У ребенка меняется поведение появляется. Словно подменили: ищем причины резких перемен в ребенке. Распространенные проблемы с поведением ребенка

Если ваш ребенок внешне безучастен ипокорен, или же в его поведении прослеживаются внезапные вспышки яростии стремление делать «все наперекор» можно просто не разглядеть явныхсимптомов его психологического неблагополучия. Как раз в последнемпримере родные и близкие ребенка, практически уверены, что отклонения вего поведении это следствие отсутствия «твердой руки» отца: «А что Выожидали? Ребенка просто некому поставить на место».
В течение достаточно продолжительно периода ребенок после развода старается использовать все доступные ему способы каким-либообразом его предотвратить. В большинстве своем – это изменившеесяповедение. То, что он может самостоятельно контролировать.
Основные детские тактики:
Ребенок – серая мышка. Дети изо всех сил стараются статьнезаметными, укрыться в дальнем углу и ни каким образом не раздражать родителей и избегают маломальского общения с ними. Данный стильповедения особенно удобен для обоих супругов, ведь ребенок оченьспокойный и послушный.
Ребенок - герой. Дети с данным стилем поведения всеми силамискрывают все свои душевные переживания, опасаясь лишний раз потревожитьродителей, стоически переносят их недоступность в эмоциональном плане ивзваливают на себя их обязанности.
Пример:
1- «Мама, очень устала на работе, она недовольна беспорядком игрязью, и я просто обязан, навести чистоту», - так рассуждает ребенок,при этом, не догадываясь, что требование порядка, это лишь очереднойповод для скандала между родителями, чистоте являются лишь предлогомдля скандала между родителями.
2- Обещания, даваемые самому себе, такие как «Я учиться буду только на «отлично»
Ребенок - больной. Заболевший ребенок – это просто отличныйповод, заставить обоих родителей не расставаться, и держаться, вместеопираясь на чувство вины. В обязанности профессионального психотерапевта перед тем так назначить ребенку соответствующее лечениеи процедуры по поводу детских истерий и неврозов, входит тщательнейшееизучение истории семейных отношений.
Яркие симптомы заболевания:
- тики различной этиологии;
-недержание мочи (энурез);
-обкусывание ногтей (онихофагия);
- недержание кала (энкопрез);
- обгрызание волос (трихотиломания);
- обжорство или наоборот потеря аппетита;
- потеря веса и т.п.
Все это - явные показатели начинающейся детской депрессии, развивающейся в ответ на сложившуюся неблагополучную ситуацию.
У ребенка, не достигшего десятилетнего возраста, просто нет другойвозможности продемонстрировать свой душевный дискомфорт, и онприменяет, лишь доступные ему способы сообщения о нем.
Ребенок эмоционально отстранен. Дети выглядят отстраненными,«летающими в облаках» и абсолютно равнодушными ко всему происходящему. А на самом деле –это поведение защита-показатель говорящая окритической степени дискомфорта. Ребенок просто разочаровался в своихсилах, у него «опустились руки». Но родители, в большинстве своем,данный тип поведения воспринимают наоборот – как признак детскогоблагополучия.
Проблемный ребенок. Это практически аналогично «ребенку-больному»,лишь его заболевание выглядит, как неадекватное поведение дома или жев коллективе сверстников.
Основная часть родительской энергии идет на устранение конфликтныхситуаций связанных с ребенком, вместо того, чтобы заниматься решениемнеприятностей возникающих в собственной семье.

Причины изменения поведения ребенка

Основная причина изменения поведения и характера ребенка - неблагоприятная семейная и бытовая обстановка. На это указывают отечественные психиатры (профессор Г. Е. Сухарева, профессор Т. И. Симсон), а также ряд зарубежных авторов.

В семьях, где воспитанию ребенка либо совершенно не уделяют внимания, либо оно построено неправильно, формирование характера ребенка идет по неправильному пути. Длительное воздействие неблагоприятных факторов вызывает эмоциональное напряжение, истощает нервную систему, вызывает нервность.

Частая причина изменения поведения ребенка - ссоры, несогласие между родителями. Дети болезненно это переживают, они постоянно находятся в состоянии тревоги, беспокойства, становятся пугливыми, плаксивыми, У более старших детей нарушается работоспособность, они жалуются на постоянную, усталость, головные боли.

Родители Любы удивляются, почему у их дочери изменился характер, почему она стала нервной. Девочка была ласковой, веселой, жизнерадостной. А сейчас, когда стала постарше (ей скоро 9 лет), она повышенно возбудима, плаксива, суетлива; морщит лоб, подергивает плечами, иногда ночью отмечается непроизвольное мочеиспусканий. Люба, стала угрюмой, недоверчивой, необщительной, не любит рассказывать о себе, замыкается, когда окружающие расспрашивают ее о доме.

Виноваты в этом родители. За последние два года обстановка в семье изменилась. Отец все чаще и чаще возвращается домой нетрезвым. Люба стала свидетельницей частых ссор между родителями. Ей трудно разобраться в том, что происходит между родителями, но она ежедневно находится в состоянии нервного напряжения, пугается, когда родители говорят в повышенном тоне. Она обращается то к отцу, то к матери и просит их не обижать друг друга, ей жалко и отца, и мать. Родители любят девочку, волнуются о ее здоровье, но своей несдержанностью сами наносят ей вред.

В недружной семье, где часты ссоры и раздоры, где грубят друг другу, ребенок нередко растет эгоистичным, грубым, недоброжелательным к другим. Эти черты характера закрепляются, и такой человек становится трудным в обществе. В школе такой ребенок вступает в конфликты с педагогами, так как для него не существует авторитета.

Дети очень восприимчивы, они легко перенимают форму поведения и отношения к окружающие, которую они привыкли наблюдать у своих близких. Поэтому воспитание ребенка - это прежде всего большие требования к себе.

Приведем пример.

Мать шестилетней Риты обратилась к врачу с жалобами: девочка испытывает страхи, боится заснуть, боится оставаться одна в комнате. Но больше всего волнует мать поведение Риты дома и в детском саду: она упряма, настойчива, если ее желания не выполняют, громко кричит, падает на пол. Девочка не слушается, не уважает взрослых, грубит воспитателям, соседям, матери и бабушке, иногда в момент раздражения употребляет бранные слова. Она становится лживой, наговаривает матери на бабушку, а бабушке жалуется на мать. Рита способная: она легко запоминает детские стихи, мать без труда научила ее читать по букварю. Мать и бабушка, с которыми Рита живет, очень любят девочку, заботятся о ней, следят, чтобы она хорошо развивалась.

Почему же Рита нервная? Что способствует формированию у нее «трудного» характера?

Познакомимся с ее домашней обстановкой. В семье три человека - мать, дочь и бабушка. Они любят друг друга, но мать и бабушка постоянно ссорятся по мелочам друг с другом, ни в чем друг другу не уступают. Ссоры иногда переходят в крупные конфликты, с оскорблениями друг друга бранными словами. И все это происходит в присутствии Риты!

Они и с соседями живут недружно, бабушка часто при девочке ссорится с соседями, обвиняет их в тех или иных проступках. При ссорах и мать, и бабушка стараются привлечь Риту на свою сторону. Не удивительно, что при такой обстановке в семье у девочки развивается «трудный» характер: ее поведение отражает форму поведения взрослых.

Одна из причин изменения поведения ребенка - разрушение семьи, уход отца или матери, появление отчима или мачехи.

Родители Жени не задумывались о судьбе сына, когда решали вопрос о разводе. Уход отца явился для мальчика полной неожиданностью. Он был привязан к отцу и матери, любил проводить с ними время. Женя рос здоровым, спокойным, послушным мальчиком. В детском саду никаких жалоб на него не было. В первом классе он учился хорошо, был активным на занятиях, дружил с детьми. Со второго класса, после ухода отца из семьи, Женя стал рассеянным, неусидчивым, на уроках отвлекается, занимается посторонними делами. Интерес к учебе, занятиям у него пропал. Мальчик говорит, что не хочет учиться. Он стал обидчивым, плаксивым, часто бывает в подавленном настроении, сторонится товарищей, недоверчив к взрослым. В первое время после ухода отца Женя плохо спал. Не раз он спрашивал у матери, почему ушел отец и вернется ли он. Мальчик выходил на улицу и ждал у подъезда, надеясь встретить отца. Однажды отец приехал домой. Мальчик обрадовался, просил мать уговорить отца остаться с ними. Однако из разговора между родителями понял, что мать не согласилась восстановить семью. Всегда привязанный к матери, Женя стал злобным, обвинял ее в том, что «не оставила отца дома», перестал делиться с матерью своими переживаниями, радостями, неудачами, «ушел в себя».

Изменения поведения мальчика, снижение работоспособности - это проявления нервности, возникшей в связи с тяжелыми переживаниями из-за ухода отца из семьи. Его не подготовили к тому; что отец уходит из семьи, не объяснили, что отец останется для него близким человеком, будет продолжать заботиться о нем, как и раньше. Имело значение и то, что мать неправильно вела себя, пыталась восстановить сына против отца, не разрешала ему видеться с отцом.

Вредно влияет на формирование характера ребенка и его поведение чрезмерно суровое воспитание. Угрозы, постоянная боязнь наказания делают ребенка «забитым», боязливым, несамостоятельным. Некоторые дети становятся в такой ситуации лживыми, неискренними, хмурыми, угрюмыми, озлобленными.

Особенно неблагоприятно сказываются на здоровье ребенка и развитии его личности противоречия между родителями в воспитании ребенка. Нередко один из родителей чрезмерно строг и требователен, полностью стремится подчинить ребенка своей воле, другой же (чаще всего мать) старается оберегать ребенка от чрезмерно сурового отношения отца, «по секрету» от отца потакает прихотям ребенка, старается угодить покупкой ему новой игрушки, сладостями, при непослушании же прибегает к авторитету отца, грозит ему пожаловаться, напоминает, что «отец накажет».

В присутствии матери ребенок непослушен, пользуется ее слабостями, добиваясь желаемого, грубит, В присутствии же отца он «преображается», меняет тон разговора с матерью, старается во всем угодить отцу, ведет себя неискренно.

Вот как складывались отношения в одной семье, где было двое детей - Катя и Сережа. Мать не работает и дети всегда под ее надзором.

Отец с детьми очень строг, требует и добивается беспрекословного выполнения всех его указаний, не разъясняя их необходимости. Так, однажды в поезде отец не разрешил мальчику снять теплый свитер, несмотря на то, что было очень душно и жарко. Запрещение было вызвано тем, что мальчик надел свитер самовольно, а на предупреждение отца, что будет жарко, дал слово не жаловаться. Отец считает, что лишь при таком воспитании дети вырастут волевыми, мужественными, самостоятельными, будут уметь подчиняться дисциплине, держать свое слово. Мать - заботливая, ласковая, добрая женщина, жалеет детей, старается освободить их от лишних нагрузок, считая, что они переутомляются. Жалея детей, она часто в отсутствие отца отменяет его поручения, находит различные оправдания, почему дети их не выполнили, балует их, многое им разрешает.

И дети растут не такими, как хотелось бы их родителям. Они безвольны, нервны и раздражительны, у Сережи появился даже нервный тик (подергивания мышц лица и плеч). В отсутствие отца дети грубы с матерью и окружающими, требуют от матери выполнения всех их прихотей, ссорятся и дерутся между собой и т. п. И в школе у них часто возникают конфликты с одноклассниками. В присутствии отца внешне в семье восстанавливается мир, дети выполняют все, что им скажут родители, заискивают перед отцом, один старается выполнить поручение отца лучше, чем это сделал другой.

Послушание и дисциплинированность Кати и Сережи в присутствии отца - лишь внешняя форма поведения, а по существу они растут недисциплинированными, неискренними.

В этой семье, несмотря на любовь родителей к детям, условия воспитания оказываются очень трудными для детей. Отец требует беспрекословного выполнения его указаний, не заботясь о том, чтобы целесообразность его требований была понята ребенком. Мать во всем потакает детям, старается все сделать за них и тем самым воспитывает в них лень и расхлябанность. В такой семье ребенок приспосабливается к постоянно меняющимся для него, условиям, у него вырабатывается не цельный характер, как хотелось бы родителям, а плохие привычки и навыки. Кроме того, такие условия вызывают перенапряжение нервной системы, в результате чего у Сережи появился нервный тик.

Не меньший вред, как можно было видеть в некоторых приведенных примерах, приносит изнеживающее воспитание, излишняя заботливость, чрезмерные внимание и ласка. Такое воспитание часто наблюдается в тех семьях, где растет только один ребенок. Родители чрезмерно опекают ребенка, длительное время стараются все за него делать (умывают, одевают, моют и даже носят на руках из ванны чуть ли не до 11 - 12 лет). Все требования такого ребенка выполняются почти немедленно, ему всегда хотят сделать что-либо приятное, его захваливают в присутствии посторонних, постоянно подчеркивают его способности. В такой семье часто много беспокойства высказывается и по поводу возможного заболевания ребенка.

Ребенок в результате такого воспитания растет пассивным, несамостоятельным, неприспособленным к жизни, не умеющим ладить с товарищами. В нем развивается эгоизм, самовлюбленность, ребенок становится нетерпимым к требованиям, капризным, своенравным, тщеславным, хвастливым, привыкшим к похвале. В коллективе эти дети трудны, их обычно не любят. В жизни им и самим бывает трудно. Они не умеют себя обслужить, оказываются слабее других детей в общих играх, в спортивных занятиях. В спорах со сверстниками они не умеют уступать и ссорятся из-за этого.

Так, желая избавить ребенка от встречающихся ему трудностей, постоянно опекая его, оберегая от всего, что может огорчить ребенка, родители ставят его в очень затруднительное положение на многие годы жизни. Организованность и выдержка, трудовая направленность - вот что необходимо для полноценного члена нашего общества.

Родители очень многое могут сделать при правильном подходе к воспитанию своих детей.

Прежде всего хорошие взаимоотношения в семье благотворно сказываются на здоровье ребенка и его характере. Дети чутки не только к тому, как относятся взрослые к ним, но и к взаимоотношениям между родителями. Всякие раздоры в семье, особенно разрушение семьи всегда вредно отражаются на психическом здоровье детей.

У всех членов семьи, даже у самых маленьких, должны быть свои, посильные обязанности. Дети постарше могут помочь родителям в работе по дому, их следует приучать всегда помогать младшим братьям и сестрам (одеться, лечь спать). Старшие школьники могут помочь младшим в приготовлении домашних заданий. Все это развивает чувство долга, и дети, помогающие другим, никогда не вырастут эгоистами, самовлюбленными, «трудными» в обществе.

Большое значение имеет налаженный в семье порядок. Режим дня, правильное чередование занятий и отдыха - обязательное условие для нормальной деятельности нервной системы.

Для предупреждения нервности детей необходимо избегать крайностей в воспитании. Мы уже говорили о том, к каким последствиям приводит изнеживание ребенка, подчинение родителей всем его требованиям и капризам. Нельзя ограничивать самостоятельность ребенка, отстранять его от посильных для него обязанностей.

Однако жизнь убеждает нас и в том, что чрезмерно строгое воспитание также неблагоприятно отражается на ребенке; он растет «забитым», нервным, а иногда грубым и раздражительным.

Всегда надо спокойно объяснить ребенку, чем вызваны те или иные требования. Мы подчеркиваем: объяснить, но не упрашивать, как нередко бывает. Естественно, заметив недостаток в характере, поведении детей, нужно терпеливо и настойчиво добиваться его устранения. Если ребенок совершил проступок, нельзя только наказывать его, важно убедительно разъяснить ему, почему его поступок плохой, чтобы он осознал, что так делать нельзя. Взрослые должны понять, что страх перед наказанием часто приучает ребенка скрывать совершенный им нехороший поступок.

Всегда вредно действуют на детей споры и разногласия родителей по вопросам воспитания. Любые расхождения в этих вопросах родители должны обсуждать наедине.

При появлении признаков нервности, нарушении поведения и особенно при изменении характера ребенка необходимо обратиться к врачу-психоневрологу. Советы врача в отношении режима дня и воспитания такого ребенка помогут предупредить дальнейшее развитие нервности. В некоторых случаях врач назначает специальное лечение.

Иногда дети ведут себя ужасно: не слушаются родителей, спорят с ними и грубо отвечают на любое замечание, обижают своих сверстников на детской площадке, забирают вещи. Родителям приходится нелегко, когда их дети ведут себя подобным образом. Рассмотрим наиболее распространенные проблемы в поведении ребенка, и попытаемся выяснить, как их распознать и как с ними справиться.

Какое поведение считается нормальным?

Четкого определения «нормального» поведения не существует. Оно зависит от возраста ребенка, его характера, эмоционального развития и окружения, в котором он воспитывается.

В целом, нормальным можно считать поведение, допустимое для данного возраста, уровня развития в обществе и культуры. Даже если поведение не соответствует ожиданиям социума или культуры, его можно считать нормальным при условии, что оно нормально для соответствующего возраста и не приносит вреда окружающим.

Что говорит об отклонении от нормы

Если ребенок иногда впадает в истерику , спорит или кричит – это нормально. Но если такое поведение проявляется ежедневно – у родителей есть повод для беспокойства. Обратите внимание на следующие признаки, свидетельствующие о проблемах в поведении:

  • Ребенку трудно справляться со своими эмоциями. У него случаются эмоциональные вспышки по мельчайшему поводу.
  • Ребенок становится импульсивным. Он может ломать или разбрасывать вещи, кричать или проявлять деструктивное поведение другими способами.
  • Общительный ребенок вдруг замыкается в себе, пререкается и становится грубым без явной на то причины.
  • Ребенок часто лжет , ворует или забирает вещи, которые ему не принадлежат.
  • Плохое поведение в школе: драки , опоздания и прогулы.
  • Учащаются ссоры и конфликты со сверстниками, что влияет на его социальную жизнь.
  • Он не может сконцентрироваться на чем-либо, становится беспокойным, ленивым или рассеянным.
  • Сексуальное поведение ребенка не соответствует его возрасту.
  • Он оспаривает все ваши указания, нарушает установленные правила просто для того, чтобы позлить вас.
  • Ребенок наносит себе увечья или задумывается об этом. Высказывает мысли о самоубийстве.

С незначительными проявлениями подобного поведения можно справиться, изменив стиль воспитания или воспользовавшись помощью психолога. Но существует ряд проблем в поведении, справиться с которыми не так просто. Рассмотрим их подробнее.

Распространенные проблемы с поведением ребенка

Дети часто нарушают правила и бунтуют против общепринятых норм для того, чтобы посмотреть на реакцию окружающих. Так они узнают, какое поведение допустимо, а какое – нет. Для этого они используют следующие модели поведения.

Неуважение и дерзость

Когда ваша трехлетняя дочь дерзит вам – это может показаться смешным. Когда дочери уже 7 лет, на все ваши просьбы она говорит «нет» и переходит на крик – это начинает раздражать. Если не взять ситуацию под контроль, такое поведение может привести к постоянным спорам между родителями и ребенком. Как поступать в таких случаях.

  • Ребенок пререкается, но подчиняется вашим указаниям? Тогда не обращайте внимания на такое поведение. Игнорирование плохого поведения может быть довольно эффективной тактикой.
  • Если ребенок выполняет ваши просьбы, но при этом пререкается? В этом нет ничего страшного. Объясните ему, что чувствовать злость – нормально, но недопустимо разговаривать с вами неуважительным тоном.
  • В случае, когда ответная реакция ребенка угрожает окружающим или ему самому, следует быть внимательным к тому, что он говорит, и держать ситуацию под контролем.
  • Не реагируйте импульсивно. Дайте ребенку успокоиться и только после этого спокойно поговорите с ним. Объясните, какое поведение допустимо, а какое – нет.
  • Установите границы и объясните, что за плохое поведение ребенок понесет наказание. Не угрожайте, просто констатируйте факт, что в случае плохого поведения он не пойдет в кино или не получит мороженое.
  • Озвучьте свои ожидания по поводу желаемого поведения.
  • Подумайте о том, как вы ведете себя с ребенком или с другими людьми в его присутствии. Вы проявляете грубость или неуважение? В случае положительного ответа – подкорректируйте свое поведение.

Сквернословие

Испытывая злость, дети повышают голос и кричат. Если ребенок начинает сквернословить еще до того, как ему исполнилось 10 лет – это серьезный повод для беспокойства. Обычно дети кричат или ругаются, чтобы затеять спор с родителями или просто настоять на своем. В таком случае придерживайтесь следующих рекомендаций:

  • Убедитесь, что вы сами не используете бранную речь в присутствии детей.
  • Не допускайте сквернословия дома.
  • Четко объясните, что за подобное поведение его ждет наказание, и всегда придерживайтесь этой договоренности.
  • Если сквернословит ребенок младшего возраста – немедленно сделайте ему замечание. Объясните, что это плохое слово и люди не любят тех, кто его употребляет.

Вы по неосторожности употребили подобное слово в присутствии ребенка? Тогда немедленно извинитесь. Можно даже попросить ребенка напоминать вам, что это плохое слово, каждый раз, когда вы его произнесете.

Агрессивное или жестокое поведение

Испытывать злость – нормально для ребенка, да и для взрослого человека. Когда злость переходит в жестокое или агрессивное поведение – это свидетельствует об эмоциональных проблемах. Перепады настроения, расстройства поведения, травмы, импульсивность или фрустрации могут вызвать агрессию у ребенка. Иногда он может использовать агрессию в целях самозащиты.

Ребенок учится агрессивному поведению . Задумайтесь, какая эмоциональная обстановка окружает его дома.

  • Простейший способ отвечать на агрессивное поведение ребенка – накричать на него в ответ. Но этим вы покажете ребенку плохой пример. Дети учатся справляться со своими импульсами и эмоциями у своих родителей. Поэтому, вместо того, чтобы повышать голос, успокойтесь и успокойте ребенка;
  • Сопереживайте ребенку, принимайте его чувства, но объясните ему, что драться или кусаться недопустимо. Скажите: «Я понимаю, что ты злишься. Но драться и кусаться нельзя. Ни в коем случае!»
  • Объясните ребенку, что в случае агрессивного поведения он будет наказан. Предложите ему альтернативный вариант. Например, научите его использовать фразы «Я злюсь», «Мне это не нравится» вместо проявлений жестокости.

Показывайте ребенку хороший пример адекватного поведения и не применяйте физического наказания. Также поощряйте позитивное, неагрессивное поведение ребенка.

Ложь

Дети часто говорят неправду. Родители беспокоятся, уличая ребенка во лжи. Вы можете чувствовать себя преданными, уязвленными и даже сомневаться, сможете ли вы в будущем доверять малышу. Чтобы предотвратить ложь, придерживайтесь следующих советов:

  • Не воспринимайте ложь как знак личного неуважения. Посмотрите на ситуацию с точки зрения ребенка и постарайтесь понять, что заставило его сказать неправду.
  • Дети могут говорить неправду из-за страха, что за правду их накажут. Хвалите малыша за хорошее поведение. Так у него не будет необходимости говорить неправду.
  • Учите ребенка быть честным с другими на своем примере.
  • Установите наказание за ложь. Такая мера не должна обсуждаться с ребенком.

Буллинг

Буллинг – серьезная проблема, которая может приводить к эмоциональному и физическому насилию над жертвой. Дети используют буллинг, чтобы почувствовать собственную силу. Кроме того, таким способом дети решают свои социальные проблемы. Когда они не могут справиться со своими эмоциями, они прибегают к буллингу. Если вы обнаружили, что ваш ребенок замешан в этом, действуйте незамедлительно.

  • С ранних лет учите ребенка тому, что издеваться над другими – это плохо. Объясните, чем плох буллинг, кто такие хулиганы, приведите ребенку примеры. Например, вы можете сказать: «Хулиган – это человек, который обзывает других людей, издевается над ними или силой забирает их вещи».
  • Как можно раньше устанавливайте правила в доме. Скажите ребенку: «У нас дома издевательства над другими недопустимы» или «Издевательство над другими не сойдет тебе с рук».
  • Следите за поведением ваших детей. Если вы заметите, что старшие издеваются над младшими, немедленно пресекайте такое поведение.

Манипуляции

Родителям чрезвычайно сложно бороться с манипулятивным поведением. Дети часто ведут себя импульсивно, лгут или плачут, чтобы получить то, что они хотят. Если вы смотрите сквозь пальцы на плохое поведение ребенка, он понимает, что ему позволено так себя вести. Например, если малыш устраивает истерику, требуя конфету, и вы покупаете ему одну – это яркий пример манипуляции.

Говоря простыми словами, ребенок использует манипуляцию для получения власти. Но вы всегда можете сломать эту модель поведения и пресечь попытки манипуляций.

  • Будьте готовы к тому, что ребенок будет сопротивляться каждый раз, когда вы скажете ему «нет».
  • Дайте понять ребенку, что если вы говорите «нет» – это означает «нет». Объясните ребенку свою позицию, но не оправдывайтесь.
  • Не обсуждайте установленные правила. При этом постарайтесь понять позицию ребенка.

Низкая мотивация и лень

Иногда может казаться, что ребенка абсолютно ничего не интересует. Ни учеба, ни искусство, ни даже игры. Он отказывается принимать участие абсолютно во всем. Мотивировать ребенка – непростая задача, особенно, если он ленив и всегда находит оправдание своей лени. Если ваш ребенок испытывает трудности с мотивацией, следуйте таким рекомендациям:

  • Не показывайте беспокойства по поводу такого поведения. Поступая так, вы можете показаться слишком настойчивым и вызвать сопротивление.
  • Рассказывайте ребенку истории из своего детства, чтобы подбодрить его и мотивировать попробовать что-то новое.
  • Не заставляйте малыша заниматься чем-либо. Позвольте ему выбрать занятие по душе. Дети охотнее занимаются тем, что они выбрали сами.
  • Взгляните на ситуацию со стороны и подумайте, не оказываете ли вы давления на ребенка . Расспросите, что действительно его мотивирует. Посмотрите на ребенка как на самостоятельную личность и постарайтесь понять его интересы.
  • Помогите малышу найти способы самомотивации. Это более эффективный способ, чем мотивация извне.

Плохое поведение в школе

«Ненавижу школу» – такие слова родители часто слышат от своих детей. Отказ ходить в школу или выполнять домашнее задание приносит родителям множество хлопот. Такое поведение может иметь разные причины: буллинг, проблемы с учебой, бунт против общепринятых правил или тревога из-за отделенности от родителей.

  • Найдите источник проблем. Выясните, почему ребенок отказывается ходить в школу или делать домашние задания. Если у него трудности с учебой и усвоением материала, помогите ему наверстать упущенное.
  • Возможно, ребенку потребуется время, чтобы повысить успеваемость в школе. Изменения не происходят быстро.
  • Поощряйте позитивное поведение, но не пытайтесь его подкупить. Например, вы можете сказать ребенку: «Ты заслужил мороженое, потому что сделал домашнее задание без напоминаний».

Иногда справиться с плохим поведением ребенка бывает непросто. В особо сложных случаях обратитесь к психологу.

Оцените публикацию

Вконтакт

У детей кризис 5 лет проходит по-разному, порой родители могут даже не заметить никаких изменений в поведении малыша. Но чаще всего случается наоборот - поведение кардинально меняется, ребенок становиться агрессивным и неуравновешенным. Родители в такой ситуации не знают, как правильно себя вести, наказывают его, но делать этого категорически нельзя.

Пять лет - очень сложный период в жизни, каким бы смешным ни казалось это утверждение. Ребенок начинает быстро развиваться, его интересует сразу все, появляются новые хобби и увлечения. Часто малыш просто не может справиться с такой нагрузкой, появляются раздражительность и агрессия. Родители должны набраться терпения и стараться помочь своему ребенку, а не наказывать его.

В пять лет происходит окончательное становление личности. Конечно, у некоторых деток этот процесс начинается раньше, у некоторых позже, но средний возраст - именно 5-6 лет. Малыш начинает усиленно подражать взрослым. Часто используются фразы: «Я взрослый», «Я сам». Очень важно убрать излишнюю родительскую опеку в этот период, если хотите, чтобы ваш малыш вырос самостоятельным.

Кризис 5 лет у детей - это интенсивный процесс формирования характера, мозг ребенка активно развивается. Родители должны обеспечить поддержку, а не пресекать попытки самостоятельности.

Симптомы и причины появления

Основные симптомы кризиса 5-ти лет у ребенка - проявление повышенной самостоятельности, интерес ко всему, фантазии. Малыш может придумать сам игры, друзей, события. Порой рассказы ребенка в таком возрасте настолько реалистичны, что ему верят взрослые, а когда выявляется обман - наказывают его.

Не нужно этого делать, просто помогите своему ребенку преодолеть этот кризисный возраст. Если заметили буйство фантазии, предложите малышу вместе сочинять сказки и рассказы - это интересно и увлекательно, а после, возможно, станет настоящим хобби.

Резкая смена поведения, агрессия на слова и действия взрослых - это также симптомы кризиса. Если малыш раньше был послушным и спокойным, то к пяти годам его поведение может кардинально поменяться, будьте к этому готовы. Скованность, закрытость, нежелание разговаривать - это тоже симптомы возрастного кризиса.

Малыш пробует что-то новое, хочет быстрее повзрослеть, но это не получается. Вследствие этого он закрывается в себе, становиться замкнутым, на все вопросы родителей отвечает агрессией. Взрослые должны спокойно реагировать, стараться разобраться в ситуации и помочь. Слишком агрессивное поведение родителей в сторону малыша может спровоцировать возникновение дополнительных проблем с психикой.

Можно выделить несколько основных симптомов, показывающих, что у вашего ребенка начался кризис пяти лет:

  • несвойственное ему поведение, например, повышенная агрессивность, нежелание подчиняться взрослым, непослушание;
  • демонстративное поведение - ребенок может манерничать, подражать взрослым, вызывать тем самым раздражение у родителей;
  • замкнутость, скованность - малыш может стать неуверенным в себе, бояться совсем простых и очевидных вещей;
  • повышенная активность и, как следствие, быстрая утомляемость.

Продолжительность

Стоит помнить о том, что кризис пяти лет наступает не строго в этом возрасте, каждый малыш индивидуален и родители должны помнить об этом и готовиться к возможным трудностям. Кризис пяти лет может начаться неожиданно и закончиться внезапно. Для некоторых процесс происходит незаметно, а некоторые отмечают сильные изменения. В общей сложности кризис пяти лет длиться неопределенное время - от нескольких недель до нескольких месяцев. В некоторых случаях он может продолжаться и год.
Просмотрите видео по обучению, проконсультируйтесь с психологом - и вы поймете, что возрастной кризис - это не такая большая проблема, как может показаться изначально.

Как должны вести себя родители?

Если родители замечают сильные изменения в поведении ребенка, то его либо начинают активно воспитывать, либо ситуация пускается на самотек. Оба пути неверны. Ведь родители должны понимать, что ребенок в пятилетнем возрасте просто не понимает, что с ним происходит, ему необходимо помочь преодолеть трудности, а не наказывать за все начинания.

Часто на ребенка кричат, иногда родители используют и . Не делайте этого, таким поведением вы можете настроить малыша против себя и в итоге воспитать жестокого и обидчивого человека. Подходите ко всем проблемам с пониманием и терпением, дайте ребенку свободу. При этом должна быть практика категорических запретов - малыш должен понимать все с первого раза. Агрессивное поведение и хамство сразу должно пресекаться, ребенок должен это понимать даже не по тону родителя, а по взгляду.

Родители должны постоянно разговаривать с ребенком, при этом важно дать ему понять, что к нему относятся серьезно. Давайте малышу проявить самостоятельность, не стоит этого бояться. Если появляются трудности, малыш может расстроиться и воспримет ситуацию как личную неудачу. Старайтесь не допускать подобных ситуаций, если вы видите, что у него что-то не получается — помогите.

При этом уберите из лексикона подобные фразы: «Отойди», «У тебя не получиться», «Я сам сделаю все за тебя». Необходимо именно помочь ребенку, скажите ему об этом примерно так: «Я знаю, что ты уже взрослый, но просто позволь мне помочь тебе, вместе мы обязательно справимся». Такой простой фразой вы сможете подчеркнуть самостоятельность и индивидуальность ребенка, при этом сможете контролировать любой процесс. Важно отметить, что если ребенок о помощи не просит, не стоит навязываться и поучать. Пусть малыш сам обратится к вам за помощью.

Очень важно в этот период начать приучать ребенка к домашнему труду и выполнению определенных обязанностей. Предложите ему ежедневно покупать хлеб или мыть чашки. Объясните, что свои обязанности в семье необходимо выполнять своевременно, что есть они у каждого и именно от небольших мелочей может зависеть слаженность жизни и семейного уюта.

Многие варианты поведения детей или подростков вызывают озабоченность со стороны родителей или других взрослых. Нарушение поведения или отдельные поступки становятся клинически значимыми, если они часто повторяются или наблюдаются постоянно и являются неадекватными (например, нарушают эмоциональное созревание или социальную или когнитивную функцию). Выраженные нарушения поведения могут быть классифицированы как психические расстройства (например, вызывающее оппозиционное расстройство или кондуктивные расстройства). Распространенность может варьировать в зависимости от того, как поведенческие нарушения определяются и расцениваются.

Обследование

Диагностика включает многоэтапную оценку поведения. Проблемы, возникающие у детей первых лет жизни, обычно касаются таких функций, как прием пищи, испражнение, сон, в то время как у более старших детей и подростков в основном отмечаются проблемы в сфере межличностного общения и поведения (например, уровень активности, непослушание, агрессия).

Идентификация нарушения. Нарушение поведения может проявиться внезапно как единичный эпизод (например, поджог, драка в школе). Более часто признаки появляются постепенно и необходимо собирать информацию в течение некоторого времени. Лучше всего оценивать поведение ребенка в контексте его психического и умственного развития, здоровья в целом, темперамента (например, сложный, беззаботный) и отношений с родителями и другими лицами, окружающими ребенка.

Прямое наблюдение за взаимоотношениями ребенка и родителей во время визита к врачу представляет ценную информацию, включая реакцию родителей на поступки ребенка. Эти наблюдения дополняются, если это возможно, информацией от родственников, учителей, воспитателей и школьных медсестер.

В разговоре с родителями или лицами, ухаживающими за ребенком, можно выяснить обычный распорядок дня ребенка. Родителей просят привести примеры событий, предшествующих и следующих за определенными поступками или вариантами поведения ребенка. Также у родителей выясняют их интерпретацию характерных для того или иного возраста поступков, ожидания от ребенка, уровень родительской заинтересованности в ребенке, наличие поддержки (например, социальной, эмоциональной, финансовой) в выполнении их роли в качестве родителей и характер взаимоотношений с остальными членами семьи.

Интерпретация проблемы. Некоторые «проблемы» представляют неадекватные ожидания родителей (например, что 2-летний ребенок будет сам собирать игрушки без чьей-либо помощи). Родители неправильно понимают некоторые варианты поведения, характерные для определенного возраста, как нарушения (например, вызывающее поведение у 2-летнего ребенка, т.е. ребенок отказывается следовать правилам или требованиям взрослых).

Анамнез со стороны ребенка может включать выяснение наличия факторов, о которых считают, что они повышают вероятность развития поведенческих нарушений, таких как воздействие токсинов, осложнения во время беременности или тяжелое заболевание кого-то из членов семьи. Низкий уровень взаимодействия родителей с ребенком (например, безразличные родители) ведет к последующим проблемам с поведением. Доброжелательные реакции родителей на проблему могутееухудшить(например, родители гиперопекают робкого, не отходящего от них ни на шаг ребенка или идут на поводу у манипулирующего ими ребенка).

У маленьких детей некоторые проблемы развиваются по механизму замкнутого круга, когда негативная реакция родителей на поведение ребенка ведет к отрицательной реакции ребенка, что, в свою очередь, ведет к продолжающейся негативной реакции со стороны родителей. При таком механизме поведения дети чаще реагируют на стресс и эмоциональный дискомфорт упрямством, резкими возражениями, агрессивностью, вспышками раздражения, а не плачем. При наиболее распространенном механизме поведения по типу замкнутого круга родители в ответ на агрессивное и упрямое поведение ребенка ругают его, кричат и могут отшлепать; после этого ребенок еще больше провоцирует родителей, совершая поступки, вызвавшие такую реакцию родителей, а они в ответ на это реагируют сильнее,чем первоначально.

У более старших детей и подростков поведенческие проблемы могут быть проявлением стремления к независимости от родительских правил и надзора. Такие проблемы следует отличать от случайных ошибок в суждениях.

Лечение поведенческих нарушений и проблем у детей

Как только проблема идентифицирована и определена ее этиология, предпочтительно раннее вмешательство, поскольку чем дольше существует проблема, тем сложнее ее скорректировать.

Врач должен убедить родителей, что физически с их ребенком все в порядке (например, что нарушение его поведения не является признаком физического заболевания). Выявив разочарование родителей и указав на распространенность различных поведенческих нарушений, врач часто может снизить чувство вины родителей и облегчить поиск возможных источников проблемы и способов ее лечения. При простых нарушениях часто достаточно обучения родителей, успокаивания их, а также несколько конкретных советов. Родителям также следует напомнить о важности проведения как минимум 15-20 минут в день в доставляющем удовольствие общении с ребенком. Также следует советовать родителям регулярно проводить время без ребенка. При некоторых проблемах, однако, полезно оказывается применять дополнительные методы, чтобы дисциплинировать ребенка и модифицировать его поведение.

Врач может советовать родителям ограничить поиск ребенком самостоятельности, а также его манипулирующее поведение, что позволяет восстановить взаимное уважение в семье. Следует четко определить желаемое, а также недопустимое поведение ребенка. Необходимо установить постоянные правила и ограничения, родители должны постоянно следить за их соблюдением, обеспечивая должное вознаграждение при успешном их выполнении и последствия при несоответствующем им поведении. Положительное подкрепление соответствующего правилам поведения является сильным инструментом, у которого нет отрицательных эффектов. Родители должны попытаться минимизировать гнев, настаивая на соблюдении правил, и повысить позитивные контакты с ребенком («похвалить ребенка, когда он хороший»).

Неэффективные меры наказания могут привести к нарушению поведения. Крик или физическое наказание способны на короткое время контролировать поведение ребенка, однако в конечном итоге могут снизить чувство безопасности ребенка и его самооценку. Угрозы бросить ребенка или отослать его прочь являются травматичными для него.

Хорошим способом повлиять на неприемлемое поведение ребенка является методика «тайм-аут», при которой ребенок должен сидеть в течение короткого промежутка времени в одиночестве в малолюдном скучном месте (угол или комната, кроме спальни ребенка, в которой нет телевизора и игрушек, однако в которой не должно быть темно или страшно). «Тайм-ауты» - это обучающий процесс для ребенка, лучше всего их использовать при одном проступке или небольшом их числе за раз.

Механизм замкнутого круга можно прервать, если родители игнорируют поступки ребенка, которые не мешают окружающим (например, отказ от еды), и отвлекают внимание или временно изолируют ребенка, если его поведение нельзя проигнорировать (публичные истерики, вспышки раздражения).

Если поведение не изменяется в течение 3-4 месяцев, необходимо повторно обследовать такого ребенка, оценив проблему; может быть показана оценка его психического здоровья.

«Тайм-аут»-методика

Этот дисциплинарный метод лучше всего применять, когда ребенок осознает, что его поведение неправильно или неприемлемо; обычно этот метод не применяют у детей младше 2 лет. Следует осторожно пользоваться этой методикой в детском коллективе, например в детском саду, так как это может привести к тому, что ребенок будет чувствовать себя униженным.

Этот метод применяют, когда ребенок знает, что его поведение ведет к «тайм-ауту», но все равно не корректирует его.

Ребенку объясняют причины наказания и говорят идти сидеть на «тайм-аут стуле» или при необходимости отводят туда сами.

Ребенок должен сидеть на стуле по 1 минуте на год жизни (максимум 5 минут).

Если ребенок встает со стула раньше положенного времени, его возвращают на место и засекают время заново. Если ребенок сразу же поднимается со стула, может потребоваться удерживать его (но не на коленях). При этом избегают разговоров с ребенком и контактов глаза в глаза.

Если ребенок остается сидеть на стуле, однако все положенное время не успокаивается, время засекают снова.

Когда время «тайм-аута» истекает, ребенка спрашивают о причине наказания, избегая гнева и раздражения. Если ребенок не может ее назвать, ему коротко напоминают правильную причину.

Вскоре после «тайм-аута» ребенка следует похвалить за хорошее поведение, которого легче достигнуть, если ребенок занимается другим видом деятельности, чем тот, при котором он был наказан.

error: Content is protected !!