Социальный работник: что входит в его обязанности? Социальные услуги для пенсионеров и инвалидов - кому положен соцработник, порядок оформления заявки

25 октября 2010 года, выступая на заседании президиума Государственного совета о социальной политике в отношении пожилых граждан, Дмитрий Медведев , занимавший на тот момент пост президента, выступил с инициативой подготовки нового закона о социальном обслуживании. "Одна из задач сегодняшнего президиума Госсовета – обобщить и распространить то, что называется лучшими региональными практиками. Причем он [новый закон. – Ред .] может касаться не только людей пожилого возраста, но и всего населения нашей страны", – заявил тогда политик.

И такой закон был принят, а уже с 1 января 2015 года он вступил в силу (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ " " (далее – новый закон). При этом большая часть актов, прежде регулирующих социальное обслуживание граждан, утратила силу. В частности, прекратили свое действие Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ " " (далее – старый закон) и Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ " ".

Рассмотрим, какие изменения необходимо иметь в виду гражданам в связи со вступлением в силу нового закона.

Введено понятие "получатель социальных услуг"

С 1 января из законодательства исчез термин "клиент социальной службы" (), вместо которого было введено понятие "получатель социальных услуг" (). Гражданин может быть признан получателем социальных услуг, если он является нуждающимся в социальном обслуживании и ему предоставляется социальная услуга.

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существует хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • полная или частичная утрата способности к самообслуживанию, самостоятельному передвижению, обеспечению основных жизненных потребностей в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей, испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • невозможность обеспечения ухода за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • насилие в семье или внутрисемейный конфликт, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами или страдающими психическими расстройствами;
  • отсутствие определенного места жительства;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые на региональном уровне признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан ().

Теперь информация о получателях социальных услуг заносится в специальный регистр. Его формированием занимаются субъекты федерации на основании данных, предоставляемых поставщиками социальных услуг ().

До 1 января 2015 года социальное обслуживание предоставлялось гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации – в новом законе такой термин отсутствует, что делает перечень оснований получения помощи более однозначным. Старый закон понимал под трудной жизненной ситуацией ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность гражданина, которую он не может преодолеть самостоятельно. Обычно под этим подразумевались инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и т. п. ().

МНЕНИЕ

"Для того, чтобы новый закон заработал, каждый регион должен принять 27 нормативных документов. Мы провели мониторинг готовности регионов к принятию нового закона. К середине декабря 2014 года лишь 20 регионов приняли всю необходимую нормативную базу, 20 регионов приняли меньше половины, остальные – около половины. Мы каждый день пытаемся сделать все возможное, чтобы ускорить принятие регионами необходимых документов".

Определен поставщик социальных услуг

Расширен перечень видов социальных услуг

Новый закон изменил подход к содержанию перечня предоставляемых социальных услуг. До 31 декабря 2014 года граждане могли получить материальную и консультативную помощь, временный приют, социальное обслуживание на дому и в стационарных учреждениях, а также имели право на дневное пребывание в учреждениях социального обслуживания и реабилитационные услуги ().

После вступления в силу нового закона граждане могут рассчитывать на предоставление им следующих видов социальных услуг:

  • социально-бытовые;
  • социально-медицинские;
  • социально-психологические;
  • социально-педагогические;
  • социально-трудовые;
  • социально-правовые;
  • услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности;
  • срочные социальные услуги ().

К срочным социальным услугам относится обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов, одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости, содействие в получении временного жилого помещения, оказание юридической и экстренной психологической помощи, а также иные срочные социальные услуги (). Гражданин может рассчитывать на получение таких услуг в сроки, обусловленные его нуждаемостью. При этом с 1 января текущего года граждане лишились возможности получать материальную помощь в виде денежных средств, топлива, специальных транспортных средств, а также реабилитационные услуги, которые ими могли быть получены ранее ().

Установлен порядок расчета платы за получение социальных услуг

Как и раньше, социальные услуги могут быть предоставлены бесплатно или за плату ().

  • несовершеннолетние;
  • лица, пострадавшие в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов;
  • лица с доходом, равным или ниже среднедушевого дохода, установленного регионом для предоставления социальных услуг бесплатно (при получении социального обслуживания на дому и в полустационарной форме). При этом размер такого дохода не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума.

Кроме того, в субъектах федерации могут быть предусмотрены иные категории граждан, которым социальные услуги предоставляются бесплатно ().

Как видим, из числа лиц, имеющих право на бесплатное соцобслуживание, исключены безработные граждане (если такая категория граждан не предусмотрена законом субъекта федерации).

Раньше для получения бесплатной социальной услуги одинокими гражданами, больными, пенсионерами и инвалидами им нужно было иметь среднедушевой доход ниже регионального прожиточного минимума ().

Рассмотрим пример. Величина прожиточного минимума в Московской области за III квартал 2014 года для пенсионеров составляла 6804 руб. (постановление Правительства Московской области от 10 декабря 2014 г. № 1060/48 " "). Значит, до 1 января на получение бесплатной социальной услуги мог претендовать, например, одинокий пенсионер из Московской области с доходом менее 6804 руб. в месяц. После вступления в силу нового закона размер дохода, позволяющего получить право на бесплатную соцуслугу, не может быть ниже полуторной величины регионального прожиточного минимума. Теперь для получения бесплатной социальной услуги при прочих равных месячный доход одинокого пенсионера должен быть 10 206 руб. или менее (1,5 x 6804 руб.) (Закон Московской области от 4 декабря 2014 г. № 162/2014-ОЗ " ").

Для тех, кто не имеет права на получение бесплатных социальных услуг, за их предоставление установлена плата. Ее размер за обслуживание на дому и в полустационарной форме теперь рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода, устанавливаемой регионом. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг ().

ПРИМЕР

Рассчитаем по новому закону максимальный тариф на соцуслуги в полустационарной форме для одинокого пенсионера из Московской области с месячным доходом в 12 тыс. руб. Плата за соцобслуживание на дому и в полустационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 50% разницы между величиной среднедушевого дохода получателя социальной услуги и предельной величиной среднедушевого дохода. Величина среднедушевого дохода пенсионера – 12 тыс. руб. (учитывается только размер его пенсии, поскольку нет других членов семьи, имеющих доход), предельная величина среднедушевого дохода для одинокого пенсионера из Московской области составляет 10 206 руб.

Следовательно, максимальный тариф на соцуслугу должен рассчитываться по следующей формуле:

(12 000 руб. - 10 206 руб.) x 50% = 897 руб.

Таким образом, с 1 января 2015 года тариф на предоставляемые пенсионеру социальные услуги на дому и в полустационарной форме не может превышать 897 руб. Это значение изменится, если пенсионеру необходимо лечение в стационаре. Размер ежемесячной платы за предоставление социальных услуг в стационарной форме рассчитывается на основе тарифов на социальные услуги, но не может превышать 75% среднедушевого дохода получателя социальных услуг.

Формула для расчета тарифа будет следующая:

12 000 руб. x 75% = 9000 руб.

Таким образом, тариф на лечение в стационаре не может быть более 9000 руб. в месяц.

Раньше размер платы за социальные услуги и порядок их предоставления регулировался органами государственной власти субъектов федерации и непосредственно социальными службами ().

Изменен порядок получения социальных услуг

С начала текущего года для получения социальной услуги гражданину необходимо подать заявление. Прежде социальное обслуживание осуществлялось на основании обращения – в том числе устного – гражданина, его опекуна, попечителя, другого законного представителя, органа государственной власти, местного самоуправления, общественного объединения (). Заявление на соцобслуживание может быть написано самим гражданином, его представителем или иным лицом (органом) в его интересах (). Подать заявление можно в том числе посредством направления электронного документа, чего в прежнем законе предусмотрено не было.

С каждым получателем социальных услуг составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг. В ней указывается форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Данная программа является обязательной для поставщика социальных услуг и рекомендательной для самого гражданина. Иными словами, получатель помощи может отказаться от какой-то услуги, но поставщик обязан ее предоставить по желанию получателя.

Составляется программа в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления о предоставлении социального обслуживания, а пересматривается не реже чем раз в три года (). Срочные соцуслуги оказываются без составления индивидуальной программы (). Прежде составление таких программ не было предусмотрено.

После составления индивидуальной программы и выбора поставщика социальных услуг гражданину необходимо заключить с поставщиком договор о предоставлении социальных услуг (). В договоре обязательно должны быть закреплены положения, определенные индивидуальной программой, а также стоимость социальных услуг в случае, если они предоставляются за плату.

МНЕНИЕ

Галина Карелова, заместитель председателя Совета Федерации:

"Новый закон позволит увеличить количество граждан, которые могут претендовать на получение бесплатных социальных услуг. Кроме того, изменится качество, объемы и оперативность их предоставления. Раньше социальные услуги предоставлялись исходя из группового подхода. Однако у всех граждан разные потребности, доход, жилищные условия. С 1 января 2015 года с потребителями социальных услуг заключаются социальные программы, в которых учитываются все индивидуальные особенности каждого потребителя".

Определена организация социального обслуживания

Интересно, что в новом законе прописаны на первый взгляд всем очевидные вещи: поставщики социальных услуг не вправе ограничивать права получателей социальных услуг; применять оскорбления, грубое обращение; помещать детей-инвалидов, не страдающих психическими расстройствами, в стационарные организации, предназначенные для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, и наоборот ().

Однако сделать акцент на таких запретах все же стоило. Например, многочисленные случаи помещения в России здоровых детей в организации для детей-инвалидов, страдающих психическими расстройствами, были отмечены в докладе международной правозащитной организации Human Rights Watch в 2014 году.

Принципиально новым является подход к финансированию социального обслуживания. По старому закону, соцуслуги гражданам оказывались за счет бюджетов субъектов федерации (). В связи с этим в зависимости от региона объемы предоставляемой социальной помощи сильно отличались. С 1 января 2015 года социальное обслуживание финансируется за счет федерального бюджета, благотворительных взносов и пожертвований, собственных средств граждан (при предоставлении социальных услуг за плату), доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляемой организациями социального обслуживания, а также иных не запрещенных законом источников (). Предполагается, что данное нововведение поможет уравнять объем предоставляемых соцуслуг в разных регионах.

Но есть и "ложка дегтя" в новых правилах. Так, новый закон не устанавливает никаких требований к кадровому обеспечению социальных служб. Напомним, ранее работниками социальных служб могли быть только специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания, и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг ().

Ситуации в жизни складываются разные. И бывает так, что пожилому человеку бывает просто некому помочь - детей или родственников либо нет, либо живут они далеко, а сил даже на выполнение повседневных бытовых дел уже не хватает. Здесь на помощь может прийти государство в лице социального работника.

Кому и при каких условиях положен социальный работник?

Получать социальные услуги на дому могут пенсионеры, то есть женщины при достижении 55 лет, мужчины старше 60 и инвалиды независимо от возраста. Социальный работник будет оказывать помощь тем, кто сам не может самостоятельно передвигаться, обеспечивать свои основные жизненные потребности и осуществлять самообслуживание.

Для того чтобы получить подобную помощь, нужно обращаться в территориальные комиссию министерства, которые находятся в центрах социального обслуживания (есть в каждом районе) и представить необходимый перечень документов и справку о доходах. Впрочем, если вы получаете только пенсии и социальные пособия, то справка не пригодится - ведомство само запросит ее у Пенсионного фонда и учреждений соцзащиты.

Специалисты оценят, какую именно помощь необходимо предоставить пожилому человеку. Например, может требоваться только покупка продуктов и оплата коммунальных услуг или помощь в приготовлении пищи и уборке квартиры. В итоге комиссией будет подготовлена индивидуальная программа предоставления социальных услуг.

Срок принятия решений небольшой. От времени обращения до признания нуждающимся в социальном обслуживании и формирования программы помощи пройдет не более 10 рабочих дней. А договор на предоставление социальных услуг будет готов в течение суток.

Условия заключения договора

Договор на оказание социальной помощи заключается между гражданином и учреждением на срок со дня подписания до конца календарного года. Однако продлевать его ежегодно не требуется. Он автоматически пролонгируется, если ни одна из сторон письменно не уведомила другую о его прекращении.

То, насколько часто будет приходить соцработник и какую работу выполнять, зависит от степени нуждаемости пенсионера или инвалида и его физического состояния. При этом учитывается и помощь родственников, а также и других граждан, которые могут оказать посильную помощь. Максимально это может быть ежедневное посещение (за исключением субботы и воскресенья).

Перечень социальных услуг, предоставляемых на дому, утвержден законодательно. Как рассказывают в министерстве, среди наиболее востребованных социальных услуг - покупка и доставка продуктов питания, промышленных товаров первой необходимости, лекарственных средств, доставка воды (в дома, не имеющие центрального водоснабжения), оплата жилищно-коммунальных услуг и услуг связи, психологическая помощь. Для частично либо полностью утративших способность к самообслуживанию - санитарно-гигиенические услуги, приготовление пищи, кормление, уборка помещения. Также в последнее время становится популярной услуга по содействию в обучении на дому компьютерной грамотности.

Сколько нужно платить соцработнику?

Социальные услуги на дому предоставляются бесплатно либо на условиях частичной или полной оплаты. Так, с 1 января 2015 года социальное обслуживание на дому бесплатно получают граждане, чей среднедушевой доход равен или ниже полуторной величины прожиточного минимума, установленного в области для пенсионеров. Кроме того, право на бесплатное социальное обслуживание на дому имеют участники и инвалиды Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Для всех остальных стоимость социальных услуг утверждается министерством. Размер оплаты в месяц для одного человека зависит от наименований, количества фактически оказанных социальных услуг и в среднем составляет около 250 рублей.

Какой именно соцработник будет работать с тем или иным пенсионером, решает учреждение соцзащиты, но при этом они стремятся максимально учитывать пожелания пожилого человека, и в случае необходимости и наличия возможности может быть произведена замена.

Какие документы нужны, чтобы оформить социального работника?

Паспорт, свидетельство о рождении или иной документ, удостоверяющий личность обратившегося гражданина;

Документ, удостоверяющий полномочия законного представителя (в случае, если за получением услуг в интересах гражданина обращается его законный представитель);

Документ, подтверждающий проживание по месту пребывания (при отсутствии регистрации - по месту пребывания, указанному в заявлении);

Документы, подтверждающие доходы гражданина и членов его семьи, проживающих вместе с ним (супругов, родителей, несовершеннолетних детей) за 12 последних календарных месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления (за исключением доходов, получаемых в виде пенсии и (или) иных выплат в территориальных управлениях Отделения Пенсионного фонда РФ, мер социальной поддержки населения, получаемых в управлениях социальной защиты населения);

Справка об инвалидности и индивидуальная программа реабилитации инвалида (для имеющих инвалидность);

Заключение медицинской организации о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний к получению социальных услуг.

В настоящее время пенсионеры и другие нуждающиеся граждане могут получать социальную помощь в денежной и натуральной форме. Помощь от государства в натуральной форме представлена в виде так называемого набора социальных услуг (НСУ). Услуги могут быть оказаны перечисленным в законе категориям граждан в определенном порядке.

Социальная помощь в виде набора социальных услуг

В действующем законодательстве отсутствует четкое определение понятия набора социальных услуг. Однако, изучив соответствующие законодательные акты, можно сделать вывод, что - это социальная поддержка граждан, входящих в круг получателей , выраженная в предоставление им государством определенных в законе услуг.

Такая помощь очень актуальна на данный момент, так как она предоставляется менее защищенным социальным слоям населения и включает в себя перечень таких услуг, которые им особенно необходимы в повседневной жизни.

Право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг

Законодатель выделяет перечень категорий граждан, которые могут получать социальную помощь в виде набора социальных услуг:

  1. инвалиды войны - это участники великой отечественной войны, получившие увечья, во время боевых действий, лица, приравненные законодательно к инвалидам войны, (военнослужащие получившие инвалидность при непосредственном исполнении обязанностей воинской службы в иные периоды, сотрудники органов безопасности СССР, ставшие инвалидами в следствии исполнения ими служебных обязанностей, участники истребительных батальонов и взводов, отрядов защиты народа, функционировавших с 1944 по 1951 годы; граждане, которые стали инвалидами в следствии радиационных аварий и катастроф, а также их дети, если их инвалидность связана генетически с радиационным облучением родителей);
  2. (ВОВ);
  3. ветераны боевых действий (полный перечень граждан, входящих в данную категорию, содержится в ст. 3 закона N 5-ФЗ «О ветеранах» );
  4. военнослужащие , находившиеся на военной службе в период ВОВ в военных частях, учреждениях и образовательных заведениях, не входивших на тот момент в состав действующей армии, не менее полугода;
  5. лица, которые трудились в период ВОВ на объектах военного назначения ;
  6. члены семей погибших либо умерших граждан, относящихся к категориям 1, 2, 3 и 4, а также родственники погибших работников медицинских учреждений Ленинграда;
  7. инвалиды ;
  8. дети-инвалиды .

Гражданка Сидорова является инвалидом первой группы, у нее есть потребность в дорогостоящих лекарственных препаратах, которые ей выписывает врач.

В соответствии с законом в перечень предоставляемых инвалидам социальных услуг входит бесплатное получение медицинских препаратов по рецепту врача, также гражданка Сидорова раз в год вместе с сопровождающим может съездить в санаторий и неограниченное количество раз пользоваться пригородным железнодорожным транспортом и имеет право на бесплатную поездку к месту лечения и обратно.

Состав набора социальных услуг

Однако Пенсионный фонд может возобновить предоставление пакета услуг в натуральной форме при наличии заявления о возобновлении выплаты с 1 января следующего года. При этом оно должно быть подано не позднее 1 октября текущего года.

Заключение

    В заключении хотелось бы отметить, что предоставление набора социальных услуг может существенно облегчить жизнь льготникам, в тоже время сегодня есть большие недоработки в этой сфере законодательства.

  • Не всегда нуждающимся гражданам бывает достаточно мер оказываемой государством социальной поддержки. Однако в законе предусмотрены некоторые исключения, которые немного расширяют права льготников.
  • Так по решению медицинской комиссии гражданин может получить по рецепту врача необходимые ему лекарства, не включенные в перечень медикаментов, предоставляемых бесплатно в рамках набора социальных услуг.
  • Дополнительные социальные услуги могут быть предоставлены и на региональном уровне , поэтому гражданину следует обращаться в свои региональные органы для уточнения полного перечня услуг, которые оказываются в субъекте его проживания.

Печально, когда человеку на старости лет некому даже стакан воды подать: дети и внуки уехали или их вообще нет, а престарелой бабушке или дедушке тяжело выполнять элементарные вещи: сходить в магазин за покупками, вынести мусор и т. д.

В нашей стране пожилым людям государство помогает в лице соцработников.

Как оформить соцработника по уходу за пожилыми людьми, кому положена помощь от государства и в каких случаях пенсионеру могут отказать?

На помощь соцработников могут рассчитывать такие категории пожилого населения:

  • женщины старше 55 лет;
  • мужчины старше 60 лет.

При этом соцработник закрепляется за тем человеком, который проживает в квартире (доме) сам, он не может ухаживать за собой, нормально передвигаться, лишен поддержки родных, близких и друзей.

Каждый соцработник четко должен знать свои обязанности перед пожилым подопечным. Так, он должен:

Это список гарантированных услуг, которые предоставляются центрами социальной помощи пенсионерам бесплатно.

Если же пожилому человеку нужна помощь, не включенная в этот перечень (например, прогулка с пенсионером в парке, на лавочке, поход в магазин за одеждой и др.), тогда престарелому человеку придется заплатить соцработнику, согласно договору, заключенного с организацией, в которой тот работает.

Каждый социальный работник обязан вести специальный журнал, в который он вносит все покупки, а также выполненные услуги для подопечного. Обязательно он должен сохранять все чеки, квитанции.

Этот журнал каждый месяц подлежит проверке начальником отделения центра социальной помощи пожилому населению.

Для того чтобы за пенсионером закрепили соцработника, у пожилого человека не должно быть работающих детей, которые проживают с ним в пределах города, где он живет.

Также этот человек не должен стоять на учете в туберкулезном, психиатрическом или наркологическом диспансере.

Точный перечень бесплатных услуг, предоставляемых социальными работниками, устанавливается законодательными актами конкретной области.

Так, в Москве отталкиваются от Закона г. Москвы № 34 от 09.07.2008 «О социальном обслуживании населения города Москвы».

В 2019 году социальные услуги для пенсионеров в России предоставляются бесплатно или же на условиях частичной оплаты (если речь идет о дополнительных услугах).

Если человек обратится за помощью в негосударственную, а частную организацию по предоставлению социальной услуги пожилому населению, тогда ему придется частично платить за услуги, но только при условии, что его доход будет не меньше 1,5 прожиточного минимума в том или ином регионе страны.

Например, если доход подопечного составляет 10 тысяч рублей в месяц, а прожиточный минимум в регионе 9 тысяч рублей, тогда такому пенсионеру должны предоставлять социальную помощь бесплатно.

В каждом регионе чиновники могут устанавливать свои планки для оказания социальных услуг пенсионерам.

В некоторых городах даже те пенсионеры, у которых пенсия выше прожиточного минимума, получают услуги соцработника бесплатно. Речь идет о ветеранах войны, заслуженных деятелей культуры и искусства, почетных гражданах города или страны.

Конечно, никто не должен и не будет ходить по квартирам в поисках пенсионеров для оказания им социальных услуг.

Сотрудники соцслужбы приходят на помощь только тем людям, которые сами их об этот попросят.

Причем просьба должна быть оформлена в письменном виде. Пожилой человек или его официальный представитель должен написать заявление в органы социальной защиты населения (образец заявления должны предоставить в организацию, куда он обратился).

К заявлению он должен приложить такие документы:

  1. Заключение из поликлиники об отсутствии противопоказаний в оказании социальных услуг.
  2. Справка с Пенсионного фонда о размере пенсии.
  3. Справка с ЖЭКа о составе семьи.
  4. Паспорт обратившего человека (пенсионера). Если обращается его законный представитель, тогда и он должен предъявить свой паспорт.

Приняв заявление, создается специальная комиссия, которая оценивает, какую помощь нужно регулярно предоставлять пенсионеру.

Например, нужно будет ходить за продуктами, лекарствами, помогать в уборке квартиры или еще и кормить его, выходить с ним на улицу.

Комиссия детально анализирует ситуацию, составляет индивидуальную программу предоставления соцуслуг, составляет акт обследования материально-бытового положения клиента.

Если после осмотра условий проживания пенсионера в заключении будет прописано, что он нуждается в посторонней помощи, тогда орган соцзащиты заключает договор с пенсионером или его законным представителем на оказание услуг.

После этого ему предложат заключить договор об оказании услуг. Он заключается со дня подписания и действует до конца календарного года.

При этом важно иметь в виду, что если ни одна из сторон не уведомила другую о прекращении действия договора, тогда документ продлевается автоматически еще на год.

В договоре на оказание социальных услуг на дому должна быть прописана следующая информация:

Как часто должен приходить соцработник к пожилому человеку?

У каждого человека свои потребности в уходе, помощи, поэтому и соцработники работают неодинаково.

Они могут приходить как 2-3 раза в неделю, так и ежедневно (кроме субботы, воскресенья) в зависимости от степени нуждаемости престарелого подопечного, его физического состояния.

Частота посещений, а также перечень работ, которые должен выполнять соцработник, прописывается в договоре.

В законодательстве РФ прописаны ситуации, при которых органы социального обслуживания могут отказать пенсионеру в своих услугах:

  • если клиент злоупотребляет алкоголем;
  • если у него обнаружена активная стадия туберкулеза;
  • если у клиента наблюдаются психические заболевания в стадии обострения;
  • если у пожилого человека имеются другие тяжелые заболевания, при которых ему нужна стационарная врачебная помощь.

На помощь соцработника могут также рассчитывать пенсионеры, которые проживают в семье с другими родственниками, но при условии, что никто из членов семьи не в состоянии помогать больной бабушке (дедушке).

Например, если родственники имеют тяжелые, затяжные заболевания или являются инвалидами.

Что делать, если пожилой человек не имеет возможности самостоятельно прийти в центр социального обслуживания, например, он является инвалидом? Тогда ему нужно позвонить в эту организацию и попросить, чтобы соцработник пришел к нему на дом.

В органах социальной защиты населения есть база данных, поэтому они оказывают такую помощь. На звонок пенсионера быстро реагируют, и социальный работник приходит к нему на дом, помогает написать заявление, при необходимости собирает необходимые справки.

Каждый одинокий пенсионер в соответствии с показаниями и противопоказаниями к социальному обслуживанию имеет право на оформление бесплатного ухода со стороны социальных служб.

Оформив договор на оказание соцуслуг, пенсионеру не нужно переживать, что лекарства не куплены, обед не приготовлен, а в квартире неубрано. Все это ложится на плечи социальных работников.

Чтобы закрепить конкретного соцработника за одиноким пенсионером, нужно подать заявление в отдел социальной защиты, предоставить необходимые документы, а также подписать договор на оказание бесплатных, частично платных или платных услуг.

Вконтакте

Одноклассники

5 комментариев к статье "Как нанять социального работника для пенсионера?"

    Stringer пишет:

    Здравствуйте! Я, одинокая Лазарева Лариса Валентиновна, живу в СПБ с поврежденной ногой. 2 г лечусь, но ходить пока не могу. До 17 мая я оплатила сопровождающую сестру, что не так просто. Для продолжения лечения мне необходим социальный работник раза на два в неделю

    Ольга пишет:

    Добрый день. Я ухаживаю за старенькими супругами. Женщина инвалидка 1 группы, лежачая. К ним ходит соцработник 3 раза в неделю. Кроме покупки продуктов никакой помощи не оказывает. Она сказала, что уборка, только там, где она прошла. А остальное, за деньги. И продукты боимся ей заказывать. Все свалила на меня. Прибежит, пять минут побудет и убегает. Как быть? Я одна тоже не справляюсь. И связи с соцработником нет. Домашний не отвечает, а сотового, якобы у нее нет.

    Елена пишет:

    Маме 93 года. Она работник тыла.Мне почти 58 лет. Я пенсионерка.Моей дочери 38 лет и у нее маленький ребенок.2,4 года.Все трое взрослые члены семьи прописаны вместе, но живем все в разных местах. Дочь с ребенком живет у мужчины, отца ребенка в незарегистрированном браке, а я за 105 км. от города в рабочем поселке с мужем пенсионером 67 лет. И вот пришло время ухаживать за мамой. Она перенесла операцию, на улицу не выходит давно.Как можем, помогаем ей. Приезжаю, покупаю лек-ва и продукты, получаю ее пенсию, оплачиваю коммуналку, остальные деньги отдаю ей до копеечки. Дочь приходит делает уборку. Но со всем этим стало очень трудно справляться всем.Хоть и продлили возраст выхода на пенсию, но я, к примеру, не имею крепкого здоровья, да еще эти поездки. К нам мама жить не поедет ни за что.Что делать?, И вот тут я подумала о соцпомощнике для нее. Можно ли и как это сделать?

Одна из важнейших функций государственной системы - это поддержка людей, не способных решить свои проблемы самостоятельно. Такая нужна одиноким престарелым гражданам, малоимущим семействам, сиротам и другим. В законе № 178-ФЗ от 17.07.1999 закреплено право любого человека обратиться в госорганы соцзащиты за помощью.

В зависимости от ситуации и доходов, она будет оказана на платной или безвозмездной основе. Так, социальная помощь на дому пожилым людям в большинстве случаев оказывается без взимания денег.

Чтобы стать получателем социальных услуг, гражданин обязан самостоятельно обратиться в госорган и предоставить документы, подтверждающие статус.

Что входит в социальную помощь

Лицам пожилого возраста оказывается поддержка через специализированные учреждения - территориальные центры. Размер и вид услуг зависит от нуждаемости заявителя. В частности, малоимущие люди могут рассчитывать на такие безмездные услуги:

  • уход на дому;
  • стационарное обслуживание в пансионатах, домах-интернатах и других специализированных учреждениях;
  • срочные меры поддержки разового характера;
  • получение консультаций;
  • иное.

Новые методы государственной соцполитики построены на принципе комплексного обслуживания. На практике это означает, что клиент соццентра должен получить все возможные виды поддержки от специалиста:

  • бытовые (при необходимости);
  • по взаимодействию с госорганами;
  • по медицинскому обслуживанию;
  • по трудоустройству;
  • по решению проблем психологического характера.

Причем взаимодействовать обслуживаемый на первом этапе должен только с соцработником. Последний становится для пожилого гражданина личным помощником в решении различных проблем. Для организации такой большой работы необходимо:

  • обучить соцработников;
  • создать мощные центры поддержки (проблемы у обслуживаемых лиц бывают самыми разнообразными);
  • наладить взаимодействие соцработников с иными госслужбами и учреждениями.
Подсказка: на местном уровне территориальные центры плотно взаимодействуют с местной администрацией и органами самоуправления.

Какие услуги полагаются пенсионерам

Объем помощи нуждающемуся человеку определяется, исходя из потребностей . Например, если одинокий человек сильно болеет, то ему нужно продукты принести, уборку сделать, сопроводить в клинику и другое. Получатель может рассчитывать на такой максимальный объем помощи:

  • поддержка в бытовых вопросах:
    • приготовление пищи;
    • закупка продуктов и товаров первой необходимости (лекарств в том числе);
    • организация досуга;
    • уборка жилого помещения;
    • стирка одежды;
    • проведение косметического ремонта;
  • топка печи (если нет центрального отопления);
  • подвоз питьевой воды при отсутствии водопровода;
  • оплата коммунальных услуг и иных счетов;
  • вызов доктора;
  • сопровождение к местам отдыха;
  • иное.
Важно: соцработник делает закупки и оплачивает счета за счет обслуживаемого лица.

Инвалидам уделяется особое внимание. Ведь эти люди зачастую не в состоянии самостоятельно провести гигиенические процедуры. Их поддерживает соцработник.

В его обязанности входит следующее:

  • сопровождение подопечного в медучреждение;
  • проведение гигиенических и иных процедур;
  • поддержка при прохождении медико-социальной экспертизы, в том числе, по сбору и подаче необходимых документов;
  • юридическое консультирование.

Кто заботится о пенсионерах

В муниципальные образованиях работают центры социального обслуживания. Их может быть несколько, в том числе:

  • муниципальные;
  • частные.

Согласно новым правилам, функция по заботе о престарелых людях может быть передана специализированному предприятию или индивидуальному предпринимателю. Таковые структуры финансируются из бюджета. Поэтому их деятельность должна быть лицензирована. Как правило, перечень структур, оказывающих поддержку нуждающимся, размещается на официальном портале муниципального образования.

Законодательством обязанность по организации поддержки нуждающихся лиц передана региональным властям. Следовательно, каждый субъект федерации по-своему решает организационные вопросы.

Для сведения: получить необходимую информацию нуждающийся гражданин может в:

  • соцзащите;
  • многофункциональном центре.

Порядок предоставления


Порядок оформления сотрудничества с целью предоставления/получения соцпомощи описан в статье 8.1 закона № 178-ФЗ от 17.07.1999. Между сторонами заключается контракт. В документе описываются такие важные моменты:

  • время действия (от трех месяцев до года);
  • перечень услуг и их объем;
  • предпочтительный результат;
  • права и обязанности сторон;
  • порядок изменений;
  • основания прекращения действия.

Инициатива по оформлению договоренности принадлежит гражданину. Претендент на соцпомощь должен самостоятельно заявить об этом в письменной форме. Госоргану дано десять дней на принятие решения. В случае если необходимо дополнительное обследование условий проживания претендента, ответ предоставляется через месяц.

Подсказка: ответ на заявку придет:

  • в общем случае через 10 дней;
  • в некоторых ситуациях - через месяц.

Вам нужна по этому вопросу? и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Кому услуги предоставляются


Предприятию, оказывающее соцуслуги, законом дано право выбирать претендентов.
Так, в обязательно порядке обслуживанию подлежат люди пенсионного возраста:

  • женщины, отметившие 55-летний юбилей;
  • мужчины после 60-летия;
  • инвалиды любого возраста.
Для сведения: претендовать на соцсопровождение могут также сироты, малоимущие семейства, оказавшиеся в сложной ситуации, опекаемые и опекуны, иные категории граждан.

Кому откажут

Законом разрешено не предоставлять соцсопровождение потенциально опасным для здоровья окружающих лицам. К таковым в общем случае относятся:

  • психические больные, склонные к агрессивному поведению;
  • люди, страдающие:
    • заразными заболеваниями, в том числе венерическими;
    • туберкулезом открытой формы;
  • имеющие зависимость:
    • алкогольную;
    • наркотическую.
Подсказка: в случае отсутствия свободных сотрудников предприятие также может отказать претенденту в соцсопровождении.

Особые случаи

В законе № 122 приведена норма, позволяющая поместить пожилого человека в стационарное учреждения. Процедура принятия такового решения следующая:

  • если человек одинок, то требуется:
    • его письменное согласие;
    • либо решение суда;
  • если имеет родственников, то с последних берется согласие.
Подсказка: в стационар помещают лиц, не способных:
  • самостоятельно передвигаться;
  • ухаживать за собой.
Скачать для просмотра и печати:

Дорогие читатели!

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Правила оформления социального контракта


В законе предусмотрено составление договора между соцслужбой и получателем услуг. Алгоритм выработки условий документа таков:

  1. Человек пишет заявку и предоставляет документы, подтверждающие необходимость сторонней заботы.
  2. Пакет передается в соответствующее учреждение (зависит от региональных правил):
    • отделение соцзащиты;
    • территориальный или районный комплексный центр.
  3. Документы рассматриваются комиссией. Орган вправе:
    • затребовать дополнительную информацию у гражданина;
    • провести обследование условий проживания;
    • принять решение о заключении контракта или отказе.
  4. Комиссия обязана:
    • разработать программу решения заявленной проблемы;
    • определить объем необходимой помощи;
    • подготовить проект договора.
Подсказка: с проектом контракта знакомятся:
  • получатель услуг;
  • соцработник, берущий на себя заботу о пожилом человеке.

Условия

Контракт составляется между двумя сторонами:

  • предприятием, предоставляющим подобные услуги;
  • получателем:
    • непосредственно пожилым человеком;
    • его близкими лицами.

По законным нормам, договор действует до конца года. Потом следует принимать новое решение. Однако в случае с пенсионерами действие документа продлевается автоматически. Ведь проблемы получателя соцпомощи не исчезнут в течение одного периода.

Подсказка: решение о продлении действия социального контракта принимает комиссия. Пенсионеру не нужно писать новое заявление и собирать справки.

Нужно ли платить за услуги

В законе определено, что получателями безвозмездной соцпомощи могут стать лица, имеющие маленький ежемесячный доход. Поступления семейства или одинокого пенсионера сравнивают с показателем прожиточного минимума, установленного для региона проживания. Если пенсия меньше, то денег с пожилого человека не возьмут.

Справка: пенсионное пособие большинства получателей доведено до показателя прожиточного минимума в регионе. Таковым лицам полагается соцсопровождение без взимания платы.

Кроме того, соцслужба не имеет права брать денег с других льготников. Полный перечень определяется региональными властями. Как правило, в него включают:

  • инвалидов ВОВ;
  • лиц, перешагнувших 80-летний порог.

Остальные получатели соцпомощи обязаны платить за нее. При этом величина оплаты прописывается в контракте. Как правило, сумма не превышает 250,0 рублей в месяц.

Перечень документов


Претендент на соцпомощь должен подать заявление (составляется на бланке с помощью соцработника) и такие документы:

  • паспорт и его копию;
  • справку из Федеральной миграционной службы о месте прописки (или документ о собственности на жилье);
  • справку о доходах (кроме пенсии);
  • документ, подтверждающий льготы:
    • удостоверение участника или инвалида ВОВ;
    • справку об инвалидности;
    • другое;
  • сведения из больницы о необходимости реабилитации (для инвалидов).

Представитель пенсионера обязан предоставить первый экземпляр доверенности. Кроме того, необходим документ, подтверждающий родственные связи. К примеру, ребенок пенсионера предоставляет свое свидетельство о рождении.

Подсказка: пенсионеры подают документ о дополнительных доходах. Информацию о размере пенсии госорган возьмет самостоятельно. К иным видам поступления могут относиться:

  • зарплата;
  • доход от аренды собственности;
  • авторские гонорары и другое.

Посмотрите видео о помощи пожилым людям

17 февраля 2018, 18:53 Мар 3, 2019 13:39

error: Content is protected !!