Курсы повышения квалификации для работников предпенсионного возраста. Работа: Повышение квалификации зрелых сотрудников: мифы и реальность. Льготы при предпенсионном сокращении

О повышении квалификации зрелых сотрудников более подробно.

Подобно своим молодым коллегам, зрелые сотрудники нуждаются в регулярном повышении квалификации, чтобы качественно выполнять должностные обязанности и оставаться в ритме современных технологий. Большинство работодателей, положительно зарекомендовавши х себя в роли «age-friendly», предлагают сотрудникам регулярные программы повышения квалификации, иногда специально разработанные и предназначенные для сотрудников старшего возраста.

Международная юридическая компания Perkins Coie LLP разработала систему электронного обучения MindLeaders, включающую полный набор обучающих программ, доступных для изучения в любом удобном режиме. Также организация привлекает сторонних экспертов для помощи сотрудникам в составлении собственных планов профессиональног о роста и менторов для помощи в выборе собственной карьерной траектории.

Служба охраны рыбных ресурсов и диких животных США предоставляет всем сотрудникам доступ в онлайн библиотеку дистанционного обучения SkillSoft, где представлено большое количество разнообразных курсов для самоподготовки, включая курсы по информационно-ко ммуникационным технологиям.

Зачастую сотрудники старшего возраста, проходящие курсы переподготовки или повышения квалификации, демонстрируют худшие результаты выходных тестирований, чем их более молодые коллеги, и им нужно больше времени для выполнения учебных задач. Разница оказывает особенно заметной в случае изучения технологических процессов. Исследования показывают, что подобные различия исчезают, если при разработке программ обучения и тестирований принять во внимание особенности восприятия информации людьми старшего возраста.

Распространено мнение, что люди старшего возраста неспособны угнаться за новейшими технологиями. Однако результаты исследования сотрудников в возрасте 45-74 года, проведенного Американской Ассоциацией Пенсионеров (AARP) в 2013 году, показали, что лишь 25% респондентов испытывают сложности в работе с новыми технологиям. Большинство респондентов (75%) сообщили, что подобных сложностей не испытывают.

Недостаток уверенности - самая большая проблема на пути к освоению новых технологических знаний и навыков. Исторически зрелые сотрудники всегда автоматически исключались из программ повышения квалификаций и переподготовки из-за стереотипа, что они неспособны эффективно усваивать новые навыки или скоро попросту выйдут на пенсию. Зачастую сами сотрудники старшей возрастной группы разделяют эти опасения и игнорируют тренинги и обучающие семинары, даже в случае их доступности. Но на сегодняшний день собрано достаточно доказательств несостоятельност и этих стереотипов:

Возрастные изменения влияют лишь на некоторые аспекты восприятия, в особенности это касается остроты зрения и слуха и скорости обработки информации. Степень таких изменений кардинальным образом варьирует у разных людей и не оказывает значимого влияния на способности к обучению работников старшего возраста, находящихся в хорошей физической форме.

Большинство людей старшего поколения высоко восприимчивы к обучению, в особенности если предмет обучения непосредственно связан с их должностными обязанностями.

Многие зрелые сотрудники являются состоявшимися специалистами иэффективно используют накопленный опыт и знания для улучшения процесса обучения.

Молодые сотрудники с гораздо большей вероятностью, чем их старшие коллеги, склонны к смене места работы. По этой причине эффективность инвестиций в процесс обучения в случае сотрудников старшего возраста оказывается выше.

Для повышения эффективности обучения сотрудников старшего возраста стоит использовать некоторые хитрости - например, приемы педагогического проектирования.

● Зрелые сотрудники хуже обучаются в условиях нехватки времени и быстрой подачи информации и плохо воспринимают мелкий шрифт в тренинговых материалах.

● Взрослые сотрудники менее заинтересованы в учебном процессе, целью которого является лишь появление новой строчки в их резюме - гораздо больше их интересует приобретение конкретных навыков, улучшающих выполнение работы.

Согласно опросу специалистов категории 50+, занятых в различных отраслях, наибольший недостаток знаний они испытывают во владении иностранными языками (33%) и компьютерными и информационными технологиями (33%). 23% опрошенных пожаловались на недостаточную информированност ь в области специфических технических и профессиональных навыков, 22% испытывают недостаток управленческих навыков, 21% нуждаются в формальной сертификации.

Компания Hartford разработала программу обратного наставничества для того, чтобы помочь руководителям высшего звена обучиться работе с социальными медиа у молодых коллег. Обучение по программе является обязательным. В процессе реализации программы в компании возникли идеи распространить практику обратного наставничества и на другие сферы.

Обратное наставничество. Основной целью обратного наставничества является усовершенствован ие технологических навыков сотрудников старшего поколения. В процессе такого наставничества молодые специалисты помогают своим старшим коллегам осваивать новые технологии. Такое наставничество не ограничивается односторонней передачей знаний - в конечном итоге происходит взаимный обмен опытом.

Партнерство с профессионально- техническими колледжами. Многие организации, использующие квалифицированны й и полуквалифициров анный труд, сотрудничают с учебными заведениями для обучения сотрудников старшего возраста. Например, Центр Подготовки трудовых ресурсов в области энергетики (www.cewd.org ) сотрудничает с рядом колледжей и институтов с целью подготовки работников всех возрастов к работе в электроэнергетич еской промышленности.

Центральный Баптистский Госпиталь в Лексингтоне, штат Кентуки, нанял на работу бывшую медсестру на пенсии в качестве коуча. В удобное время она встречается с действующими медсестрами и помогает им определиться с целями и траекторией дальнейшего профессиональног о и карьерного развития.

Обучение в процессе работы. При такой форме обучения сотрудник приобретает новые профессиональные навыки одновременно на теоретических занятиях и непосредственно на рабочем месте, получая при этом зарплату. Затраты на такое обучение обычно покрывает спонсорская организация, в роли которой может выступить работодатель, ассоциация работодателей или вышестоящая организация. Особенно распространена такая модель обучения в Европе и Канаде, чуть менее - в США. Изначально программы производственног о обучения были придуманы для молодых сотрудников, но они также могут быть крайней полезными в повышении квалификации зрелых кадров.

Образовательные счета (LiLAs). LiLA - согласованный с работодателем специализированн ый накопительный счет, используемый сотрудником для финансирования своего обучения и повышения квалификации. Такой счет позволяет работнику получать средства на свое образование от своего работодателя, от третьих лиц, а также самому принимать финансовое участие. В настоящее время система LiLAs работает в 8 штатах США и, независимо, используется тремя крупными американскими работодателями.

Кому годы - помеха

Елена Васильченко, «АиФ»: Владимир Анатольевич, а надо ли вообще пожилым людям продолжать работать? А как же «заслуженный отдых»?

Владимир Слепак: Старшее поколение сейчас другое. Пожилые более активны, чем это было ещё несколько лет назад. Сейчас после выхода на пенсию продолжает трудиться каждый третий пенсионер. Из общего числа вышедших на пенсию (а их 40 млн) сегодня трудятся порядка трети - 14,5 млн. Пожилые осваивают новые технологии. А сколько пожилых за рулём, обращали внимание?

В 2013 году в закон о занятости внесены поправки. Ключевой момент в них - запрет объявлений о вакансиях с требованиями дискриминационного характера. Нарушителей ждёт штраф до 15 000 руб. за каждое объявление. Думаю, все обратили внимание, что такие объявления о вакансиях исчезли и со страниц газет, и из Интернета. Это очень важно. Чаще всего в таких объявлениях встречалась возрастная дискриминация. Возникала недопустимая ситуация, когда квалифицированные опытные работники не могли рассчитывать найти работу просто по причине достижения определённого возраста. Сейчас эта проблема решена. И пенсионеры на рынке труда находятся в равных условиях с другими работниками.

Из объявлений строка с указанием возраста исчезла. Но человек придёт устраиваться на работу, а его не возьмут как раз из-за этого самого возраста. Может ли он жаловаться?

С жалобой на неправомерный отказ в работе (например, по возрастной принадлежности, а не по уровню квалификации) можно обращаться в инспекцию труда (в том числе в электронном виде - https://онлайнинспекция.рф), прокуратуру, суд.

Человек работает на предприятии, в фирме много лет, наступает пенсионный возраст, а он хочет продолжать работать. Закон это желание как-то защищает?

Если у него заключён бессрочный трудовой договор, он может просто продолжать там работать. Большинство работающих пенсионеров трудятся на том же рабочем месте, что и до выхода на пенсию.

Переучат бесплатно

- Регистрируют ли пожилых на бирже труда?

Пенсионер может встать на учёт в органы службы занятости с целью получения таких госуслуг, как содействие в трудоустройстве и направление на переобучение, повышение квалификации. При этом встать на учёт в качестве безработного и получать соответствующее пособие пенсионер не сможет, так как уже получает пенсию.

- Существуют ли льготные курсы повышения квалификации, перепрофилирования для пожилых россиян?

Не льготные, а вообще бесплатные, если пенсионер на них пойдёт по направлению органов службы занятости. Сегодня пожилой человек может обратиться в государственную службу занятости и получить направление на переобучение, повышение квалификации по тем специальностям, которые востребованы в регионе. В 1-м полугодии 2014 г. по направлению служб занятости обучение прошли 2,3 тыс. пенсионеров - это 100% тех, кто обратился за услугой.

- Нужно ли нам повышать пенсионный возраст, как в западных странах?

Повышать пенсионный возраст не планируется. Он останется неизменным - 55 для женщин и 60 для мужчин. Кстати, почти треть наших граждан имеет право на досрочный выход на пенсию - на 5-10 лет раньше.

Повышению квалификации не подлежат работники пенсионного и предпенсионного возраста (до пяти лет).

Повышение квалификации работников предприятия, обучающихся на очно-заочных и заочных отделениях ВУЗов и техникумов, не планируется. Для организации процесса обучения персонала начальник подразделения обязан выпустить приказ о назначении организатора технического обучения из числа ИТР. Организатор технического обучения (ТО) подчиняется руководителю подразделения. Для проведения производственного и теоретического обучения в подразделениях подбираются инструктора производственного обучения и преподаватели (консультанты) теоретического обучения. Инструктора и преподаватели назначаются приказом начальника подразделения.

Инструктор производственного обучения должен соответствовать следующим критериям:

Иметь разряд не ниже пятого;

Стаж работы по профессии не менее трех лет;

Высокие производственные показатели;

Образование не ниже общего среднего-профессионального.

Преподаватель (консультант) теоретического обучения выбирается из числа специалистов согласно разработанным и утвержденным "Критериям оценки учебных заведений и преподавателей, привлекаемых к обучению персонала".

В случае возникшей производственной необходимости в организации тех или иных курсов, которые по объективной причине не вошли в перспективный годовой план подготовки и повышения квалификации работников предприятия, начальник подает дополнительную заявку. Заявка на дополнительное обучение оформляется в виде служебной записки на имя заместителя директора по экономике, за подписью начальника подразделения, с согласованием с главным бухгалтером.

Приказ заместителя директора по экономике должен учитывать:

1) итоги работы за отчетный год;

2) утверждение перспективного годового плана подготовки и повышения квалификации кадров по организации;

3) списки работников;

4) утверждение списков преподавателей теоретического обучения;

5) утверждение состава квалификационных комиссий и графика проведения квалификационных комиссий;

одготовка кадров на предприятии осуществляется по следующим видам обучения (см. рис.6):

I Подготовка рабочих:

1) подготовка новых рабочих, переподготовка и освоение второй профессии;

II Повышение квалификации рабочих:

1) производственно- технические курсы (ПТК);

2)курсы целевого направления (КЦН);

III Повышение квалификации руководящих работников и ИТР:

1) самообразование;

2) курсы повышения квалификации (КПК);

3) курсы целевого назначения (КЦН);

4) семинары;

Обучение кадров на предприятии осуществляется путем индивидуального, группового и курсового видов обучения.

Индивидуальная форма обучения используется в случае, когда нельзя создать группу свыше 5 человек. Индивидуальная форма обучения используется для: подготовки рабочих:

1) подготовка новых рабочих,

2) переподготовка и обучение рабочих вторым профессиям;

Повышения квалификации руководящих работников и специалистов:

1) самообразование;

2) стажировка.

Групповая форма обучения применяется для обучения работников предприятия численностью от 5 человек одной профессии. При

невозможности создать группу из рабочих одной профессии допускается комплектование группы из родственных профессий. В этом случае общие темы изучаются в группе, а специальная технология – в подгруппах или проведением индивидуальных консультаций.

Курсовое обучение проводится по более сложным профессиям, овладение которыми связано с изучением значительного объема теоретического материала и освоением различного вида работ.

В зависимости от уровня квалификации новых рабочих, их численности, определяются формы обучения: индивидуальное или групповое. Курс теоретической подготовки новых рабочих должен обеспечивать овладение профессиональными навыками рабочего начального уровня квалификации по данной специальности согласно единого тарифно-квалифицированного справочника (ЕТКС) и техническими заданиями, необходимыми в условиях современного производства.

Соотношение времени на производственное и теоретическое обучение определяется учебными программами, сложностью профессии и общеобразовательным уровнем. Количество часов, отводимых на консультации, устанавливается из расчета (15 – 20)% на одного ученика плюс 10% на каждого последующего от общего количества часов, предусмотренных учебной программой на полный теоретический курс той или иной профессии.

Добрый день Борис.
Статья 195.1. Понятия квалификации работника, профессионального стандарта
Квалификация работника - уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника.
Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов, а также установления тождественности наименований должностей, профессий и специальностей, содержащихся в едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих, едином квалификационном справочнике должностей руководителей, специалистов и служащих, наименованиям должностей, профессий и специальностей, содержащихся в профессиональных стандартах, устанавливается Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Статья 196. Права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников
Необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель.
Подготовка работников и дополнительное профессиональное образование работников осуществляются работодателем на условиях и в порядке, которые определяются коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников, перечень необходимых профессий и специальностей определяются работодателем с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном статьей 372 настоящего Кодекса для принятия локальных нормативных актов.
В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить профессиональное обучение или дополнительное профессиональное образование работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.
Работникам, проходящим подготовку, работодатель должен создавать необходимые условия для совмещения работы с получением образования, предоставлять гарантии, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Статья 197. Право работников на подготовку и дополнительное профессиональное образование
Работники имеют право на подготовку и дополнительное профессиональное образование.
Указанное право реализуется путем заключения договора между работником и работодателем.

Вопрос о повышении квалификации является правом, но не обязанностью. Таким образом Вы можете отказаться, если иное не предусмотрено в локальных актах вашей организации

Из материалов подготовленного Министерством труда и социальной защиты доклада о социально-экономическом положении пожилых людей, следует, что в 2013 году уровень занятости граждан пенсионного возраста составил 29,2%. Это на 1,5% выше, чем в 2012 году. Уровень безработицы в этой возрастной группе – 3,1%.

Количество обратившихся в 2013 году в органы службы занятости пожилых граждан составило 205,4 тысяч (граждане предпенсионного возраста) и 161,5 тысяч (пенсионеры) человек. Среди обратившихся граждан предпенсионного возраста трудоустроиться смогли 96,7 тысяч человек, из второй категории (граждан пенсионного возраста) было трудоустроено 84,5 тыс.человек.

На конец 2013 года на учете в службах занятости состояло 86,3 тыс. человек из числа граждан предпенсионного возраста. Это 9,4% от всего количества безработных, состоящих на регистрационном учете.

Для увеличения возможностей трудоустройства данной категории граждан им оказывались государственные услуги по:

  • профессиональной ориентации для выбора сферы деятельности, трудоустройства и профобучения (услугой смогли воспользоваться 148,6 тыс. человек);
  • профессиональной подготовке и переподготовке, а также повышению квалификации (5,8 тыс.человек);
  • временному трудоустройству граждан, испытывающих трудности в поиске работы (19,8 тыс. человек).

Расширить возможности по трудоустройству граждан предпенсионного и пенсионного возраста помогли изменения, внесенные в закон о занятости населения. В частности, были расширены полномочия региональных органов службы занятости по направлению на обучение и переобучение по востребованным на рынке труда профессиям (специальностям) незанятых граждан, которым назначена трудовая пенсия по старости, но которые желали бы продолжить свою трудовую деятельность.

Немаловажным шагом для повышения доступности реализации гражданами пенсионного возраста своего права на труд стал запрет на распространение в сведениях о вакантных рабочих местах информации дискриминационного характера, в т.ч. ограничений по возрасту.

Самыми востребованными программами переподготовки и повышения квалификации среди граждан пенсионного возраста стали программы:

  • по получению и повышению компьютерной грамотности и изучению коммуникационных технологий;
  • по изучению основ социальной работы;
  • по получению новых знаний в сферах здравоохранения и образования;
  • по изучению иностранных языков;
  • по изучению основ экономики и права;
  • по получению новых знаний в сферах бухучета и управления персоналом.

Среди программ профессиональной подготовки и переподготовки по рабочим специальностям и должностям служащих самыми востребованным оказались:

  • «Водитель транспортных средств»;
  • «Электросварщик»;
  • «Слесарь-сантехник»;
  • «Оператор электронно-вычислительных машин»;
  • «Продавец непродовольственных товаров»;
  • «Парикмахер»;
  • «Повар»;
  • «Лифтер».

Учитывая дефицит квалифицированных рабочих кадров на промышленных предприятиях, сложившийся из-за отсутствия притока достаточного количества молодежи, поощрение граждан предпенсионного и пенсионного возраста продолжению трудовой деятельности является вполне оправданным.

Для повышения информированности граждан о возможностях трудоустройства всеми территориальными службами занятости ведется общероссийский и региональные банки вакансий, которые размещаются на официальном Интернет-портале «Работа в России». Еще одним эффективным мероприятием привлечения потенциальных кандидатов на вакантные рабочие места является проведение ярмарок вакансий.

Большая работа для повышения информированности граждан предпенсионного и пенсионного возраста о возможностях трудоустройства ведется в рамках программы «Университет третьего возраста», помогающей в обучении их компьютерной грамотности.

error: Content is protected !!