Занятие в средней группе познавательно исследовательская деятельность. Конспекты непосредственно – образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе детского сада. Звучит музыка, из-за дерева выходит ёжик

Пояснительная записка

Особое значение для развития личности дошкольника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека.

Огромную роль в этом направлении играет поисково–познавательная деятельность дошкольников, которая протекает в форме экспериментальных действий.

Исследовательская деятельность развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, планировать работу и доводить ее до положительного результата.

С помощью взрослого и самостоятельно ребенок усваивает разнообразные связи в окружающем мире: вступает в речевые контакты со сверстниками и взрослыми, делиться своими впечатлениями, принимает участие в разговоре.

Основной целью программы является развитие у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию.

Месяц

Темы игр-экспериментирований

Первая неделя

Вторая неделя

Третья неделя

Четвёртая

неделя

Сентябрь

Путешествие с капелькой

Вода прозрачная, может менять цвет

Игра «Водяной» у нас в гостях

Октябрь

Ветер, ветер, ветерок

Поиск воздуха

Летающие семена

Песочная страна

Ноябрь

В гостях у Карандаша-Карандашовича и Гвоздя-Гвоздовича

Плавающие,тонущие предметы

Плавающее перо

Мех. Зачем зайчику другая шубка

Декабрь

Песок, глина

Волшебная рукавичка

Предметы из металла

Действие магнита на металл

Январь

Льдинка и снежинка

Вода, лёд, снег

Как снег становится водой

Февраль

Волшебная кисточка

С водой и без воды

Как достать скрепку из воды

Март

Почему растаяла Снегурочка?

Освобождение бусинок из ледяного плена

Тёплая капелька

Стекло его качество и свойства

Апрель

Чудеса растений

Нужен ли корешкам воздух?

Почва. Песок, глина, камни

Солнечные зайчики

Май

Растениям теплую водичку

Зачем растения вертятся?

Поймаем солнечного зайчика.

В мире пластмассы


№ п/п

Месяц

Тема

Цели. Задачи.

Обеспечение интеграции образования(образовательной области)

Планируемые результаты

Сентябрь

№1

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным.находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение,умеют находить слова противоположные по значению

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять знания о воздухе, активизировать речь и обогащать словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе проведения опытов. Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку:тонет,плавает.

Познание:развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам,их свойствам.

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам: тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Выявить зависимость изменений в жизни животных от изменений в неживой природе.

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины (сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно исследовательской деятельности. Называют свойства льда,снега воды.

Февраль

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнит обладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание:формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов.Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена.

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание:продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация:развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды,развивать умение детей планировать свою деятельность.делать выводы.Воспитывать аккуратность при работе с водой.

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных,обозначающих свойства воды.

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла,определять его качества (структура поверхности:толщина. прозрачность и свойства: хрупкость)

Познание: знать свойства прозрачность,хрупкость, толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Умеют выделять предметы, сделанные из стекла, среди множества других предметов. Умеют согласовывать существительные с прилагательными.

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений (черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание: развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание: продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

№3

Почва(песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание: Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание: дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание: сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание: называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание: учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

Список литературы:

1. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.

2. Л. Н. Менщикова « Экспериментальная деяские рекомендации - и тельность детей» изд.- 2009г.

3. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.

4. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.

5. Перспективное планирование по программе « От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.

6. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез.2006г.

7. Прохорова Л.Н., Балакшина ТА. Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира//Формирование начал экологической культуры дошкольников Под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.

8. “Опытно-экспериментальная деятельность” В.В. Москаленко.

Конспект интегрированного заняти "В гости к воде". В данном конспекте использовались интеграция образовательных областей: музыка, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. Поставлены задачи: Образовательные, Развивающие, Воспитательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Гномики»

« В гости к воде ».

Воспитатель:

Афанасьева Л.В.

Москва, 2015 г

Интеграция образовательных областей: Музыка, Чтение художественной литературы, Социализация, Коммуникация, Труд.

Задачи:

Образовательные:

Расширение представлений о свойствах воды: прозрачная, не имеет цвета, обладает способностью переливаться;

Формирование умения определять температуру воды опытным путем;

Овладение некоторыми способами обнаружения предметов, которые тонут и не тонут в воде;

Обобщение и уточнение ранее полученных знаний о свойствах воды.

Развивающие:

Развитие у детей устойчивого интереса к исследовательской деятельности, любознательности, наблюдательности;

Развитие зрительного и слухового восприятия, речевой активности.

Воспитательные:

Воспитание взаимопомощи, бережного отношения к окружающей среде.

Словарная работа: Обогащение словаря детей словами: лаборатория, прозрачная, мутная, бесцветная, опыты.

Предшествующая работа:

Наблюдения за водой;

Эксперименты с водой и предметами из металла, пластмассы, камня, стекла, песка.

Оборудование:

  • два таза (красный и синий);
  • игрушки из «Киндер-сюрпризов» (по количеству детей) ;
  • баночки с гуашью (по количеству детей) ;
  • стаканы пластиковые (по количеству детей) ;
  • сито;
  • большой таз;
  • медальки для награждения детей;
  • флажки разных цветов на столах для опытов.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте поздороваемся с ними.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем разговаривать о чем то, очень интересном. Давайте внимательно послушаем, и отгадаем, что же это за звуки? (Включает запись «шум воды») .

Что это, ребята, как вы думаете?

Дети: Вода!

Воспитатель: Вы угадали, конечно же - это вода! Сегодня мы с вами поговорим о воде. Как вы думаете, что мы делаем с помощью воды? (Ответы детей: готовим еду, моем посуду, умываемся и т. д.) Вы все верно сказали, а теперь послушайте стихотворение о воде.

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане,

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В дом туманом к нам вползает,

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться!

Смею вам я доложить –

Без воды нам не прожить.

Вот ребята, как нам необходима вода. И сейчас мы будем делать опыты с водой, как настоящие учёные. Для этого мы пройдем в нашу лабораторию.

(проходят к столам лаборатории, каждый стол отмечен флажком определенного цвета и накрыт салфеткой)

Воспитатель: Ребята, на столе с красным флажком находятся два тазика, в них налита вода. Нам нужно определить какая вода в каждом тазике?

Дети: (Трогают руками и определяют.) В красном тазу - вода теплая, а в синем тазу - холодная вода.

Воспитатель: Скажите, ребята, какая бывает вода?

Дети: Теплая, холодная.

Воспитатель: А еще вода может быть горячей, но ее трогать рукой не нужно, можно обжечься! Молодцы ребята, вы все правильно определили. Ой, ребята, я, кажется, что-то слышу, кажется, к нам кто-то идет?

(Появляется Незнайка, руки у него грязные.)

Незнайка: Здравствуйте, ребята! Я к вам так спешил, так спешил, что упал по дороге и у меня теперь грязные руки. Что же мне делать, как я буду теперь с грязными руками ходить.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как можно помочь Незнайке.

Дети: Ему нужно помыть руки водой.

Незнайка: Водой? А я и не знал.

Воспитатель: Да, Незнайка, ты очень многого еще не знаешь. Мы с ребятами разговариваем о воде, оставайся у нас в гостях и узнаешь много интересного об этом.

Незнайка: Я согласен!

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с синим флажком. Каждый станет около тазика с водой. Опустите свои руки в воду. Скажите, видны руки? (Да) А почему они видны?

Дети: Вода прозрачная.

Воспитатель: Скажите, какого она цвета?

Дети: У нее нет цвета.

Воспитатель: Конечно, вода не имеет цвета, она бесцветная.

Незнайка: Ой, а мои - то руки не видны!

Воспитатель: Ребята, а почему руки Незнайки не видны в тазу?

Дети: Вода грязная стала.

Воспитатель: А руки у Незнайки какие?

Дети: Чистые.

Воспитатель: Да, Незнайка руки твои в воде помылись, а вода от рук стала грязной.

Воспитатель: А давайте поиграем вместе с Незнайкой.

Дидактическая игра «Спрячь игрушку»

Посмотрите у меня банка с водой и игрушка. Закрываем глаза, я прячу игрушку. Открываем глаза, дети, куда я спрятала игрушку?

Дети: В банку с водой.

Воспитатель: А почему вы так быстро нашли игрушку?

Дети: Вода прозрачная и игрушка видна.

Воспитатель: Ребята, а как нам сделать, чтобы игрушки были спрятаны?

Дети: Сделать воду грязной.

Воспитатель: Давайте проверим? А Незнайка будет искать наши игрушки. Отворачивайся Незнайка.

Воспитатель: Давайте пройдем к столу с желтым флажком. Перед каждым из вас баночка с водой и краской, мутим краской воду, прячем игрушки. Поворачивайся Незнайка ищи игрушки. Почему Незнайка не может найти игрушки?

Дети: Вода грязная, непрозрачная.

Воспитатель: Ну, Незнайка, раз ты не смог найти игрушки, будешь с нами играть.

Физкультминутка «Дождик»:

Капля раз, Прыжок на носочках, руки на поясе.

Капля два, Еще один прыжок.

Очень медленно сперва. 4 прыжка

А потом, потом, потом 8 прыжков

Все бегом, бегом, бегом.

Мы зонты свои раскрыли, Развести руки в стороны.

От дождя себя укрыли. Сомкнуть руки над головой полукругом.

Воспитатель : Незнайка, как ты думаешь, хороший из ребят дождь получились?

Незнайка: Конечно же, замечательный!

Воспитатель: Ребята, давайте еще поиграем с водой. Пройдем к столу с зеленым флажком. Посмотрите, у меня есть сито, я в него буду набирать воду. Ребята, а почему вода не набралась в сито?

Дети: В нем дырочки и вода вылилась в таз.

Воспитатель: Значит, вода льется.

Дети: Да.

Воспитатель: Ребята, посмотрите у каждого на столе два стакана, в одном из них вода, мы с вами будем переливать воду из одного стакана в другой. И Незнайка тоже будет переливать воду. Все переливаем так, чтобы вода не проливалась. Запомни Незнайка, что вода может литься.

Воспитатель: Ой, Незнайка, ты очень плохо перелил воду, много воды разлил, а воду нужно беречь, не растрачивать ее зря. Давай Незнайка, вместе с ребятами послушай стихотворение «Берегите воду! ».

Вода - это то, что всем жизнь нам дает.

Что силы и бодрости нам придает.

Кристально чиста или очень грязна.

В любом состоянье полезна она.

Где водится грязь, там лягушки живут.

Для них лишь в болоте покой и уют.

Для нас же вода должна чистою быть,

Что б мы не боялись и мыться, и пить.

Давайте же воду все будем беречь.

От трат неразумных ее все стеречь.

Иначе закончиться может вода,

И жизнь на планете затихнет тогда.

Незнайка: Теперь - то я знаю, что воду нужно беречь.

Воспитатель: Вот видите, как хорошо мы проделали все опыты и даже Незнайка узнал о свойствах воды. Давайте их повторим.

Дети: Вода бывает холодной, теплой и горячей; она прозрачная, бесцветная, льется.

Воспитатель: Незнайка, ты хорошо запомнил, что мы тебе рассказали о воде?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята, а за ваши хорошо проделанные опыты, я награждаю вас орденами «Знаек». (Награждение детей орденами) Пойду теперь расскажу своим друзьям всё, что узнал сегодня. До свидания!

Воспитатель: И нам, ребята, пора возвращаться из лаборатории в детский сад.


Программное содержание:

Формировать у детей конкретные представления о магните и его свойстве притягивать предметы; выявить материалы, которые могут стать магнетическими; отделять магнетические предметы от немагнетических, используя магнит.

Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы, активизировать словарь детей.

Воспитывать у детей самостоятельность, способствовать развитию коммуникативных навыков.

Обогащать словарь детей словами: магнит, намагниченный, притягивает, отталкивает.

Материалы:

Магниты, коробка с магнетическими (кнопки, гвозди, скрепки, шурупы, детали конструктора и др.) и немагнетическими (бумага, картон, резиновые игрушки, мозаика, деревянные предметы и др.) предметами.

Словарная работа:

магнетизм, магнетические и немагнетические предметы, притяжение.

Предварительная работа:

- чтение отрывков из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей»;

Игры с магнитной доской и различными магнитными предметами (овощи, фрукты, цифры, буквы);

Игры с магнитами в уголке экспериментирования.

Ход занятия:

К детям в группу приходит Робот:

Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? (ДА!)

Скажите, что вы любите делать? (ответы детей)

А я, как и вы, люблю играть, гулять и еще я люблю экспериментировать, делать разные опыты, испытывать различные предметы.

И вы знаете, ребята, мы с моим другом Незнайкой хотели построить новую машину для уборки снега, для которой нужны железные детали, но как всегда Незнайка все перепутал. И теперь в моей коробке лежат железные, деревянные, пластмассовые и другие детали вместе и никакой машины мне не построить. Что же мне теперь делать?

Воспитатель:

Ребята, как же мы можем помочь Роботу разобрать детали? Как отличить железные детали от остальных? (ответы детей)

Посмотрите, а у меня есть вот такие волшебные камушки, которые помогут вам (раздаю каждому ребенку магнит).

А кто знает, как называются эти чудо - камушки? (магниты)

Что может делать магнит? (притягивать предметы)

А все ли предметы он может притягивать? (ответы - предположения детей)

Из какого материала сделаны эти предметы? (из железного)

Что осталось в коробке и почему?

Вывод: магнит притягивает железные предметы, поэтому, чтобы отделить железные предметы от остальных, надо использовать магнит.

Воспитатель:

Ребята, а у меня для вас есть вот такие скрепки. Из чего они сделаны? (из металла).

Если мы поднесем магнит к скрепке, то, что произойдет?(предположения детей)

А теперь осторожно поднесем скрепку к другой скрепке. Что происходит? (скрепка притягивается к другой).

Значит, скрепка стала магнитной. А магнитной она стала из - за чего? (из - за касания с магнитом. Дети намагничивают скрепки и составляют цепочку из намагниченных скрепок).

Вывод: Еще одно свойство магнита - намагничивать другие железные предметы).

Воспитатель:

Ребята, Робот сказал же вам, что он любит экспериментировать. Вот он вам приготовил еще один опыт. Подойдите к столу. Посмотрите, Перед вами «озеро», в котором плавают кораблики («озеро» - емкость с водой, кораблики - пробки с воткнутыми кнопками).

Кораблики двигаются? А сможем ли мы их подвигать? Как? (предположения детей, экспериментирование)

Сумеем ли мы их собрать в одном углу? Как? (действия с магнитом)

А теперь со своими магнитами походите по группе, поищите предметы, которые притягиваются магнитом (действия детей: обратить внимание на детские шкафчики - на дверках тоже есть магнит. Зачем он там нужен? (ответы - предположения детей)

Ребята, итак, сегодня мы познакомились с волшебным камушком, который называется МАГНИТ .

А вот вам задание домой: поищите дома предметы, которые притягиваются магнитом, а завтра расскажите о них мне и Роботу.

Робот: - Ребята, а я хочу вам подарить игру, которая называется « Из чего сделаны предметы», играйте и познавайте.

Конспект познавательно – исследовательской деятельности в средней группе
Тема «Где можно найти воздух».

Автор: Константинова М. Ф., воспитатель второй квалификационной категории МАДОУ Детский сад «Валдай», посёлок Старая Торопа, Тверская область, Западнодвинский район.
Цель: Систематизировать знания людей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.
Задачи:
Развивающая: развивать наблюдательность, любознательность, мышление, память, речь, познавательную активность.
Образовательная: расширять кругозор детей о воздухе и его свойствах, используя опыты и эксперименты (образовательная область - познание). Развивать свободное общение со взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей, лаборатория, прозрачный, невидимый опыты (речевая область). Закрепить навыки взаимодействия в коллективе, в группе (социально-коммуникативная область), формировать первоначальные знания о здоровом образе жизни (физическое развитие).
Воспитательная: воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, интерес к познавательной деятельности, самостоятельности. Вызвать желание помочь Петрушке.
Предварительная работа: игры «Поддувалочки», «Воздушные шары», чтение художественной литературы, изготовление корабликов, вееров.
Материалы и оборудование: полиэтиленовые пакеты, стаканчики, горох, трубочки для коктейля, чеснок, мыльные пузыри, игрушка Петрушка, полиэтиленовая плёнка.

Ход образовательной деятельности:

Организационный момент «Солнышко».
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками. А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
Стук в дверь (входит Петрушка).
Петрушка: Здравствуйте ребята, я Петрушка. Я хочу загадать вам загадку:
Он нам нужен чтоб дышать
Чтобы шарик надувать
С нами рядом каждый час
Но не видим он для нас.
Дети: Воздух
Петрушка: Ребята я тоже часто слышу это слово. А что оно обозначает, я не знаю. И очень хочу узнать.
Воспитатель: А вам интересно узнать, где можно найти воздух?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда я вас приглашаю в нашу лабораторию. Сейчас мы будем делать опыты, как настоящие учёные. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.

Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Дети подходят к столам.


Воспитатель: Скажите ребята Петрушке, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим то он какой?
Дети: Воздух прозрачный невидимый бесцветный.
Петрушка: Вот-вот невидимый, значит его и, совсем, нет.


Воспитатель: Погоди Петрушка, я вот тоже воздух не видела, а знаю, что он есть вокруг нас.
Петрушка: А я вам не верю. Вот докажите, что этот самый воздух всё таки есть.
Воспитатель: Ребята давайте докажем Петрушке что воздух есть. А чтобы он его увидел его надо поймать. Хотите, я вас научу ловить воздух?
Дети: Да!
Воспитатель: Давайте подойдём к столам. Что у меня лежит на столе?
Дети: Полиэтиленовые пакеты.
Опыт № 1 (с полиэтиленовым пакетом).
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовые пакеты. Какие они?
Дети: Пустые, мятые.
Воспитатель: Спокойно наберите воздух через нос и медленно вдохните его в пакет, а потом его заверните, чтобы он не сдулся. Какой он стал?
Дети: толстый, надутый.
Воспитатель: Почему он таким стал? Что наполнило пакет? Конечно мы наполнили пакет воздухом и увидели его. (дети переходят к другому столу).
Опыт №2. На столе у каждого ребёнка стаканчик с водой, на дне лежат горошинки, стоят трубочки для коктейля.
Воспитатель: Что вы видите в стаканчиках
Дети: Вода
Воспитатель: Какая вода?
Дети: Прозрачная
Воспитатель: Что лежит на дне?
Дети: Горошины
Воспитатель: Хотите оживить горошины? Что нам поможет в этом?.
Дети: Воздух.
Воспитатель: Что для этого нужно сделать?
Дети: Подуть в трубочки.
Воспитатель: Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель: Это воздух. Мы снова его увидели. А что же делают наши горошины?
Дети: Двигаются.
Воспитатель: Что же нам помогло оживить горошины?
Дети: Воздух.
Воспитатель: Ну конечно же, это воздух. Мы его не только нашли, но и увидели, как он заставил двигаться горошины. (Петрушка хвалит детей)
Игра с воздухом «Парашют».
Воспитатель: У меня для вас сюрприз. Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки. Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная. А вы знаете, кто такие парашютисты (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
Воспитатель: Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут (опускают на пол).
Воспитатель: здорово мы поиграли с воздухом? Вам понравилось?
Опыт №3. Дети подходят к столу, на котором на тарелочке лежит чеснок.
Воспитатель: Ребята, а у воздуха есть запах.
Дети: Нет
Воспитатель: Подойдите к столу и посмотрите, что у меня лежит на столе.
Дети: Чеснок.
Воспитатель: Правильно, это чеснок. А давайте его понюхаем (нюхают). Что можно сказать?
Дети: Чеснок пахнет
Воспитатель: Можно сделать вывод, что запах передаётся по воздуху. А сейчас подойдите ко мне. Понравились вам опыты. Кому из вас какой опыт понравился больше всего (дети отвечают). Сегодня мы узнали много интересного. (Воспитатель подводит итог)
- Вокруг нас везде есть воздух.
- Мы с вами дышим воздухом.
- Воздух невидим, но его можно найти разными способами.
- Воздух заставил двигаться горошины.
- С воздухом можно играть.
- Петрушка, а тебе понравилось у нас.
Петрушка: Да ребята, теперь я знаю, где можно найти воздух. Спасибо вам. На память я дарю вам мыльные пузыри.
Дети благодарят, Петрушка уходит.


Игра с мыльными пузырями.

Конспект занятия по познавательно – исследовательской деятельности для детей 4-5 лет «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»


Цель:
Закреплять знания о цветовой гамме радуги
Задачи:
Совершенствовать умения наблюдать и анализировать объекты окружающего мира;
Развивать желание участвовать в творческой деятельности;
Воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношения к окружающему миру,
План:
1. Беседа «Сказочная радуга»
2. Разучивание фразы-акростиха «Каждый охотник…»
3. Опыт- эксперимент «Радуга в стакане»; «Радуга на диске»
4. Рисование «Цветик - семицветик»
5.Чтение: «Легенда о мальчике по имени радуга» Яцыкова Юлия

Ход занятия:
УТРО
1. БЕСЕДА «СКАЗОЧНАЯ РАДУГА»

Радуга – одно из самых сказочных явлений природы. Радуга является спутницей дождя. Радуга может возникнуть как перед дождем, во время дождя, так и после окончания дождя.

Что такое радуга?
Радуга представляет собой цветную дугу. Её можно увидеть на фоне дождя. Радуга наблюдается в той стороне неба, которая противоположна солнцу, при этом солнце не закрывается облаками. Чаще всего такие условия создаются летом, во время так называемых «грибных» дождей. В радуге семь цветов.
- Где ещё, кроме неба, можно увидеть радугу?
(ответы детей)
- Радугу можно увидеть около фонтана или водопада, на фоне капель поливальной установки. Радугу можно увидеть в то время, когда параллельно с ливнем светит Солнце. Чтобы ее увидеть, нужно находиться строго между Солнцем и дождем. При этом Солнце должно находиться сзади, а дождь – впереди.
- Откуда же берется исходящий от радуги удивительный красочный свет?
Источником радуги является солнечный свет. Этот свет перемещается по небосводу таким образом, что видится исходящим от той части небосвода, которая противоположна Солнцу.
2. РАЗУЧИВАНИЕ ФРАЗЫ-АКРОСТИХА «КАЖДЫЙ ОХОТНИК…»
Каждый - Красный;
Охотник - Оранжевый;
Желает - Жёлтый;
Знать - Зелёный;
Где - Голубой;
Сидит - Синий;
Фазан - Фиолетовый.
3. ОПЫТ- ЭКСПЕРИМЕНТ «РАДУГА В СТАКАНЕ»
№ 1 (с зеркалом)
- Поместите зеркало внутри стакана наполненного водой.
- Комната должна быть темной, а стены белые.
- Посветите фонариком в воду, двигая его, пока не увидите радугу.
№ 2 (с использованием компакт диска)
- Возьмите компакт- диск, и протрите его, чтобы он не был пыльным.
- Положите его на плоскую поверхность, под свет или перед окном.
- Смотрите на диск и наслаждайтесь радугой. Можете покрутить диск, чтобы увидеть, как передвигаются цвета.
4. РИСОВАНИЕ «ЦВЕТИК - СЕМИЦВЕТИК»
5.ЧТЕНИЕ:

«ЛЕГЕНДА О МАЛЬЧИКЕ ПО ИМЕНИ РАДУГА»

ЯЦЫКОВА ЮЛИЯ
Это случилось в старые-старые времена. Тогда на Земле был только один большой остров среди океана. И жили на этом острове разноцветные люди. Школы у них не было, поэтому все они были невоспитанными, жадными и злыми. Разноцветные люди постоянно ругались друг с другом, вредничали, обзывались.
Однажды на этом острове появился мальчик с серебристой кожей и золотыми волосами. Его звали Радуга. Он был сыном Солнца и Тучки. Радуга всегда смотрел на людей сверху и очень хотел с ними познакомиться. Он же не знал, какие они на самом деле. Разноцветные люди казались ему очень красивыми, веселыми и дружными.
Мальчик долго уговаривал своих родителей отпустить его на Землю. И вот, наконец, он получил разрешение и оказался на острове среди людей. Он радостно шел по улице и здоровался со всеми, кого встречал. Но в ответ люди грубили ему, дразнились и зло смеялись.
Радуга пришел на большую площадь. Здесь было много разноцветных людей. И все они, как и всегда, кричали и обзывались, даже некоторые дрались. Мальчик очень расстроился. Теперь люди казались ему страшными, кривыми и злыми. Радуге захотелось убежать, вернуться домой к родителям. Но он был очень добрым мальчиком и решил помирить всех разноцветных людей.
«Надо, чтобы они увидели себя со стороны, какие они страшные и некрасивые, - думал Радуга. – Но как же это сделать?» В те времена на Земле не было зеркала. Тогда мальчик придумал: «Их надо нарисовать!» Но Радуга еще не умел рисовать большие картины, а единственный художник на острове не согласился его учить. Но Радуга не сдавался. Он каждый день стал ходить в сад, где единственный художник рисовал свои картины. Мальчик прятался в кустах и внимательно следил за работой единственного художника. Потом Радуга брал кисти и краски, которые выпросил у своей тетушки Природы, и пробовал рисовать. Так и учился.
Шло время. И вот однажды Радуга проснулся и понял, что готов нарисовать свою картину. Долго он трудился. Ходил по улицам, наблюдал и рисовал, наблюдал и рисовал.
И вот, картина готова! Радуга установил ее на самой большой площади и накрыл черным покрывалом до утра. А сам отправился спать.
Но разноцветные люди в эту ночь не спали. Им давно хотелось как-то навредить этому добрячку Радуге. И вот, когда картина появилась на площади, они придумали злую шутку. Разноцветные люди пробрались на площадь, стащили черное покрывало с картины и залили ее черной краской. Они так были заняты своим злодейством, что даже не посмотрели, что нарисовано на картине.
Утром Радуга прибежал на площадь и хотел снять черное покрывало с картины. Но оно не снималось. Мальчик удивился, но потом понял, что случилось, и заплакал. А разноцветные люди стояли вокруг и хохотали. Потом стали брызгать в него разноцветными красками. Всего перепачкали. Этого Радуга выдержать не мог и попросил родителей забрать его домой.
Дома Радуга смыл с себя всю краску, только волосы не смог отмыть. Так и остались они разноцветными. Потом мальчик все рассказал родителям, и попросил маму Тучку смыть черную краску с картины, а папу Солнце – осветить картину ярко-ярко. Пусть разноцветные люди посмотрят на себя со стороны. Мама Тучка и папа Солнце выполнили просьбу сына.
Разноцветные люди все еще были на площади. Они кричали и спорили, дрались и кусались. И даже не заметили, как пришла мама Тучка и смыла дождем черную краску с картины. Но вот появился папа Солнце и ярко-ярко осветил картину сына. Шум потихоньку начал стихать. И вдруг все разноцветные люди покраснели. Это каждый увидел себя на картине. И им всем стало очень-очень стыдно. Все стояли и молчали. Тогда папа Солнце решил, что разноцветные люди слишком сильно отличаются друг от друга. Будет лучше, если они станут одноцветными. Он стал сиять все ярче и ярче, обжигая людей и нанося на них загар. Но одни люди стояли на самом солнце и стали темно-коричневыми, другие были в тени, и их кожа стала белого цвета, а третьи стали желтоватого цвета. Так на Земле появились три расы: негры, европейцы и монголы.
Но Солнце не только перекрасило людей, но и сделала их сердца теплыми и добрыми. С тех пор все люди на Земле стали дружить. Затем единственный большой остров поделился на несколько островов, но дружба между такими разными людьми не прекращается.
И каждый раз, когда мама Тучка умоет Землю, а папа Солнце осветит ее, мальчик Радуга смотрит на людей, таких разных, но дружных и счастливых, и радуется. А от радости его волосы начинают переливаться разноцветными красками, и на небе появляется радуга.
error: Content is protected !!