Как называют каждый день масляной недели. Празднование масленицы по дням недели. Праздничный интерьер на Масленицу

Когда-то праздник Масленицы был связан с днем весеннего равноденствия и имел языческие корни. Христиане, чтобы не отменять этот праздник вовсе, придали ему иной смысл: сейчас это неделя празднования перед Великим постом. В православии эта неделя называется Сырной. Как и у Пасхи, единой даты у Масленицы нет.

Хотя это не просто праздник, а целый ритуал: ведь люди гуляют целую неделю, соблюдая некоторые традиции. Однако, смысл остается единым — прощание с зимой и встреча весны.

Безусловно, главным атрибутом Масленицы являются блины. Рецепты блинов передаются из поколений в поколения. И у каждой семьи свои особенные рецепты. Это блюдо символизирует солнце, съедая который, (по народному поверию) мы получаем кусочек солнечной энергии.

Как назывались дни масленичной недели

Дни масленичной недели имеют свое «народное» значение. Так в понедельник русские хозяйки обычно достают рецепты блинов, а первый испеченный блин отдают стаждущим. Также в понедельник накрывается стол и готовятся угощения.

Вторник был праздником молодежи, которая встречала весну и провожала зиму катаниями на горках.

Среда именовалась «лакомки», когда теща угощала пришедшего в гости зятя самыми вкусными румяными блинами.

Четверг был поистине самым «праздничным» — гуляния разворачивались на всю мощь: кулачные бои, катания на лошадях, качели и балаганы.

В пятницу теща отвечала визитом зятю, а в субботу семью навещали родственники мужа. В свою очередь, жена старалась удивить гостей разнообразными блинами.

Воскресенье называется «прощенным». В этот день принято просить прощение у всех и готовится к Великому посту. В этот день сжигали чучело, символизирующее долгую зиму, и таким было прощание с ней.

В сегодняшние дни, конечно, мало кто празднует Масленицу всю неделю — в основном, праздник приходится на последнее воскресенье. Но это не означает, что гуляние не должно быть пышнее и «вкуснее». Также на Масленицу готовятся самые разные блины со всевозможными начинками.

История праздника Масленицы для детей

Самый последний праздник зимы — это так любимая детьми и взрослыми Масленица. Целую неделю, которую еще называют сырной, сыропутной или масленой, празднуют окончание зимы и приход долгожданной весны. Этот праздник пришел к нам из глубины веков. Когда-то, еще до принятия христианства в 988 г., наши предки- язычники обожествляли природу и считали, что она живая и населена добрыми и злыми силами. Поэтому перед различными важными для людей событиями было принято обращаться к силам природы, задабривая их. Конец зимы и начало весны — события, безусловно, особые, потому что от того, какой будет весна, ранней или поздней, теплой или холодной, зависел будущий урожай. Поэтому встретить весну нужно было непременно по-особому. Этому событию и посвящается празднование Масленицы. Это в общем-то праздник языческий, но, поскольку в нем олицетворяется борьба добра со злом, официальная церковь не возражала против его празднования, тем более что отмечается он перед Великим постом, который является серьезным испытанием для людей, и им надо морально к нему подготовиться. Проходит этот праздник в период от 3 февраля до 14 марта и отмечается широко, раздольно, с затеями и забавами.

Смена времен года происходит по воле богов, которых нужно задобрить, как считали язычники. Хочешь, чтобы поскорее пришла весна, покажи, как ты ждешь ее. С давних времен люди были уверены, что весна — начало новой жизни, а Солнце — существо, дающее жизнь и силы всему живому. Призывая Солнце, люди пекли пресные круглые лепешки золотистого цвета, а позже стали печь блины. Древние славяне верили, что, съедая круглый, румяный блин, похожий на солнце, они съедают частичку его тепла и могущества и приближают весну. Позже, когда на Руси приняли христианство, по православным традициям перед Великим постом запрещалось есть мясо, а молочные продукты еще можно, поэтому пекли блины, обильно смазывая их маслом, заливая сметаной и заедая сыром. С тех пор так и повелось, что на Масленицу самое главное блюдо — блины.

Масленицей называют чучело из соломы, наряженное в женскую одежду, с блинами или сковородой в руках. Блины специально сильно смазывают маслом, умасливают, вот от этих масленых кружочков и родилось название праздника и персонажа. Чучело Масленицы становилось главным героем всей масленой недели: вначале его величали, развлекали, чествовали, а в конце недели — сжигали на костре, прогоняя тем самым последние морозы и зиму.

На Масленицу по улицам с песнями, шутками и прибаутками гуляли ряженые, скоморохи, устраивался своеобразный карнавал. Считалось, чем больше смеешься, чем больше съедаешь блинов, тем сытней и счастливей будет год. На этой неделе в деревнях нужно было все делать шиворот-навыворот: мужчины переодевались в женскую одежду, женщины — в мужскую. Наряжали даже лошадей. Потом ряженые на этих санях катались по улицам, распевая веселые песни под музыку рожков, балалаек и свистулек.

На этой неделе все веселились от души, развлечения были на любой вкус. На ярмарочных площадях строили карусели и качели, показывали свои представления кукольники и скоморохи. В силе и ловкости соревновались все желающие от мала до велика. На верхушку высокого гладкого столба привязывали приз (новые сапоги, мешок с конфетами или орехами), и самый ловкий должен был взобраться наверх, чтобы отвязать приз. Силачи соревновались в кулачном бою.

И взрослые, и дети катались с высоких ледяных горок на санках, лыжах и коньках. Катание с гор было не просто забавой. С этим были связаны разнообразные приметы. Считалось, что у того, кто больше раз скатится с горы или кто дальше проедет, летом уродится больше льна. Существовала даже такая присказка: «Идем кататься на долгий лен». Однако самой распространенной забавой на Масленицу было строительство и штурм снежных городков. У художника В. И. Сурикова есть картина «Взятие снежного городка», на которой как раз и изображена такая забава. Городок строили и взрослые, и дети, и выглядел он как настоящий: были и ворота, в которые можно было проехать верхом, и башни, и теремки. И защищали его тоже по-настоящему. Команда, которая пыталась попасть в городок, штурмовала его несколько раз за игру, забрасывала снежками. А каждому защитнику снежной крепости выдавалась трещотка и метла, с их помощью пытались испугать лошадь и заставить ее повернуть. Игра заканчивалась только тогда, когда нападающие врывались в городок. Потом победители торжественно шли по селу с песнями, а после веселых игр на морозце можно было плотно перекусить — отведать блинчиков с пылу с жару с разными начинками, полакомиться медовыми пряниками, свежими калачами, орехами в сахаре, выпить сбитня (его готовили из меда, хрена, воды и дрожжей) или душистого чая из пузатого самовара.

У каждого дня Масленицы имеется свое название.

Понедельник — «Встреча», вторник — «Заигрыши», среда — «Лакомка», четверг — «Разгул», пятница — «Тещины вечерки», суббота — «Золовкины посиделки», воскресенье — «Прощеный день». Название каждого дня дает подсказку, что нужно делать в тот или иной день Масленицы.

Так, в понедельник необходимо начинать встречу праздника. Хозяйки приступали к выпечке блинов, дело это было ответственное, считалось настоящим таинством. Накануне вечером хозяйки втайне от домашних выходили готовить опару во двор при свете месяца, добавляя в тесто снег. При этом следовало произносить «волшебную» присказку: «Месяц, месяц, золотые рожки, загляни в окошко, подуй на опару».

В этот день, посещая родных, договаривались о том, кого звать в гости, когда идти в гости, когда устраивать катания на санях с гор. В этот день достраивались ледяные горки, устанавливались качели, карусели на площадях.

Во вторник начинались сами гуляния и игры. Этот день был посвящен молодым юношам и девушкам, которые собирались пожениться или недавно поженились. Этот день был прекрасным поводом познакомиться с будущим женихом или выбрать себе невесту. На «Заигрышах» с утра девицы и молодцы ходили в гости — покататься с горок, поесть блинов. Братья строили для своих сестер горки во дворах, куда приглашали молодых парней и девушек, чтобы под присмотром семьи молодые люди могли познакомиться поближе. Особое внимание в этот день обращали на молодоженов. Недавно поженившиеся пары выезжали на люди в расписных санях, они наряжались в лучшие костюмы и становились рядом на обеих сторонах дороги. Молодые люди должны были показать окружающим, как они любят друг друга (должны были целоваться и обниматься). Этот обычай назывался «Столбы». Прохожие кричали: «Порох на губах!», а молодожены целовались. Для недавних супругов устраивали всевозможные шутливые испытания. Например, могли закидать молодого мужа снегом со словами «Молодых зятьев зарывать пойдем!». Молодая жена, чтобы спасти мужа, должна была его выкупить блинами. Чтобы окончательно «спасти» мужа, жена «зарывальщикам» подносила блины и целовалась с мужем, сколько требовали. «Тетушка, не скупися, от нас откупися», — требовали шутники.

В среду , на «Лакомку», тещи приглашали зятьев на блины, а для забавы зятьев созывали всех родных. В этот день полагалось благодарить тещу за заботу, хвалить ее хозяйственность, петь про нее песни. На ярмарках разыгрывались веселые сценки с медведями и ряжеными, про то, как теща для зятя блины пекла, как у тещи головушка болит, как зятек- то теще «спасибо» сказал. Существовало поверье, что на «Лакомку» нужно съесть всего вкусного как можно больше, как говорили в народе, «сколько раз собака хвостом махнет».

В ответ на благодарности теща должна была помазать голову зятя маслом, «чтоб был ласковым и к жене также примаслился».

Четверг на «Разгул» был самый сытный и развеселый день, на него приходилось больше всего игр, гуляний, хороводов. Устраивали «масленые поезда»: привязывали к огромным саням столб, набивали на него колесо, а на колесо сажали самого большого шутника и весельчака — гармониста с вином, пирогами, блинами, сластями, стегали коня и отправляли в поездку. За гармонистом с песнями шел остальной народ. В этот же день начинали вывозить чучело Масленицы, колядовать ряженые. Любой мог заглянуть к соседям, знакомым и незнакомым людям, распевая приговорки. Например такие: «Дин-данка, подай- ка блинка, оладышка-поджарышка, нам с другом на парушку. Тетушка, не скупися, масляным кусочком поделися». Или такие: «Трынцы-брынцы, пеките блинцы!»

После таких слов даже незнакомые хозяйки должны были угостить просящих блинами.

В пятницу , на «Тещины вечерки», зятья угощали матерей своих жен блинами да сладостями.

Накануне вечером зять должен был вечером лично пригласить тещу, а на следующее утром прислать за ней специальных парадных «позываток». Чем больше оказывалось «званых», тем больше оказывалось теще почестей. Отсюда и поговорка пошла: «У тещи зятек — любимый сынок». Только вот угощение было за счет приходящей стороны. С вечера теща должна была послать в дом зятя и дочери все необходимое для выпечки (от сковородки до масла и муки).

В субботу — «Золовкины посиделки» (золовка — сестра мужа). Молодая невестка приглашала родных мужа к себе в гости. «Моя золовушка — золота головушка», — так гласит русская народная пословица. Если сестра мужа еще не успела обзавестись семьей, то в гости приглашали незамужних подруг. А если золовка уже была замужем, то невестка собирала замужнюю родню. Иногда невестка со своими родственниками отправлялась прямо в дом сестры мужа. В те времена существовал обычай одаривать золовок приятными мелочами, необходимо было задобрить сестру мужа, чтобы в дальнейшем не возникало никаких ссор и споров. Между прочим, слово «золовка» произошло от слова «зло». Сестры мужа недоверчиво относились к молодой жене своего брата, вели себя с ней достаточно сурово, иногда даже несправедливо. Так что на Масленицу можно было исправить положение, одарив подарками золовок и превратив их из «золовушек — змеиных головушек» в своих подруг.

В последний день Масленицы — воскресенье — доедали блины и сжигали чучело Масленицы, символизирующее уходящую зиму. Разводили огромный костер, в нем сжигали старые вещи (которые больше не понадобятся в этом году) и бросали чучело Масленицы. Вокруг костра становились в хоровод и пели: «Гори-гори ясно, чтобы не погасло. Масленица загорела, всему свету надоела, прощай, прощай, на тот год нас навещай». В некоторых деревнях в костер бросали последние блины, потому что на следующий день наступал пост, в который ели только нежирную растительную пищу. Пепел Масленицы развеивали по полям — «на богатый урожай» В городе вместо старых ненужных вещей в огне растапливали ледяные горы, чтобы уничтожить последнее проявление зимы (снег и лед). Затем все отправлялись в гости к родственникам и знакомым, одаривали их подарками и просили прощение друг у друга за ссоры и причиненные обиды со словами: «Прости меня — Бог простит». Вначале прощения просили младшие, дети кланялись в ноги своим родителям и просили прощения, затем за прощением приходили все близкие и родные. Масленица завершалась, люди прощались не только с суровой зимой, но и освобождались от старых обид, скопившихся за целый год. Они были готовы встречать новый год с чистым сердцем и легкой душой.

Праздничный интерьер на Масленицу

Поскольку Масленица — праздник, связанный с играми на свежем воздухе (последние зимние забавы), особого украшения дома он не требует. Главный атрибут праздника — специальное блинное меню, главное украшение — всевозможные блины и блинчики. Так что все свои силы и время можно посвятить выпечке блинов, а квартиру украсить в народном стиле. Можно развесить на стенах комнаты и кухни рушники — вышитые полотенца (хорошо, если они достались вам по наследству от бабушек и прабабушек, но можно вышить пару полотенец вместе с детьми. Заодно дети узнают родословную своей семьи, познакомятся с народными традициями). Развесьте по стенам плакаты с русскими народными пословицами о блинах и Масленице. Например: «Как на масленой неделе в потолок блины летели», «Без блинов — не Масленица, без пирогов — не именины».

Есть замечательные картины Б. Кустодиева «Масленица» и В. Сурикова «Взятие снежного городка». Их репродукции станут хорошим украшением интерьера. Предложите детям нарисовать рисунки на тему Масленицы, устройте тематический вернисаж. Можно создать в современной квартире уголок русской избы, расставив на полках или деревянных скамейках предметы народной утвари: рогач, валики, крынки, деревянные сита, расписные ложки, самовар, глиняную или деревянную посуду, матрешек, лапти. Вместо большого чучела Масленицы можно смастерить маленькие соломенные фигурки и украсить ими квартиру. Уберите в ящики современных кукол и вместе с детьми смастерите матерчатых кукол-закруток, которыми играли во времена славянской древности. Тогда кукол делали из лоскутков материи, оставшихся от одежды родителей. Такая игрушка должна была беречь покой и здоровье ребенка в отсутствие родителей, становилась оберегом. Можно поставить на почетное видное место большое чучело Масленицы. Сделать ее несложно, используйте для ее основы крестовину и лыко, накрученное на длинный шест. Нарядить Масленицу можно в яркий сарафан, украсить бусами и сережками, яркими ленточками, можно нарисовать ей лицо (в том случае, если вы соберетесь сжигать чучело). В старину считалось, что такая кукла впитывает в себя все отрицательное, что накапливается в человеке и природе, и это плохое исчезает вместе с обрядом уничтожения куклы.

Как будет украшена ваша квартира, зависит только от вас, главное, чтобы ощущалось настроение праздника.

Масленица – это необычный праздник, который объединяет в себе языческие и христианские традиции. Главными атрибутами Масленицы являются блины и народные гулянья.

Согласно церковным канонам, это последняя неделя перед постом, когда еще можно есть молоко, сыр и яйца, но уже нельзя употреблять в пищу мясо. Все дни Масленицы в старину проходили по уставленному порядку, каждый имел свое название и назначение.

Первый день Масленицы: Встреча

Понедельник масленичной недели называется Встреча.

Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался нищим на помин усопших.

В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям считали, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.

Традиционно Масленицу начинали встречать дети и подростки. Они собирали чучело Масленицы, символизирующее зиму. Его делали из соломы, мешковины, старой женской одежды и насаживали на шест. Затем чучело с песнями возили в санях по деревне и везли на горку, где после этого начиналось катание на санях.

Катание с горок было связано с народной приметой: у тех, кто дальше всех скатится с горы, вырастет самый хороший лен. А вот качание на качелях считалось полезным для роста растений: обязательно будут высокими и крепкими.

Была специальная присказка: «Свет наша Масленица, приезжай к нам на двор, с горы покататься, в блинах поваляться!». Приход в дом детской ватаги с чучелом Масленицы побуждал хозяек заняться прямым масленичным делом – выпечкой блинов.

В понедельник каждая хозяйка тайком от всех наводила кислое тесто, и не дай бог кто-нибудь посмотрел в кадку – блины не получатся. В древности существовал особый обычай: женщины ставили опару для блинов с ночи и произносили такие слова: «Месяц ты, месяц, золотые рожки! Выглянь в окошко, подуй на опару!» Если месяц выглянет, блины получатся белые и пышные.

Первый блин, испеченный в Сырную неделю, хозяйки всегда отдавали нищим на поминание умерших.


В торой день Масленицы: Заигрыш

Вторник Масленицы называется Заигрыш. В этот день начинались игры и развлечения, а за потеху и веселье по традиции угощают блинами. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Продолжались катания на санках с горок и на санях, запряженных лошадьми. Начинались народные гулянья, забавы. В городах или больших деревнях в деревянных балаганах устраивались представления, непременными участниками которых были Петрушка и Масленичный Дед (традиционный дед-зазывала).

По улицам ходили ряженые в масках, заходили в знакомые дома, пели, танцевали. Строились снежные и ледяные крепости, качались на качелях, пели песни.

Во вторник женщины собирались в корчме. После гулянья в корчме все выходили на улицу, где устраивались веселые забавы, которые длились почти весь день.

Второй день, как правило, считался днем для молодоженов.

Особую поэзию санному катанию придавал давний народный обычай: поженившиеся зимой пары ездили по улицам «показать себя».

В этот день происходили смотрины невест. Нередко и помолвленные женихи вывозили напоказ всему честному люду красавиц-невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу.


Третий день Масленицы: Лакомка

Название этого дня говорит само за себя. В третий день Масленицы главным развлечением становится выпекание и поедание блинов – от этого и название Лакомка.

В среду хозяйки поступают прямо по поговорке: «Что есть в печи — все на стол мечи!» На первом месте в ряду множественных угощений, конечно же, блины.

В этот день тещи приглашали своих зятьев на блины, а чтобы тем не было скучно, созывали всю свою родню.

В этот день накрывалось угощение во всех домах непременно блинами и прочими яствами. В каждой семье в этот день по традиции накрывали столы с весьма вкусной едой, а также по всем правилам пекли блины, в деревнях же в складчину в этот день варили пиво.

Повсюду на Масленицу появлялись театры и многочисленные торговые палатки, в которых продавались горячие сбитни, каленые орехи, медовые пряники. Здесь же, далеко не отходя от палаток прямо под открытым небом, можно было из кипящего самовара выпить горячего чаю.


Четвертый день Масленицы: Разгуляй

В среду Узкая Масленица заканчивается, а с четверга начинается уже Широкая Масленица.

В четвертый день празднования начиналась Широкая Масленица. В этот день возили чучело, катались на санках, ходили колядовать. По украинской традиции женщины снова садились за стол, и вдобавок в этот день нельзя шить и прясть.

С этого дня Масленица разворачивалась во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, ледяным горам, балаганам, качелям, кулачным боям, шумным пирушкам.

В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях «по солнышку» — т. е. по часовой стрелке вокруг деревни. Это было самым любимым и красивым масленичным обрядом. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами.

Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники … Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц — тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.

Главное мужское действие в четверг — оборона или взятие снежного городка. В этот день строили на реках, прудах и полях снежный городок с башнями и воротами, затем ватага разделялась пополам: одни охраняли городок, другие должны были силой взять его.

Возможно, именно в этот день проходили масленичные кулачные бои или как их называли — кулачки, которые вели свое начало из Древней Руси. Были в этих играх и свои строгие правила. Нельзя было, например, на Масленицу бить лежачего или вдвоем нападать на одного, также нельзя было бить ниже пояса или бить по затылку. За нарушение указанных правил грозило как минимум наказание.Несмотря на то, что правила соблюдались – забава эта была не для слабонервных, во всяком случае, если смотреть на нее из нашего изнеженного времени. К счастью, в этот день не только дрались.

Биться можно между сбой было только «стенка на стенку» или например «один на один». Велись на Масленицу в этот день и «охотницкие» бои для знатоков, а также многочисленных любителей таких поединков.


Пятый день Масленицы: Тещины вечерки

Пятый день Масленицы назывался Тещины вечерки. Теща собиралась на блины к зятю, да не просто так, а если будет приглашение, чем сильнее зазывал зять тещу, тем больше оказывал ей почета. Это был целый ритуал со своими традициями, передававшимися из поколения в поколение. Целый ряд масленичных обычаев был направлен на то, чтобы ускорить свадьбы, содействовать молодежи в нахождении себе пары.

Теща, приглашенная зятем, обязана была с вечера прислать в дом к молодым все необходимое для выпечки блинов: сковородку, черпак и даже кадку, в которой замешивалось тесто. Тесть же, в свою очередь, присылал мешок муки и масло. Эта встреча символизировала оказание чести семье жены.

Неуважение зятя к этому обычаю считалось бесчестием и обидой и становилось поводом к вечной вражде между ним и тещей. Кстати, на вечерках присутствовал и дружка жениха. Он играл ту же роль, что и на свадьбе, а за свои хлопоты получал подарок.

В этот день молодые звали в гости не просто так, на угощенья, но и еще для того, чтобы поучиться уму-разуму у старших, выслушать их полезные советы и добрые напутствия, которые пригодятся молодым для дальнейшей жизни. После этого зятю надлежало покатать свою тещу улицами села или же города. Причем стиль катания в таком случае зависел от характера тещи, то есть злую и сварливую везли по неровной дороге и, наоборот, если теща ласковая, то и дорога ровная, словно струна.

Шестой день Масленицы: Золовкины посиделки

Масленичная суббота была женским днем. Молодые невестки приглашали к себе в гости золовок – сестер мужа.В этот день так же ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами. На масленице каждый день этой щедрой недели сопровождался особым застольем.

В субботу оказывали честь семье мужа: молодая жена приглашала к себе на блины родственников со стороны мужа. Новобрачная невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню.

Кстати, существует достаточно распространенное мнение о том, что определение золовка происходит от слова зло. Это не так. Оно связано с древним свадебным обрядом: при вхождении в дом новобрачной жены брата золовка должна была обвести ее вокруг печки и осыпать золой, якобы представляя ее домовому как свою в доме.

А еще в этот день устраивались смотрины новоиспеченной хозяйки. Кульминацией смотрин был ритуал прилюдного целования молодухой своего мужа, для которого он выходил на середину комнаты. После этого гости по очереди целовали ее со словами «спасибо на Масленице» и отправлялись обходить другие дома.

Как и в другие дни Масляной недели, люди вовсю веселились, устраивали кулачные бои стенка на стенку, катались на санях и ходили друг к другу в гости.

Резные и расписные санки использовались также в обряде с молодоженами – «целовнике», проводившемся в субботу на масляной неделе. В этот день все новобрачные собирались из окрестных деревень в село, где происходило их чествование. Молодой и молодуха, стоявшие в толпе зрителей, вызывались на катальную горку. Там они должны были поклониться «миру» — собравшимся посмотреть на собравшихся деревенским жителям, поцеловаться и съехать на санях с горы. Под горой молодые должны были целоваться до тех пор, пока не надоест зрителям, кричавшим: «давай, давай!»

Смысл этого обрядового действия – в стремлении возвеличить новобрачных, а так же выразить всеобщее признание и одобрение совершившемуся брачному союзу.

Кроме того, суббота посвящалась памяти предков. В этот день посещали кладбище, а по возвращении блинами угощали скот: «Чтоб скотина велась — не переводилась!»

В шестой день Масленицы дело наконец-то доходило до чучела. Наряженную Масленицу — чучело из соломы — на носилках несли до конца деревни и там с песнями хоронили: устраивался большой костер и в нем сжигали Масленицу. Вокруг костра проходили гуляния с песнями и плясками.


Седьмой день Масленицы: Прощеное воскресенье

Последний день масленичной недели назывался «прощёным воскресеньем»: родственники и друзья ходили друг к другу не праздновать, а с «повинением», просили прощения за умышленные и случайные обиды и огорчения, причинённые в текущем году. При встрече (порой даже с незнакомым человеком) полагалось остановиться и с троекратными поклонами и «слёзными словами» испросить взаимного прощения: «Прости меня, в чём я виноват или согрешил перед тобой». «Да простит тебя Бог, и я прощаю»,- отвечал собеседник, после чего в знак примирения нужно было поцеловаться.

В воскресенье все четко осознавали, что это последний день перед постом, и старались очиститься духовно. Именно в этот день у верующих есть обычай просить прощения друг у друга за все видимые и невидимые обиды и стремиться помириться с враждующими.

В этот день завершались веселья и объедания. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить.

Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. Мужчины обычно «полоскали зубы», т.е. в изобилии пили водку, якобы для того, чтобы выполоскать изо рта остатки скоромного; в некоторых местах для «вытряхивания блинов» устраивали кулачные бои и т.п. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и «парили» молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.

В Православной церкви считается, что смысл Сырной седмицы — примирение с ближними, прощение обид, подготовка к Великому посту — время, которое нужно посвятить доброму общению с ближними, родными, друзьями, благотворению. В храмах начинают совершать великопостные службы. В среду и пятницу не совершается Божественная литургия, читается великопостная молитва святого Ефрема Сирина.

В храмах в этот день совершается чин прощения в память о древней традиции египетских монахов, которые перед наступлением Великого поста до Пасхи расходились по пустыне, чтобы полностью отдаться молитвам. А так как в пустыне было много опасностей, то встреча перед постом могла оказаться последней, и монахи просили прощение друг у друга как перед смертью. Со временем это стало традицией у всех верующих.

В Прощеное воскресенье принято приходить на могилы к усопшим и приносить блины, чтобы извиниться перед теми, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Главное для человека в Прощеное воскресенье – искреннее раскаяние в совершенных злых поступках по отношению к другим людям и прощение своих обидчиков.

Прощеное воскресенье

Все просят друг у друга прощения, кланяются в ноги, а в ответ слышат:
«Бог простит, и я прощаю».

Прощёное воскресенье – это последний день перед началом Великого поста. В этот день просят прощения и прощают всем накопившиеся обиды.

Просить прощения у близких.

Проснувшись утром, не откладывая, попросить прощения за все причинённые обиды у своих домочадцев. Просить прощения нужно искренне, сожалея о причинённой родному человеку боли. Если трудно попросить прощения, можно перед этим представить себя на месте обиженного и ощутить самому, как ему было плохо. Тогда вы обязательно пожалеете и раскаетесь в злом поступке. Просьба о прощении получиться как бы сама собой.
Просить прощения в умерших. В этот день принято приходить на могилы к усопшим, чтобы попросить прощения у тех, с кем уже нельзя повидаться. Мы часто сожалеем, что обижали человека при его жизни. В этот день есть возможность попросить прощения и снять тяжесть со своей души.

Простить просящих. В Прощёное воскресенье нужно от души прощать тех, кто просит нас об этом. И даже тех, кто не может или не хочет просить у нас прощения. Просто, простить все накопившиеся обиды, задумавшись о том, что обидчики наши бывают так же неправы, как и мы сами и душа их страдает от этого.

Главное для человека в Прощёное воскресенье – искреннее раскаяние в совершённом злом поступке по отношению к другому человеку и прощение своих обидчиков. Ведь все мы просим прощения своих грехов у Господа. Как мы прощаем других, так и Господь простит нам. Прощать других – значит с чистою душой подойти к Великому посту, подготовиться духовно.

Посетить храм. В храмах на Литургии читают библейское повествование об Адаме и Еве, вспоминают грехопадение наших прародителей и изгнание их из Рая. Читают в храмах и Евангельское повествование, где Иисус Христос поясняет слова молитвы Отче Наш «и остави нам долги наши, якоже и мы оставляем должникам нашим». Господь сам показывает нам путь в Царство Божие – отказаться от злых обид, любить и прощать друг друга

Добрый день, дорогие читатели!

Сейчас идет Масленичная неделя – последняя перед Великим постом. Каждый день этой великой недели связан с определенными представлениями, поверьями, легендами, обычаями.

Например, все помнят, что на Масленицу зять должен ходить к теще на блины. А вот как называются масленичные дни, знают не все. Приоткроем тайну наших предков, для которых языческие верования были элементом повседневной жизни.

Откуда пошла Масленица?

Масленица – языческий праздник. Несмотря на жестокое внедрение Христианства на территории Руси почти тысячу лет назад, обычаи, связанные с этим торжеством остались в нашей памяти и до сих пор вызывают живой интерес.

Издавна Масленица символизировала уход зимы и приход весны. Длился праздник 2 недели. Однако православные священники постарались и сократили его до восьми дней. В результате в нашей памяти осталась только Масленичная неделя.

В народе ее еще называют мясопустной: в это время нельзя есть мясо. Отсюда еще одно название – «Сырная» неделя, поскольку основными блюдами были не только традиционные блины, ни молочные продукты: сыр, творог, молоко. Не запрещалась и рыба.

Блины в этот период символизировали весеннее солнце. Первый блин на неделе клали на слуховое окошко или на окно, отдавали нищим. Так наши предки поминали души усопших родителей.

С Масленицей связано много обычаев, которые сегодня забыты и не соблюдаются. Но почему бы их не оживить? Однако многие даже не знают, когда приходит Масленица, и как рассчитывается дата праздника.

Языческие представления о мире тесно переплелись в нашей жизни с православными. Поэтому и отсчитывать Масленичную неделю мы будем, ориентируясь на праздник Пасхи.


Зная, когда будет праздноваться Пасха, необходимо от этого числа назад отнять 40 дней (начало Великого поста) и еще неделю. Это и будет начало Масленицы. А теперь о самом главном – что означают все дни Масленичной недели.

Масленица по дням

Знаете ли вы, что Масленичные дни недели имели свои названия? Это действительно так. У каждого дня была своя роль. Также четко было определено, кто к кому приходит. И зять если и посещал тещу на Масленичной неделе, то делал это строго в определенные дни.

Понедельник

Этот день называли «встречей». Именно в понедельник готовили знаменитое сегодня чучело Масленицы, надевали на него женскую одежду, садили на шест и катали на санях по деревне. Затем чучело устанавливали на возвышении, которое называлось «снежная гора», и развлекались катанием на санях.

В это же время пели веселые песни. Как сегодня мы можем восстановить этот обычай? Сделайте из соломы небольшую куклу и поставьте ее у себя возле дома.


Ничто не запрещает вам повеселиться, катаясь на санках где-нибудь на местной горке. Уже в этот день можно испечь блины или хотя бы приготовить все необходимое.

Вторник

Этот день называли «заигрышем». Во вторник начинались народные гуляния, устраивались маскарады, по улицам ходили толпы ряженых. Принято было выбирать себе женихов и невест, приходить в гости свататься.

В свое время императрица Екатерина Вторая устроила грандиозный карнавал, режиссером которого был известный актер Федор Волков. Посмотреть на это великолепное зрелище собрались и бедные, и богатые люди.

Сегодня вы можете пригласить свои половинки присоединиться к трапезе с блинами или принять участие в катании на санках и других увеселениях.

Среда

Этот день называли «лакомкой». В домах варили пиво, пекли блины. Лавки на рынках изобиловали сбитнями, пряностями, орехами и пряниками. Желающим подавался на улице чай из самовара. В наши дни в среду мы можем пригласить гостей, напечь блинов и накрыть богатый стол.


Четверг

«Разгул, широкий четверг, перелом» — так называли этот день. Это середина празднества, переломный момент. Главным развлечением были кулачные бои, на которые выходили посмотреть толпы людей. Кулачные бои – это не просто драка. Все совершалось по правилам.

Так, нельзя было бить лежачего, брать в руки что-либо тяжелое, нападать нескольким на одного, бить в затылок или ниже пояса. Устраивались как одиночные бои, так и «стенка на стенку». Для знатоков проводились охотничьи бои.

Конечно, сегодня восстановить эту традицию в широком масштабе очень трудно. Но если у вас есть единомышленники, ничто не мешает вам обратиться к этому обычаю и провести гуляния для собственного развлечения. Это может быть обычная веселая игра, а не кулачные бои.

Пятница

Это был тещин вечер, когда зятья ходили к теще на блины. Но введен этот обычай был не просто так. В нем крылся тайный смысл. В частности, он был направлен на то, чтобы ускорить свадьбу молодых людей. Так будущий жених мог познакомиться с родителями невесты.


Ходили в гости и молодожены. На тещины вечерки приглашали дружку, который был на свадьбе. Он получал подарок. А вот печь блины для тещи должны были молодые. С вечера теща присылала зятю сковороду и всю необходимую для приготовления блинов утварь, а тесть – муку и масло.

Если зять пренебрегал этим обычаем, это означало дальнейшую вражду между ним и тещей. В этот же день молодожены развлекались, катаясь на санях и посещая гостей, которые присутствовали на их свадьбе.

Сегодня ничто не препятствует поддержанию этого обычая. Можно пригласить друзей и знакомых к себе домой или самим посетить их. Обязательным атрибутом стола будут блины.

Суббота

Суббота, или «золовкины посиделки». В этот день к молодой приходили гости, подруги. Для гостей накрывался богатый стол.

Воскресенье

«Проводы, Прощеное воскресенье». Масленичный цикл завершается. В этот день было принято всех прощать, ходить на кладбище поминать усопших. В последний день чучело Масленицы провозили по деревне на санях, а затем сжигали. Это событие символизировало окончательный уход зимы и начало весенних дней.

Масленица – наследие языческих времен, но и до сих пор мы ценим и помним этот замечательный праздник, который дарит нам весеннее дуновение ветра и частицу солнечного тепла.

Вот такие веселые названия имеют масленичные дни. Спешите съесть как можно больше блинов, ведь совсем скоро Великий Пост.


С вами была Екатерина Чеснакова с чесночком, масленицей и блинами!

Масленица представляет собой один из элементов восточнославянской традиции проводов зимы, сочетающийся с народными гуляниями и употреблением блинов с маслом. Но в этом празднике причудливым образом соединились языческое и христианское верования. Так, в церковной практике существует Мясоед - неделя, во время которой можно есть мясо и Сырная неделя, соответствующая Масленице, но уже без употребления мясных продуктов.

Когда начинается масленичная неделя

Празднование Масленицы предшествует началу Великого поста перед Пасхой. А так как дата Пасхи плавающая, то и Масленицу празднуют в разные дни. В 2018 году она отмечалась с 12 по 18 февраля, а в 2019 году намечена на период с 4 по 10 марта. Масленица является аналогом карнавалов, проводимых в странах Европы.

В эпоху, предшествующую распространению у славянских народов христианства, празднование Масленицы было привязано к весеннему равноденствию, которое являлось началом нового года по солнечному календарю. В северном полушарии оно соответствует дню 20 марта. Масленичная имеет разные названия, в эти дни проходят разные мероприятия.

Программа и названия праздника

В программу праздника входят массовые гуляния, поедание блинов, лепешек. А представители белорусского и украинского народов готовят также вареники, сырники и проводят обряд, называемый «колодки». Во время его осуществления девушкам и неженатым хлопцам к ноге привязывается колода или какой-либо другой предмет, что означает порицание того, что они не заключили брак в положенное им время.

Масленичная неделя имеет большое количество названий, например, таких, как: Прожорная, Мясная, Объедуха, Масленая полизуха, Молочная. При всем их разнообразии они отражают такой важный момент праздника, как насыщение вкусными и питательными продуктами перед Великим постом.

Три стороны Масленицы

Символом праздника является чучело Масленицы, которое сжигается на костре. Эта традиция навевает ассоциации с мифом о языческом божестве, которое периодически умирает и рождается вновь. Существовала и другая сторона праздника.

Сама кукла - это воплощение плодородия и плодовитости, пепел, остающийся после ее сожжения, разбрасывался по полям, что должно было способствовать повышению их урожайности. Это в полной мере относилось и к верованиям о том, что повышается и плодовитость у семейных пар. Тем самым подчеркивалась важность института брака.

Третью сторону Масленичной недели характеризовало такое направление, как поминальное. Оно выражалось в присутствии таких элементов тризны, как скачки и кулачные бои. По мнению некоторых фольклористов, блины, поедаемые во время обильных трапез, являлись самой что ни на есть поминальной пищей, а не символом солнца, как это принято считать.

В наше время Масленичная неделя воплотила в себе древние языческие и христианские традиции, так как связана не только с чучелом Масленицы, но и с Великим постом и Прощеным воскресеньем.

Подготовка - «Малая Масленка»

Перед описанием Масленичной недели кратко рассмотрим подготовку к ней. В некоторых местностях ее начинали на предшествовавшей неделе, которую называли «Пестрой». Так, в субботний день заранее пекли блины. Ребятишки с блинами «седлали» кочергу и, бегая по огороду, призывали зиму убираться, а лето - приближаться.

В субботу же начинали отмечать «Малую Масленку». Дети, бегая по деревне, подбирали выброшенные лапти. Когда с базара с покупками возвращались взрослые, у них спрашивали, везут ли они Масленицу. Если ответ был отрицательным, дети били их лаптями.

В воскресенье, непосредственно предшествующее Масленичной неделе, которое получило название «Мясное», посещали родственников, друзей и соседей, приглашая их в гости на Масленицу. А тесть звал зятя, чтобы «доедать барана» и заговляться на сыр и на масло, то есть употреблять скоромную пищу.

Названия дней недели: общая информация

Масленичная неделя перед постом делится на две части, первую из них называют «Узкой Масленицей», а вторую - «Широкой». В первую часть входят первые три дня, а во вторую - последние четыре. Первые три дня разрешалось заниматься хозяйством, а завершающие нужно было полностью посвятить празднику. Народ дал название дням масленичной недели - каждому в отдельности. Рассмотрим их подробно.

Встреча в понедельник

Понедельник назывался «Встреча». Утро понедельника - это начало «Узкой Масленицы». Как и каждый день Масленичной недели, он имел свои особенности.

Свекровь со свекром отправляли невестку к ее матери и отцу на один день. А вечером и сами шли к ним в гости. Там уточнялось время проведения гуляний и состав приглашенных. К этому моменту обычно завершалась постройка качелей, балаганов и снежных горок.

Начинался процесс выпечки блинов. Как правило, первый блин отдавали бедным людям для поминовения усопших. Из старых носильных вещей и соломы делали чучело Масленицы, насаживали его на кол, клали в сани и возили по улицам. Иногда по деревне водили корову, на которую надевали лапти.

В белорусских селах существовала игра, называвшаяся «Похороны Деда». При ее проведении в доме ставился гроб с соломенным чучелом, которое оплакивалось, как живой человек. После этого гроб несли на кладбище, закапывали в солому и поджигали.

Масленичные смотрины

Вторник носит название «Заигрыши». Во второй день Масленичной недели проводились смотрины для невест, которым предшествовало сватовство. Их приурочивали к Масленице для того, чтобы по прошествии Великого поста, в первое воскресенье после Пасхи (на Красную горку), отпраздновать свадьбу. Молодые люди отправлялись покататься с гор и поесть блинов, приглашали с собой родных и знакомых.

Жирная среда

Среду прозвали «Лакомкой». Еще одно ее название «Скоромная среда», то есть день, в который употребляется скоромная пища. Слово «скоромный» происходит от древнеславянского «скором», что буквально значит «жир». В среду зять шел в гости к теще, чтобы полакомиться блинами, которые она испекла специально для него. Тем самым она проявляла к нему душевную теплоту и уважение. Помимо мужа дочери, приходили и угощались и другие гости.

Разгульный четверг

Продолжая описание каждого дня Масленичной недели, хочется особо отметить четверг. Он носил несколько названий, например, таких как: «Разгул», «Разгуляй-четверток», «Коляда масленая», «Широкий четверг». Именно с этого дня начиналось настоящее, широкое празднование, так как вся хозяйственная деятельность приостанавливалась. Начинались различные потехи, кулачные бои, катание на лошадях - верхом и в санях. Главной забавой в четверг являлось сражение за снежный городок.

В этот день повсеместно разжигались костры, через которые совершались ритуальные прыжки. Празднество сопровождалось масленичными песнями, в которых описывались события народных гуляний. По деревням возили соломенного коня, его на ночь заливали водой, чтобы он замерз и приобрел твердость, а также водили живую козу с накинутым на голову нарядным платком.

С особым азартом потешались молодые парни. Они пугали прохожих, разрисовывая себе лица сажей, засыпали ворота снегом, подпирали бревнами входные двери в дома, наряжались в шубы, вывернутые наизнанку, затаскивали телеги на крыши сараев.

С четверга начинали петь коляду, когда народ ходил по дворам с балалайками, бубнами, другими музыкальными инструментами. За поздравление хозяев с праздником исполнители награждались деньгами и чаркой с вином. Обычно все мероприятия завершались шумными застольями.

Ответный визит тещи

Пятницу именовали «Тещины вечерки», так как при ее наступлении теща приходила к дочери и ее мужу - своему зятю - в гости с ответным визитом. Теперь выпечкой блинов занималась дочка. Мать приводила с собой подружек и родственников, которым зять должен был выказать свое расположение наравне с тещей.

Субботние посиделки

Суббота называлась «Золовкиными посиделками». В этот день молодые замужние женщины звали к себе в дом золовок (сестер мужа) и прочую его родню. В случае если золовка еще не вышла замуж, то невестка приводила своих подружек, которые также были незамужними. И наоборот, для замужних звали замужних же родственниц. При этом золовок одаривали подарками.

Кульминация праздника

Воскресенье называлось «Проводы» и таковыми, собственно, и являлось. Еще его именовали: «Целовальник», «Сыропустие», «Прощеное воскресенье». Оно было кульминацией всей Масленичной недели. В это время происходило заговенье, то есть воздержание от работы и угощение праздничными блюдами перед Великим постом. А также близкие люди обращались друг к другу с просьбой о прощении за возможные обиды и доставленные неприятности.

Во время вечернего богослужения в храме настоятель просил прощения у других служителей церкви и присутствующих верующих. После этого прихожане также просили прощение друг у друга, совершая поклоны. В ответ на просьбу звучало: «Бог простит».

Вечером поминали покойных родственников, посещали кладбище. Женщины в полном молчании шли туда около четырех часов вечера, отыскивали могилу, становились возле нее на колени и трижды кланялись, прося прощения у усопших. После этого на могилку клались блины и ставилась бутылка водки, а женщины так же молча отправлялись по домам.

Еще в этот день топили русскую баню. Оставшуюся от праздника еду принято было сжигать, а посуду мыть тщательным образом. В завершение всех праздничных мероприятий сжигалось чучело Масленицы, а его пепел разносился по полям.

Сжигание Масленицы

Ритуал проводов Масленицы в разных областях России имел определенные различия. Но как правило, это было сожжение чучела Масленицы. Это чучело олицетворяло собой зиму или же мифологический персонаж женского рода по имени Марена, или Морана, который в славянской традиции был связан с обрядами перманентного умирания и воскресения природы.

Куклу грузили на телегу, находившуюся во главе масленичного поезда, который порой насчитывал порядка нескольких сотен лошадей. В огонь, где горела кукла бросалась пища, предназначавшаяся к поминовению усопших - яйца, лепешки, блины. А также изготавливались маленькие куколки, которые символизировали разного рода неприятные явления. Их бросали в костер, чтобы в их лице избавиться от невзгод.

Иногда Масленицу не сжигали, а закапывали в землю. При этом организовывалась пародия на похоронную процессию, участники которой проносили по деревне чучело, помещенное в корыто, люльку или в специально сооруженный ящик-гроб. Девушка с привязанной бородой, сделанной из шерсти или пеньки, в ситцевой одежде, имитирующей ризу, изображала священника. Это мог быть и мужчина. Шествие замыкала группа плакальщиц. Этот обряд воспринимался как шуточный.

Праздник Масленицы успешно дожил до наших дней. И древнеславянские, и христианские традиции, которые он вобрал в себя, и расписание Масленичной недели соблюдаются многими россиянами. Это и выпечка блинов, и визиты к друзьям и родственникам, и сжигание чучела Масленицы. А также просьбы о прощении, церковная служба, поминовение усопших и подготовка к Великому посту. масленица - это праздник веселый, жизнеутверждающий и объединяющий.

error: Content is protected !!