Конспект занятия как мы дышим. Конспект НОД «Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхани. обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма

Конспект познавательного занятия в старшей группе
«МЫ ДЫШИМ, ЗНАЧИТ ЖИВЁМ»

Цель: Дать детям понятие о том, что человеку для жизни необходимо дышать. Во время дыхания человек вдыхает кислород и выдыхает углекислый газ.

Предварительная работа: 1 – Обращение к опыту детей: «Как мы дышали под

одеялом?»

2 – Каким стало наше дыхание после гимнастики?

Ход занятия:

— Ребята, мы с вами в течении дня занимаемся различными делами. Что мы делаем?

(Играем, гуляем, кушаем, пьём, занимаемся).

— Верно, мы делаем множество разных дел. А можем ли мы всё время, например, играть, рисовать? (Нет, долго нельзя, устанешь, надоест).

— Согласна, от всего можно устать. Вот, например, чтобы жить человеку надо есть, пить, что-то делать. А он делает это постоянно? (Нет, всё время есть нельзя).

— Послушайте стихи:

Миша, лёжа на печи

Ел коржи и калачи.

А во время передышки

Ел вареники и пышки.

Вскоре вся деревня Мишу

Доставала через крышу.

— Вот, что может произойти, если всё время есть. А вот однажды, я знаю, люди оказались долгое время без пищи и воды, но потом их спасли и все они остались живы. А вам случалось долго не кушать? (Ответы детей из личного опыта).

— А сейчас мы с вами вот что сделаем. Давайте закроем крепко рот и зажмём пальцами нос, и посидим так, кто дольше?

— Почему вы открыли рот и нос?

(Задохнулись, воздуха не хватает, тяжело).

— Так без чего же человек не может прожить и нескольких минут?

(Без воздуха, он не может не дышать, он может задохнуться)

— Действительно, без воздуха человек не может прожить. Мы дышим постоянно и настолько к этому привыкли, что даже этого не замечаем, играем мы или гуляем, днём и ночью, когда спим, мы всё время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород.

— Чем мы дышим? (Через нос и через рот).

  • Да, мы делаем с вами вдох и выдох. При вдохе воздух попадает к нам в организм, а при выдохе, — выходит из него. Положите руку к себе на грудь и сделайте глубокий вдох. Что произошло?

(Ответы детей).

— Обобщение: грудная клетка поднимается, она становится больше.

— А теперь ещё раз глубоко вдохните и выдохните. Что произошло?

(Грудная клетка опустилась).

— Ребята, куда же попадает воздух при вдохе?

(Там есть лёгкие).

— Да, ребята у нас в грудной клетке есть лёгкие, они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сдуваются, когда мы выдыхаем. Когда мы с вами делаем вдох – воздух через рот или нос попадает в лёгкие. Посмотрите, как они выглядят внутри нашего организма. (Рассматриваем схему движения воздуха в лёгкие).

— Ребята, посмотрите: мы с вами вдыхаем воздух, он попадает в лёгкие, а затем через кровь по всему нашему телу, а когда мы делаем выдох, то уже не чистый воздух выпускаем из себя. Вдыхаем мы чистый воздух, в нём много кислорода, а когда, он пройдёт по всем органам, он становится уже нечистым, в нём много углекислоты. Давайте вспомним, как вы дышали под одеялом. Что произошло через некоторое время?

(Стало трудно дышать, было душно, воздуха не хватало).

— Верно, под одеялом мало места. Чистый воздух туда не поступал, а загрязнённого становилось всё больше и поэтому таким воздухом дышать трудно.

— Так какой же воздух полезен человеку для дыхания?

(Чистый, свежий).

— А где больше чистого воздуха?

(На улице, в лесу).

— Да, ребята, в лесу, на улице больше чистого воздуха, в нём больше кислорода.

Что же помогает очищать воздух на улице, в лесу?

(Деревья и растения).

(Рассматриваем схему). Вот мы пришли в лес или в парк, там много деревьев, растений. Смотрите, мы дышим чистым воздухом, в котором много кислорода, а выдыхаем уже нечистый воздух, в нём больше углекислоты. А деревья забирают его, перерабатывают и отдают нам снова чистый воздух.

— Но если мы не можем часто выходить в лес, парк, просто на улицу, что же нам

дышать плохим воздухом?

(Надо форточки открывать, проветривать чаще комнату).

— Действительно, когда мы с вами выходим на прогулку, наша няня открывает все фрамуги, проветривает группу и спальню, чтобы мы смогли дышать чистым и свежим воздухом.

— А ещё что может сделать воздух в комнате чистым?

(Цветы, растения).

— Верно, комнатные цветы тоже дарят нам много кислорода, делают воздух чище.

А если их не будет в группе, дома?

(Воздух станет плохим, не свежим).

— Так как же люди могут помочь сами себе?

(Они должны беречь деревья, цветы).

— Верно, мы обязательно должны беречь леса и парки, цветники и растения в группе,

ухаживать за ними.

— А чем же в городе загрязняется воздух?

(Машины загрязняют, ещё дымом загрязняется).

— Да, воздух загрязняется от выхлопов машин, когда из труб идёт дым, когда много курят. Как же мы будем дышать таким воздухом, чтобы было легче?

(Через нос, приложив платочек).

— А ещё почему надо дышать носом?

(Чтобы не заболеть, когда холодно).

— А что происходит с воздухом, когда он проходит через нос?

(Он согревается в носу, ещё там есть волоски, на них остаётся пыль и микробы).

— Действительно, воздух проходя через нос, очищается, согревается, поэтому мы, дыша носом, сохраним свое здоровье, горлышко у нас не заболит, потому что микробы в него не попадут.

КОНСПЕКТ

Формирование правильного дыхания и меры по предупреждению заболеваний органов дыхания (образовательная область Здоровье)

Гараева.О.Ф.

Задачи: дать представление о том, что человек дышит постоянно: вдыхает и выдыхает воздух. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута» и воздух свежий.

Выделять роль комнатных растений, деревьев в очищении воздуха.

Рассказать о необходимости пребывания на улице и проветривании помещения для вентиляции легких.

Оценить благоприятные и неблагоприятные условия для дыхания.

Показать влияние физических упражнений и дыхательной гимнастики на укрепление дыхательной системы.

Воспитывать бережное отношение к деревьям, своему здоровью, приучать в повседневной жизни пользоваться приобретенными знаниями.

Коммуникация: пополнить словарь детей словами: ноздри, грудная клетка, легкие.

Материал: картинки с изображениями легких и легкие «в разрезе», снежинки по количеству детей, магнитофон с записью, губка, на подносах стаканы с водой и трубочки по количеству детей, свечка, пустая банка, спички, воздушные шары в коробке по количеству детей, герой «Печкин», баночка капель в нос.

Ребята, посмотрите, какая у нас красивая группа, сколько замечательных игрушек. Посмотрите, какие нарядные гости к нам пришли. Давайте поздороваемся (здороваются).

Что позволяет нам видеть эту красоту? (Глаза).

Я говорю, вы слушаете. Чем мы слушаем? (Ушами).

А что позволяет нам чувствовать запах? (Нос).

А давайте крепко закроем рот и зажмем нос и посидим так. (Выполняют).

Почему вы открыли рот и нос? (Задохнулись, воздуха не хватает).

Так вот, ребята, без чего человек не может прожить и нескольких минут? (Без воздуха).

Что случиться без воздуха? (Человек задохнется).

Действительно, без воздуха не может человек прожить и нескольких минут. Мы дышим постоянно днем и ночью, когда играем, когда спим и так к этому привыкли, что даже не замечаем. Мы все время вдыхаем свежий воздух и забираем из него кислород. А чем мы вдыхаем воздух? (Носом, ртом)

В носу есть две дырочки, через которые мы вдыхаем воздух. Они называются ноздри (Несколько человек повторяют). Кто знает, где у нас находится грудная клетка? (Показывают).

Хорошо. Положите руку на грудную клетку и глубоко вдохните… выдохните…

Что вы почувствовали, когда вдохнули? (Грудная клетка поднялась).

А когда выдохнули? (Грудная клетка опустилась).

Почему так получилось? (Ответы детей).

У нас за грудной клеткой есть легкие. (Повторяют несколько раз).

Они похожи на воздушные шарики, которые мы надуваем. Они расширяются, когда мы вдыхаем и сжимаются, когда мы выдыхаем.

Посмотрите (показываю картинку). Это наши легкие. Их у человека два - правое и левое. Легкие помогают человеку дышать. Они отлично приспособлены для этой работы. В них имеются миллионы крошечных каналов для воздуха, и они по внешнему виду похожи на губку, такие же пористые (даю потрогать губку).

Какой же сложный путь проходит воздух, чтобы попасть в легкие? Посмотрите (показываю картинку). Сначала воздух попадает в нос, проходит по трахее и попадает в легкие. Вдыхаем мы воздух, а выдыхаем… кто знает, что мы выдыхаем? (Ответы детей).

Мы выдыхаем углекислый газ или углекислоту по-другому, от которой нужно избавляться.

Давайте вспомним, как вы дышали, спрятавшись с головой под одеяло. Что происходило через некоторое время? (Было душно, трудно дышать, задыхались).

А почему? (… ответы).

Так значит, какой воздух полезен для дыхания? (Чистый).

А где много чистого воздуха? (На улице, в лесу, в парке, на даче).

А почему там много чистого воздуха? (Много деревьев, нет машин, заводов).

Давайте отправимся в лес. (Идем). Включается музыка. А в лесу снег. Какой воздух в лесу? (Чистый, морозный, холодный…). Давайте вдохнем носом (вдыхаем).

А сколько снежинок на полянке! Возьмите по 2 снежинки (физкультминутка).

В вихре морозном бегут по кругу

снежинки несутся

Роем блестящим кружатся на месте

кружатся и вьются.

Белыми пчелами машут руками

вдруг обернутся,

Мерзлой земли приседают

на минутку коснутся,

Снова закружатся, встают, кружатся на

В пляске морозной носочках

В небо взлетят,

Как хрустальные звезды. руки вверх

Давайте устроим снегопад, дуйте на снежинки, пусть они кружатся... А нам пора возвращаться (садятся на стулья).

Почему в лесу чистый воздух? (Много деревьев…)

Кто помогает очищать воздух? (Листья деревьев выделяют кислород).

Как людям нужно относиться к природе? (Беречь, не загрязнять, не ломать деревья…)

Ребята, а как вы думаете, как же у нас в группе очищается воздух? (Тоже есть комнатные растения) Да, у нас в группе растения чистят воздух.

Кроме того, что растения помогают очищать воздух, как еще к нам попадает свежий воздух? (Через окно, нужно открывать форточки).

Кто знает, как нужно дышать, чтобы хотя бы немного очищать воздух? (Носом, т.к. в носу находятся мелкие волоски. Они задерживают микробов, слизи немного, к ней микробы приклеиваются. В носу воздух согревается и очищается.)

А почему ртом лучше не дышать? (Микробы и холодный воздух попадают прямо в легкие, можно заболеть.)

Стук в дверь. Заходит почтальон Печкин. Не здоровается. Отдает посылку. Молчит. Ребята, что с ним? (Заболел…) Почему заболел? (Наверное, дышал неправильно, мороженое ел, спортом не занимался…)

А что нужно делать, если уж так случилось? (Лечиться. Капли в нос - капаем ему) А еще как помочь носу дышать? (Высморкаться, сделать точечный массаж. Делаем.)

Лучше тебе стало? (Начал говорить.)

Очень важно тренировать свой организм и легкие, чтобы быть здоровым. Что мы с вами можем сделать, чтобы наши легкие были тренированные? (Делать зарядку, дыхательную гимнастику, гулять на свежем воздухе, не курить.) Давайте сделаем дыхательную гимнастику. Легкие хорошо работают, если грудная клетка «развернута».

Накачай насос ты

Это очень просто

(Наклоны вниз, говорим с-с-с.)

Печкин, а ты знаешь, что человеку необходим воздух, чтобы жить? Ребята, а что такое воздух, какой он?(………)

Давайте попробуем его увидеть. Подойдите к столам. (Стакан с водой на столе и трубочка на салфетке). Попробуйте потихонечку подуть. Что произошло? (Пузырьки. Это и есть воздух.)

Хорошо. Послушайте стихотворение:

Носиком дышу свободно,

Глубоко и тихо, как угодно.

Выполню задание - задержу дыханье.

Раз, 2, 3, 4- и пойму я мудрое сказанье:

Без дыханья жизни нет,

Без дыханья меркнет свет.

Дышат птицы и цветы.

Дышит он, и дышишь ты.

А сейчас проведем опыт и узнаем, что же случится без кислорода. (Опыт со свечкой).

(Зажигаю) Если сверху закрыть банкой, что будет? (…..)

Закрываю. Через некоторое время свеча тухнет. Кислород сгорел и свеча потухла.

О чем мы сегодня говорили? (……)

Наши органы дыхания трудятся каждую секунду и минуту и мы их должны беречь. Как? (Зарядка, свежий воздух…) А что еще тренирует легкие? Дыхательная гимнастика) А давайте откроем посылку. (Там воздушные шары). Как вы думаете, надувать воздушные шары полезно?

Конечно. Легкие тренируются. Молодцы! И ты, Печкин, соблюдай правила.

Программное содержание:

- обогащать и уточнять представления старших дошкольников о функционировании человеческого организма; ;

- вызывать желание беречь свое здоровье и заботиться о здоровье окружающих;

- формировать стремление вести и поддерживать здоровый образ жизни и .

Материал: картинки – схемы строения органов дыхания, зеркала, набор ароматических бутылочек, воздушные шарики, слуховые трубки (фонендоскоп), соломинки и мыльная вода.

Ход занятия

Воспитатель (В.). , о том, как важно быть здоровым. Сегодня к нам на занятие вновь придет медсестра и продолжит нашу подготовку к путешествию.

В. Отгадайте загадку: «Меж двух светил я в середине один». (Это нос.) Рассмотрите в зеркалах свой нос: какой он? Носы могут быть разными по форме - прямыми, курносыми (вздернутыми), пуговкой или картошкой. А может быть у кого-нибудь нос напоминает пятачок?

Что умеет наш нос? (Втягивает и выдыхает воздух, различает разные запахи .) Умеете ли вы правильно определять запахи? Как надо распознавать запахи из незнакомых сосудов? Надо держать сосуд недалеко от носа и помогать пальчиком воздуху попасть к носу небольшой порцией. Можно крышечку от сосуда водить вправо-влево в пяти-семи см от носа и медленно втягивать воздух. Попробуйте определить по запаху содержимое ароматических бутылочек! (Дыня, малина, лимон, яблоко, лук, хозяйственное мыло, нашатырный спирт и др.) Какие из запахов приятные? Какие вызывают раздражение?

Медсестра. Здравствуйте, ребята! Чем вы занимаетесь?

В. Мы изучаем, что умеет наш нос!

Медсестра. А теперь попробуйте зажать пальчиками свой нос: хорошо ли вам дышать? Значит, какое самое главное назначение носа? (Дыхание.) Когда у человека насморк, он дышит ртом. Удобно ли ротовое дыхание? Нет, неудобно есть, пить. Но ротовое дыхание еще и вредно для здоровья: с воздухом через рот могут попасть микробы, холодный воздух опасен для горла. Когда же мы дышим через нос, воздух путешествует по его длинным каналам и успевает согреваться. Поэтому зимой очень важно дышать только носом.

Рассмотрите картинку - схему строения носа! Чем покрыты внутренние стенки носовых каналов? (Волосками.) Они задерживают пылинки, попавшие с воздухом при вдохе. А при выдохе они вылетают наружу.

А что происходит, если в нос попадет что-то более тяжелое, чем пылинка – ворсинки от одежды, пух? (Мы чихаем.)

Медсестра. Стенки носовых каналов еще покрыты слизью. Для чего она нужна? Слизь делает воздух влажным, что тоже помогает правильному дыханию. Но при заболевании слизь набухает, перекрывает носовой канал. Поэтому избытки слизи надо обязательно вычищать сильным выдохом в носовой платок. Носовой платок должен быть всегда при вас. Есть ли у вас с собой чистый носовой платок? (Дети показывают.)

Ребята, а что вредно для носа? В нос нельзя засовывать посторонние мелкие предметы (бусинки, пуговицы, горошинки), нельзя ковырять нос пальцем. Что может произойти случайно при резком и сильном вдохе?

Проследите по схеме, куда дальше идет воздух из носовой полости? Воздух попадает по трубочкам в большие мешочки – легкие. Посмотрите на «рентгеновский» снимок легких человека! Они защищены грудной клеткой. Работают легкие, как мешки-гармошки – растягиваются с помощью мышц грудной клетки, диафрагмы (показывает на схеме) и всасывают воздух в себя, надуваются, как воздушный шарик.

Обхватите ладонями обеих рук свои бока повыше пояса, нащупайте ребра и глубоко вдохните воздух. Почувствуйте, как расширяются ребра под ладонями, как надуваются легкие. А сейчас выдохните резко и ощутите, как сужается грудная клетка, выталкивая воздух из легких.

Такой эксперимент можно провести и с помощью воздушного шарика. (Дети надувают по одному шарику.) Это упражнение очень полезно для мышц грудной клетки, способствует очищению легких. Еще очень полезно надувать мыльные пузыри. Сейчас мы немного отвлечемся и поиграем: «Кто больше надует мыльных пузырей?!»

А какие вы знаете физкультурные упражнения для грудной клетки? Выполним некоторые из них!

Физкультминутка.

1. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Руки согнуть в локтях перед собой на уровне груди. Ритмичными движениями разводим руки в стороны, соединяя при этом лопатки на спине - вдох. Возвращаемся в И.п. – выдох. Повторяем 5-7 раз.

2. И.п.: то же.

Согнутые в локтях руки развести в стороны на уровне груди. Локти прижаты к бокам. Ритмичными движениями поднимаем руки вверх – вдох, опускаем – выдох. Таким образом мы помогаем максимально расширяться грудной клетке. Повторяем 5-7 раз.

3. И.п.: ноги на ширине плеч, туловище наклонить вперед на 90 0 , руки прямые развести в стороны.

Вращаем туловище в стороны, максимально размахивая руками. Так мы укрепляем мышцы спины и развиваем подвижность позвоночника.

4. И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч.

Одна рука опущена вдоль туловища и прижата локтем к поясу, другая поднята вверх и прижата локтем к уху. Выполняем ритмичные наклоны в сторону опущенной руки. Через 5-6 наклонов меняем руку.

5. После любых быстрых движений - прыжков или бега – необходимо восстановить ровное и спокойное дыхание. Это делается с помощью ритмичных медленных взмахов руками.

И.п.: основная стойка, ноги на ширине плеч. Руки прямые разведены в стороны. Обхватываем грудь обеими руками – выдох.

Возвращаемся в и.п. – вдох. Повторить 5-8 раз.

В. Продолжим наше занятие! Как вы думаете, что вредно для наших легких? (Холодный воздух, микробы и вирусы, пыль.)

В каких случаях человек простывает, переохлаждается? (Пьет холодную воду, быстро ест мороженое большими кусками, не по погоде одет.)

Правильно. А еще очень вредно для легких курение, загазованный воздух. Сравните изображение легких здорового человека и человека, который курит. Чем отличаются эти снимки?

Вредно не только само курение, очень опасно находиться в помещении с курящими людьми и дышать этим отравленным воздухом. Поэтому во многих учреждениях для курящих людей отводятся специальные места для курения, где они не вредят здоровым людям.

Очень вредно вдыхать воздух около работающего транспорта, гулять вдоль автотрасс. Растения вдоль дорог впитывают в себя вредные вещества, очищая немного воздух, но при этом отравляются сами. Поэтому никогда не собирайте ягоды на обочинах дорог.

Что происходит с загрязненными легкими? Какие признаки заболевания проявляются у человека? (Он начинает кашлять.) Кашель – это очень резкий и сильный выдох через открытый рот. Кашель может очистить верхние дыхательные пути, если мы поперхнемся крошкой еды. Ведь вы уже знаете, что опасно разговаривать во время еды, кушать на ходу!

Как врачи проверяют наши легкие? (Слушают специальной трубочкой - фонендоскопом, делают снимки – рентген и флюорографию.) Сейчас вы самостоятельно сможете послушать свои легкие с помощью фонендоскопа и проверить чистоту дыхания у товарища с помощью трубочки, уха. У здорового человека дыхание ровное, почти не слышно движение легких. А при заболевании легких доктора слышат хрипы, хлюпанье (если в легких скапливается слизь, мокрота), шуршание (при жестком дыхании).

Как спасать наши легкие? Тяжелые заболевания лечат доктора лекарствами.

Что полезно для наших легких? (Свежий воздух.) Что загрязняет воздух? (Курение, выхлопные газы транспорта, трубы фабрик и заводов.) Что спасает человека и все живое от загрязненного воздуха? (Растения.) Где самый чистый воздух? (В лесу, около моря, в горах.)

Поддерживать здоровье всех дыхательных путей можно, если знать следующие правила:

Соблюдать температурный режим;

Соблюдать чистоту в помещении (влажная уборка, проветривание);

Регулярно гулять на свежем воздухе;

Развивать мышцы грудной клетки;

Избегать мест для курящих и загазованных улиц.

Все эти правила вы сможете запомнить, если придумаете к ним картинки-символы. Такое задание я предлагаю вам выполнить дома вместе с родителями!

«Как мы дышим. Органы дыхания.

Цель: Создать условия для формирования у детей представлений о работе органов дыхания. Помочь понять какую роль они играют в работе организма человека.Ввести в пассивный словарь слова: трахея,бронхи,легкие,носовая полость.Активизировать в речи детей слова: воздух, кислород, прозрачный, невесомый, вдох,

выдох.

Способствовать использованию в речи детей научных терминов. Обеспечить условия для наглядно -образного и наглядно –действенного мышления,а также развитию коммуникативных качеств.Приобщать детей к ценностям здорового образа жизни.

Предварительная работа: опыты и задания с воздухом, чтение В.Бианки «У кого какой нос», «Чей нос лучше».

Методические приемы :

наглядные-карта строения органов дыхания человека,

словесные-беседа с детьми,вопросы,дидактические упражнения, поощрения, анализ занятия.

практические приемы: опыты с воздухом, нащупывание трахеи в своем горле,действия на развитие легких(петь свистеть,дуть в трубочки,надувать шарики и т.д.),физические упражнения.

Словарная работа :органы дыхания -трахея,бронхи,легкие, носовая полость.

Оборудование: карта- схема, полиэтиленовые пакеты,шарики.

Литература: Г. Юдин «Главное чудо», Ю.Ф.Сухарев «Природоведение».

Ход НОД:

Вос-ль: Ребята,все ли дети сегодня в группе?Я не вижу Сережи,Ани,Оли,почему они сегодня отсутствуют?

Дети: Они болеют гриппом.

Вос-ль: А кто из вас уже болел гриппом, расскажите, как болеют гриппом.

Дети:(ответы детей)

Вос-ль:А как вы думаете,что надо делать,чтобы не заболеть гриппом.

Дети:(рассуждают)

Вос-ль: Ребята,и мамы, и папы, и я- все мы очень любим вас и хотим,чтобы вы были всегда здоровы и веселы.А для того чтобы вы не болели надо знать свой организм и научится его беречь и охранять.Хотите об этом узнать? Тогда усаживайтесь поудобнее и начнем нашу беседу.

Как вы думаете,что необходимо человеку для жизни?

Дети:(рассуждают) Жилье,одежда, тепло, вода, пища и т.д.

Вос-ль: Учеными доказано, что без пищи человек может прожить 40 суток,а без воды 10 суток.А сколько же времени человек сможет прожить без воздуха?

Опыт 1:Зажать нос и не дышать. Вывод: Без воздуха человек совсем не может жить.

Вос-ль: Ребята,а что такое воздух?Где он находится и как его обнаружить?

Дети: (рассуждают)

Опыт 2: Полиетиленовым пакетом поймать воздух и рассмотреть.

Вывод: Воздух прозрачный,невесомый,невидимый.

Вос-ль: Ребята, а сейчас посмотрите на меня, что я делаю(вдох и выдох).Как вы думаете, что мы с вами делаем постоянно, каждую секунду,а сами и не замечаем этого.

Дети: Мы дышим.

Вос-ль: Ребята, мы с вами не замечаем,а в нашем организме есть очень важные органы,которые выполняют эту работу, трудятся постоянно без отдыха. Это органы дыхания! Повторите,ребята.

Дети: (хором) Органы дыхания! (2-3 детей повторяют индивидуально.)

Вос-ль: органы дыхания работают дружно, согласованно. Каждый из них очень важен.Давайте все вместе вдохнем…Куда попал воздух в первую очередь?

Дети: В нос.

Вос-ль: А для чего,как вы думаете, воздух сначала попадает в нос?

Дети:В носу воздух очищается,согревается.

Вос-ль: Как вы думаете, что было бы,если бы воздух не очищался и не согревался в носу?

Дети(рассуждают)

Рассматриваем таблицу.

Вос-ль:Воздух в нашем организме проходит длинный путь.из носовой полости он спускается в горло, в дыхательную трубочку под названием трахея.

Дети: (хором) Трахея(2-3 повтор индивидуально)

Вос-ль: Нащупайте в вашем горле твердую трубочку- это трахея. В трахее воздух еще больше согревается.

Опыт3:Вдох через нос,выдох через рот на ладошку.

Вывод: Воздух теплый.

Вос-ль: Затем путь воздуха лежит через бронхи.Бронхи- множество тоненьких трубочек,по которым движется воздух.Как называются эти трубочки?

Дети: Бронхи!(хором- затем индивидуально)

Вос-ль:Через бронхи воздух попадает в легкие.

Дети: Легкие(хором- затем индивидуально)

Вос-ль: Легкие состоят из двух частей- левое легкое и правое легкое.Легкие состоят из множества маленьких легочных пузырьков, способных впитывать в себя воздух,поступающий из бронхов.Вместе с воздухом в легкие попадают частицы кислорода, которые питают кровь и вместе с кровью разносятся по всему организму. Вот какой длинный путь проходит воздух в нашем организме. Все ли поняли,все ли запомнили?

(Вместе с детьми вос-ль закрепляет названия органов дыхания)

Физминутка: Вдох- руки вверх,выдох- руки вниз.

Вос-ль:А сейчас, ребята, возьмите шарики и попробуйте их надуть. Легко ли надувать шарик?

Дети: Трудно.

Вос-ль:Посмотрите,ребята, все надули шарики по разному,у некоторых детей шарики большие,а у других маленькие.Как вы думаете, почему?

Дети: Потому что мало воздуха было, трудно надувать.

Вос-ль: Вот такую трудную работу выполняют наши легкие.Они постоянно трудятся и мы должны и мы должны заботится о своих органах дыхания. Как вы думаете,ребята, будут ли хорошо работать легкие,если плохо дышит нос, или заболели бронхи, вы кашляете?

Дети: Трудно будет дышать…

Вос-ль: Как вы думаете,какой воздух необходим для органов дыхания?

Дети:Чистый, свежий.

Вос-ль:А откуда берется чистый воздух?

Дети: Чистый воздух и кислород выделяют растения. Они тоже дышат.Забирают грязный воздух,а выделяют чистый.

Вос-ль:Вот оказывается какие растения- это наши друзья.Они заботятся о нас,чтобы нам легко дышалось. А мы можем позаботится о растениях?

Дети: Надо с листочков протирать пыль, поливать, рыхлить землю.На улице не надо рвать цветы, ходить по дорожкам, чтобы не мять траву,не ломать ветки деревьев.

Вос-ль:Ребята, как вы хорошо мне обо всем рассказали,представьте себе,вокруг нас чистый воздух,но вдруг у нас отказали органы дыхания. Сможем ли мы жить?

Дети: Нет,без воздуха человек не сможет жить.

Вос-ль: Как вы считаете,ребята, надо ли знать о своих органах дыхания, для чего? Какие органы дыхания вы запомнили?

Дети: Чтобы расти здоровыми надо все знать.

Вос-ль:А еще,ребята,я хочу сказать вам о том,что есть тяжелые болезни органов дыхания,когда заболевает трахея- трахеит.Если заболели бронхи- бронхит,а болезнь легких называется- воспаление легких и самая тяжелая болезнь легких- туберкулез.

Чтобы органы дыхания работали слаженно,согласованно и никогда не болели надо тренировать свой организм. Как можно его тренировать?

Дети: Надувать шарики,дуть в свисток, петь песни, пускать мыльные пузыри.,.

Правильно, все это тренирует органы дыхания, а еще можно выполнять физические упражнения.Сейчас наш физорг Елена Юрьевна покажет какие упражнения и как правильно надо их выполнять.

Речевка: Чтобы нам легко дышать- будем легкие тренировать!

(Дети выполняют физические упражнения для развития и укрепления органов дыхания).


Светлана Коротких
Конспект открытого занятия «Как мы дышим» (подготовительная группа)

Программное содержание

Показать детям взаимосвязь человека и мира природы.

Рассказать о сходстве жизненных потребностей человека, животных и растений.

Познакомить с составом и свойствами воздуха.

Формировать представление о красоте природного мира, о положительном и отрицательном воздействии человека на атмосферу земли.

Познакомить детей с особенностями внутреннего строения носа человека.

Расширить и обобщить знания о вредных и полезных факторах, влияющих на функции носа.

Закрепить гигиенические правила по уходу за носом, напомнить правила этикета.

Продолжить работу по дыхательной гимнастике и рефлекторному массажу.

Материалы: трубочки, чашка с водой, стакан, стаканчики для каждого ребенка, плакат «Строение органа дыхания», плакаты на экологическую тему «Лес», «Г ород с загрязнениями, фишки белые, черные (для изображения модели воздуха).

Ход занятия

Сюрприз - в сундуке Хрюша - он там задохнулся. (кашляет, ему плохо)

Воспитатель :

-(помогает Хрюше сесть). Ребята все живое на земле дышит. Дышат растения, животные и конечно же человек. Дышим мы постоянно, мы не можем не дышать, даже если захотим.

Предложить детям на несколько секунд задержать дыхание, а потом снова наполнить легкие воздухом.

Вот видите на долго задержать дыхание невозможно.

Ребята! (подходит к столу вместе с детьми)

Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Мальчик рассказывает стихотворение:

Без дыханья жизни нет Без дыханья меркнет свет Дышат птицы и цветы,

Дышат он, и я, и ты.

Воспитатель :

А теперь проведем несколько опытов.

Воспитатель берет стакан и помещает в емкость с водой (прозрачную чашу). Стакан опускаем прямо. Вода в стакан не набралась.

Воспитатель:

Ребята! Как вы думаете, почему не набралась вода?

Дети:

Потому - что внутри стакана находиться воздух.

Проведем еще эксперимент.

Как вы думаете, почему летают пузыри?

Внутри воздух.

Воспитатель:

Проведем еще эксперимент.

Воспитатель надувает мыльные пузыри, и они летят.

Дети:

Внутри воздух

Воспитатель:

Воздух ребята невидимый и прозрачный.

Проведем еще один эксперимент - устроим бурю в стакане.

Дыхательная гимнастика: «Буря в стакане».

Все дети подходят к столу и дуют в трубочку. (На столах стоят прозрачные стаканчики с трубочками для каждого ребенка).

Воспитатель:

Что же это за невидимая сила - воздух, которая устраивает такую бурю? А как воздух попадает в наш организм?

Дети садятся на стульчики. Воспитатель подходит к плакату «Строение дыхательных путей человека».

Воспитатель:

Ребята, отгадайте загадку:

Ребенок: Задачу ты решишь свободно.

Я небольшая часть лица,

Но если ты прочтешь меня с конца,

Во мне увидеть сможешь что угодно.

(Нос - сон)

Воспитатель :

Нос это важный орган тела, а не просто украшение на лице. Даже самый маленький носик, похожий на кнопку,- одновременно фильтр и печка. Внутри носа находится множество мельчайших ресничек. К этим ресничкам, как муха к липкой бумаге, прилипают пылинки, которые содержатся в воздухе. Так нос оберегает легкие, для того чтобы в них не попала грязь. Нос так же согревает воздух, чтобы дыхательные пути не переохлаждались. Итак, куда попадает воздух?

В легкие.

Встанем, вдохнем, выдохнем.

В легкие

Воспитатель :

Встанем, вдохнем, выдохнем.

При вдохе легкие наполняются воздухом, при выдохе воздух выходит.

Проводиться игра под музыку: «Прикрепи хрюшке носик».

Воспитатель :

Воздух ребята состоит из: (смоделировать из кружков)

1. Вдыхаем мы кислород, а выдыхаем углекислый газ. Для нормального дыхания в воздухе должно содержаться необходимое количество кислорода. Для дыхания необходим чистый воздух.

2. Когда воздух чист и свеж - дышится легко, появляются бодрость, хорошее настроение. В городской квартире нам помогают дышать свежим воздухом комнатные растения. Они выделяют кислород, необходимый для дыхания, увлажняют воздух, очищают его. А на улице?

Дети:

Деревья и кусты.

Воспитатель:

Ребята как вы думаете, где воздух чище - в городе или в лесу? (показать плакаты) Где легче дышится и почему?

Задание детям

Смоделировать из черных и белых кружков воздух улицы города и воздух луга

Воспитатель:

Ребята, как вы думаете, может ли человек влиять на чистоту воздуха?

Как? Что для этого нужно делать?

Дети:

Не засорять природу, сажать побольше деревьев.

Воспитатель:

Дыхание через нос (а не через рот) считается единственно правильным, т. к. при нем меньше опасности надышаться пыли, простудиться или заболеть ангиной. Так же ребята запомните:

Нельзя ковырять в носу посторонними предметами;

Стараться избегать мест с загрязненным воздухом;

Сильно сморкаться.

Проводиться игра: «Угадай Чей Нос» (по картинкам)

Публикации по теме:

Цель: --формирование знаний и навыков у детей по сохранению здоровья полости рта и зубов человека. Задачи: --расширить представления детей.

Конспект НОД по речевому развитию «Как ребята помогли кенгурёнку вернуться домой» (подготовительная группа) Лексическая тема " Путешествие в Австралию" Тема занятия: "Как ребята помогли кенгурёнку вернуться домой" Образовательная область: речевое.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие. Цель: обобщить знания о морских и речных обитателях, учить делить слова на слоги,.

Конспект открытого занятия: "Рождественская история". Подготовительная группа "А" Воспитатель: Наниева А. А. Интеграция образовательных областей:.

Конспект открытого занятия «В мире морей и океанов» подготовительная группа Тема: «В мире морей и океанов: морские обитатели». Цель: Формирование представлений о морском дне и их обитателях. Обучающие задачи: 1.

error: Content is protected !!