Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы. методическая разработка (младшая группа) на тему. Уголок развития речи в первой младшей группе Речевой уголок во 2 младшей

Одно из важнейших условий успешного воспитания и обучения детей является развивающая среда (предметно-пространственная) в группе и на участке детского сада. Для того, чтобы узнать, какой должна быть предметно-пространственная среда во 2 младшей группе, какие игрушки, дидактический материал, зоны (уголки) вам необходимы, можно обратиться к следующим документам:

  1. СанПиН 2.1.3.2630-10, где вы найдете санитарные требования к размещению оборудования.
  2. ФГОС ДО, требования к охране жизни воспитанников, принципы построения ПРС, комплексное оснащение воспитательно-образовательного процесса, учет ЗБР.
  3. Программа, по которой работает ваше дошкольное учреждение.

Предметно-пространственная среда во 2 младшей группе с учётом ФГОС

Настольная игра «Залатай коврик»

Игру «Залатай коврик» изготовить очень просто. На листы цветной бумаги наклеить белые геометрические фигуры и пропустить через ламинатор (когда-то мы просто заклеивали картон скотчем), проделать с помощью дырокола отверстия и сделать бахрому, отдельно вырезать геометрические фигуры того же цвета.


Дети с удовольствием латают коврики.
Коврограф — незаменимая вещь для второй младшей группы. Помимо театра, на нем можно разместить любое пособие. В нашем случае это геометрические фигуры и разноцветные капельки (можно работать индивидуально).

А вот современный вариант игры «Собери цветок». Если разобрать цветок, то из вязанных кругов можно собрать гусеницу, неваляшку и т.д.

Сенсорное панно «Подводный мир»

Так же в сенсорной зоне мы оборудовали панно «Подводный мир», используя который можно развивать мелкую моторику руки разными способами. Панно прикреплено к задней стенке полки, которая отгораживает учебную зону от игровой. Для фона мы использовали обычную занавеску для душа с морским рисунком, а можно было найти клеенку, самоклеящуюся пленку или просто нарисовать и покрыть лаком.

Для создания подводного мира использовались разные материалы: рыб мы изготовили из наждачной бумаги, губки для мытья посуды, вязанные рыбы и морские звезды с бусинами смотрятся отлично. Водоросли изготовлены из кусочков фетра, к которым пришиты ленточки для завязывания, камушки — простые ватные диски. Множество тактильных ощущений, не так ли?

Интересный подводный житель — осьминог. Для его изготовления нужны лишь разные ленточки и картон. Попробуйте сделать отличное пособие для детей.


В уголке математики малышей встречают кубик, конус и цилиндр. Кстати, в ещё должны быть пособия типа «Много, один, ни одного», раздаточный материал, различные матрёшки, кубы-вкладыши и т.д.

В зоне активной речи вы найдете тренажеры для дыхания, картотеки по лексическим темам, минибиблиотеку и игры, расширяющие кругозор детей, например «Кто что ест?»


В природной зоне есть все необходимое для экспериментирования, ухода за растениями и наблюдениями за природой.

Макет «Бабушкино подворье» позволяет расширить знания детей об особенностях и пользе домашних животных.

Наш детский сад в работе пользуется программой поликультурного образования, в соответствии с которой во 2 младшей группе мы знакомим детей с народной игрушкой. Поэтому мы собрали мини музей деревянной игрушки и оформили его так:


Надеюсь, у вас уже родилась идея! Отлично!

Остапова Галина Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с 67
Населённый пункт: город Киселевск, Кемеровская область
Наименование материала: Статья из опыта работы.
Тема: ""Организация предметно- развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ"".
Дата публикации: 14.11.2016
Раздел: дошкольное образование

Организация предметно-развивающей речевой среды в младшей группе по ФГОС ДОУ. Важная составляющая в развитии речи младших дошкольников - это создание предметно-развивающей речевой среды. В своей группе строим предметно- пространственную среду в соответствии с ФГОС. Одним из условий полноценного речевого развития является грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Среда должна быть: 1. Содержательно-насыщенной. 2. Трансформируемой. 3. Полифункциональной 4. Вариативной. 5. Доступной. 6. Безопасной. В 1-й младшей группе должны быть яркие игрушки разных размеров, предметные картинки с доступным для детей сюжетом,книги для чтения и рассматривания. Во 2-й младшей группе можно уже выделить отдельную зону с играми и материалами по развитию речи. Это наборы сюжетных картинок, предметные картинки, дидактические игры, игрушки для развития мелкой моторики, художественная литература, различные виды театра. Театр - это один из любимых видов деятельности детей. Наши дети умеют драматизировать сказки: “Теремок”, “Курочка Ряба”,’Репка” и др. Широко используем театр кукол бибабо,пальчиковый театр и театр на фланели. Театральная деятельность способствует развитию интонационной выразительности
речи, вызывает положительные эмоции, интерес к перевоплощению. В музыкальном уголке собраны различные музыкальные инструменты,помогающие развивать музыкальный слух детей. Используем их в дидактических играх “Послушаем, что слышно”, “Угадай, что звучит”, “Громче-тише постучи”.
Дети охотно играют на музыкальных инструментах и в подвижные игры с их использованием, например, “Жмурка с колокольчиком”, “Веселый бубен”. В группе создан центр сенсорного развития, который способствует развитию мелкой моторики,тактильных ощущений,зрительного восприятия,слуховых анализаторов, обоняния и развития всех психических процессов. Здесь собраны крупные мозаики,
пазлы, пирамидки, игрушки-вкладыши, шнуровки, трафареты и др. В группе оформлен книжный уголок. Разнообразные художественные произведения оказывают большое влияние на развитие речи детей. Знакомим детей со сказками, рассказами, беседуем о прочитанном, учим стихотворения. Дети самостоятельно
рассматривают иллюстрации в книгах. Для развития правильного физиологического дыхания используем такие игрушки и тренажеры, как: вертушки, дудочки, надувные шарики,султанчики, бабочки, снежинки, листочки на ниточках, мыльные пузыри. Немаловажную роль в речевом развитии имеет взаимодействие с музыкальным работником на музыкальных занятиях. Танцы, игры с пением, музыкальные упражнения, развивают у детей внимание к речи, т.к. они должны выполнять те или иные действия, движения в соответствии с инструкцией взрослого. Разучивание и пение песенок развивает речь, а игра на музыкальных инструментах - слуховое
восприятие детей. На занятиях по физкультуре, при подборе подвижных игр,физкультурный работник учитывает тему,которую дети изучают в данный момент. Например: тема “Транспорт” - подвижные игры “Воробушки и автомобиль”, “Самолеты”, “Поезд”; тема ”Весна” - “Птички в гнездышках”, “Солнышко и дождик”; тема “Домашние птицы”,значит игры
“Наседка и цыплята”, “Петушок” и т.д. Значительным фактором в развитии речевой среды является работа с родителями. Для них предлагается следующая развивающая зона - приёмная, целью которой является создание единого общества педагогов и родителей.
Она включает в себя: 1. Информационные стенды с рекомендациями педагогов, консультациями, памятками. 2. Папки-раскладушки с рекомендациями по организации режима, досуга детей, материалы для игр и домашних заданий. Для больших возможностей развития речи малышей нами была создана картотека физминуток, мирилок, стихов, чистоговорок, пальчиковых игр, которые мы активно применяемых в динамических паузах, на занятиях, в утреннее время, перед
обедом, полдником и др. режимных моментах - умывании, одевании, подготовке ко сну. Богатые возможности для развития речи имеют сюжетные картинки и настольно- печатные игры. Они позволяют учить детей правильно называть, изображенные предметы, группировать предметы по форме, размеру, назначению.
Для своевременного развития речи надо как можно раньше приучать детей к совместной игре. Игровой центр позволяет создавать условия для творческой деятельности детей, развития фантазии, формирования игровых умений, реализации игровых замыслов, воспитания дружеских взаимоотношений, в которых происходит их непосредственное речевое общение. Игровые уголки оснащены атрибутами для сюжетно-ролевых игр с учётом возрастных особенностей детей.. В заключение хочу сказать, что построение предметной среды - это внешнее условие педагогического процесса, позволяющее организовать самостоятельную деятельность ребёнка и должна выполнять образовательную, воспитывающую, организационную, коммуникативную функции.

Основные элементы речевого развития дошкольников на примере второй младшей группы.

Развитие ребенка в современном российском образовании занимает важнейшее место, так как дает возможность сделать процесс обучения и воспитания более эффективным.

Наиболее остро стоит задача развития речи детей. Педагоги должны приложить немало усилий для того, чтобы на этапе завершения своей дошкольной жизни ребенок умел хорошо владеть устной речью, был способен выражать с помощью нее свои мысли, желания, чувства; выделял в словах звуки, являлся активным участником речевого взаимодействия, умел построить диалог и имел потенциал для речевого творчества. От достигнутого уровня овладения связной речью зависит успешность обучения ребенка в школе, его умение общаться с людьми и общее интеллектуальное развитие. Принимая разные формы, развитие речи и речевое общение присутствуют во всех видах детской деятельности. Помимо речевого общения определяющим фактором речевого развития является развивающая среда.

Развитие речи ребенка включает в себя несколько неотделимых друг от друга элементов. Во - первых, это речь воспитателя, она является основным источником речевого развития детей в детском саду. Воспитатель должен следить за своей речью на протяжении всего дня, так как является примером для воспитанников. Его речь должна быть грамотной, он должен в совершенстве владеть теми речевыми навыками, которые передает детям(артикуляция, звукопроизношение, формирование лексических и грамматических навыков и т. д.)

Во-вторых, помимо обязательных систематических занятий по развитию речи с детьми должны проводиться различные беседы, игры и игровые упражнения, направленные на обогащение и активизацию речи ребенка. Они могут быть разными по продолжительности и по мере необходимости проходить как со всеми детьми, так и в индивидуальной форме. Примером такой игры может выступить известная познавательная игра-лото «Свойства предметов» (3-6 лет). Она учит малышей различать свойства предметов и находить предмет по описанию с помощью карточек с картинками.

Третьим важным элементом речевого развития детей является речевой уголок. Это специальное место, обособленное от игровых зон, предназначенное для индивидуальной и подгрупповой работе по развитию речи.

На примере второй младшей группы рассмотрим содержание речевого уголка в соответствии с требованиями современного ФГОС. Он включает в себя:

  1. Картотека артикуляционной гимнастики
  2. Картотека дыхательной гимнастики
  3. Картотека пальчиковой гимнастики
  4. Картотека речевых игр (для 3-4лет)
  5. Картотека «Забавные физкультминутки для дошколят»
  6. Картотека «Чистоговорки»
  7. Картотека «Запоминалки»
  8. Картотека сюжетно-ролевых игр
  9. Различные типы лото (например, «Съедобное - несъедобное», «Найди пару» и др.)
  10. Комплекты предметных картинок и открыток по основным лексическим темам «Грибы», «Дикие животные», «Домашние животные и птицы», «Насекомые», «Рыбы морские и пресноводные» и др.
  11. Наборы картинок для группировки, до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, транспорт, продукты питания, овощи, фрукты, цветы и т. д.
  12. Сюжетные картинки крупного формата социобытовой тематики: демонстрационный материал «Деревенский дворик»
  13. Пальчиковый театр, театр на рукавичках
  14. Книжный уголок (книги с твердыми листами и с обычной листовой структурой)

Красота формирует личность ребенка, поэтому при создании развивающей среды необходимо, чтобы окружающая детей обстановка была комфортной и эстетичной. В связи с этим необходимо уделять большое внимание внешнему виду речевого уголка. Он должен привлекать внимание детей и мотивировать их к самостоятельной деятельности, поддерживать порядок и формировать бережное отношение к игрушкам.

В заключение хочется сказать, что, только находясь в тесной взаимосвязи, все перечисленные элементы могут обеспечить решение задач, стоящих сегодня перед образовательной областью «Речевое развитие», и помочь ребенку использовать свою речь как средство общения и культуры.

Воспитатель МА ДОУ Центр-детский сад № 200 г. Краснодар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевое развитие в ДОУ во второй младшей группе по ФГОС, 2014 год

Моя минипрезентация затрагивает одну из пяти образовательных областей принятых на внедрение на период январь 2014- декабрь 2015 федеральных государственных образовательных стандартов, куда входит Соци...

Интегрированная НОД (познавательное, речевое и художественно-эстетическое развитие дошкольников) для детей второй младшей группы «Добрые дела» c учетом ФГОС

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно - исследовательская, восприятие художественной литературы.Цели: обобщить представление детей о доброте, формировать внимат...

Речевой уголок 2 младшей группы «Пчелка»

В нашей группе оформлен уголок по развитию речи, в соответствии с возрастом и интересом детей.

Уголок располагается рядом с театрально-музыкальным и книжным уголками, что прекрасно дополняют друг друга.

Главными героями уголка является «Волшебная змейка». «Веселый Петрушка»

В основу речевого уголка входит игровой и дидактический материал, направленный на развитие:

Артикуляционной моторики "Волшебная-змейка" , альбом "Веселый язычок" с картотекой артикуляционных упражнений предметные картинки-опоры, зеркала на подгруппу детей,)

В уголке, для развития правильного дыхания, мы создали дидактические игры: «Бабочка на цветочке», «Осенние листочки», а также есть «Ветрячки», «Мыльные пузыри»,

Для развития связной речи, мы используем мнемотаблиц и схемы - моделей: расскажи сказку, расскажи об овоще и фрукте, расскажи о животном, времена года. Наборы предметных и сюжетных картинок: «Мамы и детки», «Мебель», «Инструменты», Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Грибы», «Профессии», Времена года»; дидактические игры и пособия: «Профессии», «чей хвост?», «овощи и фрукты», «Животные и птицы», «паровозик для зверят», «парные картинки», «Лесное домино», «Сказочное домино», «Найди тень», «Кто что ест», «Расскажи сказку», а также книжкки-малышки и художественные произведения по программе, разрезные картинки,

Кубики-лото. Очень многофункциональная игра направлена на обогащение и закрепление словарного запаса. К ней прилагается пособие с загадками разных уровней сложности, скороговорки и многое другое.

Для развития моторики создана картотека пальчиковой гимнастик и, всем известна игра "Чудесный мешочек ", когда ребенку предлагается опустить руку в мешочек и достать определенный предмет. Целью этой игры была, в основном, развитие тактильных ощущений. Мы решили немного разнообразить эту игру и вместо простого мешка сделали «Веселого Петрушку» В рукава петрушки нужно просунуть руку и найти предлагаемый предмет, найти две одинаковые игрушки, просто накормить петрушку только фруктами или только овощами, найти предмет определенной геометрической фигуры, достать предмет и описать его, достать персонаж из сказки и определить откуда он, описать его характер, угадай предмет, которого не стало и т. Д.

Игры с прищепками, животные-бродилки для пальчиков и моталочки "мышки".

Игры и пособия по автоматизации звуков: альбом по автоматизации звуков, чистоговорки, скороговорки, стихи и потешки, разные виды театра: пальчиковый, настольный, театральные маски.

Материал по звукоподражанию: «Звуковые диски», «Шумовые инструменты», детские музыкальные инструменты, дид.игра «Чей голос?»

Активно используем в речевом уголке предметы театрального и музыкального уголка, так как драматизация способствует развитию связной речи.

Спасибо за внимание!

Содержание речевого уголка в младших группах дошкольного образовательного учреждения

В дошкольных образовательных учреждениях проводится большая работа по развитию и коррекции речи детей. Однако до последнего времени деятельность воспитателей массовых детских садов по традиционным методикам не давала желаемого результата. Многие из них разработаны исходя из речевой нормы (в то время как количество детей с различными речевыми отклонениями и патологией увеличивается год от года), в них учитываются возрастные особенности развития речи и не принимаются во внимание индивидуальные проявления и дефекты речевого развития каждого ребенка.

В вопросах профилактики речевых нарушений помогает работа с дошкольниками в речевом уголке. Он представляет собой специально оборудованное пространство для игр поодиночке или небольшими группами.

В речевом уголке подбирается необходимый материал для работы с детьми данного возраста в определенный период времени, помогающий воспитателю в коррекционной работе.

В его оборудование входят стеллажи, расположенные на разном уровне, зеркало, игровой, дидактический и наглядный материал. С их помощью педагоги создают условия для коррекции отклонений в развитии детей, стимуляции речевой деятельности и речевого общения. При подборе дидактического материала необходимо учитывать:

Наполняемость уголка;

Разнообразие материала;

Соответствие возрасту;

Доступность;

Системность;

Эстетика оформления;

Ведущая игрушка («хозяйка» коррекционного уголка).

Игры должны быть подобраны в порядке нарастающей сложности, направлены на развитие (коррекцию) речи и внеречевых психических процессов и функций, составляющих психологическую базу речи. Игровой и дидактический материал заменяется или пополняется в коррекционном уголке еженедельно, в зависимости от лексической темы. Одновременно там находится материал по двум темам: закрепляемой и изучаемой.

1-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам.

2.Каталог игр:

г) пальчиковой гимнастике.

6. Предметные картинки.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением явлений природы;

в) основными частями транспорта (кабина, руль, окна, двери, колеса);

г) изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов (красный т.д., чистый - грязный, сладкий - горький, большой - маленький т.д.);

2-я младшая группа

1. Картинки по лексическим темам (альбомы).

2. Каталог игр:

а) по звуковой культуре речи;

б) упражнений артикуляционной гимнастики;

в) упражнений дыхательной гимнастики;

г) пальчиковой гимнастике.

3. Художественные произведения по программе и др.

4. Словесные дидактические игры.

5. Чистоговорки, стихи, потешки, поговорки, приговорки.

6. Предметные и сюжетные картинки для составления описательных рассказов.

7. Различные виды театров.

8. Картинки:

а) с изображением характерных особенностей времен года;

б) предметами домашнего обихода;

в) деталями предметов;

г) с изображением труда взрослых (повар готовит, няня убирает, мама шьет);

д) с изображением размера, цвета, качества предметов;

е) с изображением действий (ложится спать, садится, одевается, гуляет, подметает, моет, гладит т.д.).

error: Content is protected !!