют культ комфорта и удовольствий, стремление взять от жизни всё и вполне естественным рисуют путь человечества к животному началу - это непростая задача.

Подмена духовных ценностей на фальшивые во многом почти осуществилась: стираются границы между добром и злом, пороки выставляются напоказ как допустимое, равнодушие к происходящему становится нормой, родители находятся в вечной гонке за золотым тельцом, объявляя её самой важной, необходимой для взращивания своего чада. Воспитание и развитие ребёнка отодвигают на второй план. Главное –накормить и обуть, обеспечить… Выросло поколение мам, спокойно курящих в присутствии своих детей и распивающих различной степени крепости спиртные напитки. Сложно даже представить, что они способны думать о нравственном воспитании и духовном развитии своих детей, являя собой образец безнравственного поведения…

Сбывается план Алена Даллеса, разработанный ещё в 1945 году: «Мы незаметно подменим их ценности на фальшивые и заставим их в эти ценности поверить…Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа и окончательного, необратимого угасания его самосознания… Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркоманию,животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, шовинизм и вражду народов, прежде всего вражду и ненависть к русскому народу: всё это мы будем ловко и незаметно культивировать…

И лишь немногие … будут догадываться или понимать, что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище» .

Итак, идёт война, настоящая идеологическая война. Народ уничтожается при равнодушии или полуравнодушии общества.

Что же делать нам, учителям, представителям передового рубежа этой бескровной битвы? Ведь мы-то с вами видим, как уничтожается наше подрастающее поколение, а значит, уничтожается будущее России! Как предотвратить превращение детей в безликую толпу человекоподобных, озабоченных лишь хлебом насущным?Что должны противопоставить мы повреждению здравомыслия и растлению духа подрастающего поколения?

Возникла реальная необходимость качественного улучшения воспитания молодёжи.На первое место должно ставить заботу о духовном развитии, нравственном воспитании. Необходимо прививать интерес к своим «корням»: традициям, культуре, истории родного края и Отечества.Необходимо взращивать в детях внутреннюю мотивацию для добросовестного служения Отечеству и народу, формировать патриотическое сознание и развивать рефлексивное мышление учащихся.

Безусловно, и на уроках мы не просто обучаем детей азам той или иной науки, а стараемся воспитать человека, заронить в его душу зерно добра, способность отличать истинное от ложного, но этого недостаточно,чтобы сформировать патриотическое сознание. Важно целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием подрастающего поколения.

Осознание «чувства Родины», понимание значения истории Отечества в жизни человека изменит мировоззрение, откорректирует ценностные ориентации, определяющие устремлённость личности к идеалу, то есть поднимет подростков на более высокий уровень духовно-нравственного развития.

Именно такое понимание задачи вызвало у меня желание разработать курс внеклассных занятий по патриотическому воспитанию учащихся.

Для выявления нравственных идеалов, иерархии ценностей, степени осознания учащимися себя в окружающем мире я использовала психологический метод диагностики по рекомендации к.п.н. В.В.Выговской – анкетирование: Кто я? Какой Я? Мои стремления… Выбор ценностей.

По результатам обработки данных анкет разработала курс из 12 занятий по формированию патриотического сознания учащихся продолжительностью 1 и 2часа (с учётом предварительного и заключающего тестирования).

В основу курса легли личные встречи с интересными людьми, понимающими необходимость воспитания в подрастающем поколении чувства любви к Родине, и заочное знакомство с героями-патриотами разных времён,основанное на просмотре фрагментов видеофильма Ольги Дубовой «Герои нашего времени» и видеофильма о Максиме Трошине«Песней наполнено сердце моё…»

На занятии«Родина моя» разговор шёл о том, почему нужно почитать и любить отца и мать, почитать и любить Родину. Что значит любить Родину, быть патриотом?

Из встречи с вдовой нашего земляка Анной Павловной Грабинойребята узнали о земляке-патриоте - гениальном конструкторе артиллерийского вооружения Василии Гавриловиче Грабине, верно служившем Родине как на гражданском, так и на военном поприще.

Анна Павловна рассказала ребятам о том, как рос и учился Василий Гаврилович, как настойчив был в достижении поставленной цели.

Интересный, увлекательный рассказ позволил ребятам познакомиться с особенностями быта начала 20 века, представить трудности, которые ожидали многих детей,желающих учиться, но не имеющих такой возможности.

Жизненные истории, произошедшие в детстве с Васей Грабиным, позволили ребятам создать образ мальчика, никогда не унывающего, настойчивого, честного, смелого,любящего сына и помощника родителей.

Уверенность в том, что он сможет овладеть знаниями по любой дисциплине, способность отказаться от всего ради учёбы – вот что позволило Василию Грабину стать «уникумом» (так назвали его члены экзаменационной комиссии Военно-технической академии имени Ф.Э.Дзержинского).

Ребята смогли убедиться, что настойчивость в овладении знаниями, непреклонность в достижении цели и смелость в принятии важных решений позволили Василию Гавриловичу стать выдающимся конструктором, достойным сыном Отечества: в годы Великой Отечественной войны противотанковые пушки,созданные им, наносили сокрушительные удары по танкам врага, приближая час Победы.

Следующая встреча была посвящена памяти Александра Невского.

На этот раз в гости к ребятам был приглашён Евгений Карунин – поэт и композитор,исполнитель патриотических песен.

Евгений Александрович познакомил ребят со своей поэмой,посвящённой великому князю – защитнику Земли Русской.

О том, как проходила встреча, можно узнать из фрагментов сочинений-отзывов ребят. Вот некоторые из них:

- «Выступление поэта было посвящено жизни и подвигу князя Александра Невского.

Дав нам возможность вспомнить основные события жизни князя, автор прочёл отрывок из поэмы, когда шведский барон вызывает Александра Невского на поединок. Молодой полководец не спит всю ночь, молится Богу, понятно, что переживает он за Родину, её судьбу. Шведский недруг высокомерен, самоуверен.

Когда поэт читал, все слушали, затаив дыхание».

- « Волновала судьба Пелугия, пробирающегося через лес для того, чтобы спасти Новгород, успокаивало появление чуда: святых Бориса и Глеба».

- «Он читал с выражением, с мимикой, так, как будто сам всё это пережил. Многие из нас очень чётко представляли эту картину и переживали за героев».

- «А затем нас ждал сюрприз! Наш гость взял в руки гитару и запел. Я был потрясён! Естественный, мощный голос впечатлял своей силой и энергией, заставлял задуматься о темах, волновавших людей всегда: о борьбе добра и зла, о патриотизме, о героизме и предательстве.

Анализируя историческое прошлое, я стал размышлять и над собственной жизнью, о своём месте в этом мире».

- « Стихи в песнях складные. Они как будто льются рекой. В них слышится любовь к Родине, её истории. Я заворожено слушала его песни, представляя себе те «преданья старины глубокой», о которых в них поётся».

- «Особенно грустная была песня про то, как Иван Грозный приказал выколоть глаза мастерам, которые построили красивый храм».

- «Затем мы слушали песню о Пересвете. Мне особенно запомнилась история о том, как перед важным боем он сразился с воином врагов и победил его ».

- «Больше всего мне понравилась песня о Родине. Она очень красивая».

- «Во время его выступления моё сердце то радовалось, то болело, то сжималось за судьбу моего народа, за судьбу моей Родины».

- «В конце нашей беседы мы сделали общий снимок на память. Евгений Карунин принёс нам книжечки с одной из своих баллад. Он подписал их для каждого! У него прекрасный почерк! Встреча прошла на «ура»!

- «Если бы в нашей стране было больше таких патриотичных людей, было бы очень хорошо. Я жду следующей встречи».

Евгений Карунин подписывает экземпляр своей исторической баллады

Встречи с интересными людьми, остро чувствующими свою сопричастность к истории Отечества, безусловно, необходимо организовывать, если мы хотим видеть нравственно здоровым молодое поколение, если мы думаем о будущем России. Ведь история Отечества, его слава, его герои – то бесценное наследство, которое должны благодарно принимать и преумножать новые поколения. Знание истории своей страны формирует человека, умеющего думать, с чувством собственного достоинства.

Поэтому укрепление исторической памяти молодёжи – наша задача, в её решении – залог самосохранения народа, России.

Очередная встреча с Евгением Каруниным на тему «Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» (2 часа) состоялась 22 февраля - накануне Дня Защитника Отечества.

Поэт познакомил ребят со своими произведениями, посвящёнными природе родного края, исполнил песни на стихи Николая Рубцова. Прозвучали стихотворения русских поэтов о родной природе и в исполнении ребят. Они отвечали на вопросы поэта,делали выводы о силе и красоте русского слова, о необходимости бережного к нему отношения.

Беседу о значении поэтического слова в годы Великой Отечественной войны, о силе его влияния на состояние духа защитников Родины и о том, как важно нам сегодня помнить об этом, Евгений Карунин завершил исполнением песен о героях-патриотах былых времён и современности, о любви к Родине.

Сила воздействия поэтического слова в эмоциональном исполнении автора под аккомпанемент гитары – бесспорно, велика.Слушатели невольно заряжаются энергией исполнителя, так же, как и автор,волнуются и радуются, переживают, чувствуют свою причастность к былому, наполняют сердце благодарностью к героям-защитникам, любовью к Родине, а значит, становятся её патриотами.

Разговор о героях-патриотах Великой Отечественной войны мы начали с просмотра фрагмента видеофильма «Герои нашего времени» Ольги Дубовой.

Беседа о содержании фильма позволила ребятам сделать вывод о том, что моральные и духовные ценности народа - основа победы в Великой Отечественной войне. Ребята смогли сопоставить нравственные идеалы поколения победителей с нравственными идеалами современной молодёжи и сделать соответствующие выводы о том, что подвиг поколения победителей – это яркий пример самоотверженного служения Отечеству, что необходимо сохранять память о народном и воинском подвиге в годы Великой Отечественной войны и для того, чтобы не ошибиться в выборе идеала.

Второе занятие, посвящённое героям Великой Отечественной войны, тоже основанное на просмотре фрагмента видеофильма Ольги Дубовой, позволило ребятам ответить на следующие вопросы: для чего нужен молодёжи опыт прошлых поколений? надо ли знать героев Отечества? что даёт современному молодому человеку это знание?

Ребята смогли сделать вывод о связи и преемственности поколений, о том, что историческая память народа – основа его самосознания, а значит, и самосохранения.

Очередная встреча с поэтом Евгением Каруниным на тему«Значение поэтического слова в деле патриотического воспитания» - беседа о судьбе современника, поэта-патриота Максима Трошина.

Предварительно ребята познакомились с биографией поэта, его творчеством, просмотрели фрагменты видеофильма «Песней наполнено сердце моё», прослушали записи песен из альбома «Соловейка» в исполнении автора.

Занятия обогатили ребят знанием того, что естественное и необходимое для жизни, как дыхание, чувство Родины составляло суть жизни человека, немногим старше их…

Завершило курс занятий повторное анкетирование, результаты которого позволили сделать вывод об эффективности проведения курса с учащимися по формированию их патриотического сознания. Оправдались мои надежды на то, что после занятий ребята по-иному отнесутся к определению своего «Я», к желаниям и планам, к выбору между «иметь» и «быть», что их ложные кумиры померкнут перед образами истинных героев.

Уверенность в том, что необходимо и в дальнейшем проводить подобную работу, подтверждают и размышления учащихся. Вот некоторые из них:

- «Я думаю, что такие встречи с всесторонне развитыми людьми помогут детям нашего возраста расширить свой кругозор и серьёзно задуматься над смыслом жизни».

- «И сегодня важна победа добра над злом, важно стремление к свободе и справедливости».

- «Я понял,что настоящий человек должен любить свою Родину, знать историю, гордиться великими людьми России».

Безусловно, если каждый педагог составит свою программу работы с учащимися по патриотическому воспитанию, используя в ней имеющиеся у него видеоматериалы, привлекая к работе людей неравнодушных, волнующихся за становление молодого поколения, за будущее России, то желаемый результат будет возможен. Ведь если мы сегодня не противопоставим волне бездушия, безразличия, самолюбования, желания получить от жизни всё и любым путём, любыми средствами другой образ жизни,основанный на примерах честности, жертвенности, любви к малой родине и Родине-Отчизне, то потеряем наше будущее, поставим под удар существование самой России. А ведь именно этого и добиваются те, кому не дают покоя просторы нашей Родины. И потому каждый из нас, педагогов,понимая ситуацию, сложившуюся не в одночасье, не может быть спокоен. Каждый должен чувствовать себя на передовой, понимая, как много нужно сделать, чтобы не упустить, отвоевать души детей наших от насаждаемой иноземщины, привить им любовь к родной земле, научить гордиться делами своих предков, взрастить в них желание быть достойными их памяти, быть патриотами России.

Уверена, что строки стихотворений поэта Николая Зиновьева отражают состояние души многих, о будущем Родины заботящихся:

Как ликует заграница

И от счастья воет воем,

Что мы встали на колени.

А мы встали на колени

Помолиться перед боем…

Время бить в колокола,

А иначе о России

Завтра скажут: « Да, была».

Слова - предупреждение, слова – призыв к действию! Как точно отражают они состояние жизни страны нашей сегодня. Мы в ответе за будущее России и перед предками, и перед потомками. И только объединив свои усилия, мы сможем выстоять, выстоять и победить.

И если соберём волю каждого в одну волю – выстоим!

Если соберём совесть каждого в одну совесть - выстоим!

Если соберём любовь к России каждого в одну любовь – выстоим!

Валентин Распутин

В различные периоды развития общества ученые по-разному трактовали понятие «патриотизм». На основании анализа структуры патриотизма становится возможным выявление его сущности.

Патриотизм выражается через:

Уважение к традициям, истории и культуре страны;

Осознание достоинств и успехов своей страны;

Чувства сопричастности к судьбе Родины;

Действия во благо народу своей страны;

Ответственность за близких людей, народ и Родину;

Жертвенность, т.е. готовность пожертвовать ради отечества своими личными интересами, в том числе и жизнью.

Как видим, форма проявления патриотизма бывает различной: на поведенческом уровне – как интегративное нравственное качество, на методологическом – как нравственный принцип, на эмоционально-психологическом - как моральное чувство, имеющее приобретенный характер и которое формируется в течение всей жизни человека. Анализ структуры позволяет сделать следующий вывод: патриотизм – это сложное явление и неотъемлемая часть социально-нравстенной направленности личности.

Формирование патриотического явления осуществляется различными субъектами и способами, а именно через:

1. Семейное воспитание. Семья как социальная общность дает зачатки ценностного ориентирования человеку, в том числе и чувство долга перед семьей, родиной, через проявление любви и уважения к своей стране и прививания этих чувств детям.

2. Систему образования. Функцию прививания патриотизма в СССР взяла на себя государство и проявляла ее через систему образования, включающая изучение таких предметов, как: русский язык, русская литература, история России, краеведение, география России, национальная культура и традиции и т.п.

3. Формирование патриотических представлений под влиянием малых групп, общества, СМИ.

4. Путешествие по своей стране.

5. Военную службу.

ВЦИОМ имеет возможность судить о том, как россияне воспринимают патриотизм, как они демонстрируют свои патриотические чувства на основании довольно обширного материала. Опросы введутся с конца 80-х годов, тогда России, как независимого государства еще не существовало, она была еще в составе СССР. Теперь, спустя 20 лет, мы имеем возможность сопоставлять то, что люди говорили тогда, и сейчас. Эволюция весьма заметна. Если на излете советской эпохи патриотизм был советский, то российский рождался в муках, на противопоставлении союзу. Ельцин и его последователи пытались показать, что Россия – это самостоятельная держава, с которой нужно считаться. Так как большинство наших соотечественников выросли в советской идеологии, российский патриотизм казался весьма странным, потому что раньше слова «Россия» и «СССР» использовались, как синонимы. Для нашего патриотизма в Советском Союзе «почва разъезжалась под ногами»: советский патриотизм был заклеймен, как реакционный. Во всей советской истории находилось только плохое, отрицательное. Затем, когда СССР распался, оказалась выбита из–под ног последняя почва для советского патриотизма. Спустя 20 лет, существует группа россиян, которые называют себя «советскими патриотами». Причем, это люди, которые не обязательно выросли в советское время: происходит передача культурного кода в некоторых семья, как правило, это люди, которые голосуют за КПРФ, считают, что СССР - «золотой век» нашей истории. Конечно, сегодня уже это некоторая экзотика, маргиналия. Сегодня общераспространенным является патриотизм российский по многим причинам, в том числе, потому что далеко зашел процесс «разбегания»: когда мы все существовали в одной стране, но эти 20 лет не прошли даром. По-разному строится идеология, политический курс, по-разному работают СМИ, возводятся барьеры между жителями разных бывших советских республик. Политическая история, экономическая история развиваются по-разному. Сегодня мы в большей степени ощущаем себя россиянами, чем в советское время.


Но есть специфические российские особенности: ситуация 90-х годов, неудачных реформ, которые обещали сделать жизнь лучше. Реформы, с точки зрения большинства россиян, пошли не туда, Россия была поставлена на грань выживания. В 90-е годы у нас был экономический кризис, дефолт, террористические атаки со стороны Кавказа, расползающийся пожар по разным республикам, когда не только Чечня, но и Дагестан, Ингушетия превращались в полыхающие зоны. Это образовало совокупность угроз существования России как государства. Но наш народ и государство нашли в себе силы не допустить такого развития событий. Приход эпохи Путина был связан с разворотом тенденции: мы падали, теряли и в 1999-2000 годах все развернулось в обратную сторону. Это вызвало прилив патриотических чувств, пошла позитивная динамика. Опять стало модно любить Россию, не модно ее унижать оскорблять, говорить, что у нас все плохо.

Отсутствие базовой системы ценностей (советские ценности оказались разрушенными, а новые ценности – еще на стадии формирования) отразилось на процессе социализации и формировании патриотического духа. Современный социолог Ю. Г. Волков отмечает, что «глубинной основой негативного состояния современного российского общества является то, что в процессе демократических реформ была разрушена идеологическая структура советского общества; более того, была объявлена деидеологизация российского общества как отрицание любой идеологии. Особенно плачевно деидеологизация сказалась на духовном и нравственном развитии молодежи России. В процессе отрицания советской идеологии наша молодежь оказалась беззащитной под натиском западной идеологии и массовой культуры, несущей такие пороки западного свободного мира, как культ наживы, насилия и гомосексуализма, уход молодого поколения в иллюзорный мир с помощью наркотиков и психотропных веществ. Вследствие начальной деидеологизации, а затем и бездумного внедрения либеральных западных ценностей, чуждых российскому менталитету, происходит формирование молодых людей без гражданского мировоззрения... Объявленная демократами безграничная свобода личности от общества в молодежной среде россиян трансформировалась во вседозволенность и безнаказанность» .

Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно-значимыми, будут характеризовать личность.

В декабре 2011 – январе 2012 года кафедра социологии и социальных технологий управления Института фундаментального образования Уральского федерального университета провела шестой этап мониторинга студентов вузов. В рамках данной работы нами был проведен анализ идеологической ориентации современной вузовской молодежи. 63 % респондентов указывают на то, что у них нет четкой ориентации, что они не придерживаются никакой идеологии; 8 % – выступают за социалистические идеи, 15 % – сторонники либеральных рыночных реформ. Чуть больше половины респондентов – 52 % интересуются информацией о политике, но сами в политической деятельности активного участия не принимают, 42 % студентов показывают крайне отрицательное отношение к политике, и только 7 % – активно интересуются и участвуют в деятельности той или иной партии. В качестве основной причины аполитичности молодежи является неуверенность, что личное участие может иметь какое-либо влияние, недоверие к политикам, низкий их престиж в сознании молодежи.

На вопрос «какие ожидания у вас сегодня преобладают» ответы разделились примерно поровну вокруг двух вариантов: одни предпочитают жить сегодняшним днем, не задумываясь о том, что будет завтра, другие – надеются, что жизнь станет лучше, но не скоро. В отношении соблюдения законов студенты демонстрируют следующую позицию: только 30 % респондентов считают, что закон нарушать нельзя. 70 % респондентов оправдывают нарушение законодательства различными способами: закон ограничивает права личности, во имя пользы дела, многие законы непонятны и поэтому часто нарушаются, во многих законах реально заложены невыполнимые нормы, да и вообще, законодательство быстро меняется, поэтому выполнять его невозможно.

Свобода для молодежи – это в первую очередь независимость в выборе жизненной позиции. Да и самое важное в демократии – это свобода личности. Только вот для достижения успеха в жизни, так же как и десять лет назад, студенты указывают на необходимость связей, знакомств и предприимчивости в первую очередь. Интересен анализ ответов студенческой молодежи Екатеринбурга на вопрос о чувстве враждебности. Так, явно прослеживаются негативные тенденции в отношениях между богатыми и бедными, между представителями разных национальностей, коренного населения к мигрантам. Существенно более сдержанные высказывания относительно отношений между жителями разных регионов страны, и у жителей России по отношению к жителям соседних стран.

В силу сегодняшней популяризации волонтерской деятельности в рамках волонтерской программы Универсиады в Казани 2013 и Олимпийских игр Сочи 2014. Мы считаем, что волонтерство - является идеальной формой социальной адаптации молодежи и прививание патриотического духа.

К основным технологиям развития волонтерского центра и прививания волонтерам чувства патриотизма можно отнести: газету, интеллектуально-дискуссионный клуб и студенческие балы.

Газета волонтеров, как один из видов информационных носителей, позволит связать все волонтерские организации, сформировать взгляд молодых людей с активной жизненной позицией, осознающих роль социального воспитания и формы поведения в обществе.

В основе работы на постоянной основе интеллектуально-дискуссионного центра волонтерского движения лежит продвижение идей гражданского согласия и солидарности средствами обсуждения важнейших исторических, социально-экономических и культурных проблем России. Интеллектуально-дискуссионный центр поможет не только выявлять острые проблемы общества, которые требует помощи волонтеров, но и акцентировать внимание на необходимость приобретения знаний учебных дисциплин.

Сегодня в университете отсутствует целенаправленно организованный процесс нравственного воспитания студентов и формирования у них эстетического восприятия действительности. Проведение студенческих балов - это новый способ формирования собственного устойчивого понятия о морали и этико-эстетической культуры среди молодежи посредством искусств: танца, музыки, театра и художественного творчества, - направленный на улучшение проведения досуга, стимулирование получения знаний по учебным дисциплинам, а также побуждение молодежи на социальную и гражданскую активность. Совместная созидательная деятельность преподавателей и студентов в процессе подготовки и проведении балов развивает способности к взаимопониманию, сотрудничеству и создает неформальную передачу знаний и опыта от одного поколения к другому.

В заключении хотелось бы добавить что в ходе проведения исследовательской работы мы пришли к выводу, что волонтёрство способствует реализации одной из главных задач патриотического образования - актуализация «человеческого в человеке» на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.

Литература:

1. Волков Ю.Г. Молодежь и гуманистическая перспектива России // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке. Социальные вызовы и альтернативы». В 3 т. М. : Альфа-М, 2003. Т. 3.

2. Материалы шестого этапа социологического мониторинга (декабрь 2012 – январь 2012) /Отв. ред. Ю.Р. Вишневский. Екатеринбург, УрФУ, 2012. С. 332.

Ключевые слова: социальный опыт, . Проблема патриотического воспитания детей и молодёжи волнует сегодня и государство, и общество, и систему образования.

Социально-экономическое развитие России на рубеже столетий сопряжено с кризисными явлениями в жизни общества. Происходит переоценка ценностей; снижается общая и духовная ; при ориентации на идеи глобализации не учитывается самобытность цивилизационных процессов в многонациональной и многоконфессиональной стране.

Все это осложняет процесс социализации подрастающих поколений, требует особого внимания к преодолению барьеров социализации. В этих условиях актуализируется значение образования как ведущего культурного института общества, сферы обеспечения культурой, гражданской идентичности обучающихся, формирования их мировоззрения, жизненных установок, ценностных ориентаций, патриотического сознания. Д.И.Фельдштейн обратил внимание на то, что сейчас настало время не обычных перемен, а глобальных преобразований, имеющих историческое значение.

Приобретает особое значение «проблема человека как реального субъекта исторического процесса, способного к устойчивости, активной действенности, к решению сложных объективно вставших перед ним нестандартных задач с огромным количеством неопределенностей и одновременно способного к сохранению лучших человеческих качеств, человеческого потенциала». Среди всех изменений, переживаемых российским обществом сегодня, самая опасная для становления нравственных ценностей растущего человека - превращение в общество потребления.

При этом деформируются ценности личности: эгоистическая установка, стремление к обогащению любой ценой, оценка человека не по личностным достоинствам, а по тому, чем он обладает. Высказанная в своё время Л.С. Рубинштейном справедливая мысль о том, что «ценности - это не то, за что мы платим, а то, ради чего живём», в понимании граждан потребительского общества трансформируется, потому что жить они начинают ради обогащения, собственного удовольствия, наслаждения. Утверждение в обществе подобных ценностей не может не сказаться на личностной направленности новых поколений.

По исследованиям, проведенным институтом психологии РАО, если в 1993 году 58% детей подросткового возраста характеризовалось альтруистической направленностью, то в 2011 году такой тип направленности отмечен только у 16% . Сегодня приходят в школу дети, совсем не похожие на первоклассников пяти, десятилетней давности. Они по-иному воспринимают мир, по- иному относятся к сверстникам. Ссылаясь на исследования психологов, Д.И. Фельдштейн приводит такие показатели проявления эмоционального отношения: сострадать другим детям мальчики могут только до 8 лет, девочки до 9-10 лет; сорадоваться мальчики могут до 7 лет, а девочки вообще не могут.

Закон «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС начального общего, основного общего, высшего образования ориентируют на «формирование российской идентичности,…создание социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную идентификацию посредством личностно значимой деятельности». Характеризуя личность выпускника, стандарт на первое место ставит - «любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции» [там же]. Как решить эти непростые задачи? Что может стать источником формирования гражданской идентичности, патриотического сознания растущих поколений?

Понимают ли педагоги, воспитатели сущностный смысл понятия «гражданская идентичность»? Обратившись к этимологии данного слова, убеждаемся, что в русском языке есть адекватный анализ - «причастность»! И становится ясным, что гражданская идентичность - это причастность к делам класса, школы, вуза, заботам своей семьи, города, села, своей малой Родины. Это участие в реальной, социально и личностно значимой деятельности по изучению и сохранению культурных традиций родного края, благоустройству и защите окружающей среды, волонтёрской деятельности, направленной на поддержку тех, кто оказался в трудной жизненной ситуации. Со-причастность, со-участие - это и есть источник социального опыта личности, способствующий осознанию своего места и своей роли в том или ином сообществе.

Обеспечить сопричастность позволяют два принципа воспитания: принцип опоры на личный, субъектный опыт детей, молодёжи (т.е. принцип персонификации) и принцип обеспечения эмоционального переживания: переживания интереса и удивления, сочувствия и сострадания, гордости причастности к происходящему событию, способности сорадоваться успехам других. Одно из знаменательных событий, вызывающих чувство причастности, гордости за страну - празднование Дня Победы. Страна готовится отметить 70-летие Великой Победы. Обычно в эти дни военкоматы направляют ветеранов Отечественной войны в учебные заведения, чтобы с ними встретились, их почтили учащиеся, студенты.

Жаль, что иногда эти встречи носят число официальный характер, потому что не вызывают эмоциональный отклик юных поколений. Так случилось, что в муниципальную гимназию г. Балашихи военкомат никого не прислал, и предложили учащимся: пусть, кто может, придёт на праздник со своими бабушками, дедушками - участниками Великой Отечественной войны. Торжественно проходили они за руку или под руку со своими родственниками, причём многие пришли с прадедушками и прабабушками. После короткой торжественной части гимназисты, учителя и гости, все вместе пели песни военных лет. Это создавало атмосферу сопричастности, на лицах многих блестели слёзы.

Но самым отрадным было узнать от родителей многих учащихся, как изменилось в семье отношение детей к старшему поколению. Что произошло? Школьники встретились с героическим прошлым своего народа, общаясь не с далёкими от них, заслуженными, но незнакомыми участниками войны, а с близкими людьми, которых теперь воспринимали по- другому, прониклись уважением к тем заслуженным ветеранам, что живут рядом с ними. Познание и признание величия истории страны через своей семьи - персонифицированный путь сохранения исторической памяти.

Хорошо, если в эти торжественные дни всенародного праздника, посвящённого семидесятой годовщине победы в Великой Отечественной войне, в каждой образовательной организации вспомнят о том, что и в родном коллективе трудятся или трудились раньше ветераны ВОВ, что они есть среди родственников учащихся, студентов. Вспоминается диалог из повести Чингиза Айтматова «Белый пароход»: « - Разве тебя не учили запоминать имена семерых предков? - Не учили. А зачем это? Я вот не знаю, и ничего - живу нормально. - Дед говорит, что если люди не будут помнить отцов, то они испортятся. - Кто испортится, люди? - Да. - А почему? - Дед говорит, что тогда никто не будет стыдиться плохих дел, потому что дети детей о них не будут помнить. И никто не будет делать хорошие дела, потому что всё равно дети об этом не будут знать».

Этот эпизод обращает наше внимание на силу семейных традиций в сохранении исторической памяти, передачу ценностей духовной культуры от поколения к поколению. Но мы переживаем сегодня последствия кризиса семьи как социального института и, как следствие - проблемы семейного воспитания. Тем ответственнее задача образовательных организаций -восполнить детям, молодёжи недостаток семейного тепла, обогатить социальный опыт гуманных, доверительных отношений между поколениями. Без чего затруднительно становление гражданской идентичности.

Социальный опыт, влияющий на развитие патриотического сознания, связан со всеми сторонами жизни человека: с его отношением к настоящему и прошлому Родины, с бережным отношением к природе, с утверждением ценности познания, с принятием и пониманием другого: другой национальности, этнической группы, другой культуры.

Патриотическое сознание связано и с бережным отношением к чистоте русского языка. Когда мы задумывается о связи языковой культуры с особенностями социальных отношений, вспоминаются мудрые слова К. Паустовского: «По отношению каждого человека к своему языку можно совершенно точно судить не только о его культурном уровне, но и о его гражданской ценности». Бережное отношение к русскому языку имеет особое значение в многонациональной России, потому что он служит средством единения в полиэтнической среде, условием социальной адаптации в пространстве миграционным процессов.

Сегодня как нельзя актуально звучат слова И.Бунина: «И нет у нас другого достояния! Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья наш дар бесценный - речь!». Принцип опоры на субъектный опыт личности актуализирует региональный подход к процессу патриотического воспитания. Одна из его задач - воспитание уважения к событиям истории России. И эта задача решается тем успешнее, чем ближе исторический материал к истории республики, региона, родного города. Пример тому - опыт учителя истории Камчатского Края Л.В. Тимофеевой. Указом Президента Российской Федерации от 3 ноября 2011 года городу Петропавловск-Камчатский было присвоено почётное звание «Город воинской славы» в ознаменование ратного подвига горожан в период русско-турецкой войны 1853-1854г.г. Л.И.Тимофеева разработала учебно-методическое пособие «Петропавловская оборона - август 1854 года».

Благодаря учебному материалу пособия школьники, знакомясь с событиями Крымской войны, воспринимают не только горечь поражения России в этой войне, но и гордость причастности к воинской славе своего города. Во вступительной статье к пособию Л.В. Тимофеева пишет: «Чувству Родины, скорее всего, нельзя научиться, но нельзя не прививать его. Все мы понимаем, что научить патриотизму, как учат алгебре и географии, нельзя…Педагог может и не знать, получился ли из его ученика патриот, гражданин. А вот побудить его к поклонению отчей земле, задуматься о её судьбе, привить тягу к общенациональной памяти, изучении. Духовных, исторических ценностей России - может». И должен, - добавим мы,- опираясь на социальный опыт, сформировавшийся в активной социально ценной деятельности.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования,[Текст] М., «Просвещение», 2011.

2. Тимофеева Л.В., Петропавловская оборона - август 1854/учебно-методическое пособие серии «Дни воинской славы России», часть3, Петропавловск-Камчатский, 2012 3. Фельдштейн Д.И. Проблемы психолого-педагогических наук в пространственно- временной ситуации ХХ1 века/ доклад на общем собрании РАО, ноябрь 2012. itiprao.ru/indexphp?id=380&opt (дата обращения 5.03.2015) 4. www.tyy.name/cy.htm (дата обращения 3.03.2015) - В защиту русского языка.

Зарецкая И.И. Доктор педагогических наук, профессор

ФГАОУ ДПО «Академия повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования» г.Москва

вера григорьева
Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями через историю и обществознание

Григорьева Вера Николаевна

Закончила : ГОУВПО г. Биробиджан.

Специальность по диплому : Учитель и логопед школ детей с нарушением интеллекта по специальности «Олигофренопедагогика»

Место работы : ГКГОУ ШИ 14

Педагогический стаж работы : 30 лет

Прошла аттестацию : 2015 год

Присвоена : Первая квалификационная категория

Тема : «Формирование гражданско-патриотического сознания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания »

Цель : формирование у детей с ОВЗ гражданско-патриотического сознания , верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Для достижения цели, поставлены следующие задачи :

Повышать качество духовно-нравственного и патриотического воспитания, приобщать к истории Отечества , обучать одобряемому поведению.

Введение.

В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности. Экономическая нестабильность в стране, размывание нравственных и этических ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис семьи и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему и на возможности воспитания . Сегодня для России нет более важной идеи, чем патриотизм. Для того чтобы стать патриотом, не обязательно быть героем, достаточно любить свою Родину такой, какая она есть, ведь другой не будет. Патриотизм – это, прежде всего, состояние духа, души. Жизнь показывает, что дети растут, и приходит время, когда они спрашивают о семейных традициях родителей, дедушек и бабушек, размышляя над прошлым своей Родины. Это хорошие уроки мужества для подрастающего поколения.

В статье № 2 Закона РФ «Об образовании» определены требования к воспитательной деятельности в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Среди важнейших названа задача патриотической направленности : «Воспитание гражданственности , трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье». Постановление Правительства РФ

«О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан России на 2011-2016 г. г.», федеральный государственный образовательный стандарт подчеркивают значимость и актуальность патриотического воспитания, определяют место и роль воспитания патриотизма у российских граждан .

Человеку и гражданину России важно знать ее историю , духовные истоки и традиции , чтобы понимать происходящие в ней сегодня события. Системе образования принадлежит ведущая роль в патриотическом становлении подрастающего поколения. Основной вопрос, который стоит в настоящее время перед педагогом - это возрождение духовных традиций России, с очень четкой фиксацией в сознании ребенка таких понятий как Родина, Отечество, Отчизна, Родной край, Гражданин , Патриот, Герой, Ветеран войны и труда.

Патриотическое воспитание в - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодежи патриотического сознания , чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга . Процесс патриотического воспитания в специальных (коррекционных) классах является трудным и его результат не так ощутим, он осложняется рядом психофизиологических особенностей, присущих детям с (ОВЗ) . Такой подросток с гораздо большим трудом усваивает нормы и правила поведения и общения , ему требуется больше времени для того, чтобы усвоить, что такое любовь к дому, семье, Родине. Ведь в настоящее время эта проблема очень актуальна.

Ведущая педагогическая идея опыта : заключается в создании необходимых условий, способствующих воспитанию патриотов России, граждан правового демократического государства, обладающих чувством национальной гордости, гражданского достоинства , любви к Отечеству, своему народу. Создание системы по формированию гражданской компетенции учащихся с ограниченными возможностями здоровья , которая включает гражданско - правововые нормы и ценности. Умение адекватно слушать, ставить себя на место другого человека. Толерантное отношение к другому мнению, иной позиции и образу жизни. Поиск новых знаний через уроки истории и обществознания , стремление к саморазвитию.

Условия возникновения, становления педагогического опыта : на сегодняшний день изучение проблемы формирования гражданско -патриотического воспитания учащихся с ОВЗ является необходимым. Современная школа призвана решать жизненно важные задачи реализации ценностных оснований образования, одним из которых является гражданско -патриотическое воспитание. У детей с ОВЗ прослеживается недостаточно сформированное гражданско-правовое сознание , патриотические чувства. Восстановлению и развитию гражданско-патриотического сознания учащихся способствует активная, грамотно организованная работа на уроках истории и обществознания . Работа по выявлению учащихся была начата с анализа фактического состояния уровней общей осведомленности учащихся по данному направлению.

Ведущая педагогическая идея опыта.

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании условий для формирования гражданско-патриотического сознания учащихся с ограниченными возможностями здоровья через уроки истории и обществознания , которая позволит создать условия для саморазвития, самореализации, творческой активности школьников.

Длительность работы над опытом. Работа над опытом длилась в течение 3 лет.

1 этап – Теоретический. Была определена область исследования. Проанализировано состояние проблемы исследования в научной и методической литературе, определена цель, задачи деятельности, сформирована ведущая педагогическая идея.

2 этап – Диагностический.

На втором этапе проводилась диагностика с целью выявления первоначального состояния гражданско- патриотического сознания обучающихся с ОВЗ . На основе результатов, полученных в процессе проведения данной диагностики был составлен календарно -тематическое планирование, в ходе которого обосновывались условия эффективности гражданско-патриотического сознания школьников через уроки истории и обществознания .

3 этап – Контрольный. На третьем этапе сформулированы основные выводы , отработаны и систематизированы результаты, подведены итоги. Диапазон опыта охватывает систему урочной деятельности учащихся по истории , обществознанию , в 7,8,9 классах направленную на повышение эффективности гражданско – патриотического сознания детей с ОВЗ

Теоретическая интерпретация опыта

Приступая к обобщению своего опыта работы , хочу отметить ряд противоречий и затруднений, которые мне приходиться решать в своей педагогической деятельности. Одним из основных противоречий в современном образовательном пространстве, на мой взгляд, является противоречие между существующим уровнем гражданского самосознания наших учеников и требованиями морали и нравственности.

Актуальность опыта гражданско -патриотического воспитания продиктовано самой жизнью, состоянием молодого поколения. Сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок тех или иных фактов, процессов, явлений. Это привело к изменению ценностных ориентаций молодёжи, деформированию ранее существовавших убеждений и взглядов. Размытость понятий «долг» , «честь» , «духовность, «патриотизм» , вносит свой негативный вклад в морально-психическое состояние школьников. Данная тема актуальна и для школьников с ограниченными возможностями здоровья . У них не сформирована культура общения между детьми и взрослыми, не сформированы знания традиционных норм поведения, недостаточные знания истории своего Отечества , выдающихся соотечественников.

Теоретическая база опыта : передовой отечественный опыт по патриотическому воспитанию отражен в трудах К. Д. Ушинского, Л. С. Выготского, В. А. Сухомлинского, В. А. Бухвалова, Н. Е. Щурковой, Е. Н. Степанова, В. А. Караковского, П. В. Степанова.

Конституция Российской Федерации от 12.12. 1993 с поправками от 21.07.2014 11-ФКЗ;

Конвенция о правах ребенка;

Федеральный закон «Об образовании» №273 ФЗ от 29.12.2012;

Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы».

заключается в Индивидуальном подходе к каждому ребёнку в группе

Новизна опыта основана на принципах педагогики сотрудничества и личностно – ориентированного взаимодействия с детьми, так как несформированность у обучающихся качеств патриотизма , требует осмысленного подхода в применении различных форм и методов работы . Работая с детьми разного уровня развития, моя работа строится на личностно-ориентированно подходе, что позволяет учителю большие возможности видоизменять формы проведения урока , учебные задания и виды деятельности учеников с учетом поставленных перед уроком личностно-развивающих задач, использовать разнообразные гуманитарные факторы обучения истории : побуждать школьников к осмыслению философско-мировоззренческих выводов на основе изучаемого материала, создавать педагогическую ситуацию с методологическим, нравственно-эстетическим содержанием, применять дискуссионные формы обучения .

Адресная направленность опыт может быть использован на уроках истории и обществознания в коррекционных школах 8 вида.

Технология опыта : в результате проб и ошибок в своей работе, несмотря на все- то обилие технологий, что есть в современной педагогике, всегда нужно подходить разумно и взвешенно к использованию тех или иных методов и приемов. Но всегда надо помнить, что оптимальное сочетание традиционных и нетрадиционных методик способствует более успешному процессу овладению ключевыми компетентностями учащимися.

Изучение курса истории идет под непосредственным руководством учителя, организующего процесс усвоения исторического материала с использованием различных методов, приемов, средств в целях более прочного усвоения знаний и развития познавательной активности детей. Выбор методов осуществляется с учетом возможностей учащихся и воздействия на их развитие, коррекции имеющихся недостатков в познавательной деятельности, формирования личности .

Я работаю со школьниками по учебнику Б. П. Пузанов, О. И. Бородина, Л. С. Сековец, Н. М. Редькина Мною были разработаны календарно-тематическое планирование к этому учебнику. Когда я приходила к семиклассникам и объясняла подросткам, что такое история : «Зачем нам всё это нужно? Мы живём в современном мире, о прошлом знать обязаны». Узнавая прошлое, мы видим, что в далекие времена наши предки испытывали огромные трудности, невзгоды, лишения. Но, несмотря на все тяготы, жизнь продолжалась.. История учит нас справедливости, помогает по-новому взглянуть на окружающий мир. Так происходило знакомство школьников с новым для них предметом. Каждый культурный человек, каждый гражданин своего Отечества обязан знать историю своей Родины , что мы – должны быть патриотами своей страны. Человек без знания истории не может считать себя культурным, образованным, не может быть достойным гражданином РФ . Поэтому обучать детей истории и формировать у школьников с особыми образовательными потребностями чувства гражданственности и патриотизма , любви к малой Родине происходит неразрывно и на каждом уроке.

Изучая курс 7 класса :

«Наша Родина – Россия» ; «Моя родословная» . Цель такого урока : закрепить и расширить общественно- историческое представление и первоначальное понятие о нашей Родине, дать элементарные сведения о родословной человека. Научить учащихся составлять генеалогическую таблицу своей семьи; показать, что личная история и история семьи каждого учащегося являются частью истории страны . Воспитательная задача такого урока – это воспитание чувства любви к своей Родине, ее людям и своей семье. Зарождается патриот с формирования родственных чувств к своей семье : маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам. Это первая ступень формирования патриотизма . На примерах деятельности исторических личностей , таких как Александр Невский, Дмитрий Донской и Сергий Радонежский, Козьма Минин и Дмитрий Пожарский ставила цель сформировать у школьников идеалы социальной справедливости, дух сплочения и независимости русского народа.

Формирования патриотизма - воспитание любви к Отечеству, обществу , народу, их истории , культуре, традициям. Уроки истории в коррекционной школе дают возможность на доступном для них уровне узнать об основных событиях в истории соей Родины . Формируется уважительное отношение к историческим личностям , которые внесли сой вклад в развитие государства; формируется понимание того , что результат их деятельности – это упорный многолетний труд. Воспитательной задачей уроков является : вызвать у учащихся чувство гордости за русский народ, который не потерял самобытности общерусского характера , проявил чувство единства в сознании своего права на независимость, свободу и любовь к Родине. Русский народ является творцом материальных и духовных ценностей. У обучающихся на уроках формируется бережное отношение к историческому достоянию , пробуждает у учащихся понимание красоты русской культуры.

В 8 классе учащиеся знакомятся с событиями истории с конца XV в . до конца XIX в. Этот материал позволяет раскрыть историю Единой России , Правление Петра I и Екатерины II, рассказать о героях нашей родине и о незабываемых подвигах. Отечественная война 1812г. был отмечен высочайшим подъемом духа русского народа, ростом национального самосознания . Итоги кампании 1812 года во многом определили на целое столетие развитие российской истории . Участники событий 1812- это наши предки, которые поднялись на защиту Родины, и все свои силы, талант, мужество беззаветно отдавали служению Отечеству. А мы, их потомки, являемся носителями исторических и патриотических традиций, и память о 1812 годе дошла до нас, и не может быть предана забвению.

Изучая достижения русского военного искусства передо мной, встаёт задача познакомить учащихся с подвигами русских воинов под командованием А. В. Суворова и Ф. Ф. Ушакова, способствовать военно-патриотическому воспитанию искусства

Изучая курс 9 класса было изучение героического прошлого и настоящего народов нашей страны, раскрытие подвигов многих героев Отечественных войн. Изучение периода Великой Отечественной войны является одним из главных в процессе патриотического воспитания, здесь не может быть упрощенного, схематичного подхода. Подвиг советского народа в этой войне еще не раскрыт, не оценен до конца. Великая Отечественная война уже генетически заложена в нашей памяти. Подрастающее поколение, несмотря на особенности современной жизни, неравнодушно к подвигам своих дедов и прадедов и хорошо понимает, что земля предков священна.

А так же изучения курса «перестройки» Изучения суждения, что служение только России для российских граждан должно уйти в прошлое и его должно заменить служение всему человечеству. В результате богатейший опыт формирования чувства любви и верности к своему Отечеству, накопленный советскими методистами и историками , был, если и не отвергнут, то, по крайней мере, забыт. Конечно, человек, родившийся на Земле, должен и служить Земле. Но коль сама история разделила всех людей по своим землям (странам, человек, естественно, всеми своими корнями привязывается именно к ней.

Так же по всему курсу истории и обществознания были включены уроки изучения регионального компонента, через которые формирования патриотизма идет через воспитание любви к малой родине – городу, ученическому коллективу, местным особенностям и традициям. Без чувства малой родины нет и большого патриотизма.

Так же на уроках обществознания ведется работа на уроках по основным направлениям патриотического воспитания, помогает учащимся в освоении и реализации своих прав и обязанностей по отношению к самому себе, своей семье, коллективу, родному краю, умению выработать индивидуальный опыт жизнедеятельности. Оказывает влияние на формирование духовно-нравственного единства в школе. Способствует развитию духовных ценностей школьников, необходимых для становления личности учащихся с ОВЗ.

К вышеизложенному хочется добавить, что учитель может работать успешно только в том случае, если он не просто дает уроки, но и ведет исследование, изучая своих учеников, их особенности, пытается проконтролировать эффективность используемых им педагогических приемов и методов.

Разработка и реализация системы по гражданско -патриотическому воспитанию личности обучающихся на уроках истории и обществознания .

Мною использовались следующие методы : наблюдение за процессом обучения истории , метод изучения ученических работ и школьной документации, беседа, тестирование обучающихся .

1. Визуальные источники .

На каждом уроке стараюсь использовать визуальные источники (картины, рисунки, фотографии , которые имеют целью создать зрительный образ, что является основой изучения материала.

Изображение – фактор мотивации обучения и важнейшее обучающее средство . В учебной деятельности картина, рисунок, плакат, карикатура, как и любой другой вид источников выступают носителями новых исторических знаний . Помимо этого, они выполняют функцию иллюстрирования теоретического материала, актуализации знаний, их закрепления и проверки, формируют эмоциональный компонент процесса обучения . Активное включение изобразительных материалов в процессе обучения обеспечивают современные компьютерные технологии.

2. Исторические документы .

Работа с историческими источниками играет большую роль в изучении истории . Педагогическое воздействие исторических источников определяется не только их содержанием, но и стилем, эмоциональностью изложения. Источники значительно расширяют круг социальной информации , и, что не менее важно, служат основой для развития познавательной активности школьников. Работа с историческими источниками учит мыслить , рассуждать, извлекать информацию , подмечать черты отдаленной исторической эпохи . Самостоятельный анализ исторических источников требует от школьников поиска и критического осмысления информации , способствует формированию у них элементарных навыков исследовательской деятельности.

3. Кинофрагменты

Такая форма проведения урока оказывает неизгладимые впечатления в сердца детей. Обычно обучающиеся очень хорошо воспринимают фильмы, воспитательное значение его велико и после просмотра, ответив на поставленные вопросы, необходимо подвести итог.

5. Игровые формы работы

Чтобы разнообразить деятельность учащихся на уроках, я использую задания, мотивирующие познавательную деятельность, а именно те, которые обладают определенной привлекательностью для учащихся. Эти задания при всем их разнообразии объединяют два качества : во-первых, от ученика их решение требует привлечения опыта, лежащего вне предметной сферы, в известном смысле уравнивает шансы всех учащихся независимо от уровня их осведомленности в области данного учебного курса; во-вторых, результат выполнения этих заданий легко проверяется и одновременно свидетельствует об определенном прогрессе в области изучения предмета, т. е может быть объектом оценивания.

В дальнейшем мною планируется использование в работе методов теоретического исследования. Метод теоретического исследования связан с изучением литературных источников . Для дальнейшего развития специальной методики большое значение имеет анализ научно-методического наследия в области преподавания истории в специальной (коррекционной) школе. Изучение литературных источников дает возможность увидеть , как освещались различные проблемы методики преподавания предмета в прошлых и в современных публикации.

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА. Результативность данного педагогического опыта определялась по следующим критериям :

1Отношение к родной природе

2. Отношение воспитанников к обществу ;

3. Отношение к людям;

4 Определение характера отношения школьников к Отечеству.

сформированности гражданского и патриотического сознания личности (см. таблица 1) .

Учебный год класс Отношение к родной природе Отношение к людям Отношение к отечестве Отношение к обществу

2014-2013 7 22% 10% 15% 20%

2015-2014 8 36% 32% 28% 40%

2015-2016 9 58% 62% 52% 78%

Результативность опыта отслеживалась в течение трех лет посредством мониторинга. Результаты изучения по методике П. В. Степанова, Д. В. Григорьева , позволили выявить уровень сформированности гражданского и патриотического сознания личности Данная диагностика свидетельствует о положительной динамике сформированности гражданско-патриотического сознания . Активная деятельность учащихся на уроках способствует воспитанию творческой инициативы их самостоятельности и положительно отражается на результатах участия школьников в олимпиадах, конкурсах различного уровня (см. таблица 2-3) .

Результаты участия обучающихся в очных , заочных олимпиадах, конкурсах, конференциях

год мероприятия Ф. и. учащегося класс Результат учащегося

2016 Защита проекта Стасько Виталий 8 свидетельство

2016 Международная олимпиада по обществознанию Надежкин Денис

9 Диплом 1 степени

2016 Всероссийская олимпиада по обществознанию

«Обществознание-наука об обществе »

Стасько Виталий

8 класс Диплом

Международная олимпиада по истории

Рябова Дарья 7 класс Диплом 1 степени

Заключение

На современном этапе развития российского общества возрождение патриотизма рассматривается в качестве важнейшего условия возрождения России как великой державы.

Патриотизм – одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущих всем сферам жизни общества и государства . Она является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития, олицетворяет любовь к Отечеству, неразрывность с его историей , культурой, достижениями и проблемами, составляющими духовно-нравственную основу личности, формирующими ее гражданскую позицию .

Формирование гражданина патриота одна из важных функций школьного предмета «История » . Чем нравственнее личность, тем сильнее нравственный дух народа, как науки, имеющей историческую перспективу .

Настоящая работа - попытка обратить внимание на проблему, связанную с нравственным воспитанием личности. Уроки истории могут стать стержневыми в сфере нравственного воспитания человека. Современные образовательные технологии нельзя назвать совершенными в этой области. Предмет «История » может сыграть ключевую роль в складывании системы ценностей у учащихся. Нельзя отделить учебу от воспитания, а воспитание от учебы.

Анализ, проведенный в данной работе, показал, что в нашей стране есть богатейшее наследие, которое стоит использовать в качестве нравственного и духовного богатства.

Опираясь на свой педагогический опыт, обобщенный в третьей главе данной работы можно сделать следующие вывод - воспитательная задача нравственного характера, связанная с формированием ценностей у учеников может решаться различными путями :

а) через личность учителя ;

б) через историю ;

в) через применение новых методик и технологий.

error: Content is protected !!