Анкета для детей из многодетных семей. Многодетная семья. Опрос населения. Каждый респондент должен занимать отдельный стол, что повысит возможности обеспечения индивидуальной работы

Рожков В.В., Великанов В.Д., Васнева Т.М., Соломатина С.А.
«Социальное обозрение», №1-2, М., СОФИЯ, Гелиос, 2003 г.

В статье приводится анализ данных социологического опроса родителей из многодетных семей, проживающих на территории Западного административного округа г. Москвы (РУ «Кунцево» и «Можайский»).

Задачей настоящего исследования является изучение социального положения многодетных семей, выявление их потребностей и возможностей, в ряду которых - выявление возможности многодетных семей в приеме на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей (35% положительных ответов по результатам исследования).

В настоящее время в Российской Федерации определился ряд опасных тенденций, касающихся будущих поколений наших соотечественников. В далекой перспективе это уменьшение числа рождаемости.

Демография, основываясь на материалах статистики, считает, что для простого воспроизводства численности населения РФ необходимо, чтобы каждая женщина родила в среднем 2,6 ребенка . В то же время, по данным Всероссийской микропереписи населения 1994 г., среднее желаемое российской женщиной количество детей составило всего 1,8 ребенка. Только 12,5% опрошенных женщин в возрасте от 18 до 30 лет назвали трех или более детей в качестве желанного числа .

В ближней перспективе тревожно появление все большего числа детей, оставшихся без попечения родителей. Такие дети, если не предпринять продуманных мер реабилитационного характера, никогда не станут полноценными и полноправными членами общества, так как их мировоззрение формирует полукриминальная, маргинальная среда, которая не является средой воспроизводства и передачи положительного национального социокультурного опыта. При этом хотелось бы отметить, что, по данным районных отделов «Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав» ЗАО г. Москвы, наименьший процент детей, состоящих у них на учете, составляют дети из многодетных семей.

По нашему мнению, это происходит потому, что родители в таких семьях являются, как правило, гарантами надежности и стабильности в воспитании и образовании детей. Сами дети при этом получают соответствующее коллективное воспитание и с самого раннего детства приучаются нести определенную социальную ответственность, имеют взаимные права и обязанности по отношению к другим членам семьи различных возрастов и статусов.

Вместе с тем многодетная семья уже самим фактом своей многодетности, которая, как правило, является продуктом реализации осознанного желания родителей иметь много детей, доказывает, что она является той инстанцией, которой можно «априори» доверить воспитание приемных детей.

Региональный благотворительный общественный фонд (РБОФ) «София» в настоящем исследовании, проведенном в 2001-2002 гг., поставил себе целью изучить именно такую семью, в которой воспитываются трое или более детей, показать ее «социальный портрет», выявить ее потребности, раскрыть ее потенциальные возможности.

Одной из которых, по нашему предположению, могло бы быть желание многодетной семьи, несмотря на все существующие трудности, принять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей.

При положительном ответе многодетных родителей на этот вопрос можно было бы, опираясь на это, сделать конкретные шаги в решении как проблемы беспризорности и безнадзорности, так и проблемы рождаемости. В отношении беспризорности и безнадзорности такой подход мог бы несколько снизить остроту проблемы, хотя количество многодетных семей и не очень велико (на конец 2000 года из 935 700 населения ЗАО г. Москвы многодетными являются около 2500 семей).

В контексте же решения проблемы рождаемости в нашем государстве имеет смысл: во-первых, привлекать любое внимание к счастливой многодетности; во-вторых, пропагандировать «искусственную» многодетность, поощряя ее административными мерами (выгодными пособиями, жильем и тому подобным). Получив свое развитие, эта ситуация будет иметь реальный шанс укоренить и «естественную» многодетность в сознании наших соотечественников. В итоге можно было бы ожидать, что увеличение количества многодетных семей приведет как к уменьшению числа безнадзорных и беспризорных детей, так и к увеличению численности населения, что повлияет на улучшение демографической ситуации в России.

Для выполнения исследовательской части данной работы была разработана специальная анкета с рядом вопросов, охватывающих различные стороны жизни многодетной семьи, ее потребностей, а также вопросы, помогающие понять, как многодетная семья живет в наше нелегкое время. Анкеты были предложены семьям, проживающим на территории районных управ (муниципальных образований) «Кунцево» и «Можайский» Западного административного округа г. Москвы.

В социологическом опросе приняли участие 248 родителей: из них 75% составили женщины, и 25% - мужчины. Как мы видим, не все отцы приняли участие в нашем опросе, поэтому, анализируя ответы, мы учитывали факт наличия или отсутствия семейной пары среди наших респондентов.

По социальному происхождению респонденты распределились следующим образом: из служащих - 39%, из рабочих - 36%, из крестьян - 4%, и не дали ответа на этот вопрос 21% родителей. Национальный состав оказался более однородным: 76% - составляют русские, 6% - украинцы и белорусы, 5% - татары, по 2% - армяне и азербайджанцы, 9% составили другие национальности.

Возрастная структура опрашиваемых родителей выглядит следующим образом: основная масса находится в возрастной группе от 18 до 44 лет, это 83%, в возрастной группе от 45 и старше - 17%.

Подавляющее большинство (74%) опрошенных многодетных семей имеют в своем составе трех детей. Далее семьи в зависимости от количества детей распределились так: 14% - имеют четырех детей, 8% - пять, 3% - шесть и 1% - семь детей.

Опрос показал, что большинство респондентов (66%) состоит в юридическом браке. В церковном браке - 4%, одновременно в церковном и юридическом браках - 7%, в браке не состоят 13% опрошенных, 6% считают, что они состоят в гражданском браке. Не ответили на этот вопрос 4% респондентов.

Среднее и средне-специальное образование среди опрошенных родителей имеют 59%, высшее и незаконченное высшее образование - 39%, а неполное среднее - лишь 2%.

Таким образом, мы видим, что образовательный уровень большинства опрошенных родителей достаточно высок. Это подтверждается тем, что 4% респондентов свободно владеют иностранными языками, 41% - со словарем, при этом 56% иностранными языками не владеют или не дали на этот вопрос никакого ответа. Кроме того, 3% - профессионально владеют персональным компьютером, на уровне пользователя - 31%.

Более половины опрошенных трудоустроены (54%), а 43% - нет. Такой высокий процент нетрудоустроенных родителей объясняется тем, что в опросе приняли участие 75% женщин. Большинство мамочек занимаются детьми, некоторые не работают по состоянию здоровья или просто не могут найти работу по своей квалификации или в соответствии со своими интересами. Кроме того, часть опрошенных женщин поделилась тем, что работодатели, «не приветствуют» работниц с малолетними детьми.

Из числа опрошенных 28% нуждаются в трудоустройстве, 20% хотели бы устроить на работу своих детей. Причем среди тех, кто нуждается в работе, многие не отказались бы от получения дополнительного образования. На вопрос: «Нуждаетесь ли вы в основном и дополнительном образовании для себя?» - утвердительно ответили более трети респондентов (возраст опрашиваемых в данном случае не имеет существенного значения). И в молодой, и в старшей группе соотношение желающих учиться примерно одинаково. В дополнительном образовании для своих детей нуждается уже подавляющее большинство респондентов - 63%, и лишь 21% ответили «нет», 2% - «не знаю», остальные не дали ответа на этот вопрос.

Приведенные цифры свидетельствуют о том, что существующий в настоящее время уровень основного образования явно недостаточен и люди хотят получить дополнительное образование, чтобы устроиться на более высокооплачиваемую работу. А это на сегодняшний день связано с большими материальными затратами, которые многие многодетные семьи не могут себе позволить.

Удовлетворенность работой высказали 44% респондентов, 23% дали отрицательный ответ, 33% уклонились от ответа. Таким образом, многие многодетные родители вполне удовлетворены своей работой. Неслучайно 40% опрошенных имеют стаж работы от 10 до 20 лет, 34% - от 20 до 30 лет, 10% - до 10 лет, а 4% - от 30 до 40 лет. Причем инвалидность имеют только 2% опрошенных, остальные - молодые здоровые люди, стремящиеся внести свой вклад в развитие общества.

Основным источником доходов является заработная плата - так ответили 72% респондентов, 6% ориентированы на различные пособия, 5% - на пенсии, 1% - на помощь родственников, 15% по различным причинам не дали ответа на этот вопрос. Происхождение основного источника дохода подтверждается ответами и на другой вопрос анкеты: «Каков доход на одного члена вашей семьи?»: 45% имеют доход до 1000 рублей, 42% - от 1000 до 2000 рублей, 4% - более 2000 рублей, 9% респондентов не дали ответа на этот вопрос. Если многие удовлетворены самим характером своей работы, то этого никак не скажешь об уровне зарплаты - лишь 10% удовлетворительно ответили на этот вопрос, 53% - отрицательно, а 37% не дали ответа. Естественно, если заработная плата на основном месте работы низка и не может обеспечить сносное существование людям, они вынуждены искать приработок на стороне (разумеется, за счет своего свободного времени и здоровья). Так желаемым видом занятости 41% опрошенных назвали «частичную занятость», 16% - подработку и лишь 13% - полную занятость, треть респондентов оставили этот вопрос без ответа.

Кстати, примерно столько же, 32% опрошенных родителей, не дали ответа на вопрос: «Как вы проводите свой досуг?». 5% отметили, что свободного времени у них нет; 28% респондентов предпочитают проводить свободное время с детьми, в кругу семьи; 15% заняты домашними заботами, работой в деревне или на даче: 5% предпочитают активный отдых, занимаются спортом, туризмом, любят рыбалку; 5% проводят время за чтением и рукоделием; 5% посещают театры, выставки и музеи, 4% отдают свободное время телевидению, 1% посещает церковь.

Анализ свободного времени детей из многодетных семей дает несколько иную картину. Ответы распределились следующим образом: 33% детей, по мнению родителей, предпочитают игры, прогулки и спорт; 10% отдают предпочтение чтению, рисованию, театру; 8% занимаются в различных кружках, студиях, музыкой; 9% проводят досуг в кругу семьи, дома, на даче; 5% отдают свое время кино, телевидению, компьютеру; 1% проводит время, посещая церковь. Но 27% респондентов не дали ответа на этот вопрос, а 7% сказали: «когда как».

Следовательно, более трети (учитывая два последних показателя) детей, по мнению их родителей, не знают, куда себя деть и как использовать свободное время. А это самое тревожное, поскольку бесконтрольность и отсутствие каких-либо интересов, способных увлечь юного человека, может привести его к асоциальным поступкам и действиям. Тем более, что взрослые члены семьи далеко не всегда могут заполнить духовный вакуум детей, а подчас не имеют для этого ни моральных, ни материальных возможностей, впрочем, это уже проблема семьи любой, а не только многодетной, последняя же, по крайней мере, обеспечивает свое простое воспроизводство (в среднем не менее 2,6 ребенка на одну женщину), в отличие от семьи бездетной или малодетной.

Что же удерживает молодых здоровых людей в репродуктивном возрасте от того, чтобы дать жизнь и воспитывать здоровых, полноценных детей, без которых нет будущего у нации и государства? Комплекс факторов социального, экономического, психологического и тому подобного характера. На примере многодетных семей мы рассмотрим только некоторые из них, абстрагируясь от таких моментов, как отсутствие стабильности в обществе, неуверенность в завтрашнем дне и так далее, решение этих проблем возможно лишь при условии четкой осознанной социальной политики государства и ее одобрения всем обществом в целом.

О зарплате, толкающей на нищенское существование, мы уже говорили, в таких условиях речь может идти только о выживании, но никак не о возрождении нации. Не вызывает удивления поэтому ответ на вопрос: «Удовлетворены ли вы уровнем социальной поддержки, оказываемой вам федеральными/местными органами власти?». 57% многодетных родителей ответили «нет», и лишь 18% ответили на этот вопрос утвердительно. 17% затруднились с ответом, а 8% опрошенных вообще не дали на него ответа. Причем на аналогичный вопрос об уровне социальной поддержки, оказываемой общественными, благотворительными организациями, получены более оптимистичные ответы: 23% удовлетворены их деятельностью, 41% - нет, 26% ответили «не знаю», а 10% не дали ответа. Это говорит о том, что благотворительные организации, общественные фонды ближе к населению, которое нуждается в социальной поддержке, но помощь, которую такие организации могут оказать, явно недостаточна, и информация об их деятельности, как правило, отсутствует.

В социологическом опросе большое внимание уделялось вопросу о том, какие виды социальной помощи необходимы многодетной семье. В первую очередь необходима материальная помощь. В ней нуждаются 79% опрошенных. 13% многодетных родителей не дали ответа на этот вопрос, а по 4% ответили «не знаю» или «нет» (это те, у кого доход более двух тысяч рублей на человека, но такой доход обеспечивается не только зарплатой, но и другими источниками). Те же, кто живет на зарплату, а таких подавляющее большинство, безусловно, нуждаются в материальной поддержке.

В юридической помощи нуждаются 33% респондентов, в психологической - 20%. Но многие многодетные родители не дали ответа о нуждаемости в юридической или психологической помощи. Это говорит скорее о недостаточности таких служб в городе, чем об отсутствии реальных потребностей в них.

Хотя 77% респондентов имеют отдельные квартиры, жилищные условия многодетных семей оставляют желать лучшего. Только 9% опрошенных имеют более 18 м2 на одного человека, 20% - от 10 до 18 м2, а большинство, 48%, - до 10 м2. Совершенно естественно, что на вопрос: «Нуждаетесь ли вы в улучшении жилищных условий?» - 71% опрошенных ответили утвердительно и только 17% - отрицательно, остальные дали неопределенный ответ или не дали его вовсе. Многие семьи живут в старом, ветхом жилищном фонде, 48% квартир нуждаются в ремонте. Кроме ремонта квартиры людям необходимы и другие социально-бытовые услуги.

Наибольший процент респондентов нуждается в ремонте сантехники и бытовой техники, поскольку при повышенной эксплуатации она часто выходит из строя, а это стоит немалых материальных затрат. Вероятно, здесь следует подумать о льготах для многодетных семей или о создании специальных ателье по ремонту бытовой техники для подобных категорий населения.

Другие же виды социально-бытовых услуг необходимы значительно меньшему числу опрошенных (вероятно, только тем, кто по состоянию здоровья не может обслуживать себя сам, но таких очень немного), остальные предпочитают обслуживать себя сами. Но поскольку существуют другие виды социальной помощи, интересно, как относятся к ним многодетные семьи и в чем конкретно они более всего нуждаются.

Анализ данных показывает, что наиболее популярны у многодетных семей льготные распродажи и разовая продовольственная помощь. Отсюда вытекает необходимость в развитии сети недорогих льготных магазинов для многодетных семей. Менее всего многодетные семьи нуждаются в бесплатных обедах. Действительно, если одинокий ветеран или инвалид видит в них привлекательность и пользу для себя, то для многодетных семей нужно устраивать культурно-спортивные праздники с угощениями, где могут присутствовать родители с детьми, проводить игры и викторины с призами, которые доставят удовольствие и взрослым и детям.

Этот вывод подтверждается данными проведенного нами опроса - 70% респондентов хотели бы участвовать в культурно-массовых мероприятиях (независимо от принадлежности к той или иной возрастной группе), 56% хотели бы заниматься спортом. Об активной жизненной позиции свидетельствуют также и такие данные, что 21% респондентов хотели бы заниматься общественной деятельностью, 17% - участвовать в художественной самодеятельности.

И хотя большинство из участвующих в опросе люди небогатые, они готовы помогать нуждающимся. Но в еще большей степени о занимаемой жизненной позиции членов многодетных семей свидетельствуют следующие утверждения, которые характеризуют жизненное кредо. В частности, 86% респондентов отметили, что в своей жизни руководствуются следующими заповедями: «не убий», «не укради», «возлюби ближнего своего» и так далее, 4% не знают, что ответить, 8% не дали ответа и лишь 2% ответили «нет». Однако мало декларировать свой альтруизм, необходимо и подтверждение занимаемой позиции конкретными делами или поступками.

В частности, нас интересовал вопрос, могла бы многодетная семья взять на воспитание чужого ребенка, оставшегося без попечения родителей. Ведь для современной России проблема детской беспризорности приобрела характер настоящего социального бедствия. А многодетная семья со своими традициями воспитания, здоровым микроклиматом, взаимопомощью и поддержкой как никакой другой социальный институт могла бы взять на себя какую-то часть этой социальной проблемы.

С этой целью в анкете были предложены два вопроса:

«Я мог(ла) бы из сострадания взять на воспитание ребенка, оставшегося без попечения родителей» и

«Я взял(ла) бы на воспитание такого ребенка, если бы на его содержание выплачивались денежные средства». Подробный анализ результатов такого исследования, учитывающий варианты ответов на все вопросы анкеты, приведен в статье «Кто воспитает ребенка».

Оказалось, что 35% опрошенных родителей могут быть отнесены к группе, готовых взять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. И не имеет большого значения, собираются ли брать на воспитание ребенка просто из сострадания или за денежное вознаграждение. Но как осуществить эти благие намерения (с правовой, экономической, социальной и так далее сторон) должны решать уже соответствующие административные органы и службы.

На наш же взгляд, для более углубленного анализа проблем многодетных и прочих семей следует провести дополнительные исследования по следующим вопросам:

* определение роли матери и отца в многодетной семье;
* выявление тех мотиваций, которые подтолкнут к рождению детей многодетные семьи и семьи, не являющиеся многодетными;
* выявление семей, желающих и способных воспитать чужого ребенка;
* провести тестирование родителей, которые выразили готовность воспитать такого ребенка, и всех членов многодетной семьи на психологическую совместимость с чужим ребенком;
* провести тестирование предполагаемого приемного ребенка на совместимость с новой семьей;
* продумать действия, направленные на развитие и популяризацию идеи многодетности в нашей стране, прежде всего, отражая это в рекламной продукции, в газетах, на радио, на телевидении, в Интернете;
* разработать специальные анкеты и методики для оценки достоверности ответов респондентов.

Заключение

По результатам проведенных исследований составлен обобщенный социальный портрет многодетных семей, проживающих на территории муниципальных образований «Кунцево» и «Можайский» ЗАО г. Москвы. Были опрошены 248 родителей, из них женщин - 75%, мужчин - 25%. Обобщенный портрет имеет следующие характеристики (без учета мнений респондентов, не давших ответа):

1. По своему национальному составу опрошенные родители многодетных семей разделяются на: 76% - русских, 6% - украинцев и белорусов, 5% - татар, по 2% - армян и азербайджанцев, остальные - 9%.

2. В заключенных браках состоят 73% многодетных семей. Неполные семьи и семьи, состоящие в гражданском браке, составляют 19%, состоят в церковном браке 4%.

3. Среднее и высшее образование имеют 98% родителей. При этом более 30% высказалось за получение дополнительного образования для себя и 63% - для своих детей.

4. Трудоустроены только 54% родителей, из них 44% удовлетворены своей работой. Нуждаются в трудоустройстве для себя 28% респондентов и 20% - для своих детей. Желают иметь частичную занятость или подработки 57% родителей.

5. Основной источник дохода - зарплата. Так ответили 72% опрошенных родителей. 45% респондентов имеют доход до 1000 рублей на одного члена семьи, 42% респондентов - от 1000 до 2000 рублей, 4% имеют доход, превышающий 2000 рублей.

6. Около 60% родителей проводят все свое свободное время в кругу семьи, занимаясь детьми и домашним хозяйством. По мнению родителей, примерно 30% детей не знают, как использовать свое свободное время.

7. Уровнем социальной поддержки, оказываемой федеральными/местными органами власти, удовлетворены 18% респондентов, 57% выразили отрицательное мнение. Относительно деятельности благотворительных организаций высказались соответственно 23% и 41% респондентов.

8. В отдельных квартирах проживают 77% многодетных семей. При этом только 9% семей имеют более 18 м2 на одного человека, а большинство (48%) - менее 10 м2. Нуждаются в улучшении жилищных условий 71% семей. Многие семьи живут в ветхих домах, 48% квартир нуждаются в ремонте.

9. Об активной жизненной позиции родителей многодетных семей свидетельствует то, что 21% респондентов хотели бы заниматься общественной деятельностью, 17% - участвовать в художественной самодеятельности. Хотя большинство из опрошенных люди небогатые, они сами готовы помогать нуждающимся. Так до 53% родителей могут оказать помощь обувью и одеждой, принять участие в создании библиотек для клубов, домов инвалидов и интернатов.

10. Основываясь на анализе всего массива данных социологического опроса многодетных семей, полученного методом анкетирования, учитывая данные свободного интервью, неформально проводимого в момент сбора анкет, и устные пожелания респондентов, нами разработаны следующие предложения по улучшению социальной работы с многодетными семьями и популяризации идеи многодетности в нашей стране:

* снять временной ценз на понятие «многодетная семья»;
* вновь ввести наградные знаки отличия (ордена и медали) для многодетных матерей, обеспечив их пожизненными материальными и имущественными льготами;
* для социальной помощи и правовой защиты интересов многодетных семей в состав местных органов власти ввести оплачиваемые выборные должности ответственных из среды самих многодетных, осуществить при необходимости их профессиональную переподготовку;
* увеличить объем адресной социальной помощи многодетным семьям:

A) ввести возрастающую доплату к ежемесячному государственному пособию на каждого ребенка, начиная с третьего, и привязать ее к величине прожиточного минимума в регионе;
b) с увеличением числа детей в семье пропорционально уменьшать величину оплаты жилья и жилищно-коммунальных услуг;
c) создать отдельную очередь на получение муниципального жилья для семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Такие семьи должны получать жилье в течение двух-трех лет;
d) вновь ввести отпуск по уходу за новорожденным ребенком в трудовой стаж матерей (отцов), начиная с рождения третьего ребенка;
e) с увеличением числа детей пропорционально уменьшать матерям возраст выхода на пенсию, например, с рождением второго ребенка возраст выхода на пенсию составит 54 года, с рождением третьего ребенка - 53 года и т.д.;
f) ввести бесплатный проезд или 50%-ную оплату стоимости проезда в городском транспорте и пригородных поездах всем членам многодетных семей;
g) ввести бесплатную (или по сниженным ценам) выдачу лекарств, приобретаемых по рецептам врачей, всем неработающим членам многодетных семей;
h) предоставить всем детям из многодетных семей возможность бесплатно получать любое специальное или высшее образование;
i) ввести отсрочку призыва в армию или сократить срок военной службы детям из многодетных семей;
j) создать дополнительные рабочие места в районах проживания многодетной семьи, где дети и родители могли бы работать несколько часов в день с целью получения дополнительного заработка. Привлечь для этого коммерческие и производственные организации, а также органы местного управления;
k) организовать при содействии общественных, благотворительных организаций и местных органов государственной власти магазины, торгующие различными промышленными товарами и продуктами питания по ценам, ниже рыночных на 50%, а также специализированные ателье по пошиву одежды и ремонту бытовой техники.

Использованная литература.
1. Рожков В. В. Многодетная семья - барьер депопуляции России. // Социальное обозрение, №1. М., 2002.
2. Борисов В.А. Демография. М., 1999.
3. Рожков В.В., Великанов В.Д. Кто воспитает ребенка? // Социальное обозрение, №1-2. М., 2003.

За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двоих детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Отношение к многодетным семьям значительно менялось в нашей стране за последние два века. В дореволюционной России многодетность, особенно в крестьянских семьях, составляющих подавляющее большинство населения, была залогом стабильности, крепкого большого хозяйства, процветания, довольства. Большая детская смертность побуждала женщину рожать как можно чаще, обычно за весь детородный период, прожитый совместно с мужем, у здоровой женщины рождалось от 8 до 11 детей.

Современные условия жизни диктуют совершенно другие законы выживания семьи. За последние столетия желаемое количество детей в семье сильно сократилось – сначала до двух детей, а теперь уже во многих семьях желателен только один ребенок, а в некоторых – и ни одного. Естественно, что современная установка на малодетность постепенно уменьшает общественную ценность материнства.

Cемьи с количеством детей, большим трех, вызывают, зачастую, сильное неодобрение окружающих, поскольку они выбиваются из рамок социального стереотипа. Нестабильность экономической ситуации в нашей стране лишь усугубляет эту тенденцию, несмотря на попытки возродить исконно русскую традицию многодетности во многих современных семьях.

Самый распространенный довод противников многодетности следующий: все многодетные семьи – нищие, сидящие на шее у государства в целом и у них, как у порядочных налогоплательщиков, в частности. Эта точка зрения, мягко говоря, ошибочна, потому что субсидии и льготы для многодетных семей в нашей стране минимальны, а размеры детских пособий не достигают и 5% от прожиточного минимума. Таким образом, иждивенцами такие семьи назвать никак нельзя, даже наоборот: родители и старшие дети в таких семьях зачастую трудятся намного активнее, чем их сверстники из малодетных семей, чтобы поддерживать приемлемый уровень жизни для всех членов семьи.

Люди, осуждающие многодетность, искренне считают, что для рождения ребенка нужно для начала самим встать прочно на ноги, потом хотя бы одного ребенка на ноги поставить, а для этого необходимы значительные средства. Однако вместе с тем была выявлена странная закономерность: чем лучше материальные и жилищные условия, тем чаще семья ограничивается рождением одного ребенка.

Интересно также, что в наиболее обеспеченных семьях как минимум треть супругов (чаще - мужья) считают материальные условия недостаточными, и расценивают это как препятствие к появлению ребенка. А семьи, где доход невелик и уже есть один или два ребенка, но материальное положение значительно ниже, чем в обеспеченных семьях, оценивают свое материальное положение как вполне достаточное и даже высокое.

Таким образом, каков бы ни был доход семьи, удовлетворенность им может быть различной: для кого-то приемлемый уровень жизни – это трехэтажный коттедж и собственный катер, а для кого-то – двухкомнатная хрущевка. Т.е. дети в представлении многих потенциальных родителей как бы вступают в конкуренцию с удовлетворением материальных потребностей.

Если материальные потребности высоки, то ребенок часто не выдерживает конкуренции: на первом месте – материальное благополучие, и только потом - дети. Отсюда и появляется в последние годы много малодетных или вовсе бездетных хорошо обеспеченных семей.

Сегодня современными общественными установками всячески поощряется и провоцируется самореализация женщины. Но вполне естественно, что женщина, отдающаяся работе, не может успевать вести хозяйство и в достаточной степени заботиться о ребенке - одна из этих двух важных сфер все равно пострадает. Поэтому многие женщины выходят из положения, взяв в дом помощницу по хозяйству, а для детей - няню или гувернантку (по возрасту ребенка).

Это нормальное явление, которое к тому же позволяет ребенку больше ценить мать, а мужу - жену как социально успешную женщину. Но сочетание многодетности и успешной карьеры - две вещи, совпадающие только в очень редких, просто исключительных случаях. Поэтому в обществе укоренился стереотип: многодетная мать не может быть успешной, полноценно реализовавшейся.

Вдумаемся в статистику. Сегодня примерно 25 женщин детородного возраста из 100 вообще не намерены обзаводиться детьми. Это значит, что инстинкт материнства у них или утрачен из-за приоритетности других задач (карьера, приобретение материальных благ), или подавлен в связи с материальными трудностями, что в физическом и в моральном плане губительно для здоровья женщины. Это значит, что одна четвертая часть здорового генофонда русской нации исключена из дальнейшего развития полностью.

41 и 31 женщина из 100 планируют родить одного или двух детей соответственно. Это еще раз доказывает, что в наше время происходит смена установки с даже двухдетной семьи на однодетную. Доказано, что установка на планируемое число детей практически не меняется с изменением семейного положения женщины и связанными с этим изменениями ее социального положения (снижением дохода на члена семьи, ухудшением условий проживания, питания и др.).

Вместе с тем исследования демографов, психологов и социологов показали наличие прямой связи между репродуктивными установками родителей и их детей: однодетность родителей, как правило, проявлялась в однодетности их детей, двухдетность порождала переходящую ситуацию между однодетностью и двухдетностью, а среди детей из многодетных семей (трое и более детей) оказалось наибольшее количество тех, кто стремился к трехдетности.

По данным анкетирования школьников разных возрастов об идеальном, желаемом и ожидаемом числе детей наблюдается прямая связь: чем больше братьев и сестер имеют школьники, тем больше у них предполагаемое в будущем число собственных детей, то есть они тоже стремятся к многодетности. Единственному ребенку в семье не хватает партнеров для игр и общения в семье, что приводит к эмоциональным переживаниям.

Таким образом, сегодня мы зачастую наблюдаем удручающую картину: один, в редком случае – два ребенка в семье. И политика государства относительно поддержки материнства и детства в нашей стране играет, к сожалению, далеко не последнюю роль в усилении этой тенденции.

На первом месте по-прежнему остается негативное отношение общества к многодетной семье. Между понятиями «многодетная мать/отец» и «неуспешный человек» практически ставится знак равенства, хотя на самом деле далеко не во всех случаях это так. Отношение к детям из многодетных семей в нашей стране в последние годы стало еще более плачевным, хотя многие из стереотипов по-прежнему остаются всего лишь заблуждениями, но об этом мы поговорим в следующий раз.

Приложение 1
Матрица определения обобщенного показателя социального благополучия семьи как института воспитания



Показатели семьи

Баллы

1.

Состав семьи

мать, отец, дедушка, бабушка

5

только мать и отец

4

мать и отчим, отец и мачеха

3

одна мать, один отец

2

нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

1

2.

Санитарно-жилищные условия семьи

благоустроенная отдельная квартира

5

квартира с родителями супруга(и)

4

более одной комнаты в коммунальной квартире. с удобствами

3

комната в коммунальной квартире, общежитии с удобствами

2

комната в общежитии, в бараке без удобств

1

3.

Доход семьи

могут практически ни в чем себе не отказывать

5

денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в кредит или в долг

4

на повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

3

живут от зарплаты до зарплаты

2

денег до зарплаты не хватает

1

4.

Педагогический стиль семьи

постоянная поддержка, разумная требовательность, к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

5

слепая любовь, гиперопека, эмоциональная навязчивость

4

первичная ориентация родителей на собственную жизнь при сохранении доброжелательного, дружелюбного отношения к детям

3

равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительная проблема жизни

2

напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

1

5.

Уровень социального здоровья семьи

атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

5

здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке»

4

в семье ссоры, скандалы, один из супругов склонен к выпивке

3

судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная форма умственной отсталости одного или обоих супругов

2

стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

1

6

Ценность детей в семье

дети - главная ценность в семье

5

дети - равнозначимая ценность наряду с супружеством

4

дети дополняют супружеские отношения

3

дети - элемент социального статуса: «как у всех»

2

дети - обуза, доставляют много дополнительных забот беспокойства

1

7

Отношения семьи со школой

высокая включенность в жизнь школы, посильная помощь школе, высокая информированность о школьных делах ребенка

5

обращение к педагогам за советами по вопросам воспитания, признание их авторитета, регулярное участие в родительских собраниях

4

интерес к школьной жизни ребенка односторонний: только у матери

3

критика педагогических методов школы, уклонение от посещения родительских собраний

2

отсутствие интереса к школьным делам ребенка, сознательное ограничение посещений ребенком школы (в целях эксплуатации его труда, по другим причинам)

1

Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации о семье. Матрица позволяет выявить семьи группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с ними.

Выполнив инструкцию по определению обобщенного показателя уровня социального благополучия семьи как института воспитания (общая сумма баллов - 105), мы получили характеристику каждой конкретной семьи. При анализе конкретной семьи сумма баллов (чем меньше баллов, тем выше риск):

Сумма баллов ниже 21 – это индикатор семьи группы повышенного риска;

От 22 до 30 баллов - индикатор семьи в пределах допустимой нормы;

Более 31 балла – показатель благополучной семьи (чем больше баллов, тем устойчивее благополучие).

Приложение 2
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ
В г. Барнауле проводится исследование среди многодетных семей с целью выявления преимуществ проблем семьи в личностном развитии подрастающих поколений.

Предлагаем Вам ответить на следующие вопросы:

1. Ваша семья многодетная, в ней воспитывается:

Более 5 детей________________________________________________.

2. Образование родителей:

Среднее;

Среднее профессиональное;

Высшее профессиональное.

3. Мотивы планирования Вашей семьи:

Сознательная многодетность;

Рождение третьего (и последующих) детей - случайность;

Семья с крепкими религиозными традициями;

Семья с рождением общего ребенка при повторном браке;

4. Какова специфика семейного воспитания в Вашей семье?

Детей воспитывают мать и отец;

Психолого-педагогические;

Распределение обязанностей;

Отдых детей;

Трудоустройство родителей;

Другое______________________________________________________.

10. Как Вы думаете, захотят ли Ваши дети, чтобы их будущая семья была похожа на Вашу?


- не знаю.

11. Считаете ли Вы, что многодетная семья имеет ряд преимуществ в сравнении с семьями с одним (двумя) детьми?


12. Если «да», то в чем эти преимущества"?

Детей легче воспитывать - они не растут эгоистами;

Дети вырастают более трудолюбивыми, приспособленными к жизни;

Семья более дружная;

Другое______________________________________________________.

13. Участвуют ли дети в принятии Вашей семьей особо важных решений?


14. Какие виды социальной помощи получает Ваша семья?

Бесплатное питание детей в школе;

Бесплатные проездные билеты;

Приобретение одежды, обуви для детей;

Путевки в оздоровительные лагеря;

Бесплатная выдача лекарств по рецептам для детей до 6 лет;

Скидка при оплате за коммунальные услуги;

Бесплатное (льготное) посещение культурно-массовых мероприятий;

Другое______________________________________________________.

15. Какие учреждения социальной сферы и какие специалисты оказывают социальную помощь и поддержку Вашей семье?

Школьный психолог;

Социальный педагог школы;

Социальный педагог микрорайона;

Управление социальной защиты;

Отдел защиты детства;

Другие______________________________________________________.
Благодарим за участие в исследовании и искренние ответы!

Приложение 3

Анкета «Взаимоотношения в семье»

Предлагаемая анкета поможет определить взаимоотношения в семье, выявить семейные конфликты и наметить пути их устранения.

1. Вы считаете взаимоотношения в вашей семье:

очень хорошими;

хорошими;

З) не очень хорошими;

не очень плохими.

2. Считаете ли вы свою семью дружным семейным коллективом?


2) не совсем;
3. Какие семейные традиции способствуют укреплению вашей семьи ?

(перечислите эти традиции)

4. Как часто ваша семья собирается вместе?

ежедневно;

по выходным дням;

редко.


5. Что делает ваша семья, собравшись вместе?

решаете сообща жизненные проблемы;

занимаетесь семейно-бытовым трудом;

работаете на приусадебном участке;

вместе проводите досуг, смотрите телепередачи;

обсуждаете вопросы учебы детей;

делитесь впечатлениями о прожитом дне, о своих успехах и неудачах;

каждый занимается своим делом;

8) допишите...

6. Бывают ли в вашей семье ссоры, конфликты?

часто;


иногда;

редко;


не бывают.

7. Чем обусловлены ссоры, конфликты?

1) непониманием членами семьи друг друга;

2) нарушением этики взаимоотношений (грубость, неверность, неуважение и др.);

3) отказом участвовать в семейных делах, заботах; разногласиями в вопросах воспитания детей ;

злоупотреблением алкоголем;

другими обстоятельствами (укажите какими).

8. Каковы способы разрешения нравственных конфликтов в вашей

примирение;

обсуждение ситуации и принятие обоюдного решения;

прекращение конфликтов на некоторое время;

обращение за помощью к другим людям (родителям, соседям, друзьям, учителям);

конфликты практически не разрешаются, имеют затяжной характер.

9. Бывают ли дети свидетелями или участниками семейных конфликтов между взрослыми?


3) иногда.

10. Как реагируют дети на семейные конфликты?

переживают, плачут;

становятся на сторону одного из родителей;

пытаются помирить;

уходят из дома;

замыкаются в себе;

относятся безразлично;

становятся озлобленными, неуправляемыми;

пытаются найти поддержку в других людях.


  1. Что вы намерены делать для укрепления семейно-бытовых отношений и улучшения микроклимата в вашей семье?

Бланк ответов


№ вопроса

Ответ

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Многодетная семья

Опрос населения в 100 населенных пунктах 44 областей, краев и республикРоссии.

Статистическая погрешность не превышает 3,6%.

По мнению большинства опрошенных (56%), многодетными можно считать семьис тремя детьми . Некоторые респонденты "повышают планку": 18% полагают,что назвать многодетной можно семью, где четверо детей , 13% - гдепятеро, 3% - не менее шести. Некоторые - понижают, наделяя статусоммногодетной уже семью, где есть хотя бы двое детей (6%).

Участников опроса спросили, какие достоинства и какие недостатки есть,по их мнению, у многодетных семей в сравнении с семьями обычными, гдедетей немного (вопросы задавались в открытой форме).

На вопрос о преимуществах многодетных семей ответили 60% опрошенных. В большинстве случаев речь шла о микроклимате, атмосфере в семье . По мнению респондентов, многодетные семьи - дружные, сплоченные , в нихразвита взаимопомощь (21% ответов), в таких семьях дети не одиноки (6%)и поддерживают друг друга (7% ответов), в них больше любви,взаимопонимания, уважения друг к другу (6% ответов) и вообще в нихвесело и радостно (5%).

Говорилось также, что в многодетной семье у детей вырабатываются такие положительные качества, как трудолюбие и ответственность, альтруизм, честность, доброта, заботливость, самостоятельность, общительность и т. д. (11% ответов). Некоторыеотмечали, что в многодетных семьях дети - опора для родителей и поддержка для них в старости (4% ответов).

На вопрос о недостатках многодетных семей ответили 71% опрошенных. Какправило, респонденты говорили о материальной и бытовой неустроенности таких семей, о бедности, в результате которой дети многого недополучают, о том, что сложно поставить всех на ноги, дать достойное образование ит. д., о трудностях в целом. Некоторые говорили, что в многодетныхсемьях родители не уделяют детям должного внимания, те предоставленысами себе и растут неухоженными (4%).

Кто-то считает, что многодетныеродители часто страдают алкоголизмом, проявляют безответственность (2%)и что в таких семьях дети нередко чувствуют себя ущербными, вырастаютасоциальными людьми (1%).

Как видим, представления россиян о многодетных семьях многомерны и неоднозначны. Столь же неоднозначная картина складывается и из ответовреспондентов на закрытые вопросы.

Что касается отношений между родителями и детьми , то треть опрошенных (34%) склонны думать, чтоколичество детей в семье тут никакой роли не играет, но среди тех, ктосчитает иначе, большинство - 37% - считают, что в многодетной семье отношения лучше, чем в той, где детей немного (о том, что они хуже, говорят 10% опрошенных).

По вопросу воспитания детей согласия еще меньше: по мнению 49% участников опроса, в многодетной семье ихвоспитывать труднее, по мнению 32% - легче. Социальные ресурсы детей из многодетных семей респонденты оценивают более определенно: большинство (57%) полагают, что таким детям добиться успеха в жизни труднее (7%)- что, напротив, легче, а 23% - что жизненная траектория ребенка не зависит от того, в большой или маленькой семье он рос).

Но ближе всего к единодушию респонденты, что характерно, оказались ввопросе о "благополучности" многодетных семей : большинство опрошенных (65%) склонны думать, что сегодня в России много детей чаще бывает внеблагополучных семьях (14% считают, что многодетными чаще бываютблагополучные семьи). По-видимому, эти ответы следует трактовать так:реалии нашего времени таковы, что помногу детей чаще заводятнеблагополучные семьи с безответственными родителями.

Но нельзя сказать,что саму по себе многодетность респонденты считают чем-то дурным,источником неблагополучия. Это следует хотя бы из того, что однозначногомнения о том, лучше или хуже многодетные родители справляются со своимиродительскими обязанностями, нет: 22% считают, что лучше, 24% - чтохуже, а 54% просто затруднились ответить на этот вопрос. Кроме того,показательно, что при наличии идеальных условий более трети опрошенныхроссиян и сами хотели бы стать многодетными родителями : 25% заявляют,что хотели бы иметь треть детей, 11% - четырех и более.

Этот вопрос, как оказалось, задают всем семьям, которые решили родить третьего ребенка. Впервые у меня такой вопрос вызвал недоумение - а это возможно?

Но забавные вопросы повторялись и каждый новый вызывал очередное недоумение. Со временем собрался ТОП вопросов: своего рода анкета многодетной мамы.

Фото с сайта krai.by

Вы в самом деле ребенка захотели или квартиру решили расширить?

В моем понятии все должно быть по-другому, т.е. квадратные метры для ребенка, а не наоборот. Но пообщавшись с многодетными семьями, я поняла, что так бывает. Бывает, что семьи решают родить третьего, четвертого, десятого для того, чтобы государство выделило бесплатное жилье или льготный кредит.

Как я к этому отношусь? А никак. Я просто к этому не имею отношения и все. А еще думаю о том, что не зря про народы из постсоветского пространства слагают анекдоты и прибаутки.

Это ж какую надо было получить установку из советского детства, чтобы использовать любую возможность для обогащения?!

Государство придумывает различные способы для поддержания детства и материнства. Но наши люди не унывают и на каждый выпад государственных умов придумывают лазейки и обходные тропинки, чтобы льготы превращать в способы зарабатывания.

Поддерживали матерей-одиночек - браки перестали регистрироваться. Дали льготные кредиты многодетным - резко возросло количество многодетных семей.

Что будет дальше? А что бы ни было, все равно тот, кто хочет найти лазейку, кто целенаправленно ищет ее в законодательстве, тот найдет. Я сочувствую. Сочувствую государственным лбам, которые ищут способы поддержки семьи, и сочувствую людям, которые в поисках лазеек пропускают самое интересное в своей жизни и жизни своих детей.

Наш третий ребенок был запланирован и желанен. Только мы с мужем хотели вначале нашу двухкомнатную квартиру каким-то образом расширить. Правда, мы же сами мрачно шутили по этому поводу, что пока мы насобираем денег на новое жилье, наш ангел улетит. Но наш ангел все расставил по своим местам и родился именно в тот момент, когда нашей семье это было необходимо.

На что времени не хватает?

Как ни прискорбно, на себя лично. Но это проблема не многодетности, а того, что в семье двое маленьких детей, один из которых сам не умеет кушать, переодеваться и далее по списку. Мое присутствие ему нужно постоянно.

Приходится совмещать и выкручиваться. Маски на лицо и волосы - во время уборки и готовки, чтение книг - во время завтрака - обеда - ужина, работа на огороде совмещается с прогулками на свежем воздухе.

Хотелось бы больше текстов писать. Но для этого мне нужно полчаса уединения, а это пока роскошь. Поэтому тексты в зачаточном состоянии зависают в ноутбуке.


Фото с сайта malinalife.ru

Старшая дочь, наверно, предоставлена сама себе?

Или: старшая девочка за няньку? - Нет! И это принципиально! Мы рожали с мужем детей, потому что мы их хотели. Не потому, что жилье нужно, не потому, что «пора уже». Хотелось услышать топот маленьких ножек, детское лепетание. Хотелось напитаться этим.

Поэтому стараемся быть рядом с детками, чтобы все впитать в себя, каждый момент, потому что он неповторим . У старшей дочки есть своя жизнь и свои увлечения. Школа, музыкальная студия, иностранные языки.

Да, бывает, что мы просим ее побыть с малышами. Но перед этим спрашиваем, не занята ли, не было ли своих планов. Наверно, поэтому нам в семье удалось избежать детской ревности, борьбы за внимание родителей и территорию в доме. У всех есть свой уголок, свое время и своя территория. И это незыблемо.

А дочь-подросток - это так же великолепно, как и малыши. От нее я узнаю о новинках косметики и моды. Мы можем обсуждать с ней наряды и прически и друг другу накручивать волосы на ночь на бигуди.

Дочь-подросток - это смесь ребенка с подругой. Я наслаждаюсь и радуюсь общению с ней. И очень стараюсь быть примером для нее. Это стимулирует. И это помогает. На заре моей семейной жизни не все складывалось так, как хотелось и виделось.

Это был второй брак, хотелось идеальности, но ее не было. И уже появилась мысль о разводе. Одна мысль останавливала: чему я учу свою дочь? Учу тому, что семью можно создавать и разрушать. Учу тому, что людьми можно разбрасываться. Учу тому, что мужчины в доме могут появляться и уходить. Это не правильно.

Девочку, будущую мать и жену, нужно учить ценности семьи, отношениям с мужем. Не сможет стать счастливой девочка, мать которой не показала ей примера счастливой женщины. И, можно сказать, что работу над собой и над своими ошибками я начала ради дочки, в первую очередь.

Уже сейчас я понимаю, что это нужно было всем, всей семье . Сейчас для меня нет деления на меня, мужа, детей. Есть одно целое - это наша семья. И это наша главная ценность.

Ты не выглядишь изможденной!

Обычно это полувопрос, полуутверждение. Из этой же серии - у тебя есть маникюр?! Да, у меня есть маникюр, потому что я люблю, когда руки ухоженные. Еще у меня есть педикюр и укладка. И не выгляжу изможденной, потому что не измождаюсь, потому что высыпаюсь, потому что нахожу время на свои увлечения и на приятное общение с детьми, мужем и подругами.

Да, чего-то сделать не получается. Но я понимаю, что это временно, что скоро, совсем скоро приоритеты сдвинутся, что скоро мой малыш совсем отстанет от меня, отвалится пуповина окончательно, и он не будет нуждаться во мне постоянно.

И тогда появятся в моей жизни посиделки с подругами, тогда можно будет ночь напролет смотреть с мужем сериал, а потом дрыхнуть полдня, тогда будет время на сауну и салон. Но тогда не будет обнимашек по утрам с сыновьями, не будет секретиков по вечерам от дочки, тогда никто не попросит меня сложить паззл.

И этого будет не хватать. Поэтому нужно радоваться здесь и сейчас, этому моменту и периоду.


Фото с сайта inoyabrsk.ru

А четвертого рожать не собираетесь?

Не собираемся. Потому что оба чувствуем, что хватит. И после первого ребенка, и после второго чувствовалось, что хочется еще. Хотелось опять первого «агу» и первых шагов. Хотелось опять ждать улыбки, как чуда.

Хотелось еще выкормить грудью и увидеть, как ребенок успокаивается у тебя на руках. Чувствовала в себе потенциал, желание и силы. А сейчас - все, мысли об этом уже не возникает. Но я с восхищением отношусь к тем семьям, в которых появляется и четвертый малыш, и пятый. Значит у них было много сил и желания.

В этом году меня отправили представителем к губернатору на областной прием, посвященный Дню матери. Торжество начали с вручения орденов Матери тем женщинам, у которых пятеро детей.

Странно, но я вместе с основной массой населения, почему-то считала, что пятеро детей могут быть у женщин, во-первых, в возрасте, во-вторых, с лишним весом и, в-третьих, не очень ухоженных.

Но первой на сцену поднялась хрупкая женщина в коротеньком приталенном платьице, со сложной укладкой и красивым маникюром. И я так обрадовалась! Я просто возгордилась! На протяжении всего приема я наблюдала за мамочками, у которых больше, чем два ребенка. Конечно, все разные. Но отличаются только профессиями и увлечениями.

И все как одна красивые, ухоженные, интересные. И у всех в глазах сияние. Я знаю, откуда оно появляется. Это отраженный свет детских глаз. Это сияние есть у всех мамочек. И чем больше деток, тем сильнее сияние.

Уважаемые читатели! Как вы относитесь к многодетным семьям? Вы бы хотели иметь троих и более детей? Ждем ваши комментарии!

error: Content is protected !!