Уровень тревожности филлипса рекомендации. Тест уровня школьной тревожности Филлипса (School Anxiety Questionnaire). Тест уровня школьной тревожности филлипса

Уровень школьной тревожности можно определить по методике Филипса. Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция для учащихся

«Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны с ним, или «—», если не согласны».

Инструкция для педагога

Обработка и интерпретация результатов. При обработке результатов выделяют вопросы; ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например, на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «—», т. е. ответ «Нет». Ответы, не совпадающие с ключом, — это проявления тревожности. При обработке подсчитываются:

1. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно больше 50%, можно говорить о повышенной тревожности ребенка, больше 75% от общего числа вопросов теста — о высокой тревожности.

2. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Номера вопросов

1. Общая тревожность в школе

2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22

2. Переживание социального стресса

5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11

3. Фрустрация потребности в достижении успеха

1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13

4. Страх самовыражения

27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6

5. Страх ситуации проверки знаний

2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих

3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу

9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями

2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8

Ключ к вопросам

Результаты теста

1. Число несовпадений знаков («+» — да; «—» — нет) по каждому фактору (абсолютное число несовпадений: < 50, > 50 и 75%) для каждого респондента (обучающегося).

2. Представление этих данных в виде индивидуальных диаграмм.

3. Число несовпадений по каждому измерению для всего класса; абсолютное значение: < 50, > 50 и 75%.

4. Представление этих данных в виде диаграммы.

5. Количество учащихся, имеющих несовпадения по определенному фактору: 50 и 75% (для всех факторов).

6. Представление сравнительных результатов при повторных замерах.

7. Полная информация о каждом учащемся (по результатам теста).

1. Общая тревожность в школе — общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса — эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего — со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха — неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения — негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний — негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих — ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу — особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями — общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

По итогам тестирования можно составить итоговый бланк ответов.

Бланк

"+"
"-"

Текст опросника Филипса

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?

2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?

4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?

5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударил тебя?

6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?

8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?

15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?

16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

20. Похож ли ты на своих одноклассников?

21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?

25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравнивать с результатами твоих одноклассников?

26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?

27. Боишься ли ты временами вступать в спор?

28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?

29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?

31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?

33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?

34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?

38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?

41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?

42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?

46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

48. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты временами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над заданием?

51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

53. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

54. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, чего не можешь ты?

55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

57. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет своевременно выявить состояние ребенка. Имея информацию о приближающейся опасности, необходимости принятия определенных мер, психолог начинает работать со школьником. Выявим основные причины появления такого состояния у детей, методику проведения исследования, специфику состояния.

Характеристика тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса необходима для своевременного выявления состояния ребенка. В зависимости от природных и приобретенных качеств характеризуется смутным ощущением опасности, либо агрессивности. В качестве дополнительных симптомов тревожности могут рассматриваться следующие параметры: потливость, тошнота, головная боль, сердцебиение, стеснение в груди. у школьников отличается достаточно существенно. Ребенок не способен оставаться на одном месте, сильно обеспокоен. Страх является реакцией на внешнюю опасность.

Виды тревожности

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса позволяет выявлять разные ее уровни:

  • нейроэндокринный вид изменения гормонального фона;
  • двигательно-висцеральный уровень (подергивание рук, коленей);
  • осознанное понимание (ребенок ощущает лишь телесный дискомфорт).

Компоненты тревожности

Основной составляющей данного чувства является покраснение, сердцебиение, одышка, потливость.

Ребенок осознает, что он нервничает или боится какого-то определенного момента (ситуации). Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса определяет и чувство стыда, опасение того, что кто-то увидит действия ребенка. Из-за повышенной тревожности у школьника появляется рассеянность, возникают проблемы в учебе, понижается концентрация внимания.

Виды тревожности

На невысоком уровне интенсивности тревога жизненно необходима человеку. Это чувство помогает предпринимать определенные действия, позволяющие ослаблять либо предупреждать опасность. К примеру, старшеклассники прикладывают массу усилий для того, чтобы подготовиться к экзамену. Нормальная тревога стимулирует рост и изменение ребенка, помогает ему переходить из одного возраста в другой.

Избыточная тревожность является неоднозначным ответом на стрессы и проблемы, появляющиеся в школьной жизни. Если тревожность в норме, у ребенка включаются внутренние механизмы, которые направлены на устранение источника опасности. К примеру, боязнь сдачи экзаменов стимулирует активную подготовку к ним. Патологическая тревога вызывает дезадаптивные и неконструктивные действия. Ребенок не справляется с угрозами, он не уверен в себе, своих силах, избегает социального общения. Если не оказать такому школьнику своевременную психологическую помощь, у него могут развиться различные фобии. У детей формируется агорафобия, подразумевающая боязнь одиночества.

Помогает решать проблему методика Филлипса диагностика уровня школьной тревожности). Обработка результатов позволяет психологу выявлять проблему, подбирать способы снижения страхов. Если не удается избавиться от страхов внешними методами (эриксоновским гипнозом, когнитивной психотерапией), врач назначает ребенку определенные препараты.

Тревожное расстройство считается диагнозом невротического расстройства, когда ребенок без серьезного повода ощущает дискомфорт и нервозность. Такое состояние и выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса. Цели исследования состоят в оценке психологической комфортности детей.

Портрет тревожного ребенка

Школьник со страхом относится ко всем событиям, происходящим вокруг него. Он робок, избегает общения с взрослыми, сверстниками. Ребенок ощущает себя абсолютно беспомощным, он боится вступать в разные виды деятельности. Он предъявляет к себе высокие требования, самокритичен, имеет низкий уровень самооценки. Школьник убежден в том, что он глуп, неуклюж, некрасив. Дети с повышенной тревожностью нуждаются в одобрении со стороны взрослых, им нужна постоянная похвала и поощрение. При проявлении тревоги возникает слабость в ногах, сухость во рту, учащается сердцебиение. У тревожных детей существуют соматические проблемы, такие как головокружения, тяжелое поверхностное дыхание, боли в животе.

Критерии детской тревожности

На чем базируетсяметодика диагностики уровня Филлипса? Автор использует определенные критерии:

  • систематическое беспокойство;
  • сложность концентрации на отдельном занятии;
  • напряжение мышц в области шеи, лица;
  • повышенную раздражительность;
  • проблемы со сном.

Если в поведении ребенка присутствует хотя бы один их перечисленных критериев, можно говорить о повышенной тревожности.

Признаки тревоги

Какие признаки тревожности выявляет методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Пример обработки позволяет выявить признаки подобного состояния:

  • быстрая утомляемость;
  • напряженность, скованность;
  • влажные и холодные руки;
  • страшные сны;
  • отсутствие аппетита;
  • чрезмерная эмоциональность;
  • неуверенность в своих силах;
  • нежелание преодолевать трудности.

Детские психологи уверены в том, что причина тревожности заключается во внутреннем конфликте, вызванном разными обстоятельствами:

  1. Противоречивость требований, которые предъявляют родители и учителя. К примеру, из-за болезни родители не пускают ребенка в школу, а педагог ставит ему за материал «двойку», ругает в присутствии одноклассников за отсутствие знаний.
  2. Завышенность (неадекватность) требований. Родители мечтают о том, чтобы их ребенок был отличником, они не хотят мириться с его «четверками» и «тройками».

Повышенная тревожность в младшем школьном возрасте проявляют мальчики, а в подростковом возрасте она характерна для девочек.

Особенности

Что собой представляет уровня школьной тревожности Филлипса? Описание ее приведем чуть ниже, пока остановимся на целесообразности ее применения.

Методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса, бланк которой представлен на фото, считается стандартной психодиагностической технологией, позволяющей оценить общую школьную тревожность, а также связать выявленные проблемы с качественными переживаниями школьной жизни. Сам опросник прост в обработке и проведении, поэтому его часто используют для психодиагностических фронтальных обследований.

Для кого предназначена методика диагностики уровня школьной тревожности Филлипса? Инструкция создана для школьников младшего и среднего возраста (3-7 классы).

Проводят диагностику индивидуально либо в групповом виде. Вопросы можно читать на слух, или давать ребятам распечатанные анкеты. Во время диагностики в классе не должен присутствовать классный руководитель, достаточно наличия психолога.

Помимо текста опросника, для исследования потребуются листы бумаги, ручки.

Инструкция

«Постарайтесь честно ответить на вопросы о том, как вы себя чувствуете в школе. Тут нет хороших или плохих ответов, они должны быть правдивыми. На листе для ответов подпишите свой класс и фамилию. При ответе на вопрос ставьте знаки «плюс» или «минус».

Опросник.

  1. Сложно ли тебе со всем классом быть на одном уровне?
  2. Переживаешь ли ты, если учитель хочет проверить, как хорошо ты выучил материал?
  3. Сложно ли тебе работать так, как требует педагог?
  4. Снилось ли тебе, что ты не знаешь ответа на порос учителя?
  5. Били ли тебя одноклассники?
  6. Хочется ли тебе, чтобы учитель медленнее рассказывал учебный материал?
  7. Ты волнуешься при ответе?
  8. Боишься ли ты сделать во время дискуссии глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя коленки во время ответа у доски?
  10. Одноклассники часто смеются над тобой во время игры?
  11. Тебе ставят более низкую отметку, чем ты заслуживаешь?
  12. Переживаешь ли ты, что останешься учиться второй год в одном классе?
  13. Избегаешь ли ты игр, где делают выбор?
  14. Ты весь дрожишь, когда тебе нужно отвечать?
  15. Часто ли тебе кажется, что одноклассники не хотят тебе помогать?
  16. Ты очень волнуешься до того, как приступить к заданию?
  17. Тебе трудно получать те отметки, которые хотят видеть родители?
  18. Ты боишься, что тебе станет в классе плохо?
  19. Будут ли ребята смеяться над тобой, если ты ошибешься?
  20. Ты похож на своих одноклассников?
  21. При выполнении задания ты беспокоишься о правильности действий?
  22. При работе в классе ты не уверен, что запомнил материал?
  23. Тебе снится, что ты не можешь ответить на вопросы педагога?
  24. Правда ли, что большая часть ребят относится к тебе дружелюбно?
  25. Ты стараешься работать усердно, если уверен, что результат будут сравнивать с работами других ребят?
  26. Ты мечтаешь меньше волноваться во время ответов?
  27. Страшно ли тебе вступать в спор?
  28. Бьется ли твое сердце сильно, когда учитель начинает опрос?
  29. Думает ли кто-то из ребят, что ты не заслужил хорошей отметки?
  30. Говорят ли дети тебе неприятные слова?
  31. Ты боишься быть смешным?
  32. Доволен ли ты отношением к тебе учителя?
  33. Ты одеваешься хорошо?
  34. Доволен ли ты отношением одноклассников?
  35. Высмеивают ли ребята твое поведение, манеру одеваться?
  36. Дрожат ли у тебя руки во время самостоятельной (контрольной) работы?
  37. Беспокоишься ли ты, идя в школу, что педагог вызовет тебя к доске?
  38. Во время контрольной работы тебе кажется, что будет отметка «два»?

Обработка результатов

В зависимости от числа положительных и отрицательных ответов на определенные вопросы оцениваются тревожность, социальный стресс, боязнь самовыражения. Кроме того, по данной методике можно выявить страх перед одноклассниками, учителем, низкую сопротивляемость к стрессовым ситуациям. Если показатель тревожности превышает 50 процентов, это говорит о необходимости помощи ребенку со стороны психолога и родителей. При превышении 75-процентного показателя нужно срочно принимать серьезные меры.

Опросник (тест) школьной тревожности Филлипса относится к стандартизированным психодиагностическим методикам и позволяет оценить не только общий уровень школьной тревожности, но и качественное своеобразие переживания тревожности, связанной с различными областями школьной жизни. Опросник достаточно прост в проведении и обработке, поэтому хорошо зарекомендовал себя при проведении фронтальных психодиагностических обследований.

Цель методики. Опросник позволяет изучить уровень и характер тревожности, связанной со школой, у детей младшего и среднего школьного возраста.

Возрастные ограничения. Опросник предназначен для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста. Оптимально его применение в 3-7 классах средней школы.

Процедура диагностики. Диагностика может проводиться как в индивидуальной, так и групповой форме. Вопросы предъявляются либо письменно, либо на слух. Присутствие учителя или классного руководителя в помещении, где проводится опрос, крайне нежелательно.

Необходимые материалы. Для проведения исследования необходим текст опросника, а также листы бумаги по числу учащихся.

Инструкция. «Ребята, сейчас вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как вы чувствуете себя в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, Здесь нет правильных или неправильных, хороших или плохих ответов. Но листе для ответов сверху напишите свое имя, фамилию и класс. Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если вы согласны и ним, и «-«, если не согласны».

Текст методики приведен ниже,

Опросник:

1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько хорошо ты знаешь материал?
3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
4. Снилось ли тебе, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
12. Волнует ли тебя вопрос, не останешься ли ты на второй год?
13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
17. Трудно ли тебе получать такие отметки, которых ждут от тебя родители?
18. Боишься ли ты временами, что тебе станет плохо в классе?
19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты совершишь ошибку?
20. Похож ли ты на своих одноклассников?
21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли ты с ним справился?
22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнил?
23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
24. Верно ли, что большинство ребят относятся к тебе по-дружески?
25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя опрашивают?
27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
30. Хорошо ли ты чувствуешь себя с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
31. Бывает ли, что твои одноклассники говорят обидные для тебя вещи?
32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, кто не справляется с учебой?
33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?
34. Часто ли ты боишься выглядеть смешно?
35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем сейчас?
39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
40. Часто ли ты, отвечая на уроке, задумываешься о том, как выглядишь со стороны?
41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся твои одноклассники?
44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
45. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и твое поведение?
46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
47. Если ты не можешь ответить на вопрос учителя, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
48. Бывает ли так, что ты долго не можешь заснуть, думая о том, что будет завтра в школе?
49. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что забыл вещи, которые раньше хорошо знал?
50. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты пишешь самостоятельную работу?
51. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?
52. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?
53. Когда учитель дает самостоятельную работу, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ней?
54. Снилось ли тебе временами, что у тебя не получается такое задание, которое могут сделать все твои одноклассники?
55. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?
56. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может спросить тебя или дать проверочную работу?
57, Когда ты выполняешь задание, бывает ли так, что ты чувствуешь, что получишь за него «2»?
58. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты выполняешь задание на доске перед всем классом?

Обработка результатов.

По окончании заполнения опросника подсчитывается количество несовпадений с каждой шкалой опросника и с опросником в целом. Ключ: ответы «да» - 11, 20, 22, 24, 25,30,35, 36,38,39,41,43,44; ответы «нет» — 1-10, 12-19, 21, 23, 26-29, 31-34, 37, 40, 42, 45-58.
1. Общая : 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46-58 (n = 22).
2. Переживание социального стресса: 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44 (n =11).
3. Фрустрация потребности в достижении успеха: 1, 3, 6, 11, 17, 19,25, 29, 32, 35, 38, 41, 43 (n = 13).
4. Страх самовыражения: 27, 31, 34, 37, 40, 45 (n = 6).
5. Страх ситуации проверки знаний: 2, 7, 12, 16, 21, 26 (n = 6).
6. Страх несоответствия ожиданиям окружающих: 3, 8, 13, 17, 22(n = 5).
7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу: 9, 14, 18, 23, 28 (n = 5).
8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями: 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47 (n = 8).

Интерпретация результатов.

Значения показателей тревожности, превышающие 50-ти процентный рубеж, позволяют говорить о повышенной тревожности, а превышающие 75 % - о высокой тревожности ребенка.

Расшифровка значений шкал данного опросника позволяет сделать выводы о качественном своеобразии переживания школьной тревожности каждым учащимся.

1. Общая тревожность в школе - общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

2. Переживание социального стресса - эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего - со сверстниками).

3. Фрустрация потребности в достижении успеха - неблагоприятный психологический фон, не позволяющий ребенку удовлетворять свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

4. Страх самовыражения - негативное эмоциональное переживание ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

5. Страх ситуации проверки знаний - негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно - публичной) знаний, достижений, возможностей.

6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих - ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающими, ожидание негативных оценок.

7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу - особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями - общий негативный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

Обучение в школе для детей связано не только с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации, но и с определёнными изменениями в личности, формированием оценочной шкалы, нравственных ориентиров. На пути становления эмоционально-личностной сферы ребёнка существует ряд препятствий, одним из которых можно считать школьную тревожность. Для диагностики её уровня применяется методика Филлипса.

Описание методики определения уровня школьной тревожности Филлипса

Британский психотерапевт Адам Филлипс в середине ХХ века, проведя несколько десятков наблюдений за школьниками разного возраста в классных коллективах, выдвинул теорию о том, что для формирования раскрепощённой и всесторонне развитой личности необходимо вовремя диагностировать тревожность и снизить её уровень. Состояние психики, при котором человек испытывает сильное волнение по незначительным поводам, наносит существенный урон самооценке и оказывает влияние на все стороны эмоционально-личностного развития. Особую актуальность тест приобретает для ребят младшего школьного возраста и учащихся 5–8 классов, ведь для адекватной социализации в кругу сверстников детям нужно принять и понять себя.

Школьная тревожность препятствует успешному обучению

В качестве стимульного материала автор предложил использовать вопросник, состоящий из 58 пунктов, требующих однозначного ответа: «да» или «нет». По итогам проведённого исследования с помощью методики Филлипса можно сделать вывод о степени тревожности ребёнка и характере её проявлений. Что касается последнего показателя, то тест помогает выявить следующие аспекты:

  • эмоции малыша, которые связаны с разными формами участия в школьной и классной жизни в частности;
  • стресс социального характера - состояние, которое связано с выстраиванием взаимосвязей со сверстниками;
  • индифферентное отношение к личному успеху;
  • боязнь показать свои умения и навыки на уроке, необходимости выступить перед всеми;
  • ожидание негативной оценки со стороны окружающих;
  • неспособность противостоять стрессу, что проявляется в нестандартной реакции на любые раздражающие факторы;
  • неумение и нежелание строить отношения со взрослыми.

Знаменитый американский педагог и оратор-мотиватор Дейл Карнеги говорил: «Встревоженный и затравленный индивид, который не в состоянии приспособиться к жестокому реальному миру, разрывает всякий контакт с окружающей средой и уходит в собственный вымышленный мир. Так он старается освободиться от тревог и волнений».

Порядок проведения тестирования

Тестирование можно сделать групповым, но в этом случае существует риск подглядывания детей в работы друг друга

Тест проводится среди детей 6–13 лет в устном или письменном виде. Работу можно организовать как индивидуально с каждым ребёнком, так и в группе. Важно чётко формулировать условия и правила прохождения тестирования:

  1. Детям выдаются бланки с вопросами (для письменной формы диагностики) или листочки с проставленными номерами от 1 до 58 (для устной).
  2. Учитель озвучивает рекомендации: «Перед вами вопросы о том, как вы себя ощущаете в школе. Нужно дать ответ: «да», поставив рядом с номером вопроса плюс, или «нет», пометив знаком минуса». Если выбран устный вариант тестирования, то детей необходимо настроить только на расстановку нужных знаков, соответствующих их ответам.
  3. Далее следует оговорить, что на вопросы нужно отвечать искренне, ошибок в ответах быть не может, так как нет плохих или хороших, правильных или неправильных вариантов.
  4. Также необходимо предупредить школьников: не стоит долго обдумывать ответ, лучше писать первое, что придёт в голову.

Если учитель видит, что тестируемый долго думает над вопросом, то имеет смысл подойти к нему и попробовать объяснить задание ещё раз. При этом отвечать за испытуемого нельзя.

Файлы: Материалы для диагностики

Обработка и интерпретация результатов

При анализе ответов подчёркиваются номера тех вопросов, которые не совпадают с ключом: например, если в качестве ответа на вопрос №41 испытуемый поставил «-», а в ключе значится «+», то тот фактор, к которому относится это задание и будет показателем характера тревожности (в рассматриваемом примере - равнодушное отношение к успеху).

Ключи к вопроснику:

1 - 7 - 13 - 19 - 25 + 31 - 37 - 43 + 49 - 55 -
2 - 8 - 14 - 20 + 26 - 32 - 38 + 44 + 50 - 56 -
3 - 9 - 15 - 21 - 27 - 33 - 39 + 45 - 51 - 57 -
4 - 10 - 16 - 22 + 28 - 34 - 40 - 46 - 52 - 58 -
5 - 11 + 17 - 23 - 29 - 35 + 41 + 47 - 53 -
6 - 12 - 18 - 24 + 30 + 36 + 42 - 48 - 54 -

Затем подсчитывается общее число несовпадающих ответов. Если таковых больше половины, то есть все основания говорить о повышенном уровне тревожности ребёнка. Когда не сходится свыше 2/3 (75%), то можно с уверенностью утверждать, что школьник испытывает сильную тревожность.

Распределение ответов, соответствующих тревожным синдромам:

Факторы Номера вопросов
Общая школьная тревожность 2,3,7, 12, 16,21,23,26,28,46,47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; сумма = 22
Пребывание в ситуации социального стресса 5, 10, 15,20,24,30,33,36, 39,42, 44; сумма = 11
Отсутствие потребности в достижении успеха 1,3,6, 11, 17, 19,25,29,32,35,38, 41, 43; сумма = 13
Страх любого самовыражения 27,31,34, 37, 40, 45; сумма = 6
Боязнь быть вызванным на уроке 2,7, 12, 16, 21, 26; сумма = 6
Страх не оправдать ожидания близких и значимых людей 3, 8, 13, 17, 22; сумма = 5
Низкая способность физиологически противостоять стрессу 9, 14, 18, 23, 28; сумма = 5
Трудности в отношениях с учителями 2,6, 11,32,35,41,44,47; сумма = 8

Анализ совпадений внутри каждой группы позволяет определить эмоциональный фон ребёнка, а также количество тех или иных факторов, вызывающих тревогу. Данные заносятся в протокол, где указывается количество несовпадений по отдельным синдромам, определяется общее число тревожных факторов по каждому испытуемому, а затем подсчитывается количество детей в классе (если тест проводится в группе), у которых выявлена:


Обычно для работы с детьми, у которых показатели варьируются от 50 до 75%, используются:

  • ролевые игры, помогающие продемонстрировать, что учитель такой же человек, как и все, бояться которого нет оснований;
  • беседы, чтобы убедить школьника в следующем: для достижения успеха в любом деле важно самому быть заинтересованным в нём;
  • ситуации успеха: ребёнку предлагается задание, с которым он точно справится, чтобы о его достижении стало известно близким и одноклассникам - это помогает культивировать уверенность в своих силах.

Если у обучающегося в ответах получилось много несовпадений (свыше 75%), то коррекционная программа должна разрабатываться детским психологом совместно с учителем и родителями. В этом случае ребёнку необходима профессиональная помощь.

Изучение уровня и характера тревожности , связанной со школой у детей младшего и среднего школьного возраста.

Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет».

Инструкция к тесту

«Ребята, сейчас Вам будет предложен опросник, который состоит из вопросов о том, как Вы себя чувствуете в школе. Старайтесь отвечать искренне и правдиво, здесь нет верных или неверных, хороших или плохих ответов. Над вопросами долго не задумывайтесь.

Отвечая на вопрос, записывайте его номер и ответ «+», если Вы согласны с ним, или «-», если не согласны».

Тестовый материал
  1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне со всем классом?
  2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?
  3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учитель?
  4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости от того, что ты не знаешь урок?
  5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или ударял тебя?
  6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?
  7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении задания?
  8. Случается ли с тобой, что ты боишься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?
  9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?
  10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?
  11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?
  12. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?
  13. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?
  14. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вызывают отвечать?
  15. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих одноклассников не хочет делать то, чего хочешь ты?
  16. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?
  17. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?
  18. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?
  19. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, ли ты сделаешь ошибку при ответе?
  20. Похож ли ты на своих одноклассников?
  21. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?
  22. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?
  23. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?
  24. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дружески?
  25. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?
  26. Часто ли ты мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, когда тебя спрашивают?
  27. Боишься ли ты временами вступать в спор?
  28. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готовность к уроку?
  29. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?
  30. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассников, к которым ребята относятся с особым вниманием?
  31. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?
  32. Как ты думаешь, теряют ли расположение те из учеников, которые не справляются с учебой?
  33. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимание?
  34. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?
  35. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?
  36. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?
  37. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружающие?
  38. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?
  39. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?
  40. Часто ли ты задумываешься, отвечая на уроке, что думают о тебе в это время другие?
  41. Обладают ли способные ученики какими-то особыми правами, которых нет у других ребят в классе?
  42. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?
  43. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?
  44. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?
  45. Высмеивают ли временами твои одноклассники твою внешность и поведение?
  46. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?
  47. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувствуешь ли ты, что вот-вот расплачешься?
  48. Необходимо зарегистрироваться

    Чтобы увидеть материал целиком, вам необходимо зарегистрироваться или войти на сайт.

    Внимание!
    1. Никто не увидит в результатах тестов ваше имя или фото . Вместо этого будет указан только пол и возраст. Например, “Женщина, 23 ” или “Мужчина, 31 “.
    2. Имя и фото будут видны только, в комментариях или других записях на сайте.
    3. Права в ВК: “Доступ к списку друзей ” и “Доступ в любое время ” требуются, чтобы Вы могли увидеть тесты, которые прошли Ваши друзья и посмотреть сколько ответов в процентах у вас совпало. При этом друзья не увидят ответы на вопросы и результаты Ваших тестов, а Вы – не увидите результаты их (см. п. 1).
    4. Выполняя авторизацию на сайте, Вы даете на обработку персональных данных.

    Ключ к тесту

    Ключ ко всему тексту

    1 – 7 – 13 – 19 – 25 + 31 – 37 – 43 + 49 – 55 –
    2 – 8 – 14 – 20 + 26 – 32 – 38 + 44 + 50 – 56 –
    3 – 9 – 15 – 21 – 27 – 33 – 39 + 45 – 51 – 57 –
    4 – 10 – 16 – 22 + 28 – 34 – 40 – 46 – 52 – 58 –
    5 – 11 + 17 – 23 – 29 – 35 + 41 + 47 – 53 –
    6 – 12 – 18 – 24 + 30 + 36 + 42 – 48 – 54 –

    Ключ к шкалам

    Факторы № Вопросов Сумма
    1. Общая тревожность в школе 2, 3, 7, 12, 16, 21, 23, 26, 28, 46, 47, 48, 49, 50, 51, 52, 53, 54, 55, 56, 57, 58; 22
    2. Переживание социального стресса 5, 10, 15, 20, 24, 30, 33, 36, 39, 42, 44; 11
    3. Фрустрация потребности в достижение успеха 1, 3, 6, 11, 17, 19, 25, 29, 32, 35, 38, 41, 43; 13
    4. Страх самовыражения 27, 31, 34, 37, 40, 45; 6
    5. Страх ситуации проверки знаний 2, 7, 12, 16, 21, 26; 6
    6. Страх не соответствовать ожиданиям окружающих 3, 8, 13, 17, 22; 5
    7. Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу 9, 14, 18, 23, 28; 5
    8. Проблемы и страхи в отношениях с учителями 2, 6, 11, 32, 35, 41, 44, 47; 8
    Обработка и интерпретация результатов теста

    При обработке результатов выделяют вопросы, ответы на которые не совпадают с ключом теста. Например , на 58-й вопрос ребенок ответил «Да», в то время как в ключе этому вопросу соответствует «-», то есть ответ «нет». Ответы, не совпадающие с ключом – это проявления тревожности. При обработке подсчитывается:

    I. Общее число несовпадений по всему тексту. Если оно:

  • больше 50% – можно говорить о повышенной тревожности ребенка,
  • больше 75% от общего числа вопросов теста – о высокой тревожности.

II. Число совпадений по каждому из 8 факторов тревожности, выделяемых в тексте. Уровень тревожности определяется так же, как в первом случае. Анализируется общее внутреннее эмоциональное состояние школьника, во многом определяющееся наличием тех или иных тревожных синдромов (факторов) и их количеством.

Общая тревожность в школе – общее эмоциональное состояние ребенка, связанное с различными формами его включения в жизнь школы.

Переживания социального стресса – эмоциональное состояние ребенка, на фоне которого развиваются его социальные контакты (прежде всего – со сверстниками).

Фрустрация потребности в достижении успеха – неблагоприятный психический фон, не позволяющий ребенку развивать свои потребности в успехе, достижении высокого результата и т. д.

Страх самовыражения – негативные эмоциональные переживания ситуаций, сопряженных с необходимостью самораскрытия, предъявления себя другим, демонстрации своих возможностей.

Страх ситуации проверки знаний – негативное отношение и переживание тревоги в ситуациях проверки (особенно – публичной) знаний, достижений, возможностей.

Страх несоответствовать ожиданиям окружающих – ориентация на значимость других в оценке своих результатов, поступков, и мыслей, тревога по поводу оценок, даваемых окружающим, ожидание негативных оценок.

Низкая физиологическая сопротивляемость стрессу – особенности психофизиологической организации, снижающие приспособляемость ребенка к ситуациям стрессогенного характера, повышающие вероятность неадекватного, деструктивного реагирования на тревожный фактор среды.

Проблемы и страхи в отношениях с учителями – общий негативный эмоциональный фон отношений со взрослыми в школе, снижающий успешность обучения ребенка.

error: Content is protected !!