Творческие занятия с детьми 3 5 лет. Творческое развитие детей от трех лет. Кормушка для птичек

Творческие задания для детей 3-5 лет

Каждому ребенку надо предлагать различные виды творчества. Поверьте, что-нибудь обязательно заинтересует. Станет любимым.
Поговорим о том, что можно предложить маленькому непоседе 3-5 лет. А это:

* Нетрадиционное рисование.
* Аппликация.
* Изготовление вкусных игрушек.
* Веселая мастерская.

Рассмотрим подробнее каждый вид ручного творчества.
Нетрадиционные способы этого вида творчества:

Способ №1

«Волшебная палочка»

Карандаш или ручка обматываются с тупого конца поролоном, который привязывается ниткой. Получается большая кисточка без волосков. Палочка держится строго перпендикулярно к поверхности листа, без наклона. След, оставляемый ей имитирует шерсть животных, крону деревьев, снег. Палочка с поролоном обмакивается в краску (главное, чтобы не было большого количества воды), и малыш начинает ее следами покрывать лист. Пусть сначала он просто поймет, что с помощью «волшебной палочки» можно быстро и легко рисовать следы. Потом изобразите черным фломастером ветви дерева или кустик, пусть ребенок дорисует листву зеленой, желтой, красной или оранжевой краской. Нарисуйте карандашом незатейливый контур зайчика или лисицы, пусть малыш «затопчет» его своим «волшебным инструментом» - зайка и лиса получатся пушистыми, их шерстка будет казаться такой взъерошенной, что малышу непременно ее захочется потрогать. Крайне интересно работать в этой технике с трафаретом. Вырежьте посередине плотного листа картона какое-либо изображение, например голову тигренка или медведя. Приложите картон с вырезанным трафаретом к альбомному листу и предложите малышу «затоптать» ту часть альбомного листа, который виден в отверстие трафарета. После того как ребенок сделает это, дайте работе высохнуть, после чего нарисуйте кисточкой глаза, рот, усы, полоски.

Способ №2

«Фигурная фигурка»

Очень интересен способ рисования карандашом, фломастером, шариковой ручкой по заранее сделанным трафаретам. Трафареты могут быть двух видов - одни вырезаны внутри листа, другие сделаны из листа и отделены от него. Маленьким детям проще обводить фигуры, выбитые внутри листа. Многие угольники и линейки имеют такие лекала. Приложив их к альбомному листу, вы просите малыша обвести фигуры. Потом убираете трафарет и вместе с ним придумываете, как можно дорисовать ту или иную форму. Ребятам 4,5-5 лет под силу будет обвести одиночные трафареты, вырезанные из картона. Это сложнее, т. к. рука плохо удерживается на внешней стороне лекала и малыш прочерчивает лишние линии. Но заинтересовать детей можно содержанием трафаретов: для мальчиков - это силуэты машин и самолетов, для девочек - животные, матрешки, банты и домики. Обведя лекала, дети могут закрашивать их изображения фломастерами и красками, штриховать различными линиями: прямыми, волнистыми, зигзагообразными, с петлями, волнообразными с острыми вершинами. Трафареты могут помочь при создании собственных рисунков, они дополнят то, что создал сам малыш.
Можно затеять игру: ребенок обводит различные предметы, а вы отгадываете, что это такое. Во-первых, не все предметы можно обвести. Находя их, малыш поймет, в чем разница между объемными и плоскими предметами или вещами, у которых есть хотя бы одна ровная сторона, и тех, у которых таковые отсутствуют. Во-вторых, самому, без помощи взрослого непросто обвести тот или иной предмет. А в-третьих, в этой игре роли меняются: малыш ставит родителей в тупик, а взрослые силятся найти ответ. Все это радует ребенка, обеспечивая ему прилив творческих сил.

Способ №3

«Зеркальная копия»

Еще один способ основан на том, что силуэт, нарисованный красками, может легко отпечататься при накладывании на него листа бумаги. Последовательность работы такая: лист сгибается пополам, разворачивается, поверхность слегка смачивается водой. На одной половине листа рисуется красками силуэт какого-либо предмета или часть симметричного изображения, например, половина елочки, половина цветка, половина домика. Лист складывается и сильно прижимается рукой. Развернув лист, вы увидите целое изображение или два предмета (если вы на одной половине рисовали целый предмет). Этот способ по душе многим малышам, детям кажется чудом появление на второй половине листа такого же изображения. Когда работа подсохнет, детали могут быть дорисованы фломастерами, карандашами или красками.

Cпособ № 4 - «Чей след»

Другой способ рисования, а точнее, печатания основан на возможности многих предметов оставлять красочные отпечатки на бумаге. Вы берете картофелину, разрезаете ее пополам и из одной половинки вырезаете квадратик, треугольник, ромбик, цветочек или что-нибудь интересное. Причем одна сторона печати должна быть плоской для прикладывания к бумаге, а за другую вы будете держаться рукой. Потом вы или ребенок макаете такую печатку в краску (лучше гуашевую) и прикладываете к бумаге. Как вы догадываетесь, остается отпечаток. С помощью этих печаток можно составлять бусы, орнаменты, узоры, мозаики.

Способ №5

«Соленые рисунки и зубная краска»

А что, если порисовать клеем, а сверху на эти участки посыпать солью? Тогда получатся удивительные снежные картины. Они будут выглядеть более эффектно, если их выполнять на голубой, синей, розовой цветной бумаге. Попробуйте, это очень увлекательно!
Или давайте создадим зимние пейзажи еще одним способом - рисуя зубной пастой. Предварительно малышу надо объяснить, что это творческий поиск, и такое использование зубной пасты не дает ему право выдавливать ее на полу, полках и столах. Вместе с малышом наметьте карандашом легкие контуры деревьев, домов, сугробов. Медленно выдавливая зубную пасту, пройдитесь ею по всем намеченным контурам. Такую работу надо обязательно высушить и лучше не складывать в папку вместе с другими рисунками. Для творчества лучше всего использовать отечественный продукт - он быстрее засыхает.

Способ №6

«Яичная мозаика»

Еще один очень увлекательный способ создания творческих работ - это выполнение мозаики из разноцветной яичной скорлупы. После того как на вашем кухонном столе останется яичная скорлупа, не выбрасывайте ее. Отделите от пленочек, вымойте, высушите и истолките. В нескольких стаканчиках разведите краску и положите туда измельченную скорлупу. Через 15 минут скорлупа вылавливается вилкой и раскладывается для просушки. Вот и готов материал для мозаики. Теперь надо продумать рисунок, обозначить его карандашным контуром и, предварительно смазав клеем поверхность, засыпать ее определенным цветом скорлупы.

Способ №7

«Как художник художнику»

А вот совсем необычный путь! Надо раздобыть большой лист бумаги. Огромные ватманские листы продаются в книжных магазинах и стоят 6 рублей. Вы просите малыша лечь на такой лист и обводите его. Конечно, лучше, чтобы он влез весь (этого можно добиться склеив два или три листа ватмана) или, на крайний случай, чтобы поместилось туловище и голова. Вы обвели малыша, а теперь пришло его время - пусть он попробует разукрасить силуэт: нарисовать глаза, рот, волосы, украшения, одежду. Если ребенок мал, то выполняйте эту работу вместе - малыш предлагает, а вы, восхищаясь его фантазией, рисуете вместе с ним.

Способ №8

«Дождливые фантазии»

Еще один вариант нетрадиционного рисования заключается в следующем: во время дождя или снегопада вы смело открываете окно и выставляете меньше чем на минуту лист бумаги, держа его горизонтально. Вы, наверное, догадались, что капли дождя или снега останутся на листе. А этого мы и добивались. Теперь следы непогоды могут быть обведены и превращены в сказочные существа. Их также можно соединить между собой, отгадывая, что за образ получается.

«Апликация»

Очень часто занимаясь рисованием, малыши просят дать им ножницы. Желание подержать в руках такой опасный взрослый предмет повышает собственную значимость в глазах ребенка. Дети совершенно спокойно могут разрезать свой рисунок или вырезать его часть. И это происходит не потому, что им не жалко рисунка. Просто интерес перед «волшебным» отделением от листа его частей зачаровывает их намного больше, чем желание сохранить уже созданное.

С чего же можно начать заниматься аппликацией?

Самые простые сюжеты - это домик с открывающейся дверцей, примитивные машины, горы. Лучше эти работы выполнять из цветной бумаги. Обратите внимание малыша на то, что одна сторона бумаги цветная, а другая - белая. Линию разреза проводят только на белой стороне. Нарисуйте на белой стороне листа большой квадрат. Две его стороны совпадут с краями листа, две другие линии вам предстоит провести самим. Дайте ребенку ножницы, сами же придерживайте лист и направляйте его. После вырезанного квадрата, можно сделать треугольную крышу. Вот и дом готов, остается только намазать клеем и хорошенько прижать к бумаге. Как ни странно, но и этому малышей надо учить. Намазывать лучше на специальной подложке из линолеума или пластика. Прижимая деталь к основному фону, снимем остатки клея тряпочкой. Закончив работу, предложите малышу дорисовать детали, например, обозначить окошки, дверь, слуховое окошко, забор. Очень любят дети открывающиеся части в домиках или пещеры в скалах. Сделать такие части очень легко. Внизу домика вы вырезаете дверь. Одна ее сторона должна удерживать ее, будто на петлях. Конечно, дверь не приклеивают, а держат открытой. Теперь ребенок может сам закрывать и открывать ее. Так же можно сделать ставни на окнах, открывающиеся двери в машинах, таинственные гроты в скалах.
Совсем маленьким детям можно заранее подготовить различные лекала. Малышу остается достать их из конверта или мешочка, рассмотреть, намазать клеем и расположить на листе так, как душе угодно. Это занятие при определенной сноровке ребенок может выполнять самостоятельно. Лекалами могут быть следующие силуэты: геометрические фигуры, цветы, ягодки, звездочки.
Для аппликаций можно использовать не только бумагу. Кусочки ткани тоже прекрасный материал. Из них получаются чудесные костюмы, различные природные объекты, например, кроны деревьев, гладь воды, шерсть животных. Ткань подбирают в зависимости от ее фактуры и соответствия образу. Предложите малышу рассмотреть отутюженные лоскутки, разобраться, для чего их можно использовать, и вы удивитесь его заинтересованности и энтузиазму.
Прекрасный материал для аппликаций - старые журналы. Детям, которые уже хорошо овладели процессом вырезания, доставит удовольствие отыскивать рисунки и фотографии по заданным темам. Например, сегодня мы создаем аппликацию на тему «Гонки», и малыши ищут изображения различных видов транспорта. Придумывайте темы и вручайте крохам журналы!
Любопытно научить малышей использовать для аппликаций не только старые издания, но и бросовую бумагу - этикетки, обертки, бумагу для заворачивания подарков. Надо быть настоящим фантазером, чтобы увидеть в фотографии леса фон для аппликации морского дна, а цветочный хоровод вырезать из обертки в форме мыльных пузырей. Преобразование увиденного в другие, необычные образы - это и есть настоящее творчество! В этом отношении очень интересна игра с буквами. Вы вырезаете из журналов различные буквы, просите малыша придумать из них что-то новое. Так, к букве «Я» пририсовывается бантик, веселая мордочка и башмак - и вот уже человечек готов. А что, если «П» дополнить крышей и трубой? «К» - хвостом, когтями и головой? Попробуйте, это увлекательно и для взрослых.
Еще аппликацию можно создавать из круп и макарон. Но с пищевыми продуктами надо быть крайне осторожными. Все-таки еда предназначена для поддержания нашей жизни, а не для игры. И все же можно попробовать, оговорившись, что мы возьмем совсем чуть-чуть риса, геркулеса, фасоли и макарон, чтобы создать нечто интересное и увлекательное. Дорожка из риса, стволы деревьев из макарон, море из геркулеса будут выглядеть оригинально и необычно.

Итак, идеи есть, не хватает только свободного времени и сил. Давайте выкроим часок, запасемся терпением и... начнем творить вместе с крохой. Откуда ни возьмись появятся силы, придет желание выдумывать и фантазировать, а малыш будет умолять вас поклеить, полепить, порисовать, помастерить с ним еще чуть-чуть. Соглашайтесь, ведь от этого «чуть-чуть» протянется ниточка к «навсегда». А навсегда стать другом, творческим соратником и советчиком своего ребенка мечтает каждая мама.
В подготовке статьи использованы материалы книг:
Фельдчер Ш., Либерман С. «400 способов занять ребенка от 2 до 8 лет» . Санкт-Петербург: «Питер», 1996.
Доронова Т. Н. «Природа, искусство и изобразительная деятельность детей». М,: «Просвещение», 2000.

Несколько идей для аппликации

Создаем аквариум: рыбы, водоросли, жемчужины.
Клеим город: дома, машины, деревья, стилизованные (упрощенные) изображения людей.
У нас кухня! На бумажные тарелки наклеиваем фотографии или силуэты различных блюд, овощей и фруктов.
Придумаем человечка из бумажных стаканчиков, кубических коробок из-под кефира, наклеивая фон, черты лица и волосы.
Коллаж из кусочков серпантина, веревочек, тесемок, бечевок. Расположив эти материалы в определенной последовательности, закрутив их спиралью, сплетая друг с другом, можно создать интересные декоративные работы.
Аппликация способом обрывания, когда бумага не режется, а рвется, это особенно хорошо смотрится при создании морских волн, кряжистых деревьев, чудовищ. Если малышу трудно обрывать большое изображение, пусть рвет по частям, приклеивая их на основном фоне друг к другу.

Вкусные игрушки

Повторим еще раз, что, занимаясь изготовлением вкусных игрушек, малыш должен понимать, что пища имеет огромную ценность. Отношение к еде с уважением должно быть обязательным при изготовлении поделок из пищевых продуктов.
Предложите ребенку украсить салат. Пусть у него под рукой будут кружочки помидора, оливки, полоски перца, моркови, завитки петрушки. Быть может, малыш создаст лицо человечка или сделает орнаментальное украшение?
Очень интересно выдавливать крем из шприца или пакетика по заранее задуманному рисунку. Это искусство под силу далеко не всем, так что пусть кроха пробует сначала на печенье. Очень часто дети видят в кусочке хлеба, который они едят, то медвежонка, то белочку. Давайте попробуем попросить малыша, аккуратно отрывая кусочки хлеба, создать разных животных. Они станут веселыми тостами к завтраку, а оставшиеся крошки мы подсушим и сложим в отдельную баночку. Они пригодятся для панировки. Обязательно расскажите об этом ребенку, пусть он знает, что ни крошка хлеба не пропала!
Наряду с этими оригинальными увлечениями, мы советуем вам почаще привлекать непосед к кухонным заботам. Печь печенье с мамой, варить макароны, резать картошку - да что может быть интереснее и важнее для подрастающего крохи!

Мастера на все руки

Заканчивая читать статью, вы, должно быть, устали, верно? Невозможно сразу запомнить столько идей, разобраться в таком количестве предложений. А потому в последнем разделе мы поместили лишь только едва обозначенные мысли по поводу создания своими руками чего-то нового и интересного. Если что-то будет любопытно, оформите эти разрозненные мысли на вкус!
Делаем ювелирные украшения: нанизываем с помощью большой иглы на нитку пуговицы, бусинки, ягоды рябины. Целое ожерелье можно сделать, соединяя между собой скрепки.
Рассказываем веревочные истории: из веревки сделали круг, начинаем рассказ про... колобок, солнышко, тарелку, колесо. Вот у нашего круга вырос нос. Что это? Буратино, репка? И так далее - показываем и рассказываем.
Мастерим куклы из подушек, перевязанных веревкой, бумажных пакетов, набитых газетой и перекрученных посередине. Кукол из бумаги можно разукрасить, наклеить им волосы, усы, бороды.
Подумайте, что еще можно придумать из подушек? Вы затрудняетесь, а вот малыши с удовольствием расскажут вам, что это может быть и домик, и машина, и самолет. Предложите крохе возвести такую постройку - он будет просто счастлив.
Скрепим наши творческие замыслы! Высыпьте на лист чистой бумаги скрепки. Оказывается, из них можно создавать различные силуэты и обводить их. Попробуйте сами, а потом предложите маленькому творцу.
Попросите ребенка сделать на картоне множество дырок с помощью дырокола. Когда работа будет закончена, вручите малышу шнурок. Закрепив его в одной из дырочек узелком, попросите создать узоры. Это похоже на развивающие игры под названием «шнуровка», но ведь полотно полностью сделано самим ребенком! А потому игра будет воспринята совершенно по-другому. Создавать узоры можно по-разному, почему бы не попытаться шнурком «рисовать» знакомые и незнакомые образы.

Рисование

Для детей до трёх лет будет не очень удобно начинать знакомство с красками, используя акварель с несколькими цветами. Намочить кисточку в стаканчике с водой, набрать нужную краску, смыть краску, перед тем как набрать другую – это всё довольно сложный и непростой процесс. Через некоторое время вы гарантированно получите акварель одного серо-бурого оттенка.

Намного удобнее будет, если вы разведёте в стаканчике для рисования немного краски одного цвета. Это может быть гуашь или специальные жидкие пальчиковые краски. Для начала будет достаточно одного цвета, потом можно делать два стаканчика с разными цветами. Теперь ребёнок будет просто окунать кисточку в стаканчик и рисовать. Это поможет ему научиться держать кисточку, обращать внимание, сколько нужно набирать краски, чтобы получился яркий или бледный оттенок, сосредоточиться на самом процессе рисования. Уже после этого можно брать акварель, но лучше с минимальным набором цветов.

Ещё один способ рисования, который очень нравится малышам, – раскрашивать ладони и делать отпечатки. Лучше не гуашью, она тяжело отмывается с рук.

Можно использовать для этого губку, которую нужно окунать в краску. Губку лучше закрепить на черенке, как кисточку. Сейчас даже есть специальные губки для таких отпечатков, например в форме круга.

Начав с такого знакомства с красками, ребёнку легче будет перейти на следующий более сложный уровень с кисточкой и большим количеством цветов.

Лепка

Для знакомства с лепкой лучше использовать специальный мягкий восковой пластилин или солёное тесто, покрашенное в разные цвета (в закрытом контейнере оно продолжает оставаться мягким несколько дней). Из такого пластилина или теста сложно слепить фигурку, но зато они мягкие и хорошо подходят для этого возраста ребёнка. Можно раскатывать скалкой лепёшечки и с помощью формочек делать фигурки, скатывать колбаски и разрезать их на маленькие кусочки, катать в ладонях колобки и отрывать маленькие кусочки от большого.

Можно вырезать листочки из плотной бумаги и приклеивать потом на них небольшие кусочки разноцветного пластилина. Тут важен не рисунок, а возможность научиться прижимать их так, чтобы они держались.

Бумага и клей

Для знакомства с клеем очень удобно будет, если заранее вырезать из цветной бумаги небольшие фигурки. Не обязательно все разные, достаточно 2–3 вида.

Используйте 2 вида клея – клей-карандаш или жидкий клей. Для первого дополнительно ничего больше не понадобится, кроме чистого листа, куда вы будете клеить фигурки. Жидкий клей лучше налить в небольшую ёмкость или мисочку и использовать для него кисточку.

Сначала главным будет не картина, которая получится из фигурок, а умение правильно располагать фигурку на листе и приклеивать её нужной стороной.

Вырезание

Начинать знакомство с вырезанием нужно со специальных безопасных ножниц с закругленными концами. Самое простое упражнение, которое можно предложить ребёнку до трёх лет – разрезать полоску бумаги на маленькие кусочки. Главное, чтобы полоска была вырезана из плотной бумаги и не гнулась в разные стороны в руке. Но и не слишком плотной, чтобы у ребёнка хватило силы её разрезать.

Иногда детей настолько увлекает это занятие, что они без перерыва разрезают все заготовленные заранее полоски.

Все эти упражнения используется в Монтессори-среде в группах до трёх лет. Они помогают детям овладеть необходимыми навыками, делая сложные действия более простыми и доступными.

"Мама, мама, смотли, какое я чудо учудил!" - стремглав вылетает из группы детского сада трехлетний творец с поделкой наперевес навстречу пришедшей за ним маме. Сколько радости и гордости в глазах малыша. Еще бы: он сам смастерил своими руками новое, то, чего раньше не было, и у него получилось! Детям нравится созидать. Поделки для ребенка 2-3 лет собственноручного производства очень важны: это и способ заявить о себе как о личности, и познание мира. А если что-то вдруг ломается (разобранные игрушки: куклы, остающиеся без рук, и машинки без колес) - так это тоже созидание, ведь для того, чтобы что-то сделать, нужно узнать, как это что-то устроено. Так познается мир. С участием взрослых и в первую очередь родителей он познается быстрее.

Особенности маленьких детей

Помните песенку из смешного детского мультфильма "Осторожно, обезьянки"? Она как нельзя лучше характеризует тех, кто "вылез из пеленок": двух-трехлетних человечков. Гиперактивность и неумение концентрировать внимание на длительный период на чем-то конкретном в таком возрасте - норма. Ведь психические процессы у ребенка пока носят непроизвольный характер. Поэтому, планируя занятие со своим малышом, выбирайте простые поделки. Для детей 2-3 лет занятие рукоделием не должно превышать 15 минут. Время дано с запасом, потому что концентрация внимания в этом возрасте возможна лишь на 3-5 минут.

Какие поделки для ребенка 2-3 лет лучше выбрать?

1. Не требующие сидения на одном месте более 15 минут: мы должны помнить строчку из песни, о которой упоминалось выше, про полкило взрывчатки.

2. Делающиеся легко: ориентир на пословицу об упорстве и труде пока преждевременен.

3. Те, что можно закончить в течение 15 минут. Подберите поделку, которую вы успеете сделать за этот промежуток времени, так вы сможете научить ребенка доводить дело до конца.

4. Выбирайте вариант работы, который будет наверняка интересен, и конечный результат впечатлит малыша.

5. Развивающие поделки для детей 2-3 лет - идеальный вариант Поэтому старайтесь совмещать рукоделие с развитием речи, логики, навыков самообслуживания.

Главное условие занятия творчеством: делать работу должен в основном малыш, мама только подсказывает, направляет.

Рисование

Создание шедевров с помощью - захватывающее занятие для малыша. Когда ребенок научится не только пачкать себя краской, но и водить пальчиком по бумаге, его ручки окрепнут, давайте ему толстую (для удобства) кисть. К 2 годам перед нами уже опытный художник, прошедший этап марания и пришедший к этапу каляк-маляк и линий. Можете смело приступать к рисованию его ручкой человечков из песенки "Точка, точка, запятая - вышла рожица кривая". К двум с половиной - трем годам малыш сможет сам нарисовать своего первого головонога.

Лепка

Все мамы знают, как важно развивать рук ребенка. Лепка - один из идеальных вариантов занятия по ее развитию. Приобщать ребенка к лепке лучше всего начинать в годик. Сначала познакомить малыша с материалом для лепки. Да, кстати, стоит обратить внимание на оптимальный выбор того, из чего нужно лепить с малышом поделки. Для ребенка 2-3 лет идеальный материал - тесто. Его можно приготовить самостоятельно, а можно купить в магазинах, которые специализируются на продаже детских товаров. Там же можно приобрести для лепки: скалку, стеки, штампы и формочки для вырезания фигурок.

Итак, начинаем занятия по лепке с простых заданий: размять тесто, скатать колобок, отщипывать от него мелкие кусочки.

Приготовьте к занятию шаблон с несложным рисунком. Например дерево, и ребенок с удовольствием наклеит на него листики.

К трем годам ваш малыш вполне освоится в роли скульптора и сможет лепить незамысловатые фигурки из трех-четырех отдельно сделанных деталей.

Аппликация

Для занятий понадобятся готовые детали, которые нужно приклеить, основа и клей (в идеале - крахмальный или мучной клейстер). Возможен вариант аппликации листьями деревьев, если вы делаете осенние поделки. Для детей 2-3 лет занятия следует проводить в порядке возрастания сложности.

Первый этап - это знакомство ребенка с клеем, его свойствами и алгоритмом работы: сначала намазываем клеем детальку, потом прикладываем к бумаге и прижимаем.

Важно сразу обратить внимание ребенка на то, чтобы он одной рукой придерживал деталь, которую смазывает клеем.

Когда все трудности ремесла клейщика пройдены, можно приступать к более творческому процессу: составлению композиций из заранее вырезанных старшими элементов.

Конструирование

Занятие весьма полезное, потому что, кроме мелкой развивает ребенка. Конечно же, самому малышу не справиться с ролью конструктора. Но ведь всегда есть мама, папа, которые помогут сделать что-нибудь интересное. Существуют готовые наборы - поделки для ребенка 2-3 лет, позволяющие собирать фигурки из нескольких крупных деталей.

Но можно обойтись и без них: собрать на прогулке каштаны и шишки и сделать смешного человечка. Прямо на прогулке провести незапланированное занятие.

Для конструирования подойдут и другие подручные вещи: клубки ниток, картонные основы от рулонов туалетной бумаги, всевозможные коробки и коробочки. Стоит только проявить фантазию.

Заключение

В возрасте от 2 до 3 лет мышление детей развивается наглядно-действенно, поэтому так важны занятия творчеством, в процессе которых ребенок получает навыки обращения с предметами, труда, самообслуживания, речевые.

Главное - не забывать правило: ребенку должно нравиться то, что он делает.

Как правило, в возрасте около года у детей появляется первый интерес к творчеству. Они начинают с удовольствием калякать карандашом, им становится интересно отщипывать кусочки пластилина, а если вы познакомите малыша с клеем, то у него вообще будет полный восторг. Любые начинания и таланты в ребенке нужно развивать, поэтому сейчас самое время предлагать малышу первые занятия по , и аппликации.

Основное правило для творческих занятий с ребенком в этом возрасте – давать только те задания, которые посильны малышу . Ваша задача привить интерес к творчеству, а не отбить его. Если вы будете предлагать малышу слишком трудные поделки, не соответствующие его возрасту, это, скорее всего, приведет к тому, что у ребенка ничего не будет получаться, и он будет просто наблюдать, как вы все делаете за него. Занятия должны проходить так, чтобы основную часть работы делал ребенок, а не мама.

Важно помнить, что творческие занятия с ребенком такого возраста не должны быть больше 5-10 минут. Всегда ориентируйтесь на настроение ребенка. Если ребенок теряет интерес к работе, то это, скорее всего, означает, что она слишком простая или, наоборот, слишком сложная для него. Либо же вы затянули занятие, и малыш уже просто устал.

Все аппликации и поделки с детьми 1-2 лет я поделила на несколько групп в порядке возрастающей трудности:

Этап 1. Хаотичное приклеивание бумажек на листочек, приклеивание геометрических фигур

Прежде чем делать какие-то поделки и композиции, для начала нужно просто познакомить малыша с клеем. Ребенок должен уловить саму суть аппликации и запомнить основную схему действий: сначала намазываем кусочек бумаги клеем, затем переворачиваем его, прикладываем к другому листочку и приглаживаем все хорошенько ладошкой, чтобы крепче держалось.

Поначалу вы можете просто приклеивать кусочки цветной бумаги на лист-основу. Скорее всего, это занятие очень понравится вашему малышу. В этом возрасте детей пока больше привлекает сам процесс, чем результат. Над художественными картинами будем трудиться позже.

Сейчас все ваше внимание должно быть сконцентрировано на том, чтобы обучить ребенка правильной технике аппликации . И это очень важно сделать именно сейчас, чтобы не пришлось переучивать потом. В чем же заключается правильная техника?

Во-первых , показывайте малышу, как правильно держать клей-карандаш. Как правило, дети наклоняют клей-карандаш, чем только усложняют себе процесс намазывания. Учите малыша располагать клей строго перпендикулярно листочку!

Во-вторых , объясняйте ребенку, что когда он намазывает бумажку клеем, ее обязательно нужно придерживать ладошкой левой руки (если ребенок правша). Скорее всего, на первых порах бумажка будет выскакивать у малыша из под пальца, поэтому слегка фиксируйте его ладошку своей рукой. Только не делайте все полностью за ребенка, он обязательно должен участвовать!

Моя дочка Таисия познакомилась с клеем примерно в 1 год 3 месяца. Сначала мы просто занимались тем, что беспорядочно приклеивали в альбом небольшие кусочки бумаги. Дочка безумно любила это занятие. Чуть позже меня осенила мысль, что можно совместить приятное с полезным и приклеивать геометрические фигуры, озвучивая их названия во время приклеивания. На тот момент Тая уже знала все плоские геометрические фигуры, даже такие как трапеция и параллелограмм (мы изучили их при помощи ), поэтому, занимаясь аппликацией, мы просто закрепляли их в памяти.

Этап 2. Простые поделки с хаотичным расположением элементов

После того, как малыш немного освоится с самой техникой аппликации, можно начинать создавать первые поделки. Хочу предложить вашему вниманию несколько простых идей поделок-аппликаций. Все они подразумевают свободное расположение деталей на листе. Т.е. ребенку не нужно будет попадать в какое-то конкретное место, а просто клеить, куда душе угодно.

Важно! Давайте ребенку возможность самому решить, где именно на вашей елке будет висеть шарик или в каком месте аквариума будет плавать рыбка. По себе замечала, что все время хочется поправить дочкино творчество, сделать, чтобы все было красиво и ровненько. А если задуматься, то зачем это делать? Работы нам не на выставку выставлять. Уж лучше пусть ребенок будет уверен, что сам приклеил так хотел, и никто не вмешивался. Иногда можно просто подсказать и объяснить почему так, как вы предлагаете, получится красивее.

Думаю, на основе представленных идей вы легко сможете придумать множество своих вариантов. Также в статье есть возможность скачать самые простые ч/б шаблоны к представленным поделкам. При желании вы можете предварительно раскрасить их.

Все необходимые элементы для аппликации маме нужно будет заранее подготовить.

  • Елочка с шарами . Сначала вместе с малышом приклеиваем саму елку на лист-основу, затем шарики, звездочки и другие подготовленные вами украшения. Либо можно приклеить украшения на готовый шаблон ёлки — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

  • Дерево с яблоками СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Ежик с яблоками и грибами СКАЧАТЬ ШАБЛОН

    Витамины в баночке для девочки СКАЧАТЬ ШАБЛОН

    Ягоды в корзинке СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Рыбки в аквариуме . Идея аппликации из пособия «». Ребенок наклеивает только рыбок.

Этап 3. Поделки с приклеиванием элементов на конкретные места

Теперь для малыша предстоит задание посложнее, ему нужно не просто приклеить элемент аппликации, но еще и попасть на конкретное место. По моему опыту, к таким поделкам нужно переходить не раньше 1,5 лет. Но все, конечно, индивидуально.

Первое время на листе-основе рисуйте контуры тех предметов, которые будете приклеивать. Так ребенку будет проще понять, что должно получиться. Затем постепенно можно переходить к приклеиванию без контуров.

Итак, вот несколько чуть более сложных поделок с детьми 1-2 лет:

  • Гусеница . Склеиваем гусеницу из кружочков. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо гусеницы. Чтобы облегчить задачу, можно наклеивать кружочки на шаблон — СКАЧАТЬ ШАБЛОН .



  • Снеговик из ватных дисков . Шапку-ведро заранее вырезаем из цветной бумаги. Когда все детали приклеены, мама дорисовывает лицо.

    Одуванчики из ватных дисков СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

  • Воздушные шарики . Малыш приклеивает только воздушные шарики к готовому рисунку. СКАЧАТЬ ШАБЛОН .

    Дом из блоков

    Елочка из треугольников . Наклеиваем треугольники один над другим.

  • Дом с окнами . Приклеиваем к дому окна-квадраты. Можно также сделать дверь. СКАЧАТЬ ШАБЛОН

  • Машина . К силуэту машины приклеиваем окошки, колеса, при желании — фары.

    Разрезанные картинки из журналов . Вы можете вырезать из журналов картинки, разрезать их на крупные, понятные малышу части, а затем склеить их вместе с ребенком. Например, можно вырезать машину, лицо или фигуру человека полностью.

  • Расставляем игрушки на полочку. Идея аппликации из пособия «Это может ваш малыш. Наклей картинку »

  • Снежное дерево из салфеток . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры »

  • Светофор . Идея аппликации из пособия «Мои первые шедевры » — СКАЧАТЬ ШАБЛОН

Кстати, идеи поделок на новогоднюю и зимнюю тематику можно найти .

В своих творческих занятиях вы можете также использовать различные пособия. В них есть много готовых идей, перед занятием нужно будет только вырезать все необходимые детали либо использовать готовые наклейки. Мы, например, использовали такие издания:

  • (Ozon , My-shop , KoroBoom )

  • (Ozon , My-shop , KoroBoom )

  • Аппликация. Мишутка и его друзья (Ozon , Лабиринт , My-shop )

  • Развивающие наклейки для малышей. Форма (Ozon , My-shop , KoroBoom )

И в заключение хочется сказать еще про один очень важный момент. Одним из основных принципов всемирно известной является предоставление ребенку как можно большей свободы и самостоятельности. И это вовсе не значит, что нужно предоставить ребенка самому себе «Иди, играй как хочешь!». Это значит, что малыша нужно научить играть так, чтобы он смог впоследствии делать это самостоятельно. Чтобы сам смог подготовиться игре, сам умел обращаться с материалами, сам смог и убрать за собой. Поэтому, когда вы занимаетесь с малышом творчеством, обязательно сразу приучайте его к определенным правилам .

У нас, например, такой порядок: сначала вместе идем стелить на столик специальную скатерку (это может быть и дощечка для лепки), потом достаем из нашего «творческого» шкафчика все необходимые принадлежности (клей, альбом, цветную бумагу). После работы в обратной последовательности все раскладываем по местам. Применяем такие правила с 1 года 3 месяцев. Сейчас, спустя год, могу сказать, что дочь все порядки хорошо знает (хотя она их уже и через месяц усвоила) и выполняет без каких-либо сопротивлений. Бывают случаи, когда без напоминания сама убирает за собой, но в основном с напоминаем, конечно.

Желаю вам и вашему малышу творческих успехов! Надеюсь, вам пригодятся наши идеи поделок. Буду рада подружиться с вами в соцсетях, заходите

Как правило, в довольно юном возрасте, ребенок начинает выражать свое стремление выражать впечатления, которые он получает в процессе своего взросления. Делает он это разными способами: голосом, движениями, действиями. В определенный момент необходимо предоставить малышу возможность более разнообразно выражать себя: дать ему карандаши и бумагу, пластилин или конструктор, научить использовать его. Результат творческой деятельности ребенка является прекрасным средством мониторинга и обогащения его внутреннего мира. Необходимо всячески поощрять детское творчество в той форме, в которой оно наиболее приемлемо для малыша.

Рисование c ребенком от 3 - х лет

Занятия рисованием с малышами очень хорошо развивает воображение, образное мышление, воспитывает чувство прекрасного, самостоятельность, аккуратность, помогают в понимании природы окружающих предметов.

Рисовать можно цветными карандашами, фломастерами или красками. При покупке фломастеров для малышей обратите внимание насколько легко снимать колпачок, не имеет ли продукция сильного запаха. Выбирая кисточки и краски ребенку, отдавайте предпочтения акварели, кисточки покупайте мягкие, лучше всего- белки. Возьмите несколько кисточек разного размера, например №3 и №7.

Следите за тем, чтобы дети не пробовали краску и фломастеры на вкус, не пытались выпить цветную от краски воду из баночки!

Первые занятие следует начинать с знакомства с изобразительными средствами: фломастерами, карандашами и красками.

На занятиях объясните малышу, что в основе окружающих его вещей лежат геометрические фигуры, что домик это квадрат - комната и крыша - треугольник, цветок - это круг и лепестки - овалы и так далее. Предложите малышу нарисовать свою любимую игрушку, своих друзей, вид из окна.

Лепка с ребенком от 3 - х лет

Самые первые занятия с пластилином, если ваш ребенок еще не знаком с этим материалом, - это знакомство. Покажите, как скатывать из него шарики, колбаски, как делать «кляксочки» и блинчики. Используйте пластиковую или клеенчатую подстилку, чтобы не испортить покрытие стола. Для этого занятия можно купить массу для лепки или восковой пластилин. Не позволяйте ребенку разбрасывать материал, брать пластилин в рот, размазывать по мебели, одежде и игрушкам. После того, как закончите занятия, обязательно уберите пластилин в недоступное для ребенка место. Начинать с лепки целых фигур ребенку может быть сложно. Предложите ему «покормить птичек», как на картинке, или сделать рыбке чешую: маленькими пластилиновыми шариками украсить картинку с рыбкой.

Раскраски для детей

Помимо контурных , ставших своеобразной классикой, в магазинах представлены самые разнообразные виды этой продукции. Бывают раскраски, обучающие чтению или счету - в них наряду с картинками предлагается разрисовать буквы или цифры. Многим детям нравятся водные раскраски - для того, что бы сделать картинку цветной, нужно просто мокрой кисточкой обвести изображение. Существуют раскраски с вкладышами из наклеек, в них нужно не просто разукрасить картинку, но и вклеить недостающего на изображении персонажа или предмет. Очень благотворно влияют на развитие воображения малышей раскраски, в которых нужно самостоятельно дорисовать часть предмета, например, лепесточки на цветочках.

Предложите несколько вариантов различных раскрасок, возможно, какие-то ребенку не понравятся, а от других его сложно будет оттащить. Старайтесь подбирать в соответствии с интересами и предпочтениями детей.

Аппликация для детей от 3 - х лет

Уделяя внимание этому занятию ребёнок учится различать и называть фигуры и цвета, в значительной степени развивает аккуратность, точность, познает окружающий мир, развивает моторику рук и свой творческий подход.

Для занятия аппликацией с малышом выбирайте специальные ножницы с закругленными концами, клей без сильного запаха, предпочтительнее клей- карандаш.

Постигать азы аппликации нужно с простых картинок. Например, из 5- 7 кружочков сделайте гусеницу, из нескольких прямоугольников и кружочков склейте машинку и так далее.

Будьте внимательны, следите, чтобы малыш не поранился и не потянул в рот клей.

Паззлы, мозаики и конструкторы для детей от 3 - х лет

Конструкторы, паззлы и мозаики помогают ребенку тренировать логическое мышление, воображение и пространственное восприятие. При выборе игрушек такого плана обращайте внимание на количество и размер элементов, на качество материалов и самой игры. Обратите особое внимание на материал, из которого сделана игра: картон, из которого сделаны кусочки паззлов, должен быть негнущимся и прочным, если детальки деревянные, их боковые срезы должны быть гладкими, без зазубрин, которые могут занозить ручку малыша. Материал не должен краситься, иметь неприятного запаха, острых углов в элементах мозаики или конструкторе быть не должно! Лучше, если паззлы для детей от трех лет будут состоять максимум из 25 элементов, будут выкладываться в рамке-планшете. Рисунок подбирайте яркий, понятный и знакомый (например, любимый мультипликационный персонаж), что бы малышу было просто собрать картинку, отдавайте предпочтение картинкам не имеющим мелких деталей. Элементы конструктора для малышей не должны быть мелкими, чтобы у ребенка легко получалось разбирать фигурки. Они не должны быть хрупкими. Основа для выкладки мозаики может быть круглой или квадратной формы. Отверстия для вставки деталей должны быть ровными, одного размера, а ее кусочки довольно крупными. Мозаика для малышей не должна состоять из большого количества элементов. Следите за ребенком во время игр с этими предметами.

Зачатки таланта ребенок начинает демонстрировать в раннем детстве, по этой причине развитием творческих способностей малыша стоит заниматься с того момента, когда малыш начнет осознавать какой предмет для чего предназначен и как его следует применять. Чем именно заниматься – решает сам ребенок, вам остается только наблюдать, к какому виду деятельности он больше склоняется, направлять его, давать инструменты для реализации потенциала. Во время занятий творчеством ребенок занимается самовыражением. Различные внутренние переживания, так же, находят выход через творчество, не даром у детских психологов так популярны тесты - рисунки.

error: Content is protected !!