Пенсионная система россии. Современная пенсионная система рф Современная пенсионная система рф

Пенсионная система современной России

Пенсионная система России - это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии. В современном виде она введена с 1 января 2015 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсий: страховой пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, накопительной пенсии. В 2015 году государственные пенсии получали 43 млн граждан России. Значительная часть пенсионеров получает ниже прожиточного минимума пенсионера .

В современном мире государство является гарантом стабильности социально-экономического положения граждан, одним из главных критериев стабильности социально-экономического положения граждан является эффективность пенсионной модели.

Пенсионная система в России уже долгие годы претерпевает изменения. Целью реформы является достижение социально-приемлемого уровня пенсионного обеспечения граждан. На данный момент в стране, в очередной раз, принята новая модель пенсионной системы, главной отличительной чертой которой является предоставление гражданам возможности выбора пенсионной модели для получения пенсии по достижению пенсионного возраста – с полным отчислением взносов в размере 22% в страховую часть пенсии или разделением её на страховую (16%) и накопительную (6%), накопительную часть можно инвестировать в различные негосударственные пенсионные фонды (НПФ) и другие инвестиционные организации .

В соответствии с новым пенсионным законодательством, если граждане, которые ранее не подавали заявление о выборе управляющей компании, желают, чтобы и в последующие годы страховые взносы в размере 6% индивидуального тарифа по-прежнему направлялись на формирование накопительной части трудовой пенсии, им следует до 31 декабря 2015 г. подать заявление о выборе Управляющей Компании (УК) либо НПФ. При этом, как и ранее, при переводе пенсионных накоплений в негосударственный пенсионный фонд гражданину необходимо заключить с выбранным НПФ соответствующий договор об обязательном пенсионном страховании.

Выше сказанное означает, что выбор инвестора для накопительной части пенсии (тарифа 6%), сопряжен с выбором УК или НПФ. У тех, кто не подаст заявление до 31 декабря 2015 г., пенсионные накопления перестанут формироваться за счет поступления новых страховых взносов работодателя, а все страховые взносы будут направляться на формирование страховой части пенсии в Пенсионный Фонд России (ПФР).

Таким образом, государство переведет большинство граждан на модель страховой пенсии без накопительной части, так как большинство граждан не стремятся сделать свой выбор в пользу УК или НПФ .

Очевидно, что современная модель пенсионной системы России несовершенна и имеет определённые недостатки:

1. Простота и прозрачность не свойственна новой пенсионной формуле. С одной стороны, предложенная балльная пенсионная система очень сложна и непрозрачна для понимания населения. С другой стороны, для большинства работников сложен порядок определения максимальной суммы пенсионных коэффициентов с 2015 до 2021 г. Все приоритеты в новой пенсионной формуле смещены на заработные платы в 1,5–2,3 раза выше средней заработной платы в стране. При этом не учитываются интересы регионов и работников с заработными платами ниже средней заработной платы в стране. Индексация базовой части пенсионного накопления гарантируется только в соответствии с уровнем инфляции, а не индексации базовой части базовой части пенсионного накопления в соответствии с ростом прожиточного минимума.

2. Абсолютная сбалансированность пенсионной системы как разность доходов и расходов, равная нулю, не может быть достигнута, так как в начале года нельзя точно спрогнозировать сумму поступлений пенсионных взносов, сумму пенсионных коэффициентов всех пенсионеров в текущем году и, соответственно, определить размер одного пенсионного коэффициента.

3. В новой модели пенсионного накопления необходимо резервировать средства, которые не потрачены на выплаты пенсий работникам, отложившим назначение пенсии в пенсионном возрасте. При значительной численности отложивших назначение пенсии работников по мере их выхода на пенсию будет значительно увеличиваться сумма пенсионных коэффициентов (новых пенсионных прав). Без резервирования средств через несколько лет значительно замедлится рост стоимости пенсионного коэффициента, тогда потребуются дополнительные расходы федерального бюджета для обеспечения роста стоимости пенсионного коэффициента по инфляции .

Следует, что главным нововведением является введение так называемой балльной системы исчисления пенсии, которая в свою очередь предполагает переход к системе начисления индивидуальных пенсионных коэффициентов и, следовательно, переход к новой пенсионной формуле. В данном виде пенсионная формула совершенно непрозрачна и оставляет на усмотрение государства как установление конкретного размера пенсии, так и значение коэффициентов индексации страховой и базовой частей пенсии. В созданных государством обстоятельствах будет утеряна возможность стимулирования граждан к более позднему выходу на пенсию, поскольку невозможно заранее оценить точный размер пенсии. Кроме того, существует возможность проиграть в размере пенсии в случае, если на момент достижения работником пенсионного возраста стоимость пенсионного коэффициента будет значительно выше по сравнению с установленной через несколько лет.

В итоге следует сделать вывод, что пенсионная реформа не привнесла кардинальных изменений в пользу граждан, кроме того, в ходе реформы не была достигнута одна из главных её целей – это стимуляция граждан к продолжению работы после достижения пенсионного возраста. Данная цель не была достигнута в связи с тем, что оценочная система пенсионных накоплений была приведена к бальной форме, но в свою очередь небыли предприняты шаги к индексированию основной накопительной части по отношению к прожиточному минимуму пенсионера, в данной ситуации гражданин может проиграть в том случае если им будет принято решение продолжить работу после достижения пенсионного возраста. Следовательно, можно заключить, что данная реформа не принесла качественных изменений в пенсионной системе и не смогла достичь главной цели – укрепление положения пенсионеров.

В соответствии с законами РФ под пенсией понимается ежемесячная денежная выплата, которая дается гражданам в виде компенсации за утраченную ими возможность получать заработок в связи с рядом причин.

При этом пенсии подразделяются на 2 типа:

Трудовые пенсии, в свою очередь, могут быть:

  1. По старости;
  2. По инвалидности;

Пенсию по старости могут получить мужчины в 60 и более, а также женщины в возрасте не менее 55 лет.

При этом у пенсионера должен быть страховой стаж 5 лет и более.

Трудовую пенсию 2-го вида могут получать инвалиды 1, 2 и 3 группы. Ее назначение не зависит от , причины, по которой случилась инвалидность и времени, когда ее присвоили. При отсутствии страхового стажа инвалиду дается социальная пенсия.

Трудовую пенсию 3-го вида могут получать члены семьи, которые нетрудоспособны и были на умершего. К ним относятся, например, дети в возрасте до 18 лет.

Граждане, имеющие одновременно право на несколько типов трудовой пенсии, получают пенсию только одного типа.

Средства на трудовые пенсии поступают из страхового фонда. Этот фонд создается за счет страховых взносов, которые вносятся в этот фонд в процессе трудовой деятельности гражданин.

Средства на государственные пенсии берутся из бюджета. Их назначают по критериям, которые обозначены в специальном законе.

К таким выплатам относятся пенсии, выплачиваемые пенсионерам, находившимся на государственной гражданской службе, военной службе, а также на службе в правоохранительных органах.

История

Впервые пенсии начали выплачиваться во Франции офицерам–морякам в 1673 году, а в 1790 году там же начали платить пенсию госслужащим. Пенсионное обеспечение населения во Франции появилось в 1910 году, в Германии в 1890 году, а в Англии - в 1908 году. В дореволюционной России пенсионное обеспечение существовало только для некоторых слоев чиновников и военных.

В СССР положение о пенсиях был принято в 1930 году, а в 1932 году был установлен существующий по настоящее время возраст пенсионеров.

Окончательно система была утверждена в 1956 году соответствующим законом о пенсионном обеспечении.

Виды пенсионных систем

Пенсионные системы подразделяются на два типа:

  • распределительная;

До 2002 года пенсия в РФ выплачивалась из госбюджета и носила распределительный характер, то есть выплаты, которые делали работодатели за своих работников, поступали на выплату действующим пенсионерам.

С 2002 по 2010 год в пенсионном фонде существовало три части:

  • базовая;
  • страховая;
  • накопительная.

В настоящее время в РФ существует пенсионная система, которая включает два типа средств - часть их распределяется централизовано, а часть поступает в накопительный фонд. Создание накопительной части пенсионного фонда было связано с трудностями обеспечения пенсиями всех пенсионеров, число которых непрерывно возрастает.

В результате этого страховые взносы уже не могут полностью обеспечить выплаты пенсий, поэтому к ним добавляются средства из бюджета. Например, согласно проекту бюджета на 2016 год, планировалось добавить в пенсионный фонд 810 млрд. руб.

Вариант с накопительной частью подразумевает, что человек будет получать две пенсии - страховую, которая зависит от количества баллов и их стоимости, и накопительную, которая определяется количеством внесенных денег и их обслуживанием в пенсионных фондах.

Страховая часть взносов идет в пенсионный фонд России (ПФР), где она зачисляется на счет работающего гражданина. Зачисление происходит в форме баллов, по которым будут вычисляться пенсионные выплаты при выходе человека на пенсию. Эти баллы каждый год индексируются. В этом году стоимость 1 балла равна 74 руб. 27 коп. Кроме того, к страховой части пенсии прибавляется фиксированная выплата, которая также индексируется каждый год. В 2015 году она равна 4380 руб.

В зависимости от желания работника накопительная часть взносов может поступать в ПФР или выбранный работником негосударственный пенсионный фонд (НПФ). Эти средства ПФР может направлять в государственную УК или частные управляющие компании (УК). НПФ также направляет полученные средства в УК. УК инвестируют полученные средства с целью получения дивидендов и увеличения пенсионных средств.

Накопления начали производиться, начиная с 2002 года. При этом фонд накопления касается людей с 1967-м или более поздним годом рождения.

Это связано с тем, что старшее поколение не сможет накопить какой-либо значимой суммы для выплаты в качестве пенсии.

При этом, например, в 2012 года из обязательного взноса в ПФ, который составляет 22% от зарплаты, 6% отправлялось в фонд накопления. Деньги, поступающие в фонд накопления, также должны выплачиваться работнику при выходе его на пенсию.

По постановлению Правительства с начала 2014 года по конец 2016 года выплаты в фонд накопления были приостановлены. То есть, все 22% страховых взносов поступают в страховой фонд ПФР. Кроме того, ПФР было запрещено отправлять пенсионные накопления в управляющие компании и НПФ. Это, очевидно, связано с трудностями формирования страхового фонда для выплаты пенсий, а также опасениями по сохранности этих денег.

Для того чтобы в 2017 году восстановить выплату части взносов в фонд накопления гражданину надо было подать заявление в ПФР до конца прошлого года. При отсутствии такого заявления все его взносы будут поступать в страховой фонд.


Пенсия за рубежом

США

В США пенсия равна в среднем $1350, если стаж работника не менее 35 лет. Если стаж меньше, то пенсия всего $845. При этом до 40% американцев вносят деньги в НПФ.

При взносе в год $10000 через 10 лет можно иметь добавку к пенсии в $800. Кроме того, многие американцы имеют корпоративную добавку к пенсии, что составляет в среднем $500.

Для наемных работников пенсионные взносы равны семь с половиной процентов. Столько же платит работодатель.

Швеция

В Швеции работодатель платит в ПФ 18,5%. При этом 16% отчисляется в страховую часть, а 2,5% - в накопительную часть фонда. На пенсию люди уходят в 61 год. При этом если пенсионер продолжает работать до 67 лет, то ему добавляют 10%.

Пенсия составляет 980 евро. При небольшом трудовом стаже и сроке проживания в стране в 40 лет можно получить социальную пенсию в 750 евро и пособие на оплату жилья.

Кроме того, до 90% шведов получают доплаты от частных ПФ, которые финансируются компаниями, поощряющими таким образом своих работников.

Германия

В Германии пенсионные взносы составляют 20%, из которых половину платит работодатель. На пенсию немцы уходят в 65 лет. Ограничением в системе является то, что взносы платятся с суммы не более $6000 в месяц. Остальные взносы они платят обычно в частные фонды страхования. В результате пенсия может доходить до 70% от заработка. Но для этого надо иметь стаж работы не менее 12 лет.

Ни одно исследование невозможно без определения базовых, ключевых понятий. В нашем случае главным будет понятие пенсионной системы. В целом можно констатировать, что консенсус в плане выработки единого и общепризнанного определения достигнут.

Так, пенсионная система России -- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.

Современные пенсионные системы большинства развитых стран, как правило, базируются на трех ключевых звеньях. Во-первых, это система обязательного государственного пенсионного обеспечения; во-вторых, это государственное обязательное пенсионное страхование; и, в-третьих, личное пенсионное (добровольное или обязательное) обеспечение (страхование) Мосейко В.В. Генезис пенсионных систем как проявление социальной функции государства. Томский государственный педагогический университет, 2008. С. 9..

Все существующие в различных странах пенсионные системы можно разделить на две большие группы:

1. распределительные (солидарные), когда средства для выплаты пенсий берутся из текущих поступлений от работающих;

2. накопительные (персонализированные), когда гражданин в течение своей трудовой жизни накапливает средства в пенсионном фонде, который пускает их в экономический оборот, чтобы как минимум защитить от инфляции, а как максимум, существенно прирастить их объем.

Распределительные системы могут финансироваться из государственного бюджета без выделения целевых платежей на формирование пенсионных средств (таковы, как правило, схемы пенсионного обеспечения для государственных служащих) либо из целевых платежей страхового характера, направляемых в специальные фонды. Такие платежи могут осуществляться работником, работодателем или ими совместно. Большинство существующих в современном мире пенсионных систем являются распределительными, иногда с элементами накопительной системы. Единственная страна, имеющая полностью накопительную пенсионную систему, - Чили. Распределительные системы зависят от изменений в демографической структуре населения: от соотношения количества работающего населения и населения пенсионного возраста. Такие системы наиболее эффективны и необременительны для экономики при отношении работающего населения к пенсионерам не менее чем 5 к 1. Поскольку для всех развитых стран характерно старение населения и повышение удельного веса пенсионеров, традиционные распределительные системы сталкиваются с кризисом финансирования. У нас по состоянию на 1 января 2010 года на каждого жителя в возрасте старше трудоспособного приходится примерно 3 трудоспособных. Советская пенсионная система была классической распределительной системой: человек работал, платил подоходный налог, кроме того, на фонд оплаты труда начислялись средства социального страхования (около 38% от фонда оплаты труда), которые после 1932 года были переданы в управление профсоюзам, из них и выплачивались по достижении пенсионного возраста пенсии. Российская пенсионная система (в области трудовых пенсий) в настоящее время ушла от чисто солидарной системы, которая существовала в советское время, к смешанной с накопительным элементом. Существенное отличие пенсионных систем современных европейских стран от российской пенсионной системы в том, что там очень развито корпоративное пенсионное страхование и индивидуальное пенсионное страхование, при этом пенсионные взносы освобождаются практически от всех налогов. Государство сознательно создает условия для того, чтобы за счёт государственных пенсионных фондов выплачивалось, например, лишь 35% пенсий, остальная часть выплачивается через негосударственные фонды. Существуют корпоративные пенсионные программы, по которым работник сможет рассчитывать на пенсию уже через 10-15 лет работы в корпорации. По условиям договора с негосударственным пенсионным фондом лицо может получать пенсию, будучи абсолютно здоровым, работоспособным человеком. Даже в 40 лет возможно в этом случае подать заявление в пенсионный фонд и получать пусть небольшую, но пенсию Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 36-37..

Представляется необходимым акцентировать внимание на проблемах развития российской пенсионной системы.

Пенсионная система России в последние два десятилетия находится в периоде перманентного реформирования. На это имеется целый ряд объективных и субъективных причин.

Глобальный процесс старения населения принципиально меняет демографическую структуру населения планеты и социально-экономический баланс между поколениями. Этот процесс ставит вопрос о формах социальной поддержки пожилого населения и предъявляет новые требования к пенсионным системам. Поиски эффективных пенсионных систем идут во всём мире. В России этот вопрос во всей остроте встал в середине 1990-х гг. Российская Федерация вступила в период экономических реформ с развитой пенсионной системой, которая формировалась на протяжении десятилетий и базировалась на т.н. принципе солидарности поколений, означающим перераспределение экономических ресурсов от работающего поколения в пользу населения пожилых возрастов, покинувших трудовую сферу и вышедших на пенсию. Наряду с серьёзными социальными достижениями, к которым, прежде всего, относится создание всеобщей системы пенсионного обеспечения, охватывающей подавляющую часть населения, система характеризовалась целым рядом недостатков. К числу наиболее существенных относятся следующие:

1. Низкий уровень пенсионных выплат, которые не индексировались в случае повышения стоимости жизни или опережающего роста заработной платы. Поэтому работники, вышедшие на пенсию 20-30 лет назад, получали меньше “новых” пенсионеров, имеющих такие же стаж и квалификацию, да и работавших в тех же производственных условиях. По данным исследований уровня жизни, проведённых в 1980-е гг., до 80% бедных в СССР были пенсионерами, причём старших возрастов.

2. Низкая дифференциация пенсий как продолжение и естественное следствие уравнительной политики в сфере доходов населения. Это означало крайне низкую зависимость размера пенсии от трудового вклада работника во время его трудовой жизни.

3. Относительно ранний возраст выхода на пенсию (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин), что по мере старения населения увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

4. Широко распространённая практика досрочного выхода на пенсию для различных категорий работников, что на практике увеличивало нагрузку на пенсионную систему.

Новое пенсионное законодательство, которое начало действовать в 1992 г., представляло собой логическое продолжение ранее действовавшей пенсионной парадигмы и имело ярко выраженную социальную направленность: унификация норм пенсионного обеспечения для всех категорий занятых; введение социальных пенсий для лиц, не имеющих трудового стажа; установление размера пенсии, в равной степени зависящего от предыдущего заработка и трудового стажа, некоторые другие нормы, связанные с порядком расчетов пенсионных выплат, а также расширение списка льготных категорий для более раннего выхода на пенсию. В результате новый Закон привел к существенному увеличению числа пенсионеров в возрастах до официального пенсионного возраста. Так, в 1992-1993 гг. по сравнению с 1991 г. число ранних пенсионеров увеличилось не менее чем на 30%. Главное новшество заключалось в том, что была введена выплата полного размера пенсии всем работающим пенсионерам без исключения. В результате состав населения старше трудоспособного возраста стал практически однородным: пенсию стали получать почти все пожилые граждане, независимо от прежних трудовых заслуг. Все упомянутые нормы привели к резкому увеличению объёма социальных обязательств государства по пенсионному обеспечению своих граждан. Далее в первую половину 1990-х гг. в сложных социально-экономических условиях трансформационного периода, сопровождавшихся падением реальных доходов многих социальных групп, на пенсионное обеспечение были возложены функции, имманентно ему несвойственные, -- например, функция поддержания доходов некоторых категорий занятого населения в форме выплат пенсий «за выслугу лет» с сохранением права трудиться на том же рабочем месте, выплата пенсии работающим пенсионерам, назначение пенсий лицам, досрочно покинувшим рынок труда в связи с ростом открытой безработицы и пр.

В результате же резкое увеличение нагрузки значительно увеличило дефицит Пенсионного фонда, создав катастрофическую ситуацию. Разгорелась научная дискуссия о возможных направлениях развития. Можно выделить, по крайней мере, четыре основные группы причин критической ситуации, возникшей в области пенсионного обеспечения, которые в принципе заставили говорить о необходимости пенсионной реформы. Первая группа имеет демографический характер и связана с тенденцией интенсивного старения российского населения. Численность возрастных когорт свыше 60 лет за последние пятьдесят лет практически удвоилась и продолжает расти опережающими темпами по сравнению с другими возрастными группами. Нормальное же функционирование системы, основанной на идее солидарности поколений, возможно лишь при соотношении 10:1 (на одного пенсионера должно приходиться десять плательщиков пенсионных взносов). В России уже в 1990 гг. это соотношение (так называемый «коэффициент поддержки», рассчитываемый как отношение числа лиц в возрасте от 20 лет до пенсионного возраста, нормативно установленного в данной стране, к числу лиц старше этого пенсионного возраста) составляло 2,7. Увеличение доли пожилых неизбежно ведет к усилению налоговой нагрузки на работающее население (независимо от того, кто является формальным плательщиком -- работник или работодатель). Важно, что наблюдаемый демографический сдвиг -- долговременная причина непреходящего характера, которая уже действовала на протяжении десятилетий; её влияние в дальнейшем могло лишь возрастать. Вторая группа причин также касается соотношения численности плательщиков и получателей, но имеет не демографическую, а экономическую природу. В 1990-е гг. наметилась устойчивая тенденция сокращения численности занятого населения и особенно той его части, которая занята в общественном производстве и является плательщиком взносов в Пенсионный фонд. Тем самым, сдвиги на рынке труда существенно усугубили влияние демографических факторов. Хотя эта причина возникла именно в период экономической трансформации, для рыночной экономики её также нельзя считать кратковременной. В рамках пенсионной системы распределительного типа это объективно вынуждает поддерживать очень высокий уровень тарифов взносов в Пенсионный фонд, в середине 1990-х гг. его значение достигало 29% от фонда оплаты труда. Столь высокий тариф отчислений наряду с прочими налога ми и обязательными взносами во внебюджетные фонды имел своим негативным следствием ярко выраженную тенденцию к уклонению плательщиков от уплаты налогов и обязательных отчислений. Наибольшие масштабы процесс «бегства от налогов» приобрел в негосударственном секторе экономики. Третья группа причин связана с относительно низким пенсионным возрастом и широким распространением системы досрочного выхода на пенсию, что в среднем снижало общий возраст на 3-5 лет. Это правовая и институциональная причина, которую, казалось бы, можно устранить законодательным путем. Однако, как показывает мировой опыт, изменение пенсионного возраста относится к числу наиболее чувствительных для населения вопросов и встречает серьезное общественное противодействие. Последующие события в России лишь подтвердили этот факт.

Четвёртая группа причин - финансово-экономические: рост задолженности предприятий по заработной плате из-за отсутствия прямого финансирования из бюджетов разных уровней и рост объёмов невыплаченной заработной платы; значительное расширение масштабов натурального (бартерного) обмена между товаропроизводителями; широкомасштабное использование денежных наличных средств в экономической деятельности; использование предприятиями специальных ссудных счетов; применение и натуральных форм оплаты труда и пр. Эти практики были характерны для первого этапа экономической трансформации и, как представлялось, носили временный характер. Между тем многие из них в модифицированном виде сохраняются и сегодня. Неформальная экономика в России не сокращается, а «творчески» приспосабливается к меняющимся социально-экономическим условиям Малева Т.М., Синявская О.В. Пенсионная реформа в России: история, результаты, перспективы. Аналитический доклад. С. 1-10..

С 2001 года и по настоящее время осуществляется новый виток реформ пенсионной системы. Необходимость реформирования пенсионной системы мотивировалась в первую очередь демографическими причинами. Так, по актуальным расчётам Пенсионного фонда РФ, к 2016 году на 1000 человек населения трудоспособного возраста количество лиц пенсионного возраста увеличится до 428 человек. Реформа пенсионной системы в Российской Федерации началась с принятия трех федеральных законов:

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Этими законами были заложены краеугольные камни действующей пенсионной системы. Закон о трудовых пенсиях определил основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии. Закон о государственном пенсионном обеспечении урегулировал правоотношения, возникающие при предоставлении пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Закон об обязательном пенсионном страховании установил организационные, правовые и финансовые основы пенсионного страхования в России. Помимо трёх указанных законов в систему пенсионного законодательства Российской Федерации входят также следующие законодательные акты:

Закон Российской Федерации от 12 февраля 1993 года №4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей»;

Федеральный закон Российской Федерации от 06 марта 2001 года №21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 01 апреля 1996 года №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»;

Федеральный закон Российской Федерации от 07 мая 1998 года №75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах»;

Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2002 года №111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации»;

Федеральный закон Российской Федерации от 30 апреля 2008 года №56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» и т.д. Некоторые положения законов, входящих в систему пенсионного законодательства, детализируются различными подзаконными актами: положениями, инструкциями и т.д.

Сейчас пенсии в Российской Федерации могут выплачиваться за счет средств:

*федерального бюджета (пенсии по государственному пенсионному обеспечению);

*бюджета субъектов РФ (в соответствии с нормативными правовыми актами данного субъекта);

*местных бюджетов (на основании нормативных правовых актов органов местного самоуправления);

*организаций (в соответствии с локальным нормативным актом конкретного предприятия);

*из накоплений на счету будущего пенсионера в негосударственном пенсионном фонде Филлипова И.А. Право социального обеспечения. Нижний Новгород: ННГАСУ, 2011. С. 34-35..

Несмотря на понимание большинства проблем пенсионной системы, два десятилетия постоянного реформирования в своём актуальном состоянии российская пенсионная система остаётся крайне несовершенной. Пожалуй, самая основная причина такого кроется в принципиальном исчерпании ресурсов и возможностей, предоставляемых старыми моделями пенсионных систем и методов пенсионного обеспечения. Таким образом, совсем скоро мы станем перед выбором: либо разработать принципиально новую модель, либо фактически быть неспособными осуществлять пенсионное обеспечение.

Пенсионное страхование.

Пенсионное страхование - одна из важнейших государственных социальных гарантий, так как оно непосредственно затрагивает интересы нетрудоспособных граждан, как правило, составляющих свыше 25-30% населения любой страны, и косвенно - все трудоспособное население.

Устойчиво функционирующая пенсионная система является одним из залогов социальной стабильности общества, и наоборот неудовлетворительное состояние пенсионной системы может породить опасную социальную напряженность.

Пенсионная система является одной из важнейших составляющих финансовой системы современного государства. Ежегодно через нее перераспределяется существенная доля ВВП страны - около 10% (в 90 годы 20-го столетия в Италии - 14,2%, во Франции - 13,3%, в Германии - 12,3%, в Швеции - 11,3%, в США - 6,9%, в Великобритании - 6,4%, в Канаде - 6%, в Японии - 5,7%, в России - около 6,5% ВВП).

В последние десятилетия многие страны столкнулись с необходимостью реформирования действующих пенсионных систем, вызванной изменением социально-экономических и демографических условий.

Российская пенсионная система в последние годы также претерпела существенные изменения, связанные, в первую очередь, с проведением экономических реформ при переходе России к рыночным отношениям.

Современная пенсионная система России

Современная система обязательного пенсионного страхования представляет собой финансовый институт, который обеспечивает выполнение долгосрочных государственных финансовых обязательств. Для этого наряду с функцией по оперативному накоплению финансовых ресурсов для текущей выплаты государственных пенсий Пенсионный фонд России обеспечивает выполнение функций по регистрации и учету застрахованных, проверке достоверности, накоплению и надежному хранению их пенсионных обязательств от имени государства.

Государственное пенсионное страхование является одним из видов государственного социального страхования, системой экономических и организационных мер, направленных на гарантированное государственное обеспечение граждан трудовыми пенсиями по старости, за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, осуществляемого за счет обязательных страховых взносов работодателей и граждан. Роик В.Д. К формированию в стране современного инструмента обязательного пенсионного страхования. // Российский экономический журнал. 2009. № 1-2.С. 26

Условия, порядок назначения и выплаты пенсий по государственному пенсионному страхованию устанавливаются Федеральным законом от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011)"О государственном пенсионном обеспечении в РФ” (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.07.2012).

Правовую основу государственного пенсионного страхования в Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон № 166-ФЗ, законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. В тех случаях, когда международными договорами Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные настоящим Законом, применяются правила международного договора.

Отношения по пенсионному обеспечению в Российской Федерации на основе государственного пенсионного страхования, а также за счет средств федерального бюджета регулируются законодательством Российской Федерации и международными договорами.

Отношения, связанные с дополнительным пенсионным обеспечением граждан за счет средств субъектов Российской Федерации, а также органов местного самоуправления, регулируются нормативными правовыми актами, издаваемыми соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.

Государственному пенсионному страхованию подлежат проживающие в Российской Федерации граждане, иностранные граждане и лица без гражданства, имеющие право на получение пенсий, предусмотренных Законом РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР".

В случаях, установленных законодательством Российской Федерации, право на обеспечение по государственному пенсионному страхованию могут иметь члены семьи застрахованного лица.

Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации с соответствующими государствами.

Лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, подлежат государственному пенсионному страхованию наравне с гражданами Российской Федерации.

Государственное пенсионное страхование граждан Российской Федерации, направленных в установленном порядке на работу в иностранные государства, осуществляется на основе международных договоров Российской Федерации с соответствующими государствами.

Государственное пенсионное страхование строится ни основе принципов:

· единства и федерального характера государственного пенсионного страхования;

· обязательности уплаты страховых взносов в бюджет государственного пенсионного страхования Российской Федерации;

· солидарности материальных обязательств между поколениями, отраслями экономики, территориями, отдельными организациями, и гражданами;

· индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в органах, осуществляющих государственное пенсионное страхование: использования сведений о застрахованных лицах исключительно для целей пенсионного обеспечения;

· доступности для каждого застрахованного лица сведений, которые имеются о нем в системе индивидуального (персонифицированного) учета;

· гарантированности обеспечения застрахованных лиц государственными пенсиями;

· подконтрольности органов и должностных лиц, осуществляющих государственное пенсионное страхование в Российской Федерации, федеральным законодательным и исполнительным органам государственной власти Российской Федерации, а также органам государственной законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Соловьев А.К. Пенсионная система после реформы 2010 г.: оптимизированный вариант. // Налоговая политика и практика. 2010. № 5.С. 17.

Хотя реформа пенсионной системы и призвана повысить роль частных финансовых институтов в обслуживании пенсионной системы, но на первом этапе реформы значительная часть пенсионных функций будет по-прежнему выполняться Пенсионным фондом РФ (ПФР).

Причины , по которым роль Пенсионного фонда России в новой накопительно-страховой пенсионной системе будет возрастать:

Во-первых, за Пенсионным фондом остается обслуживание распределительной пенсионной системы.

Во-вторых, у Пенсионного фонда есть несколько важных направлений деятельности в рамках накопительной пенсионной системы, без осуществления которых нынешняя модель реформы просто не сможет работать.

Вот только некоторые из социально значимых функций, выполняемых в настоящее время Пенсионным фондом:

· учет страховых средств граждан, поступающих в рамках обязательного пенсионного страхования;

· назначение и выплата пенсий. Среди них трудовые пенсии (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца), пенсии по государственному пенсионному обеспечению, пенсии военнослужащих и их семей, социальные пенсии, пенсии госслужащих. За счет средств Пенсионного фонда получают пенсии более 36 млн. российских пенсионеров;

· назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и др.

· персонифицированный учет участников системы обязательного пенсионного страхования. В системе персонифицированного учета Пенсионным фондом учитываются страховые пенсионные платежи почти 60 млн. граждан РФ;

· взаимодействие с работодателями - плательщиками страховых пенсионных взносов. Информация о гражданах, застрахованных в пенсионной системе, поступает от более чем 6 млн. юридических лиц;

· выдача сертификатов на получение материнского (семейного) капитала и выплата денежных средств по программе материнского капитала;

· управление средствами пенсионной системы, в т. ч. накопительной частью трудовой пенсии, которое осуществляется через государственную управляющую компанию (Внешэкономбанк) и частные управляющие компании.

В 2002 г. была предпринята попытка не только создать в стране более понятную и эффективную пенсионную систему, которая впоследствии давала бы определенный инвестиционный ресурс в экономику, но и прежде всего решить главную задачу - увеличить доходы Пенсионного фонда и направить их на повышение пенсий. Основным источником доходов Пенсионного фонда и их увеличения являются отчисления с выплат работникам.

С 1 января 2002 г. вступили в силу новые пенсионные законы, в соответствии с которыми устанавливаются пенсии: Федеральный закон от 15.12.2001 г. № 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и Федеральный закон от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Что же было предложено нового в пенсионной системе? Первое, самое главное - снято ограничение по размеру учитываемого заработка для определения размера пенсии. Второе - для этих целей введен учет заработка в течение всей трудовой деятельности человека. Третье - учитывается не заработок и стаж, а фактически перечисленные страховые взносы в Пенсионный фонд, которые связаны с заработком. Сумма средств, которую работодатель перечислит в пенсионную систему за конкретного работника, в эквивалентном размере будет возвращена работнику после выхода на пенсию.

Решен вопрос о минимальных социальных гарантиях. Вместо минимальной пенсии, составлявшей накануне реформы 185 рублей, а также системы компенсаций и надбавок введена базовая пенсия (базовая часть трудовой пенсии), размер которой был "привязан" к минимальной заработной плате, к ставке первого разряда единой тарифной сетки (450 рублей). Кроме того, была введена индексация этой выплаты в связи с ростом цен и предусмотрена возможность ее повышения сверх роста цен.

Базовая пенсия является первым кирпичиком трехуровневой системы и финансируется за счет средств федерального бюджета. Введен минимальный страховой стаж - пять лет, дающий право на получение трудовой пенсии по старости. Сняты ограничения по минимальному размеру стажа, кроме пяти лет, и фактически устранены ограничения по максимально учитываемому стажу. В каждый конкретный год можно получить ту заработную плату, которую реально зарабатывает человек, заплатить с нее взносы в пенсионную систему и впоследствии получить пенсию, эквивалентную этим взносам.

В пенсионной системе предусмотрен третий, накопительный, элемент. С 2004 г. введено право каждого человека самостоятельно выбирать, где будут накапливаться средства, предназначенные для финансирования накопительной части его будущей трудовой пенсии. При этом не ограничено его право остаться в государственной пенсионной системе. Одновременно с этим решен вопрос об инфраструктуре контроля над сохранностью этих средств. Кроме того, предусмотрено введение профессиональных пенсионных систем для досрочного обеспечения лиц, занятых в неблагоприятных условиях.

Федеральный закон "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" определяет основные положения, круг лиц, которые имеют право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению, виды пенсий, финансирование этих пенсий, условия назначения пенсий и размер пенсий, учет стажа и средней заработной платы, порядок перерасчета пенсий, порядок доставки и выплаты, а также индексация пенсий.

Эти пенсии финансируются за счет средств федерального бюджета и предоставляются федеральным государственным служащим, военнослужащим, лицам, пострадавшим в результате радиационных и техногенных аварий, нетрудоспособным лицам (социальная пенсия), а также лицам, потерявшим кормильца, которые имеют право получать пенсию за военнослужащих и лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф.

Федеральный закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" ввел новую структуру трудовой пенсии. Она состоит из базовой и страховой частей, а также накопительной части.

При этом в формулу расчета пенсии введено такое понятие, как "ожидаемый период выплаты", что позволяет восстановить тот же механизм, который существовал до 1990 г, когда человек отрабатывал дополнительный год на пенсии, оформив ее, и получал за это прибавку, а не сумму пенсии. По новым правилам это предполагается осуществлять посредством механизма сокращения величины ожидаемого расчетного периода, в течение которого человек будет находиться на пенсии.

Еще одно важное обстоятельство - сохранение и оценка пенсионных прав работающего населения. Законодательство исходит из того, что человек, который отработал несколько лет, уже заработал часть пенсии по ранее действовавшему законодательству.

Для сохранения приобретенных прав на пенсию применяется подход, при котором человеку, если он выходит на пенсию, рассчитывается и назначается часть пенсии по действовавшему до 1 января 2002 г. законодательству со всеми имеющимися ограничениями по учитываемому стажу и заработку. А за периоды с 1 января 2002 г. рассчитывается часть пенсии по новому законодательству, без ограничений.

Однако принят и другой механизм оценки пенсионных прав. Он исходит из того, что рассчитанная и сохраняемая пенсия эквивалентна определенной сумме имеющихся у государства обязательств. Ее предложено трансформировать, конвертировать в деньги. Например, пенсию, рассчитанную в размере 1000 рублей в месяц, умножить на 19 лет ожидаемого периода выплаты, на 12 месяцев каждый, что составит начальные обязательства. И уже по отношению к ним человек начинает накапливать пенсионные права, а страховщик - пенсионные обязательства по отношению к данному человеку. Все вопросы конвертации пенсионных прав из старой системы в новую решаются по действовавшему ранее законодательству, без изменений.

Ежегодно страховщик будет производить индексацию обязательств перед работающими лицами так же, как перед пенсионерами. Если пенсия выросла на 25%, то и обязательства страховщика по перечисленным ему средствам также возрастают по отношению к каждому человеку на 25%. Это дает возможность в момент, когда человек уходит на пенсию, получить не обесцененную сумму, а увеличенную пропорционально повышению размера выплачиваемых пенсий за соответствующий период.

Предусмотрена раздельная индексация базовой части пенсии и страховой. Это связано с тем, что величина базовой пенсии должна определяться в рамках рассмотрения закона о федеральном бюджете. И если эта пенсия будет повышаться теми же темпами, что и минимальная заработная плата, то она будет индексироваться даже выше, чем рост среднемесячной заработной платы в стране. Индексация страховой части пенсии зависит от роста доходов Пенсионного фонда за счет страховых взносов, отчисляемых с фонда заработной платы, в расчете на каждого пенсионера.

В страховой стаж включаются не только периоды, в течение которых уплачиваются страховые взносы, но и засчитываются нестраховые периоды: прохождение военной и другой приравненной к ней службы, предусмотренной законом; получение пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности; нахождение в оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, но не более трех лет в общей сложности и т.д.

В настоящей пенсионной системе фактически нет никаких ограничений по размеру трудовой пенсии.

Закон ввел минимальный размер трудовой пенсии (суммы базовой и страховой частей) - 660 рублей. Эта норма адресована тем, кто имел крайне низкий заработок или непродолжительный стаж.

Существенную часть этих лиц составляют получатели пенсий по случаю потери кормильца и некоторые категории инвалидов.

Пенсии по случаю потери кормильца выплачиваются за счет тех средств, которые накапливаются как обязательства страховщика по отношению к каждому человеку в течение его трудовой деятельности. При этом государство предоставляет базовую часть пенсии как государственную гарантию, на которую может рассчитывать любой нетрудоспособный человек, потерявший кормильца.

Аналогичный подход применен и к пенсиям по инвалидности. При определении размера ее страховой части из сумм расчетного капитала применяется сокращенный по сравнению с пенсиями по старости ожидаемый период выплаты, в зависимости от возраста инвалида, которому назначается пенсия. Размер базовой пенсии устанавливается с учетом степени утраты способности к трудовой деятельности. Нормы законодательства не препятствуют получению пенсии в полном размере инвалидом, которому, например, определена 100%-ная степень утраты трудоспособности, но который тем не менее продолжает работать.

Размер базовой части трудовой пенсии устанавливается в пределах средств, выделенных на эти цели в федеральном бюджете и бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации. Размеры базовой части трудовой пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потери кормильца могут в целях поэтапного приближения к прожиточному минимуму пенсионера устанавливаться отдельными федеральными законами одновременно с принятием федеральных законов о бюджете Пенсионного фонда и о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год.

Размеры базовых частей трудовых пенсий устанавливаются в твердой сумме.

Сохранены досрочные пенсии, без какого-либо расширения круга получателей и с учетом некоторых изменений в части предоставления этих пенсий.

Для северных территорий принципиально важной является заработная плата, с которой выплачиваются взносы, и момент выхода на пенсию. Поскольку сохранен более ранний момент выхода на пенсию, чем для всех остальных категорий пенсионеров, то за счет большей накопленной суммы в течение укороченного "северного" стажа пенсионные права северян на более высокий размер пенсии могут быть надежно защищены.

Новый Закон через механизм конвертации позволил пенсионерам, которые выехали из территорий, относящихся к Крайнему Северу и приравненным к северным территориям, пересчитать свою пенсию с учетом "северного" заработка, к которому устанавливался районный коэффициент. Такие же права получили лица, проживающие на дату вступления в силу этого Закона на Крайнем Севере. При этом урегулированы вопросы учитываемого районного коэффициента - производственного и непроизводственного, установленного в централизованном порядке.

Пенсии за выслугу лет преобразованы в пенсию по старости, назначаемую досрочно. Поскольку работающие пенсионеры по новым нормам получают пенсию без всяких ограничений, то расширены возможности для получения пенсий в период работы лицам, которым ранее назначалась пенсия за выслугу лет: педагогическим работникам, работникам здравоохранения, включая занятых в учреждениях городов и поселков, приравненных к городскому типу, работникам учреждений культуры и летному составу гражданской авиации.

Также сохранено досрочное назначение пенсий по условиям труда. Предусмотрено, что право на назначение такой пенсии могут приобрести лица, имеющие к установленной Законом дате стаж на определенных видах работ продолжительностью не менее половины требуемой для назначения такой пенсии. Остальные лица, занятые на работах с особыми условиями труда, приобретают право на досрочное обеспечение в рамках профессиональных пенсионных систем в соответствии с отдельным законом.

Перерасчет страховой части трудовой пенсии с учетом уплаченных сумм взносов в отношении работающего пенсионера предусмотрено производить ежегодно, накопительной - раз в три года. Предполагается, что, исходя из планируемого размера отчислений на формирование накопительной части пенсии, ее размер составит всего лишь 10% от совокупного размера пенсии в 1013 г., когда такая часть пенсии будет назначаться. В случае если пенсионер продолжает работать, то суммы дополнительных отчислений именно на накопительную часть будут небольшими, и ежегодный ее перерасчет - в отличие от страховой части - не имеет смысла. При этом дополнительно сформированная сумма накоплений, не участвовавшая в перерасчете, может быть выплачена правопреемникам. В связи с этим никакого ущемления прав пенсионера не будет допущено.

Федеральный закон "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" является специальным законодательным актом, который детально регулирует правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Нормы Закона определяют основные правила взаимоотношений между всеми участниками процесса обязательного пенсионного страхования, включая федеральные органы власти, страхователей, страховщиков, застрахованных лиц, порядок утверждения бюджета, тарифы взносов.

Фундаментальными в Законе являются положения по определению полномочий федеральных органов государственной власти в отношении контроля над деятельностью Пенсионного фонда и пенсионной системы в целом. Они предусматривают, что федеральные органы власти устанавливают порядок принятия бюджета Пенсионного фонда, утверждают бюджет Пенсионного фонда и его исполнение, принимают решение об установлении обязательного размера платежей, регулируют вопросы ответственности субъектов обязательного пенсионного страхования по реализации тех прав и обязанностей, которые в законодательстве изложены, определяют порядок хранения средств обязательного пенсионного страхования и использования временно свободных средств, а также порядок управления системой обязательного пенсионного страхования.

Определен организационно-правовой статус Пенсионного фонда - это государственное учреждение.

Определены права и обязанности застрахованных лиц, которые в 2001 г. в связи с отменой отчислений 1% заработка в Пенсионный фонд практически утратили возможность иметь связанные с уплатой этих взносов права.

error: Content is protected !!