Цитаты про адаптацию детей. Проблемы адаптации к детскому саду. Японские народные пословицы

Современное воспитание делает ошибку, меняя местами период «строгости»и период «все можно».

Масару Ибука

Когда вы придёте домой, поставьте перед собой своих детей и вглядитесь в их лица, вы прочтёте всю историю своих супружеских отношений.

Шиничи Сузуки

Общество осуждает аборт, но не осуждает родителей, которые не занимаются воспитанием своего ребёнка, дав ему только жизнь. С моей точки зрения, это худшее зло, чем аборт, и ему нет оправдания.

Масару Ибука

Воспитывать ребёнка — это значит всё время воспитывать и самого себя.

Масару Ибука

Глаза или нос передаются вашему ребенку по наследству, а выражение его лица — это то зеркало, в котором отражаются отношения в семье.

Масару Ибука

Мир во всём мире уже не зависит от нас, сегодняшних взрослых, он зависит от поколения, которое сегодня ещё в пелёнках.

Масару Ибука

Воспитание ребёнка начинается с воспитания родителей.

Масару Ибука

…основная цель раннего развития — это предотвратить появление несчастных детей. Ребенку дают слушать хорошую музыку и учат играть на скрипке не для того, чтобы вырастить из него выдающегося музыканта. Его учат иностранному языку не для того, чтобы воспитать гениального лингвиста, и даже не для того, чтобы подготовить в «хороший»детский сад и начальную школу. Главное — развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука

Умный ты или нет, это не наследственность. Все зависит от своих собственных усилий.

Масару Ибука

То, что взрослым кажется пустяком, мелочью, может оставить глубокий след в душе ребенка.

Масару Ибука

Все, что ребенок делает руками, — рисует, разбрасывает игрушки, рвет бумагу — развивает его интеллект и творческие задатки. Чем скорее вы дадите ребенку карандаши, тем лучше будут результаты.

Масару Ибука

Научить ребенка кататься на роликах уже после того, как он научился ходить, чрезвычайно сложно, а примерно в то же время, когда он учится ходить, можно, и через пару месяцев из него получится прекрасный фигурист.

Масару Ибука

Самое лучшее воспитание для ребёнка — это материнская любовь. Самое главное занятие для родителей — это воспитание детей.

Масару Ибука

…детский мозг, как губка, быстро впитывает знания, но, когда чувствует, что переполнен, отключается и перестаёт воспринимать новую информацию. Нас должно беспокоить не то, что мы даёт ребёнку слишком много информации, а то, что её зачастую слишком мало, чтобы полноценно развивать ребёнка.

Масару Ибука

По моему мнению, в развитии ребёнка образование и среда играют большую роль, чем наследственность.

Масару Ибука

Любопытство — важное условие познание мира и совершенно необходимо ребенку для его умственного и интеллектуального развития.

Масару Ибука

Ученик должен превосходить учителя — иначе прогресс будет невозможен.

Масару Ибука

«Ученик превзошел учителя» — это должна быть основная цель воспитания.

Масару Ибука

Все люди, если они не имеют физических недостатков, рождаются приблизительно одинаковыми. Ответственность за разделение детей на умных и глупых, забитых и агрессивных ложится на воспитание. Любой ребенок, если ему дать то, что нужно и когда нужно, должен вырасти смышленым и с твердым характером.

Масару Ибука

По сей день мы усложняем детям жизнь, считая, что рано прививать им те или иные навыки, и таким образом упускаем «лучшее время».

Масару Ибука

…матери, много разговаривающие с ребенком, оказывают огромное влияние на его интеллектуальное развитие.

Масару Ибука

Никакая нехватка времени или усталость после работы не должны мешать папам как можно больше общаться со своими детьми.

Масару Ибука

Талантливые люди, рожденные в бедных семьях,где обычно много детей, добивались выдающихся успехов, в частности потому, что ребенку легче развить неординарные способности и характер, если он растет в доме, где много детей и гдеблагодаря этому стимулируется развитие каждого.

Масару Ибука

…малыш еще больше выиграет, если имеет физический контакт не только с мамой, но и с папой, братьями и сестрами или с другими детьми. Это стимулирует его ум, развивает чувство соревновательности, общительность, желание быть первым.

Масару Ибука

Если вместо того, чтобы выяснить причину гнева, вы будете его ругать или просто не обращать внимания, это только сделает ребенка более эгоистичным и упрямым.

Масару Ибука

Ни один ребенок нерождается гением, и ни один - дураком. Все зависит от стимуляции и степени развития головного мозга в решающие годы жизни ребенка.

Масару Ибука

Главное - развить в ребенке его безграничные потенциальные возможности, чтобы больше стало радости в его жизни и в мире.

Масару Ибука

И если мозг любого детеныша животного практически сформировался к моменту рождения, томозг новорожденного ребенка - как чистый листбумаги. От того, что будет записано на этом листе, зависит, насколько одаренным станет ребенок.

Масару Ибука

Невмешательство в раннем возрасте, а затем давление на ребенка в более позднем может только погубить в нем талант и вызвать сопротивление.

Масару Ибука

На одном из предприятий фирмы «Сони» был организован детский сад. Там провелиисследование, чтобы выяснить, какую музыку любят дети.Результаты получились неожиданные. Самой захватывающей музыкой для малышей оказалась 5-ясимфонияБетховена! Популярные песни, которые передают с утра до вечера по телевизору, заняли2-е место, и на самом последнем месте оказалисьдетские песни.

Масару Ибука

Каждый год в начале летних каникул родителииз разных стран привозят своих детей в скрипичный класс доктора Сузуки. Не нужно объяснять,что никто из них не знает нислова по-японски.Первыми начинают говорить самые маленькие.Затем дети из младших и средних классов. Самыебезнадежные - это их родители.И если многие дети уже через месяц прекрасно говорят по-японски, то родителям необходимы годы, им приходитсяпользоваться услугамидетей в качестве переводчиков.

Масару Ибука

В Японии проводился целый ряд экспериментов с близнецами, которых с самого рождения воспитывали в разных семьях. Исследования показали, что даже близнецы, если они растут в разныхусловиях и воспитываются разными людьми, будут очень отличаться другот друга и по характеру, и по способностям.

Масару Ибука

Здравый смысл доказывает, что общение ребенка с матерью, и особенно тактильное общение, очень важно для его умственного развития.

Масару Ибука

Раннее развитие часто сводят к тому, чтобы напичкать ребенка информацией или научить читать и писать в раннем возрасте. Но что гораздо важнее - это развивать умениерассуждать, оценивать, воспринимать. Для этого нет специальныхпрограмм, и только то, как ведут себя родители,что они делают и чувствуют, как разговариваютс малышом, может сформировать личность ребенка.

Масару Ибука

Вызватьинтерес ребенка к предмету обучения - это и естьлучший педагогический метод.

Масару Ибука

Взрослый рисует чайник, а ребенок видит в рисунке рыбу с раскрытым ртом.

Масару Ибука

Подражая, ребенок не просто обезьянничает -это акты настоящего творчества. Поэтому не ругайте его и не относитесь к этому слишком серьезно, чтобы не убить в зародыше творческуюличность, что, разумеется, не входит в ваши намерения.

Масару Ибука

Ребенок трогает иощупывает предметы, а иногда опрокидывает илирвет их на части, и это свидетельство его растущей любознательности и творческого потенциала.

Масару Ибука

В младенчестве мозг ребенка не развивается отдельно от тела. Умственное развитие происходитпараллельно с физическим и сенсорным. Например, плавание развивает не только мышцы, но ирефлексы.

Масару Ибука

Пусть ваш ребенок трудится столько, сколько может, но при одном условии, что для вас не важен результат его работы.Для ребенка важен не результат его деятельности, а сам процесс. Мы же, взрослые, хотим, чтобы каждая работа была доведена до конца. И в этом видим отличие работы от развлечений.

Масару Ибука

Японские народные пословицы

  • Если проблему можно решить, то не стоит о ней беспокоиться, если её решить нельзя, то беспокоиться о ней бесполезно.
  • Море потому велико, что и мелкими речками не брезгует.
  • Одно доброе слово может согревать три зимних месяца.
  • В дом, где смеются, приходит счастье.
  • В улыбающееся лицо стрелу не пускают.
  • Бывает, что лист тонет, а камень плывёт.
  • Причину и пластырь можно приклеить где угодно.
  • Не бойся немного согнуться, прямее выпрямишься.
  • Кто любит людей, тот долго живет.
  • Близ умного дети и не учась читают.

Сейчас очень актуальная для многих, в том числе и для меня. Ошибка №3-самая частая, причём чаще всего её провоцируют воспитатели… будем искать другие методы.

АДАПТАЦИЯ К САДИКУ. КАК ИЗБЕЖАТЬ ОШИБОК?

Ребенка можно считать адаптированным к детскому саду при двух условиях:
Ребенок усвоил правила поведения в ДОУ, владеет необходимыми навыками самообслуживания и коммуникационными навыками.
Ребенку психологически комфортно пребывание в детском саду

Иногда педагоги и родители ошибочно считают, что процесс адаптации успешно завершен только при выполнении первого условия. Ребенок послушен, самостоятелен, «удобен». Не демонстрирует агрессивность, конфликтность, не плачет. И упускают из внимания факт психологического дискомфорта, хотя ребенок замкнут, подавлен, часто болеет, не включается в игры со сверстниками, испытывает состояние тревоги. Хорошо, когда ребенок, придя в садик, умеет сам держать ложку, но более важно – если он умеет справляться с внутренней тревогой. Например, ребенок может выработать особый ритуал прощания в садике. Или выучит мантру: «Мама за мной придет». Или будет носить в садик любимую игрушку…

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ родителей в период адаптации

1. Недооценивание важности периода адаптации, резкое погружение ребенка в среду ДОУ. Это когда мать, вопреки рекомендациям психолога, стремится оставить ребенка сразу на целый день и уехать далеко по делам. В это время предпочтительно маме находиться в непосредственной близости от детского сада и быстро явиться по срочному вызову (непрекращающийся плач, повышение температуры)
Как долго должно длиться первое пребывание ребенка в детском саду? У меня нет категоричного ответа на этот вопрос. Все зависит от конкретного ребенка. Это может быть один час непрекращающегося панического плача, а может быть полдня интересной деятельности и удивленный детский вопрос: «Бабушка, а ты зачем так рано пришла? Я еще хочу поспать с ребятами» Я предпочитала ориентироваться не на прописанные нормы, а на психологический комфорт ребенка.

2. Нарушение принципа систематичности, последовательности (сегодня пойдем в садик, завтра не пойдем, потому что проспали, лень, просто маме не хочется, «он сегодня так плачет, что боюсь оставлять») Ребенок сложнее привыкает при таком непостоянстве.

3. Внезапное исчезновение при прощании, когда мать старается отвлечь ребенка и уйти незаметно, считая, что тем самым она избегает стресса расставания. Мама исчезает то во время завтрака, то во время прогулки – формируется недоверие к маме, к миру, страх, что мама может исчезнуть в любой момент даже дома. Лучше всего придумать ритуал прощания, который будет повторяться каждый день.

4. Несоответствие питания. Некоторые родители длительное время кормят детей «баночным» детским питанием. Ребенок, получающий дома только протертую пищу приходит в садик с несформированным навыком жевания. Ребенок, привыкший есть только макароны и пельмени, вероятно, будет отодвигать садичное овощное рагу и запеканку.

5. Несоблюдение единства требований дома и в ДОУ. Например, кормление дома «на ходу», перед телевизором приводит к тому, что ребенок в садике убегает из-за стола; без концентрации внимания на мультике, не может долго сидеть на одном месте. Часто встречающаяся ситуация: ребенок, засыпающий дома только в процессе укачивания – становится настоящей проблемой для воспитателей в тихий час.

6. Несоответствие режима дня. Приучать ребенка к раннему подъему необходимо еще до поступления в сад. В идеале, ребенок должен сам просыпаться в нужное время – это поможет избежать дополнительного стресса, капризов, вызванных недосыпанием и переутомлением.

7. Научить ребенка полностью себя обслуживать – это хорошо, но не всегда возможно в силу возраста. Научите ребенка просить о помощи и спокойно ждать своей очереди (воспитатель слышит твою просьбу, но сначала поможет Ване и Кате)

8. Невнимание к социализации. Ребенка необходимо заранее готовить к общению с другими детьми и взрослыми, наблюдать за особенностями его поведения (стесняется, уединяется, конфликтует, дерется или же легко находит общий язык, контактирует со сверстниками, тянется к общению, раскован). Ребенка нужно приучить, что мама и папа могут уйти по делам, но через какое-то время обязательно вернутся. До садика у ребенка должен быть опыт разлуки с мамой хотя бы на несколько часов.

9. Неправильный настрой ребенка на посещение детского сада. Некоторые родители рисуют малышу некую идиллию его пребывания в детском саду. Другие угрожают ребенку детским садом как наказанием за непослушание. Лучше всего занять позицию осознанной необходимости. Формированию неправильного настроя способствует высказывание взрослыми негатива, недовольства садиком и его сотрудниками в присутствии ребенка. Стоит избегать разговоров о слезах малыша с другими членами семьи в его присутствии. Но обязательно показывать значимость его нового статуса.

10. Стремление развлечь ребенка в этот трудный для него период походами в цирк, зоопарк, кафе. Этим еще сильнее нагружается нервная система ребенка. Лучше больше проводить времени в привычной домашней обстановке, играя и разговаривая с малышом.

11. Наложение кризисов, когда начало посещения детского сада, совпадает с изменением состава семьи или переездом. Например, папа оставил семью и маме необходимо выйти на работу. Или родился еще один ребенок. Отдавать в садик старшего ребенка желательно до появления малыша, чтобы он не воспринял это как изгнание, потому что новый ребенок занял его место.

12. Чрезмерная тревожность, озабоченность. Если мать с опаской ждет, что ребенок заболеет, он непременно заболеет, чтобы оправдать ее надежды. Если мать долго прощается с ребенком с обеспокоенным выражением лица, а, приходя за ним, тревожно осматривает на предмет ушибов, покраснений, симптомов недомогания – ее тревога, несомненно, перейдет и ребенку. Прежде всего, в такой ситуации свое внутреннее состояние должна изменить мама.

13. Незаинтересованность в адаптации ухаживающего взрослого. Например, ребенка в садик водит няня, которая сидела с ним с полугодовалого возраста. Чем дольше и болезненнее будет адаптация ребенка, тем нужнее будет няня, а няня в этом материально заинтересована. Еще пример: бабушка, которая внутренне противится решению родителей отдать ребенка в садик, и сама желает заботиться о внуке.

14.Случается, что мама, не видящая себя вне ситуации ухода за ребенком, испытывает особое удовольствие, когда малыш не хочет идти в детский сад, тем самым, транслируя ему на подсознательном уровне свою заинтересованность в таком поведении. Мною замечено, что дети работающих матерей адаптируются легче.

15.Отсутствие необходимости в посещении ДОУ. Родители сомневаются в целесообразности «садиковского воспитания» и любые колебания родителей ребенок использует для того, чтобы не пойти в садик.

16. Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Ребенок плачет, а родители переживают тревогу и чувство вины, только усугубляя ситуацию. Как бы это странно не звучало, но плач при адаптации – это норма. И чем громче плач, тем скорее он закончится. Ребенку нужно время и возможность «отгоревать», пережить потерю каких-то удовольствий домашней жизни.

И еще раз о целесообразности. Детский сад до 3 лет оправдан только необходимостью освободить маму для выхода на работу. Для общения, развития и социализации садик нужен не раньше 3-4 лет! Ну не нужны двухлетке игры со сверстниками. Они в этом возрасте все равно не играют вместе, а просто рядом. Всю прелесть совместных игр с друзьями малыш может оценить ближе к 4 годам. И тогда, очень возможно, в садике ему станет веселее, чем дома.

Психолог Анна Быкова

Прежде, чем беспокоиться об адаптации ребенка к детскому саду - подумайте о собственной адаптации! Главное, с чего стоит начать, - это ваш настрой. О глубокой эмоциональной связи матери и малыша, проявляющейся даже не расстоянии, известно давно. Ваши тревога и сомнения заставят его чувствовать неосознанное беспокойство и страх, с которыми теперь будет ассоциироваться детский сад.

Начните адаптацию с себя!

Коротко остановлюсь на трех основных причинах, которые могут вас беспокоить в связи с выходом малыша в сад.

Боязнь разлуки с малышом

Пожалуй, самое естественное чувство. Но не стоит на нем зацикливаться, оно не должно стать преградой на пути взросления малыша. Ваш ребенок - самостоятельная личность, а не ваша часть или собственность. Психолог Анатолий Некрасов в своей книге «Материнская любовь» обращается к родителям:

Если любишь ребенка по-настоящему (а не себя в роли родителя) - научи его жить без тебя!

Страх, что ребенка в садике обидят

Этот страх появляется из-за многочисленных ужастиков о жизни в детском саду, которыми наводнен Интернет и, возможно, вашего негативного опыта. Но тут все в ваших руках. Если речь идет о частном садике, то предложите установить веб-камеры, с помощью которых сможете наблюдать за вашим малышом и персоналом садика. Если это невозможно, либо речь идет о муниципальном садике, - станьте дипломатом.

Необходимо с самого начала наладить партнерские отношения с воспитателями и заведующей садика. Отнеситесь с уважением и пониманием к их труду, будьте вежливы и приятны в общении, благодарите. Воспитатели - тоже люди, им неприятен общий негативный настрой родителей.

Они обязательно оценят ваше внимание и в благодарность будут более подробно рассказывать вам об успехах и проблемах малыша, возможно, дадут несколько неплохих советов по его адаптации. Конечно же нельзя говорить об этом со 100%гарантией, но это то, что вы реально можете сделать.

Чувство вины за то, что бы отдаете малыша в садик

«Он еще слишком маленький, лучше ему быть со мной», - на сегодняшний день довольно широко распространено мнение, что ребенку вообще не нужен садик, и ему комфортнее быть дома с мамой до школы. Это так же модно, как рожать дома или кормить грудью до пяти лет. Безусловно, заслуживает уважения и восхищения самоотверженность таких матерей. Но прислушайтесь к себе: удовлетворяет ли вас лично роль домохозяйки? Не стоит идти на поводу у интернет-сообщества. Есть женщины, которые физически не могут долго сидеть дома, они слишком деятельны и активны, у них более высокие требования к себе. Дома они будут чувствовать себя подавлено, а рядом с несчастной мамой ни один малыш не сможет чувствовать себя счастливым. психолог Анатолий Некрасов, на которого мы уже ссылались, говорит о том, что...

Маленький ребенок не чувствует вашу заботу о нем, зато он чувствует ваше настроение, отношения с мужем, душевную гармонию, и именно это дает ему чувство спокойствия и счастья.

Итак, давайте относиться к выходу вашего малыша в садик с радостью и оптимизмом. Ведь 1 сентября - общенародный праздник, и вы радуетесь, а не расстраиваетесь, когда ребенок впервые идет в школу. Так пусть выход малыша в садик станет еще одним праздником! Передайте свой настрой ребенку, и адаптация пройдет намного легче.

Как проходит адаптация в детском саду

Когда забирать ребенка из детского сада в первые недели

В разных садиках процесс адаптации протекает по своим правилам. Где-то несколько новичков принимают одновременно, где-то каждому новенькому отводят 1-2 недели, когда ему уделяют чуть больше внимания (и этот вариант, конечно, более желателен).

Первый день. В большинстве случаев мам не допускают в группу даже в первый день, и определенный смысл в этом есть. У ребенка не должно возникнуть убеждение, что в садике может быть мама, иначе, когда вам все-таки придется покинуть группу, он вас не поймет. Однако вы можете какое-то время находиться в раздевалке или на пороге группы, наблюдать за малышом. А он, в свою очередь, как только заскучает или растеряется, сможет найти вас глазами, прибежать и «подзарядиться». Пока вокруг все новое и незнакомое, такая «подзарядка» ему поможет успокоиться и почувствовать себя в безопасности.

Первая неделя. На следующий день обстановка в садике будет малышу уже знакома, и можно оставить его. Однако забрать стоит сразу же после сна и лучше, если вы будете дежурить недалеко от садика, чтобы показаться малышу сразу после пробуждения. Обычно дети пугаются незнакомой обстановки спросонок, и воспитателям бывает сложно их успокоить, особенно учитывая то, что остальные малыши могут еще спать.

Вторая и третья недели. Далее несколько дней следует забирать малыша после сна и следить за тем, как он просыпается. Как только процесс пробуждения станет спокойным, без слез и поисков мамы, стоит немного задержаться и дать ему поиграть часик-два после сна. Это необходимо сделать для того, чтобы у малыша не успела выработаться ассоциативная связь: я проснулся - мама пришла. Обычно мама забирает ребенка после сна первую неделю, начиная со второй малыш может оставаться подольше, а к третей окончательно входит в привычный режим садика.

Как не заболеть в первые дни

Однако такую картину может испортить болезнь. В садике на иммунную систему малыша начинается мощная атака: рядом другие дети и воспитатели, а значит - новая микрофлора, что вкупе со стрессом зачастую приводит к заболеваниям. Это обязательно стоит учитывать, когда вы отдаете ребенка в садик до выхода на работу. Если есть такая возможность, выделите на адаптацию около месяца, чтобы в случае болезни вы смогли спокойно посидеть с ним дома и потом продолжить адаптацию.

К сожалению, даже пара дней, проведенных дома (и выходные в том числе) обычно отбрасывают ребенка назад по шкале адаптации, и возможно вам придется снова забирать его после сна, хотя до болезни он спокойно оставался до ужина.

Чтобы свести к минимуму риск заболевания, педиатры и опытные мамы настойчиво рекомендуют профилактику: это могут быть лекарственные препараты или народные средства - то, что посоветует ваш лечащий врач.

Здесь я поделюсь своей схемой, которой пользовалась по совету педиатра: промывание носика и горла 3-4 раза в день (я использовала аква-лор, и обязательно промывала ребенку нос сразу после садика), гриппферон по 2 капли 2 раза в день (можно использовать виферон-гель, или любой другой препарат с интерфероном), а на маечку малыша, перед тем как отдать в группу наносила каплю масла Олбас (натуральные эфирные масла с антисептическим и антибактериальным эффектом, малыш пах, как елочка).

ИМЕЮТСЯ ПРОТИВОПОКАЗАНИЯ. НЕОБХОДИМА КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА.

Адаптация и игрушки

Как еще можно сделать адаптацию более комфортной? Если у ребенка есть любимая игрушка, которую он обнимает, берет с собой на улицу или в гости, то такому малышу небольшой «кусочек дома» поможет справиться со стрессом. Знаю случай, когда мамочка даже подушку принесла из дома, потому что малыш обнимал ее. А, например, мой ребенок, если возьмет игрушку из дома на прогулку, то может бросить ее, как только мы выйдем из подъезда. Ему конечно же ни к чему игрушки из дома в садике, да и нам хорошо, что на домашних игрушках нет садовской микрофлоры.

Есть соблазн купить малышу новую игрушку и подарить, когда забираете из садика. Держите себя в руках, это скорее всего говорит чувство вины (см п.3).

Не стоит вырабатывать ассоциативную связь: забрали из садика - игрушка. Неужели вам нужен ребенок, который в будущем будет требовать компьютер за хорошее поведение или автомобиль за поступление в ВУЗ?

Кстати, психологи рекомендуют на время адаптации в детском саду вообще избегать покупки новых игрушек, походов в цирк или зоопарк, гостей и прочих развлечений. Малышу сейчас достаточно впечатлений, и ему просто необходимо время, чтобы восстановить душевное равновесие в привычной спокойной обстановке. Самое лучшее, что вы можете ему предложить после садика, - это спокойная прогулка по парку, где вы соможете понаблюдать за природой и подышать свежим воздухом.

Если все эти советы не помогли вам - обязательно обратитесь за помощью к профессиональному психологу. Удачной адаптации вам и вашему малышу!

Обновлено и дополнено 4.10.2015

Адаптация ребенка к детскому саду – период, вызывающий немало тревог и переживаний у родителей. Не зря эта проблема является частой причиной обращения в психологическую консультацию.

Нежелание идти в садик, капризы и плач по утрам, чрезмерная возбужденность, раздражительность или подавленность вечером, беспокойный сон, часты простуды – признаки переживаемого ребенком сильного стресса и трудностей адаптации. Подобные реакции на детский сад наблюдаются у большинства детей уже на 2-3 день его посещения, однако они могут проявиться и через неделю или даже через месяц, когда. Как думают родители, ребенок уже успешно и без проблем привык к садику .

Как сделать период адаптации ребенка кратковременным и менее болезненным? Как помочь ребенку быстрее и легче привыкнуть к садику? Давайте внимательно проанализируем эту абсолютно новую ситуацию в жизни ребенка с точки зрения детской психологии.

1. Опыт показывает, что наиболее благоприятен для адаптации к детскому саду возраст 2, 5 – 3, 5 лет. В этот период ребенок стремится быть самостоятельным и «взрослым» (пресловутый кризис 3 лет), просыпается потребность в расширении круга общения и потребность в контактах, совместных играх со сверстниками. Эти психологические характеристики возраста являются основой для мягкой адаптации к садику. Более раннее или позднее с точки зрения возраста привыкание к условиям детского учреждения чаще сопровождается трудностями.

2. Готовьте ребенка к этому периоду заранее. Чтобы адаптация прошла мягче – жизнь ребенка дома необходимо максимально приблизить к условиям детского сада. Узнайте заранее режим дня в дошкольном учреждении и придерживайтесь его дома, формируйте навыки самообслуживания (самостоятельно кушать, одеваться, мыть руки, ходить в туалет). Чаще общайтесь со сверстниками на детской площадке, по возможности сходите с ребенком на «экскурсию» в садик и на его территорию.

3. Ребенок с первого дня должен знать, что посещение детского сада – обязательно и неизбежно. Других вариантов у него нет. В этом случае ребенок не будет испытывать призрачных надеж, что какие-то его поступки (чаще негативные) или обстоятельства могут изменить ваше решение, и все силы направит на привыкание к новой ситуации жизни в садике. «Мама идет на работу, это важно. А ты идешь в садки – это твоя работа, как у взрослого».

4. Необходимо понимать, что детский сад (особенно в период адаптации к нему) – это не только веселые совместные игры, новые игрушки и прогулки с детьми, сколько негативные переживания от разлуки с мамой, стресс от постоянного шума, вынужденное взаимодействие со сверстниками, конфликтные ситуации (ударили, толкнули, отобрали игрушку). Старайтесь относиться с должным и искренним вниманием, пониманием и уважением к переживаниям маленького ребенка. Слушайте его рассказы, объясняйте как себя вести в трудных и конфликтных ситуациях, проигрывайте сходные ситуации с игрушками (или с вами) дома. И всегда делайте акцент на позитиве: спрашивайте о том, что ребенку понравилось в садике, что было веселого и увлекательного.

5. Постарайтесь договориться о возможности вашего совместного с ребенком пребывания в садике на период адаптации . Обычно, администрация детских садов и воспитатели идут навстречу.

6. Заранее познакомьтесь и старайтесь наладить отношения с воспитателями в группе, которую будет посещать ваш ребенок. Сообщите воспитателям как можно больше информации о вашем ребенке: его предпочтениях в еде, возможных аллергических реакциях, предпочтениях в играх, общении и другом.

7. Предложите ребенку брать с собой какой-то предмет или игрушку из дома в садик. «Кусочек» дома может облегчить его переживания в незнакомой обстановке. «Сегодня мишка идет в гости в садик к игрушкам, завтра слоник» и т. д.

8. Старайтесь больше времени проводить с ребенком вечерами. Причем проводить это время продуктивно: вместе читать и обсуждать. Вместе рисовать, вместе клеить, вместе рассматривать и удивляться, вместе… Если вы заняты или устали, пусть это будет хотя бы один час активных совместных дел или бесед.

9. Ориентируйте ребенка во времени. Объясняйте, что есть 5 будних дней, когда ходят на работу и в садик, после них – выходные, когда все остаются дома. «Сегодня вторник. Еще три денечка и будет выходной». Это важно для ребенка, особенно в период адаптации , знать – сколько дней осталось до выходных. Заодно дни недели и счет до пяти быстро выучатся.

10. Утром не задерживайтесь в раздевалке. Пословица гласит: «долгие проводы – лишние слезы». Выработайте четкий ритуал: пришли, быстро переоделись, сказали – в какое время вы вернетесь за ребенком и что вы его любите, поцеловались (обнялись) и ребенок самостоятельно уходит в группу. Чтобы ребенку легче было расстаться с вами, по дороге в детский сад договоритесь заранее, что вы будете делать сегодня вечером (читать новую книгу, собирать желтые листья, лепить бабочку из пластилина и др.). С известными и интересными на вечер планами и время в садике пролетит незаметно. Только не создавайте ритуал покупки конфеты или другой сладости после садика в качестве бонуса за пережитый стресс. Во-первых, от такой практики потом будет сложно избавиться, а во-вторых, для любого ребенка самой главной наградой всегда является искреннее внимание родителя и время, проведенное с ним.

Адаптация к детскому саду – первый проблемный период в жизни ребенка. В ваших силах помочь ему пережить это время легче и быстрее, просто будьте внимательны и терпеливы к нему. И поверьте, уже скоро вы услышите фразы «Мам, ну когда мы опять в садик пойдем?», «Почему ты так рано за мной пришла? Я хочу еще поиграть!» или «а Марья Ивановна сказала (воспитатель) сказала, что нужно делать так!» и с грустью вспомните о тех прошедших днях. Когда ваш ребенок был сильно привязан только к вам, а вы хотели немного больше свободы. Но это тема уже другого разговора…

Вам понравилось? Нажмите кнопочку:

error: Content is protected !!