Духовно нравственное воспитание обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся. духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Совершенно справедливо, что одной из главных характеристик обучения в современной школе считается его воспитывающий характер.

За школьную жизнь человек проводит примерна через 10000 уроков - разных: по предмету изучения и области знаний по содержанию и методике, по характеру взаимоотношений с учителем и одноклассниками Урок - это «клеточка» учебно-воспитательного процесса, насыщенная многообразными отношениями к миру предметов и явлений, событий прошлого и настоящего, к науке, к искуссву, к отношениям людей, к собственной позиции в процессе обучения, в мире человеческих ценностей, в собственном развитии...

В процессе обучения воспитывает все: и содержание учебного материала (мировоззренческие идеи, факты из и истории изучаемых наук, жизненная позиция и человеческие качества ученых, писателей, художников, композиторов, исторических деятелей). И организация, и методика, и технология обучения (обеспечение активной позиции ученика, развитие его нравственных качеств, приобщение к НОТ ученика, умственное воспитание..) и личность учителя. В процессе обучения развивается ценностное отношение к науке и ее творцам, к культуре интеллигентности, к возможностям и ценности образования, формируются потребность и навыки самообразования... Происходит решение задач всестороннего развития - умственного, нравственного, эстетического, правового, экологического, физического…

Существенным воспитательным потенциалом обладает личность учителя: его отношение к жизни и к элементам процесса обучения (детям, науке, процессу познания, своей работе...), его нравственное кредо, эстетическая выразительность, общая культура, педагогическое мастере и педагогический такт Воспитывает психологический климат урока и внеурочной учебной деятельности. И даже предметный кабинет.., и учебники.., и учебные пособия...

По сути дела, воспитание органично «вплетено» в весь процесс образования. Это поняли прогрессивные педагоги давно, и на протяжении веков в истории педагоги: сложился один из основных подходов, именуемый принципом воспитывающего обучения.

Обратимся к некоторым идеям педагогов и мыслителей прошлого:

«Воспитание - дело совести, образование - дело к науки. Позднее, уже в сложившемся человеке, оба эти вида познания дополняют друг друга» (В. Гюго).

«И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно. Обучение само по себе, вне воспитан есть бессмыслица, ничего, кроме вреда, не приносят. Поэтому обучение должно служить не только передаче знаний и развитию рассудка, но и духовному, нравственному развитию чувств и воли человека» (К.Д. Ушинский).

«Знания без воспитания, что меч в руках сумасшедшего» (Д.И. Менделеев).

РОЛЬ ВОСПИТАНИЯ В ОБУЧЕНИИ

Достижение цели и решение задач воспитания в процессе обучения (на уроках и во внеклассной и внешкольной работе) обеспечивается спецификой воспитывающего обучения: его целью и задачами, закономерностями и принципами, содержанием, логикой и структурой, используемыми методами, приемами, организационными формами обучения, а также характером отношений «учитель <-> ученик» в процессе обучения.

Практика убедительно доказывает, что недостаточное внимание к воспитательной функции обучения влечет за собой тяжелые последствия, сказываясь не только на отношении человека к учебе, но и на искаженном отношении к жизни, на формировании негативных качеств личности, влияя на жизненную позицию человека в целом.

Об этом предупреждал еще А.С. Макаренко: «Неудача в школе, плохие отметки понижают настроение и жизненный тонус воспитанника, хотя внешне это может иметь форму бравады, напускного равнодушия, замкнутости и зубоскальства. Неудачи в школе бывают обычно делом систематической лжи ребят в самых разнообразных формах. Такая поза воспитанника противопоставляет его здоровому детскому и юношескому коллективу, и поэтому она всегда в большей или меньшей степени опасна. У отличника может быть другая тенденция внеколлективной позиции: зазнайство, самовлюбленность, эгоизм, прикрываемые самой добродетельной миной и позой. У среднего ученика - однообразие и сероватый ток жизни, которые они трудно переносят и поэтому начинают оптимистическую перспективу в других областях»*.

*Макаренко А.С. Соч.: В 7 т. М., 1951. Т. 5.

СПЕЦИФИКА ВОСПИТАНИЯ СРАВНЕНИЮ ОБУЧЕНИЕМ)

Воспитание (в узком смысле слова) имеет свои характерные особенности по сравнению с обучением:

1. Воспитание шире и сложней обу­чения, ибо оно:

o предшествует обучению;

o осуществляется и в процессе обучения, и в любой другой внеурочной деятельности;

o продолжается и после окончания человеком систематического обучения;

o происходит ежедневно и ежечасно во всей жизнедеятельности человека.

2. Результаты воспитания не поддаются быстрой проверки как результаты обучения.

3. Процесс воспитания - многофакторный, в этом его сложность. В обучении же успешность определяется в основном учителем.

4. Воспитание не имеет строгих, четких организационных форм, как обучение.

5. Воспитание охватывает более широкий спектр задач и формировании отношений растущего человека к он окружающему миру (и даже обучение).

6. Воспитание создает необходимые условия для разви­тия человека, влияя на его сознание, эмоциональна волевую сферу и на поведение (все виды деятельности, одним из которых является интеллектуально-познавательная деятельность).

Педагогическая теория констатирует, что происходит смена образовательной парадигмы: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иная позиция в деятельности учителя и ученика, иной педагогический менталитет. Проанализировав происходящее, Г.К. Селевко отмечает такие изменения в современном образовании*:

o Традиционные способы информации (устная и письменная речь, теле- и радиосвязь) уступают место компьютерным средствам обучения, использованию телекоммуникационных сетей глобального масштаба.

o Важнейшей составляющей становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учащимися.

o Особая роль отводится духовному воспитанию личности, становлению нравственного облика человека.

o Намечается дальнейшая интеграция образовательных факторов: школы, семьи, макро- и микросоциума.

o Увеличивается роль науки в создании педагогических технологий, адекватных уровню общественного знания, что характеризуется переходом:

а) от учения как функции запоминания к учению как процессу умственного развития, позволяющего исполь­зовать усвоенное;

б) чисто ассоциативной, статической модели знаний к динамически структурированным системам умствен­ных действий;

в) от ориентации на усредненного ученика к дифферен­цированным и индивидуализированным программам обучения;

г) от внешней мотивации учения к внутренней нравствен­но-волевой регуляции.

* Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. С. 3

Сутью всех систем развивающегося обучения в последнее время становится идея личностно-ориентированного обучения, заключающаяся в себе большой воспитательный потенциал, представляющий собой сочетание обучения, понимаемого как нормативно –сообразная деятельность общества (школы, учителя), и учения, как индивидуально значащей деятельности отдельного ребенка. Ее содержание, методы, приемы направлены главным образом на то, чтобы раскрыть и использовать субъективный опыт каждого ученика, помочь становлению личностно значимых способов учебно-познавательной деятельности.

Для каждого ученика составляется образовательная программа, носящая индивидуальный характер, так как она основана на знании особенностей ученика как личности со всеми только ей присущими характеристиками и приспособлена к возможностям ученика.

Обучение построено на диалоге учителя и ученика. Особенности позиции учителя – стимулирование развития субъективного опыта учения и индивидуальности каждого ребенка, признание его самобытности и самооценности. Позиция ученика выражается в свободном выборе элементов учебно-воспитательного процесса, активности в самопознании, самоопределении, самореализации.

Говоря о воспитательном потенциале процесса обучения В.А. Караковский отмечает такие основные слагаемы касающие содержания образования:

o формирование у школьников основ мировоззрения – целостной картины мира (естественно-научной, социальной и художественной), нового стиля мышления на основе идей синергетики (науки о самоорганизации процессов, происходящих в мире);

o формирование экологической грамотности и экологического сознания учащихся на основе учения В.И. Вернадского о биосфере и ноосфере;

o обращение учащихся к гуманитарным идеям образования через включение в ткань предметного матери философских, аксеологических, историко-научных знаний, биографий ученых. А. Эйнштейн писал, что «моральные качества выдающейся личности имеют возможно большее значение, чем чисто интеллектуальные достижения. Последние зависят от величия характера в значительно большей степени, чем обычно принято считать». Эту мысль блестяще подтверждает история жизни и деятельности самого А. Эйнштейна, на замечательных современников Б.М. Кедрова, А.Д. Захарова, Д.С. Лихачева и др.**.

Очень важным предметом заботы учителя является интеллектуальный фон класса, который задается учителем «становится, по мнению Сухомлинского В.А., мощным источником общего развития учеников, необходимого учения. Да и знаний пробавляется! Крупные ученые 80% всей информации получают не из книг и журналов, а неофициальным каналам - общаясь и переписываясь друг с другом».

ВОСПИТАНИЕ ЧЕРЕЗ МЕТОДИКУ ОБУЧЕНИЯ

Воспитательный потенциал обучения реализуется не только через содержание, но и через методы и организационные формы обучения. Так, репродуктивные методы обучения помогают формированию дисциплинированности, исполнительности, внимательности. Проблемные методы, направленные на развитие интеллекта, способствуют развитию самостоятельности, творческого подхода к решению жизненных проблемных

ситуаций, обогащению эмоциональной сферы, ориентируют на ценности науки и культуры, на саморазвитие и самоактуализацию.

* Управление воспитательной системой школы: проблемы и решения Под ред. В.А. Караковского и др. М., 1999. Гл. 3. § 2, 3.

** Много достойных примеров можно найти в книге: Голованов Я. Этюды об ученых. М., 1976.

Работа в коллективе сверстников включает школьников в отношения взаимодействия и сотрудничества, в атмосферу товарищеской взаимопомощи, формирует лидерские качества и умение подчиняться, учит внимательному отношению к окружающим людям. Современные методики обучения, позволяющие раскрыть и реализовывать потенциальные возможности личности, формируют ценностное отношение к самому себе и к другому человеку как наивысшей ценности.

Групповая работа на уроках позволяет развивать качества как «теоретика», так и «экспериментатора»; как лидера, так и ведомого; как проверяющего, так и проверяемого (работы Х.-Й. Лиймерса, М.Д. Виноградовой,.Б. Первина, В.К. Дьяченко).

ВОСПИТАНИЕ В РАЗЛИЧНЫХ РМАХ ОБУЧЕНИЯ

Усиление воспитательного потенци­ала обучения достигается применени­ем необычных уроков и различных форм организации деятельности детей: урок-размышление, «диалог культур», дискуссионные уроки, урок-праздник, дидактические и эстетические спектакли, «суд над (негативными явлениями окружающего мира), научно-практические конференции, игровые формы обучения, решения проблемных вопросов, уроки «Человек в мире парадоксов», уроки по заявкам, «защиты фантастических проектов» и т.д.

Особая направленность воспитанию придается на специализированных уроках, специально вводимых в современной школе с целью воспитания учащихся: уроки мировой художественной культуры, человековедения, педагогика, философии, психологии, риторики, культуроведение, НОТ школьника и т.п.

Известно, что эффективное воспитание происходит при рациональной организации жизнедеятельности детей. Одним из путей реализации воспитательного потенция обучения является событийный подход: учение должно быть для ребенка (подростка) цепью разнообразных событий прогнозируемых и неожиданных, имеющих и для ученика, и для педагога значимый личностный смысл.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

Учитель становится для ученика наставником, покровителем, другом, единомышленником, соучастником жизненных событий. Учитель -носитель культурных ценностей, открывающих ребенку окружающий мир нередко выступающий

в роли помощника, защитника интересов и прав, доверенного лица, носителя педагогической поддержки.

В этой позиции воспитатель сам не может не быть или личностью, для которой самоактуализация - единственный смысл жизнедеятельности, в том числе и как организатора учебно-воспитательного процесса.

Для такого учителя характерны доверительность и принужденность, открытость в общении с детьми, выражение уважительного к ним отношения. Такой стиль отношений переносится и на внеурочное и даже внешкольное общение педагога с детьми.

Известный педагог-новатор Е.Н. Ильин составил лаконичные советы учителю* (порой даже и шуточные), некоторые их них:

«...Ни одной головы, пугливо втянутой в плечи, - вот педагогика.

Дисциплина - та область педагогики, где мы особенно нагрешили.

Когда об одном учителе ребята с восторгом рассказывают другому - оба достойны внимания.

Ребята замыкаются, когда видят, что мы для себя интереснее, чем они для нас.

К ученику нужно идти вместе с ним.

Успех определяют: позиция (дети - не виноваты), подход (человеческий), способ (творческий).

Сказать больше, чем книга, - привилегия учителя-воспитателя.

Ощутите ненависть к «двойке», сделайте все, чтобы ее не было, и вы –новатор…»

* Из будушей книги под названием «Из блокнота словесника».

РОЛЬ ОЦЕНОЧНОЙ ФУНКЦИИ УЧИТЕЛЯ

По поводу последнего совета следу­ет сказать особо: оценочная функция учителя в процессе обучения - жи­вотрепещущая проблема и учителя, ученика. О ней написано много. Много пожеланий изменить существующее положение вещей, ибо нередко отметка, как дамоклов меч висит над обучающимся, иногда довлеет над ним, становясь оценкой личности в целом. Внимательно прочитаем «сердитые» записи в «вольном» эссе о школе выпускника Артема Космарского:

«Отметки - не «статистическая информация» для служебного пользования, и не справедливое отражение «чистых» знаний. Оценки - орудие власти над Учеником; инструмент административного, психологического, а сейчас и финансового давления. Вся жизнь Ученика в Школе определяется его «образованностью» - которая ежечасно фальсифицируется оценками, а через них - школьной системой.

Право выставлять оценки принадлежит Учителю, не ученику. Так отметки, несомненно, защищены от ребяческой безответственности. Но разве взрослый произвол получше?»

И тем не менее для наиболее полной реализации воспитывающей функции обучения и для позитивного переноса оценки ребенка как ученика на оценку его как человека нужно отыскать позитивное оценочное средство.

Во взаимоотношениях с учителем и со сверстниками на уроке и вне его ребенок (подросток) вырабатывает критерии оценки нравственного (безнравственного) отношения к себе и другому человеку. При этом, как считает Н.Е Щуркова*, «мера этического определяется мерой внимания к другому человеку... мерой сопряжения интересов личностного «Я» и интересов «Другого»... мерой уважения себя как Человека, ...мерой свободы выбора человека, проявляющего свое субъективное, не предначертанное извне и свыше отношение к другому».

И поэтому характеристиками этической жизни становятся: «видеть Другого», «слышать Другого», «принимать Другого», «открывать свое «Я» Другому», «помогать Другому», «работать с Другим», «благодарить Другого», «автономия Другого, «И автономии от Другого», «видеть себя в роли Другого», «осмысливать Человека как ценность».

Вопросы для самопроверки и размышления

1. Как следует понимать воспитательную функцию обучения и принцип воспитывающего обучения?

2. Воспитание учащихся через содержание образования: что дает оно развивающейся личности?

3. В чем проявляется воспитывающих характер методов и организационных форм обучения?

Виноградова М.Д., Первин И.Б. Коллективная познавательная деятельность и воспитание школьников. М., 1977.

Винокурова Н.К. Магия интеллекта. (Или книга о том, ког­да дети бывают умнее, быстрее, смышленнее взрослых). MJ 1994.

Давыдов В.Д. Развивающее обучение. М., 1986.

Дежникова Н.С., Орлов В. Б. Личность обучающегося и ее раз­витие. Челябинск, 1997.

Дусавицкий А. К. Развитие личности в учебной деятельности М., 1996.

Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1995.

Занков Л.В. Дидактика и жизнь. М., 1998.

Ильин Е.Н. Путь к ученику. М., 1988.

Ильин Е.Н. Искусство общения. М.,1982.

Ильин Е.Н., Мер/пенс СВ. Давайте соберемся. Новые возможности урока общения. М., 1994.

Капустин И.П. Педагогические технологии адаптивной шко­лы. М., 1999. Гл.2 «Урок в адаптивной школе».

Коротов В.М. Идущему на первые уроки. М., 1977.

Лийметс Х.-Й. Как воспитывает процесс обучения. М. 1982.

Лихачев Б.Т. Воспитательные аспекты обучения. М.,1982.


Похожая информация.


Воспитание - ключевые педагогические категории, дающие представление о сущности науки. Вместе с тем терминами обозначают общественные явления, неотъемлемые от жизни человека.

Обучение

Рассматривая термин применительно к общественному явлению, необходимо расценивать его как передачу от старших к младшим информации и опыта. Воспитание и образование детей должно иметь конкретные цели, а передача сведений оптимальна в рамках некоторой проработанной системы, благодаря чему охват будет полным и глубоким. Одна из особенностей образования - организация процесса взаимодействия источника информации и получающего ее индивидуума. должно максимально полно усваивать сведения, опыт, особенности взаимоотношений внутри общества, а также итоги прогресса социального сознания. В рамках образования дети знакомятся с сутью производительного труда и узнают о мире, в котором существуют, понимают, почему необходимо его охранять, как можно трансформировать. Передача этих данных таким образом, чтобы подрастающее поколение смогло их освоить и расширить в будущем - основная идея обучения.

Воспитание, развитие, обучение, образование - инструменты для передачи сведений между поколениями. Благодаря обучению возможна работа социума как единого и слаженного организма, постепенно прогрессирующего, развивающегося, полноценного. Обучение обеспечивает для каждой отдельно взятой личности высокий уровень развития, что делает объективно важным, осмысленным, значимым обучение для социума и отдельного индивидуума.

Нюансы обучения

Рассматривая отметить, что механизм, посредством которого передается информация - совместная работа старшего и младшего поколения, то есть носителей данных и тех, кому их надлежит передать. Чтобы работа была эффективной, ее организуют, следуя общепринятым правилам, формам. Это позволяет сделать общение познавательным и полезным, содержательным.

Воспитание и образование человека напрямую зависят от исторического периода существования и особенностей конкретных условий. В разных цивилизациях, эпохах организация обучения уникальна и индивидуальна. Это влияет и на выбор данных, передаваемых от одного поколения к другому, и на идеологическую обработку, а также на сознание обучаемого.

Педагогика как наука понимает под обучением имеющий цель и организацию, управляемый процесс взаимной работы обучаемого и обучающего. Воспитание в системе образования, обучение реализуются, чтобы дети усваивали новую информацию, осваивали умения, получали новые возможности, а также закрепляли способности самостоятельно искать и понимать новые сведения.

Как это работает?

Воспитание, образование - наука непростая. Обучение предполагает передачу навыков и знаний, умений. Для учителя это базовые содержательные компоненты, а для обучаемого - продукт, который необходимо усвоить. В рамках такого взаимодействия передаются в первую очередь знания. Под термином принято понимать всю ту информацию, которую освоил и усвоил обучаемый, все понятия и представления, которые он получил, а значит его картину действительности.

Получаемые в рамках образования и воспитания личности навыки предполагают автоматизированные действия, связанные с интеллектуальной активностью, движениями и сенсорикой. Человек, пройдя курс обучения, быстро и легко исполняет их, минимально загружая сознание. Освоение навыков позволяет сделать активность человека эффективной.

Еще одна цель образования, воспитания, обучения - передача умений. Под этим термином принято понимать возможность индивидуума использовать полученную информацию, навыки на практике, творчески применяя их, дабы добиваться поставленных перед собой целей. Актуальность умений особенно высока, если вспомнить, что практическая деятельность индивидуума постоянно меняется, условия не остаются стабильными сколько-нибудь продолжительный временной промежуток.

Цели и задачи: основные и второстепенные

Практикуемое в настоящее время воспитание в системе образования предполагает передачу обучаемым некоторой полезной информации, которая пригодится им в будущем. При этом обучающий персонал словно бы в качестве вторичной функции формирует мировоззрение учеников, идеологию и нравственность, а также множество иных установок, определяющих жизненный путь человека. Со стороны кажется, будто бы это формируется лишь попутно, случайно, но на практике работа ведется хоть и подспудно, но обстоятельно - именно по этой причине обучение в некоторой степени является воспитанием. Справедливо и обратное: воспитание в некоторой степени - обучение. Обучение и воспитание - два понятия, которые накладываются друг на друга, хотя перекрытие не абсолютное.

Наиболее эффективно осознать и образования можно, если оценить функции этих процессов. Самая основная - создание у отдельного индивидуума умений, навыков, знаний. Получая новые качества, человек одновременно закрепляет те, что важны для повседневности. Вместе с тем ведется работа над мировоззрением особи. Его развитие происходит довольно медленно, связано со способностью интеллекта обобщать получаемые годами знания - они становятся базой для рассуждения об окружающем персону мире.

Рост и развитие

Образование, развитие, воспитание позволяют человеку постепенно осознать себя как личность и расти в этом плане, а также научиться мыслить самостоятельно. Развитие индивидуума предполагает улучшение различных характеристик: психики, тела, но на первом месте - интеллект. Оценивая развитие разных особенностей, используют количественные, качественные шкалы.

В рамках воспитания и программы образования человек получает профессиональную ориентацию. Эта функция обучения исключительно важна, так как позволяет освоить навыки труда, получить конкретные, применимые на практике умения и знания. Персона понимает, какие именно области для нее наиболее интересны.

С детства внешние факторы готовят человека к тому, что образование - процесс непрерывный, затягивающийся на всю жизнь. Это ориентирует индивидуума активно участвовать в социальной жизни и производстве, готовит к практической деятельности и позволяет осознать важность совершенствования себя в разных аспектах и сферах. При этом учитывается, что воспитание имеют функцию креативности, то есть помогают ориентировать персону на постоянное, безостановочное совершенствование собственных качеств с разных сторон, в различных аспектах.

Почему это так важно?

Культура, воспитание, образование - общественные явления, социальные и исторические. Им свойственна высокая противоречивость и сложность. В рамках этого общественного явления происходит включение молодого поколения в социальную активность и бытовую сферу, в производство и взаимоотношения, свойственные людям. Посредством воспитания реализована Без него невозможен прогресс социума.

Социальное воспитание, социальное образование тесно связаны с иными явлениями, присущими обществу. Потребность нашего социума - подготовка новых ресурсов для производительности; без этого просто невозможно функционирование общества и его развитие. Содержательно воспитание как социальное явление - это освоение трудовых навыков, опыта производства. Уровень совершенства производительных сил тесно связан с характером воспитания. Он сказывается и на содержательных аспектах, и на методах и формах воспитания, на содержании процесса. В настоящее время актуальна гуманистическая педагогика, для которой цель - человек, его полноценное гармоничное развитие, исходящие из индивидуальных дарованных природой талантов, а также требований общества в настоящий момент.

Не забывать о культурных аспектах

Образование и воспитание - это не только передача навыков, полезных для труда, а также профессиональное ориентирование, но и культурное развитие, языковое совершенство. Во многом именно через них реализован процесс обучения, передачи опыта старших младшим. Посредством языка люди могут вести деятельность вместе, а значит успешно удовлетворять свои потребности.

Для воспитания важны разные формы социального самосознания, мораль и нравственность, религиозные течения и научная деятельность, творчество и право. Общественное сознание - это условия, в которых реализовано воспитание молодежи. В то же время для политики воспитание - путь, посредством которого можно утвердиться в социуме, дабы быть признанной новыми поколениями. Нравственность, моральные принципы влияют на человека практически с самого рождения. Именно они становятся первыми аспектами воспитания, с которыми знакомится ребенок. В момент рождения человек оказывается в обществе, которому присуща некоторая система морали, и под нее придется приспособиться по мере взросления. Именно через воспитание становится возможным такое приспособление.

Актуальность права в рамках образования и воспитания связана с необходимостью донести до детского сознания важность соблюдения установленных в обществе норм, а также недопустимость нарушения закона. Нравственное поведение подчинено закону, безнравственное нарушает его.

Воспитание и его аспекты

Во многом помогает реализовать образование и воспитание наука. Через нее происходит ориентирование на познание мира через проверенную и достоверную информацию. Наука представляет собой необходимую базу для старта жизни в обществе, для получения образования по специальности.

Через искусство у ребенка можно формировать художественную картину окружающего мира. Это рождает эстетическое отношение к существованию, прогрессу, помогает личности сформироваться полноценно в разных аспектах: духовном, гражданском, нравственном.

Образование и воспитание реализуются через религию. Этот подход актуален при необходимости объяснения некоторых явлений без использования научных аргументов. Большинство известных в настоящее время религий говорят о загробном мире и объясняют, какими путями и в каком качестве туда попадают отдельные персоны. Религия важна для воспитания, поскольку помогает создать человеческое мировоззрение.

Педагогика и воспитание

В рамках педагогики образование, воспитание (физическое и духовное) - термины, используемые в более узком значении, нежели описаны выше. Так, воспитанием называют деятельность, направленную на формирование у учеников определенных взглядов на мир и социальную жизнь. Воспитание базируется на научном мировоззрении и принятых идеалах, нормативах, а также представлении о здоровых взаимоотношениях между участниками социума. Воспитание в понимании педагогики - процесс, в ходе которого формируются моральные установки, политические, физические качества, а также особенности психологии, поведенческие реакции и привычки, за счет которых особь может вписаться в социум и быть активным его участником.

В то же время для педагогики воспитание, образование (физическое, духовное, нравственное) подразумевает итог некоторой работы. Сперва формируются конкретные задачи, по прошествии некоторого времени оценивается, насколько успешно удалось их достигнуть.

Для педагогики важно не только воспитание, но и самовоспитание. Этим термином обозначают активность человека, направленную на создание у себя положительных особенностей и исключение негативных. Как известно из многовековых наблюдений за социумом, самовоспитание - это обязательное условие развития личности, ее совершенствования.

Самовоспитание. А если рассмотреть подробнее?

Наиболее значимые содержательные компоненты самостоятельного осознанного воспитания - задачи, цели, определенные индивидуумом в качестве идеала. Именно на них базируется программа совершенствования, которую человек последовательно воплощает в жизнь (или принимает к этому попытки). В рамках самовоспитания формируются требования, осмысливаются и объясняются - именно им должна соответствовать личность, ее активность. Самовоспитание затрагивает политику, идеологию, профессию, психологию и педагогику, этику и другие аспекты человеческой жизни.

Самовоспитание наиболее эффективно, когда человек осознанно использует методы этой работы применительно к себе, когда обладает умениями реализовывать их на практике в разных жизненных обстоятельствах, условиях. Для самовоспитания важно наличие внутренних установок, самосознания, а также умение правильно и адекватно оценивать собственное поведение и развитие в разных областях и сферах. В некоторой степени самовоспитание - это усиление воли, контроль над эмоциями, что особенно актуально в экстремальной ситуации или сложных и нетипичных условиях.

Воспитание, обучение и образование

Рассматриваемые понятия можно оценить, проанализировав присущие особи познавательные силы, подготовку человека к задачам, которые ему предстоит решать. Дошкольное воспитание и образование, школьное и в более взрослом возрасте, как правило - сложное понятие, в которое включается поиск с последующим усвоением полезной информации и умений, а также итог этого освоения.

Образование - относительный итог обучения, выраженный складывающейся для человека системой навыков, данных, отношения к социуму и природе. Школьное, дошкольное образование и воспитание и совершенствование в более старшем возрасте предполагает изменение, улучшение имеющейся информационной системы представлений, а также отношения объекта к окружающему его миру. Это изменение объясняется новыми жизненными условиями, прогрессом науки и техники.

Образование является одновременно и знаниями, накопленными особью, и его психологической готовностью получать и собирать новую информацию, обрабатывать ее, а также совершенствовать собственные представления. Процесс образования позволяет получить более точные представления о социуме и окружающей природе, способности мыслить и разных методах действовать. Это помогает занять некоторое положение в социальной структуре, добиться поставленной перед собой цели в выбранной профессии и общении с иными участниками общества.

Образование - это важно!

Основное и дополнительное образование и воспитание - это методы получения умений, навыков, способ развития интеллекта, освоения нового на практике. Как следствие, человек получает множество инструментов достижения поставленных целей и решения проблем, которые могут появиться в жизни - личной или профессиональной.

Получение образования сопряжено с накоплением навыков воли, контроля эмоций, а также помогает выработать отношение к окружающему миру. В процессе образования человек развивает психику, учится поддерживать выгодные для обеих сторон взаимоотношения с миром вовне, улучшает собственный внутренний мир, а также получает опыт творчества, который в будущем пригождается при необходимости решать различные проблемы.

Процессы и итоги

Основной результат, который преследует процесс образования - полноценное и всестороннее развитие, формирование человеческой личности, которой присущи устойчивые знания, умения. Такой человек может сочетать интеллектуальную занятость и физический труд, производить значимые для социума блага, гармонично развиваться духовно, физически. Процесс образования формирует активного участника социума, которому присущи нравственные идеалы, вкус, разносторонние потребности.

Человечество накопило огромные базы знаний, а значит, нельзя говорить о возможности полноценного овладения ими одним человеком, даже если на обучение будет потрачена вся жизнь. Образование позволяет овладеть некоторым ограниченным систематизированным объемом информации, актуальным для области, в которой индивидуум функционирует. Полученные данные должны быть достаточными для самостоятельного развития, мышления, профессиональной деятельности.

Образованность предполагает системные знания и такое же мышление, то есть человек должен своими силами искать и восстанавливать нехватку сведений в имеющейся у него базе, дабы логические рассуждения были корректными и актуальными.

История и образование: античная эпоха

Говоря об античности, обычно подразумевают культуру древних Рима и Греции. Базой для нее стала египетская культура, а сама античность заложила основы для развития европейских государств. Истоки этой культуры - первое и второе тысячелетие еще до наступления текущей эры. Именно тогда самобытная культура сформировалась на некоторых островах в Эгейском море, и особенно значимым считается Крит. Здесь зародилось письмо, которое постепенно трансформировалось из пиктографии к слогам и в будущем было принято европейскими странами. В то время писать могли знатные люди, состоятельные граждане. Для них были открыты школы при храмовых комплексах, дворцовых. Определенные правила, изобретенные в тот период, актуальны и сегодня: использование заглавных букв и написание слева направо, сверху вниз. Впрочем, сама культура до наших дней не сохранилась.

Воспитание зародилось и развивалось в Древней Греции, она же считается колыбелью педагогики. Во многом это связано с историей полисов, то есть городов-государств, существовавших в шестом - четвертом столетиях прошлой эры. Наиболее значимыми считаются Спарта и Афины. Они имели собственные уникальные воспитательные системы, связанные с экономикой, географией, политикой местности, а также общим состоянием населенных пунктов. Именно в Древней Греции люди впервые поняли, что одна из самых значимым государственных функций - забота и воспитание молодежи.

Как все происходило в прежние времена?

И среди спартиатов, и среди афинян образованность была важнейшим качеством гражданина. Желая оскорбить кого-то, о нем говорили, что он не способен читать. Одним из худших зол считалось лишение права, возможности получить образование. Воспитание спартиатов было направлено в первую очередь на формирование достойного члена общины, способного воевать. Идеальной персоной был сильный духом и телом молодой человек, имеющий представление о военном деле. Воспитательная система находилась под контролем государства. Рожденный здоровым ребенок отдавался на воспитание в семью до 7-ми лет, при этом важной частью его жизни были кормилицы.

По мере достижения семилетнего возраста государство брало вопросы воспитания на себя. До достижения 15 лет дети направлялись в специальные учреждения, где контроль над процессом предоставлялся ответственному человеку. Всех принятых учили читать, писать, развивали физическую форму, закаливали. Детей учили голодать, выносить боль и жажду, покоряться, разговаривать мало и строго по делу. Красноречие строго пресекалось. Воспитанники не носили обувь, для сна им выделялась соломенная подстилка, а верхнюю одежду заменял тонкий плащ. Полагалось скудное питание, детей обучали воровать, но попадавшихся строго наказывали за неуспешность мероприятия.

Развитие продолжается

По мере достижения 14 лет молодых людей посвящали в члены общины. Воспитание предполагало получение гражданских прав с этого возраста. Посвящение сопровождалось истязаниями, унизительными испытаниями, во время которых не допускались плач или стоны. Успешно прошедшие истязания воспитанники дальше получали образование в соответствии с государственной программой. Их учили музыке и пению, танцам. Воспитание практиковалось самыми суровыми методами. Юношам давали четкое представление о политике и нравственности, приемлемой в родном полисе. Ответственность за это возлагалась на умудренных опытом военных, рассказывавших аудитории о героических свершениях, случившихся в прошлом.

К 20-летнему возрасту послушники получали полное вооружение и начинали совершенствовать свои боевые способности.

История воспитания: как росли девушки в Спарте?

Во многом работа с женским полом была сходна с описанным выше совершенствованием мальчиков. Некоторое внимание уделялось общеобразовательной программе, но основное - физическому развитию и военным способностям. Основная задача гражданки Спарты - охранять жилье и контролировать рабов, пока муж находится на войне или задействован в покорении восстания.

А что было в Афинах?

В этом полисе образование и воспитание пошли иной дорогой. Афины стали центром ремесленничества, торговли, здесь возводились памятники архитектуры, ставились представления, проводились состязания. Афины привлекали поэтов, философов - были созданы все условия для выступления перед аудиторией. Существовали гимнастические залы. Развита была система школ. Общество, в котором развивалось воспитание, было неоднородным, ориентированным на разные слои населения. Основной целью воспитания было формирование полноценной личности. Внимание уделялось физической форме и интеллекту, восприятию красоты и нравственности.

До достижения семилетнего возраста дети воспитывались в семье. После этого возраста родители, обладающие достаточным состоянием, направляли чадо в общественное заведение. Девочки обычно оставались дома - их учили вести хозяйство. По традиции, в Афинах девушкам полагалось только такое воспитание, но оно включало в себя письмо и чтение, музыку.

До 14 лет мальчики получали начальное образование. В школу они ходили в сопровождении раба-педагога, а на занятиях получали представление о чтении, письме, арифметике. Посещая кифариста, они получали представление о литературе, эстетике. Детей учили декламировать, петь, обучали музыке. Особенное внимание уделялось поэмам «Илиада» и «Одиссея». Как правило, дети ходили и в школу кифариста, и к грамматисту. Это называлось мусической школьной системой.

Эксперимент и инновации в школе - № 2/2015

Мастер-класс по духовно-нравственному воспитанию

В.И. Попугаев

духовно-нравственная культура, патриотизм, воля человека, добро, свобода, справедливость

Ключевые слова:

Образование является единым процессом воспитания, обучения и предусматривает также духовно-нравственное развитие человека .

Практика преподавания основ духовно-нравственной культуры народов Российской Федерации в целях формирования и развития личности в соответствии с семейными и общественными духовно-нравственными и социокультурными ценностями закреплена на уровне Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» .

При определении критериев качества образования в рамках приоритетного национального проекта «Образование» необходимо учитывать уровень духовно-нравственного воспитания обучающихся. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся - это первостепенная задача современной образовательной системы, которая представляет собой важный компонент социального заказа для образования .

Духовность является фундаментальным свойством человека, интегрирует в себе потребности и способности человека самореализовывать себя в поисках истины, в творчестве, в стремлении к добру, свободе, справедливости. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

В числе важнейших проблем воспитания серьезную тревогу вызывают вопросы духовного и нравственного воспитания молодежи. Чему учить и как воспитывать, как научить ребенка любить Отечество, свою национальную культуру, самобытность и традиции своего народа? Этот вопрос не раз задавал себе каждый из нас. В вечном поиске добра и зла мы, как правило, выходим на общечеловеческие ценности и идеалы .

Примером может служить наследие В.А. Сухомлин-ского, который отмечал: «Особая сфера воспитательной работы - ограждение детей, подростков, юношества от одной из самых больших бед - пустоты души,

бездуховности...» Сфера педагогической ответственности в процессе воспитания определяется усилием общества и государства, направленным на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, патриотизма, чувства ответственности за свою Родину.

Патриотизм формируется в процессе обучения, социализации и воспитания обучающихся, однако социальное пространство для развития патриотизма не ограничивается стенами техникума. Большую роль здесь выполняют семья и другие социальные институты общества. Значительное место в процессе формирования у подростков качеств гражданина и патриота занимают дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», «История России» и др., на которых мы формируем гражданско-па-триотические качества личности .

Воспитание патриотизма на занятиях в Егорьевском промышленно-экономическом техникуме имеет огромное значение, т. к. речь идет о судьбе настоящего и будущих поколений, наши молодые современники должны не только обладать необходимым объемом знаний, но и стать зрелыми духовно и интеллектуально.

Основой гражданско-патриотического воспитания являются психологические особенности обучающихся, поэтому ознакомление их с жизнью своей страны мы строим на доступных, конкретных фактах, явлениях, событиях, показывая логические связи между ними.

Патриотическое воспитание должно гармонично сочетаться с приобщением обучающихся к лучшим достижениям мировой цивилизации. Данная система должна способствовать выработке преемственного мышления, приверженности своему национальному наследию и осознанию его роли и места в мировом духовном развитии, а также уважению и открытости ко всем другим народам и их традициям. Только глубокая и осознанная любовь к своему наследию побуждает человека с уважением относиться к чувствам других, быть чутким к трагедиям Отечества и народа .

Поэтому, знакомя с историей Великой Отечественной войны, мы приводим те факты, которые касаются

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

наших земляков, родных и близких . Например, мой отец, Илья Арсентьевич Попугаев, воевал на Курской дуге в качестве стрелка-радиста бомбардировщика-разведчика «Бостон-20». Экипаж состоял из четырех человек: летчика, штурмана, стрелка и стрелка-радиста. Самолет был оснащен 10 бомбами по 100 кг, пулеметами, пушкой и фотокамерой (рис. 8).

В одном из боевых вылетов отец мог погибнуть, но чудесным образом остался жив.

Шел 1943 год. Войска Белорусского фронта при поддержке бомбардировочной авиации освобождали города. На одном из участков фронта сложилась труд-

Рис. 8. Фотографии из домашнего фотоархива

ная обстановка. Противник задержал наступление советских войск. Необходимо было провести воздушную разведку, а погода стояла нелетная. Шел мокрый снег, облака низко нависали над землей. Ждать летной погоды было нельзя. Командование полка отдало приказ экипажу самолета провести воздушную разведку войск противника. Именно перед этим вылетом, как рассказывал отец, он почувствовал потребность взять с собой аптечку, которую не только он, но и другие члены экипажа никогда в боевой вылет не брали. Аптечки хранились в деревянном ящике в казарме. Отец взял аптечку и положил в карман комбинезона, но, почувствовав неловкость, так как другие члены экипажа аптечки не брали, положил ее обратно в ящик. Однако снова пришла беспокойная мысль: «Взять аптечку, взять аптечку, взять аптечку», - что он, воспитывавшийся в православной семье и верующий в Бога и Ангела-хранителя, и сделал. Это спасло ему жизнь.

Линия фронта была недалеко, и самолет ее благополучно миновал. Стали видны войска противника, который не ожидал появления советского самолета в такую погоду. Началась паника. Самолет пролетел над скоплением танков, бронемашин, мотопехоты, сбросил бомбы и произвел фотосъемку. Задача была выполнена. На обратном пути отец увидел в «хвосте» самолета четыре быстро приближавшихся объекта размером с воробушка (он отличался зорким зрением, был метким охотником) и доложил по рации летчику. Стало ясно, что их преследуют четыре немецких самолета. Как потом выяснилось - четыре мессершмита. Экипаж приготовился к бою. Расстояние между самолетами уменьшалось, началась стрельба. Немецкие летчики атаковали парами и рассчитывали посадить наш самолет на землю. Атаки следовали одна за другой. Самолет маневрировал и тоже отвечал огнем. Один мессершмит загорелся и разбился о землю. Когда бой перешел на нашу сторону фронта, немецкие летчики повернули обратно. Только после этого отец почувствовал невыносимую боль в левой руке. Во время стрельбы он не заметил, что держит пулемет одной правой рукой, левая рука была перебита очередью немецкого самолета и висела, как плеть, рукав комбинезона наполнился кровью. Отец, мгновенно вспомнив об аптечке, позвал на помощь второго стрелка. Тот подполз к отцу, вынул из кармана его комбинезона аптечку и жгутом остановил кровотечение. Экипаж нашего самолета доставил командованию разведданные, и гвардейские бомбардировщики вылетели бомбить противника. Вскоре пошла в атаку славная мотопехота. После, уже в госпитале, опытный пожилой хирург сказал отцу, что он мог бы погибнуть из-за большой потери крови. Руку удалось спасти благодаря этому хирургу. Он убедил консилиум, состоящий в основном из молодых коллег, не ампутировать ее.

Все члены экипажа самолета-разведчика были награждены орденами Отечественной войны. Да, это патриотизм!

В годы войны медицинская аптечка спасала раненых на поле боя, а в настоящее время вера, патриотизм и взаимовыручка помогают нашему поколению выбрать правильный жизненный путь.

В повседневной жизни мы не встречаемся с мерой, которой можно было бы измерить патриотизм. Любовь

к Отечеству становится силой духа только тогда, когда у человека запечатлены в сознании образы, связанные с родным краем, языком, когда появляется чувство гордости от того, что все это - твоя Родина.

Литература

1. Антонова Л.Н. По совести и вере: Доклад министра образования правительства Московской области Лидии Антоновой на пленарном заседании, посвященном открытию V Московских областных рождественских образовательных чтений «На путях духовно-нравственного воспитания и просвещения» // Образование Подмосковья. Открытый урок. 2008. № 1(3). С. 5-7.

2. Борев В. И снова один против четырех // Боевые действия «Наркомат» Госнаркоконтроля России. 2005. № 16.

3. Боярская В.В., Ракова Н.С. Патриотизм в свете задачи формирования гармоничной личности гражданина России / / Эксперимент и инновации в школе. 2014. № 5. С. 58-60.

4. Бузмакова А.А. Психологическая культура школьника // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. 2012. № 4. С. 55-63.

5. Попугаев В.И. Исследование общей эмоциональной направленности обучающихся // Сб. статей по материалам малых рождественских педагогических чтений «1150-летие Российской государственности - основа формирования нравственных ориентиров современной молодежи». ГБОУ НПО «Профессиональное училище № 30. Коломна, 2012. С. 125-133.

6. Попугаев В.И. Экспериментально-теоретическое исследование общей эмоциональной направленности обучающихся. Всероссийский интернет-конкурс педагогического творчества 2012 учебного года. http://educontest.net/

7. Тараканова В.В. Патриотическое воспитание в молодежной среде. Духовно-нравственный мир современного российского общества: проблемы формирования и защиты // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Духовно-нравственный мир современного российского общества проблемы формирования и защиты», Волгоград, 16 марта 2009 г. / Отв. ред. А.А. Огарков и др. М.: Глобус, 2009. С. 276-280.

8. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». М.: «Омега-Л», 2013.

9. Фильмотека телепередач «Слово пастыря»: Методич. пособие / Сост. В.И. Попугаев. Интернет-портал Международной фундации педагогических новаций. http://www.mfpn.ru

Утверждено

на заседании кафедры гуманитарных

и художественно-эстетических дисциплин КРИПКиПРО

Протокол № ____ от _______________ 2013 г.

Зав. кафедрой ______________

Организация духовно-нравственного воспитания обучающихся

в общеобразовательных школах

С целью оказания методической поддержки в процессе осуществления духовно-нравственного воспитания обучающихся составлены методические рекомендации по организации образовательного процесса в аспекте духовно-нравственного воспитания обучающихся в общеобразовательной организации. Составлены в соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования.

Нормативно-правовые основы

духовно-нравственного воспитания обучающихся

Организация и осуществление процесса духовно-нравственное воспитания обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях осуществляется в соответствии с нормами законодательства:

Международные документы:

Всеобщая декларация прав человека (1948 г.)

Международная конвенция о правах ребенка (1989 г.).

Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 1952 г.

Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования от 1960 г.

Международный пакт о гражданских и политических правах и Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах от 1966 г.

Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений от 1981 г. и др.


Законодательство Российской Федерации:

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования.

Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников.

Общие положения

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся осуществляется с целью формирования нравственного уклада школьной жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально значимую деятельность обучающихся, основанную на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемых в совместной социально педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Цель : становление и развитие высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся :

В области формирования личностной культуры:

Формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции - «становиться лучше»;

Укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;

Формирование основ нравственного самосознания личности (совести) - способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;

Формирование нравственного смысла учения;

Формирование основ морали - осознанной обучающимся необходимости определённого поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у обучающегося позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;

Принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

Формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;

Формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;

Развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремлённости и настойчивости в достижении результата.

В области формирования социальной культуры :

Формирование основ российской гражданской идентичности;


Пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;

Воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

Формирование патриотизма и гражданской солидарности;

Развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

Укрепление доверия к другим людям;

Развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

Формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к языку, культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни представителей народов России.

В области формирования семейной культуры :

Формирование отношения к семье как основе российского общества;

Формирование у обучающегося уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

Формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

Знакомство обучающегося с культурно историческими и этническими традициями российской семьи.

Организация работы по воспитанию и социализации учащихся в перспективе достижения общенационального воспитательного идеала осуществляется по следующим направлениям:

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству; правовое государство; гражданское общество; долг перед Отечеством, старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; межэтнический мир; свобода и ответственность; доверие к людям.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания . Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; истина; созидание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

4. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

5. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

6. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Особенности организации работы по

духовно-нравственному воспитанию обучающихся

Воспитание и социализация, согласно Федеральным государственным стандартам общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Примерной программе воспитания и социализации обучающихся, должны быть интегрированы во все виды деятельности обучающихся: учебную, внеурочную, внешкольную, семейную, общественно-полезную.

В основе нравственного уклада школьной жизни лежат следующие принципы: принцип ориентации на идеал, аксиологический принцип, принцип следования нравственному примеру, принцип идентификации, принцип диалогического общения, принцип полисубъективности воспитания, принцип системно-деятельностной организации воспитания.

Принцип ориентации на идеал. В процессе духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся должны быть актуализированы определённые идеалы, хранящиеся в истории нашей страны, в культурах народов России, в том числе в религиозных культурах, в культурных традициях народов мира. Воспитательные идеалы поддерживают единство уклада школьной жизни, придают ему нравственные измерения, обеспечивают возможность согласования деятельности различных субъектов воспитания и социализации.

При рассмотрении тем о добре, милосердии, справедливости и др. реализуется принцип ориентации на идеал. Учитель не только называет критерии хороших и плохих поступков, но и предлагает в качестве «эталона» жизнь и деятельность известных людей, вымышленных героев.

Аксиологический принцип . Ценности определяют основное содержание духовно-нравственного развития и воспитания личности. Любое содержание обучения, общения, деятельности может стать содержанием воспитания, если оно отнесено к определённой ценности. Педагогическая организация нравственного уклада школьной жизни начинается с определения той системы ценностей, которая лежит в основе воспитательного процесса, раскрывается в его содержании и сознательное усвоение которой обучающимися осуществляется в процессе их духовно-нравственного развития.

Организация и проведение всех видов воспитательной и образовательной деятельности духовно-нравственной направленности имеют своим основанием ценности (любовь к России, нравственный выбор, смысл жизни, красота; гармония, здоровье физическое, здоровье социальное, жизнь, родная земля, трудолюбие, творчество). В рамках мероприятий акцент может быть сделан как на одной-двух ценностях, так и на их системе в целом.

Принцип следования нравственному примеру. Следование примеру - ведущий метод нравственного воспитания. Содержание учебного процесса, внеучебной и внешкольной деятельности должно быть наполнено примерами нравственного поведения. Пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребёнка, побудить его к внутреннему диалогу, пробудить в нём нравственную рефлексию, обеспечить возможность выбора при построении собственной системы ценностных отношений, продемонстрировать ребёнку реальную возможность следования идеалу в жизни. Особое значение для духовно нравственного развития обучающегося имеет пример учителя.

Принцип идентификации (персонификации). Идентификация - устойчивое отождествление себя со значимым другим, стремление быть похожим на него. Персонифицированные идеалы являются действенными средствами нравственного воспитания ребёнка.

Принцип диалогического общения. В формировании ценностных отношений большую роль играет диалогическое общение младшего школьника со сверстниками, родителями (законными представителями), учителем и другими значимыми взрослыми. Выработка личностью собственной системы ценностей, поиск смысла жизни невозможны вне диалогического общения человека с другим человеком, ребёнка со значимым взрослым.

Диалог в рамках уроков духовно-нравственной направленности может быть организован между учителем и учеником, учеников и учеником. Для осуществления подобной формы работы рекомендуется использовать интерактивные формы обучения.

Принцип полисубъектности воспитания. В современных условиях процесс развития и воспитания личности имеет полисубъектный, многомерно деятельностный характер. Деятельность различных субъектов духовно-нравственного развития, воспитания и социализации при ведущей роли образовательной организации должна быть по возможности согласована на основе цели, задач и ценностей программы духовно нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования .

Принцип системно-деятельностной организации воспитания . Воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, внеучебной, общественно значимой деятельности младших школьников. Интеграция содержания различных видов деятельности обучающихся в рамках программы их духовно-нравственного развития и воспитания осуществляется на основе воспитательных идеалов и ценностей.

Для эффективного функционирования системы духовно-нравственного воспитания (образования) рекомендуется использовать метод педагогического моделирования. Универсальная модель духовно-нравственного образования строится с учетом влияния следующих объективно существующих потребностей: потребности личности, потребности семьи, потребности общества.

Особенности моделирования системы духовно-нравственного образования:

Преемственность, взаимосвязь и координация педагогической деятельности разных социальных институтов;

Интеграция урочной, внеурочной, воспитательной работы и системы дополнительного образования ,

Духовно-нравственное воспитание в рамках учебной деятельности

Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных организаций Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

Время, отведенное на внеурочную деятельность, не учитывается при определении максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся, но учитывается при определении объемов финансирования, направляемых на реализацию основной образовательной программы .

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном в дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Например, в беседе о добрых поступках ребенок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. К информации будет больше доверия, если сам педагог поступками и словами подтверждает сказанное.

Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т. е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

Достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности увеличивает вероятность появления эффектов воспитания и социализации детей. У учеников могут быть сформированы коммуникативная, этическая, социальная, гражданская компетентности и социокультурная идентичность в её страновом, этническом и других аспектах.

При организации работы по духовно-нравственному воспитанию обучающихся рекомендуется использовать следующие формы и виды организации учебной деятельности:

1. Беседы, игры нравственного и духовно-нравственного содержания. Правила, соблюдаемые при организации и проведении игр:

Игры должны быть эмоционально позитивными или нейтральными,

Игры должны быть предназначены для развития различных способностей, умений, навыков,

Игры должны быть разнообразными по видам активности.

"Скажи наоборот". Дети делятся на две команды. Каждая команда по очереди называет какое-либо качество личности, а другая должна назвать противоположное качество.

"Подбери синоним". Учитель называет какую-либо черту характера (или показывает картинку), а дети вспоминают те слова, которые обозначают ее. Можно разделить детей на две команды. Представители каждой команды по очереди называют синонимы. Выигрывает та команда, которая последней назвала слово.

"Кто больше?" Учитель спрашивает у детей: "Какой сегодня день недели?" Далее дает им задание назвать качества личности, начинающиеся с этой буквы. Букву также можно искать по книге (называя страницу, номер строки, номер слова или, не глядя, ткнуть карандашом в текст), вытянуть перевернутую карточку и т. д.

"Сказка на новый лад". После чтения сказки и обсуждения ее героев детям предлагается вспомнить, какие качества являются противоположными. После этого учитель предлагает детям сочинить сказку, в которой разные герои обладают противоположными качествами личности. Например, поросята НифНиф и НуфНуф будут смелыми и трудолюбивыми, Наф-Наф – трусливым и ленивым, а Волк – добрым и честным.

2. Проведение совместных праздников школы и общественности. Высок воспитательный потенциал народных обрядов и праздников: музыкальной гостиной “Рождественские встречи”, развлечения “Зимние святки” и др.

3.. Применение аудиозаписей и технических средств обучения позволяет изменить структуру урока, помогает с большей пользой использовать каждую минуту учебного времени, максимально четко и доходчиво изложить сложный материал и обеспечить быстрое и прочное его усвоение.

Задачи использования аудио - и видеозаписей :

Создать условия для духовно-нравственного становления обучающихся на внеклассных мероприятиях музыкальной направленности, вокально-хоровых занятиях и занятиях музыкального кружка «Русь колокольная»;

Научить школьников ориентироваться в мире музыки на примерах русской классики и приобщить к высшим духовным ценностям;

Сформировать у учеников духовно-нравственные ориентиры в соответствии с национальным воспитательным идеалом.

В рамках мероприятий духовно-нравственной направленности возможна демонстрация короткометражных анимационных фильмов. Например, «Хрустальный мальчик», «Серёжа», «Щенок», «Новогодние приключения двух братьев» и др.

4. Экскурсии, целевые прогулки. Особое место во внеучебной деятельности занимают различные экскурсии, которые рекомендуется организовывать не реже раза в четверть. В конце каждой четверти возможно организовывать поощрительные поездки для тех школьников, которые были награждены похвальными грамотами за успехи в учебе, примерное поведение и прилежание.

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Удельнинская гимназия

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся

Выжелевская А.П., учитель начальных классов

Многомерные трансформации в государстве и обществе последних десятилетий в значительной мере ослабили внимание к таким явлениям, как социально-духовные и нравственные ценности в подростковой и молодежной среде, заметно снизился интерес к особенностям формирования менталитета и мировоззрения молодых граждан России. Вместе с тем длительный процесс модернизации российской школы в итоге затронул не только организацию учебной деятельности, но и коренным образом изменил отношение к содержанию феномена воспитания в современной школе. Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации все больше понимается создание условий для развития личности ребенка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач.

Общие задачи и принципы воспитания средствами образования представлены в федеральных государственных образовательных стандартах, где воспитательная деятельность рассматривается как компонента педагогического процесса в каждом общеобразовательном учреждении, охватывает все составляющие образовательной системы школы, что направлено на реализацию государственного, общественного и индивидуально-личностного заказа на качественное и доступное образование в современных условиях.

Таким образом, воспитательная компонента в деятельности общеобразовательного учреждения становится самостоятельным направлением, которое основывается на ряде принципов и отвечает за формирование "воспитательной системы", "воспитывающей среды", "воспитательного потенциала обучения", "воспитательной деятельности" и т.д.

Духовно-нравственное развитие школьника является важнейшим аспектом социализации личности в условиях стремительного развития общества. Проблема нравственного воспитания была актуальной всегда. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие.

Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский говорил «Если человека учат добру - учат умело, умно, настойчиво, требовательно, в результате будет добро. Не учат ни добру, ни злу - все равно будет зло, потому что и человеком его надо сделать».

Сейчас для развития общества необходимы такие качества личности, как честность, ответственность, чувство долга, сочувствие, умение сотрудничать, стремление служить людям.

В своей работе по духовно-нравственному воспитанию я ставлю следующие задачи:

Формирование у обучающихся ценностных представлений о морали, об основных понятиях этики;

Формирование у обучающихся представлений о духовных ценностях народов России, об истории развития и взаимодействия национальных культур;

Формирование у обучающихся набора компетенций, связанных с усвоением ценности многообразия и разнообразия культур, философских представлений и религиозных традиций, с понятиями свободы совести и вероисповедания, с восприятием ценности терпимости и партнерства в процессе освоения и формирования единого культурного пространства;

Формирование у обучающихся комплексного мировоззрения, опирающегося на представления о ценностях активной жизненной позиции и нравственной ответственности личности, на традиции своего народа и страны в процессе определения индивидуального пути развития и в социальной практике;

Формирование у обучающихся уважительного отношения к традициям, культуре и языку своего народа и других народов России.

Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания определены в соответствии с программой воспитания гимназии:

  • Ученик – патриот и гражданин

Ценностные основы: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское общество, закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества.

  • Ученик и его нравственность

Ценностные основы: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; уважение достоинства человека, равноправие, ответственность и чувство долга; забота и помощь, мораль, честность, щедрость, забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике.

  • Ученик и его интеллектуальные возможности

Ценностные основы: творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремлённость и настойчивость.

  • Ученик и его здоровье

Ценностные основы: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно-психическое и социально-психологическое.

  • Ученик и его карьера

Ценностные основы: любознательность, требовательность к себе, самопризнание, сотворчество.

  • Ученик и его семья

Ценностные основы: отчий дом, уклад семьи, поколения семьи, авторитет отца и матери, история семьи, ее традиции; нравственные корни семьи: отношение к старшим и младшим, отношение отцов и детей, атмосфера семьи, защищенность всех членов семьи, горе и радость каждой семьи; забота, тепло, ласка, ответственность, нравственные запреты.

  • Общение и досуг

Ценностные основы: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие, самовыражение в творчестве и искусстве.

В направлении духовно-нравственного развития и воспитания школьника я планирую достичь следующих результатов:

Сформировать у обучающихся:

Ценностное отношение к России, своему народу, своему краю;

Ценностное и творческое отношение к учебному труду;

Ценностное отношение к своему здоровью;

Ценностное отношение к природе;

Мотивацию к самореализации в различных видах творческой деятельности.

Дать представление:

О наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;

Об эстетических ценностях отечественной культуры;

О необходимости сознательно заниматься учебным трудом;

О роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

О необходимости подготовить себя к успешной самореализации в жизни

Заложить основы:

Смысла и ценности жизни, справедливости, милосердия, нравственного выбора, достоинства;

Социальной и межкультурной коммуникации;

Готовности устанавливать дружеские взаимоотношения в коллективе,

Уважительного отношения к родителям, старшим, доброжелательное отношение к сверстникам и младшим;

Отрицательного отношения к аморальным поступкам, грубости, оскорбительным словам и действиям;

Понимания того, что семья – это основа будущего благополучия человека, уверенности в завтрашнем дне.

В своей работе использую самые разнообразные формы работы с детьми.

  • Классный час. Первый классный час я всегда посвящаю дружбе. Первое правило в нашем классе - обращаться друг к другу по имени. Дети учатся с уважением относиться к мнениям других, терпеливо, и аргументировано вырабатывать правильную точку зрения.На классном часе по теме «С детства дружбой дорожи» дети высказывали свою точку зрения о том, кого они считают своим лучшим другом, за какие качества ценят его, приводили примеры из жизни, когда приходилось помогать другу в трудную минуту, можно ли маму назвать своим другом и почему и т.д.«Строим город Доброград»- под таким названием прошел классный час, целью которого было формирование таких нравственных качеств, как доброжелательность, уважение к старшим, милосердие, а также на примере литературных произведений, доступных детскому восприятию, объяснить, какой смысл люди вкладывают в понятия «добро» и «зло». В этом большим подспорьем для меня являются книжки из серии «Зернышки», в которых собраны короткие добрые рассказы для детей, глубоко проникнутые духовно-нравственным содержанием. Это настоящие уроки любви, доброты, сострадания.
  • Беседы на этические темы.

Ученики должны знать, что этика не может сама по себе сделать человека добродетельным, вежливым, культурным, она только помогает тому, кто сам стремится к добру. Что этические нормы поведения формируют у человека мировоззрение, отношение к людям, духовно определяют качества личности. Что знание этических норм и правил поведения помогает человеку избежать многих межличностных конфликтов в коллективе, семье.

Примеры бесед на этические темы, которые я провожу совместно с детьми, родителями: «Настоящий друг» (беседа о дружбе), «Приветствие» (правила общения) , «Моя семья», «Про то, как добро и зло боролись»(урок-сказка),«Человек среди людей», « Как мы разрешаем конфликты», «Научись смотреть на себя со стороны», Беседа «Нехорошие слова. Недобрые шутки», «Правила коллективной работы», беседа о доброжелательности и равнодушии, «Мои нравственные ценности» и др.

  • Встречи с участниками и ветеранами войны.

Мероприятия гражданско-патриотического направления способствуют воспитанию у обучающихся высоких нравственных качеств: патриотизма, гражданственности, доброты, отзывчивости, благодарности, ответственности, чувство долга перед старшим поколением.

  • Ежегодная благотворительная акция «Спишите делать добро».

Мы помогаем воспитанникам Удельнинской школы - интернат для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: готовим для них подарки, организуем совместные спортивные мероприятия.

  • Экскурсии.

Туристско-экскурсионная деятельность традиционно стала формой, позволяющей расширить позитивный и эмоционально – ценностный опыт детей. За четыре года мы совершили 24 экскурсии: познавательные и исторические.16 поездок: театры, музеи, выставки, концерты.

Организуемая внеурочная деятельность является составной частью программы духовно-нравственного развития и воспитания, реализуемой в гимназии. Внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению в гимназии организуется в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики.

При организации внеурочной деятельности обучающиеся гимназии используют возможности образовательных учреждений дополнительного образования, организаций культуры и спорта. В период каникул для продолжения внеурочной деятельности используются возможности организации отдыха детей и их оздоровления на базе гимназии.

Хочется надеяться, что в результате проведенной работы у моих детей обогатился эмоциональный мир, а милосердие, доброта поселились в их сердцах навсегда. Результаты моей работы неокончательны, положительная динамика прослеживается. Социализация личности ученика и его интеграция в обществе в сложных условиях современной России возможны только при сформированности основ духовно-нравственной культуры.

Постепенно, целенаправленно, в процессе длительной, кропотливой работы по развитию духовно-нравственных качеств личности, я вижу, как многие из детей становятся более терпимыми, учатся слушать друг друга, понимать, сопереживать.


error: Content is protected !!