Кому положена надбавка к пенсии. Правила получения доплат к пенсии в московской области Надбавка к пенсии если

С 2010 года в России установлена надбавка к пенсии неработающим пенсионерам. Начисление этой доплаты регулируется . На нее могут рассчитывать граждане, чья выплата от государства ниже прожиточного минимума. В основном это люди, получающие социальные пенсии, которые, как правило, гораздо ниже страховых. В 2019 году пенсионеры, которые подходят под установленные условия, также смогут получать эту надбавку. Кроме того, правительство обещает немного поднять выплаты неработающим пенсионерам за счет финансов, которые высвободятся в результате пенсионной реформы.

Кто может получить социальную надбавку?

На законодательном уровне закреплено правило, что сумма пенсии не должна быть меньше, чем прожиточный минимум пенсионера (ПМП), который действует в регионе. Лица, которым в совокупности государство производит пенсионные выплаты ниже такого минимума, имеют право на получение социальной доплаты. Производится она ежемесячно, сумма же будет у всех индивидуальна. Исчисляется размер надбавки таким образом, чтобы с ее учетом пенсия была не меньше регионального ПМП. Иначе говоря, размер доплаты равен разнице между этим минимумом и текущей суммой пенсии.

Например, житель Воронежской области в 2018 году получает пенсию (с учетом всех дополнительных выплат) 7 500 рублей. На этот год в регионе прожиточный минимум пенсионера установлен в размере 8 620 рублей. Если гражданин обратится за надбавкой, то ему будет назначена доплата в сумме 1 120 рублей и его пенсия в итоге будет равна 8 620 рублей.

Однако доход ниже прожиточного минимума не единственное условие для назначения надбавки. Есть еще два:

  1. Заявитель должен проживать на территории России. Если он уехал на постоянное место жительства в страны ближнего или дальнего зарубежья, то право на получение социальной надбавки он теряет.
  2. Заявитель не должен работать. Если же он уже получает эту надбавку и устроился на работу, то должен уведомить об изменении своего статуса тот орган, который назначил ему надбавку.

В России существует несколько видов пенсий. Основными являются страховая (ранее называлась трудовой) и социальная. Внутри каждой из этих групп есть деление на подгруппы - по старости, по инвалидности, по потере кормильца. Социальные пенсии обычно весьма низкие, поскольку назначаются тем людям, которые «не наработали» на трудовую пенсию. Рассматриваемая надбавка производится и тем пенсионерам, кто получает пенсию социального типа, - она не зависит от вида пенсионного обеспечения.

Чему равен минимум?

Прожиточный минимум - это сумма, которая необходима в месяц человеку на удовлетворение его базовых потребностей. В него входит стандартный продуктовый набор, минимальный перечень других товаров (одежда, средства для уборки и гигиены), а также обязательные платежи - оплата проезда, коммунальные услуги. Этот минимум рассчитывается отдельно для трех категорий - работающих граждан, пенсионеров и детей до 18 лет. Для исчисления социальной доплаты к пенсии используется прожиточный минимум пенсионера.

Минимум рассчитывается:

  1. На федеральном уровне. Он закрепляется законом о бюджете. Это так называемый общероссийский прожиточный минимум.
  2. На уровне субъекта РФ. Он утверждается законом каждого региона. Это региональный прожиточный минимум.

Поскольку цены на товары и услуги в разных регионах отличаются, причем иногда весьма существенно, то и величина прожиточного минимума везде своя. В северных областях этот показатель больше, чем в центральной и южной частях РФ, поскольку и цены на продукты там гораздо выше из-за климатических условий и удаленности от поставщиков. Например, в 2018 году прожиточный минимум пенсионера на Чукотке составляет 19 000 рублей, тогда как в Пензенской области он равен 7 861 рублю.

Доплата малоимущим пенсионерам осуществляется до уровня регионального прожиточного минимума, а не того, который закреплен на федеральном уровне. То есть жителю Пензенской области государство будет доплачивать до 7 861 рубля, несмотря на то, что федеральный ПМП равен 8 726 рублям.

Соответственно, если человек получает обеспечение более ПМП своего региона, то надбавка ему и вовсе не положена.

Таблицу с перечислением ПМП всех субъектов РФ можно найти . Какой будет прожиточный минимум пенсионера в 2019 году в каждом регионе, должно стать известно к 1 ноября 2018 года. Именно до этой даты региональные власти обязаны принять соответствующие законы.

Федеральная и региональная доплаты

Указанная надбавка бывает федеральной или региональной. При этом назначена может быть только одна из них, и обращаться за ними нужно в разные органы. Федеральную доплату осуществляет Пенсионный фонд, а региональную - Управление соцзащиты.

Как узнать, какая именно надбавка положена? Это зависит от соотношения между федеральным ПМП и тем минимумом, который установлен в регионе. Правило простое:

  • если региональный ПМП меньше федерального, то положена федеральная доплата;
  • в остальных случаях, то есть когда ПМП региона больше федерального, назначается региональная надбавка.

Например, ПМП пенсионера в Ульяновской области в 2018 году составляет 8 474 рубля. Это меньше, чем федеральный ПМП. Следовательно, пенсионеру из Ульяновска, который получает меньше регионального значения, нужно обращаться за федеральной надбавкой.

Другой пример - Москва. Здесь ПМП пенсионера равен 11 816 рублей, что больше установленного федерального минимума. Таким образом, пожилому малоимущему жителю столицы положена региональная, или, как иногда говорят, «московская» надбавка к пенсии.

В большей части субъектов РФ региональный минимум пенсионера меньше, чем общероссийский. Исключение составляют Москва и Московская область, почти весь Дальний Восток, а также отдельные регионы Северо-Западного и Уральского федеральных округов.

Какие выплаты учитываются для расчета?

При определении права на рассматриваемую выплату в расчет принимается не только пенсия. В законе № 178-ФЗ сказано, что в сумму материального обеспечения пенсионера входят такие выплаты:

  1. Дополнительное материальное и социальное обеспечение. Это выплаты, связанные с военными заслугами.
  2. Ежемесячная денежная выплата. Это сумма, которая назначается льготникам, если они отказываются от набора бесплатных услуг. Они положены инвалидам, ветеранам войны, героям СССР и России, также некоторым другим льготным категориям. Такие пенсионеры могут получить определенные услуги, например, бесплатные лекарства, а могут от этого отказаться и выбрать денежную компенсацию.
  3. Иные меры социальной поддержки, которые предоставляются в денежной форме. Например, на оплату транспорта или ЖКХ. Единовременные выплаты в расчет не берутся, как и меры соцподдержки, которые представляются в натуральной форме.

Как получить доплату?

Чтобы получить социальную надбавку к пенсии, следует написать заявление. Обращаться нужно в один из органов:

  • Если положена федеральная надбавка - в Пенсионный фонд, который обслуживает адрес проживания пенсионера. Это можно сделать одновременно с обращением за пенсией либо тогда, когда возникло право на получение надбавки. Например, если работающий ранее пенсионер уволился.
  • Если положена региональная доплата, заявление нужно подавать в территориальный орган Управления социальной защиты населения («собес»).

В большинстве городов можно также подать заявление в «службу одного окна». Однако о такой возможности следует уточнить в местном МФЦ.

Ни в том, ни в другом случае не придется собирать дополнительный комплект документов, ведь все нужные сведения уже есть в Пенсионном фонде. При необходимости эта информация будет передана в орган соцзащиты. Однако для идентификации своей личности нужно взять с собой паспорт, удостоверение пенсионера и СНИЛС.

Увеличение пенсии в 2019 году: чего ожидать?

В связи с принятым поправками, которые предполагают повышение пенсионного возраста, появилась информация о том, что в 2019 году пенсии вырастут на 1 000 рублей в месяц. Так ли это на самом деле?

Сразу отметим, речь не ведется о том, что каждый пенсионер будет автоматически получать на 1 000 рублей больше. Рост пенсии действительно предполагается, однако не на абсолютную величину. И опять же не для всех.

На самом деле планируется провести очередную индексацию пенсии. Раньше она производилась исходя из уровня инфляции, тогда как в 2019 году планируют провести индексацию стразу на 7,05%. Такое повышение возможно за счет того, что в следующем году меньшее количество человек достигнет пенсионного возраста, соответственно, у государства будет меньше расходов на их обеспечение.

В итоге доплата к пенсии будет у всех разная. Причем чем меньше пенсия, тем меньше будет сумма прибавки. К примеру, если размер пенсии около 8 000 рублей, то стоит рассчитывать на прибавку порядка 600 рублей. К тому же, увеличенные пенсии смогут получать только те пенсионеры, которые не работают.

Что же касается прибавки в размере 1 000 рублей, то это ее усредненное значение. Именно столько получит человек, пенсия которого сейчас составляет 14 414 рублей - это считается средним размером пенсионного дохода в России. Планируется, что в дальнейшем пенсия будет индексироваться примерно на такую же сумму ежегодно.

1. Общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации"), пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.

2. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера учитываются суммы следующих денежных выплат, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации:

1) пенсий, в том числе сумма полагающейся страховой пенсии по старости с учетом фиксированной выплаты к страховой пенсии, повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", и накопительной пенсии, установленной в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 424-ФЗ "О накопительной пенсии", в случае отказа пенсионера от получения указанных пенсий;

1.1) срочной пенсионной выплаты;

2) дополнительного материального (социального) обеспечения;

3) ежемесячной денежной выплаты (включая стоимость набора социальных услуг);

4) иных мер социальной поддержки (помощи), установленных законодательством субъектов Российской Федерации в денежном выражении (за исключением мер социальной поддержки, предоставляемых единовременно).

3. При подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера не учитываются меры социальной поддержки, предоставляемые ему в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в натуральной форме, за исключением денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате пользования телефоном, по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, по оплате проезда на всех видах пассажирского транспорта (городского, пригородного и междугородного), а также денежных компенсаций расходов по оплате указанных услуг.

4. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или месту его пребывания, не превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Федеральная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями 2 и настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия. При этом для определения денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи, в целях подсчета общей суммы материального обеспечения пенсионера представление документов не требуется.

7. Социальная доплата к пенсии детям-инвалидам и детям, не достигшим возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" или пенсия по случаю потери кормильца в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", устанавливается в соответствии с настоящей статьей в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Размеры социальных доплат к пенсии, установленных в соответствии с настоящей статьей, пересматриваются при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации и (или) в соответствующем субъекте Российской Федерации, устанавливаемой в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", при изменении размеров денежных выплат, перечисленных в части 2 настоящей статьи, а также при изменении денежных эквивалентов мер социальной поддержки и денежных компенсаций, перечисленных в части 3 настоящей статьи. Пересмотр размеров социальных доплат к пенсии при изменении величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации производится с 1 января года, на который установлена указанная величина прожиточного минимума пенсионера. При пересмотре размеров социальных доплат к пенсии в связи с изменением величины прожиточного минимума пенсионера в соответствующем субъекте Российской Федерации общая сумма материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии текущего года не может быть меньше общей суммы материального обеспечения пенсионера с учетом социальной доплаты к пенсии предыдущего года, если иное не предусмотрено настоящей статьей. При индексации, увеличении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1.1 и 2 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, с которого индексируются, увеличиваются размеры указанных выплат. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , 1.1 , и 3 части 2 настоящей статьи, установленных территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации, которое не связано с их индексацией, увеличением, пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размеров социальных доплат к пенсии. При изменении размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , и 3 части 2 настоящей статьи, установленных уполномоченными органами федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей" (далее - Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей"), которое не связано с их индексацией (корректировкой), пересмотр размеров социальных доплат к пенсии производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации получено извещение о произведенном изменении размеров этих денежных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. При изменении пенсионером места жительства или места пребывания на территории Российской Федерации пересмотр размера социальной доплаты к пенсии с учетом величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации по новому месту его жительства или месту пребывания, производится с 1-го числа месяца, в котором наступили обстоятельства, влекущие изменение размера социальной доплаты к пенсии. Пересмотр размера федеральной социальной доплаты к пенсии при изменении размеров выплат, перечисленных в пункте 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи, производится с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено извещение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации об изменении размеров указанных выплат в соответствии с частью 13 настоящей статьи. Пересмотр размера региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации. Размер социальной доплаты к пенсии не подлежит пересмотру в связи с индексацией (корректировкой) размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи.

(см. текст в предыдущей редакции)

8.1. Размер социальной доплаты к пенсии при ее установлении определяется как разница между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации", и общей суммой установленных пенсионеру денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 - 4 части 2 и в части 3 настоящей статьи.

8.2. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с индексацией (корректировкой) в текущем году размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры указанных выплат без учета индексации (корректировки), произведенной в текущем году.

8.3. При определении размера социальной доплаты к пенсии в связи с изменением с 1 января текущего года величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в субъекте Российской Федерации, в подсчет общей суммы материального обеспечения пенсионера включаются размеры денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, с учетом их индексации (корректировки), произведенной в предыдущем году.

8.4. В период с 1 января текущего года до месяца проведения в текущем году индексации (корректировки) денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 и 3 части 2 настоящей статьи, пенсионеру выплачиваются денежные суммы, соответствующие размеру произведенной в предыдущем году индексации (корректировки) указанных денежных выплат.

9. Денежные эквиваленты мер социальной поддержки, перечисленных в части 3 настоящей статьи, определяются уполномоченными органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации и доводятся до сведения территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации по каждому конкретному пенсионеру. Правила преобразования (оценки) мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме и перечисленных в части 3 настоящей статьи, в денежные эквиваленты устанавливаются в порядке , определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития.

10. Социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, не выплачивается в период выполнения работы и (или) иной деятельности, в период которой соответствующие граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".

11. Правила обращения за федеральной социальной доплатой к пенсии, ее установления и выплаты устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим выработку государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере социального развития. Установление региональной социальной доплаты к пенсии осуществляется в соответствии с настоящей статьей в порядке, определяемом законом или иными нормативными актами субъекта Российской Федерации.

12. Пенсионер обязан безотлагательно извещать орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, и уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации о поступлении на работу и (или) выполнении иной деятельности, в период осуществления которой граждане подлежат обязательному пенсионному страхованию, о наступлении других обстоятельств, влекущих изменение размера социальной доплаты к пенсии или прекращение ее выплаты. Удержание излишне выплаченных сумм социальной доплаты к пенсии производится в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".

пунктах 1 , 1.1 , и 3 части 2 настоящей статьи, в срок не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения. Уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти и федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", обязаны извещать соответствующие территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о произведенных изменениях размеров денежных выплат, перечисленных в пунктах 1 , и 3 части 2 настоящей статьи, в срок не позднее 10 дней со дня, с которого произошли соответствующие изменения.

(см. текст в предыдущей редакции)

14. Пенсионный фонд Российской Федерации и уполномоченные органы федеральных органов исполнительной власти, федеральных государственных органов, осуществляющих пенсионное обеспечение в соответствии с Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей", а также территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации и уполномоченные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях установления социальных доплат к пенсии, предусмотренных настоящей статьей, осуществляют обмен соответствующей информацией в электронной форме, на бумажном носителе с учетом требований Федерального закона от 6 апреля 2011 года N 63-ФЗ "Об электронной подписи", Федерального закона от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" и Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

(см. текст в предыдущей редакции)

15. Финансовое обеспечение расходов на выплату федеральных социальных доплат к пенсии, включая финансовое обеспечение организации доставки указанных доплат, осуществляется за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, предоставляемых бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Финансовое обеспечение расходов на выплату региональных социальных доплат к пенсии осуществляется за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и иных межбюджетных трансфертов (за исключением дотаций, субсидий и субвенций), предоставляемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации в порядке , определяемом Правительством Российской Федерации.

16. В случае, если субъект Российской Федерации осуществляет финансовое обеспечение региональной социальной доплаты исключительно за счет собственных средств (за исключением межбюджетных трансфертов), он вправе определять условия ее установления и выплаты, включая меры социальной поддержки, учитываемые при подсчете общей суммы материального обеспечения пенсионера, а также размер этой доплаты, превышающий установленный настоящим Федеральным законом размер региональной социальной доплаты к пенсии, и правила обращения за ней в соответствии с законами и иными нормативными правовыми актами этого субъекта Российской Федерации.

У москвичей и жителей других российских регионов отличаются не только зарплаты. Существенные отличия есть и в размере пенсий.

Сколько именно получает среднестатистический столичный пенсионер, и каковы последние новости о пенсионных пособиях вообще - читаем ниже в материале Reconomica .

Средний размер пенсии москвича в 2017 году

В российской столице высокие не только зарплаты и цены - московские пенсионеры тоже получают больше, чем пенсионеры в других городах.

На 2017 год московские пенсионеры в среднем получают:

    Пенсионеры по возрасту - 12 400.

    Социальное пособие - 7500.

    Участники ВОВ - 28 300.

    Инвалиды по причине военной травмы - 30 000.

При этом минимальная пенсия в Москве в 2017 году с 1 января составляет 14500 рублей с учетом городской надбавки, подробнее о ней ниже.

Минимальная пенсия в Москве и городской социальный стандарт 2017

Минимальная пенсия в Москве меньше 3 пятитысячных купюр.

При этом в Москве имеется минимальная планка, ниже которой московский пенсионер получать не должен (городской социальный стандарт). Его размер - 14 500 рублей. Если пенсия не дотягивает до этой отметки, из городского бюджета пенсионеру начисляется надбавка.

Это довольно много. К примеру, . Таким образом, москвич получает на пенсии 40% от тех денег, за которые россиянину приходится работать (если еще честнее, треть страны примерно за такие деньги и работает полный рабочий день).

Пенсия по старости без трудового стажа в Москве на 2017 год составляет 11 561 рубль. Недостающие до ГСС 3 тысячи рублей вам доплатит соцзащита. Если этой суммы все равно не хватает, вы можете .

О бе суммы актуальны при условии, что гражданин прожил в столице дольше 10 лет.

Выплаты пенсионерам по инвалидости - чем отличаются 1, 2, 3 группы?

Граждане, имеющие инвалидность, имеют 3 варианта расчета пенсий:

    Трудовая - для инвалидов, которые имеют трудовой стаж.

    Социальная - выплачивается инвалидам, не имеющим трудового стажа.

    Государственная - выплачивается гражданам, которые стали инвалидами во время государственной службы.

Страховое (трудовое) пособие является суммой базового размера (для каждой группы инвалидности - свой) и «обычной» пенсией, рассчитываемой по формуле «объем накопленных средств / коэффициент дожития). Также при расчете могут использоваться районные коэффициенты, надбавки за проживание на Крайнем Севере, наличие иждивенцев и стаж (если превышает 20 лет - расчет выполняется по увеличенному тарифу).

Социальные пенсии фиксированы, и определяются государством. Вот размеры пенсий в зависимости от группы инвалидности:

    1 группа - 11 903 рубля.

    2 группа - 9919 рублей.

    3 группа - 4959 рублей.

Пенсия по потере кормильца

В случае смерти гражданина, от которого финансово зависят остальные члены семьи, им полагается пособие, выплачиваемое государством . Это может быть:

    Страховая пенсия - в случае, если гражданин отработал хотя бы 1 день, за который были отчислены налоги в ПФР.

    Государственная - если гражданин был военнослужащим, космонавтом, или пострадал в результате техногенной или радиационной катастрофы.

    Социальная - если гражданин официально не отработал ни одного дня.

Пособие выплачивается до указанного возраста :

    Ребенок, сестра, брат и внук умершего - до достижения 18 лет.

    Ребенок, сестра, брат и внук умершего - до достижения 23 лет, если они учатся на очной форме. Обратите внимание, при получении пенсии по потере кормильца официально нельзя!

    Всю жизнь - если получатель является инвалидом (и инвалидность была оформлена до 18 лет).

    Всю жизнь - супругам, родителям, бабушкам, дедушкам - начиная с 55-летнего возраста для женщин и 60-летнего для мужчин.

    Если получатель ухаживает за братом, сестрой или внуком кормильца - до достижения ими 14-летнего возраста.

Размер пенсии по потере кормильца в 2017 году (в рублях) :

    Страховая - зависит от стажа работы кормильца. Начисляется рассчитанный по стандартной формуле размер пенсии + фиксированная выплата (в 2017 году - 2402.56 рубля). Если пособие оформляется для детей, оставшихся без обоих родителей - выплата удваивается.

    Государственная - зависит от рода деятельности кормильца. При гибели военнослужащего из-за военной травмы - 11 068.53 рубля. При гибели военнослужащего из-за болезни - 7551.38 рубль. Если кормилец служил в МВД, и погиб в результате военной травмы - 10 117 рублей; в результате болезни - 7633 рубля.

    Социальная - составляет 5034 рубля.

Последние новости: когда ждать индексации?

Традиционно размеры пенсионных пособий каждый год индексировались, увеличиваясь примерно на величину инфляции (цифры озвучивал Росстат). Естественно, что в реальности эта величина не является достаточной, чтобы покрыть реальный рост цен. И особенно ярко это ощущается во время кризиса - когда расценки на все растут быстро, а индексация - наоборот тормозится из-за плачевного состояния бюджета.

В 2016 году индексация пенсионерам была проведена не в полном объеме. В качестве компенсации в начале текущего года пенсионеры получили по 5000 рублей в виде единоразовой выплаты.

В 2017 году планируется вернуться к прежнему формату - то есть к процентному росту пенсионных пособий. Первый этап индексации уже был произведен: 1 февраля страховые пенсии были повышены на 5.4%, а 1 апреля - еще на 0.38%. Это коснулось только неработающих пенсионеров.

Для тех, кто еще работает, эта индексация не действовала. Но все-таки повышение планируется: пенсия работающим пенсионерам с 1 августа 2017 года будет пересчитана (в виде доплаты за стаж).

Будет ли в этом году единовременная выплата пенсионерам 5000 рублей?

В январе российские пенсионеры получили компенсацию за недостаточный размер индексации пенсий в 2016 году. Им выдали единовременную денежную выплату - по 5000 рублей. Средства уже были перечислены, еще в январе.

Сведений о дополнительных выплатах на данный момент (конец июня) - нет.

Расскажите детям: как формируется и от чего зависит их будущая пенсия

Вы в курсе, как именно формируется пенсия в России?

В РФ действует система расчета пенсий, называемая солидарной. При такой схеме средства, которые перечисляют в Пенсионный фонд работающие граждане, расходуются на выплаты тем, кто уже вышел на пенсию.

Немного уточним: от зарплаты работника отчисляется 22%, из которых 16% поступает на страховую пенсию. Оставшиеся 6% называют солидарным тарифом. Его расходуют на выплату фиксированной части пособия, а также на социальные выплаты.

Сейчас в стране существует два вида пенсий:

    Страховая - гарантируется государством, формируется из отчислений других граждан с их зарплаты.

    Накопительная - формируется за счет отчислений гражданина в негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию. НПФ и УК могут быть убыточными, а могут и вовсе обанкротиться. Правда, с 2013 года действует закон, гарантирующий выплату накоплений в случае убытка. Вдобавок накопительная пенсия (в отличие от страховой) наследуется.

Начиная с 2015 года, страховая пенсия состоит из двух частей - фиксированной ставки и самой страховой пенсии, которая считается в баллах. Сама формула расчета пенсии выглядит так:

СП = (ИПК х СПК х К) + (К х ФВ) , где:

    СП - страховая пенсия;

    ИПК - пенсионные баллы;

    СПК - стоимость 1 балла;

    К - коэффициенты, начисляемые при выходе на пенсию после возрастного порога;

    ФВ - фиксированная выплата.

ФВ являет собой постоянную величину, которая ежегодно пересматривается государством. На 2017 год она составляет 4805.11 рублей.

Теперь о том, от чего зависит размер пенсии. Учитываются 3 главных фактора :

    Рабочий стаж.

    Размер зарплаты (естественно, что только официальной).

    Сумма страховых взносов.

Вы можете проверить сумму начисленых работодателем страховых взносов онлайн. Узнать сведения о себе можно через портал Госуслуг. Рекомендуется периодически (хотя бы раз в 1-2 года) проверять данные, которые имеет ПФР - чтобы в случае ошибки можно было сразу ее не исправить. Неточности, кстати, встречаются нередко у тех, кто часто меняет место работы или место жительства.

Кроме «обычного» рабочего стажа баллы также даются за:

    Уход за детьми (до возраста 1.5 лет).

    Армейская служба.

    Уход за инвалидами или престарелыми.

Естественно, что все эти данные тоже должны быть задокументированы и предоставлены в Пенсионный фонд.

Что такое коэффициент дожития? Звучит страшно!

Коэффициент дожития (или коэффициент передвижки) - одна из переменных, используемых в формуле расчета пенсии. Если не вдаваться в «сухие» экономические термины, то это средний срок жизни пенсионера после выхода на пенсию, умноженный на 12. То есть он показывает (по подсчетам, основанным на статистических данных), сколько раз гражданин получит пенсию.

Эта величина изменяется с каждым годом. К примеру:

При подсчетах пенсионного пособия срок дожития используется для определения размера. Для этого все пенсионные накопления делятся на срок дожития, откуда и получается средний размер месячных выплат. И чем выше будет коэффициент дожития - тем меньше пенсии в месяц будет получать гражданин.

Что изменилось в ходе пенсионной реформы? Последние новости

В последние годы государство активно реформирует Пенсионный фонд и правила расчета и оформления пенсионных пособий. Текущий год не стал исключением.

Из последних важных новостей на данный момент:

    На 2017 год продлили мораторий на повышение пенсий работающим пенсионерам.

    Продлили «заморозку» взносов, которые перечислялись на пенсионные накопления (по ОПС).

Неработающих пенсионеров. Федеральная социальная доплата к пенсии - одна из форм оказания такой госпомощи. Этот вид господдержки имеет существенные отличия от остальных, поскольку охватывает достаточно широкий круг субъектов. Рассмотрим далее, что собой представляет федеральная социальная доплата к пенсии неработающим пенсионерам.

Общие сведения

С 01.01.2010 г. в РФ производится социальная доплата к пенсии. Федеральным законом № 213 были введены соответствующие изменения в ФЗ № 178.

Возникновение этого вида доплаты было обусловлено недостаточной материальной обеспеченностью граждан, прекративших трудовую деятельность.

Характеристика

Суть состоит в приближении размера пенсионной выплаты к величине прожиточного минимума. Финансирование осуществляется за счет бюджетных средств. Установление федеральной социальной доплаты к пенсии не зависит от вида пенсионной выплаты и вклада лица в ее величину.

Основное отличие этого пособия от обычной материальной помощи, выплачиваемой единовременно, заключается в том, что оно начисляется ежемесячно, пока гражданин не устроится на работу либо его доход не достигнет прожиточного минимума.

Состав выплат

При установлении федеральной социальной доплаты к пенсии во внимание принимаются:

  • Пенсии всех видов, в том числе предоставляемые бывшим сотрудникам силовых структур.
  • Ежемесячная денежная дотация ветеранам, инвалидам, родственникам лиц, погибших при исполнении служебных обязанностей. В состав этих выплат также включаются социальные услуги: оплата проезда в пригородном транспорте, к месту лечения, пребывание в санаториях/профилакториях, лекарственное обеспечение, в том числе получаемые в натуральной форме.
  • Дополнительные выплаты (за заслуги перед Родиной и пр.).
  • Региональные пособия, за исключением единовременных.

При определении размера федеральной социальной доплаты к пенсии не учитываются меры господдержки, предоставляемые в натуральном виде, кроме указанного выше исключения и денежных дотаций на оплату телефона, услуг ЖКХ, проезда на общественном транспорте.

Пример

Допустим, гражданин является инвалидом и получает пенсию 7400 р. Региональное законодательство также предусматривает для него возможность бесплатно ездить на городском транспорте. Денежный эквивалент этой льготы составляет 421 р.

Общая величина выплат для определения права на получение федеральной социальной доплаты к пенсии по инвалидности составит 7821 р.

Субъекты права

Кому положена федеральная социальная доплата к пенсии ? Получить господдержку в этой форме могут не все пенсионеры. Для этого необходимо соблюдение нескольких условий:

  • По смыслу определения, доплата предназначается, во-первых, исключительно неработающим пенсионерам. Соответственно, трудоустройство гражданина повлечет автоматическое лишение права на получение материальной помощи. При этом величина заработка значения не имеет.
  • Гражданин должен проживать в России. Пенсионеры, живущие постоянно за границей, не имеют права на эту помощь.
  • Уровень дохода лица должен быть меньше прожиточного минимума.

Как правило, получателями федеральной социальной доплаты к пенсии являются получающие выплаты в связи с инвалидностью, потерей кормильца и других социальных пособий.

Расчет прожиточного минимума

Сумму определяют по стоимости потребительской корзины с учетом обязательных платежей. Ее величина устанавливается на основании положений ФЗ № 134 единовременно на следующий год. В регионах сумму прожиточного минимума также определяют раз в год до 01.11 текущего периода.

При определении стоимости потребительской корзины учитываются цены только на необходимые товары и услуги:

  • Минимальный продуктовый набор: картофель, хлеб, крупы, соль, макаронные изделия, сахар, фрукты, яйца, молоко, специи, овощи.
  • Товары и услуги, входящие в непродовольственную категорию. Их стоимость определяется в соотношении с продуктами питания.

Состав корзины пересматривается раз в 5 лет с учетом изменения экономической обстановки и уровня жизни людей.

Сумма прожиточного минимума устанавливается в зависимости от категории, к которой относится гражданин. Группы разделены по социально-демографическому признаку:

  • Пенсионеры.
  • Трудоспособные граждане.
  • Дети.

Необходимо учесть, что при определении суммы прожиточного минимум для расчета федеральной социальной доплаты к пенсии принадлежность лица к группе "пенсионеры" от его возраста не зависит. К примеру, несовершеннолетний, получающий выплату в связи с инвалидностью либо потерей кормильца, при определении базовых сумм будет рассматриваться как относящийся к группе "пенсионеры".

Ситуация в регионах

Величина федеральной социальной доплаты к пенсии зависит от субъекта РФ, в котором проживает гражданин. Размеры сумм прожиточного минимума в некоторых регионах представлены в таблице.

Название субъекта РФ

Сумма (в руб.)

Санкт-Петербург

Воронежская обл.

Базовый размер (общий по стране) составляет 8540 р.

Величина суммы зависит от состава потребительской корзины, который формируется региональными властями с учетом специфики региона. Так, в районах с суровым климатом необходимы большие затраты для жизнеобеспечения, чем на территориях с мягкими погодными условиями.

Важные моменты

Законодательство предусматривает региональную и федеральную социальную доплату к пенсии . При этом гражданин может получить только одну из них.

При смене места проживания (переезде в другой регион) сумма пересматривается и приводится в соответствие с региональными нормативами.

Федеральная социальная доплата к пенсии назначается в тех субъектах, где прожиточного минимума не дотягивает до базовой (общей по всей России). К таким регионам относят:

  • Северо-Кавказский - средний ПМ равен 7535 р.
  • Южный - 8171 р.
  • Приволжский - 7746 р.
  • Сибирский - 8514 р.
  • Крымский - 8098 р.

Такие суммы обусловлены низким доходом и уровнем жизни граждан.

Расчет доплаты

Рассмотрим вычисления на примере.

Гражданин проживает в Курганской обл., получает пенсию в связи с инвалидностью в размере 5400 р. Ему также выплачивают ежемесячно 1919 р. 30 коп., предоставляют социальные услуги, денежный эквивалент которых составляет 995 р. 23 коп. Эта сумма включена в ежемесячную выплату. Кроме того, пенсионер получает льготу на оплату услуг ЖКХ, стоимость которых 586 р. 16 коп.

Общая величина материальной помощи гражданину составляет:

1919,30 + 5400 + 586,16 + 7905,46.

Сумма прожиточного минимума по Курганской обл. составил на 2016 г. 8370 р. При этом по России на этот год величина ПМ равнялась 8803 р. Теперь посчитаем, какая федеральная социальная доплата к пенсии полагается гражданину:

8370 - 7905,46 = 464, 54.

Порядок оформления

В соответствии с законодательством, гражданину необходимо предоставить только один документ для установления федеральной социальной доплаты к пенсии - заявление . Его можно подать одновременно с бумагами на или позже.

Заявление подается в территориальное подразделение ПФР по адресу проживания нуждающегося лица.

Для получения региональной выплаты следует обратиться в орган соцзащиты. Все необходимые сведения о пенсионере структура получит от других органов в рамках межведомственного взаимодействия.

Никакие дополнительные справки и документы пенсионеру предоставлять не нужно.

При рассмотрении заявления уполномоченные сотрудники подразделения ПФР проверят все сведения, имеющиеся в пенсионном деле. Кроме того, будет произведен расчет всех сумм, выплачиваемых лицу. Если она окажется выше прожиточного минимума, гражданину может быть отказано в дополнительной прибавке.

Обязанности гражданина

Пенсионер должен сообщать в уполномоченные органы обо всех событиях, которые могут повлечь изменение суммы или отмену выплат. Гражданин лишается права на получение доплаты, если:

  • Устроился на работу.
  • Выехал за границу РФ на постоянное место жительства.
  • Выплата пенсии, к которой назначалась доплата, прекращена.
  • Увеличился размер дохода и превысил величину прожиточного минимума.

Перерасчет суммы доплаты производится, если гражданин переехал в регион, в котором установлена другая величина прожиточного минимума.

На уведомление уполномоченных органов о возникновении указанных выше обстоятельств отводится 5 дней. Если гражданин не направит извещение, с него могут быть взысканы уплаченные излишне суммы в судебном порядке.

Федеральная социальная доплата к пенсии за детей

В июле 2017 г. региональными подразделениями ПФР начали публиковаться пояснения по вопросам, касающимся прибавки к пенсии за детей. До этого по стране ходило множество противоречивых слухов. В частности, считалось, что женщины-пенсионерки могут обратиться в ПФР с заявлением и получить доплату за детей, которые были рождены до 1990 г. Некоторые говорили, что выплата производится на всех детей, появившихся на свет в советское время до 1980 г. В июле ПФР развеял все слухи и предоставил достоверную информацию.

Стоит сказать сразу, что речь не идет о самостоятельной выплате. Доплата получается за счет перерасчета уже назначенной пенсии. Новый порядок был введен в 2015 г. С этого года в расчет принимаются и "нестраховые" периоды, т. е., к примеру, 1,5 года, использованные как отпуск по уходу за ребенком.

Нюансы выплаты

Женщинам, вышедшим на пенсию после 01.01.2015 г., нет необходимости обращаться в ПФР для перерасчета. Дело в том, что наиболее выгодный размер пенсии им уже рассчитан. Перерасчет целесообразен в том случае, если у женщины есть периоды, которые ранее учтены не были или были приняты в расчет, но по действовавшим прежде правилам. За нестраховые периоды в настоящее время начисляются

Сроки, в которые женщина может подать заявление, законодательство не ограничивает. Обратиться пенсионерка может в ПФР в любое удобное время. Сделать это можно непосредственно в отделение Фонда или через МФЦ, а также через Интернет на портале госуслуг.

Надбавка, которая получится при перерасчете, выгодна далеко не всегда. Как показывает практика, только в 20-30 % всех случаев величина обеспечения увеличивается. При этом размер доплаты составляет от нескольких рублей до пары сотен. Только в отдельных случаях величина моет превысить 1 тыс. р.

Бывает и так, что при перерасчете получается отрицательная сумма. В таких ситуациях назначенная пенсия не уменьшается, поскольку это приведет к ухудшению положения пенсионера, что прямо запрещено действующими нормами.

Кто может рассчитывать на перерасчет

Как отмечают представители ПФР, возраст детей значения при пересмотре размера выплаты не имеет. Ребенок может быть рожден и до 1990 г. и позже.

Мнение о том, что перерасчет производится только на детей, появившихся на свет до 1990 г., связано с тем, что новый порядок, введенный в 2015 г., обеспечил существенную прибавку к пенсии лицам, имеющим стаж, наработанный преимущественно в советское время. Сейчас он практически не влияет на величину выплат, но может учитываться на более выгодных условиях в форме пенсионных баллов. Именно таким людям рекомендовано обратиться в ПФР в первую очередь. Как показывает практика, такие граждане стали пенсионерами именно до 01.01.2015 г.

Между тем рождение детей после развала Союза не означает, что женщина автоматически теряет право на перерасчет. Право сохраняется, но пересчитывать пенсию может быть невыгодно. В частности, нецелесообразно пересматривать сумму пенсионного обеспечения женщинам, наработавшим стаж после 1990 г.

Следует также учесть, что периоды, использованные на уход за ребенком до 1,5 л., сами по себе не предусматривают автоматического повышения пенсии. Дело в том, что при ее назначении рабочие периоды могут обеспечить более высокую прибавку, чем их замена на "нестраховые" периоды.

Документы

Для перерасчета пенсионного обеспечения по новым правилам нужно обращаться только тем гражданам, которым оно было назначено до 2015 г. Написать соответствующее заявление могут любые лица, независимо от вида пенсии. Обратиться может гражданин, получающий выплату по старости, по инвалидности и пр.

Заявление подается в территориальное подразделение ПФР, в котором открыто пенсионное дело на гражданина. Дополнительные справки предоставлять не нужно. Необходимые сведения или уже содержатся в пенсионном деле, и могут быть получены по запросу в порядке межведомственного взаимодействия.

Граждане заполняют заявление типовой формы на перерасчет пенсии. Его бланк утвержден Приказом Минтруда № 14н от 2016 г.

Заполнение заявления, как правило, не вызывает трудностей. В нем указываются основные сведения о лице, имеющем право на выплату. Подписывается заявление лично гражданином.

Заключение

Несмотря на достаточно нестабильную экономическую ситуацию в стране, государство старается выполнять свои обязательства перед населением. Особое внимание при этом уделяется людям, прекратившим трудовую деятельность.

Как известно, пенсионерам приходится сегодня довольно сложно. Зачастую не хватает средств на приобретение лекарств, достойное лечение. Разрабатываемые на федеральном уровне программы призваны оказать материальную поддержку таким людям. Социальные доплаты позволяют приблизить суммы, получаемые пенсионерами, до размера прожиточного минимума.

Несомненно, этого не всегда достаточно для обеспечения достойной жизни людей. Правительство, однако, постоянно ищет новые пути оказания материальной помощи незащищенным категориям граждан. При этом государственные органы максимально упрощают порядок получения господдержки.

error: Content is protected !!