Разновидности шёлка и шёлковых тканей. Натуральный шелк — шик и удобство в одном материале Шелк сообщение

Традиция шелководства на территории Китая зародилась ещё в неолите ( -III тысячелетии до н. э.). Как рассказывает старинная китайская легенда, искусством изготовления шёлка Китай обязан жене Жёлтого императора , мифического основателя китайского государства, потому что именно она научила свой народ разводить гусениц и ткать. Самый древний кокон шелкопряда, обнаруженный археологами, был найден в неолитическом поселении северной провинции Шаньси (ок. -1700 гг. до н. э.), а первые фрагменты шёлковой ткани - в одной из гробниц южного Китая времён Борющихся царств ( -221 гг. до н. э.). На рубеже новой эры в Китае уже были широко распространены многие разновидности шёлка:

  • плотный шёлк, напоминающий креп ;
  • тонкие газовые шелка;
  • шелка сложного плетения;
  • шелка с разнообразным вышитым рисунком;
  • и другие.

Перед окрашиванием шёлк промывали, вываривали и отбеливали . Для окрашивания применяли минеральные и растительные красители . Для придания более сложных оттенков ткани подвергались многократной окраске.

Много столетий никому за пределами Китая не удавалось овладеть технологией производства шёлка, так как за разглашение тайны полагалась смерть . Огромные усилия были потрачены на то, чтобы выведать этот секрет.

Хорошо известно предание о том, как производство шёлка возникло в Хотане . Местный правитель никак не мог заполучить сырьё и способ изготовления вожделенного материала. Тогда по совету своего министра Юйчи Му он решил схитрить и посватался к китайской принцессе. Когда предложение было принято, посланец хотанского правителя шепнул принцессе, что на родине её супруга много превосходного нефрита, но нет изысканного шёлка и, если она хочет носить такую же красивую одежду, как и до свадьбы, ей следует привезти с собой яйца шелковичных червей и семена тутового дерева. Всё, что требовалось, девушка привезла в Хотан, спрятав коконы в замысловатой причёске, а яйца - среди мешочков с травами и снадобьями. Предприимчивая принцесса мыслила значительно масштабнее своего жениха и прихватила с собой под видом домашней прислуги специалистов по разведению шелкопряда, разведению тутовых деревьев и ткачеству.

Изготовление шёлковой ткани

Волокнистое сырье последовательно проходит этапы сортировки, растрёпывания (для разрыхления спрессованный массы волокон и частичному удалению примесей), вымачивания и дальнейшей сушки (для удаления серицина). Далее следуют несколько этапов чесания (преобразования массы волокон в гребенную лету с ориентированными волокнами), в ходе которых образуется длинноволокновый и коротковолокновый очёс , используемые для получения пряжи с разными свойствами. Далее следует этап кручения нитей, из которых позже на этапе ткачества будет изготовлена ткань .

Отделка шёлковых тканей для придания им полезных свойств состоит из этапов отваривания (в мыльном растворе при температуре около 95 градусов на протяжении 1,5-3 часов для окончательного удаления серицина , красящих и жировых веществ; крашения; оживления (обработка раствором уксусной кислоты в течение 15-30 мин при температуре 30 °C для придания блеска и сочности окраски (для окрашенных тканей)). Опционально: для получения белого шёлка сырьё подвергают белению щелочным раствором перекиси водорода при температуре 70 °C на протяжении 8-12 часов; для получения шёлка с рисунком используют аэрографный метод нанесения при помощи трафаретов (для единичных экземпляров) или аппаратное нанесение рисунка при помощи сетчатых шаблонов. Заключительная отделка для всех видов сырья - декатировка - обработка горячим паром под давлением в течение нескольких минут для снятия внутримолекулярных напряжений в структуре волокон.

Свойства и особенности шёлковых тканей

  • Обладает средней теплостойкостью - при длительном воздействии высоких температур прочность на разрыв снижается незначительно, но ткань становится более хрупкой
  • рекомендуемая температура влажно-тепловой обработки - 110 °C
  • очень низкая светостойкость - после воздействия в течение всего 200 часов солнечным излучением прочность уменьшается вдвое
  • средняя хемостойкость - шёлк, как и другие ткани из натурального сырья, нечувствителен к воздействию органических растворителей (уксус , спирт), а реагирует только с концентрированными растворами кислот и щелочей.
  • высокая гигроскопичность и впитываемость.
  • шёлк нельзя кипятить
  • высокая прочность (во влажном виде прочность уменьшается)
  • хорошо растягивается и вытягивается.
  • шёлк горит медленно, издаёт запах горелых перьев.
  • на конце сгоревшей шёлковой нитки остаётся мягкий шарик тёмно-серого цвета
  • природный цвет волокна - белый или кремовый.

Особенности ткани

  • хорошие гигиенические свойства

После соответствующей обработки шёлковые ткани приобретают:

  • хорошую драпируемость
  • блеск

Разновидности

См. также

Напишите отзыв о статье "Шёлк"

Примечания

Литература

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Кукин Г. Н., Соловьев А. Н. Текстильное материаловедение ч. 1-3. - М ., 1964-67.
  • Рубинов Э. Б., Усенко В. А., Ибрагимов С. С. Учение о шелке и кокономотание, ч. 1. - М ., 1966.

Ссылки

  • видео

Отрывок, характеризующий Шёлк

Княжна Марья вовсе не думала и не помнила о своем лице и прическе. Красивое, открытое лицо человека, который, может быть, будет ее мужем, поглощало всё ее внимание. Он ей казался добр, храбр, решителен, мужествен и великодушен. Она была убеждена в этом. Тысячи мечтаний о будущей семейной жизни беспрестанно возникали в ее воображении. Она отгоняла и старалась скрыть их.
«Но не слишком ли я холодна с ним? – думала княжна Марья. – Я стараюсь сдерживать себя, потому что в глубине души чувствую себя к нему уже слишком близкою; но ведь он не знает всего того, что я о нем думаю, и может вообразить себе, что он мне неприятен».
И княжна Марья старалась и не умела быть любезной с новым гостем. «La pauvre fille! Elle est diablement laide», [Бедная девушка, она дьявольски дурна собою,] думал про нее Анатоль.
M lle Bourienne, взведенная тоже приездом Анатоля на высокую степень возбуждения, думала в другом роде. Конечно, красивая молодая девушка без определенного положения в свете, без родных и друзей и даже родины не думала посвятить свою жизнь услугам князю Николаю Андреевичу, чтению ему книг и дружбе к княжне Марье. M lle Bourienne давно ждала того русского князя, который сразу сумеет оценить ее превосходство над русскими, дурными, дурно одетыми, неловкими княжнами, влюбится в нее и увезет ее; и вот этот русский князь, наконец, приехал. У m lle Bourienne была история, слышанная ею от тетки, доконченная ею самой, которую она любила повторять в своем воображении. Это была история о том, как соблазненной девушке представлялась ее бедная мать, sa pauvre mere, и упрекала ее за то, что она без брака отдалась мужчине. M lle Bourienne часто трогалась до слез, в воображении своем рассказывая ему, соблазнителю, эту историю. Теперь этот он, настоящий русский князь, явился. Он увезет ее, потом явится ma pauvre mere, и он женится на ней. Так складывалась в голове m lle Bourienne вся ее будущая история, в самое то время как она разговаривала с ним о Париже. Не расчеты руководили m lle Bourienne (она даже ни минуты не обдумывала того, что ей делать), но всё это уже давно было готово в ней и теперь только сгруппировалось около появившегося Анатоля, которому она желала и старалась, как можно больше, нравиться.
Маленькая княгиня, как старая полковая лошадь, услыхав звук трубы, бессознательно и забывая свое положение, готовилась к привычному галопу кокетства, без всякой задней мысли или борьбы, а с наивным, легкомысленным весельем.
Несмотря на то, что Анатоль в женском обществе ставил себя обыкновенно в положение человека, которому надоедала беготня за ним женщин, он чувствовал тщеславное удовольствие, видя свое влияние на этих трех женщин. Кроме того он начинал испытывать к хорошенькой и вызывающей Bourienne то страстное, зверское чувство, которое на него находило с чрезвычайной быстротой и побуждало его к самым грубым и смелым поступкам.
Общество после чаю перешло в диванную, и княжну попросили поиграть на клавикордах. Анатоль облокотился перед ней подле m lle Bourienne, и глаза его, смеясь и радуясь, смотрели на княжну Марью. Княжна Марья с мучительным и радостным волнением чувствовала на себе его взгляд. Любимая соната переносила ее в самый задушевно поэтический мир, а чувствуемый на себе взгляд придавал этому миру еще большую поэтичность. Взгляд же Анатоля, хотя и был устремлен на нее, относился не к ней, а к движениям ножки m lle Bourienne, которую он в это время трогал своею ногою под фортепиано. M lle Bourienne смотрела тоже на княжну, и в ее прекрасных глазах было тоже новое для княжны Марьи выражение испуганной радости и надежды.
«Как она меня любит! – думала княжна Марья. – Как я счастлива теперь и как могу быть счастлива с таким другом и таким мужем! Неужели мужем?» думала она, не смея взглянуть на его лицо, чувствуя всё тот же взгляд, устремленный на себя.
Ввечеру, когда после ужина стали расходиться, Анатоль поцеловал руку княжны. Она сама не знала, как у ней достало смелости, но она прямо взглянула на приблизившееся к ее близоруким глазам прекрасное лицо. После княжны он подошел к руке m lle Bourienne (это было неприлично, но он делал всё так уверенно и просто), и m lle Bourienne вспыхнула и испуганно взглянула на княжну.
«Quelle delicatesse» [Какая деликатность,] – подумала княжна. – Неужели Ame (так звали m lle Bourienne) думает, что я могу ревновать ее и не ценить ее чистую нежность и преданность ко мне. – Она подошла к m lle Bourienne и крепко ее поцеловала. Анатоль подошел к руке маленькой княгини.
– Non, non, non! Quand votre pere m"ecrira, que vous vous conduisez bien, je vous donnerai ma main a baiser. Pas avant. [Нет, нет, нет! Когда отец ваш напишет мне, что вы себя ведете хорошо, тогда я дам вам поцеловать руку. Не прежде.] – И, подняв пальчик и улыбаясь, она вышла из комнаты.

Все разошлись, и, кроме Анатоля, который заснул тотчас же, как лег на постель, никто долго не спал эту ночь.
«Неужели он мой муж, именно этот чужой, красивый, добрый мужчина; главное – добрый», думала княжна Марья, и страх, который почти никогда не приходил к ней, нашел на нее. Она боялась оглянуться; ей чудилось, что кто то стоит тут за ширмами, в темном углу. И этот кто то был он – дьявол, и он – этот мужчина с белым лбом, черными бровями и румяным ртом.
Она позвонила горничную и попросила ее лечь в ее комнате.
M lle Bourienne в этот вечер долго ходила по зимнему саду, тщетно ожидая кого то и то улыбаясь кому то, то до слез трогаясь воображаемыми словами рauvre mere, упрекающей ее за ее падение.
Маленькая княгиня ворчала на горничную за то, что постель была нехороша. Нельзя было ей лечь ни на бок, ни на грудь. Всё было тяжело и неловко. Живот ее мешал ей. Он мешал ей больше, чем когда нибудь, именно нынче, потому что присутствие Анатоля перенесло ее живее в другое время, когда этого не было и ей было всё легко и весело. Она сидела в кофточке и чепце на кресле. Катя, сонная и с спутанной косой, в третий раз перебивала и переворачивала тяжелую перину, что то приговаривая.
– Я тебе говорила, что всё буграми и ямами, – твердила маленькая княгиня, – я бы сама рада была заснуть, стало быть, я не виновата, – и голос ее задрожал, как у собирающегося плакать ребенка.
Старый князь тоже не спал. Тихон сквозь сон слышал, как он сердито шагал и фыркал носом. Старому князю казалось, что он был оскорблен за свою дочь. Оскорбление самое больное, потому что оно относилось не к нему, а к другому, к дочери, которую он любит больше себя. Он сказал себе, что он передумает всё это дело и найдет то, что справедливо и должно сделать, но вместо того он только больше раздражал себя.
«Первый встречный показался – и отец и всё забыто, и бежит кверху, причесывается и хвостом виляет, и сама на себя не похожа! Рада бросить отца! И знала, что я замечу. Фр… фр… фр… И разве я не вижу, что этот дурень смотрит только на Бурьенку (надо ее прогнать)! И как гордости настолько нет, чтобы понять это! Хоть не для себя, коли нет гордости, так для меня, по крайней мере. Надо ей показать, что этот болван об ней и не думает, а только смотрит на Bourienne. Нет у ней гордости, но я покажу ей это»…
Сказав дочери, что она заблуждается, что Анатоль намерен ухаживать за Bourienne, старый князь знал, что он раздражит самолюбие княжны Марьи, и его дело (желание не разлучаться с дочерью) будет выиграно, и потому успокоился на этом. Он кликнул Тихона и стал раздеваться.
«И чорт их принес! – думал он в то время, как Тихон накрывал ночной рубашкой его сухое, старческое тело, обросшее на груди седыми волосами. – Я их не звал. Приехали расстраивать мою жизнь. И немного ее осталось».
– К чорту! – проговорил он в то время, как голова его еще была покрыта рубашкой.
Тихон знал привычку князя иногда вслух выражать свои мысли, а потому с неизменным лицом встретил вопросительно сердитый взгляд лица, появившегося из под рубашки.
– Легли? – спросил князь.
Тихон, как и все хорошие лакеи, знал чутьем направление мыслей барина. Он угадал, что спрашивали о князе Василье с сыном.
– Изволили лечь и огонь потушили, ваше сиятельство.
– Не за чем, не за чем… – быстро проговорил князь и, всунув ноги в туфли и руки в халат, пошел к дивану, на котором он спал.

Натуральный шёлк получают из волокон кокона так называемого тутового шелкопряда - разновидности бабочки. Процесс получения шёлковых волокон занимает много времени и весьма трудоёмок. Поэтому натуральные шёлковые ткани стоят дорого, а одежда и аксессуары из них продаются в сравнительно небольших объёмах.

Впрочем, разновидностей шёлковых тканей всё равно существует немало. Вот только некоторые из них.

Атлас (сатин) - одна из самых благородных и популярных разновидностей, отличается гладкостью и характерным блеском; красиво переливается на свету. Из атласа шьют дорогие блузки, платья; из него производят элитное постельное бельё, платки, галстуки, парадные жилеты. Помимо этого, атласом отделываются лацканы смокингов и (иногда) очень дорогие халаты. Ткань эта дорогая, плотная, весьма прочная, но деликатная, требует специфического ухода и аккуратного отношения. Может выглядеть как солидно, так и вульгарно.

Следует отметить, что атласом зачастую называют далеко не только ткани из натурального шёлка: дело в том, что это просто тип переплетения нитей, а не конкретная ткань как таковая. Качество атласа может варьироваться: например, есть очень-очень приятные на ощупь атласные галстуки, а есть галстуки из атласа, которые при прикосновении восторга не вызывает.

По-английски атлас называется сатином . Иными словами, satin - это атлас, а обозначения atlas в английском языке по отношению к ткани вы не встретите.

Гренадин – шёлковая ткань с характерной зернистой фактурой; используется для пошива галстуков. Очень оригинально и красиво выглядит, обладает мягким, умеренным блеском. Галстуки из гренадина - одни из самых универсальных. Подробнее о гренадине и его разновидностях читайте .

Шёлковая саржа - ткань из 100% шёлка с диагональным (саржевым) переплетением. Используется, в частности, для производства нагрудных (да и не только нагрудных) платков, галстуков, шарфов и даже для подкладок пиджаков/курток/пальто. Весьма популярна.

Репс (repp) - напоминает внешне шёлковую ткань с саржевым переплетением, но более «матёрый», «тяжёлый», даже немного грубоватый. У репса ярко выраженная фактура: диагональные рубчики, которые заметны сильнее, чем на шёлковой сарже. Их репса шьют галстуки (обычно это полосатые модели) и иногда платья.

Крепдешин (креп) - лёгкая шёлковая ткань c характерной слегка рельефной фактурой (см. фото ниже), которая используется для пошива женской одежды, в частности, платьев, а кроме того - платков. Не электризуется, не мнется. Иногда крепдешином могут называть похожую хлопковую или даже синтетическую ткань.

Парча - шёлк с замысловатыми узорами, вышитыми золотыми и серебряными нитями. Выглядит роскошно и претенциозно. Парча плотна и тяжела. Сейчас практически не используется для пошива одежды (разве что для каких-то исторических костюмов и некоторых женских туалетов). В современной мужской одежде материал неприемлемый. Иногда из парчи делают обивку для очень пафосной мебели «под старину».

Фуляр - тонкая шёлковая ткань с набивным рисунком, которая используется в основном для пошива разного рода платков и шарфов. Встречается фуляр из 100% шёлка и с добавлением других волокон, в том числе хлопковых и синтетических. Иногда фуляром называют специфический тип рисунка на ткани (с повторяющимися элементами). Подробнее об узоре под названием фуляр читайте .

Жаккард - ткань с рельефным узором. Может быть шёлковым, может быть хлопковым, а может изготавливаться из смеси волокон шёлка и хлопка, а иногда и синтетики. Используется для производства галстуков, рубашек, пледов, покрывал, обивки мебели. Галстуки из жаккарда лучше завязывать небольшими и простыми узлами.

Шёлковый бархат - слегка «мохнатая» ткань, красиво выглядит, приятна на ощупь, довольно тяжела, сильно переливается на свету. Не очень-то износостойка и требует внимательного ухода. Изделия из шёлкового бархата встречаются в продаже очень редко, куда чаще можно встретить одежду из хлопкового или даже искусственного бархата. Иногда встречается смесь: скажем, 28% шелк и 72% вискозы.

- очень тонкая шёлковая ткань, из неё шьют платья, платки, тончайшие шарфы. Легкая и полупрозрачная.

Дикий шелк (по-английски часто raw silk) - грубоватый шёлк, который смотрится не так утонченно, как «классический» гладкий блестящий шёлк. Вообще, строго говоря, дикий шёлк - это шёлк, который получают из коконов гусениц тутового шелкопряда, собранных в полевых условиях (то есть не тех, что выращены на специальных «фермах»). Когда-то, в древние времена весь шёлк был «диким», однако сейчас это «шёлковое собирательство» коммерчески нецелесообразно, так как требует огромного количества времени - и, соответственно, себестоимость такого дикого шёлка будет невероятно высока.

Дупион (dupioni) - по сути, это то, что иногда называют «диким» шёлком. Для такого шёлка характерна неровная, неоднородная текстура. Некоторые люди полагают, что она придаёт ему очарование, но другие могут подумать, что «узелки» — это вообще признак брака. Лоска у дупиона нет, блеск слабый. Вещи из такого шёлка обычно выглядят неформально (это могут быть и женские платья, и мужские галстуки, и пиджаки/жакеты). Иногда для обозначения такого шёлка используется термин Shantung silk (Shantung — это провинция Китая).

Вязаный шёлк - это не ткань, а трикотаж, который используется для производства неформальных галстуков. Такие галстуки вяжут специальные машины. Существует несколько подвидов вязаного шёлка, которые отличаются друг от друга фактурой. Интересным вариантом является подвид Cri de la Soie, выделяющийся крупной и грубоватой текстурой. Вязаные галстуки из такого шёлка выглядят неформально, но выразительно.

Бембергский шёлк - так иногда называют бемберг (купро). Это искусственная ткань («родственница» вискозы), которая напоминает шёлк своей гладкостью и лёгким блеском, но на самом деле мало имеет с ним общего. Она отличается высокой износостойкостью и отличной воздухопроницаемостью и является лучшим материалом для подкладок.

Подробнее о бемберге (купро) читайте .

Искусственный (синтетический) шёлк - так порой называют вискозу или полиэстер, которые внешним видом напоминают шёлк. Опытный глаз, однако, отличит полиэстер от натурального шёлка. Как правило, лоск и блеск у полиэстера более «дешевый». Однако есть и достоинства: полиэстер гораздо дешевле и проще в уходе.

Ancient madder silk

Так называют шёлковую ткань, окрашенную красителями растительного происхождения, в том числе — получаемыми от растения Rubia tinctorum. По-английски такой краситель называется madder, и использовался он с давних времен - отсюда, видимо, и название ancient. В Европе его стали использовать с XVII века (во Франции и Англии), но на Востоке, по-видимому, данный краситель применяли ещё в третьем тысячелетии до нашей эры (есть находки, подтверждающие это). Собственно madder позволяет окрашивать ткани в различные оттенки оранжевого, красного, коричневого и бордового цветов, однако термин ancient madder silk часто применяется и к шёлку других цветов.

В отличие от шёлка, окрашенного современными химическими красителями, ancient madder silk яркими и кричащими цветами похвастать не может, а имеет картинку более тусклую, сдержанную, серьезную, матовую. Некоторым людям очень нравится такой «винтажный» стиль и они стараются покупать галстуки именно из ancient madder silk (особенно ценится английский). При этом следует помнить, что сейчас натуральный красный краситель madder практически не используется, так как он очень дорог; обычно используют искусственный краситель, максимально близкий к нему по свойствам + иногда натуральные красители для получения другого цветов.

Подробнее об Ancient Madder Silk читайте .

Разновидности шёлка и шёлковых тканей по странам происхождения

Первое место в мире по производству шелковых коконов занимает Китай, затем с большим отрывом Индия, на третьем месте – Узбекистан, а затем следует Япония. Вообще, именно в Китае начали впервые в мире производить шёлковые ткани, и сейчас они там производятся в немалых количествах. Китайский шёлк не считается сейчас лучшим, но достойные образцы по разумным ценам из Китая приходят. Конечно, производят и откровенную дрянь.

Велики объёмы производства шёлковых тканей и в Индии - и там похожая ситуация: наряду с заурядными тканями делают ткани очень хорошие и разумно оценённые. Однако лучшими производителями шёлковых тканей уже довольно давно считаются (и продолжают считаться) Англия и Франция. Сам факт, что галстук сделан из английского или французского шёлка, например - это гарантия качества (хотя и не 100%). Некоторые итальянцы тоже используют английский шёлк; например, одни из лучших в мире галстуков Marinella шьются именно из английского шёлка.

Разумеется, шёлковые ткани делают и в Италии - в этой стране их производство концентрируется в районе озера Комо. Сырой шелк туда, правда, обычно поставляется из Китая. Качество итальянских шёлковых тканей в среднем выше качества китайских шёлковых тканей, но англичане и французы всё же находятся ещё уровнем выше.

В минимальных, поистине микроскопических с коммерческой точки зрения объёмах шёлк производится в Швейцарии.

Шёлк в сочетании с другими материалами

Ткани, сделанные из шёлка с шерстью или шёлка со льном - не такая уж большая редкость. Шёлк+шерсть (или даже шёлк+кашемир) - это хороший материал для мужских и женских костюмов, пиджаков, жакетов. Главное - чтобы ткань в целом не слишком сильно блестела; благородный блеск всегда мягкий, сдержанный, малозаметный, неброский.

Кроме того, из шёлка с шерстью шьют разнообразные галстуки и платки. Галстуки, бабочки и платки изготавливаются и из смеси шёлка со льном, а также шёлка с хлопком. В зависимости от соотношения материалов, дизайна, цветов и узоров это могут быть как неформальные изделия, так и вполне строгие. Тактильно ткани из шёлка с добавлением шерсти, льна или хлопка могут быть очень приятны. Впрочем, встречаются и грубоватые образцы.

Данная статья написана в рамках .

Шёлк - это натуральная ткань из нитей, добываемых из кокона тутового шелкопряда. Шелк имеет мягкую структуру и блеск, который получается от отражения солнечного света благодаря треугольной структуре волокна.

Родина шёлка - Китай. В Китае шелк считался ценным товаром и экспортировался в страны Европы. Технология производства шелка держалась в секрете, а за разглашение тайны можно было лишиться жизни. Но спустя время тайна была раскрыта. На сегодняшний день Китай производит 50% шелка, это самый большой процент по сравнению с другими странами.

Гусеница шелкопряда питается зелеными листьями тутового дерева, поэтому шелководства развито там где растут тутовые деревья. Перед превращением в куколку, шелкопряд выделяет своими железами нить шёлка. Коконовая нить состоит из 2-х склеенных шелковин. Длина шёлковых нитей бывает от 800 метров до 1000 метров. Гусеница в коконе превращается в бабочку через 2-2.5 недели. Кокон собирают на 7 день и отправляют на первичную обработку. Шёлк получаемый гусеницей шелкопряда плотный и лёгкий. Коконная нить имеет разную длину и может достигать 15000 м, но однородная ее часть из этой длины получается только 600-900 м. Шелк впитывает влагу 10.5%.

Шёлковые нити могут иметь разные цвета: белый, кремовый, сливочный, розовый, зеленоватый. Но в промышленности ценным считается белый цвет, поэтому разводят породы шелкопряда производящие нити белого цвета.

Свойства шёлка

Шёлковые волокна считаются по свойствам лучше шерстяных. Шёлк стойкий к кислотам, щелочам и органическим растворителям. Растворяется только в концентрированной щелочи при кипячении. Теряет прочность при высокой температуре 110 градусов и при попадании прямых солнечных лучей. При горении дает запах паленого волоса, если убрать волокно из пламени, то горение прекращается.

Шёлк имеет положительные свойства:

  • воздухопроницаемый
  • быстро впитывают и отдаёт влагу
  • имеет красивый блеск
  • износостойкий
  • мягкий, хорошо драпирующийся
  • приятный телу

К недостаткам можно отнести большую усадку ткани, соблюдение осторожности при стирке шёлковой ткани и способность потери яркости красок.

Виды шёлка

Ассортимент шёлковых тканей получают благодаря разным видам волокон, разным переплетениям нитей и способов обработки и различаются по внешнему виду и своим свойствам. Ткани могут быть мягкими или более жёсткими, плотными или прозрачными, тяжёлыми и лёгкими.

Шёлковые ткани отличаются по внешнему виду, они бывают: отбеленные, гладкокрашеные, набивные, пестротканые, тисненные, с блестящими рисунками, узорами и так далее.

Изделия из шёлка

Шёлковые ткани используют для пошива женской одежды - это летние платья, пижамы, рубашки, блузки, нижнее бельё. Также используют шёлковые ткани для пошива платков и шарфов. Из шёлка изготавливают постельное бельё и шторы.

Уход за одеждой из шёлка

Не смотря на свои положительные качества и износостойкость к швейным изделиям из шёлка следует относиться бережно.

Стирка

Шёлковые изделия следует отдавать в химчистку, так как шёлк не боится химии, но если вы решили постирать швейные изделия, то выбирайте деликатную стирку. Поскольку шёлковая ткань даёт усадку и имеет свойства терять цвет, руками стирать не рекомендуется. Можно замочить в мягком стирающем средстве, сполоснуть и оставить без отжима на высыхание. Температура воды при стирке не выше 30 градусов. Никаких отбеливателей и отжимов.

Сушка

Сушить следует при комнатной температуре в дали от батарей и нагревающихся приборов. Также не рекомендуется сушить на открытом солнце, шёлк теряет свою прочность при попадании на него прямых солнечных лучей.

Утюжка

Утюжить шёлковые изделия следует утюгом при невысокой температуре предназначенной для деликатных тканей. Ткань можно утюжить как сухую так и увлажнённую. Влаги нужно минимальное количество.

Хранение

Хранить одежду из шёлка следует в чехлах для одежды из воздухопроницаемой ткани, это нужно для того, чтобы шёлковая ткань имея способность забирать влагу с окружающей среды не заплесневела в синтетическом чехле. Можно платья хранить и без чехла на вешалке в полной темноте, чтобы не выцвели краски.

Дюпон - тяжелая плотная ткань. Его изготавливают из двух нитей: раскрученных (основа) и резаных (уток). Подходит для обивки мебели, изготовления одежды и как портьерная ткань.

Атлас - плотная шелковая ткань. Лицевая сторона глянцевая, блестящая и гладкая, а изнаночная матовая. Такой вид переплетения ткани изобрели в Китае. В Европу данная технология попала вместе с технологией выращивания тутового шелкопряда по великому шёлковому пути.
Атлас используют для изготовления шарфов, платков, одежды и пр. Разные виды атласа обуславливает разная плотность и ширина ткани. Одна из разновидностей тонкого атласа - шармез .

Жаккард - шёлк с разнообразными узорами, обусловленными особым переплетением шелковых нитей. Его производят на специальном жаккардовом станке. Эта красивая ткань используется для пошива блузок, платьев и платков, а также в интерьере.

Креп-жоржет - поверхность этого вида шелковой ткани матовая, текстура плотная. Ткётся из нитей повышенной крутки, за счет чего практически не мнется. Очень удобен в носке.

Бархат - ткань с густым мягким ворсом на лицевой стороне. Также используется для изготовления одежды и в интерьере.

Парча́ - тяжёлая шелковая ткань с узором, выполненным металлическими нитями с серебром, золотом или их сплавами с иными металлами.

Крепдешин - в переводе с французского означает волнистый, шероховатый. Он тонкий, зернистый на ощупь, как песок. Идеален для драпировки и воланов, очень хорошо носится и почти не мнется.

Эпонж - в переводе с французского - «губка». Поверхность этой ткани похожа на губку. Она имеет не слишком плотное переплетение нитей. Как правило, это цветной рисунок в виде широких полос, клетки или красивого орнамента.

Органза - жесткая прозрачная шелковая ткань полотняного переплетения с сильно закрученной нитью. Бывает матовой и блестящей. Впервые была произведена в Индии под названием "органди".
Используется в пошиве вечерней и театральной одежды, дизайне интерьера и изготовлении цветов из ткани.

Муслин - тонкая прозрачная ткань. Вырабатывается из однониточного натурального шёлка повышенной крутки; используется для изготовления платьев, театральных костюмов и пр.

Саржа - шёлк с диагональным переплетением нитей; вырабатывается в основном набивной и гладкокрашеной. Используется как платьевая, подкладочная и техническая ткань.

Туаль - шелковая ткань с некрученой нитью полотняного переплетения. Она мягкая и легкая, с благородным блеском. Чаще всего используется в виде подкладки дорогой одежды, а также пользуется спросом у художников по батику.

Чесуча (дикий шелк) - суровая платяная ткань, имеющая желтоватый цвет. Она изготавливается из особого сорта шелка – туссора или из шелковых очесов. Диким шелком также называют шелк из резаных нитей, или же шелк, выработанный из разноволокнистых коконов дикого шелкопряда (дубовый шелкопряд). Данный вид ткани редко отбеливают или окрашивают, так что он очень подходит для одежды будущих мам и малышей, а также для склонных к аллергии людей.

Шифон - тонкая прозрачная струящаяся шелковая ткань полотняного переплетения из нитей креповой крутки. Очень легкая и прозрачная. Идеальна для изготовления блузок и шарфов.

Эксцельсиор - шёлк с некрученой нитью полотняного переплетения. Легкая и мягкая ткань. Как правило с набивным рисунком или гладкоокрашенная. Пользуется спросом у дизайнеров, занимающихся батиком или созданием цветов из шелка.

Фуляр – легкий шёлк, очень мягкий. Считается непрочным материалом, поэтому одежду из него делают редко, используя больше как отделочный материал, для шарфов, шелковых цветов.

Газ - легкий и полупрозрачный шелк, потому что между нитями много пространства. Он бывает разным – гладким, узорчатым и диагонального переплетения.
- Газ-кристалл - был изобретен в 1852 г. Для его изготовления используется разноцветные нити основы и утка. От других видов шелка газ-кристалл отличает радужный блеск;
- Газ-иллюзион является самым тонким, практически прозрачным.
- Газ-рис - очень мягкий шёлк. Изготавливается из некрученых нитей шёлка-сырца.
- Газ-марабу - ткань из предварительно скрученных нитей шёлка-сырца. Поэтому она имеет красивый золотистый цвет, но немного жестковата.

Натуральная шелковая ткань очень популярна благодаря своим удивительным характеристикам. Шелк настолько понравился людям, что его научились изготавливать синтетическим путем. Но это обстоятельство не повлияло на высокую востребованность природных нитей, получаемых из коконов тутового шелкопряда.

История

Шелк – натуральный материал, производство которого насчитывает не одно тысячелетие. Предполагается, что шелковая материя начала выпускаться еще до нашей эры. Тутовый шелк родом из Китая. Как гласит предание, 14-летняя жена одного из первых китайских императоров однажды пила чай на свежем воздухе в тени деревьев, и в чашку ей упал кокон шелкопряда. Под воздействием горячей воды из кокона вышла крепкая тонкая нить.

Супруга правителя достала нить и в этот момент ее посетила мысль, что из содержимого кокона можно изготовить ткань, отличающуюся красотой и прочностью. В скором времени высокопоставленные лица государства издали приказ выращивать шелкопрядов. А позднее был изобретен станок, и шелк сырец начал производиться активнее.

Простолюдинам строго запрещалось шить себе шелковые наряды. Этот блестящий натуральный материал долгое время применялся в шитье нарядов исключительно для представителей двора императора. Особенно в этом плане ценился красный шелк с золотой вышивкой.

Производство шелка осуществлялось только на территории Китая, его секрет не разглашался под страхом смертной казни. Личинки и коконы шелкопряда, а также семена тутового дерева запрещалось перевозить в другие страны. С развитием торговли тонкая шелковая материя стала известна всему миру. Однако Китай многие столетия оставался единственной страной, где этот натуральный материал производился в промышленных масштабах.

В Европе чуть более века назад придумали ацетатный шелк – синтетическую альтернативу натуральной ткани шелк из Китая. Сейчас производство полотна развито в Италии, Франции, Англии и Швейцарии.

Во все века история шелка была окутана тайной, связана с интригами и иногда – с мистикой. Подлинные обстоятельства его возникновения не известны по сей день.

История шелка искусственного началась в 19 веке, когда был разработан процесс ксантогенерирования. Технологию изобрели англичане Бевин, Кросс и Бидл, хотя и до них в Европе были попытки создания искусственного полотна.

Чтобы получить синтетический материал, древесную массу замачивали в растворе каутистической соды. Затем в еще мокрый состав добавляли другие химические соединения, благодаря чему происходила реакция ксантогенерирования.

Полученный продукт пропускали через своеобразное сито, после чего помещали его в раствор натрия, сульфата цинка и серной кислоты. Так образовывались нити и волокна, а синтетический шелк сырец стали изготавливать в промышленных масштабах. Патент на его производство был зарегистрирован 30 сентября 1902 года.

Виды шелковых тканей

Ассортимент шелковых материй определяют виды волокон, переплетения нитей, свойства шелка, особенности его производства и внешний вид. Натуральная шелковая материя встречается двух сортов: малбери и тусса.

Наиболее качественным является шелк малбери, не имеющий аналогов . Он производится из нитей шелкопряда, выращенного в искусственных условиях. Весь процесс получения материала осуществляется вручную. Его обработка происходит без использования химических продуктов, благодаря чему натуральный блестящий материал сохраняет все свои свойства.



Сорт тусса, в отличие от малбери, вырабатывают из нитей дикой гусеницы-шелкопряда. Тусса – это красный шелк, иногда – коричневый или медный. Его используют в мебельной индустрии для обивки изделий, оформления интерьера или наполнения подушек. Чтобы эта ткань приобрела более презентабельный вид, ее подвергают отбеливанию.

Это натуральные виды шелка, отличающиеся качеством и способом производства.


Также ткань разделяют по типам:

  • Креповые материи – креп-шифон, креп-жоржет.
  • Полукреповые ткани – креп-сатин, крепдешин.
  • Плотная шелковая .
  • Гладьевые полотна.
  • Ворсовые ткани – велюр-бархат, бархат.

Шелковая ткань классифицируется в зависимости от метода производства. При этом каждая материя обладает своими, уникальными характеристиками.


  1. Буретный шелк состоит из коротких частей волокна, не поддающихся скручиванию. Волокна, составляющие буретный шелк, выстилают наружный и внутренний слои кокона. Благодаря такому расположению нити этого вида полотна обладают бактерицидными свойствами.

  2. Шелк сырец – высококачественный текстильный материал. Он производится из кокона гусеницы методом перемотки нити или синтетическим путем. Шелк сырец обладает такими характеристиками: гладкость, мягкость, эластичность, прочность, хорошая растяжимость. Обычно шелк сырец идет на изготовление платьевых материй, швейных нитей и других изделий.

  3. Вискозный шелк – это материя обычно полотняного переплетения, содержит синтетические волокна. Благодаря современным технологиям производства сейчас вискозный шелк делают практически неотличимым от натурального материала. Вискозу можно определить методом сожжения волокна. Эта материя состоит из целлюлозы, поэтому и горит иначе, чем состоящий из белковых соединений природный материал.

  4. Парашютный шелк – это ткань полотняного переплетения, используемая в самых разных сферах. Достаточно прочный парашютный шелк – материал полупрозрачный, окрашивается в разные оттенки в зависимости от назначения.

  5. Мокрый шелк изготавливается исключительно из натуральных волокон. Это безопасный и экологически чистый материал, применяющийся в шитье элегантных нарядов: шелковые платья, белье, костюмы, сорочки и галстуки. Также мокрый шелк используют для обивки элитных видов мебели. Иначе мокрый шелковый материал называют атлас-сатином .

  6. Вареный шелковый материал полотняного переплетения имеет однородную матовую поверхность. Он используется для пошива одежды: шелковое платье, а также костюмы и другие наряды из вареного типа ткани по недавним утверждениям дизайнеров сейчас на пике моды. Шелковый вареный материал напоминает по своему внешнему виду замшу.

Состав и свойства

По своему химическому составу натуральный материал напоминает волосы или шерсть. На 97% он состоит из белков, остальное – воски и жиры. Искусственно получаемый ацетатный шелк состоит преимущественно из целлюлозы с небольшим содержанием химических примесей.

Шелковая ткань натурального происхождения стойка к кислотам, органическим растворителям и щелочам.

Свою прочность натуральный материал теряет при температуре свыше 110 градусов либо при прямом воздействии ультрафиолета.

Шелковая материя приятна на ощупь. Это блестящий прочный и мягкий материал, способный окрашиваться в разные оттенки. Он очень износостоек, хорошо пропускает воздух и впитывает влагу. На свету тонкая ткань красиво переливается.

Из этой материи шьют как летние, так и зимние вещи, потому что при любой температуре окружающей среды телу в них комфортно. Кроме того, натуральный шелк обладает дезинфицирующим действием — особенно буретный шелк, получаемый из защитных волокон внутреннего и наружного слоев. Поэтому шелковая материя часто используется как шовный материал.

К недостаткам шелковых материй, особенно полотняного переплетения, можно отнести легкую сминаемость . Если шелковое платье сшито из таких разновидностей, как шифон и креп-жоржет, оно практически не мнется благодаря повышенному перекручиванию нитей в полотне. Появление пятен на поверхности ткани под воздействием влаги также относится к минусам. Подобные загрязнения легко удаляются спиртом. Синтетический материал электризуется, а у натурального такой особенности нет.

Производство

Гусениц-шелкопрядов разводят в больших шелководческих хозяйствах. Сначала их яйца помещаются в инкубаторы. После того, как насекомое вылупится, его переносят на кормовые этажерки. Когда шелкопряд вырастает, его помещают в коробки, где он и начинает свою работу по изготовлению кокона. На это уходит около 4 суток. Готовый кокон помещают в кипяток, где он разматывается. Получается шелковая нить длиной от 300 до 1000 метров.

После специальной обработки нить приобретает блеск. Если нужна ткань без блеска, его просто убирают на одном из конечных этапов производства. Нити окрашивают и ткут из них плотный шелк, натуральную природную материю. На этом производство шелка заканчивается.

Применение

Как уже указывалось, области использования данного материала весьма обширны. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Отделка интерьеров

В 90-х годах прошлого века в странах Европы появился новый тип декорирования стен. Для этого использовался мокрый шелк – специальная штукатурка с содержанием натуральных волокон. Мокрый шелк применялся в отделке элитных помещений. Теперь мокрый шелковый вид декора стал более доступным.

На мокрый шелк стоит обратить внимание владельцам увеселительных заведений. Этот материал имеет отличную текстуру, он не горит и не тлеет, поэтому с точки зрения пожарной безопасности – идеален. Кроме того, мокрый отделочный материал очень красив и прочен.

Пошив одежды


Пожалуй, это самая распространенная область применения шелковых материй. Для пошива одежды используется как природный, так и ацетатный шелк, совсем немного отличающийся по свойствам. Тонкая шелковая материя полотняного переплетения великолепно подчеркивает фигуру, удобна при носке и долговечна.

Для изготовления предметов гардероба нередко используется парашютный шелк, отличающийся высокой прочностью. Также этот вид применяется в производстве разных изделий: палатки, обивка сидений и мебели и т.д.

Домашний текстиль


Красивая блестящая ткань превосходно смотрится в интерьере. Из нее шьют шторы, постельное белье, накидки для мебели, покрывала и многое другое.

Шелк – это абсолютно не аллергенный материал. На нем не размножаются пыльевые клещи и клопы. Поэтому людям, страдающим аллергией, эта тонкая ткань подходит лучше всего.

Медицина

Тутовый шелк обладает способностью впитывать влагу в намного большем объеме, чем другие материалы. При этом он совсем не мокрый на ощупь. Поэтому его активно используют в медицине.

Это отличный шовный материал, используемый в хирургии. Шовный вид материи не рассасывается до 3 месяцев. Также шовный шелк вызывает незначительную первоначальную воспалительную реакцию живой ткани. Шелковый шовный материал используют даже в глазной и нейрохирургии.

Рукоделие


Из этой ткани делают превосходные сувениры. В вышивке картин используется тутовый шелк или искусственный. Приезжая во вьетнамский город Далат, туристы обязательно посещают мастерскую семьи вышивальщиц. Там представлены очень дорогие уникальные полотна, вышитые вручную натуральными шелковыми нитями на прозрачном полотне.

Также буретный шелк (или другой природный) используется в вязании. Из него делают вручную или на специальных машинках изысканные вязаные вещи.

Как отличить материал?

Чтобы определить, что перед нами не ацетатный шелк, а именно натуральный материал, можно использовать метод горения. Искусственные волокна будут активно гореть ярким пламенем, испуская запах бумаги.

Если поджечь природный шелковый материал, он будет тлеть. При этом можно почувствовать запах жженого волоса.

Кроме того, определить шелк можно по его мягкой текстуре, блестящей поверхности.

Правила ухода

Ткань полотняного переплетения из шелковых нитей требует особенного ухода. Этот блестящий материал нужно стирать вручную или при специальном режиме. Деликатные вещи стирать запрещается, лучше отдавать их в химчистку.

При стирке следует отделять одежду по цвету: красный шелк стирается отдельно от белого и т.д.

error: Content is protected !!