Пенсионный возраст женщин и мужчин уравняют? Размеры социальной и трудовой пенсии в белоруссии Пенсионный возраст выхода на пенсию в белоруссии

В России планируют увеличить возраст выхода на пенсию - до 63 для женщин и до 65 для мужчин. Стоит ли и нам ждать каких–то изменений по примеру соседней страны? В частности, поднятия женской пенсионной планки вровень с мужской, до 63 лет, после 2022 года? Этот вопрос во время онлайн–конференции на сайтах БЕЛТА и Министерства труда и соцзащиты разъяснил заместитель министра Валерий Ковальков: такие предложения не прорабатываются. А насколько вероятно, что возраст выхода на пенсию гендерно станет одинаков - с 65? Валерий Ковальков заметил:

- 2018 год - это только второй год, в котором повышается пенсионный возраст. Вместе с тем уже сегодня, действительно, некоторыми экспертами озвучивается целесообразность дальнейшего повышения пенсионного возраста до 65 лет для обоих полов, то есть более существенного повышения планки для женщин. В обоснование приводятся доводы об их большей продолжительности жизни, вспоминается и гендерное равенство. В конечном счете, как и в любом государстве, многое будет определяться соотношением занятых в экономике и получателей социальных выплат или, проще говоря, финансовыми возможностями.

Напомним, пенсионный возраст в нашей стране плавно повышается с 1 января 2017 года - ежегодно на 6 месяцев, пока не достигнет 63 лет для мужчин и 58 лет для женщин. Например, мужчины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1959 года и младше, и женщины, родившиеся с 1 июля по 31 декабря 1964 года и младше, выйдут на пенсию, согласно действующей схеме, с 1 июля 2022 года в возрасте 63 и 58 лет соответственно.

К СВЕДЕНИЮ

В ходе онлайн–конференции от граждан поступило немало вопросов, связанных с условиями назначения пенсии. Например, гражданину, который ухаживал за инвалидом I группы с получением пособия, это время засчитывается в общий стаж и учитывается в размере пенсии. Однако, поскольку уплата страховых взносов в данный период не производится, он не учитывается в минимально необходимый стаж работы с уплатой страховых взносов, требуемый для назначения трудовой пенсии по возрасту.

- С подачи СМИ, интернет–ресурсов ситуация, когда люди, в течение жизни трудившиеся менее 10 – 15 лет, к моменту достижения пенсионного возраста не заработали права на трудовую пенсию, получила название «пенсионная ловушка», «ловушка страхового стажа». Но определенные условия для получения пенсии, в том числе по длительности стажа работы (официальной занятости, подтвержденной в установленном порядке) с уплатой страховых взносов в Фонд соцзащиты, в пенсионном законодательстве присутствовали и до принятия решений о повышении стажевых требований, - отметил Валерий Ковальков.

В 2018 году для назначения пенсии необходимо иметь не менее 16 лет 6 месяцев работы с уплатой взносов (ежегодно это требование увеличивается на 6 месяцев до 20 лет в 2025 году, то есть в 2019 году нужно иметь уже 17 лет работы и так далее). Если по каким–то причинам на дату достижения пенсионного возраста требуемый стаж отсутствует, можно продолжить трудовую деятельность и доработать недостающий период. Законодательство этого не запрещает. Валерий Ковальков обратил внимание на то, что для формирования полновесного страхового стажа (за год работы - год страхового стажа) необходима уплата взносов в фонд за весь период этой работы из заработка не ниже минимальной зарплаты. Информацию о периодах уплаты взносов и величине заработной платы (дохода), из которых они уплачивались, можно получить в территориальных органах Фонда соцзащиты населения.

В нашей стране все интересуются тем, какой пенсионный возраст в Белоруссии, поскольку у Александра Лукашенко часто возникают довольно прогрессивные идеи.

Что дала пенсионная реформа в Белоруссии

Пенсионная реформа в республике далеко не новое событие, поскольку она была проведена еще в январе 2016. Можно сказать, что повышение пенсионного возраста в рамках принятого два года назад законопроекта сделало эту страну первопроходцев в области вышеуказанного реформирования.

Упор был сделан не столько на повышении пенсионного возраста в Беларуси, сколько на организации новой системы солидарного типа. Белорусские чиновники сделали возможным еще и самостоятельное накопление в дополнение к будущей пенсии.

В стране право на назначение достойного пенсионного обеспечения имеют те, кто окончил трудиться или же достиг возраста, когда это делается невозможным. В белорусском ПФ можно отыскать два с половиной миллионов пенсионеров, которым назначены выплаты по старости и социальным вопросам.

Особенности пенсионного обеспечения в стране

До реформирования системы обязательных выплат у белорусов применялась советская основа в выплате ежемесячных пособий, которая считалась самой надежной и стабильной.

В государстве действует солидарная система выхода на пенсию, что указывает на:

  • распределительный принцип;
  • наличие Фонда социальной защиты населения для накопления взносов;
  • перечисление денежных отчислений в ФСЗН осуществляется не самим будущим пенсионером, а его непосредственным работодателем;
  • работники могут дополнительно передавать один процент от заработной платы ежемесячно, чтобы накопить 12% в год;
  • из казны Фонда социальной защиты населения регулярно перечисляются денежные средства на пенсионные и социальные платежи.


На размер денежной выплаты для граждан по старости могут повлиять не только размер денежного оклада, из которого производились отчисления, но еще и срок оплаты страховых взносов в Фонд соцзащиты населения.

Отдельно нет накопительной пенсионной системы в Белоруссии, но мужчинам и женщинам позволено самостоятельно накапливать денежные средства не в государственных пенсионных, а в страховых частных фондах, чтобы постепенно увеличивать размер выплаты.

Возраст выхода на пенсию

В Белоруссии возраст для выхода на пенсию еще с января 2017 года был повышен до:

  • 63 лет для мужчин;
  • 58 лет для женщин;
  • стаж работы для мужской половины общества увеличен до двадцати пяти, а для женской половины до двадцати лет.

Пенсионный возраст, принятый в Белоруссии для женщин и мужчин, ранее составлял всего пятьдесят пять и шестьдесят лет (61 год) соответственно, но вот стаж не менялся.

Увеличиваться возраст выхода на заслуженный отдых по старости будет поэтапно, то есть на 6 месяцев ежегодно. Пока в 2018-2019 годах трудовой стаж не превысит шестнадцати лет, но обязательно постоянное перечисление страховых взносов в Фонд социальной защиты населения. Потом, как и пенсионный возраст в Беларуси, трудовой стаж будет постепенно повышаться на полгода, поэтому в 2019 году установится на отметке в семнадцать лет.


При расчете пенсионной выплаты размер ее будет зависеть от срока:

  • службы в армии;
  • декретного отпуска;
  • отпуска по уходу за малолетними детьми;
  • обучения в высшем учебном заведении;
  • нахождение в состоянии безработицы.

Максимально заработанный стаж достигнет сорок и сорок пять лет для женщин и мужчин, а минимальный размер пенсии по старости не превысит 49.45, а средний составит 300 рб.

Кому назначают пенсии на льготной основе

Как и во всех цивилизованных странах мира, в Белоруссии реально выйти на заслуженный отдых не по возрасту, а на льготных условиях. Для этого потребуется попасть в одну из категорий:

  • люди с инвалидностью любой группы;
  • матери, воспитывающие трех и более детей;
  • работающим в опасных или вредных условиях труда;
  • работающим в регионах со сложными климатическими условиями;
  • лицам, которые досматривают родственника в возрасте старше восьмидесяти лет;
  • опекунам ребенка-инвалида;
  • потерявшим одного или обеих родителей.


Для назначения пенсионной выплаты придется отработать пять лет и соблюсти ряд других условий, определенных в законодательстве.

Минимальный размер пенсии

Трудовая пенсия по возрасту минимального плана составляет двадцать пять процентов от самой большой прожиточного минимума, причем для льготных категорий составляет:

  • для инвалидов первой и второй группы – 100%;
  • для инвалидов третьей группы – 50%;
  • для матерей-героинь – 100%;
  • для потерявших кормильца – 100%;
  • для детей со статусом сирот – 200%.

Если пенсия будет минимальной, то выходят доплаты от государства в размере двадцати процентов от средней заработной платы в Белоруссии не по возрасту. К некоторым категориям с повышенными пенсиями и надбавками на уход за отдельными гражданами.


Доплата на сегодняшний момент для безработных пенсионеров, которые уже достигли семидесятипятилетнего возраста и получают социальную пенсионную выплату, тоже предусмотрена на официальном уровне.

Как назначается социальная пенсия

Социальная пенсия назначается для тех категорий, которые не получат пенсионные выплаты по возрасту или иные выплаты из-за рубежа по договорам страны. С первого мая текущего года размер пенсии социального плана возрос до 364 рб.

На получение социальной пенсии в первой очереди имеют полное право мужчины и женщины, достигшие возраста в 65 и 60 лет соответственно, но не имеющие инвалидности, детей-инвалидов и потерявших единственного кормильца.

Индексация трудовых пенсий проводилась в мае текущего года примерно на 5.4 процентов, а социальные выплаты планируется поднять через несколько лет на сорок процентов.


На индексацию социальных пенсий могут претендовать получатели, если:

  • возрастет средний уровень зарплаты по стране;
  • изменен показатель прожиточного минимума на одного человека;
  • повышаются надбавки и доплаты.

В Белоруссии насчитывается минимум 2 354 000 человек пенсионного возраста и ежегодно этот показатель возрастает примерно на 40 000, поэтому вышеуказанная реформа необходима, как никогда.

Экономист. Опыт работы в финансах более 15 лет. Дата: 11 ноября 2018. Время чтения 7 мин.

С 2017 года в Республике Беларусь началось последовательное увеличение пенсионного возраста. Сегодня право на пенсию имеют мужчины с 61 года и женщины с 56 лет. Пенсионная реформа не решит проблемы, если в РБ сохранится распределительный характер системы обеспечения лиц преклонного возраста

Одной из важнейших составляющих системы соцзащиты населения Республики Беларусь выступает пенсионное обеспечение. Каждый нетрудоспособный гражданин Беларуси имеет право на выплаты от государства. Размер их зависит от места и стажа работы, занимаемой должности. Поговорим о том, какая пенсия в Белоруссии, кому и в каком порядке она начисляется, с какого возраста гражданин имеет право выйти на заслуженный отдых.

Система пенсионного обеспечения в Беларуси действует на распределительной основе. Принцип ее действия – взносы работающих уходят на выплату пенсий.

Республика Беларусь выплачивает пенсии своим гражданам и иностранным подданным, постоянно живущим здесь. Распространяется оно и на граждан Беларуси, проживающих в странах, с которыми у РБ заключены международные договоры.

Таб. 1. Пенсионные выплаты, назначаемые в Республике Беларусь

Те, кто заработать самостоятельно на жизнь не способен, могут рассчитывать на социальную пенсию.

Пенсионный возраст в Беларуси

Определение белорусского пенсионера ровно такое же, как в любой другой стране мира – это человек, который достиг пенсионного возраста, установленного законодательством, и которому положены выплаты от государства. Еще недавно пенсия по возрасту назначалась:

  • 60-ти летним мужчинам при стаже работы в 25 лет;
  • 55-ти летним женщинам со стажем в 20 лет.

Начиная с 2017 года, законодатель постановил, что пенсионный возраст в Беларуси должен постепенно увеличиться. В 2018 году он достиг для мужчин 61 года и 56 лет для женщин. В 2019 мужчины будут получать пенсию в 62,5 года, а женщины – в 57,5 года.

При этом страховой стаж им потребуется в 2018 году – 16,5 лет, а в 2019 – 17 лет.

Завершение реформы ожидается в 2020 году. К этому времени для женщин пенсионный возраст наступит в 58 лет и в 63 года – для мужчин.

Мера эта была вынужденной. Население стареет, рождаемость падает, средний возраст белорусов растет. А в результате один работающий должен содержать одного неработающего. С точки зрения экономистов, подобное соотношение фатально.

Как формируется ФСЗН

Механизм следующий: ежемесячно в Фонд соцзащиты населения отчисляется за каждого работающего гражданина налог с заработной платы:

  • 34% от работодателя;
  • 1% от работника.

Эти средства направляются на обеспечение пенсионных выплат и различных пособий. Работает распределительная система – никаких накоплений пенсионных взносов, все идет на выплаты нынешним гражданам пенсионного возраста.

Размер пенсионных выплат по стране

На конец 2017 года пенсионер в Беларуси в среднем получал от государства пособие в размере 314 белорусских рублей. Минские пенсионеры получали больше всех – 316 рублей, а старики Брестской области меньше всех – 299 рублей. С начала текущего года среднемесячная выплата увеличились на 15,8% и составила 363,9 рублей.

Средний размер назначенной пенсии по возрасту составил в августе 2018 года 374,8 рублей, что на 3% выше средней по стране.

Таб. 2. Изменение среднего размера назначенных пенсий в Белоруссии в 2017–2018 гг. (белорусских рублей)

Средний размер назначенных месячных пенсий По возрасту
2017 2018 2017 2018
Январь 297,0 314,3 305,8 323,1
Февраль 297,7 314,8 306,1 323,2
Март 297,7 314,8 306,1 323,2
Апрель 297,7 314,8 306,1 323,2
Май 298,0 331,2 306,1 340,5
Июнь 298,0 331,2 306,1 340,5
Июль 298,0 331,2 306,1 340,5
Август 300,3 363,9 308,2 374,8
Сентябрь 300,3 308,2
Октябрь 300,3 308,2
Ноябрь 314,7 323,5
Декабрь 314,3 323,1

Источник: Минтруда и соцзащиты РБ

Минимальный потребительский бюджет для пенсионеров с 1 ноября 2018 установлен Министерством труда и соцзащиты на уровне 349 белорусских рублей. Пенсионных выплат старикам едва хватает на самое необходимое.

В отличие от пенсии по возрасту, которая назначается пожизненно при наступлении пенсионного возраста, пособие по инвалидности может быть установлено на конкретный срок, для продления которого придется пройти переосвидетельствование.

Минимальные гарантии

Законодательство Беларуси регламентирует размер пенсий и доплат к ним, а также порядок начисления выплат.

Трудовая пенсия

В 2018 году она рассчитывается из заработанных средств за последние 24 года подряд, не превышая реального стажа трудовой деятельности.

Минимальный размер для нее установлен:

  • по возрасту – 25% наибольшей величины прожиточного минимума, утвержденного за два последних квартала;
  • по случаю потери кормильца – 100%, детям-сиротам – 200%;
  • по инвалидности: I и II групп – 100%, по III группе – 50%, матерям-героиням (независимо от группы инвалидности) – 100% минимального размера пенсии по возрасту;
  • пенсии за выслугу лет – 100%.

Тем, у кого трудовые пенсии оказались минимальными, государство доплачивает 20% среднего заработка в РБ.

Пенсия по возрасту должна превышать минимум для пенсионных выплат, утвержденный законодательством, не быть ниже чем 55% среднего заработка пенсионера в месяц.

Социальная пенсия

Это вид пособий, исчисленный из максимального размера прожиточного минимума за 2 последних квартала в размерах:

  • 110% – инвалидам I группы, включая инвалидов с детства;
  • 95% – инвалидам с детства II группы;
  • 85% – инвалидам II группы (исключая инвалидов с детства), детям по потере кормильца на каждого ребенка;
  • 75% – инвалидам III группы, включая инвалидов с детства;
  • 50% – мужчинам с 65, женщинам – с 60 лет;
  • 80% – детям-инвалидам I степени утраты здоровья, 85% – II степени, 95% – III степени, 110% -– IVстепени.

Перерасчеты

Правительство Беларуси намерено поддерживать пенсионное обеспечение на определенном уровне. С этой целью периодически осуществляются перерасчеты пенсий. Основания:

  • рост среднемесячной заработной платы – не реже раза в год;
  • изменение размера прожиточного минимума.

Порядок оформления

Автоматически пенсия никому не назначается. Гражданину Республики Беларусь следует с соответствующим заявлением обратиться в органы по труду, занятости и социальной защите населения.

Работодатель оформляет и предоставляет все документы на своих работников. Неработающий должен все сделать сам.

Комплект документов будет зависеть от вида пенсионных выплат. Но для любого из них обязательными являются оригинал и копия трудовой книжки и справка о заработной плате. Потребуются также удостоверение личности: паспорт гражданина РБ или национальный паспорт и ВНЖ для иностранного гражданина.

Это перечень основных документов. При необходимости представляются и другие: военный билет, документы о получении образования, свидетельства о рождении детей и т.д. Полный список можно уточнить в органе соцзащиты по месту жительства.

Все вышеназванные документы (оригиналы) прикладываются к заявлению. После рассмотрения их владелец получит все бумаги обратно.

Результаты и перспективы пенсионной реформы

Два прошедших года принесли свои результаты. Правда, население их не прочувствовало. Не изменились существенно размеры пенсионных пособий и уровень жизни людей преклонного возраста. Зато рынок труда последствия ощутил. Благодаря тем, кто теперь признан трудоспособным (они уже имеют работу и вряд ли ее оставят), для молодых специалистов оказались «закрытыми» перспективы карьерного роста на родине. Об обновлении кадров в народном хозяйстве Беларуси придется забыть лет на десять.

Пенсионный возраст повышают во всех странах Европы. Подняли его и в Республике Беларусь. Но, задерживая пенсионеров на рынке, необходимо создавать новые рабочие места, предоставить больше возможностей для малого и среднего бизнеса. Поможет ли это спасти экономику от «пенсионной» перегрузки и одновременно обеспечить каждому достойную старость?

«Повышением возраста полностью искоренить проблему нельзя. Пенсионную систему действительно нужно менять. Желательно перейти на смешанную – солидарная плюс накопительная» (Валерий Бороденя, депутат палаты представителей Национального собрания РБ)

К тому же значительно превышают уровень выплат в Беларуси.

Сейчас в Беларуси выплаты пенсионерам обеспечивают взносы работающих и нанимателей в Фонд соцзащиты. Принятыми правительством республики мерами проблему дефицита ФСЗН не решить. Сегодня доля граждан пенсионного возраста составляет 25%, к 2050 году она вырастет и окажется на уровне 35%.

Пенсионный возраст – количество прожитых лет, по истечении которых гражданин обретает право на пенсию и заслуженный отдых. До 2016 года женщины в Беларуси становились пенсионерами в 55 лет, мужчины – в 60 лет – данные показатели были утверждены еще в советские времена и являлись одними из самых низких в мире.

В связи с увеличением продолжительности жизни и ростом количества пенсионеров относительно числа трудоспособного населения, финансовая нагрузка на Пенсионный фонд РБ значительно возросла. Это привело к необходимости повышения возраста выхода на пенсию, что нашло свое отражение в президентском указе «О совершенствовании пенсионного обеспечения» от 11.04.2016 г.

Таблица выхода на пенсию

Актуальная таблица пенсионного возраста в Беларуси:

Дата рождения Пенсионный возраст (лет) Период выхода на пенсию
мужчины женщины мужчины женщины
01.01-30.06.1957 01.01-30.06.1962 60,5 55,5 01.07-31.12.2017
01.07-31.12.1957 01.07-31.12.1962 61 56 01.07-31.12.2018
01.01-30.06.1958 01.01-30.06.1963 61,5 56,5 01.07-31.12.2019
01.07-31.12.1958 01.07-31.12.1963 62 57 01.07-31.12.2020
01.01-30.06.1959 01.01-30.06.1964 62,5 57,5 01.07-31.12.2021
01.07-31.12.1959 и младше 01.07-31.12.1964 и младше 63 58 01.07-31.12.2022

Согласно нововведениям, возраст выхода на пенсию для белорусских граждан с 1 января 2017 года и до 31 декабря 2022 года повышается на 6 месяцев ежегодно.

В 2018 году пенсионерами становятся мужчины с датами рождения от с 1 июля по 31 декабря 1957 года, и женщины – с 1 июля по 31 декабря 1962 года. Соответственно, их возраст – 61 и 56 лет.

По окончании реформы пенсионный возраст для женского населения составит 58 лет, для мужского – 63 года. Дальнейшее повышение в данный момент не предусмотрено, однако такая возможность сейчас анализируется специалистами заинтересованных ведомств (особенно в отношении женщин).

Каждый год реформа будет затрагивать интересы примерно 100 000 человек, из которых каждые 50 000 тысяч будут ожидать пенсию дополнительные полгода, а оставшиеся 50 000 – год.

Кто не получит трудовую пенсию?

Следует помнить, что речь идет именно о трудовой пенсии, право на которую имеют не все. Для этого требуется не только достигнуть пенсионного возраста, но и выработать минимальный страховой стаж, продолжительность которого установлена действующим законодательством. Под страховым стажем подразумевается интервал времени, в течение которого из заработной платы гражданина производились отчисления в Пенсионный фонд РБ (либо приравненные к нему периоды деятельности в соответствии с действующим законодательством).

До 2013 года включительно данный показатель составлял 5 лет. С 1 января 2014 года его увеличили до 10 лет, а еще через год – до 15 лет. Сейчас данная планка увеличивается ежегодно на 6 месяцев – это будет происходить до тех пор, пока минимальный страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, не составит 20 лет.

Граждане, не выработавшие минимальный страховой стаж, получат только социальную пенсию по возрасту. Она выплачивается мужчинам после 65 лет, женщинам после 60 лет, и равняется 50% прожиточного минимума (в 2018 году это 103 рубля).

А как в других странах?

В большинстве стран Европы, в Японии и США срок выхода на пенсию варьируется в пределах 60-65 лет, причем он является одинаковым для женского и мужского населения.

В России сегодня пенсионерами становятся мужчины и женщины соответственно 60 и 55 лет. Однако уже приняты правительственные документы, предусматривающие доведение пенсионного возраста в течение 2019-2028 года соответственно до 65 и 60 лет.

В Польше показатель был понижен с 1 октября 2017 года: вместо 67 лет для граждан обоих полов он составляет 60 лет для женского, и 65 – для мужского населения.

В Литве, Эстонии и Латвии в настоящее время проходит пенсионная реформа, которая завершится к 2026 году (в Латвии на год раньше). По ее окончании возраст выхода на пенсию мужчин и женщин будет составлять 65 лет.

Во всех странах, где проходит реформа, основными причинами ее проведения называются увеличение количества стареющего населения относительно числа трудоспособных граждан. В странах бывшего СССР это преимущественно обусловлено последствиями демографического кризиса 1990-х годов, приведшего к снижению рождаемости.

Уровень рождаемости падает, а средний возраст пожилых людей растет - это среднемировая тенденция. Общее количество рабочих рук сокращается, численность же пенсионеров неуклонно растет. Конечно, можно порадоваться росту продолжительности жизни, ведь это показатель ее высокого уровня, но соотношение людей трудового возраста и пенсионеров создает высокую социальную и пенсионную нагрузку на общество и ухудшает положение в экономике, обостряет отношения в социальной сфере.

Большинству стран приходится решать эту проблему несколькими способами, в том числе увеличением срока выхода на пенсию по возрасту. Такие же реформы были провозглашены в последние годы в Республике Беларусь. Пенсионный возраст в Белоруссии повышается поэтапно.

Демографический прорыв

Как и большинство стран, некогда являвшихся частью СССР, Беларусь находится в сложном демографическом положении. Еще во второй половине двадцатого века темпы рождаемости сначала стали замедляться, а затем и вовсе значительно снизились. Развал СССР только ухудшил положение. И усилия нового государства в лице Министерства труда Республики Беларусь особой роли не сыграли. Рождаемость падала и падает до сих пор, что приводит к уменьшению числа работающего населения. Несмотря на определенные успехи, ситуация ухудшается, число умерших по-прежнему выше уровня рождаемости.

Рост числа пенсионеров

Пенсионный возраст в Белоруссии на начало 2017 г. равнялся 60,5 годам для мужчин и 55,5 - для женщин. Из населения немногим менее десяти млн человек пенсионеры составляли четверть. А соотношение работающих и пожилых людей было еще хуже. По информации Министерства труда и социальной защиты, на 100 трудящихся в республике приходится 61 пенсионер. Министерство труда РБ и статистика утверждают, что тенденция такова, что в последующие пятнадцать лет количество пожилых людей в общем составе общества вырастет как в абсолютном, так и в относительном числе.

Соотношение между количеством лиц трудоспособного возраста и пенсионеров становится все хуже. Работающих все меньше, пенсионеров все больше. Такова новая реальность, и под нее вынуждены подстраиваться и государство, и население.

Законодательство Республики Беларусь - наследие советской эпохи - явно не соответствует современному периоду. Количество пожилых людей сегодня стойко увеличивается, а объем денег, которые государство может выделить на поддержку таких слоев населения - уменьшается.

Правительство страны откровенно соглашалось с тем, что проводимые пенсионные преобразования - действия вынужденные. Вызвано это тем, что средств на содержание пенсионеров катастрофически не хватает.

Пенсионный фонд

В последние годы число пенсионеров постоянно растет, приходится все интенсивнее черпать финансы из пенсионных фондов. Правительство предупредило, что, оставляя прежнюю систему трудовой пенсии в Белоруссии в ближайшее время, придется наращивать платы в пенсионные организации людей трудоспособного возраста и/или сократить объем самих пенсий. Через полтора десятка лет расходы на пенсии поднялись бы где-то на одну пятую часть.

В какой-то мере позиция государства была правильной. К тому же нельзя не учитывать куда лучшие условия жизни (чем, например, в пятидесятых) и достижения современной медицины. Если в середине двадцатого века состояние граждан к выходу на пенсию было слабым, а смертность - высокой, то к настоящему времени положение значительно изменилось. Пенсионный возраст в Белоруссии остался прежним, а количество пожилых людей, доживающих до преклонного возраста в 70 или 80 лет, увеличилось.

Доходы и расходы

Давление на государство со стороны пенсионных структур постоянно увеличивается. По официальным данным, на начало 2017 г. пенсионные тяготы в стране достигают примерно 9% ВВП. В Беларуси проживает 2619,3 тыс. пенсионеров, из них свыше полмиллиона, как и ранее, трудятся.

Между тем с конца зимы текущего года увеличился объем прожиточного минимума, в связи с чем выросли и расходы на выдачу минимальных трудовых и социальных пенсий. Такая ситуация сохраняться дальше не могла. Чтобы сократить финансовое давление на пенсионную структуру, нужно постепенно увеличивать пенсионный возраст.

Общемировая тенденция

В свое время Министерство труда РБ выразило мысль, что многие страны с начала двадцать первого века в целях сокращения пенсионного давления на экономику постоянно повышают количество лет для выхода на пенсию. Между тем, в пенсионного возраста в 2017 г. произойдет впервые со времени образования страны и даст возможность подойти к среднемировому уровню.

В подавляющем числе государств в наше время возраст выхода на пенсию составляет 60-65 лет, причем нередко он общий и для мужчин, и для женщин. В Беларуси же мужчины имеют право выйти на заслуженный отдых на пять лет позже, чем женщины, тогда как мужчины, по статистике, живут меньше. Повышение возраста выхода на будет происходить для обоих полов.

Европейские страны и Соединенные Штаты Америки к 2060 году планируют повысить пенсионный возраст до 70 лет, а Германия собирается провести соответствующие реформы в ближайшее время. Сегодня самый высокий пенсионный возраст в Финляндии (62-68 лет как для мужчин, так и для женщин), Швеции (61-67 лет на сегодняшний момент, но премьер-министр активно выступает за повышение пенсионного возраста до 75 лет), Польше (65-67 лет), Исландии (67 лет), Дании (65-67), Израиле (67 лет), Германии (65-67).

Указ президента

На основании Республики Беларусь, на протяжении следующих шести лет (с 2017 по 2022 гг.) будут проходить крупные преобразования в пенсионной сфере. Ежегодно, начиная с января 2017 года, возраст выхода на пенсию будет возрастать на полгода. К началу 2022 года пенсионный возраст достигнет 58 лет для женщин и 63 - для мужчин. Кроме того, ежегодно на полгода станет увеличиваться минимальный стаж, необходимый для выхода на пенсию по возрасту (в совокупности он увеличится тоже на пять лет).

Цель реформы

Вышеупомянутый указ запустил механизм пенсионной реформы, который даст возможность оставить траты на пенсии на уровне текущего года хотя бы в течение последующих 5-8 лет. Законодательство Республики Беларусь будет перестроено таким образом, чтобы оно соответствовало новым реалиям и способствовало развитию социальной сферы, а также снижению нагрузки на экономику.

Ход реформы

Итак, возраст выхода на пенсию будет увеличиваться поэтапно. Каждые полгода пенсионный возраст будет возрастать на те же полгода. Ранее правительство предлагало и другой вариант: увеличение пенсионного возраста на год ежегодно. В конце концов выбрали вариант с постепенным увеличением возраста.

В Министерстве труда и социальной защиты поясняют, что ввиду последних реформ мужчины, появившиеся на свет в первой половине 1957 г., а женщины - в первой половине 1962 г., первыми испытают преобразования пенсионной системы. По прежним законам они могли уйти на пенсию в 60 и 55 лет соответственно, т. е. в первые месяцы 2017 г. Но поскольку пенсионный возраст в Белоруссии с 2017 года возрастает на полгода, жители страны, чьи даты рождения оказались в указанных хронологических рамках, должны будут трудиться еще 6 месяцев и получат пенсию уже во второй половине 2017 г.

Последствия пенсионной реформы

Реформа, направленная на повышение возраста выхода на пенсию, прямо коснется в ближайшее время примерно 100 тыс. жителей Беларуси, половина из которых окажутся на пенсии позже на полгода, половина - на год. В соответствии с указом Президента Беларуси, в следующие шесть лет на три года увеличится и возраст, при достижении которого есть возможность получить трудовые пенсии.

МВФ считает…

Между тем Международный валютный фонд - одна из крупнейших финансовых организаций - предлагает повышать пенсионный возраст в Белоруссии и после окончания реформы в 2022 г. В недавнем сообщении организации, которое было передано две недели назад, отмечается, что Беларусии сначала нужно произвести мягкое увеличение возраста выхода на пенсию для мужчин и женщин до 65 лет. После нужно привязать пенсионный возраст к средней продолжительности жизни.

Вообще заявления, сделанные МВФ, указывают на то, что вероятность подобного варианта развития событий весьма большая. В МВФ говорят о том, что соотношение пенсионеров к трудоспособным жителям будет расти и к середине века достигнет того, что две трети населения будут составлять пожилые граждане.

Рост числа пенсионеров приведет к тому, отмечают специалисты МВФ, что суммы выплат к середине века практически вдвое. Вследствие этого дефицит бюджета вырастет примерно в три раза, экономика будет негативно реагировать на такое положение дел.

Что дальше?

Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь также предсказывает увеличение пенсионных расходов в государстве из-за постоянного старения основной части населения, роста числа пенсионеров. Так, по словам специалистов Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра, если в 2013 выделение средств в пенсионный фонд достигло примерно 9% то к середине века это уже будет 20% ВВП. Следовательно, если в пенсионной системе и в дальнейшем ничего не менять и возраст выхода на пенсию не увеличивать, считая проведенные реформы достаточными, недостаток средств ПФ Беларуси, вследствие старения большей части людей, станет гарантирован.

Эта проблема, в большей или меньшей степени, касается и других стран, поэтому подобные преобразования затронут и их. Повышение пенсионного возраста в Белоруссии - это только один из шагов. Подобная реформа уже стартовала в России и на Украине, на очереди и другие постсоветские страны, и Европа.

error: Content is protected !!