Проект цветы первоцветы средняя группа. Проект "первоцветы". Совместная работа с родителями

Любовь Коптенко
Экологический проект «Первоцветы» в подготовительной группе

Экологический проект «Первоцветы » в подготовительной группе «Почемучки»

Воспитатель : Коптенко Л. А.

Тип проекта : среднесрочный (март, апрель, май)

Возраст детей : 6-7 лет

Объект исследования : первоцветы

Вид проекта : информационно-исследовательский

Участники проекта : воспитатели, дети, родители

Актуальность проекта :

Ознакомление детей старшего дошкольного с природой является одной из важных задач в работе с детьми. При этом важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолировано. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду.

Экологическое воспитание – одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.

Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую необходимо знать, беречь и охранять.

Проект , разработанный мной, может использоваться в совместной организованной деятельности в старшей и подготовительной группе детского сада .

Цель проекта :

Создать условия для развития познавательных и творческих способностей, обогащая речь детей, развивать связанную речь детей.

Задачи :

Образовательные :

1. Расширять и обогащать активный словарь детей по данной теме;

2. Закрепить полученные знания о первоцветах , растущих в нашем крае, их особенностями, целебными свойствами.

Развивающие :

1. Развивать логическое мышление, слуховое и зрительное восприятие;

2. Развивать умение ориентироваться в пространстве;

3. Развивать монологическую и диалогическую речь;

4. Развивать творчество, фантазию;

5. Развивать экологическое и эстетическое воспитание.

Воспитательные :

1. Вызвать желание узнать истории, легенды о первоцветах :

2. Поощрять нравственное взаимоотношение между сверстниками :

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа :

НОД по ознакомлению с окружающим миром;

Чтение художественной литературы, стихотворений;

Рассматривание иллюстраций и фотографий;

Отгадывание загадок;

Этапы реализации проекта

Мероприятия

I этап Наблюдения за пробуждением земли, появлением проталин, первых ростков , первоцветов .

Подготовительный

1-3 недели

Сбор и анализ литературы по данной теме

Разработка плана реализации проекта

Подборка иллюстративного материала.

Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд.

II этап Основной

4 неделя- Май 1 неделя

Загадывание загадок, ребусов.

Чтение легенд и сказок о первоцветах .

Заучивание и чтение стихотворений.

Чтение художественной литературы,

Беседы : “Цветы в легендах”

НОД “К первоцветам в гости”

Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов.

Дидактические игры “Найди растение по описанию”, “Я и лес”, “Что где растет?”

Рисование цветов

Наблюдения за цветением первоцветов .

III этап Заключительный

На полянке рос цветок,

Словно стрелка, стебелёк,

А на тонком стебелёчке -

Ярко-синие звоночки.

Желтые, пушистые

Шарики душистые.

Их укроет от мороза

В своих веточках.

Он – цветочный принц-поэт,

В шляпу желтую одет.

Про весну сонет на бис

Прочитает нам.

На лесной проталинке

Вырос цветик маленький.

Прячется в валежник

Беленький.

Их в Голландии найдете,

Там везде они в почете.

Словно яркие стаканы,

В скверах там цветут.

Стихи о первоцветах :

Здравствуй, милый мой цветок,

Леса гость весенний!

Как красиво ты расцвел

Здесь в уединеньи!

Улыбнется ветерок

И с тобой играет.

Солнце целый день тебя весело ласкает. (Я. Акимов)

Глянул боязливо : не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково : «Расти!»

Мы тебя не тронем : все должны цвести,

Чтоб нарядной стала вся земля вокруг :

Этот перелесок и зеленый луг!»

Бегают ребята по траве гурьбой

И цветет подснежник – нежный, голубой! (Ю. Капытов)

Я вчера нашел подснежник

На проталинке лесной

Голубой цветочек нежный

Пахнет солнцем и весной

Звонко капают капели

Возле нашего окна,

Птицы весело запели :

Чив-чив-чив – пришла весна!

Пальчиковая игра :

Раз, два, три, четыре, пять,

вышли пальчики гулять.

Этот пальчик в лес пошел,

(разгибает мизинчик)

этот пальчик подснежник нашел,

(разгибает безымянный пальчик)

этот крокус обнаружил,

(разгибает средний пальчик)

этот примулу увидел,

(разгибает указательный пальчик)

ну, а этот лишь глядел!

(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку)

Чтение легенд и сказок о первоцветах

Одуванчик

Одуванчик одним из первых появляется весной , словно желтое солнышко в молодой зеленой траве.

Утром на солнечной полянке без часов можно узнать время. В 5-6 часов встает солнышко, и одуванчики раскрываются. К вечеру желтые огоньки гаснут и закрываются. Одуванчик так любит солнышко, что не отводит от него взгляда – поворачивает вслед за ним сою головку-цветок.

Но не всегда одуванчики желтые, похожие на солнышко. Проходит время, и желтые лепестки сменяют белые пушинки.

Белые пушинки - это семена. Дует ветер, разлетаются семена далеко-далеко в разные стороны. Падают на землю и прорастают. Появляются новые цветы.

Одуванчик – лекарственное растение. Лекарственное растение – это такое растение, которое используют в медицине для лечения. Для лечения кашля и улучшения аппетита используют листья и корни одуванчика.

А из цветков одуванчика люди варят очень вкусное варенье. И не только люди пользуются одуванчиками. К одуванчикам любят прилетать пчелы, шмели и бабочки. Они едят одуванчиковый сладкий нектар. А пчелы потом из него делают одуванчиковый мед – густой и ароматный.

Давайте не будем срывать одуванчики и сохраним красоту. Да и пчелки нам спасибо скажут, что сберегли для них цветы. А будем любоваться красотой этого цветка, да и всей природы. Одуванчик любимое лакомство лосей.

Легенда об Одуванчике

Однажды цветочная богиня спустилась на землю. Она долго бродила по полям и опушкам, по садам и лесам, желая найти свой самый любимый цветок. Первым ей встретился тюльпан. Богиня решила поговорить с ним :

О чём ты мечтаешь, Тюльпан? - спросила она.

Тюльпан, не задумываясь, ответил :

Я хотел бы расти на клумбе у древнего замка, покрытой изумрудной травой. Садовники ухаживали бы за мной. Меня бы обожала какая-нибудь принцесса. Каждый день она подходила бы ко мне и восхищалась моей красотой.

От самонадеянности тюльпана богиня погрустнела. Она повернулась и побрела дальше. Вскоре на пути ей попалась роза.

Могла бы ты стать моим любимым цветком, Роза? - поинтересовалась богиня.

Если ты посадишь меня у стен своего замка, чтобы я могла оплести их. Я очень хрупкая и нежная, я не могу расти где попало. Мне нужны опоры и очень хороший уход.

Ответ розы не понравился богине и она отправилась дальше. Вскоре она вышла на опушку леса, которая была покрыта фиолетовым ковром фиалок.

Ты бы стала моим любимым цветком, Фиалка? - спросила богиня, глядя с надеждой на маленькие изящные цветы.

Нет, я не люблю внимания. Мне хорошо здесь, на опушке, где я спрятана от любопытных глаз. Ручей поливает меня, могучие деревья заслоняют от жаркого солнца, которое может повредить моему глубокому насыщенному цвету.

В отчаянии богиня побежала, куда глаза глядят и чуть не наступила на ярко-желтый одуванчик.

Тебе нравится жить здесь, Одуванчик? - спросила она.

Мне нравится жить везде, где есть дети. Я люблю слышать их шумные игры, люблю смотреть, как они бегут в школу. Я мог бы прижиться где угодно : по обочинам дорог, во дворах и городских парках. Лишь бы приносить радость людям.

Богиня улыбнулась :

Вот цветок, который будет моим самым любимым. И теперь ты будешь цвести везде с ранней весны и до поздней осени. И будешь любимым цветком детей.

С тех пор одуванчики цветут долго и практически в любых условиях.

Как появились одуванчики

Шла по городу Весна,

Кошелёк несла она.

Краски яркие и кисти

Нужно было ей купить.

Приоткрыла кошелёк,

А монетки скок, скок, скок!-

Раскатились, убежали,

Одуванчиками стали.

ПРОИЗВЕДЕНИЯ О ПЕРВОЦВЕТАХ

Цветы – символ непреходящей красоты мира. Они делают нашу жизнь богаче и радостнее, пробуждают в человеке любовь к добру, ко всему прекрасному. День рождения, свидания с любимой, свадьбы, юбилеи, памятные даты … и всё это непременно сопровождается цветами.

С древнейших времён цветы сопровождали торжественные события в жизни человека, который, кроме того, приписывал им таинственную силу.

У всех цветов есть свои легенды, истории.

Весной Солнце с радугой отправились гулять. Шло Солнце и лучи свои, смешивая с переливанием радуги, посылало на Землю. Падая на землю, они превращались в цветы – жёлтые, оранжевые, красные, синие, белые.

Когда Солнце достигло Севера, у радуги осталось только два цвета : лиловый и белый.

Лиловый цвет, смешавшись с солнечными лучами, упал на маленький кустик, и тот покрылся сиреневыми цветами.

А белый цвет, рассыпанный над землёй, дал белую сирень.

Увидело Счастье прекрасные цветы и спряталось в их лепестках. С тех пор считают, что на сирени найти цветок с шестью лепестками – прикоснуться к Счастью.

Сирень – первое чувство любви .

Кто не знает прекрасный, синий как южное небо, полевой василёк. Старинная легенда рассказывает : однажды небо упрекало колосья хлебного поля в неблагодарности : “Всё, что населяет землю, благодарит меня, - сказало оно, - цветы посылают мне своё благоуханье, леса - таинственный шёпот, птицы – пение, только вы не выражаете мне признательности, хотя ни кто иной, как я наполняю ваши корни освежающим дождём и зреть заставляю полновесные зёрна в ваших золотых колосьях”.

“Наоборот, мы благодарны, - возразили колосья, - мы украшаем землю вечно волнующимся и качающимся морем зелени. По-другому мы не в состоянии выразить свою признательность. У нас нет возможности вознестись к тебе. Помоги нам, и мы будем осыпать тебя ласками и говорить о любви”.

“Хорошо, - сказало небо, - если вы не можете подняться ко мне, так я сойду к вам”.

И вот небо приказало земле вырастить среди колосьев чудесные синие цветы – частицы самого себя.

Когда-то очень давно, гласит миф, на земле жили кентавры – полулошади, полулюди. Мудрейшим среди них считался Хирон, прославившийся знаниями в медицине. Однажды разгорелась жестокая битва, и отравленная стрела, пущенная Тераклом, случайно тяжело ранила Хирона. Но мудрый кентавр не погиб, ему удалось разыскать растение, которое облегчило его страдания – это был цветок голубого цвета – василёк.

ОДУВАНЧИК

Когда я родился, то первое , что увидел, было солнышко. Оно было яркое и красивое. Я ещё думал, какого цвета надеть на себя рубашку. Посмотрел вокруг : зелёная трава, а наверху - золотистое яркое солнышко. Оно улыбнулось мне и погладило своими тёплыми лучиками. Солнышко – доброе, тёплое, всех согревает, и поэтому от его тепла расцветают цветы. И я захотел стать, как солнышко. Солнышко услышало мою просьбу и покрасило мою рубашку в золотистый цвет. А цвет листьев мне подарила мягкая изумрудная травушка – муравушка. И с той поры мы с ними большие друзья. Просыпается солнышко – и я вместе с ним. Ложится солнышко спать – и я закрываю свою золотую солнечную головку. А травка меня защищает от сильного ветра. А в непогоду, когда идёт дождь одуванчик прячет свою головку, а ещё от дождя в одуванчиках прячутся мелкие насекомые. А когда выглянет солнышко, цветочки опять тянут к нему свои головки, чтобы сказать ему : “Здравствуй, солнышко!”

А когда одуванчик стареет, он меняет свой солнечный цвет на серебристый. И с помощью ветра расселяет свои семена вокруг. А с приходом весны появляются новые одуванчики, чтобы снова встретиться с солнышком, ведь они так на него похожи.

ПОДСНЕЖНИК

ПОДСНЕЖНИК

“Англичане называют подснежник снежной каплей или снежной сережкой. У французов и итальянцев он - снегосверлитель, у чехов - снежинка, у немцев - снежный колокольчик. Однако не все подснежники белые, бывают они и фиолетового и бледно-желтого цвета. Эти растения так любят весну, что бывает, слабого дыхания ее достаточно, чтобы их лепестки раскрылись и засияли счастьем”.

СКАЗКА О ПОДСНЕЖНИКЕ.

На лесной опушке лежал снег. Всё вокруг было словно покрыто толстым одеялом из густого белого меха. Ели и берёзы зябко кутались в пушистые шали. Не журчал ручей под зимней пеленой. Казалось, так будет всегда… И пусть ярче светит солнце, как бы невзначай прожигая зимнее покрывало – слежавшиеся в колкие льдинки снежинки не видели в этом угрозы своему владычеству. За наивным потеплением вновь последуют морозы и метели, свежий снег покроет расчищенные горячим светилом проталины… Так думали они. Но однажды…

Нет, это надо! Каков наглец!

Осмелиться в наше время появиться с такими зелёными листьями!

А сам-то, сам-то! Беленьким прикидывается, под нас маскируется!

А внутри розовый!

Одно слово – бестолковый мечтатель! Безнадёжно отстал от жизни… – Так шипели и скрежетали льдинки и снежинки, окружившие тесным кольцом маленький подснежник, пробившийся в самой середине крошечной проталины. Подозрительно косясь на чужака, они пытались окутать его своим инеем, пересмеивались и перешёптывались, вновь и вновь обсуждая : как же это глупо – теперь, после четырёхмесячного безраздельного властвования зимней стихии, завоевавшей, кажется, весь свет, поверить в какое-то потепление и вырасти – чуть ли не среди сугробов – розовым цветком. “Ничего – злорадствовали они – скоро вновь грянет морозец, и это растеньице тычинкой не успеет моргнуть, как превратится в подобную нам ледышку. Неужели он не понимает, что время цветов миновало уже полгода назад! Они исчерпали себя, пожухли, увяли – осень это доказала – и настала эра зимы. Теперь лесное сообщество не нуждается в этих наивных травах. Снег – вот высшее развитие природы, её реальность!”

А Подснежник тянулся к согревающему его Солнцу и старался не обращать внимания на ледяной скрежет. Он всеми лепестками впитывал живительное тепло и свет, старался вобрать их побольше, чтобы отогреть землю близ себя… Порождения зимы ярились, изо всех сил пытаясь заморозить первенца весны . Потеряв терпение, они во весь голос закричали ему :

Да прекрати же ты упорствовать! Покройся инеем, стань таким же, как все! Перестань тянуться к теплу, когда его так мало в этом мире, где победила зима!

И тогда Подснежник заговорил. Он поднял свою нежную головку и тихо произнёс :

Бедные глупые льдинки! Неужели вы думаете, что Солнце, даровавшее мне жизнь среди вашего владычества, не сможет на том самом месте, где вы хотите царствовать вечно, устроить прекрасный сад, в котором я буду самым маленьким и незаметным цветком… А стать как вы… Перестать стремиться к солнечному теплу… Но в этом моя жизнь. ”

Он не успел договорить. Сугробы затряслись от безумного хохота мириадов колких льдинок, упивающихся своим превосходством над крошечным живым цветком… Но через месяц ручей журчал, и опушка леса была покрыта нежным ковром молодой травки, в которой пестрели десятки и сотни радующихся Солнцу цветов.

ТЕМА : “К ПЕРВОЦВЕТАМ В ГОСТИ”

Цель : вызвать у детей интерес к окружающему миру.

Задачи : формировать реалистическое представление об окружающей нас природе, желание стать другом природы, беречь и охранять ее; расширять представление и знания детей о весенних лесных первоцветах , об их значении в нашей жизни; развивать речь детей, активизировать внимание, память.

Обогащение словаря : медуница, ветреница.

Активизация словаря : первоцветы .

Ход образовательной деятельности

Воспитатель : Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

На озерах треснул лед

Будто раскололи.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Все чернее с каждым днем

Стежки и дорожки,

И на вербах серебром

Светятся сережки. (С. Я. Маршака.)

Какие приметы весны вы услышали в этом стихотворении?

– А что еще, кроме молодых листочков, украсит лес? (ответы детей)

– Когда появляются первые цветы в лесу ? (Как только растает снег, и проявятся первые проталины ) .

– Самые первые цветы в лесу так и называются – первоцветами . Какие первоцветы вам знакомы . (Ответы детей) .

Сейчас мы с вами отправимся в гости к первоцветам и посмотрим , какой необыкновенной красоты бывают поляны весной, когда цветут первоцветы ?

А перемещаться мы с вами будем на поезде под музыку из мультфильма “ Поезд из “Ромашково”.

ПЕРВАЯ ОСТАНОВКА “ВОЛШЕБНАЯ”

У занесённых снегом кочек

Под белой шапкой снеговой

Нашли мы маленький цветочек

Полузамёрзший, чуть живой.

Первым вылез из землицы

На проталинке.

Он мороза не боится,

Хоть и маленький.

Из-под снега расцветает,

Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

А почему этот цветок называют подснежником? (ещё снег не успел растаять, подснежник уже пробивается, к солнышку тянется)

Какие это цветы? Опишите их. (Нежные, красивые, первые , хрупкие, необыкновенные, ранние, весенние, белые, голубые, фиолетовые).

Народная примета гласит : “Первый цветок ломает ледок ?”. Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы.)

Из земли подснежник вышел на рассвете.

Глянул боязливо : не сорвут ли дети?

Но сказали дети ласково : “Расти!

Мы тебя не тронем : всё должно цвести!”

Бегают ребята, по траве гурьбой,

И цветёт подснежник – нежный голубой!

Почему нельзя рвать эти цветы?

(Они занесены в Красную книгу)

Пальчиковая гимнастика :

Вырос высокий цветок на поляне (руки вверх)

Утром весенним раскрыл лепестки (ладошки - лодочкой)

Всем лепесткам красоту и питание (ладони соединить тыльной стороной)

Дружно дают под землёй корешки. (Раскрыть пальчики)

На мультимедиа показан слайд с полянкой подснежников.

ВТОРАЯ ОСТАНОВКА “СОЛНЕЧНАЯ”

Педагог даёт описание мать-и-мачехи, не упоминая названия растения, потом открывает картинку, продолжая рассказ.

Растёт этот цветок на открытых местах, это первое растение , которое накормит пчёл, шмелей своим нектаром (сладким соком) . У этого растения сначала появляются цветы, а после – листья. У него тонкий стебелёк, который покрыт пушком для того, чтобы защищать цветок от холода. Одна сторона листа – мягкая, тёплая, ласковая, как мать; другая – гладкая, холодная, как мачеха, отсюда и название цветка - Мать – и мачеха.

На откосе, на лугу, босиком по снегу,-

Первые цветочки , жёлтые глазочки.

Это лекарственное растение, его отвар помогает лечить кашель. Слайд

ТРЕТЬЯ ОСТАНОВКА ”ПУШИСТАЯ ПОЛЯНКА”

Золотой и молодой за неделю стал седой,

Спрячу– ка в карманчик бывший одуванчик.

Давайте и одуванчику подарим несколько красивых слов : какой он? (пушистый, золотой, круглый, воздушный, лекарственный) . Отвар одуванчика помогает развитию аппетита, ещё из листьев одуванчика делают салат.

Представьте, что вы – маленькие семена цветов. Вас посадили в землю на клумбе. Теплый солнечный луч упал на землю и согрел семена. Из них проросли маленькие росточки, совсем слабые, хрупкие, беззащитные. Но вот пригрело весеннее солнышко, и маленькие росточки начинают быстро расти. Вот росток, набрался сил, пробуравил землю и выбрался, наконец, на свежий воздух. Ваши листики подросли, стебель стал крепким, вы тянетесь к свету, к солнцу. Как хорошо! Вот на стебле появился маленький бутон. Он растет, набухает, и, наконец, разворачивает лепестки. Сначала лепестки кажутся немного помятыми, но вот они распрямились, и все вокруг увидели прекрасный весенний цветок.

ПЯТАЯ ОСТАНОВКА “СЛАДКАЯ”

Нарядные сестрички

Весь день гостей встречают,

Мёдом угощают. (Медуница)

Медуница – появляется ранней весной. На стебельке этого растения одни цветы темно-розовые, другие – сиреневые, третьи – ярко-синие. От какого слова происходит название этого цветка (мед) . Почему? (Потому что цветки этого растения наполнены сладким душистым нектаром) . Для каких насекомых нужен этот цветок? Медуница любит яркий солнечный свет. По окраске цветка пчелы сразу определяют, есть в нем мед или нет. В нераспустившихся бутонах розового цвета меда совсем немного. Когда мед накопится, цветок становится сиреневым, а когда увядает – синим. Из высушенных листьев и стебельков пьют чай при болях в горле, кашле.

Медуница, какая она? (сладкая, медовая, розовая, голубая, красивая, душистая, ароматная)

ШЕСТАЯ ОСТАНОВКА “БЕЛОСНЕЖНАЯ”

Посмотрите, какая красивая полянка у нас расцвела. Дети, кто знает название первоцвета , которое начинается со звука “л”. (Ландыш)

Назовите ещё слова, которые начинаются со звука “л”.

(лодка, лыжи, лошадка, лампа, лак, ласточка, ласка)

Теперь скажите этот звук мягко (ль) . Назовите слова, которые начинаются со звука “ль”. (Лёд, лист, любовь, лицо, линия, лес)

Сей час я вам расскажу о книге, в которую внесены редкие растения и цветы.

КРАСНАЯ КНИГА.

У нас в России подснежниками называют любые ранние весенние цветы. Они могут быть голубыми, желтыми, белыми. Трепетные медуница и вереница, мохнатые хохлатки, пролески и перелеска. Все эти и еще многие другие растения в народе любовно называют подснежниками. Иногда думается, что выросли они и зацвели ранней весной специально, чтобы украсить, еще не очень приветливые леса и доставить радость людям. И тем обиднее, что люди не ценят этого.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все : и я, и ты,

Если мы сорвем цветы -

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Первоцветы не стоят в воде - они моментально вянут. А главное - ведь люди губят красоту! Печально обернулась для подснежников любовь человека к цветам : они стали редкими. Многие занесены в красную книгу. В дальнейшем мы с вами создадим Красную книгу сами, для того чтобы других детей знакомить с редкими видами цветов.

Вот и закончилось наше путешествие в гости к первоцветам .

Дети, вам понравилось наше путешествие?

Как называются цветы, которые первыми появляются весной ? Назовите их.

Почему нельзя собирать эти цветы в букеты?

Как называется книга, где вписаны редкие растения?

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «ПЕРВОЦВЕТЫ».

(подготовительная группа)

Воспитатель: Герасимова Людмила Павловна.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: 1месяц.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Участники: воспитатель и дети подготовительной группы,родители

Образовательная область : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «ЧХЛ»

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы.

Задачи:

1.Познакомить детей с растениями – первоцветами.

2.Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды.

3.Активизировать познавательную деятельность.

4.Развивать творчество, мышление, фантазию.

5.Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Первоцветы».

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Проблема: найти самые первые цветы, которые появляются на территории детского сада.

Форма защиты: Показ итогового занятия.

Поэтапная реализация проекта

1.Этап подготовительный

Изучение уровня знаний по теме.

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах. (За неделю до начала проекта.)

Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)

Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами. (В течение недели до начала проекта.)

Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы. (В течение недели до начала проекта.

2. Этап содержательный.

Познавательная беседа.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Раскрашивание «Цветы» (Индивидуальная деятельность детей)

Виртуальная экскурсия в весенний лес.

Цель: Заочное знакомство с первоцветами.

Интегрированное занятие «Учимся радоваться природе».

Цель: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов.

Цель: Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

Беседа о первоцветах

Цель: Закреплять знания детей о первоцветах.

Чтение стихотворений : П. Соловьева «Подснежник», Е.Серовой «Фиалка», Е. Кожевникова «Медуница»

Чтение детям рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш», Б.Житкова «Цветок»

Чтение детям сказки «Двенадцать месяцев».

Составление рассказа «Весна в лесу».

Цель: Пополнение словарного запаса и развитие речевой активности детей.

Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

Цель: Повысить познавательные интересы.

Презентация для детей «Первоцветы»

Цель: Обобщить и систематизировать знания детей о первоцветах.

Социализация:

Д/и «Что изменилось», «Скажи по-другому»

Цель: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Д/и «Что где растёт?», Д/и «Узнай по описанию»

Цель: Развитие мышления и сообразительности.

Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

Цель: Развивать наблюдательность, связную речь

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизировать речь детей.

Д/упр . «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Познание:

Экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Найти первоцветы. Постараться определить названия цветов.

Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.

Изготовление «Красная книга Первоцветов».

Цель: продолжать знакомить детей с редкими видами первоцветов.

Повторная экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Отметить изменения, как распускаются цветы.

Слушание музыки: Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна», «Вальс цветов». Цель: Учить слушать музыку вне занятий.

Слушание песен: Ю. Антонов « Не рвите цветы», группа «доктор Ватсон» «Ландыши».

Художественное творчество

Рисование «Красивый цветок».

Цель: Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Рисование «Весенние цветы».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха».

Цель: Развитие творчества и способностей детей.

Рисование на песке (пескотерапия) и мозаика из цветных камней «Цветы» (Индивидуальная деятельность).

Аппликация «Подснежники для мамы»

Цель: учить создавать композицию из готовых деталей

Лепка «Цветочная поляна»

Цель: Уточнить, из каких частей состоит цветок.

Выставка детских работ.

Цель: Представить результаты совместной деятельности детей.

Трудовое воспитание:

Ручной труд совместно с родителями (изготовление поделок)

Коллективная работа « Цветочная полянка»

Цель: Воспитание дружеского взаимоотношения между детьми, формирование умения помогать друг другу, закрепление знаний о первоцветах.

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».

Цель: Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Сюжетно-ролевая игра «Садовник»

Работа с родителями:

Консультация для родителей «Первоцветы»

Цель: Познакомить родителей с требованиями проекта « Первоцветы».

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами».

Консультация для родителей «Поделка совместно с ребенком»

3. этап

Презентация проекта

Список используемой литературы:

  1. Артамонов В. И. Редкие и исчезающие растения: Кн.1-М.: Агропромиздат, 1989.
  2. Охраняемые растения Саратовской области.- Саратов: Приволж. кн. изд- во,1979.

3.Н. И. Сладков Азбука леса.- Смоленск: Русич.2002.-104 с., ил.

4.Федотова А.С., Хайртдинов Т.И., Казимир Г.Н. Особенности изучения видового состава растений – первоцветов // Юный ученый.- 2015.- №1.- С. 92-94.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Конспект итогового занятия проекта

По экспериментальной деятельности

В подготовительной группе

«Первоцветы».

Воспитатель: Герасимова Л.П.

2016 г.

г. Невинномысск

Образовательная деятельность: «познание», «коммуникация», «социализация», «музыкальное воспитание», «художественная литература»

Виды деятельности: игровая, коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.

Цель: Закрепление знаний детей о первоцветах, которые растут в лесах, садах, полях. Воспитание толерантности, эстетических чувств, бережного отношения к природе. Выяснение причин исчезновения многих первоцветов.

Задачи:

1.Расширить и систематизировать знания детей о первоцветах и их охране.

2.Учитиь детей внимательно слушать, проявлять интерес к цветам, природе.

3.Познакомить детей с первоцветами, занесенными в Красную книгу.

4.Продолжать формировать способность детей к использованию диалогической речи, обогащать и активизировать словарный запас.

5.Врспитывать скромность, наблюдательность и доброжелательность к ответам и рассказам других детей, воспитывать сдержанность.

Планируемый результат:

Умеет поддержать беседу, высказывать свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками. Проявляет эмоциональную отзывчивость при прочтении стихотворений, загадок, сказок, по просьбе взрослого рассказывает о цветах, отвечает на поставленные вопросы.

Обогащение словаря:

Первоцвет, морозоустойчивый, пролесок, проталина, ветреница, Красная книга, охрана природы.

Материалы и оборудование: Выставка поделок, рисунков ребят, картины, плакаты, фотографии первоцветов, живые цветы. Фонограмма песен и классической музыки: Ю. Антонов «Не рвите цветы, не рвите», Группа Доктор Ватсон «Ландыши», П. Чайковский «Вальс цветов» , «Подснежник», Библиотечная выставка о первоцветах, Экологические знаки.

Ход занятия:

Воспитатель:

Дети возьмите друг друга за руки, встаньте в круг, подарите друг другу улыбку, а теперь назовите ласково своего соседа.

Я иду по зеленому лугу,

Высыхает на листьях роса,

Ветер травы качает упруго,

Они шепчут: не рви нас, не надо!

Наши гибкие стебли не мни!

Мы для глаз и для сердца отрада,

Украшенье родимой земли.

Ребята, вы знаете о том, что сейчас наступила весна, и с ее приходом начала пробуждаться природа. Прилетают перелетные птицы, появляются первые весенние цветы. Мы о них с вами много говорили читали сказки, стихи, слушали песни. И сегодня мы подведем итог наших исследований о первоцветах.

Первоцветов с каждым годом становится все меньше и меньше, так как за зиму люди на столько соскучились по первой зелени, что весной, увидев первые цветы, они их срывают, не задумываясь о том, что на этом месте такой цветок может совсем больше не вырасти, так как он уничтожен.

Садитесь на стульчики. Сейчас нам расскажет Егор Шабаршин стихотворение о цветах, которое он подготовил для нас с мамой.

Егор:

Представьте все такую вот картину:

Гуляют в поле мама с сыном,

И сын порадовать, чтоб мать,

Решил букет цветов нарвать.

Он подарил их маме в знак своей любви,

Но часто не нужны бывают и цветы.

Пока гуляли мать и сын,

Цветы завяли один за другим.

И по дороге были брошены они.

У всех есть мать одна

По имени Природа!

У ней для всех хватает доброты,

И мы живем запечатлев навеки

В душе ее прекрасные черты,-

Поля, луга, леса, цветы и реки.

Давай пройдемся медленно по лугу

И «здравствуй» скажем каждому цветку!

Ты должен над цветами наклониться

Не для того, чтоб рвать или срезать,

А чтоб увидеть добрые их лица,

И доброе лицо им показать!

Воспитатель:

Ребята, что сделали не так сын с мамой, когда гуляли?

Ответы детей (Сорвали цветы и выкинули их, когда они завяли)

Воспитатель:

Правильно, когда срываешь цветок, он становится со временем вялым, перестает пахнуть, он умирает. Это привело к тому, что немало цветов исчезли с лица земли, сейчас мы не можем любоваться их красотой.

Вероника расскажет как охраняются и оберегаются первоцветы.

Вероника:

Первоцветы занесены в Красную книгу, эта книга рассказывает нам о том, что этих растений становится очень мало на земле, и если люди будут рвать их, то они исчезнут совсем. Такая книга была создана в 1974 году в нашей России.

(читает стихотворение)

Т. Собакина.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все; и я, и ты –

Если мы сорвем цветы,

То окажутся пусты

И деревья и кусты….

И не будет красоты.

И не будет доброты.

Если только я и ты,

Если мы сорвем цветы.

Берегите живую природу!

Воспитатель:

Дети, а где растут цветы?

Ответы детей (В лесу, на лугах, полях, садах)

Воспитатель:

Как нужно вести себя в природе?

Ответы детей (Не жечь костры, не рвать цветы, ломать деревья)

Воспитатель:

Послушайте Ваню Мотыченко, который приготовил с папой стихотворение.

Ваня:

Хозяйка белочка в лесу

Орехи собирала.

Она в лесу том

Каждый сук,

И каждый кустик знала.

Однажды в лес

Противный тип

Пришел с большой котомкой.

Небрежно сбил ногою гриб,

И выругался громко.

Стал рвать цветы – их отшвырнул.

Стал гнуть орешину – сорвал.

Зажал под мышкой ветви;

Нашел один орех – сорвал,

Сорвал второй и третий…

Отбросил куст.

И, как медведь,

Пошел себе довольный,

А бедной белке и смотреть

На это было больно.

Воспитатель:

Дети, правильно себя вел в лесу этот человек?

Ответы детей (Нет, ломал ветки, пинал грибы, швырял цветы)

Воспитатель:

Давайте немножко отдохнем, да песню дружно запоем!

(Исполняется песня «Ландыши» под музыкальное сопровождение)

Воспитатель:

Садитесь на свои места. А сейчас ребятки, загадаю вам загадки, да проверю вас хорошо ли вы знаете первоцветы.

1.Белые горошки на зеленой ножке? (Ландыши)

2.Из- под снега вышел друг и весной запахло вдруг? (Подснежник)

3.Он и мачеха и мать,

Как цветочек этот звать? (Мать и мачеха)

4.Желтый, белый, голубой;

На земле растут пустой.

У весны есть фокусы:

Распустились….. (Крокусы)

5.В палисадниках растут, разноцветные,

Летом были бы они незаметными,

А весною так желанны

Нам нарциссы и (Тюльпаны)

6.Желтый, белый, темно- красный,

Нежный, смелый и прекрасный –

Не боится в самом деле

Ни морозов ни метелей (Морозник)

А теперь ребятки, слушаем цветочные загадки!

1. В красной вазе стояло 5Незабудок, а в синей 3 Примулы. Сколько цветов в 2 вазах?(8)

2.В букете было 7 Тюльпанов, из них 5 красные, а остальные- желтые. Сколько желтых Тюльпанов было в букете? (2)

3.Маленький букет составили из 10 цветов. Из них 6 цветов были Фиалками, а остальные Маргаритками. Сколько Маргариток было в букете?(4)

Воспитатель:

Дети, послушайте стихи о первоцветах, даже поэты восхищаются их красотой.

Ребенок

Е. Серова

Родился Ландыш в майский день,

И лес его хранит,

Мне кажется его задень-

Он тихо зазвенит.

И это звон услышит лес,

И птицы и цветы.

Давай послушаем - а вдруг

Услышим я и ты.

Ребенок

Е.Кочергина

Не слышна уже капель,

Бродит по лесу апрель

Звонко соловьи поют,

И подснежники цветут.

Пчелка весело жужжит,

От цветка к цветку летит.

Вы подснежники не рвите.

Сказку леса берегите.

Полюбуйтесь на красу

Пусть живут они в лесу.

Воспитатель:

Послушайте сказку «Как поспорили растения»

Свечка загорается,

Сказка начинается.

Был очень хороший день. Солнце светило так ласково, словно улыбалось. Ветерок был легким и теплым. И ни как не верилось, что наступила весна.

На одной из полянок заспорили цветы.

(Выходят дети в шапочка цветов: Мать и мачеха, Медуница, Ветреница, Тюльпан)

Мать и мачеха:

Самое замечательное растение – это я, Мать и мачеха. Потому – что я самая смелая! Я зацвела раньше всех на первых проталинах.

Медуница:

Подумаешь. Я вот зацвела чуть – чуть попозже, но зато как зацвела! Посмотрите: есть на мне цветки красные, фиолетовые, синие. А какой у меня аромат! Я медом пахну, меня пчелы просто обожают!

Ветреница:

Нашла чем хвастаться. Вот я – самая нежная. Меня от каждого ветерка шатает. И я не пестрая как ты, а нежно – голубая, как весеннее небо, меня даже подснежником зовут, наверное, потому что я нежная, стебелек у меня тонкий – тонкий.

Тюльпан:

Ха – ха. Подснежником тебя называют, потому – что ты из – под снега растешь, а не потому – что ты такая нежная. Вы на меня посмотрите: какой я крепкий, алый, свежий, здоровый, а листья какие широкие, стебель заканчивается под землей крепкой луковицей. Нет, не спорьте, самое замечательное растение – это я!

Воспитатель:

И тут появился человек. Он услышал спор растений и улыбнулся.

Человек:

Да, ты Мать и мачеха самая смелая. А ты Медуница, разноцветная и медоносная. Ты, Ветреница, самая нежная, ты Тюльпан, самый сильный, свежий. Но замечательны вы все! Вы все прекрасны! И все, вы без исключения дороже нам, людям.

Воспитатель:

Тут человек вздохнул и грустно сказал.

Человек:

Жаль только, что с каждым годом вас становится все меньше и меньше. Как же вас сберечь? Как вам помочь? Первоцветы не только красивые цветы, но и еще лекарственные. Листья и цветки Мать и мачехи применяют при кашле, для полоскания горла. Из Ландыша изготавливают капли для сердца. Подснежник ценен для лечения полиомиелита, а так же служит успокаивающим средством.

Первоцветы:

Не надо нас рвать без надобности.

Мы готовы помочь людям!

Мать и мачеха:

Но помните:

Берегите первоцветы,

Весны первые шаги!

Ранним солнцем

Чуть согреты

Эти первые цветы.

Воспитатель:

Ну что ж, я думаю, вы все со мной согласитесь, что надо беречь первоцветы, не рвать их. На них можно только смотреть и любоваться ими, не обижать природу. Давайте еще раз назовем имена первоцветов (дети называют первоцветы)

Под песню Ю.Антонова «Не рвите цветы, не рвите», дети танцуют и раздают гостям подарки.


Паспорт проекта

Тема: "Первоцветы"

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, среднесрочный.

Продолжительность: две недели.

Актуальность проекта:

Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

В ходе проекта решается задача повышения речевой активности детей, совершенствование связной речи, развитие словаря.

Участники: воспитатель и дети подготовительной группы «Б» МК ДОУ №10.

Образовательная область ОП: «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Художественное творчество», «ЧХЛ».

Цель: Знакомство с первыми цветами, которые появляются на территории детского сада, в лесу, в садах; выяснение причин, почему надо беречь первоцветы; создание книжки-раскладушки.

Задачи:

Познакомить детей с растениями – первоцветами;

Вызывать желание узнать историю цветов, их легенды;

Активизировать познавательную деятельность;

Развивать творчество, мышление, фантазию;

Воспитывать бережное отношение к первоцветам.

Предполагаемый результат:

Усвоение детьми необходимых знаний по теме: «Первоцветы».

У детей сформирован устойчивый интерес к природе.

Обогащение словаря детей.

Успешное интеллектуально - личностное развитие детей.

Развитие познавательной активности детей.

Проблема: найти самые первые цветы, которые появляются на территории детского сада.

Форма защиты: создание презентации и книжки-раскладушки .

Поэтапная реализация проекта

1. Этап подготовительный
Изучение уровня знаний по теме.

Определить актуальные знания детей о первоцветах, весенних цветах. (За неделю до начала проекта. )
Подбор методической литературы. Методическое обеспечение проекта.
Подбор художественной литературы. Информационное обеспечение проекта. (В течение недели до начала проекта.)
Изготовление дидактических пособий по теме. Обеспечение проекта наглядными материалами. (В течение недели до начала проекта.)
Написание конспектов занятий. Планирование предстоящей работы. (В течение недели до начала проекта.

2. Этап содержательный.

1 день

Познавательная беседа.

Цель: Уточнить и расширить знания детей о первоцветах.

Раскрашивание «Цветы» (Индивидуальная деятельность детей)

Д/и «Что изменилось», «Скажи по-другому».

Цель: Развивать мышление, сообразительность, наблюдательность.

Цель: Познакомить родителей с требованиями программы по теме «Цветы».

Слушание музыки Вивальди 1 концерт «Весна», Чайковский «Времена года» «Весна». Цель: Учить слушать музыку вне занятий.

Консультация для родителей «Хочу всё знать»

2 день

Виртуальная экскурсия в весенний лес.

Цель: Заочное знакомство с первоцветами.

Экологические игры: «К названному цветку беги», «Узнай по описанию».

Цель: Развивать наблюдательность, связную речь 2 день

Рисование «Красивый цветок».

Цель: Учить рисовать цветок, передавая его характерные особенности.

Игра «Доскажи словечко»

Цель: Активизировать речь детей.

Д/упр. «Отбери и назови цветы, которые знаешь».

Цель: Развивать связную речь, активизировать глагольный словарь и словарь признаков.

Сюжетно-ролевая игра «Садовник»

3 день

Интегрированное занятие «Учимся радоваться природе».

Цель: Учить детей радоваться окружающему миру, эмоционально выражать чувство радости от общения с окружающим миром.

Рисование «Весенние цветы».

Цель: Развивать систему продуктивного взаимодействия между участниками образовательного процесса. Учить применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Беседа с рассматриванием иллюстраций

Выставка иллюстраций, книг, фото различных цветов.

Цель: Формировать интерес к книге, объяснить, как важны в книге рисунки.

4 день

Экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Найти первоцветы. Постараться определить названия цветов.

Формировать устойчивый интерес к явлениям живой и неживой природы.

Чтение П. Соловьева «Подснежник»

Аппликация «Подснежники для мамы»

Цель: учить создавать композицию из готовых деталей

Д/и «Что где растёт?»

Цель: Развитие мышления и сообразительности.

5 день

Лепка «Цветочная поляна»

Цель: Уточнить, из каких частей состоит цветок.

Выставка детских работ.

Беседа о первоцветах

Цель: Закреплять знания детей о первоцветах.

Игра с элементами трудовой деятельности «Посажу я семена».

Цель: Получить представление о том, откуда появляются растения, где они «живут» и чем питаются.

Организация познавательно-исследовательская деятельность «Весенние цветы»

6 день

Рассказывание «Легенды и сказания о цветах».

Цель: Повысить познавательные интересы.

Чтение детям рассказов Н.Усовой «Фиалка», «Ландыш».

Отбор материала для создания книжки-раскладушки.

Дыхательная гимнастика «Мы- цветы»

Консультация для родителей «Первоцветы рядом с нами».

7 день

Нетрадиционное рисование «Мать-и-мачеха».

Цель: Развитие творчества и способностей детей.

Знакомство со стихотворениями Е.Серовой «Фиалка», Е. Кожевникова «Медуница»

Составление рассказа «Весна в лесу».

Цель: Пополнение словарного запаса и развитие речевой активности детей.

Д/и «Да-нет»

8 день

Повторная экскурсия на участок с первоцветами

Цель: Отметить изменения, как распускаются цветы.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 36»

Проект

«Первоцветы Алтая».

для реализации с детьми

средней группы.

Разработала:

Аксютова Светлана Николаевна – воспитатель

Славгород, 2016

Я сорвал цветок, и он завял,

Я поймал жука,

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

Что прикоснуться к природе

Можно только сердцем.

Л. Фесюкова

Тема: Первоцветы Алтая.

Участники: воспитатели, дети, родители.

Вид проекта: познавательно-исследовательский, групповой, долгосрочный.

Продолжительность: февраль – октябрь

Актуальность:

Одно из самых любимых времен года у всех – весна. Все живое радуется солнцу, звонко щебечут птицы, журчат ручьи, снеговые сугробы в лесу оседают, и показываются первые проталины. На проталинах прямо из-под снега пробиваются самые ранние цветущие растения, которые называются первоцветами. К этим первым цветам относятся: темно - розовый кандык (сибирский цикламен), адонис (горицвет), прострел или сон-трава, первоцвет, ветреница дубравная, одуванчик, тюльпан, мать-и-мачеха и другие. Зацветая рано весной, первоцветы радуют нас своей красотой. Этот сезон предоставляет широкие возможности для непосредственного восприятия детьми живой природы, углубляя и пополняя их знания об окружающем мире.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.

Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней. Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.

Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все. Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, почему их так называют, о том, где и как они растут. Не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомых слов, подобрать к существительным прилагательные и глаголы. Рассказы детей недостаточно полны.

Таким образом, на участке детского сада нужно иметь цветник, чтобы дети могли наблюдать рост, развитие, цветение растений и научились ухаживать за ними в соответствии со своими интересами, склонностями, уровнем познавательного развития.

Цель проекта:

Создать условия в группе детского сада и на участке для развития у детей

представлений о ранних цветах- первоцветах и формирования элементарных умений выращивать их и ухаживать за ними.

Задачи проекта:

*Развитие у детей элементарных экологических представлений через

активизацию совместной деятельности родителей и детей;

* Закреплять представления детей о весне, её приметах и признаках;

*Развитие познавательных способностей детей в процессе совместной

исследовательской деятельности с педагогами и родителями;

* Воспитывать любовь и бережное отношение к природе;

*Развивать у детей интерес к познанию, наблюдениям, через интеграцию

образовательных областей: социально-коммуникативное, физическое, речевое, познавательное и художественно-эстетическое развитие.

литературы.

Гипотеза проекта:

Формирование представления о ранних цветах и речевых умений у детей

дошкольного возраста окажется наиболее эффективным, если:

В процессе знакомства будут учитываться индивидуальные способности

мыслительной деятельности детей;

Педагоги изучают индивидуальные интересы ребёнка, особенности их

положительно-эмоциональных переживаний, чувств, личный опыт в

процессе охранительно- сберегающего отношения к природе;

Первоцветы Алтайского края станут активным средством экологического

воспитания дошкольников при непосредственном взаимодействии с

ними.

Предполагаемый результат:

1.У детей проявляется интерес к цветам - первоцветам Алтайского края;

2. Дети называют не менее 6-7 первоцветов и знают их особенности;

3.В группе организован уголок с цветами – первоцветами;

4.На территории детского сада оформлен уголок леса с цветами-

первоцветами Алтайского края;

5.Родители активно участвуют в процессе реализации проекта.

Стратегия реализации проекта.

Этап

События, мероприятия

Цель

Результат,

продукт

Февраль

Ознакомление детей с цветами- первоцветами

Алтайского края по картинкам, слайдам;

Познавательные

беседы о цветах-

первоцветах;

Рисование «Красивый цветок»;

Выставка

иллюстраций, книг.

Познакомить детей

с понятием

«первоцветы»;

Сформировать

представление о

ранних цветах-

первоцветах.

Дети познакомились с понятием первоцветы,

имеют четкое

представление о ранних цветах- первоцветах;

увидели разнообразие

весенних цветов.

Подборка картинок и

слайдов с изображением

цветов-первоцветов;

Выставка книг о цветах;

Март

Знакомство детей с

названием цветов и их особенностями;

Заучивание стихов о цветах- первоцветах;

Д/и. «Что где растёт»;

Создание с

родителями мини-

книжек о цветах.

Научить детей по

картинкам

узнавать названия

первых цветов

Алтайского края.

Дети по картинкам легко узнают 4-5 цветов;

Подборка стихов о цветах-первоцветах;

Привлечение родителей к совместной творческой

деятельности.

Апрель

Совместная

деятельность детей и родителей по:

созданию поделок из

бумаги «Весенние

цветы Алтая»;

Экологические игры:

«К названному цветку беги», «Узнай по

описанию»;

Лепка на картоне

«Подснежника».

Развивать систему

продуктивного

взаимодействия

между частниками

образовательного

процесса. Научить

применять

полученные знания

в самостоятельной

деятельности.

Родители совместно с детьми изготовили из бумаги цветы- ервоцветы;

узнают по описанию 2-3 цветка;

Дети научились с

помощью пластилина

создавать нужную форму и строение цветка.

Май

Совместно с

родителями:

экскурсия в парк

Запись рассказов

«Что мы узнали

нового»;

Сделать фото

выставку;

Рисование красками

«Тюльпана»;

Познакомить детей с раститель-ностью парковой зоны,формировать

представление у

детей о парке.

Увидели разнообразие

цветов- первоцветов;

Дети с помощью краски передали форму листьев,

цвет тюльпана;

Научились с помощью

пластилина отображать

особенности цветка и листьев.

Июнь

Рассматривание -

цветов – первоцветов -

Алтайского края

произрастающих на

территории детского сада;

Организация

совместной работы по поливу и борьбе с

сорняками;

Игра на прогулке

«Найди такой же

цветок»;

Развивать

наблюдательность

у детей.

Дети познакомились с цветами- первоцветами

произрастающими на

территории д/с.

Потрогали их на ощупь, понюхали.

Дети научились различать

среди множества цветов нужный цветок по заданию;

Август-

октябрь

Приобретаем семена первоцветов и их посадка на территории

детского сада;

Готовим клумбу,

место под посадку;

Дидактическая игра «Цветы на клумбе».

Подведение итога по

проекту с

приложением всех

работ и фотографий

Создать условия на участке для

развития у детей

представление о

ранних цветах-

первоцветах.

Посадили на участке

совместно с детьми

цветы - первоцветы

Алтайского края;

Дети увидели луковицы растений, из которых должен будет вырасти цветок.

Технология реализации проекта

Рассматривание первоцветов на прогулке

ИРИС ОДУВАНЧИК

в группе

ТЮЛЬПАН

Лепка «Подснежники»

Рисование «Первоцветы».

Вот букет, он брошен вместе с сором.

Умирают, сжавшись, лепестки.

Это мы срываем без разбора

Нежные, тугие стебельки.

Зачем мы рвали их – не знаю,

Быстро вянет первоцвет.

Пусто, скучно стало на поляне,

Вестников весны там больше нет.

Очень просто губить живое

Ведь не могут же подснежники сказать

«Наслаждайтесь нашей красотою,

Только очень просим нас не рвать».

Крокус

Крокус - один из самых известных весенних мелколуковичных цветов семейства ирисовых. Растение высотой до 10 см, с пучком жестких листьев. Листья появляются во время цветения. В роде около 80 видов. Крокус называют также весенним шафраном. Это низкорослое бесстебельное клубнелуковичное растение, цветет после подснежника, среди полурастаявшего снега, но раньше тюльпанов, хотя и очень недолго, всего 7-10 дней, но очень эффектно. Время цветения крокуса приходится на период с начала по середину апреля.

Мать-и-мачеха обыкновенная

Первой зажигает свои золотые огоньки мать-и-мачеха. Она спешит: листьев еще нет, а на пушистой ножке – солнечное соцветие. Оно похоже на одуванчик, и также потом превратится в пушистый шарик. И только когда растение отцветет и ветер унесет от материнского растения легкие плодики, появляются листья – сверху гладкие и холодные, а снизу пушистые и мягкие (отсюда и название мать-и-мачеха). Растение – это многолетние с ползучим корневищем. Мать-и-мачеха – особый подарок весны: она и ценное лекарственное растение и хороший медонос.

Тюльпан

Тюльпан – название рода многолетних травянистых луковичных растений. Род насчитывает около 140 видов. Тюльпан растение луковичное

с немногочисленными (от 2 до 6) удлиненно - ланцетными листьями, гладкими или морщинистыми. Стебель высотой 6-60 см в зависимости от вида, заканчивается одним цветком. Окраска цветков разнообразная. Цветки простые или махровые. Цветут тюльпаны, как

правило, в мае - июне.

Нарцисс

Нарцисс – многолетнее луковичное растение. Листья нарцисса прикорневые, линейные, зеленые. Цветки нарцисса крупные, расположены на цветоносах одиночно или собраны в кисти, с сильным ароматом, несколько поникающие, простые или махровые. Привенчик нарцисса (или коронка)

образован выростами долей околоцветника; может быть трубчатым, колокольчатым или чашеобразным, различной длины, и, как правило, отличается по цвету от долей околоцветника. Цветут растения в мае-июне.

Пион

Пион - одно из самых роскошных цветочных растений, выращиваемых на срезку и для оформления цветников. Цветущие кусты пиона - подлинное украшение сада, особенно весной. Эти мощные растения обладают не только великолепными цветами, но и прекрасной зеленью, их ажурные листья собраны в высокий декоративный куст.

Пион - многолетнее растение с множеством простых прямостоячих или ветвистых стеблей (высотой 60-100 см), оканчивающихся крупными цветками (диаметром 6-20 см) Куст цветет 10-15 дней, каждый цветок 6-8 дней. Окраска цветков пиона - от белого до темно-

красного. Форма цветка в основном махровая, но есть много видов полумахровых и др. Крупные, пастельных или ярких окрасок цветки хороши и на кусте, и в срезке, удивительно приятен их аромат.

Ландыши

Ландыш – необыкновенно красивое

корневищное растение. Ценится прежде всего за красоту мелких колокольчатых цветков, собранных в поникающее кистевидное соцветие и обладающих сильным ароматом. Окраска лепестков ландыша зависит от сорта, однако чаще всего лепестки белые. Соцветия у ландыша расположены на длинном тонком цветоносе. Цветы ландыша весной распускаются одними из первых – с середины мая. Не менее красивые гладкие листья ландыша имеют широкоэллиптическую форму и окрашены в темно-зеленый цвет, на листовой пластинке иногда отчетливо видны жилки. В культуре наиболее часто можно встретить ландыш майский. Все части ландыша ядовиты, поэтому его следует оградить от детей.

Мускарики

Мускари – многолетнее луковичное растение, близкий родственник гиацинта. Род включает около 60 видов. Они

растут в степях, на открытых склонах гор среди кустарников, на опушках леса и альпийских лугах. В зависимости от вида высота растений бывает от 10 до 30 см.

Листья у них узкие линейные, на конце цветоноса находится плотное кистевидное соцветие из крошечных колокольчиков чаще всего синей окраски с насыщенным приятным ароматом.

Но есть виды с белыми, фиолетовыми и даже светло-желтыми цветкам.

Если я сорву цветок, если ты сорвёшь цветок,
Если вместе я и ты, если мы сорвём цветы,
Опустеют все поляны и не будет красоты!

Викторина о первоцветах

Викторина о первоцветах поможет лучше узнать эти удивительные цветы.

1.Это самый маленький цветок, но сколько стихов сложили о нем поэты, сколько легенд и народных сказаний сложено о нем?

Однажды богиня цветов Флора спустилась на землю и стала одаривать цветы именами. Одарила всех и хотела удалиться, но услышала слабый голосок: « Ты забыла меня, Флора, дай, мне, пожалуйста, имя». Флора еле-еле разглядела в разнотравье маленький голубой цветочек.

2.Сколько белых и темно-лиловых

Вдоль ограды кустов разрослось

Ветку тронешь – дождем лепестковым

Осыпается мокрая дрожь.

О КАКОМ ПЕРВОЦВЕТЕ ИДЕТ РЕЧЬ?

3. Первоцветы всегда подвергаются весной сильным заморозкам. Почему они не погибают?

4. Какие первоцветы собирают как ценное лекарственное сырьё?

5. Почему летом в лесу нельзя найти следов жизнедеятельности первоцветов?

6. Цветы каких первоцветов раскрываются только в солнечную погоду?

7. Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему?

8. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда?

9. Назовите ядовитое растение.

а) хохлатка

б) ландыш

в) гусиный лук

10. Какие растения называют первоцветами?

Ответы на вопросы викторины «Первоцветы».

1. НЕЗАБУДКА

2. СИРЕНЬ

3. Первоцветы не погибают потому, что в составе их клеточного сока содержится повышенное количество сахаридов, которые не дают образовываться кристалликам льда, обычно разрушающих клеточные стенки в мороз.

4. Адонис весенний, адонис волжский, ветреница дубравная, пион тонколистный, мать-и-мачеха…

5. Уже к концу мая все первоцветы закончили вегетацию: листья пожелтели и опали, семена разбросаны по почве; более поздние и мощные растения закрыли своей биомассой всю землю.

6. Цветы гусиного лука, всех тюльпанов, мать-и-мачехи.

7. Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.

8. Мать-и-мачеха. В апреле.

9. Ландыш

10. Первые цветы, которые цветут практически сразу после схода снега.

Задание - разминка «Отгадай загадку».

1.Пробивается росток,

Удивительный цветок.

Из-под снега вырастает, -

Солнце глянет – расцветает. (Подснежник)

2. Расцветает он весной,

Только снег сойдет лесной,

И на каждом стебле в ряд

Словно лампочки висят. (Ландыш)

3. Цветочек этот голубой

Напоминает нам с тобой

О небе - чистом-чистом,

И солнышке лучистом. (Незабудка)

4. Из луковки вырос,

Но в пищу негож.

На яркий стаканчик

Цветок тот похож. (Тюльпан)

5.Я расту в садах, лесах,

У болот и на прудах.

Я расту почти все лето,

А зовусь я как конфета. (Ирис)

ЧАЙНВОРД

В этом чайнворде зашифровано одно из самых главных правил

по охране первоцветов

Е

К

Ш

Ь

В

Р

Т

У

И

Л

И

Е

Ы

Б

Е

О

Б

Н

«Не рви большие букеты».

СТИХИ О ЦВЕТАХ

Как прекрасны первоцветы,
Как они милы, просты.
В них так много солнца, света
И неброской красоты.

Прошел подснежник – идет шафран…
Прошел подснежник – идет шафран,
А следом тюльпан цветет.
Нарцисс расцветает белый, как воск,
И желтый, как майский мед.
Все яблоки, сливы и вишни в цвету.
В сиреневом ливне край.
Красны ограды из диких роз -
Приходит душистый май.

Подснежник

Прибежал подснежник
В мартовский лесок,
Заглянул подснежник
В чистый ручеек.
И, себя увидев,
Крикнул: “Вот те на!
Я и не заметил,
Что пришла весна”.


Людмила Кудрявская

Тюльпан

Май, тепло и скоро лето.
В зелень всё и вся одето.
Словно огненный фонтан -
Раскрывается тюльпан.

Нарциссы

Помню, в нынешнем году
Расцвели они в саду,
Разоделись, как актрисы,
В платья белые нарциссы

Е.Серова

Одуванчик

Носит одуванчик
жёлтый сарафанчик.
Подрастёт нарядиться
В беленькое платьице

Колокольчик.

Колокольчик голубой
Поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы
Очень вежливы…
А ты?

Светлана Джус

Сирень

Куст расцветает сиреневым цветом,
Только цветет он весной, а не летом.
Пчелки летают вокруг и жужжат:
«Очень приятен цветов аромат,
Будем кружить мы над ним целый день.
Ах! До чего же красива сирень

А. Толстой

Колокольчики мои,
Цветики степные!
Что глядите на меня,
Тёмно-голубые?..
И о чём звените вы
В день весенний мая,
Средь некошеной травы
Головой качая?..

Тюльпаны в саду расцветают,
И радостным ярким огнём,
Как будто костёр, полыхают
Под тёплым весенним дождём!

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Первоцветы рядом с нами!

Фамилия, имя родителя _______________________________________

1. Любите ли Вы совершать прогулки в лес? _________________

2. В какое время года предпочитаете бывать в лесу? _____________

3. Привлекает ли Вас лес весной? __________

Чем? (Красотой, пробуждением от зимней спячки, Стремлением к жизни, поэтичностью и т.д.)

4. Знаете ли Вы название лесных цветов?

Если да, перечислите их: ____________________________________________

5. Какие первоцветы Вам известны? Луговые, садовые.

6. Знаете ли Вы, почему первоцветы имеют яркую окраску и приятный запах? С чем это связано? ________________________________________

7. Любите ли Вы собирать цветы? __________

Поощряете ли детей в их увлечении собирать букеты? ______________

8. Как Вы поступите, увидев поляну с красивыми цветами?

(нарву большой букет, сорву один цветочек, полюбуюсь и уйду)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)

9. Знаете ли Вы, каковы последствия массового сбора цветов?

(Ничего страшного в этом нет, нарушается равновесие в природе,

происходит гибель растений, растения пропадают, исчезают)

(нужное подчеркнуть, дописать свой вариант ответа)_________________

10. Задумывались Вы над тем, что сорванный цветок - это «пленник, приговорённый к смерти»? _______________________________

11. Включаетесь ли Вы в работу ДОУ по защите первоцветов?_______

Консультация для родителей.

Тема: «Весна. Приметы, первые цветы»

Закрепляем с детьми названия весенних месяцев, приметы весны.

Обращаем внимание, что в народе давно наблюдают за природными изменениями и их последствиями. Так возникли народные поговорки, приметы, которые и сейчас используются в речи русского народа.

- Познакомьте детей с известными Вам поговорками.

С детьми закрепляем знания о том, что изменения в мире природы связаны с потеплением и появлением необходимых условий для жизни растений.

С детьми изучаем название первоцветов, обращаем внимание на их внешний вид, особенности строения, характерные признаки.

По дороге в детский сад, обратите внимание на изменения в природе.

Литература

1. Воспитание и обучение детей в средней группе детского сада / под ред. В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

2. Дыбина О. Б. Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада. - М. : Мозаика-Синтез, 2010.

3. Соломенникова О. А. Занятия по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада. - М. : Мозаика- Синтез, 2010.

4. Гербова В. В. Развитие речи в детском саду. Программа и методические

5. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. - М. : Просвещение, 1987.

6. Короткова Э. П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. - М. : Просвещение, 1982.

7. Гербова В. В. Приобщение детей к художественной литературе. Программа и методические рекомендации. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Мозаика-Синтез, 2006.

8. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. Конспекты занятий. - М. : Мозаика-Синтез, 2007.

9. Л. С. Киселёва, Т. А. Данилина. Проектный метод в деятельности ДОУ. ИЗД. АРКТИ М. :2011

10. Н. Ф. Губанова «Театрализованная деятельность дошкольников». М. : «Вако» 2007.

11. В. А. Шишкина «Прогулки в природу». М. : «Просвещение» 2002

12. Шипицина Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения (Основы коммуникации) : Программа развития личности ре-бёнка, навыков его общения со взрослыми и сверстниками. СПб. : ЛОИУУ, 1996.

13. Швайко Г. С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа. Программа, конспекты: Пособие для педагогов дошкольных учреждений - М. : Владос, 2000


муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 4 «Солнышко» городского округа г.Урюпинск
Краткосрочный экологический проект
«Цветы Весны»

Составитель: Акименко О.Н.
Воспитатель д/с №4 г. Урюпинска
2017 г.
Краткосрочный познавательно-экологический проект
«Первоцветы»
Тип проекта: познавательный, игровой.
Вид проекта: познавательно - творческий
Участники проекта: дети средней группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
По времени проведения: Средней продолжительности (-----).
По характеру контактов: семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: Участник от зарождения идеи до получения результата.
Автор проекта: Акименко О.Н.

Цель проекта: Создавать условия для развития познавательных, экспериментальных и творческих способностей детей. Расширить представления о весенних цветах; воспитывать бережное отношение к природе.
Задачи проекта:
1. Расширить и углубить знания детей о весне, её приметах, о ранних растениях нашего края.
2. Развивать познавательные способности, любознательность детей в совместной деятельности. Развивать связную речь через составление описательных рассказов о первоцветах.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, ко всему живому.
Актуальность проблемы: Экологическое воспитание - это формирование у дошкольников экологического сознания, экологической культуры, способности понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к нему. Дети в недостаточной степени имеют представления о первоцветах, о том, где и когда, как они растут. Рассказы детей однообразны и недостаточно полны.
Обеспечение проектной деятельности:
Методическое:
-«Программа воспитания и обучения детей в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой;
-«Методические рекомендации про организации и проведению прогулок 3-7 лет» А.А.Уланова;
-«Неизведанное рядом» О.В.Дыбина;- «Методика экологического воспитания в детском саду» С.Н.Николаева;
- «Сценарии занятий по формированию элементарных экологических представлений в средней группе детского сада» О.А.Соломенникова;
- С любовью к природе» Б.Б.Запартович, Э.Н.Криворучко.
Материально – техническое:
Диагностико – дидактический:
Блиц – опрос с детьми,
Художественная литература,
Конспекты занятий, бесед, рассказов, наблюдений, игр.
Оборудование и материалы для художественно – творческой деятельности.
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап

Воспитатели, дети Блиц – опрос с детьми
Воспитатели
Воспитатели Определение темы проекта Воспитатели
Формулировка цели и разработка задач Составление плана основного этапа проекта Воспитатели, дети Подбор книг для библиотеки.
Рассматривание иллюстраций, картинок, плакатов с изображением первых весенних цветов; беседа о первоцветах. Воспитатели
Воспитатели, родители. Составление для родителей рекомендательного списка художественных произведений для совместного чтения, просмотра, обсуждения. Воспитатели

Основной этап
Воспитатели, дети Беседы:
Беседа о весне.
Беседа о первоцветах.
Рассказы:
«Весенние месяцы» Л.Поясникин;
«Мать – и мачеха» Н.Павлова;
«Подснежник» В.Синадская;
«Желтые цветы – пушистые шапочки» Б.Алексадров;
«Голубая пролеска» Н.Павлова Воспитатели
Воспитатели, дети Наблюдения:
За одуванчиком;
за ландышем;
за хохлаткой;
за гусиным луком;
за первыми весенними цветами;
Занятие по ознакомлению с окружающим
«Будем беречь и охранять природу!», «Цветы», «Такие разные первоцветы».
Занятие по развитию речи
Детские стихи о первых весенних цветах. Воспитатели
Воспитатели, дети Дидактические игры:
«Цветы»,
«Угадай по описанию»,
«Мир цветов».
«Найди такой же»,
«Строение цветка», «Цветы и бабочки»
Подвижные игры:
«Цветочек – синий лепесточек», «».
Пальчиковая гимнастика:
«Наши алые цветочки», «Цветок». Воспитатели
Воспитатели, дети Занятие по художественному творчеству:
Рисование:
«Расцвели красивые цветы», «Одуванчик золотой».
Аппликация:
«Красивый цветок»,
«Подснежник».
Воспитатели
Воспитатели, дети Чтение художественной литературы
Чтение и заучивание:
«Подснежник» П.Соловьева; «Ландыш» С Маршак
Отгадывание загадок:
О первых весенних цветах. Воспитатели
Воспитатели, дети, музыкальный руководитель. Музыка
Слушание:
Воспитатели, родители,дети. Работа с родителями.
Консультация: «Первоцветы рядом с нами»;
Рекомендация «Их надо сохранить!».
Совместная творческая деятельность:
- Организация и участие родителей в городской природоохранной акции «Сохраним первоцветы!»
- Выставка рисунков «Первоцветы».
Воспитатели

Заключительный этап
Участники деятельности Содержание деятельности Ответственные за выполнение
Воспитатели, дети, родители, музыкальный руководитель. - Акция «Сохраним первоцветы!
- Оформление памятки в родительский уголок «Их надо сохранить!»
- Оформление папки – передвижки «Редкие раннецветущие растения Урюпинского района»
- Презентация «Красная книга Урюпинского района».
Воспитатели, родители.

error: Content is protected !!