Памятка для родителей: "семья играет важную роль в формировании личности человека. " составила гнедина е.в. консультация (старшая группа) на тему. Значение семьи в жизни человека Семья имеет важную роль в жизни человека

Слово «семья» ассоциируется с дорогими сердцу людьми, с уютом, душевной теплотой. Можно только представить, как тяжело живется одиноким людям. А их ведь очень много: сироты, дети оставленные мамами и папами, пожилые люди, от которых отказались их дети и внуки… Перечислять можно долго. Наблюдая за такими людьми, невольно задумываешься над вопросом, какова роль семьи в жизни человека.

Семья – опора в жизни каждого человека, тихая гавань в бурном море жизни. Если человек знает, что дома его всегда поддержат, он твердо ступает по жизненной дороге. Многие люди покоряют вершины в своем деле, потому что знают, что родственники будут ими гордиться. Желание помочь родным также становится мощным толчком в карьерном и личностном росте.

Родители, бабушки и дедушки – первые, с кем знакомится ребенок, который только «пришел» в этот мир. От них зависит, каким вырастет их чадо. Воспитание играет важную роль в жизни человека, ведь может, как сломать его судьбу, так и наоборот, помочь человеку обрести счастье. Родные могут прямо указать на ошибки даже взрослому, заставить его сойти с ложного пути, в конце которого ждет осуждение общества или разочарование.

Тем не менее, предыдущие мысли касались семей, в которых царят взаимопонимание, взаимоподдержка, доверие и любовь. Если же этого нет, семейные узы превращаются в цепи, которые сковывают человека. У него появляется желание вырваться. Выживая в таких условиях, человек черствеет, его сердце превращается в камень.

Семья Вити из произведения «Конь с розовой гривой» – бабушка и дедушка. Мать мальчика погибла, а отец давно бросил жену и ребенка. Ребенок часто вспоминает о маме, грустит за ней. Но любовь и забота бабушки и дедушки не позволяют ему чувствовать себя несчастным, обделенным. Родные люди учат Витьку быть добрым и честным. Мальчик знает, что в любой ситуации он может обратиться за помощью к дедушке и тот не откажет. Так было и после того, как бабушка обнаружила обман с земляникой. Дедушка не сердился, не кричал на внука. Он помог помириться с бабушкой.

В конце произведения видим уже повзрослевшего героя. Он вырос порядочным человеком, достойным уважения, ведь навсегда сохранил память о самых дорогих людях. Можно предположить, что судьба Вити сложилась бы совершенно по-другому, если бы его отдали в детский дом.

Этот пример показывает, что семья играет важную роль в формировании личности, ведь моральные качества закладываются с детства.

Членов семьи Курагиных из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» нельзя назвать дружными. Они не умеют любить друг друга. Отец имеет влияние в обществе, но собственные дети его не слушаются. Мать завидует красоте дочери. Дети живут каждый сам по себе. Они не желают помогать ни друг другу, ни родителями. Каждый озабочен своими проблемами. К чему это привело? Никто из семейства Курагиных не обрел счастья.

Так Л.Н. Толстой показал, насколько важна для человека крепкая, любящая семья.

Таким образом, семья влияет на характер человека, его взгляды, наконец, определяет его судьбу.

Семья - часть жизни каждого человека. Она занимает важнейшее место среди ценностей человеческой жизни. Семья - это большая сила. Только она является надежной защитой от всяких жизненных неурядиц. Крепкая семья дарит тепло, уют, уверенность в светлом будущем. Ведь дома нас окружают родные люди, которые нас любят, понимают, всегда пытаются помочь. Счастлив тот, кто родился и вырос в дружной семье. Именно эту проблему-великое значение семьи в жизни человека поднимает К. Г. Паустовский в своём произведении.

Рассуждая над данной темой, рассказчик описывает жизнь обитателей своего дома. Автор акцентирует наше внимание на том, что в этом доме было много животных и предметов, но “самым необыкновенным обитателем в доме была лягушка!” Паустовский подчёркивает, что несмотря на то, что лягушки по своей природе должны жить в сырости, этой нравилось в доме.

“Её приходилось щекотать палкой, чтобы она очнулась и ушла к себе…”. Публицист отмечает, что даже одуванчики расцветали на крыльце этого дома, тем самым приводит нас к выводу о том, что всё тянулось к этому уютному дому, в котором всех можно было считать членами большой семьи.

Я полностью согласна с мнением публициста и тоже считаю, что семья, наделённая теплом, взаимопониманием и уютом-залог счастья в жизни.

Во многих литературных произведениях затрагивается проблема семьи. Мне вспоминается “Война и мир” Л. Н. Толстого. Рассказывая про разные семьи, писатель с большой теплотой описывает семью Ростовых. В этой семье искренне радуются и искренне плачут, открыто влюбляются и все вместе переживают любовные драмы каждого члена семьи. Эта семья всегда готова гостеприимно принять любого человека. В их доме приятно находиться, там спокойно на душе, так как в их семье царит счастье и любовь.

Вспомним семью Ильи Обломова из романа Гончарова. Семья Обломовых была большой, в их доме жило множество родственников. В этой семье была тёплая, дружеская атмосфера. Илью любили и ласкали все родственники. Все члены семьи жили сонной, ленивой и тихой жизнью. Они не любили трудиться. В этой семье редко грустили и задумывались над жизнью. Всем жилось весело и беззаботно. Семья Обломовых жила в лени и апатии. Но эту апатию они любили. Они наполняли апатичную жизнь праздниками и обрядами. Можно сделать вывод о том, что все семьи разные, у всех разные законы в семье, разные стили жизни, но самое главное-это семейный очаг. Главное кроется в счастье, которое должно быть в каждой семье.

В заключение ещё раз подчеркну, что семья-это опора в жизни каждого человека и всего живого, что его окружает. И если в семье будет царить любовь и взаимопонимание, все беды и ненастья в жизни люди смогут преодолеть и победить!

Семья играет важную роль в формировании личности человека. Родители - первые воспитатели и учителя ребёнка. В повседневном общении с родителями он учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

1. Не жди, что твой ребенок будет таким, как ты или таким, как ты хочешь. Помоги ему стать не тобой, а собой.

2. Не требуй от ребенка платы за все, что ты для него сделал. Ты дал ему жизнь, как он может отблагодарить тебя? Он даст жизнь другому, тот - третьему, и это необратимый закон благодарности.

3. Не вымещай на ребенке свои обиды, чтобы в старости не есть горький хлеб. Ибо что посеешь, то и взойдет.

4. Не относись к его проблемам свысока. Жизнь дана каждому по силам и, будь уверен, ему она тяжела не меньше, чем тебе, а может быть и больше, поскольку у него нет опыта.

5. Не унижай!

6. Не забывай, что самые важные встречи человека - это его встречи с детьми. Обращай больше внимания на них - мы никогда не можем знать, кого мы встречаем в ребенке.

7. Не мучь себя, если не можешь сделать что-то для своего ребенка. Мучь, если можешь - но не делаешь. Помни, для ребенка сделано недостаточно, если не сделано все.

8. Ребенок - это не тиран, который завладевает всей твоей жизнью, не только плод плоти и крови. Это та драгоценная чаша, которую Жизнь дала тебе на хранение и развитие в нем творческого огня. Это раскрепощенная любовь матери и отца, у которых будет расти не "наш", "свой" ребенок, но душа, данная на хранение.

9. Умей любить чужого ребенка. Никогда не делай чужому то, что не хотел бы, чтобы делали твоему.

10. Люби своего ребенка любым - неталантливым, неудачливым, взрослым. Общаясь с ним - радуйся, потому что ребенок - это праздник, который пока с тобой.

Наши дети – это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слезы, это наша вина перед другими людьми, перед своей страной». (А.С. Макаренко.)


1.Не балуйте меня, вы меня этим испортите. Я очень хорошо знаю, что не обязательно предоставлять мне всё, что я запрашиваю. Я просто испытываю вас.

2.Не полагайтесь на силу в отношениях со мной. Это приучит меня к тому, что считаться нужно только с силой.

3.Не позволяйте моим дурным привычкам привлекать ко мне чрезмерную долю вашего внимания. Это только вдохновляет меня на их продолжение.

4.Не заставляйте меня чувствовать себя младше, чем я есть на самом деле. Я отыграюсь на вас за это, став плаксой и нытиком.

5.Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю или делаю что-то только за тем, чтобы просто расстроить вас. А то затем я попытаюсь достичь еще больших побед над вами.

6.Не требуйте от меня немедленных объяснений, зачем я сделал то или иное. Я иногда и сам не знаю , почему поступаю так, а не иначе.

7.Не давайте обещаний, которых вы не можете выполнить – это поколеблет мою веру в вас.

8.Не подвергайте слишком большому испытанию мою честность. Будучи запуган, я легко превращаюсь в лжеца.

9.Никогда даже не намекайте, что вы совершенны и непогрешимы. Это даёт мне ощущение тщетности попыток сравняться с вами.

10.Не придирайтесь ко мне и не ворчите на меня. Если вы будете это делать, то я буду вынужден защищаться и притворяться глухим.

11.Не забывайте, я люблю экспериментировать. Таким образом, я познаю мир, поэтому, пожалуйста, смиритесь с этим.

12.Не поправляйте меня в присутствии посторонних людей. Я обращу гораздо больше внимания на ваше замечание, если вы скажите мне все спокойно с глазу на глаз.

13.Я хочу быть уверенным, что родился от вашей любви друг к другу. Ссоры между вами подтверждают мои самые страшные предположения.

14.Не беспокойтесь, что мы проводим вместе слишком мало времени. Для меня важнее то, как мы его проводим.

15. Не пытайтесь от меня отделаться, когда я задаю откровенные вопросы. Если вы не будете на них отвечать, я вообще, перестану задавать их вам, и буду искать информацию где-то на стороне.

Детей учит то, что их окружает:

Если ребёнка часто критикуют - он учится осуждать .
Если ребёнка часто
высмеивают - он учиться быть робким .
Если ребёнка часто
позорят - он учится чувствовать себя виноватым .
Если ребёнка часто
подбадривают - он учится уверенности в себе .
Если ребёнка часто
хвалят - он учится оценивать .
Если с ребёнком обычно
честны - он учится справедливости .
Если ребёнок живёт с чувством
безопасности - он учится верить .
Если ребёнка часто
одобряют - он учится хорошо к себе относиться .
Если ребёнок живёт в атмосфере дружбы и чувствует себя нужным - он учится находить в этом мире Любовь!


Семья это не просто ячейка общества, а именно тот фундамент, который является для человека основой психологического спокойствия и защитой от всех жизненных неурядиц. Ведь только родные люди способны подарить уверенность в себе, поверить в нас и дать нам то абсолютное счастье, в котором нуждаются не только дети, но так же женщины и мужчины.

Семья для ребенка – это место его рождения, воспитания и становления. Именно в родительском доме закладываются основные представления о добре и зле, об отношениях к окружающим, развивается морально и духовно.

Женщина в собственной семье реализовывает свою роль матери и любящей жены, проявляет заботу о детях и муже. Роль мужчины так же очень важна. Для своих домочадцев он становится защитником и главным добытчиком.

Воспитание в современной семье

Безусловно, не все семьи являются идеальными и полноценными. В последнее время очень часто встречаются случаи, когда родитель в одиночку воспитывает ребенка и чаще всего это женщины. Статистика неумолима и на данный момент это около трети всего населения. отличается от полной семьи лишь тем что, к примеру, мама не может дать сыну или дочке достойный пример мужского поведения. Но, несмотря на это, даже в одиночку вполне есть шансы вырастить достойного человека, со всеми правильными моральными принципами и положительным отношением к окружающим.

Что дает семья человеку и как это влияет на его будущее?

Семья – это некий старт и подготовка перед взрослой жизнью. Именно от родителей зависит, какими способностями и умениями будет обладать ребенок, став взрослым. В семье ребенок обучается всем элементарным навыкам самообслуживания и приучается к труду. Очень важно не упустить этот момент и развивать эти навыки уже в самом раннем детстве. Ведь чем быстрее малыш научится быть самостоятельным, тем легче ему будет привыкнуть к жизни в большом коллективе. Например, к детскому саду или школе.

Так же стоит вовремя приучать дочку или сына к общему семейному труду. Ведь в последнее время принято ограждать и изолировать детей от домашних хлопот. Дабы они не перетруждались и не набивались лишний раз в помощники. Такой подход в корне не целесообразен. Потому что ребенок чувствует свою причастность к жизни семьи и уже с младенчества изъявляет желание помогать маме и папе. Запрещая ему это делать, родители отстраняют малыша от общих трудностей. И вырастая, он привыкает, что в его помощи никто не нуждается. А ведь семья это не только общие радости и счастливые моменты, но так же и общее преодоление сложных жизненных ситуаций.

Достигнув 5-6 летнего возраста дети уже осознают моральные и духовные ценности. Они способны сопоставлять себя с другими сверстниками и оценивать ситуации. К примеру, если в детском кто-то из ребят ударил девочку, то ребенок в котором родителями заложены принципы морали, понимает, что так быть не должно и мальчик поступил не хорошо. Поэтому нужно уже в дошкольном возрасте разъяснять ребенку как нужно вести себя в обществе, а так же развивать его духовный и внутренний мир. Для этого существует несколько способов.

  1. Чтение книг, где есть рассказы или сказки о добре и зле, а так же где рассматриваются различные жизненные ситуации.
  2. Научить сопереживанию и сочувствию. Прежде всего, стоит рассказать дочке или сыну, что нужно беречь природу и заботиться о ней. Для наглядности, прогуливаясь по парку, покормите птиц или рыбок в пруду. Детки младшего дошкольного и школьного возраста уже вполне в состоянии позаботится о собственном домашнем питомце, и взять за него ответственность.
  3. Дайте определенную свободу к познанию мира. Особенно малыши все время стремиться познать мир на собственном опыте, через тактильные ощущения или долго рассматривая какой-нибудь предмет. Стоит позволить и поощрить ребенка за любопытство, подробно рассказывая о том, что его заинтересовало.
  4. Не приучать к материальным ценностям. Это не означает, что родители не должны покупать ребенку дорогих игрушек или гаджетов. Просто нужно донести до его сознания, что счастье заключается не в них. Все это сиюминутная радость от обычных вещей, которые со временем портятся и ломаются. А настоящее счастье в том, что его родители всегда рядом, и то, что его любят. Ребёнка нужно научить видеть счастье в любых мелочах. К примеру, что очень здорово просто пробежаться по лужам, забрызгавшись водой и т.д.
  5. Также с детства привить уважение к старшим и объяснить ребенку, как можно помогать другим людям и почему это нужно делать. Ведь наше отношение к людям развивается с детства. Сначала в рамках своей семьи. Поэтому, важно не ругаться с родителями и не обижать братиков и сестричек.

Психологическая атмосфера в семье


От положительного климата в семье зависит очень многое. И главным ориентиром, задающим каждодневное настроение для семьи, всегда выступает именно женщина. Если она в хорошем расположении духа, общается со всеми приветливо и спокойно, то дети, а так же муж будут чувствовать себя дома комфортно. А если же она напротив срывается на всех домочадцах после тяжелого трудового дня и создает в доме напряженную атмосферу, то и все члены семьи будут перенимать на себя раздражительность матери. А затем в таком же плохом настроении будут пребывать в детском саду, школе или на работе.

Задача жены всегда состоит в создании домашнего уюта, заботы о всех членах своей семьи. А так же моральной поддержке в трудные минуты. Ведь кому, как ни маме ребенок доверит свои секреты и переживания. Для этого нужно ежедневно интересоваться у своих домочадцев, как прошёл день, и стараться по возможности проводить выходные совместно всей семьей, за общим занятием или организовывать выезды на природу. Даже в зимний период времени есть возможность весело провести время на свежем воздухе. К примеру, покататься на лыжах, коньках или просто прогуляться по парку, слепив снеговика и поиграть в снежки.

Семья это то место где маленький человек впервые встречается и знакомится с окружающим миром. Он перенимает весь жизненный опыт от мамы и папы. В первые годы его взросления происходит закладка моральных и духовных ценностей. Поэтому роль семьи очень важна именно тем, каким вырастет человек в будущем. Ведь бывают случаи, когда ребенок перенимает не только положительные основы, но и отрицательные. А ведь они влияют на его требования и ожидания от мира в целом, когда он вырастет и станет взрослым.

Роль семьи в жизни человека огромна, ведь даже в подсознании человека заложено желание жить в примерной семье. Иллюзии - причина многих несчастий людей.

Множество претензий к своей половинке на начале брачных отношений погубили не одну «ячейку общества». Настроенным на сохранение брака при любых обстоятельствах удается «выстоять».

Конечно, существуют идеальные супружеские союзы, в которых жизнь проходит как один счастливый день в любви и понимании.

Какая бы ни была, семья — неотъемлемая часть бытия. Никакой закон на земле не может противостоять силе и мощи родственных отношений. В беспощадном мире, где царствуют эгоизм и «житьишко для себя», есть «кровинка», которая не остановится ни перед чем, дабы человеку были гарантированы здоровье и долгоденствие.

Без заботы и поддержки близких человеку на грани жизни и смерти приходится намного тяжелее. Несмотря на все разногласия, родные заботятся о благосостоянии и наибольших удобствах друг для друга. Они опять же защитят честь и достоинство, удостоверятся на сто процентов, что «лодка успешно доплывет до берега» в минуты опасности для ближнего.

Родители не станут требовать благодарности за проведенные бессонные ночи, беспокойства. Любовь зарождается с первых мгновений, как безусловная и всепрощающая, участие выражается на подсознательном уровне.

Роль семьи в жизни человека нельзя недооценивать. Светлые чувства от отца с матерью переходят к детям из поколения в поколение, являясь прекрасной вековой традицией. Никто, кроме близких, не видит, не в состоянии вспомнить и простить бесконечные грубые человеческие ошибки. Обучаясь в семейном кругу, забывая уроки, человек идет по жизни уверенней.

Ценности и тренировки, полученные от близких родственников останутся руководящими для остальной части жизненного пути, гарантируя рост и выживание в обществе. Впору сказать, семья — первый институт, где человеку преподают, как справиться с материальным миром. Фактически, ребенок изучает большинство вещей от своих родителей.

Даже когда человек мигрирует от одного места до другого, он несет семейные ценности с собой. Мир знает человека за действия, а не за намерения.

Независимо от того, какой урок извлек из семьи, родительское воспитание служит основной предпосылкой для действий в житейском море. Семейные люди пользуются большими преимуществами перед теми, кто по воле судьбы предпочел одиночество. Человек в семье получает эмоциональную защиту, которая часто приводит к успеху.

Пережитые совместно невзгоды приносят колоссальный опыт. Радость, связанная с успехом или любым другим счастливым событием, увеличивается, коли вокруг родные.

Современная технология помогает семьям оставаться в контакте и на расстоянии. Роль семьи в жизни человека безмерна!

error: Content is protected !!