Конспект занятия по математике в старшей группе " путешествие в космос". Конспект занятия для детей старшей группы "космическое путешествие" Путешествие в космос старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе ДОУ

Автор: Бородина Татьяна Геннадьевна, воспитатель старшей группы ГБОУ СОШ №289 (детский сад №1867) города Москвы.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Космическое путешествие».

Программное содержание:

Задачи:
Образовательные:
1. Формирование практических умений и навыков пользования исправленной (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной) речью;
2. Пополнение, расширение, активизация словарного запаса детей;
3. Развитие лексико-грамматической основы речи, посредствам подбора различных дидактических игр.
Словарные:
1. Повторение и закрепление звука Р;
2. Закрепление правильного звукопроизношения в словах, пословицах и стихах;
3. Развитие диалогической речи;
4. Развитие лексико-грамматического строя речи при словообразовании и словоизменении.
Воспитательные:
1. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма;
2. Воспитание культуры речевого общения;
3. Воспитание внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Предварительная работа:
1. Знакомство со звуком «Р» на занятии по развитию речи;
2. Беседа с детьми на тему: «Космос» /кто был первым космонавтом, космические планеты/
3. Разучивание с детьми стихов;
4.Проведение занятий по рисованию, аппликации на тему «космос», оригами «ракета»;
5. Чтение рассказов из книги «летающие звезды» А. Ткаченко;
6. Рассматривание картинок из серии Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса»
Материал:
картинки с изображением планет,
игрушки: Лунтик, мяч, аудиозапись космической музыки,
лазерные фонарики для создания эффекта «звездного неба»,
цветные звездочки большие для созвездий и маленькие в качестве поощрения.
Используемая литература:
1. Л.Б. Дерягина «Дошкольникам о российских покорителях космоса».
2. Н.В. Лабодина Комплексные занятия, старшая группа.

Ход занятия.

Ребята, давайте с вами сегодня отправимся в космическое путешествие!
- А на чем мы полетим в космос? /дети: - На ракете!/
- Какой первый звук в слове РАКЕТА?
- А что мы с вами обязательно наденем? /дети: - скафандр!/.
- А есть звук «Р» в слове СКАФАНДР?
- Где он находится: в начале, в середине или в конце слова?
Мы скафандр надеваем
Чтобы в космос полететь
Много нового узнаем
Нужно только захотеть!
- Наш экипаж к полету готов
Внимание! Внимание!
Отправляемся в полет!
- Посмотрите, ребята, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, потому что находятся далеко. На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце.
- Вокруг нашего солнца вращаются девять планет.

- Послушайте внимательно стихотворение о планетах.
По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс.
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
За ним - Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
(Аркадий Хайт)
- Первая планета Меркурий. (показываю изображение планеты).
Эта планета находится ближе всех к солнцу, она самая маленькая. Давайте вместе произнесем это слово и запомним название планеты!
/На каждой планете дети выполняют задания./
Задание: Отгадайте загадки.
1. Что за птица, алый хвост,
Прилетела в стаю звезд?
(ракета)
2. Телескопом сотни лет
Изучают жизнь планет.
Нам расскажет обо всем
Умный дядя …
(астроном)
3. Не месяц, не луна, не планета, не звезда,
по небу летает, самолеты обгоняет.
(спутник)

- Вторая планета, на которую мы прилетели называется Венера. (показываю изображение планеты). Здесь очень жарко. Давайте произнесем это слово и запомним его.
/дети произносят слово Венера и находят звук «р»/
Задание: «Скажи наоборот»:
День -…ночь
Ярко - …темно
Солнце -…луна
Улетать - …прилетать
Прилуниться - …приземлиться
- Ну, что ж, ребята, вы выполнили задание, пора отправляться дальше.
/Дети перелетают на следующую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку/.
- Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда. Давайте произнесем ее название и запомним его.
/дети произносят слово МАРС и находят звук «р»/
Космическая физкультминутка
В небе ясном солнце светит,
Космонавт летит в ракете.
(Потянуться – руки вверх).
А внизу леса, поля –
(Наклониться).
Расстилается земля.
(Руки развести в стороны).

Ребята, отправляемся в полет! Впереди нас ждет встреча с другими удивительными планетами.
- А вы знаете, кто был первым космонавтом?
Да, 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» Ю.А.Гагарин совершил полет в космос. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает День космонавтики…

«Юрий Гагарин»
В космической ракете
С названием «Восток»
Он первым на планете
Подняться к звёздам смог.
Поёт об этом песни
Весенняя капель:
Навеки будут вместе
Гагарин и апрель.
/Дети перелетают на другую планету, имитируя космонавтов в космосе под космическую музыку, в это время мой помощник направляет лазерные фонарики на потолок и создается эффект «звездного неба»/.
Мы приближаемся к планете Юпитер, над которой повисла угроза, ей нужно помочь удержаться во Вселенной! А для этого нужно выполнить задание.
Задание: «Составь предложение, используя картинку».
Например: «ракета» - Ракета летит в космос.
«луна» - В небе светит луна.
«созвездия» - Звезды в небе образуют созвездия.
- Ребята, нам пора нам отправляться дальше!


- Посмотрите в иллюминаторы – мы приближаемся к планете Сатурн. (показываю изображение планеты). Обратите внимание - эту планету окружают кольца, давайте произнесем название планеты и запомним его.
/дети произносят слово Сатурн и находят звук «р»/.
Задание: «Образуй множественное число».
Например: ракета-…ракеты;
комета – …кометы;
планета-…планеты;
космонавт-…космонавты, с
созвездие-… созвездия.
- Ребята, какие созвездия вы знаете?
/ответы детей: большая медведица, микроскоп, павлин, гончие псы, муха, крест, южная корона, компас и т.д./
Игра «Собери созвездие»
/Дети делятся на команды и по образцу выкладывают из звездочек свои созвездие./
Игра «Летает – не летает»
Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.
- Самолет летает? … Летает.
- Луноход летает? … Не летает
- Космонавт летает? … Летает.
- Спутник летает? … Летает.
- Звезда летает? … Не летает.
- Вертолет летает? … Летает.
- Ракета летает? … Летает.
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.
- Летим на планету Уран. Это седьмая планета по удаленности от солнца. На ней ребята очень холодно и сухо.
- Сейчас нам Ваня расскажет стихотворение: «Гагарин»
Летит, летит ракета
Вокруг земного света,
А в ней сидит Гагарин-
Простой Российский парень!
/Дети перелетают на другую планету под космическую музыку/.

Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и Плутон. Эти планеты, так же как и Уран находятся далеко от солнца и поэтому на них очень холодно. Чтобы нам не замерзнуть и не заболеть нужно выполнить еще одно задание.
Задание: «Назови ласково».
Например: звезда -…звездочка;
облако-…облачко;
солнце -…солнышко;
небо -…небушко;
самолет -…самолетик;
вертолет -…вертолетик.
- Молодцы ребята, с заданием справились.
- Отгадайте, на какую планету мы сейчас полетим?
Эта планета – любимый наш дом,
На ней мы с рожденья до смерти живем.
Планета прекрасна: моря, океаны.
Цветы и деревья там, разные страны,
И солнце сияет с зари до заката, что за планета, скажите, ребята!


- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете Земля.
- Ребята у планеты Земля есть свой спутник.
- Послушайте загадку и отгадайте, какой у Земли спутник.
Только лучше звезд видна
В небе полная … (луна).

Ребята, к нам в гости с Луны пришел «Лунтик».
Он хочет с вами поиграть.
Игра-викторина «Угадай-ка».
- Самая большая и горячая звезда во вселенной (Солнце).
- Человек, который летает в космос (космонавт).
- Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль).
- Как называется и животное, и созвездие? (Медведица).
- Почему на земле есть день и ночь? (Планета вращается вокруг себя)
- Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос? (Юрий Гагарин).
- Кто еще побывал в космосе кроме людей? (Собаки Белка и Стрелка, мыши, крысы, кролики и даже шимпанзе).
- Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет? («Восток»)
- Какой праздник наша страна празднует каждый год 12 апреля? (День космонавтики).
- Ребята, послушайте стихотворение, которое называется:
«Юрий Гагарин»
«Летит корабль»
Летит в космической дали
Стальной корабль
Вокруг Земли.
И хоть малы его окошки,
Всё видно в них
Как на ладошке:
Степной простор,
Морской прибой,
А может быть
и нас с тобой!
(автор стихотворения - В.Орлов)

Ребята! Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествовать по планетам? Что вам больше всего запомнилось?
- Сейчас Лунтик раздаст всем вам ребята звездочки на память о нашем путешествии.

Итоговое занятие по математике в старшей группе " Путешествие в космос"

Программное содержание:

Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течение учебного года;

Совершенствовать умение находить место числа в ряду,

Закреплять прямой и обратный счет; называть «соседей» числа, предшествующее и следующее число;

Закреплять умение правильно пользоваться знаками «больше», «меньше» или «равно»;

Совершенствовать знания о геометрических фигурах;

Закрепить знание частей суток, дней недели, времен года, месяцев;

С помощью игры развивать у детей внимание, логическое мышление, сообразительность;

Закреплять представление о космосе, планетах нашей вселенной;

Развивать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу, взаимопомощь, навыки самооценки.

Материал и оборудование: магнитная доска; плакат «Солнечная система»; наборы счетных палочек; карточки для выполнения математических задач;

Предварительная работа: Беседа «Солнце и планеты Солнечной системы», посещение планетария, разучивание упражнения «Ракета»

Ход занятия Организационный момент.

Приветствие:

Здравствуй солнце золотое (руки в стороны.) Здравствуй, небо голубое (тянут руки вверх) Здравствуй, вольный ветерок (качают руками) Здравствуй, маленький дубок (имитируют дерево) Здравствуй утро, здравствуй день (разводят поочередно руки в стороны) Нам здороваться не лень (показывают на себя и делают поклон).
Все мы дружные ребята.(беремся за руки и поднимаем руки вверх)
Мы ребята-дошколята.
Никого не обижаем. (показываем пальчиком)
Как заботиться, мы знаем. (идем по кругу)
Никого в беде не бросим.
Не отнимем, а попросим.
Пусть всем будет хорошо, (руки кладем на плечи друг другу)
Будет радостно светло!

В: Дети, улыбнитесь друг другу. В нашей группе стало светлее от ваших улыбок. Пусть это радостное настроение останется на весь день с нами.

В: Ребята, а давайте с вами поиграем в игру, которая называется « Найди свое место».

(На столе лежат карточки с цифрами, перевернутыми вниз. Дети под музыку передвигаются по группе, как только музыка затихает, дети берут первую попавшеюся карточку и встают на свое порядковое место. Если дети встали правильно, то получается изображение ракеты)

В: Ребята, посмотрите, что у нас получилось! (РАКЕТА) Однажды люди решили полететь в космос! Для полета в космос люди построили космическую ракету. В ракету посадили космонавта – именно он должен был управлять ракетой и лететь в космос. Кто это был и когда? (Юрий Гагарин, 12 апреля)
А вы хотите быть космонавтами и отправиться в космос?

Наша задача занять посадочные места в ракете. Но это не так просто. (Раздаю билеты.)

В: Скажите, что на ваших билетах изображено? (Геометрические фигуры). Обратите внимание, сколько и каких фигур должно быть на вашем посадочном месте, будьте внимательны, чтобы случайно не занять чужое место.

(Дети ищут свои места.)

В: Что нам понадобится из одежды? (скафандр) Надеваем комбинезон, сапоги, шлем, герметично соединяем части скафандра. С вами говорит руководитель управления полетами: «Космическому экипажу приготовиться совершить путешествия, побывать на разных планетах! »

Ребенок рассказывает стихотворение:

Сказал «поехали» Гагарин Ракета в космос понеслась. Вот это был рисковый парень! С тех пор эпоха началась, Эпоха странствий и открытий, Прогресса, мира и труда, Надежд, желаний и событий, Теперь все это – навсегда!

В: Ребята, для того чтобы ракета взлетела, нужно, как настоящие космонавты отсчитать от 10 до 0. (Обратный отсчёт) И произнести знаменитую фразу Гагарина « ПОЕХАЛИ»

(Звучит музыка)

В: В темном небе звезды светя Космонавт летит в ракете.

Пока наш корабль набирает высоту и выходит плавно в космическое пространство, мы с вами повторим следующее:

1) Какое время года у нас на Земле? 2) Какой месяц? 3) Какое число сегодня? 4) Какой сегодня день недели? 5) Вчера какой был день недели? 6) А завтра какой день недели будет? 7) А когда мы с вами отправились в полет-часть суток?

В: Молодцы ребята! Пока мы с вами беседовали, наш главный компьютер на корабле что-то начал барахлить. Давайте аккуратно встанем и попытаемся добраться до главного компьютера, но не забывайте, что мы с вами сейчас находимся в невесомости. (Дети вмести с воспитателем имитируют полет) В: Ребята занимайте рабочие места. Нам с вами придется потрудиться!

В: Итак, ребята, мы с вами отправляемся на планету Меркурий.

Меркурий - ближайшая к Солнцу планета.
Жара нестерпима! Изжарит в котлету!
Повернута к Солнцу одной стороной,
С другой - страшный холод и мертвый покой.

В: Посмотрите, все цифры перепутались на экране. Нужно быстро исправить ситуацию, иначе будет авария.

Задание « Вставь пропущенное число» Детям предлагается вставить пропущенные цифры: 123?5678910 ;1234567?910 ;12345?78910 ;12345678?10

В: Вот, молодцы ребята, спасли наш полет!

В: Вторая от Солнца планета Венера.

Газ ядовит в атмосфере Венеры.
Дышать невозможно!
Жарища без меры!
Солнца не видно сквозь облака.
Жизнь невозможна!
Но, может, пока? Планета Венера находится рядом с планетой Земля. Но в отличии от нашей планеты жизнь там невозможна, почему? (Потому, что на планете Венере ядовитый газ)

В: Ребята вы убедились, что у нас сегодня не простое путешествие. Нас ждет еще много испытаний и я вам предлагаю подготовить наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять, (хлопаем в ладоши) планеты будем мы считать. К солнцу ближе всех Меркурий, (загибаем пальцы на каждое название планеты) На Венеру полюбуюсь, Вот Земля – наш дом родной, Шар любимый голубой. Мимо Марса пролетаю, и Юпитер наблюдаю. Вот Сатурн и Уран, Показали кольца нам. Вот Нептун, а вот Плутон, Дальше всех от солнца он. Все планеты хороши, (хлопаем в ладоши) Полетали от души. (пальцы сжаты, большой палец вверх)

В: Мы отправляемся на планету Марс.

Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво-красного цвета.
Назвали планету в честь бога войны.

В: Нам нужно выполнить космическое задание «Назови соседа».

Назовите соседей числа 6? (5 и 7) 8(7 и 9) 3(2 и 4) 9(8 и 10) и т. д.

А теперь задание меняется, я вам буду называть цифру, а вы мне будете показывать цифру на один больше.

В: Молодцы вы отлично справились с заданием, а нам пора лететь дальше.

В: Вот и следующая планета Юпитер.

Юпитер - царь планет!
Уж очень он тяжел.
И медленно плывет.
А наступить ногой
Так просто невозможно,
Ведь жидкая планета,
И утонуть в ней можно!

В: На этой планете мы с вами поиграем в игру « Скажи наоборот».

Игра проводится с мячом. Воспитатель кидает мяч ребенку и называет одно из математических понятий, а ребенок кидает мяч обратно и называет противоположность названному понятию. (Длинный – короткий; Большой – маленький; Высокий – низкий; Широкий – узкий; Толстый – худой; Далеко – близко; Вверху – внизу; Слева – справа; Вперед – назад; Один – много; Снаружи – внутри; Легкий – тяжелый; Сильный - слабый; Быстро - медленно.)

У каждой планеты есть что-то своё,
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос.
Учёные вот как решили вопрос:
Когда-то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.

В: Мы прилетели на следующую планету - Сатурн, здесь нас ждет следующее испытание которое называется «Поставь правильно знак» (Дети работают в карточках, считают звезды, внизу пишут соответствующие цифры и ставят знак или =)

Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь…
Захотелось сразу прочь.
Скован льдом Уран, Нептун,
И на Плутоне колотун!

В: Посмотрите в иллюминаторы, а здесь и правда очень темно и холодно. А давайте мы с вами сейчас попробуем создать свои звезды из счетных палочек. Задание составить из палочек:

Из 5 палочек-2 равных треугольника

Из 7 палочек-2 равных квадрата

Из 7 палочек-3 равных треугольника

Из 9 палочек-4 равных треугольника

(Дети проверяют друг у друга правильность выполнения задания и исправляют ошибки).

В: Посмотрите, какие интересные конструкции у вас получились. Вот и ваши звезды зажгутся в космосе.

В: Молодцы ребята вы справились со всеми заданиями, значит, вы настоящие космонавты и трудностей не боитесь! И нам пора возвращаться на землю в наш любимый детский сад.

Космическому экипажу приготовиться совершить посадку! Проходим на свои места.(Дети садятся на свои места)

В: Для того чтобы ракета вернулась на землю, нужен обратный отсчет 10 9 8 7….

(звучит музыка) Пока мы летим на свою Родную планету давайте побеседуем. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля)

Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, воздух, реки, моря, растения, животные, присутствует уникальный спутник – Луна.)

В: Вот мы с вами и вернулись в детский сад. Теперь нам надо снять космические снаряжения. (Имитируем что сняли скафандр) Дети усаживаются на ковер.

В: Мы с вами за время полета выполняли много заданий. Если у вас хорошее настроение, вам было интересно путешествовать, у вас все получилось, то поднимаете «Солнышко». А у кого сегодня были затруднения, поднимите «Тучку» (дети выбирают карточку и рассказывают, что им понравилось или не понравилось) Все космонавты награждаются медалями.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 5 рабочего поселка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

Организованная образовательная деятельность

«Путешествие в космос»

Старшая группа

Воспитатель:

Зайкова Ольга Владимиров

НОД «Путешествие в космос»

Образовательная область: «Познавательное развитие». Интеграция областей: речевое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, музыка.

Группа: старшая

Продолжительность: 25 минут

Цель: Закрепление и обогащение представлений о космосе и космонавтах.

Задачи:

Обучающая задача: Поддерживать и развивать в детях интерес к окружающему миру. Знакомить дошкольников с профессией космонавт. Продолжать знакомить с первым покорителем космоса - Ю.А. Гагарин, А.А. Леонов. Закрепить у дошкольников знания о небесных телах (звездах, планетах).

Развивающая задача: стимулировать воображение, логическое мышление, память, внимание.

Воспитательная задача: Воспитывать: уважительное отношение к людям, осваивающим космическое пространство; воспитывать чувство патриотизма, гордость за знаменитых людей, прославивших родную страну.

Речевая задача: активизировать речь детей, ввести в активный словарь следующие слова: космонавт, скафандр, шлюз.

Материал: Презентация «Покорители космоса», демонстрационный материал «Космос», макет «Солнечная система», цветная бумага, аудиозапись «Раскрасим все планеты» гр. «Барбарики», видео «Наша вселенная», аудиозапись «Космос», воздушный шарик желтого цвета на палочке (для экспериментальной деятельности), звезды желтого и белого цвета.

Методы и приемы:

Игра путешествие, ИКТ, мотивация, беседа, физкультурная минутка, художественное творчество, ритмопластика, рефлексия, проблемные вопросы, диалогово-информационный метод, словесный метод, наглядный метод, практический.

Предварительная работа : предварительные беседы; рассматривание энциклопедий, книг о космосе; рисунки о космосе;

Ход НОД.

1. Организационный момент.

Сообщение темы занятия.

2. Теоретическая часть.

    Беседа «История покорения космоса»

    Физкультминутка «Зарядка космонавта».

    «Планеты солнечной системы»

5. Ритмопластика «Невесомость»

6.Экспериментальная деятельность.

    Опыт «Солнечная система»

7. Практическая часть.

    макет солнечной системы

8. Окончание занятия.

    Подведение итогов.

    Рефлексия.

КОНСПЕКТ НОД:

Дети с воспитателем под музыку входят в зал, встают в круг.

Воспитатель:

Собрались все дети в круг

Я твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся и

И друг другу улыбнемся

Посмотрю на ваши лица

С кем бы мне тут подружиться? (со мной)

Ребята, посмотрите сколько к нам пришло гостей, давайте им улыбнемся и поздороваемся! (Здравствуйте)

Мы сегодня с вами отправимся в путешествие, а в какое вы узнаете, отгадав мои загадки.(картинки показываю, когда дети отгадали загадку)

1. На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на (ракете)

2. Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звезд калейдоскоп

Астрономы в (телескоп)

Ночью в темном небе звезды.

Знает все наперечет

Звезды в небе (звездочет)

4. Сверкая огромным хвостом в темноте,

Несется среди ярких звезд в пустоте.

Она не звезда, не планета,

Загадка Вселенной -(комета)

5. Осколок от планеты

Средь звезд несется где-то.

Он много лет летит-летит,

Космический (метеорит)

6. Специальный космический есть аппарат,

Сигналы на Землю он шлет всем подряд.

Как одинокий таинственный путник,

Летит по орбите искусственный (спутник)

7. Освещает ночью путь,

Звездам не дает заснуть.

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе светит нам (Луна)

8. Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется (Земля)

9. Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты (Космос)

Воспитатель: Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня? (О космосе ) (Слайд 1)

Воспитатель: Молодцы! Сегодня мы поговорим с вами о космосе, о том, как люди стали осваивать космическое пространство. Давайте с вами сейчас сядем на полянку и я вам что-то интересное расскажу (дети садятся полукругом перед экраном). (Слайд 2) Прежде, чем в космос полетел первый человек, учёные сначала отправляли в космическую неизвестность различных животных. Это были собаки, кролики, насекомые и даже микробы. (Слайд 3) Первая маленькая мышка-космонавт пробыла над Землёй почти целые сутки. (Слайд 4) А 3 ноября 1959 года собака Лайка в специальном скафандре отправилась в космос. Лайка из космоса не вернулась. Вслед за Лайкой в космос полетели и другие собаки. Каких двух собак полетевших в космос вы знаете? (Белка и Стрелка) (Слайд 5) Молодцы! Следом за Белкой и Стрелкой полетели еще две собаки (Слайд 6) -Чернушка и Звёздочка.Все они возвратились на Землю. Так учёные убедились, что живые существа могут жить в невесомости. Путь в космос был открыт. (Слайд 7) 12 апреля 1961 года с космодрома Байконур поднялся в небо космический корабль «Восток»с человеком на борту. Как звали первого космонавта? (Слайд 8) (Юрий Алексеевич Гагарин) Правильно! Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Именно он открыл дорогу в космос, облетел земной шар за 108 минут (1час и 48 минут) и совершил посадку в заданном районе. Осуществилась давняя мечта человека – обрести крылья и взлететь над Землёй. Хорошая практическая и физическая подготовка позволили Юрию Гагарину войти в отряд космонавтов. Он был выбран из всех самых лучших, здоровых и подготовленных. А кто из людей первый вышел в открытый космос? (ответы детей) Ребята, а что по вашему мнению означает фраза «вышел в открытый космос»? (ответы детей) Выход в открытый космос - это работа или прогулка в за пределами своего . (Слайд 9) Первый выход в космос совершил Алексей Архипович Леонов 18 марта 1965 года с борта космического корабля «Восход – 2». Общее время первого выхода составило 23 минуты 41 секунду. Он покинул кабину через шлюз. Как вы думаете что такое шлюз? (ответы детей) (Слайд 10) Это люк или дверь космического корабля. В с самого начала имелся отдельный отсек. (Слайд 11) Алексей Архипович Леонов отплыл от корабля на пять метров, удерживаемый тросом. Он включил кинокамеру и несколько минут снимал корабль и плывущую под ним землю. Всего Леонов пробыл в открытом космосе 12 минут 9 секунд. испытал трудности с возвращением на корабль, поскольку его скафандр из-за разности давлений раздулся и не проходил через воздушный . Только стравливание давления кислорода в скафандре позволило тогда благополучно завершить полёт. (Слайд 12) Сейчас Алексею Леонову исполнилось 80 лет. (Слайд 13) У каждого народа есть люди, которые прославили свою страну, свою Родину, и мы гордимся тем, что в нашей стране России есть такие замечательные люди, как Гагарин и Леонов, и еще много других космонавтов, которыми мы тоже очень гордимся.

Воспитатель: Какими качествами, по вашему мнению, должен обладать космонавт? (смекалкой, хорошей физической подготовкой, взаимопомощь)

Как вы думаете, что увидел Алексей Леонов, когда был в открытом космосе? (звезды, кометы, планеты, метеориты и.т.п.) А вы хотите побывать в космосе? (да) Давайте отправимся в путешествие на моем «мечталете» в космос. Но сначала, как настоящие космонавты, проведем с вами небольшую космическую тренировку. (Физкультминутка «Зарядка космонавта»)

Не зевай по сторонам,

Ты сегодня космонавт!

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким.

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем,

А потом наоборот –

Влево, вправо поворот.

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Плечи выше, руки шире.

Опускаем руки вниз

И в ракету ты садись!

(под слова педагога дети выполняют необходимые движения)

Молодцы! Вы настоящие космонавты. Проходите в ракету.

Чтоб отправиться в полет

проведем обратный счет.

10, 9,8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1 пуск (видео взлета ракеты, видео про планеты)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось путешествовать по космосу? (да) Как звали космонавта, который вышел в открытый космос? (Алексей Архипович Леонов) А вы хотите полетать как он в открытом космосе? (да) (дети встают в ракете и повторяют движения за воспитателем)

Внимание! Одеваем скафандр. Берём одну штанину, одеваем. Вторую – одеваем. Проталкиваем руки в один рукав, в другой. Берём шлем- надеваем на голову. Космонавты готовы! Экипажи могут покинуть корабль, выйти в открытый космос.

Ритмопластика «Невесомость». (видео «Наша вселенная», космическая музыка, выключить свет и включить светильник «Звездное небо»))

А вы знаете почему в нашей солнечной системе все планеты вращаются вокруг солнца? Давайте пройдем в нашу космическую лабораторию и проведем один опыт.

Опыт «Солнечная система».

Цель: объяснить детям почему все планеты вращаются вокруг солнца.

Оборудование: Воздушный шар (желтого цвета) на палочке, на который по окружности прикрепленны 9 шариков на ниточке.

Это наше солнце, а 9 шариков – это планеты. Вращаем шар, все планеты летят по кругу. Если его остановить, то и планеты остановятся. Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему? (рассуждения детей)

Вывод: Солнцу помогает вечное движение, если солнце не будет двигаться вся система развалится.

Воспитатель: Молодцы! Наше путешествие подошло к концу. Садитесь в ракету. Сейчас начнется спуск на землю.

Один, два, три, четыре, пять, мы летим к земле опять. (дети выходят из ракеты)

Прилетев на землю все космонавты докладывают командиру полетов о проделанной работе.

1.Интересно ли вам было летать на мечталете?

2. Что нового вы сегодня узнали?

3. Мимо каких планет мы сегодня с вами пролетали?

4. Что вы узнали о планетах нашей солнечной системы?

Воспитатель: Какие вы молодцы! Вы теперь настоящие космонавты! Все настоящие космонавты передают свой накопленный опыт следующему поколению. Я хочу вам предложить сделать макет солнечной системы.

(Дети подходят к столу, где лежит цветная бумага, сменяют ее в комочки и приклеивают на уже готовый макет солнечной системы)

Рефлексия: Ребята, посмотрите какая красивая солнечная система у нас получилась, но на ней не хватает звезд. У меня есть звезды разных цветов ярко желтые и белые. Желтая звездочка означает, что вам наше космическое путешествие очень понравилось, а белая звездочка означает, что наше космическое путешествие вам не очень понравилось, или у вас возникли какие-то трудности. Я предлагаю вам сейчас выбрать звездочку, которая вам подходит и приклеить ее на наш макет солнечной системы.

Вы все просто замечательно поработали! Мне с вами было очень интересно! Вот и закончилось наше путешествие. А давайте вы дома со своими родителями найдете новую информацию про наших космонавтов и нам потом расскажете.

Спасибо всем за работу. До свидания! До новых встреч! (дети под музыку группы «Барбарики» «Разукрасим все планеты» уходят).

Цели:

образовательные :

Закреплять знания о последовательности дней недели;

Продолжать учить детей решать примеры, складывать и вычитать в пределах 10;

Закреплять название геометрических фигур;

Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги;

Формировать навык самоконтроля

развивающие:

Развивать внимание, сосредоточенность, память;

Развивать логическое мышление

Развивать творческие способности

воспитательные:

Воспитывать культуру поведения на занятии;

Воспитывать целеустремленность, устойчивый интерес к знаниям.

Демонстрационный материал: карточки с заданиями,

Фонограмма взлета ракеты, космической музыки;

Презентация к занятию

Раздаточный материал: карточки с заданиями, простой карандаш, геометрические фигуры.

Предварительная работа: занимательные игры, чтение стихотворений.

Методы и приемы: сюрпризный момент, игровые приемы, уточнения, опросы.

Активизация словаря: солнечная система, планеты: Меркурий, Марс, Венера, Земля, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон.

Предварительная работа: беседа с детьми о празднике “День космонавтики”, рисование “Пришельцы из космоса”, аппликация “Наш космодром”.

Ход занятия

1. Организационный момент.

– Мендвт, куукд.

– Ребята, к нам на занятие пришли гости. Поздоровайтесь с гостями. А теперь садитесь за столы. Вы хотите полететь в космос?

Дети : Да.

Во время космического полета вы узнаете много интересного о космосе, вспомните названия планет Солнечной системы, покажете как вы умеете рассуждать и выполнять различные задания.

А сейчас устный счет по –калмыцки (прямой и обратный).

№1. Соедини точки по порядку.

Возьмите лист с номером 1, соедините точки по порядку, начиная с цифры 1, и у вас получится модель летательного аппарата.

– Что у вас получилось? Правильно - ракета.

Я - командир корабля “Дружба”, вы – мой экипаж.

Сядьте прямо, пристегните ремни. Даю 10-минутную готовность. Ставим пальчик на зеленую кнопку.

Начинаем обратный отсчет: 10, 9,8,7,...2,1. Пуск.

Вот мы взлетаем и летим в открытый космос.

2. Назовите дни недели по порядку.Какой сегодня день недели, если вчера был вторнпк? Да, сегодня среда, 9 апреля. Как называется наша планета? Как называют жителей Земли? Кто был первым космонавтом Земли?

Недавно наша страна отметила 90-летие Ю.А.Г

Это был храбрый и мужественный человек- не побоялся полететь в космос, в котором до него не бывал. А сейчас космонавтов много. Они работают на космической станции в космосе.

Какие вы знаете планеты Солнечной системы?

По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием.... (Плутон).

Сейчас мы увеличиваем скорость и пролетаем мимо Марса.

Каким по счету от Солнца является планета Марс?

Марс – четвертая планета Солнечной системы. Она вдвое меньше Земли. Посмотрите на эту планету, она отличается от других планет красноватым свечением, поэтому ее часто называют красной планетой. Как можно назвать жителей Марса?

Посмотрите направо, налево. Что вы видите? (на воображение детей) – комету, метеориты, звезды.

Звезды - раскаленные газовые шары. Ближайшая к нам звезда - это Солнце. Все звезды разного цвета. Цвет звезды зависит от температуры на ее поверхности. Красные - самые холодные, а белые (или даже голубые!) - самые горячие.. По цвету звезды можно определить и ее возраст. Молодые звезды – самые горячие. Они светят белым и голубым светом. Старые, остывающие звезды, излучают красный свет. А желтым светом светятся звезды среднего возраста

№2. Представь, что ты звездочка в этом большом космосе. Что ты будешь делать, если увидишь космический корабль?

№3. Задача.

Посмотрите вперед. По ходу корабля мы видим 2 желтые и 3 красные звезды. Сколько всего звезд

мы видим по курсу корабля?.

Мы попали под полосу метеоритов. Положите руки на плечи, наклонитесь влево, вправо. Еще раз –влево, вправо. Молодцы! Вот и выбрались из полосы метеоритов.

Сейчас мы пролетаем мимо Юпитера. Это –пятая планета от Солнца. Юпитер - самая большая планета Солнечной системы. Мы довольно далеко от Земли.

Когда человек находится далеко от дома, ему вспоминаются родные места. Давайте уточним как называется наша страна? Наша республика?

Сейчас весна. - как весна по-калмыцки?

Мини дурта цаг

Эвр сээхн зург.

Закройте глаза и представьте такую картину. Играет музыка.

Хорошо в степи весной
Травы светятся росой.
Пахнет мятой ветерок
Пахнет медом тонконог.
Вышли суслики из норок
Дружно встали на пригорок.
Очень нравится им как
Пахнут клевер и типчак.

Вот по степи идет верблюд. Сколько ног у одного верблюда? Сколько ног у двух верблюдов?)

А вот зайчики и ежи. Задача про зайцев и ежей.

А вот мальчики играют в калмыцкую национальную игры - альчики.- шаhа наадлhн.

Из мешочка вынули для игры 4 альчика для 2 мальчиков. Сколько альчиков нужно вытащить из мешочка ещё для одного мальчика? Сколько всего альчиков у 3-х мальчиков?

С неба звездочка упала,
В гости к детям забежала.
Две кричат во след за ней:
“Не за будь своих друзей!”
Сколько ярких звезд пропало,
С неба звездного упало?

Было у Максима с Ксюшей
Три больших шара воздушных,
А потом им дядя Клим
Подарил еще один.
Вышло по два на двоих.
Сколько шариков у них?

Физминутка

Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Здесь ленивым места нет!

Посмотрите в иллюминатор - мы приближаемся к планете Сатурн.

Сатурн непременно узнаешь в лицо –
Его окружает большое кольцо.
А кольцо это из снега и льда.

№5. Логическая задача. На что это похоже?

Работа с карточками.

Сколько здесь фигур(№2)

Дорисуй картинку(№3)

Уран, Нептун, Плутон –
Здесь холодные миры.
Света нет и нет жары.
Вечная зима и ночь...

Поэтому мы ложимся на обратный курс и возвращаемся домой.Мы приближаемся к земле и видим космодром.

8. Работа с геометрическим материалом. (№4)

Цель: совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, знать геометрические фигуры и цвета.

Представьте, что этот лист бумаги- космодром, откуда космические ракеты улетают в космос и возвращаются назад.

В правом верхнем углу космодрома стоит на старте ракета - круг.

В нижнем правом углу космодрома стоит на старте ракета - овал.

– В верхнем левом углу космодрома приземлился корабль марсиан в виде треугольника.

– В нижнем левом углу космодрома приземлился корабль с Луны в виде квадрата.

– В середине космодрома находится межпланетная станция в виде прямоугольника.

9. Д/и “Истинное и ложное высказывание”

– Наш садик называется “Солнышко”, а группа – “Василек” (ложное)

– У нас в группе есть девочки и мальчики (истинное)

– Все люди живут на Марсе (ложное)

– Голубая звезда- самая горячая (истинное)

– В этом году все дети детского сада идут в школу (ложное)

Ребята, мы вернулись домой. Отключите двигатели - нажимаем на красную кнопку.

III. Итог занятия.

– Какое мы совершили путешествие?

– О чем вы узнали?

Самооценка.

– Ребята, попробуйте оценить свою работу. Если вам было интересно на занятии, у вас все получалось, то поднимите “солнышко”. Если при выполнении заданий вы затруднялись, поднимите “тучку”.

Молодцы! Всем спасибо! В шкафчиках вас ждут призы. Сэн бээтн.

Конспект интегрированного занятия в старшей группе

«Путешествие по Космосу».

Подготовил воспитатель:

Тиунова Татьяна Николаевна

Задачи:

1. Уточнить и расширять представления детей о космосе, планетах, Солнечной системе , Дне Космонавтики. Вызвать познавательный интерес к космосу.

2. Развивать фантазию, воображение, желание передавать свои впечатления, умение самостоятельно использовать навыки рисования в различных техниках (сочетание акварели и восковых мелков, акварель + соль, выдувание, тычкование, примакивание); мелкую моторику; умение ориентироваться на листе бумаги.

3. Воспитывать умение работать коллективно.

Материал: иллюстрации с изображением Вселенной, звезд, планет, космическая музыка, глобус, презентация по теме «В Космосе», листы голубого цвета, фишки.

Материал для рисования : акварель или гуашь, палочки для тычкования, соль, баночки с водой, кисти, трубочки для выдувания, салфетки, ватман, подставки под кисти.

Предварительная работа: просмотр слайдов, презентаций по теме «Космос», чтение познавательных рассказов изэнциклопедии дошкольника и «Я познаю мир», продуктивная деятельность: рисование планеты Земля в технике «тычкование», лепка ракеты в технике «пластилинография», беседы о космосе, о солнечной системе, о планетах, чтение стихотворений, рассматривание иллюстраций, знакомство с нетрадиционными техниками рисования.

Словарная работа: космос, планеты (Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон), солнечная система, космодром, скафандр.

Ход занятия:

Звучит космическая музыка. Педагог предлагает прослушать музыкальную композицию и представить, в какое далекое путешествие приглашает нас эта музыка (космическое путешествие).

Почему вы так думаете? (Музыка загадочная, таинственная, необычная, как и космос).

Рассказ воспитателя: В древности, когда наши предки жили еще в пещерах, они каждую ночь смотрели в небо и удивлялись: над их головами в бездонной вышине сверкали бесчисленные точки. Они исчезали к утру, чтобы появиться следующей ночью. И там, где днем сверкал огромный диск Солнца, ночью, разгоняя тьму, сияла Луна, которая периодически меняла свою форму. Почему это происходит, наши предки не понимали, и объяснить не могли. Но прошли тысячелетия и на многие вопросы люди нашли ответы.

- Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам отправиться в необычное путешествие за пределы нашей планеты в далёкий и необъятный космос. Во время путешествия вы будете выполнить задания. Помогут нам перенестись на космический корабль волшебные слова (Дети кружатся по комнате и говорят волшебные слова ).

Если очень постараться, если очень захотеть,

Можно на небо подняться и до Солнца долететь

Воспитатель: Ребята, мы очутились на космическом корабле. Хотите отправиться в путешествие? Ну, тогда занимайте свои места. Внимание! Приготовьтесь к запуску космического корабля. Считаем обратно от десяти (10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1). Пуск! Наш корабль поднимается высоко вверх. Будьте внимательны! Ведем наблюдение за космическими объектами в иллюминатор. Задание №1 висит на звездочке.

Воспитатель: Первое задание, которое вам предстоит выполнить – нужно вспомнить все, что вы знаете о космосе.

Беседа для уточнения представлений детей по теме.

Презентация «В Космосе» (слайд №1)

Вопросы к детям:

1. Как называется наша планета?

Ответ детей: Земля (слайд №2).

2. Как называется модель Земли, уменьшенная во много раз?

Ответ детей. Показать глобус.

3. У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски…

Ответ детей: космонавт (слайд №3)

4. Назовите первого космонавта, полетевшего в космос?

Ответ детей: Юрий Алексеевич Гагарин (слайд №4).

Дополнительный вопрос: Когда празднуется День Космонавтики? (12 апреля).

5. Как называется специальная одежда для полетов в космос?

Ответ детей: Скафандр (слайд №5).

6. Астроном - он звездочет,

Знает все наперечет!

Только лучше звезд видна

В небе полная …

Ответ детей: Луна (слайд №6)

7. Откуда стартуют космические корабли?

Ответ детей: космодром (слайд №7)

8. Свет быстрее всех летает,

Километры не считает.

Дарит Солнце жизнь планетам,

Нам - тепло, хвосты - …

Ответ детей: кометам (слайд №8).

9. Сколько известных людям планет вращается вокруг солнца? (слайд №9).

Ответ детей: 9 - Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон

Воспитатель: поздравляю вас с пройденным испытанием.

Воспитатель: Сделайте глубокий вдох, выдох, успокойте свое дыхание. Ну, вот вы и готовы выполнить следующее задание, вам нужно переместиться во второй отсек нашего корабля.

Задание 2 на звездочке: у всех детей листы голубого цвета - это космическая орбита.

Воспитатель: Внимание! В левом верхнем углу Мы видим солнце, обозначьте его желтым цветом (кружок). В нижнем левом углу находится планета Земля – голубой круг. В правом верхнем углу, мы видим полярную звезду – белый круг; в правом нижнем углу я вижу планету Марс, обозначьте его красным кружком.

Проверка задания.

Где находится:

    Земля (в нижнем левом углу)

    Солнце (в верхнем левом углу)

    Полярная звезда (в правом верхнем углу)

    Марс (в правом нижнем углу)

Воспитатель: молодцы, с заданием все справились. Дежурны е убирают математику.

Физ минутка «Космонавт» (1 мин)


Раз-два, стоит ракета. (дети поднимают руки вверх)

Три-четыре, скоро взлет. (разводят руки в стороны)

Чтобы долететь до солнца (круг руками)

Космонавтам нужен год. (берется руками за щеки, качает головой)

Но дорогой нам не страшно (руки в стороны, наклоны корпусом вправо-влево)

Каждый ведь из нас атлет (сгибают руки в локтях)

Пролетая над землею (разводят руки в стороны)

Ей передадим привет. (поднимают руки вверх и машут)

Воспитатель : Вот мы с вами немного попутешествовали по Космосу и я предлагаю вам раскрасить Солнечную систему. Чтобы узнать, кто какую планету будет рисовать, вам нужно отгадать загадки.

Загадки «Солнечная система»

1. На этой планете такая жара,

Что там оказаться опасно, друзья.

Какая у нас самая жаркая планета? (Мерку­рий)

3. А эта планета нам всем дорога.

Нам жизнь подарила планета...(все: Земля)

2,4. К планете Земля две планеты близки.

Дружок, имена их скорей назови. (Венера и Марс)

5. А эта планета гордится собой.

Поскольку считается, самой большой.

Что это за планета? (Юпитер).

6. Планета кольцами окружена,

И этим от всех отличилась она. (Сатурн)

7. А что за планета

зеленого цвета? (Уран).

8. Царь морской названье той планете дал.

Он именем своим ее назвал. (Нептун)

9. А эту планету холод страшный сковал,

Теплом ее солнечный луч не достал.

Что эта за планета? (Плутон).

Беседа о предстоящей работе

Воспитатель: вам необходимо выбрать материал для различных техник рисования, а это значит, что и рисунки у вас должны получиться самые разнообразные.

Лиза, Саша, Святогор… какую технику рисования вы выбрали. Подумайте, какой материал вам понадобится? Дети организуют рабочее место.

Пальчиковая гимнастика «Планеты».

По порядку все планеты
Назовёт любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.

Самостоятельная работа . Во время рисования звучит спокойная, тихая музыка. После того как все ребята приступили к работе воспитатель определяет, кто в данный момент нуждается в помощи, кто затрудняется начать работу. С этими детьми воспитатель выясняет этапы работы. Проводится индивидуальная работа.

Звучит музыка во время рисования.

Итог : Ребята, посмотрите, наш белый лист превратилась в огромный космос.

Вы настоящие художники, и вам удалось передать красоту космического пространства.

Куда мы совершали путешествие?

Что запомнилось больше всего?

Какие планеты вы рисовали?

Какую технику выбрали?

Все сегодня молодцы.

Настало время вернуться в детский сад. Дети произносят волшебные слова.

Кто старался назвать.

Дежурные убирают принадлежности.

error: Content is protected !!