Внеклассное мероприятие "23 февраля – папин праздник". Внеклассное мероприятие "23 февраля – папин праздник" Мероприятия к 23 февраля в начальной школе

Праздник, посвященный Дню защитника Отечества, для учащихся 3—4-х классов «Если армия сильна, непобедима и страна»

Цель: познакомить учащихся с историей создания Российской армии; сформировать чувство долга и любви к Родине; привить здоровый дух соревнования.

Действующие лица

Два чтеца.

Ведущий . Ежегодно 23 февраля мы отмечаем День защитника Отечества. Не случайно в словах «отче» и «отечество» начальная буква «О» указывает на окружение, защиту (от древнерусского оточити — окружить). Это день памяти всех тех, кто не щадил себя ради Отечества, кто до конца оставался верен воинскому долгу.

1-й чтец

Слава армии нашей —

На знаменах побед,

Нету воинства краше,

И сильней его нет!

2-й чтец

В нем отрадно и властно

Встали мы и стоим

С верной дружбой солдатской,

С нашим братством святым!

1-й чтец

С ними шли через горы,

Через степь и тайгу

Как гроза — для отпора

И для смерти врагу.

(Д. Прокофьев)

Ведущий . Далекий 1918 год. Еще в разгаре Первая мировая война. Над Россией нависла грозная опасность. Регулярные войска германского кайзера Вильгельма рвутся к Петрограду. 23 февраля под Псковом и Нарвой сила русского оружия одержала победу в борьбе с внешней опасностью.

2-й чтец

В лютые дни февраля Армия билась не зря.

Под Нарвой врагов сокрушила,

Победу в боях заслужила.

1-й чтец

Тогда этот праздник родился,

Мы славим героев сейчас!

Чтоб силой своею гордился Российский бесстрашный солдат.

Ведущий . Нашему народу веками приходилось вести борьбу с иноземными захватчиками. Древние легенды, летописи, песни, былины сохранили память о тех, кто стоял на страже Родины, кто защищал ее в тяжкие годы испытаний. Еще великий князь Александр Невский говорил: «Приходите на Русь с миром — с миром вас встретим. Но кто с мечом к нам придет — от меча и погибнет. На том стояла и стоять будет Русская земля».

А лучшими защитниками во все времена были простые русские солдаты.

2-й чтец

Он защищал тебя на поле боя,

Упал, ни шагу не ступив назад.

И имя есть у этого героя —

Великой армии простой солдат.

(А. Твардовский)

Дети исполняют песню В. Соловьева-Седова на слова М. Матусовского «Баллада о солдате».

Ведущий . Долгие века наша Родина отражала бесконечные нападения врагов со всего света: сначала на Русь рвались половцы, затем неисчислимая татаро-монгольская орда, потом с запада тяжелой кованой стеной шли рыцари-крестоносцы, мчались на Москву поляки и литовцы. И всегда шел защищать свою землю простой солдат. В Отечественной войне 1812 года опять проявилось геройство русского солдата. Именно благодаря ему «застрял» под Москвой непобедимый Наполеон.

А в 1941 году началась Великая Отечественная война. И опять весь народ — от мала до велика — встал на защиту Родины.

1-й чтец

Россия, Дом, Отчизна —

С любовью говорю.

За Родину, за маму,

Коль надо в бой пойду.

2-й чтец

Я не люблю сражений,

И мир мне по душе,

Но если враг захочет

С войною к нам прийти,

Отпор получит крепкий —

Мы встанем на пути.

1-й чтец

Как прадеды и деды

В суровый, грозный час

Вставали на защиту

Отечества и нас.

Ведущий . И мне кажется, что армия России до той поры будет сильна, пока вырастают в наших городах и селах юные богатыри, готовые в случае опасности встать на защиту земли родной. И сегодня наши будущие защитники докажут нам, что не перевелись еще на земле Русской богатыри — люди сильные и смелые, смышленые и находчивые. В первом конкурсе нашим мальчикам нужно будет «одолеть» первое препятствие: закончить русские военные пословицы.

Наша армия не одна, с нею вся... (страна).

Мало на врага злиться — надо с ним... (биться).

Идти сражаться — врагов... (не бояться).

Бой не каравай — рта... (неразевай).

В бою нужна смекалка, отвага п...(закалка).

Сам не дерусь, а семерых... (не боюсь).

Большая заслуга — выручить в бою... (друга).

Сам погибай, а товарища... (выручай).

Чем крепче дружба — тем легче... (служба).

Плох неряха в строю, а еще хуже... (в бою).

Не ной, лучше песню... (пой).

Мало отвагу иметь, надо сражаться... (уметь).

Паникер и трус — как на плоту лишний... (груз).

Родину предать — негодяем... (стать).

Противника изучить — ключ к победе... (получить).

В разведку ходи — да лучше... (гляди).

Сметлив и хитер — пятерым нос... (утер).

Трус и ротозей — всегда без... (друзей).

Ребята хорошо справились с конкурсом пословиц. Сможете ли вы так же хорошо отгадать загадки о былинных героях.

Долго могучая сила в нем зрела,

А пробудилась от горя она.

Встал богатырь за Отчизну

И смело бился — себя не щадя и врага. (Илья Муромец)

Доброе имя носил богатырь —

Врагов не жалел, Отчизну любил.

Вместе с Муромцем служил,

Супостатов сокрушил. (Добрыня Никитич)

Храбрый и смелый — отважный смельчак.

Рода поповского наш весельчак.

Самый младой из троих богатырь,

Русь защищая, врагов он разил. (Алеша Попович)

Разбойник сей ужасный

На трех дубах сидит.

Шипит он по-змеиному,

Свистит по-соловьиному. (Соловей-разбойник)

А сейчас, ребята, ответьте на мои вопросы. В известной сказке «Поди туда — не знаю куда, принеси то — не знаю что» царь послал стрелка Андрея «за тридевять земель». Внимание. Вопрос! Тридевять — это сколько?

Дети отвечают. (Тридевять— 3x9=27)

В сказке «Каша из топора» солдат сварил очень вкусную кашу. Что же, кроме топора, положил в котелок солдат?

Дети отвечают. (Воду, соль, крупу, масло)

А сейчас давайте построимся и приготовимся к проведению нескольких конкурсов.

Ребята по команде ведущего строятся по алфавиту фамилий или имен.

Переправа

Дети, взявшись руками за носки ботинок, должны перепрыгнуть через ручку или карандаш, лежащие на полу.

Воздушный бой

Участникам конкурса к руке привязывается воздушный шарик. Его надо сохранить, уничтожив шарик противника, но при этом используя только ту руку, в которой он находится.

Подкидывание камешка

В ладонь берется небольшой камешек (шарик, пуговица) и подкидывается на уровне груди или лица, а ловится уже на тыльную сторону руки. Побеждает тот, кто сможет дольше непрерывно и безошибочно ловить.

Рекомендации: играть удобнее стоя, руку в момент ловли камешка на тыльную сторону лучше слегка прогнуть «лодочкой» и под падающим камешком одновременно опускать — так «гасится» скорость его падения, поэтому «посадка» камешка на ладонь будет мягкой.

Ведущий . В армии необходимы не только сноровка и тренировка, но и умение быть бесшумным и незаметным. Попробуйте в следующем конкурсе передать погремушку так, чтобы она не загремела и не выдала вас.

Дети принимают участие в конкурсе «Передай погремушку».

Как известно, хороший солдат должен уметь быстро вырыть для себя окоп и построить укрепление. Из обыкновенного печенья вы должны быстро построить высокую и крепкую стену. Оцениваются быстрота строительства, высота и крепость «стены».

Дети выполняют задание.

А теперь «Конкурс шифровальщиков». Сейчас я произнесу «зашифрованное» слово; тот, кто первый угадает, — победил.

Это слово пришло к нам из французского языка, оно означает «корм для сельскохозяйственных животных» — фураж. В первое время его носили только люди, специально занимающиеся заготовкой и раздачей кормов, — фуражиры. Теперь же с гордостью носят генералы и офицеры, пограничники и милиционеры. (Фуражка)

Этот головной убор имеет специальное предназначение — предохранять голову от ушибов. Он изготавливался обычно из металла. Это слово пришло к нам из испанского языка и означает «череп», «шлем». (Каска)

Это слово в переводе с монгольского значит «вперед», а звучит оно на монгольском языке как «урагх». Что это за слово? (Ура)

Наш следующий конкурс покажет вашу ловкость. Представьте себе, что вы все участвуете в бою и вам необходимо поднести к орудию снаряды. Вы должны сделать это быстро и не уронить снаряд.

На головы участников конкурса кладется небольшая книга, и они должны донести ее, не уронив. При желании конкурс можно усложнить. По команде ведущего участник садится на стул, затем встает, приседает, поворачивается.

Следующий конкурс поможет выиграть только ваша взаимовыручка. Ведь в бою очень важно действовать слаженно и согласованно, помогать друг другу.

На листе бумаги, прикрепленном к доске, два участника одним фломастером одновременно рисуют самолет или танк.

Хорошо известно, что для победы в бою солдату помимо храбрости нужны внимание и наблюдательность. В следующем конкурсе победит самый внимательный и наблюдательный.

На столе раскладывается несколько предметов, желательно более двадцати. В течение одной минуты участники запоминают предметы, находящиеся на столе, затем отворачиваются. Ведущий убирает один предмет. Кто быстрее определит, какой предмет убран, — тот и победил.

Подведем итоги наших военных игр. Каждый из вас достойно вел игру «Бой» и награждается «Медалью победителя». А наши девочки приготовили шутливые стихи для будущих воинов.

Дети (читают)

Веду войну я с двойками,

А иногда и с тройками.

В дневник их не пускаю —

Страницы вырываю.

Мне хочется быть птицею —

Я б в школу не ходил.

И комаров — не двойки —

Над партою ловил.

На парте вверх ногами,

Под партой кренделями,

По потолку бегом,

А в двери — кувырком.

Других не замечаю —

Я йогу изучаю.

В классе гомон, крик и шум.

Забежал туда табун?

Нет, конечно, все не так —

В классе много же ребят!

Дорогие мальчики,

Вам здоровья желаем

И отличной учебы,

И успехов во всем.

Вы растите смелыми

И в делах умелыми.

Добрыми, красивыми,

Стройными и сильными.

Нас не обижайте —

Всегда нам помогайте.

Ведущий. Поздравляем наших дорогих мальчиков и желаем, чтобы они росли умными, здоровыми, сильными и храбрыми — настоящими защитниками нашей Родины. И в заключение нашего праздника давайте расшифруем эту надпись: «УЛОТС К ХЕСВ МЕАШАЛГИРП».

Прочитав справа налево, дети расшифровывают надпись.

23 февраля День Защитника Отечества в начальной школе

Турнир-викторина «Вперёд, мальчишки»

Задачи

1. Расширять кругозор учащихся.

2. Способствовать воспитанию таких качеств личности, как доброта, взаимовыручка, умение уступать, отстаивать свое мнение.

3. Развивать смекалку.

Оборудование : юла; таблички с названиями секторов; фигурки солдатиков для подсчета очков; колокольчики (сообщать о готовности к ответу); таблички с названиями команд, карточки с изображением предметов для игры «Найди свою пару». Правила игры

В каждой команде дети выбирают капитана. Капитаны участвуют в жеребьевке, чтобы определить, за кем выбор первого сектора. В дальнейшем они по очереди запускают юлу, выбирают сектор. Ведущий задает вопрос. Команда, готовая к ответу, подает сигнал колокольчиком. Если не ответит одна команда, отвечает другая. За правильный ответ присуждается одно очко.

Если команда вызвалась отвечать и дала неверный ответ, она получает штрафное очко.

Совет мудрейших (жюри) состоит из учителей, вожатых или родителей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Даже самый красивый и надежный военный костюм не сделает вас победителем, если недостает чести, мужества, доброты. Сегодня у нас есть возможность проявить эти прекрасные качества. Я приглашаю вас принять участие в игре «Вперед, мальчишки!». Вы будете не только отвечать на вопросы, но и участвовать в играх-поединках.

Представление команд и жюри

Чтобы доказать свою компетентность, члены жюри решают задачу, после чего им присваивается звание «совет мудрейших» и они получают соответствующую табличку на стол.

Задача для жюри

С борта парохода спущен трап. Три его нижние ступеньки погружены в воду. Расстояние между двумя ступеньками 20 см. Начался прилив, при этом вода поднимается со скоростью 10 см в час. Сколько ступенек трапа окажется под водой через 30 минут? (Через 30 минут под водой будут те же три ступеньки, потому что трап, скрепленный с пароходом, поднимается вместе с ним.)

(Учитель или ведущий читает стихотворение.)

По плечу победа смелым,

Ждет того большой успех,

Кто, не дрогнув, если нужно,

Вступит в бой один за всех.

Пусть жюри весь ход сраженья

Без промашки проследит.

Кто окажется дружнее,

Тот в бою и победит.

Делу время - час забаве,

Команда первая - направо,

Тут вторая становись.

Состязанья начались!

Сектор «Загадки»

1. Ела, ела дуб, дуб,

Поломала зуб, зуб. (Пила.)

2. Мы бьем исправно каждый час,

А вы, друзья, не бейте нас. (Часы.)

3. В Полотняной стране по реке Простыне

Плывет пароход - то назад, то вперед. (Утюг.)

4. Глаза на рогах, а домик на спине. (Улитка.)

5. Держусь я только на ходу,

А если встану - упаду. (Велосипед.)

7. Черный Ивашка, деревянная рубашка. (Карандаш.)

8. Синяя дорожка обсыпана горошком,

Никто не соберет -

Ни царь, ни царица,

Ни красная девица. (Звезды на небе.)

9. На кургане, на поляне

Сидит курочка с серьгами,

Кто мимо ни пройдет,

Всем по коробу дает. (Ягоды.)

10. Днем на небе гуляет,

А спать на землю садится. (Солнце.)

Сектор «Вопросы-шутки»

1. На какой вопрос невозможно ответить «да»? (На вопрос «Ты спишь?».)

2. Что можно увидеть с закрытыми глазами? (Сон.)

3. У трех шоферов был брат Семен, а у Семена братьев не было. Как это могло случиться? (Шоферы были женщинами.)

4. Где на Земле самые длинные сутки? (Везде одинаковые.)

5. Когда небо ниже земли бывает? (Когда оно отражается в воде.)

6. Какое колесо автомобиля не вращается при спуске с горы? (Запасное.)

7. Горели три электрические лампочки. Одну из них погасили. Сколько лампочек осталось? (Три.)

8. Синий платок уронили в Черное море. Каким его вытащили из воды? (Мокрым.)

9. Название какой реки у нас во рту? (Десна.)

10. На дорожке сидели б воробьев, к ним подлетели еще 5 воробьев. Кот подкрался и схватил одного воробья. Сколько воробьев осталось? (Ни одного.)

Сектор «Следопыт»

1. Как определить стороны света по лишайнику и мху? (Они растут преимущественно на северной стороне стволов и выступающих из земли камней.)

2. Как определить стороны света по муравейникам? (Они почти всегда располагаются к югу от деревьев, пней, кустов. Южная сторона муравейников более пологая, чем северная.)

3. Как определить стороны света по смоле, выступающей на стволе? (Смола выступает обильнее с южной стороны хвойных деревьев.)

4. Как определить стороны света по коре отдельно стоящих деревьев? (Кора отдельно стоящих деревьев грубее с северной стороны.)

5. Листок какого растения заменит собой бинт и йод при небольшом порезе? (Лист подорожника.)

6. Назовите лесное жилье, сооруженное человеком из веток, сучьев. (Шалаш.)

7. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Воробьиные.)

8. Определите, чьи следы вы видите на карточке. (Заячьи.)

9. Как называется прибор для ориентирования на местности? (Компас.)

Сектор «Дом сказок»

1. Добрый доктор. (Айболит.)

2. Жених Мухи-цокотухи. (Комар.)

4. Девочка, которая потеряла туфельку на балу. (Золушка.)

5. Загадочная старуха с клюкой. (Баба-яга.)

6. Таинственный друг Вольки Костылькова. (СтарикХоттабыч.)

7. Тот, кто пугал фрекен Бок. (Карлсон.)

8. Лучший друг Карлсона. (Малыш.)

9. Кот, который хотел дружить с мышатами. (Леопольд.)

10. Медведь, друг Маугли. (Балу.)

Сектор «Игра-игра»

Играйте с друзьями,

Играйте вместе с нами!

Всегда и везде

Мы рады нашей игре!

«Найди свою пару»

Для этой игры надо заранее приготовить рисунки-эмблемы с изображением предметов, составляющих пару (по любому признаку). Примеры пар: кошка - собака, костюм - платье, ракета - летающая тарелка, море - чайки, рыцарь - герб, букварь - ученик с портфелем.

Ведущий строит каждую команду в две шеренги лицом друг к другу. На спины играющим прикрепляют рисунки-эмблемы. По команде ведущего «Раз, два, три - свою пару найди!» ребята начинают отыскивать свою пару. Побеждает та команда, которая быстрее объединится в пары.

«Тропа альпинистов»

В руке у участника теннисная ракетка с шариком на ней. Задача игрока: подняться на стол с помощью табуретки, сойти, пройтись по неустойчиво лежащему бревну или по тонкой 5-сантиметровой планке. На протяжении всего пути шарик ронять нельзя.

«Ориентировка»

На два стула, стоящих на одной линии, кладут по 4-5 одинаковых предметов. Напротив на расстоянии 5-6 м также ставят два стула. Два участника игры с завязанными глазами должны перенести на свой стул (стоящий напротив) по очереди все предметы.

«Переправа»

Первые номера команд - капитаны. Им вручают по комплекту снаряжения для переправы - две дощечки. Игроки встают по двум сторонам «болота» лицом друг к другу. По свистку первый номер команды начинает переправу. Он кладет на «болото» перед собой одну дощечку и становится на нее обеими ногами. Затем кладет впереди вторую дощечку и переходит с первой на вторую. Поднимает первую и снова кладет ее впереди второй. И так до тех пор, пока не закончится переход и эстафету не примет член команды, находящейся на другой стороне «болота». Кто оступится при переходе («увязнет в болоте»), тот возвращается на линию старта и начинает переправу сначала.

Сектор «Морской поход»

1. Повар на судне. (Кок.)

2. Начальник палубной команды на судне. (Боцман.)

3. Сборник географических карт. (Атлас.)

4. Отделение корабля, заключенное между водонепроницаемыми переборками. (Отсек.)

5. Кухня на корабле. (Камбуз.)

6. Отечество, родная страна. (Родина.)

7. Мощное судно, оборудованное для плавания во льдах. (Ледокол.)

8. Как называется компасу моряков? {Компас-ударениена втором слоге.)

9. Головной убор моряка. (Бескозырка.)

10. Сигнальный фонарь в бухте. (Маяк.)

Подведение итогов игры

Счет идет до 10 очков. На столе у жюри появляются мешки с сюрпризами. Мешки завязаны бантами из ярких лент, к каждому из них прикреплена табличка из картона с надписью «Заминировано». Ведущий предлагает командам «разминировать» мешки, т. е. подарить своим друзьям, гостям праздника песни, стихи, частушки и т. д. В «разминированных» мешках находятся подарки.

Дополнительный материал

Защищает наше небо военная авиация, она оснащена сложнейшей техникой - это вертолеты, сверхзвуковые самолеты-ракетоносцы, бомбардировщики. А есть такие большегрузные самолеты, которые могут перевозить по воздуху на большие расстояния войска, вооружение, боеприпасы, горючее, эвакуировать раненых и больных, высаживать десанты, перевозить танки, машины и другую военную технику.

Сухопутные войска - это мотопехота, мотострелки, танкисты, артиллеристы, связисты, минометчики, ракетчики. На вооружении этих войск танки, бронетранспортеры, зенитные и реактивные установки, ракеты.

Ракетные войска стратегического назначения оснащены самой мощной современной техникой - ракетами. Одни ракеты находятся под землей, в шахтах, но есть и более современные ракеты, которые могут передвигаться по земле на колесных тягачах и по железной дороге.

Сегодня наш флот имеет корабли новейшей конструкции. Самый грозный корабль - атомная подводная лодка. Подводные атомоходы вооружены ракетами и торпедами. По несколько месяцев плавают под водой эти стальные громадины, чутко прослушивая океан специальными приборами.

На лбу бывают шишки,

Под глазом - фонари.

Уж если мы мальчишки,

То мы - богатыри.

Царапины. Занозы.

Нам страшен только йод.

Тут, не стесняясь, слезы

Сам полководец льет.

Пусть голова в зеленке

И в пластырях нога,

Но есть еще силенки,

Чтоб разгромить врага.

Упрямые, с утра мы

Опять на бой, в дозор...

От тех сражений шрамы

Остались до сих пор.

В. Берестов

Спать легли однажды дети,

Окна все затемнены.

А проснулись на рассвете -

В окнах свет и нет войны!

Не забудем тех героев,

Что лежат в земле сырой,

Жизнь отдав на поле боя

За народ, за нас с тобой...

Слава нашим генералам,

Слава нашим адмиралам

И солдатам рядовым -

Пешим, плавающим, конным,

Утомленным, закаленным,

Слава павшим и живым -

От души спасибо им!

С. Михалков

Дата есть особого значенья -

Сыновей отважных день рожденья.

Весь народ российский в эту дату

Шлет привет матросу и солдату.

В. Матвеев

Вопросы

1. Что общего между деревом и винтовкой? (Ствол.)

2. Почему копье и щит - неразлучные друзья и враги? (Они всегда вместе. Щит поражает, копье защищает.)

3. Кто сказал: «Тяжело в ученье, легко в бою»? (A. В. Суворов.)

4. Как называют «бойца невидимого фронта»? (Разведчик.)

5. Как называют подростка, изучающего морское дело? (Юнга.)

6. Как назывались наплечные знаки в русской армии и флоте? (Эполеты.)

Объясни фразеологизмы

Рыцарь без страха и упрека. (Смелый, великодушный человек.)

Рыцарь плаща и кинжала. (Тайный убийца и грабитель.)

Ехать стремя в стремя. (Ехать рядом.)

Рыцарь на час. (Слабовольный человек, не способный к длительной борьбе ради благородной цели.)

Встать на дыбы. (Не соглашаться с кем-либо.)

Стрелять из пушки по воробьям. (Тратить много сил по пустякам.)

Стихи о папе

В школу папы прибежали,

Ух, народу сколько тут.

Где же будут состязанья?

Где награды раздают?

Папа наш - великий мастер.

Может полку смастерить.

Только к нам соревноваться

Он не думает спешить.

А наш папа - молодец,

На работе лучший спец,

Мы на старт его поставим

И выигрывать заставим.

Папа наш с большим успехом

В состязаньях выступал,

Полпути с скакалкой прыгал,

Полпути бегом бежал.

Провели мы состязанья

И желаем на прощанье

Всем здоровье укреплять,

Мышцы крепче накачать.

Телевизор не смотреть,

Больше с гирями потеть,

На диване не лежать,

На скакалочке скакать.

Папам всем мы пожелаем

Не стареть и не болеть,

Больше спортом заниматься,

Чувство юмора иметь.

Внеклассное мероприятие

начальной школе.

ГКОУ Коррекционная школа - интернат г. Моздок

Воспитатель: Цамакаева И.А.

Описание материала: Сценарий познавательной и игровой программы для учащихся начальных классов. Данный материал предназначен для воспитателей и учителей начальной школы. Мероприятие проводилось с детьми 4 «А» и 4 «б» класса.

Цели:
1. Воспитание чувства патриотизма.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Стимулирование познавательного интереса.
4. Развитие смекалки, творческой активности детей.

Ход мероприятия:

Ведущий 1 : Есть день такой в календаре,
Он красною отмечен датою,
Прекрасный праздник в феврале,
День воина, российского солдата.

Ведущий 2 :И в этот день мы поздравляем
Мужскую половину человечества,
Стихи и песни посвящаем
Своим защитникам Отечества!

Звучи т песня: «Быть мужчиной»

Слова: И. Шевчук, музыка: Е. Зарицкая

Ведущий 1 В них верность воинской присяге,
Для мира на земле надежный щит!
В них смелость, мужество, отвага
И сила духа, что победит!


Ведущий 2:

Врагов всегда всех побеждая,
Сметали грозы все лихие,
Отчизны гордость боевая –
Защитники, сыны России!

Танец «флешмоп»

Ученик 1.

Наша армия родная

И отважна, и сильна.

Никому не угрожая,

Охраняет нас она.

Ученик 2.

В зимний день, морозный и прозрачный,

На заставах, кораблях, в полках

Мы встречаем праздник силы грозной,

Щит и меч сжимающей в руках.

Ученик 3.

И сегодня берегут рассветы

От чужого злобного огня

Бьющие без промаха ракеты

И сердец надежная броня.

Ученик 4.

Мы празднуем эту дату

С мечтою о счастье для всех.

Чем тверже поступь солдата,

Тем звонче ребячий смех.

Дети исполняют песню «Наша армия»

(муз. 3. Левиной, сл. Л. Некрасовой).

Ведущий 1.Офицеры, сержанты, солдаты,
День ваш празднует нынче страна.
Как нужны вы России, ребята!
Как защита нам ваша нужна!

Ведущий 2 -Чтобы наш праздник прошел весело и задорно, нам надо активно
участвовать во всех соревнованиях. Нужно быть очень внимательными, и быстро выполнять задания. Устроим словесную дуэль, ведь правду говорят:

«РУССКИЙ СОЛДАТ УМОМ И СИЛОЙ БОГАТ»
ВЕДУЩИЙ 1 :

– А сейчас мы проверим, какие наши мальчики ловкие и меткие. Продолжи пословицу.


1. Тише едешь...дальше будешь.
2.Под лежачий камень... вода не бежит.
3. Без труда не вынешь...рыбку из пруда.
4.Делу время...потехе час.
5. Солдат спит – …служба идёт.
6.Щи да каша – ……пища наша.
ВСЕМ . Тяжело в учении –…. легко в бою.
ВЕДУЩИЙ 2 -А вы знаете, что в армии есть различные рода войск.
1 Пилот: Мы летчиками смелыми быстрее стать хотим.
В российских самолетах мы в небо полетим.
Широкие крылья на солнце горят,
Летит эскадрилья – воздушный отряд.
Круги, повороты и снова круги.
Летят самолеты один за другим.
Инсценировка песни: «ПОТОМУ,ЧТО МЫ,ПИЛОТЫ»


2 . 1..Танкист:Я танкистом смелым буду, проведу свой танк повсюду!
Буду в армии служить, буду Родину хранить,
Чтобы было нам всегда, хорошо на свете жить!


2 танкист: Окна звенят, задрожала земля,
Танки проходят, гремя и пыля.
Грозные танки идут на парад,
В них молодые танкисты сидят.
3 танкист: Мчат танкисты по дороге, вышли танки по тревоге,
Командиру дан приказ, на посту быть в этот час.


Инсценировка песни: «ТРИ ТАНКИСТА»


3.Моряк:Когда вырасту большой – буду я матросом,
Буду лазить по канатам, и ходить по тросам.
Мы сегодня в увольнении, и хотим вам станцевать,
Разрешите вам ребята, наше «Яблочко» сплясать.


Ритмическая композиция "Танец моряков"
ВЕДУЩИЙ 1

- А сейчас я предлагаю провести спортивное многоборье.
1 конкурс:

игра (на внимание):

Синий флажок – хлопать,
Зеленый флажок – топать,
Красный флажок – молчать,
Флаг России – «Ура!» кричать.
(Ведущий поочередно показывает детям флажки, меняя их порядок.)
После зарядки у солдат бывает каша на завтрак, как у нас с вами.

2. Конкурс «Умелый кок»
Каждому выдается по 5 картофелин, одной моркови. По сигналу ведущего, им предлагают очистить овощи. А на листе бумаги необходимо написать блюда из картофеля. Побеждает тот который справится с заданием быстрее.

3 Конкурс «Самые сильные»
Необходимо показать вашу силу (причём как рук, так и ног).

1 –е: каждому игроку команды выдается по шарику. Необходимо надуть шарик и пронести его на голове от одного стульчика к другому.
2-е задание: каждый участник команды начинает прыгать на скакалке. Суммируются все количества прыжков.


4 конкурс. «Спецзадание».
Каждому выдается конверт с загадками о военных профессиях. Необходимо отгадать эти профессии.

1.Его машина вся в броне,
Как будто черепаха.
Ведь на войне как на войне,
Здесь не должно быть страха!
Ствол орудийный впереди:
Опасно! Враг, не подходи! (Танкист)

2.Самолёт парит, как птица,
Там - воздушная граница.
На посту и днём, и ночью
Наш солдат - военный (Лётчик)

3.Для второй команды конверт.
Уважения достоин
Смелый и отважный воин:
Трудно в тыл врага пробраться,
Незамеченным остаться,
Всё запомнить, разузнать
Утром в штабе рассказать. (Разведчик)

4.Я служу сейчас на флоте,
Слух хороший у меня.
Есть такой же и в пехоте -
Дружим с рацией не зря (Радист


5 конкурс «Самые умные»
На столе разложены карточки с математическими примерами на сложение. Нужно добежать до стола, взять карточку, посчитать пример, а карточку положить в коробку.
6.Конкурс для болельщиков «Веселые шутки».
1. У кого жизнь – жестянка?
У Водяного +
У Бабы Яги
У папы Карло

2. Главный герой какого произведения путешествовал по своему королевству с женской туфелькой?
«Король Дроздобород»
«Али-Баба и сорок разбойников»
«Золушка» +

3. Где находится «Поле чудес»?
В стране невыученных уроков
В королевстве кривых зеркал
В стране Дураков +
4. Кем не может быть папа из известной песенки?
Всадником без головы
Котом Базилио
Мамой +

5. Из какого предмета можно сварить кашу?
Из топора +
Из лома
Из молотка
7 конкурс. «Музыкальный».
Пока наши мальчики отдыхают, девочки хотят им спеть частушки.
Частушки


В нашем классе от мальчишек просто глаз не отвести!
Посвящаем им частушки,
Пусть смеются от души.


***
На уроке тишина,
Лишь Димон кричит всегда:
«Подождите, не спешите!
Я еще не дописал!
Где читать, мне подскажите!
Я опять от вас отстал!»


***
Всех быстрей Ренат бежит
И съезжает с горки.
На контрольной он дрожит,
Словно мышка в норке.


***
Хоть оценками не очень
Наш Никита знаменит,
Потому что, между прочим,
Он ушами шевелит


***
Всё наш Леша забывает,
Даже туфли надевать.
Рот наш Леша открывает,
Забывает закрывать.
***
Ходит Дима как кощей,
Ни супов не ест, ни щей.
Падает от слабости,
А любит только сладости.
***
Как слезинки, капли с крыши
В ясный день закапали,
Потому что Даня пишет
На стене каракули.
***
Прозвенел опять звонок –
Радио включается.
У Никиты весь урок
Рот не закрывается.
***
Третья четверть уж в разгаре,
Часики затикали.
А мальчишки-то мечтают:
Снова бы каникулы

8 . Конкурс: «Кольцеброс ». Игроки кидают кольца на специально подготовленный столбик. Побеждает тот, кто больше всех набросит колец.

9..Конкурс: «Рыболов». Игрокам раздают удочки с магнитиками, на которые нужно поймать как можно больше изображений: рыбок, башмаков, лягушек и др.

10.Конкурс: «Запуск самолетов » . Дети делают и запускают бумажные самолетики.

Поздравление девочек .

Двадцать третьим февраля
Мы пришли поздравить вас,
И желаем вам чтоб в жизни
Было все на высший класс.


Мы желаем вам, ребята,
Быть здоровыми всегда.
Но добиться результата
Невозможно без труда.

Постарайтесь не лениться –
Каждый раз перед едой,
Прежде чем за стол садиться,
Руки вымойте водой.


Все успехи приумножить,
Все победы одержать,
Знать уроки все на пять,
И друзей не забывать.


Драчливой нашей половине
Мы поздравленья шлем свои.
Для поздравленья есть причины.
Ура! Защитникам страны.

ЧТЕНИЕ СТИХОВ .

Ученик 1.

Слава армии любимой –

Самой лучшей на земле!

Ученик 2.

За все, что есть сейчас у нас,

За каждый наш счастливый час,

За то, что солнце светит нам,

Спасибо доблестным солдатам,

Что отстояли мир когда-то.

Ученик 3.

Благодарим, солдаты, вас

За жизнь, за детство, за весну,

За тишину, за мирный дом...

Ученики (вместе).

За мир, в котором мы живем.

(Исполняется песня: «Солнечный круг». Девочки вручают мальчикам поздравительные открытки


Рябиченко Надежда Владимировна, учитель начальных классов МКОУ «Михайловская ООШ» Киквидзенского района Волгоградской области

Описание материала: Сценарий познавательной и игровой программы для учащихся начальных классов и их родителей. Данный материал предназначен для учителей начальной школы. Мероприятие проводилось с детьми 3,4 классов.

Цели:
1. Воспитание чувства патриотизма.
2. Сплочение детского коллектива.
3. Стимулирование познавательного интереса.
4. Развитие смекалки, творческой активности детей.

Оборудование: 5 ватных шариков, ведро, 3 воздушных шарика, 3 чайных ложки, 3 веревки, 3 шарфа, 3 карандаша с привязанными к ним веревками одинаковой длины и призами на конце веревок, листы бумаги – «кочки», призы для пап и сыновей, ручки и карандаши.

Ход мероприятия

Учитель:
Есть день такой в календаре,
Он красною отмечен датою,
Прекрасный праздник в феврале,
День воина, российского солдата.
И в этот день мы поздравляем
Мужскую половину человечества,
Стихи и песни посвящаем
Своим защитникам Отечества!
В них верность воинской присяге,
Для мира на земле надежный щит!
В них смелость, мужество, отвага
И сила духа, что победит!
Врагов всегда всех побеждая,
Сметали грозы все лихие,
Отчизны гордость боевая –
Защитники, сыны России!

Поздравление папам
1 чтец. Когда лежит на речках лед
И вьюга мчится вдаль,
Чудесный праздник нам несет
Задумчивый февраль.

2 чтец. Наступит праздник всех солдат,
Защитников, бойцов.
Поздравить будет каждый рад
И дедов, и отцов!

3 чтец. Двадцать третье число -
Все на улице бело!
Знает каждый на земле -
Папин праздник в феврале.

4 чтец. Ты нас защищаешь всегда и везде
Папуля, ты лучший у нас.
И в этот торжественный день в феврале
Прими поздравленья сейчас.

5 чтец. Мне страна подарила Отечество -
Дом бескрайний, леса и горы.
Ну а ты, отец, дал мне Отчество -
Силу рода и в жизни опору.

6 чтец. Я ношу твое имя с гордостью -
Путь твой славен большими делами.
Мне нужна твоя строгая мудрость
И твой опыт, что крепнет с годами.

7 чтец. Постучался в двери праздник,
23-февраля!
И сегодня поздравляю
Я папулечка тебя!

1 чтец. Папочка любимый мой,
Я всегда горжусь тобой,
Ты всё знаешь, всё умеешь,
И меня всегда жалеешь.

2 чтец. Твоя добрая душа,
Очень даже хороша,
Поздравляю я тебя
С двадцать третьим февраля!

3 чтец. Для папы теплых слов не жаль,
Пусть на дворе мороз, февраль,
К тебе я сердцем прикоснусь,
Развею расстояний грусть.

4 чтец. Ты в жизни первый мой герой,
Ты тот пример, с кем можно в бой.
От всего сердца, от меня -
С днем 23 февраля!

5 чтец. Папа! Поздравляю тебя от всей души
С 23-м февраля, праздником мужчин!
Пусть здоровье будет крепкое, как сталь,
Чтоб в строю встречал ты каждый раз февраль!

6 чтец. Я тебе желаю мира и добра!
И пусть будет завтра лучше, чем вчера.
Пусть придет удача, спорятся дела,
Чтобы жизнь счастливой, радостной была!

7 чтец. Этот праздник очень важный отмечаем в феврале
Праздник воинов отважных,
Праздник мира на земле.

Песня «Лучше папы друга нет».
Музыка: Савельев Б.
Слова: Пляцковский М.

А теперь посмотрим, дети, какие у вас папы. (Проводятся игры-соревнования с папами).

1. «Меткий стрелок».
Нужно попасть ватным шариком в ведро левой рукой.

2. «Не урони».
Воздушный шарик нужно пронести на чайной ложке. Кто уронит его, должен поднять с пола ложкой, а не руками.

3. «Не оступись».
С завязанными глазами надо пройти по веревке, лежащей на полу. С дистанции не сходить, кто сошел – проиграл.

4. «Приз на веревочке».
Одним концом веревка привязана к призу, другим – к карандашу. По сигналу нужно наматывать веревку на карандаш. Кто первым доберется до приза, берет его себе.

5. «Пройди через болото».
Нужно пройти по кочкам – листам бумаги с детьми на спине.

После каждого конкурса подводятся итоги, победители – папы награждаются призами.

Песня «Богатырская наша сила».
Музыка: А. Пахмутова
Слова: Н. Добронравов

Молодцы, папы. Действительно доказали, что они самые лучшие и много умеют, что они самые быстрые, ловкие. А вот какие наши будущие защитники, что они знают и умеют, мы тоже сейчас увидим. Наши мальчики покажут свои знания и умения, смекалку в игре

КАК ВЫИГРАТЬ ГЛАВНЫЙ ПРИЗ.

Игра похожа на «Как стать миллионером».
Каждый участник должен ответить на 10 вопросов. Есть три несгораемые цифры: 3,6,10. Если участник отвечает на 3 или 6 вопросов, получает приз, соответствующий несгораемым суммам. Если участник отвечает на все 10 вопросов, то выигрывает главный приз.
В игре есть три подсказки: 50/50 , помощь зала (для этого каждому человеку были розданы листочки и ручки, чтобы можно было на листочках написать буквы а, b, с, d); то есть тот ответ, который они считают верным; звонок другу . В игре три тура, в каждом туре участвует мальчик.

1 тур

Вопросы:
1. Какая птица изображена на гербе России?
a) орел
b) сокол
c) ястреб
d) коршун

2. Закончи пословицу:
Всякому мила
a) своя Родина
b) своя матушка
c) своя сторона
d) своя земля

3. Сколько лет твоему папе?
a) 15
b) 30
c) 35
d) 29

4. Какое блюдо любит твой папа?
a) гуляш с макаронами
b) плов
c) борщ
d) салат оливье

5. Какие глаза у твоего папы?
a) желтые
b) голубые
c) зеленые
d) красные

6. Как называется головной убор моряка?
a) пилотка
b) кепка
c) берет
d) бескозырка

7. С кем сражался Алеша Попович?
a) Змеем Горынычем
b) Соловьем Разбойником
c) Бабой Ягой
d) Тугарином Змеевичем

8. Как называется известная картина художника Васнецова?
a) 3 поросенка
b) 3 богатыря
c) 3 танкиста
d) 3 мушкетера

9. Назовите фамилию нынешнего президента России.
a) Горбачев
b) Ельцин
c) Медведев
d) Путин

10. Как в старину называли воинов – богатырей?
a) князь
b) витязь
c) герой
d) защитник

Песня «Наша армия»
Музыка: Э. Ханок
Слова: И. Резник

2 тур

Вопросы:
1. Какого цвета флаг Российской Федерации?
a) сине-бело-красный
b) черно-сине-красный
c) бело-сине-красный
d) черно-желто-синий

2. Закончи пословицу:
Береги землю родимую, как мать
a) любимую
b) свою
c) родную
d) дорогую

3. Какой вид спорта больше всего любит твой папа?
a) биатлон
b) хоккей
c) футбол
d) гандбол

4. В каких войсках служил твой папа?
a) пехота
b) танковые
c) ракетные
d) артиллерия

5. Как называют повара на корабле?
a) матрос
b) боцман
c) юнга
d) кок

6. Какое «оружие» было у Соловья – Разбойника?
a) копье
b) лук и стрелы
c) свист
d) автомат Калашникова

7. Самый опытный моряк.
a) боцман
b) старпом
c) штурман
d) капитан

8. Кто был первым императором России ?
a) Петр I
b) Александр I
c) Иван IV
d) Ярослав Мудрый

9. В каком селе жил Илья Муромец?
a) Моховое
b) Переборы
c) Карачарово
d) Михайловка

10. Что попросили старцы у Ильи Муромца?
a) выпить молоко
b) сварить компот
c) заварить чай
d) принести воды

Песня «Вот бы стать мне выше».
Музыка: Савельев Б.
Слова: Пляцковский М.

3 тур

Вопросы:
1. Какой праздник отмечают 23 февраля?
a) мамин день
b) Новый год
c) день Защитника Отечества
d) день пограничника

2. Закончи пословицу:
Старый друг лучше
a) сотни слуг
b) двух старух
c) новых двух
d) всех подруг

3. Со скольки лет можно идти служить в армию?
a) с 15
b) с 30
c) с 18
d) с 20

4. Какие передачи любит больше всего твой папа?
a) новости
b) спорт
c) сериалы
d) о животных

5. Какого размера туфли носит твой папа?
a) 39
b) 40
c) 48
d) 50

6. В каком звании вернулся из армии твой папа?
a) рядовой
b) генерал
c) старший сержант
d) маршал

7. Кто в наши дни стоит во главе государства?
a) президент
b) царь
c) князь
d) император

8. Солдат, охраняющий рубежи нашей Родины.
a) артиллерист
b) танкист
c) пограничник
d) десантник

9. Кто правил Киевской Русью?
a) царевич
b) князь
c) король
d) президент

10. Какой полководец командовал русской армией во время войны с французами в 1812 году?
a) Александр Васильевич Суворов
b) Михаил Илларионович Кутузов
d) Александр Ярославович Невский
c) Георгий Константинович Жуков

По окончании игры папы принимают музыкальное поздравление от мам.

Государственное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение

Средняя общеобразовательная школа №660 города Москвы

«Теперь ты в армии».

Подготовила

учитель начальных классов

Власова Елена Николаевна

2012 год

Цель данного мероприятия: воспитание чувства гражданской ответственности, патриотизма, уважения к своей родине, стране.

Играет марш «Прощание славянки». Девочки находятся в классе, мальчики строем заходят в класс по музыку и встают в ряд. Ведущий: Отряд, равняйсь, смирно! Дорогие наши мальчики, сегодня мы хотим поздравить вас с праздником, с 23 февраля! Девочка: Вас сегодня поздравляем С Днем защитников страны, От души мы вам желаем силы духа, пацаны! И еще пускай крепчает сила в теле молодом, Чтобы нас вы защищали и сегодня и потом. Ведущий: Ребята, а вы знаете, почему этот праздник отмечают 23 февраля. 23 февраля 1918 г. Только что созданная Рабоче-крестьянская армия вступила в бой с немецкими оккупантами и преградила им путь к Петрограду. Этот день стал рождением Красной Армии. После Великой Отечественной войны наши вооруженные силы стали называться Советской армией. А день 23 февраля - стал Днем Советской армии и Военно- морского флота. С распадом Советского союза день 23 февраля стал отмечаться как День защитника Отечества. А что такое Отечество, это отчизна, родина. А каждый мужчина нашей Родины должен защищать нашу страну, нашу родину, отчизну. Поэтому, сегодня, объявляется призыв в армию наших мальчиков. Все они встанут на защиту нашей родины, а каждый призывник должен дать торжественную клятву, присягу. Читается текст военной присяги. После слова «Я»(хором) каждый мальчик по очереди называет своё имя и фамилие. Текст присяги: Я ,__________ Торжественно присягаю на верность своей Родине Российской Федерации, своей семье, школе № , своему классу __. Клянусь свято соблюдать законы школы, строго выполнять требования учителя и приказы моих командиров: отца и матери. Клянусь достойно выполнять свой воинский долг, сдавать все нормативы по физкультуре, мужественно защищать одноклассниц, старательно выполнять все домашние задания, не омрачать свою честь плохими отметками, стоять за свой класс верой и правдой и ни при каких обстоятельствах, ни словом не делом не подвести свою семью, одноклассников, класс, школу. Все хором: Клянемся. (аплодисменты) Ведущий: А теперь, что бы все мы были уверены в своей безопасности, для вас мальчики, мы подготовили испытания. Для этого вас мы делим на две команды. (для жеребьёвки используются карточки 2 цветов). Каждая команда выбирает капитана, придумывает название. Итак, начинам. Получена шифровка, ваша задача, как можно быстрее расшифровать фразу. (испыта ния начались - пыистаниялисьчана) 1.Первое испытание «Шифровщик» прошли успешно и наши испытания продолжаются. Девочки хотят выяснить, насколько хорошо вы знаете военные профессии (вопросы чередуются то для одной, то для другой команды, в случае неправильного ответа, шанс ответить правильно переходит к другой команде) 2.Испытание называется «Разминка» или «Призывник - эрудит» (вопросы задают 2 девочки каждая для своей команды). Я начну, а вы кончайте, хором вместе отвечайте

Подрасту, и вслед за братом тоже буду я солдатом.

Буду помогать ему, охранять свою ……(страну).

Брат сказал: «Не торопись! Лучше в школе ты учись!

Будешь ты отличником- станешь ……..(пограничником).

Моряком ты можешь стать, чтоб границу охранять,

И служить не на земле, а на военном ……(корабле).

Самолёт парит как птица, там воздушная граница.

На посту и днем и ночью наш солдат военный…..(летчик).

Снова в бой машина мчится, режут землю гусеницы.

Та машина в поле чистом, управляется…..(танкистом).

Можешь ты солдатом стать, плавать, ездить и летать,

А в строю ходить охота - ждет тебя солдат….(пехота).

Ведущий:

3. объявляется следующее испытание « Снайпер»

Для проведения испытания поставить 2 корзины, каждому из членов команд разрешается сделать только 1 бросок. Побеждает та команда, в корзине которой окажется наибольшее количество заброшенных мячей.

4 испытание «Рота-подъем» (звучит песня Л. Агутина и группы Отпетые мошенники «Граница». Первые слова песни являются командой к началу испытания).

Мальчики снимают носки, ботинки, жилетки, галстуки; садятся на стулья и делают вид, что спят. По команде «Рота – подъем» нужно быстро одеться. Побеждает та команда, которая оделась быстрее и в своё.

5 испытание «Чистота- залог здоровья»

Всем известно, что в армии ребят приучают к порядку. Сейчас мы проверим, какая из команд быстрее и лучше подметет мусор. Участнику завязываем глаза и за одну минуту, при помощи голосов поддержки, «призывник» должен подмести пол. (на полу разбрасываем любые мелкие предметы: фантики, бумажки и т. д.)

6 испытание «Портрет любимой девушки» (с завязанными глазами, по очереди каждый из «призывников» рисует части лица: глаза, уши, нос, рот, волосы). Побеждает самый красивый портрет.

7 испытание « С нами с голоду не помрешь!»

От каждой команды вызываются 2 человека. Один чистит банан, другой режет его на количество членов команды; и вместе должны накормить свою команду. Побеждает та команда, чьи солдаты накормлены первыми.

Молодцы ребята, все «призывники» накормлены. Продолжаем наши испытания.

8 испытание «Если друг попал в беду»

От каждой команды вызывается 3 участника (желательно, что бы один мальчик был по - меньше).

Друг ранен, его нужно перенести в безопасное место и оказать первую помощь, забинтовать голову. Побеждает та команда, которая быстро доставила пострадавшего в укрытие и квалифицированно оказала помощь.

Провели мы состязанье и желаем на прощанье:

Всем здоровье укреплять, мышцы крепче накачать,

Телевизор не смотреть, больше с гирями потеть,

На диване не лежать, на скакалочке скакать.

Наши ребята молодцы, активно и смело берутся за любое сложное испытание, и друга из беды спасут, и на вопрос любой могут найти ответ. А теперь отдохните, садитесь и послушаете поздравления и пожелания от девочек.

Нашим будущим солдатам

Шлем горячий свой привет.

И ещё хотим,ребята,

Дать серьёзный вам совет:

По утрам всегда зарядку

Хорошо бы делать всем-

В теле будет все в порядке

И не будет в нем проблем.

Хорошо бы закаляться

Бросить не начав курить,

В школу вовремя являться

И пятерку получить.

Хорошо бы вам освоить курс изысканных манер,

Что бы с дамами не строить в отношениях барьер.

Девочка 1.

Драчливой нашей половине,

Мы поздравленья шлем свои.

Для поздравленья есть причины:

Ура - защитникам страны!

Девочка 2.

Когда на ваши потасовки

На переменах мы глядим.

Мы верим: с вашей подготовкой

Страну всегда мы защитим!

Девочка 3.

Пускай под глазом полыхает

Синяк пурпурно-голубой.

В ученье тяжело бывает,

Гораздо легче будет бой!

Девочка 4.

Поэтому, друзья, давайте

От всей души, без лишних слов

От всех невзгод нас защищайте,

Но только, чур, без синяков.

Девочка 5.

Дорогие наши мальчики, гости и папы

Мы желаем вам, чтобы никогда больше не было войны,

Не рвались снаряды, не гибли люди!

Пусть всегда на нашей земле был мир!

Звучит песня «Теперь ты в армии…», девочки раздают ребятам подарки.

Все приглашаются к чаепитию.

Список литературы

    В. Надеждина Сценарии конкурсов, интеллектуальных и развивающих игр, праздников, шоу-программ для средней школы.- Минск: Харвест, 2008.-288с.

    Н. Ф. Дик Увлекательная внеклассная работа в начальных классах. Ростов н/Д: Феникс, 2008.-314 с.

error: Content is protected !!