Русская кукла и её история. Проект по технологии " тряпичная кукла" История возникновения русской тряпичной куклы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа № 80 им. В.П. Кузнецова

Код регистрации


Номинация «Культура дома и декоративно – прикладное творчество»

Творческий проект

«Традиционная народная кукла»

Выполнила:

учащаяся 11а класса

Рахимова Яна

Руководитель:

Фиськова Нина Петровна

учитель технологии

г. Купино 2015 г.

Содержание.

1.Введение.

1.1.Выбор идеи, её обоснование, подбор материалов.

1.2. Актуальность.

1.3. Цели и задачи.

1.4. История развития народной тряпичной куклы на Руси. Виды кукол.

2.Изготовление тряпичной куклы.

2.1. Набор первоначальных идей.

2.2. Проработка одной лучшей идеи.

2.3. Выбор материала. Выбор оборудования, инструментов и приспособлений. Организация рабочего места.

2.4.Технологическая последовательность изготовления тряпичной куклы.

2.5. Экологическое обоснование.

2.6.Расчёт себестоимости изделия.

3.Заключение.

3.1.Оценка проделанной работы. Вывод.

4.Список литературы.

5.Приложение.

Введение.

Тема "Русская народная тряпичная кукла " очень интересна для меня. Проведя опрос среди ребят 1-7 класса, я пришла к выводу, что девочки играют в основном в куклы типа "Барби" и "Винкс", а мальчики предпочитают компьютерные игры. Девочки старшего возраста вообще в куклы не играют. Мне захотелось узнать: какие куклы, существовали раньше и в какие куклы играли мои ровесники?

В наши дни куклы – это либо детские игрушки, либо сувениры. Но так было не всегда. Вспомните русскую народную сказку о Василисе Прекрасной. В ней мама перед смертью подарила дочке куколку, сказав: «Носи ее всегда при себе и никому не показывай, а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси у нее совета». И на протяжении всей сказки куколка неоднократно выручала девушку из беды. Ведь с древних времен на Руси куклы считались сильными магическими инструментами, способными приносить удачу, оберегать от зла и исполнять желания.

Актуальность.

Тему " Русская народная тряпичная кукла " считаю актуальной, т. к. народная игрушка незаслуженно забыта. Ведь она рассказывает о традициях нашего народа, воспитывает в человеке доброту, любовь. Сейчас очень популярны вещи Хендмейд – вещи изготовленными своими руками. На сайте ярмарка мастеров средняя цена игрушки 1500 рублей. А я попытаюсь вам доказать, что можно её сделать дешевле и она будет эксклюзивная. Такую народную куклу не купишь в магазине.

Она считается одним из самых загадочных символов России. Это не просто детская игрушка, это неотъемлемый атрибут древних обрядов. С незапамятных времен мастерами было освоено искусство изготовления таких кукол, вобравших в себя все культурные традиции и обычаи Руси.

Считалось, что куклы, сделанные своими руками из подручных материалов, обладают магическими свойствами. Наши предки верили, что куклы способны отгонять злых духов и приносить счастье в дом. Наверное, поэтому эти куколки, довольно часто носились как талисманы.

Цель проекта:

Изготовить традиционную народную куклу своими руками с минимальными финансовыми затратами.

Задачи:

1. Изучить историю возникновения тряпичной куклы.

2. Выбрать оптимальную модель тряпичной куклы.

4.Изготовить изделие.

5.Дать оценку своему изделию. Сформулировать вывод.

История возникновения тряпичной куклы.

Традиционная народная кукла имеет свою богатую историю. На земле куклы появились очень давно. Самой старшей больше четырех тысяч лет. Археологи нашли ее во время одной из древнегреческих раскопок.

С давних времен тряпичная кукла была традиционной игрушкой русского народа. Игра в куклы поощрялась взрослыми, т.к. играя в них, ребенок учился вести хозяйство, обретал образ семьи. Кукла была не просто игрушкой, а символом продолжения рода, залогом семейного счастья.

Она сопровождала человека с рождения до смерти и была непременным атрибутом любых праздников. Сейчас известно 90 видов кукол. Народная тряпичная кукла была не просто игрушкой, она несла в себе определённую функцию: считалось, что такая кукла охраняет детский сон и оберегает ребёнка от злых сил. Часто куклу делали безликой. По старинным поверьям, в кукле без лица (т.е. без души) не может поселиться нечистая сила.

На Руси было поверье: если изготовить для семьи такую куклу, то она способна защищать и охранять всех членов семьи. Сначала у куклы было предназначение оберегать семью, а немного позже деревенские девочки стали играть с этими куклами. В старину, когда человечество поклонялось языческим богам, куклам приписывались различные волшебные свойства: они могли защитить человека от злых сил, принять на себя болезни и несчастья, помочь хорошему урожаю. По своему назначению куклы делились на три большие группы: куклы-обереги, игровые и обрядовые куклы. Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

В кукольных играх дети непроизвольно учились шить, вышивать, прясть, постигали традиционное искусство одевания.

Традиционной игрушкой в быту русской деревни даже в самых бедных крестьянских семьях с давних времен была тряпичная кукла. В иных домах их до ста штук накапливалось.

Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Позволяли играть "молодухе", пришедшей в дом жениха после свадьбы, ведь замуж выдавали с 14 лет. Она прятала их на чердаке и тайком играла с ними. Старшим в доме был свекор, и он строго приказывал женщинам не смеяться над молодой. Потом эти куклы переходили к детям.

В кукольных забавах проигрывались почти все деревенские праздничные обряды.

Сам образ деревенской тряпичной куклы близок к фольклору: "Белолица, грудаста и коса непременно, и уряжена хоть куда". Здесь красота девушки материализовалась в кукле, которая соответствовала символу - прекрасному образу девичества.

Виды кукол.

По своему назначению куклы делятся на три большие группы: куклы – обереги, игровые и обрядовые.

КУКЛЫ – ОБЕРЕГИ

Кукла Берегиня – это традиционные славянские куклы-обереги. Главная задача куклы заключалась в защите от напастей, она должна была оберегать всех домочадцев от болезней и злых духов. Именно поэтому славяне называли такую куклу оберегом или берегиней. Она сопровождала наших предков на протяжении всей жизни. Тряпичную куклу, сделанную беременной женщиной, клали в люльку, чтобы она «согрела» место для будущего малыша. Когда ребенок появлялся на свет, берегиня оставалась в кроватке и отвлекала злых духов от младенца, а после становилась для него первой игрушкой. Чтобы ребеночек хорошо спал, мать читала перед его люлькой заговор: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куклой».

Девочки начинали сами делать кукол-берегинь в возрасте двенадцати лет. Красивый и аккуратный оберег свидетельствовал о готовности к замужеству.

Крупеничка (или Зернушка) – это тряпичная кукла-оберег на сытость, достаток в семье и хозяйственность.

Крупеничка была главной куклой в древнеславянской семье. При сборе урожая эту куклу заполняли гречишным зерном или пшеницей, наряжали и бережно хранили в красном углу.

Славяне верили, что если Крупеничка доверху наполнена зерном, то следующий год будет сытным и благополучным. И что именно Крупеничка принесет в дом достаток и благополучие.

Во времена неурожая из куклы по чуть-чуть брали зерно и употребляли в пищу. По внешнему виду Крупенички можно было судить о достатке и благополучие в семье – если кукла была худая, значит, в дом пришла беда, голодают люди в нем и достаток покинул семью.

Значения круп в Крупеничке:

гречиха − сытость и богатство, традиционно кукла наполнялась именно этим зерном

рис − самое дорогое зерно, на праздник

перловка − на сытость

овес − на силу.

Можно и все крупы положить. Так же на дно куклы иногда кладут монетку.

Кукла День-Ночь.

День и Ночь - куклы-обереги жилища. Это две совершенно одинаковые куклы, но одна выполнена из белой ткани (День), а другая - из синей (Ночь). Днем выставляли вперед светлую, а ночью - темную. Куклы связаны одной ниточкой и представляют собой единую цельную композицию.

Желанница.

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки. Показывать ее никому не следовало. Загадаешь, бывало, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры... Можете не верить, но все, что попросишь, исполнялось.

ИГРОВЫЕ КУКЛЫ

Игровые куклы предназначались для забавы детям. Они делились сшивные и свернутые. Свёрнутые куклы делались без иголки и нитки. На деревянную палочку наматывали толстый слой ткани, а затем перевязывали верёвкой. Потом к этой палочке привязывали голову с ручками и одевали в нарядную одежду.

Исследователи считают, что наиболее ранняя среди традиционных игровых свёрнутых кукол России была кукла "полено’’. Бытовала она в Смоленской губернии и представляла собой деревянное поленце, наряженное в стилизованную женскую одежду. Позднее пришла более сложная кукла. Она представляла собой простейшее изображение женской фигуры. Туловище – кусок ткани, свёрнутый в "скалку", тщательно обтянутое льняной тряпицей лицо. Кудельная, либо волосяная коса. Грудь из набитых ватой шариков. Костюм, как правило, с куклы не снимали.

Зайчик на пальчик.

Зайчик на пальчик – куколка, которая делалась специально для трехлетнего ребенка, чтобы у него был всегда собеседник и друг в играх. Зайчик одевался на пальчик и всегда был рядом с ребенком. Тогда и родители могли спокойно оставить ребенка одного и не бояться что ему будет страшно или одиноко в доме. Да и взрослым можно поговорить с таким зайчиком, так как не всегда можно рассказать что тебя тревожит близкому человеку. А Зайчик на пальчик выслушает вас в любую трудную минуту.

Девка-баба.

В народе называют ее Перевертыш, Вертушка. Ее вполне можно назвать куклой кукол, потому что она содержит в себе 2 головы, 4 руки, 2 юбки. Секрет в том, что когда видна одна часть куклы, например, девка, то вторая, баба, скрыта под юбкой; если куклу перевернуть, то баба откроется, а девка скроется.

Девка - это красота, птичка, которая улетит из родительского дома, беззаботная, веселая, играет на улице. А баба - хозяйственная, степенная, у нее все заботы о доме и семье, она не бежит на улицу, у нее другое состояние. Она больше глядит в себя и оберегает свой дом.

Кукла Девка-Баба отражает 2 сущности женщины: она может быть открытой для мира и дарить красоту и радость, и может быть обращена к себе, к будущему ребенку, и беречь покой.

Куклы имитировали взрослый мир, подготавливая ребёнка к взрослым отношениям.

Кукла – мамка подобно матрешке, была многодетной. Если развязать ее пояс, то в ваших руках окажутся сразу пять куколок-младенцев.

В последнее время в России традиционная народная кукла переживает подлинное возрождение. Она приобщает нас к народному культурному опыту.

ОБРЯДОВЫЕ КУКЛЫ

Богата земля русская обрядами. Обрядовых кукол почитали и ставили в избе, в красный угол. Они имели ритуальное назначение.

Кукла Коляда.

Кукла Коляда это символ тепла, солнца и добрых гармоничных отношений в семье. Делалась эта кукла на праздник Коляды (с 7 по 19 января). А использовалась эта кукла на Рождественских колядках.

Кукла представляла собой дородную женщину, одетую во все новое и нарядное. От ее имени колядующие желали счастья и благополучия. Веселые ряженые ходили по домам и колядовали, держа в руках эту куклу, и пели от ее имени.

С приходом Коляды в дом - наступало благополучие, покой, счастье, мир и согласие. На поясе куклы висел веник - чтобы выметать из дома все плохое, а так же два мешочка - с солью и крупой на достаток в доме. В некоторых местностях колядки заканчивались возле костра с пожеланиями блага себе и близким и сжиганием Коляды.

Свадебные куклы «Неразлучники» - это мужская и женская фигурки с одной общей рукой. Этих кукол делали родственники со стороны невесты, иногда свекровь, дружки. Хранили всю жизнь за иконой или возле иконы.

Набор первоначальных идей




Проработка одной лучшей идеи.

1. Для своего проекта я выбрала куклу под названием Зернушка или Крупенечка;

2. По моему мнению, этот вариант лучше подходит в качестве подарка для моей семьи;

3. Наиболее интересна по своему исполнению и у нее интересная история;

4. Расход материалов минимальный;

5. Не представляет опасности для окружающих;

6. Экологически чистый материал.

7. Вызывает положительные эмоции.

Просмотрев различные картинки и схемы, я остановилась на своем решении.

Выбор материала.

В качестве материала для изготовления этой модели нам понадобится ткань х/б (белого цвета, с рисунком), льняная ткань, крупа, тесьма, кружево.

Выбор оборудования, инструментов и приспособлений.

1.Нитки и игла;

2. Ножницы;

Нитки должны быть прочными.

Организация рабочего места.

Рабочее место должно быть хорошо освещено, причем свет должен падать на работу с левой стороны.

Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула.

Расстояние от глаз до работы не должно быть меньше 30…40 см, чтобы не развивать близорукость.

Соблюдать технику безопасности.

По окончании работы все инструменты следует убирать.

Технологическая последовательность изготовления тряпичной куклы.

    Сшить мешочек из белой х/б ткани;

    Наполнить мешочек крупой;

    Верхнюю часть мешочка стянуть ниткой;

    Перевязать столбик, образуя шейку;

    Формируем юбку: привязываем лоскуток изнаночной стороной наружу по линии шеи;

    Выворачиваем на лицевую сторону;

7.Привязываем фартук так же как юбку;

9.Скатываем лоскутки в жгутики для ручек и привязываем по линии шеи;

10. Подвязываем на голову ленту из кружева;

11.Вырезаем платок треугольной форы и подвязываем .

Экологическое обоснование.

Судьба Природы – наша судьба, потому что организм человека находится во взаимодействии с окружающей средой. Забота об окружающей среде дает процветание, а неразумное использование и разрушение приведут к гибели Природы.

Изготовление изделий с применением ткани и ниток, крупы– экологически чистое производство:

практически безотходное производство, нет выбросов, загрязняющих веществ в, почву, водоемы;

при работе с тканью, нитками и др. материалами не выделяются вредные вещества в атмосферу;

Значит, выполняя данный проект окружающей среде, природе не нанесен какой-либо ущерб. Выполняя проект, необходимо учитывать, чтобы изделие было экологически чистым, не приносило вреда здоровью себе и окружающим.

Вторым условием является, не засорять нашу природу отходами производства.

Расчёт себестоимости изделия.

Подарок получился недорогим. Его стоимость 20 руб.

Материалы

Кол-во

Цена

Ткань х/б белого цвета

200 х 200 мм

10 руб

Ткань габардин

100 х 100 мм

Нитки мулине красного цвета

1шт

40 руб.

Крупа гречневая

1 кг.

50 руб.

Итого

100 руб.

Затраты: 100 рублей

Затраченное время: 6 часов.

Заключение.

Оценка проделанной работы.

Мною была изучена история традиционной русской народной тряпичной куклы и ее видов, освоена технология выполнения. Изготовлены образцы.

Вывод.

Результаты проведённых исследований подтвердили мои предположения о том, что

1. Тряпичная кукла в старину играла большую роль:

Она была участницей многих праздников и обрядов;

Являлась символом счастья, добра, благополучия, продолжения рода;

Была оберегом;

В игре ребенок приобщался к культуре своего народа. В нем формировались черты матери, хранительницы очага, мастерицы;

Самодельная кукла дает большие возможности для творческого развития ребенка, развивает фантазию.

2. Традиционных русских тряпичных кукол можно подразделить по назначению на 3 вида– игровые, обереги и обрядовые.

Работая над этой темой, я поняла: чем скромнее жили люди, тем бережнее, с душой относились к тем вещам, которые их окружали. Вот и дети, делая игрушки своими руками для себя и своих близких, они не только получали первые трудовые навыки, но и учились заботиться о близких, любить их. Изготавливая куклу, каждая маленькая девочка уже училась вкладывать в нее душу, любить и беречь её, играя в куклы, девочки учились любить своих «детей», вести свое «хозяйство». Думаем, поэтому и детей в семьях было больше, чем сейчас, меньше было жестокости и насилия.

Список литературы.

    Дайн, Г.Л. Русская тряпичная кукла. Культура, традиции, технология / Г.Л Дайн, М.Н. Дайн.- М.: Культура и традиции, 2007

    Котова, И.Н. Русские обряды и традиции. Народная кукла / И.Н. Котова, А.С. Котова.- СПб, Паритет, 2003.

    Народная кукла: [Электронный ресурс] //vedjena.gallery.

    Русские обрядовые куклы: [Электронный ресурс] //club.osinka.

    Ручная Работа: Электронный ресурс]: ///handmade.idvz . Юрина М. Куклы.

    Я познаю мир: Детская энциклопедия. Игрушки. Автор-составитель М. Юрина. - М.: ООО «Фирма» «Издательство АСТ», 1999.

    Дайн Г. Игрушечных дел мастера: Книга для учащихся.- М.- Просвещение, 1994.

    Л.М. Широкова «Народные игрушки»,- М «Рассвет»,2004 г.

    Интернет-ресурсы

Приложение.

Модель №1 «Кукла берегиня»

Модель №2 «Кукла- барыня»

Яркая, нарядная кукла. На ней рубаха и нижняя юбка из белого льна, юбка зеленого цвета, снизу отделана белым кружевом и зеленой тесьмой выполненной в народном стиле. Кофта красного цвета и белый льняной фартук. На голове яркий, зеленый платок.

Модель №3 «Зернушка (Крупенечка)»

На ней белая рубаха. Сверху надета красная юбка – понева с белым кружевом, фартук белый, льняной. На голове розовый с цветами платок.

Модель №4 Куклы «Неразлучники»

Кукла Неразлучники − символ и оберег крепкого семейного союза, поэтому делается как бы на одной руке, чтобы муж и жена шли по жизни рука об руку, были вместе в радости и беде. Женское и мужское начала соединялись в единое неразрывное целое.

На куклах свадебный наряд. На женщине сарафан, на мужчине рубаха. Подпоясаны красными лентами блестящими лентами.

Куклы-обереги принято считать достоянием прошлого. Но на самом деле эти особые рукодельные амулеты могут послужить нам и сегодня. Во времена язычества они были обязательным атрибутом каждого славянского дома. Кукол делали на праздники, важные события и по другим особым причинам.

Славянские куклы, или как их еще называли, ляльки , защищали, помогали собирать урожай, исцеляться от болезней, укреплять семью. До наших дней дошло множество традиций, связанных с изготовлением этих оберегов и их использованием. Вооружившись этими знаниями, вы сможете применить их в собственной жизни, изменив ее к лучшему.

Славянские куклы обереги появились очень давно. Наши праотцы верили, что Мир состоит не только из человеческих земель, но и мест обитания светлых и темных богов. Они поклонялись светлым богам, просили их о защите или исполнении желаний, опасаясь темных. Побаивались они не только Чернобога, но и его приспешников: сильных демонов, более слабых духов, прислуживающих ему людей – ведьм, колдунов.

Вознося молитвы и принося дары языческим божествам, славяне дополнительно изготавливали различные обережные предметы. Именно так появилась первая кукла.

Народная кукла оберег выполняла разные цели – приносила в дом достаток, привлекала любовь, помогала зачать ребенка или защитить близких от злых сил.

История куклы-оберега на Руси началась с простейших подручных материалов – веточек деревьев или лозы. Постепенно к ним стали добавлять ткань, а со временем некоторые из куколок изготавливались только из материи. Во времена язычества многие занимались изучением трав. С их помощью славяне лечили, изгоняя болезни и нечисть, продляли молодость. Поэтому нередко такие обереги набивали высушенными травами, что усиливало его магические свойства.

Над ними работали опытные женщины, много повидавшие на своем веку. Чаще всего это были бабушки-прабабушки, но порой изготовлением оберегов занимались матери семейства. Мешать им строго запрещалось. Рукодельница должна была полностью сосредоточиться на процессе. Необходимо было сделать куколку за раз, не растягивая это дело на несколько этапов.

К таким амулетам относились с большим почтением и передавали их по наследию от матери к дочке.

Виды кукол на Руси

Некоторые до сих пор воспринимают куклы, как обычные игрушки, думая, что они сгодятся только чтобы развлечь ребенка. Другие относятся к ним с большим почтением, веря, что игрушки помогают подготовить ребенка к взаимодействию с обществом. И только меньшинство знает, что раньше ляльки выступали в роли магических предметов.

Все славянские куклы делились на три вида:

  • игровые;
  • обрядовые;
  • обережные.

Каждый из этих видов имел свою задачу и правила использования.

Игровые детские куклы

Детские игровые куклы славяне делали в виде людей, животных и даже птиц из дерева.

Самыми простыми в изготовлении считаются детские. Лишенные какой-либо магической подоплеки, они были призваны развлекать и приносить радость. Материалы выбирались самые разные, но чаще всего это было дерево. Делали эти игрушки в виде людей, животных и даже птиц.

Обрядовые куклы на Руси

Чучело на Масленицу - яркий пример обрядовой куклы у славян.

Этот подвид мастерили исключительно к определенному событию. Не только для таких важных праздников, как Масленица или Ивана Купала, но и для семейного торжества. К примеру, родов. Это болезненный и опасный процесс, отнимающий у матери силы. Не способная в такой важный момент защитить ребенка, женщина может переложить эту задачу на Кувадки. На свадебное торжество молодожены тоже получали в подарок обрядовые куклы, называемые Неразлучниками. Такой оберег укреплял любовь и помогал сохранить семейное счастье. Куклы для праздников обычно украшали специальными магическими символами – чаще всего .

Обережная кукла или же Защищающая может быть нескольких типов – индивидуальная или семейная. Первая делалась для конкретного члена семьи. Обычно для женщины, ведь именно она отвечает за продолжение рода и потому должна быть здорова. Вторую изготавливали для всей семьи. С ее помощью защищались от зависти соседей, разлучниц и темных сил.

Из чего делаются славянские куклы

Славянские куклы изготавливались из природных основ. Иначе быть не могло, ведь тогда не существовало таких искусственных материалов, какие есть сейчас. Но даже если бы они были, никому б и в голову не пришло использовать их для создания талисманов.

Славяне уважали и любили природу, а потому считали, что природная основа станет самым лучшим выбором для оберега. Она передаст ему свою силу. Для нательных украшений, защищающих от всевозможных неприятностей, выбирали дерево. Но обережные куклы из него не делали – только детские игрушки.

Славяне отдавали предпочтение природным материалам в изготовлении оберегов.

Русская кукла-оберег выполнялась мастерицами по шитью, вязанию или вышиванию. Поэтому чаще всего для нее использовали рукодельные принадлежности: , нитки, ленточки, шнурки, бусины, пуговицы. Иногда лозу или ветки деревьев.

В некоторых случаях добавляли специальный наполнитель – золу, крупы или травы. Подбирали его в соответствии с целью, которую хотели достичь. Зернышки прятали в куколку, когда хотели приманить достаток – чтобы на столе всегда была еда. Золу – чтобы отвадить нечисть, а травы для очищения энергетики или профилактики болезней.

Решив сделать талисман своими руками, не спешите с этим. Тщательно обдумайте, для каких целей он вам нужен, а потом изучите правила его изготовления. Это серьезная задача, требующая внимательного подхода.

Самые известные куклы-обереги

Кукла-оберег была важным элементом славянской культуры. Их расставляли на видные места в доме, клали в детскую колыбельку, а иногда и носили с собой. Узнав о том, какие есть славянские куклы обереги и каково их значение, вы сможете сделать такую себе и своим родным, продолжив традиции предков.

Зольная

Зольная кукла помогает оберегать дом от нечистой силы, привлекает в него благополучие. Название оберега происходит от слова «зола», ведь именно ее использовали в качестве наполнителя. Горстку золы из печи укладывали в кусочек ткани, из которого затем делали шарик – это была голова.

Отличительная особенность Зольной – полное отсутствие волос на голове. Не делали ей и головного убора. И передавали следующим поколениям вместо сожжения.

Кубышка-Травница помогала очистить воздух в доме. Ставили ее в местах, где ощущался энергетический застой. Если кому-то плохо спалось, то оставляли на ночь около этого человека. Оберег распространял приятный травяной аромат, способствующий нормализации сна.

Использовали Травницу и для отвода болезней – цепляли на колыбель ребенка. В отличие от Зольной, ей заполняли специальным содержимым не голову, а туловище.

Дети более беззащитны перед злом, чем взрослые. Чтобы защитить своих потомков от тьмы, славяне изготавливали для детей куклы Пеленашки. Такие обереги клались прямо в колыбель. Они отводили от малышей болезни и неприятности, забирая их себе.

Куклу Неразлучники не делали самостоятельно. Но их можно было получить в подарок на свадьбу. Его дарили близкие родственницы – это могли быть матери или бабушки со стороны любого из молодоженов.

Неразлучников легко распознать по одному бросающемуся в глаза признаку – руки, которыми они держатся друг за друга, сплетены в одну, что символизирует крепкий союз. Выполнялся оберег из разных материалов – соломы, ткани или ниток.

Смысл, вложенный в куколку Желанницу, можно легко угадать по ее названию. Но не спешите выписывать на листок с десяток желаний. Она может исполнить только одну просьбу. Поэтому лучше сосредоточиться на самом важном.

Чтобы Желанница поняла, что от нее требуется, после ее создания поговорите с ней. Расскажите в подробностях, что хотите получить. Делать это нужно перед зеркалом. Когда мечта превратится в реальность, сожгите оберег, а перед уничтожением поблагодарите за хорошую работу.

Очистительница

Очистительницу использовали для исцеления от физических заболеваний и хворей, навеянных злыми духами. Оберегом для семьи она никогда не выступала – делали ее специально для заболевшего человека. Он или его близкий родственник должен был мысленно перенести все плохое на предмет во время создания куклы.

По завершении работы над ней проговаривали заговор: «Пусть уйдет с меня на тебя все лихое, забирай себе злое, чужое» . Затем оставалось только сжечь ее подальше от дома и болезнь вскоре отступала.

По традициям Десятиручка дарилась молодым женщинам, вышедшим замуж. Десять рук у нее не случайно. Считалось, что подобный оберег поможет молодой хозяюшке все успевать: за детьми смотреть, готовить есть, убирать.

Десятиручку изготавливали только из соломы. Голову куколки украшала косынка, а туловище – нарядный передник. Одним из основных цветов был красный, символизирующий жизненную энергию и процветание.

День Ночь, как и Неразлучников, тяжело спутать с другими. Это двухсторонний оберег. Сделать его можно несколькими способами: взять две отдельные фигурки и скрепить друг с другом спиной к спине. Или же сделать одну фигурку с двумя лицевыми сторонами.

Один бок символизирует день, а другой – ночь. Главная задача такого оберега – отслеживать привычный порядок вещей. День Ночь бдит смену дня и ночи, смотрит, чтобы ночь была для обитателей дома такой же спокойной и благоприятной, как день. В светлое время суток лицом к жильцам поворачивали дневной облик, а в темное – ночной.

Толстушка

Толстушка станет хорошим амулетом для каждой женщины, мечтающей создать полноценную семью. Образ Толстушки – взрослеющая девочка. Использовали ее для того, чтобы помочь забеременеть. Славяне верили, что длинная коса куклы помогала привлекать душу ребенка.

Если по прошествии года супружеской жизни женщина не могла зачать наследника, родственницы изготавливали для нее такой оберег. Делать его могли только родичи по женской линии – мать, бабушка или прабабушка, но не сестра.

Славяне делали обереги не только с расчетом на защиту дома, но и пытались защитить родных, находящихся за его пределами. Так они изготавливали амулеты для путешественников.

Подорожница защищала человека в пути. Обеспечивал это особый ритуал, связанный с небольшим мешочком Подорожницы. В него клали горсть земли с родных краев – считалось, что это дает человеку силу. Кроме нее в мешок добавляли зерна или хлебные сухарики – благодаря этому путник никогда не голодал.

Славяне считали, что весна приходила не сама – ее приносили на крыльях птицы. Для того, чтобы скорее призвать цветущую пору, они изготавливали особую обрядовую куклу – Птицу Радость. Она с головы до низа была покрыта птичками, символизирующими весну, удачу и счастье.

Птиц нужно сделать нечетное количество, а одну из них обязательно нацепить куколке на голову. Головной убор, косынку, тоже старались выполнить в форме птицы – с крылышками по бокам и клювиком сверху.

Ведучка, или ведущая в жизнь

Ведучку изготавливали женщины, познавшие радость материнства. Одной из самых важных женских задач считалось продолжение Рода. Женщина должна была не только выкормить ребенка, питая его своими соками, но и воспитать его.

Ведучка помогала в этом нелегком деле, поддерживая мать и обеспечивая контакт с ребенком. Внешне оберег выделялся среди остальных – фигурка там была не одна, а две. Мать с ребенком. Руки женщины и малыша объединены, что означало крепкую духовную связь между ними.

Крупеничка, еще называемая Зернушкой, помогала кормить семью. Не только в переносном смысле, но и в прямом. Делали ее после сбора урожая, наполняя скрытый внутренний мешочек зерном. Когда семье было нечего есть, женщины доставали из него зерна и пускали на обед. Делали так не только в период голода, а регулярно, заменяя старое зерно на новое.

Крупеничка считалась главной в паре, но сопровождающий ее Мужик Богач тоже важен. Он помогал в финансовом плане. По сути, этот парный оберег есть образом счастливой славянской семьи – умелой хозяюшки и кормильца семьи.

Баба Яга

Многие ассоциируют Бабу Ягу со злым персонажем, но на самом деле это не совсем верно. Даже в народных сказках, дошедших до нас, старая колдунья иногда выступает в роли помощницы, выручающей героев из всяческих неприятностей.

Баба Яга не только хорошая советчица – она может стать хранительницей очага. Ее вешали на входную дверь или на окна дома. Так она отметала от дома своей метелкой всякую гадость – видимую и невидимую.

Рябинка

Одним из самых почитаемых деревьев у славян была рябина. Это повлияло на возникновение такого оберега, как кукла Рябинка. Изготавливали ее осенью. Основой для Рябинки служила крестовина из настоящей рябины – это делало оберег мощнее.

Такой талисман защищал от зла, оберегал семейное счастье и поддерживал в доме атмосферу любви.

Благополучницу дарили друзьям и родственникам, чтобы привлечь в их дом достаток и процветание. Достаток в этом случае понимается как богатство. Но желали не столько денег, сколько того, что на них можно купить – еды, наполнившей весь стол, одежды для каждого члена семьи, полезных бытовых предметов.

Успешница представляла собой мотанку с обязательным атрибутом – сумкой. Этот предмет символизировал успех в делах. Какие именно дела должны быть успешными – решал сам хозяин ляльки.

Чтобы стать успешным, прямо скажите оберегу о том, что хотите получить. Например, попросите его о замужестве или деньгах. Если нужна финансовая поддержка, положите в сумочку купюру.

Колокольчик сообщала добрые новости. Она не только предупреждала о хороших вестях, но и притягивала их. Обладатель такого оберега чаще находился в хорошем расположении духа, больше веселился и получал от жизни много радостных событий. Для Колокольчика характерна одежда из трех юбок, напоминающих елочку.

Спиридон Солнцеворот относится к ряду обрядовых кукол. Изготавливали его к празднику . Такой оберег делали с определенной целью – привлечь в жизнь перемены. Но не какие угодно, а такие, которые хотелось бы получить.

Колесо, находящееся в руках Спиридона, символизировало жизнь. Славяне верили, что, благодаря ему можно повернуть жизнь в правильном, нужном, направлении. Такой амулет будет одинаково полезен любому полу и принесет счастье в любой из выбранных сфер.

Правила изготовления кукол оберегов

Обереговые куклы нельзя изготавливать, как обычные игрушки. Это гораздо более серьезное дело, требующее не только учета самочувствия мастерицы, но и подбора материалов, инструментов, а также способа изготовления.

Обережную куклу нужно делать с позитивными мыслями и в хорошем настроении.

Рукодельницам, решившим собственноручно постараться над оберегом, нужно придерживаться таких правил:

  • Работайте над оберегом только когда у вас хорошее настроение и самочувствие. Даже простая головная боль, не говоря уже о хронических болезнях, считается весомым поводом отложить роботу.
  • Во время такого сакрального рукоделия нужно мыслить позитивно. Положительные мысли и эмоции помогут оберегу набраться сил и быстрее приступить к выполнению своей задачи.
  • Следите за лунным циклом, когда принимаетесь за дело. Талисманы должны изготавливаться на растущую луну.
  • Наверное, вы заметили, что у всех мотанок нет лица. Связано это, конечно, не с ленью, а с суевериями. Наши предки считали, что куклы с чертами владельца, могли стать прибежищем для нечисти. Чтобы защититься от нее, они не делали им лица, оставляя их пустыми. Так поступали не только с обережными и обрядовыми куклами, но и с игрушками.
  • При изготовлении тряпичных кукол нельзя использовать острые предметы. Нынешним рукодельницам покажется невероятным отказ от иголок и ножниц, но таковы правила. Их несоблюдение превратит оберег в обычный предмет, лишенный магической силы.
  • Сейчас натуральные ткани используются редко из-за своей непрактичности. Но присутствие синтетических материалов в талисманах недопустимо.

Кукла-оберег, изготовленная в соответствии со всеми старославянскими верованиями, станет полноценным защитником и наполнит вашу жизнь всеми благами.

Как расстаются с куклой оберегом

Обережные куклы нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Обережная кукла – это нечто большее, чем обычная детская игрушка. Такая кукла требует к себе трепетного отношения по всем параметрам. Ее нельзя изготавливать с плохими мыслями, хранить где-попало и выкидывать, как обычный мусор.

Наши предки передавали самодельные талисманы из поколения в поколение, практически не выкидывая их. Однако в некоторых случаях это приходилось делать. Более того, иногда уничтожение амулета было обязательным действием.

В каких ситуациях нужно избавляться от оберега:

  1. Он износился. Это больше относится к тканевым оберегам, чем к соломенным. Потрепанная ткань или вылезшая из нее ниточка не считаются серьезным препятствием к использованию. Но когда оберег буквально распадается на глазах, так, что его невозможно починить, лучше расстаться с ним.
  2. Перестал работать. Куклы, изготовленные с целью отводить от человека или его семьи беду, приходят в негодность быстрее других. Внешне они могут быть как новые, но внезапно перестают работать. Такое случается, когда амулет принимает на себя мощный удар отрицательной энергетики, нанесенный злым колдуном. В этом случае следует положить его в соль, чтобы очистить. Или попробовать провести ритуал очистки огнем, но делать это нужно очень осторожно, чтобы не начался пожар. Если очищение не помогло, остается лишь один выход – закопать в земле или сжечь.
  3. Среди народных кукол встречались и те, что требовали обязательного уничтожения после выполненной ими миссии. Например, Желанница. Когда она воплощала сокровенную мечту человека в жизнь, ее сжигали.

Зная об этих славянских обычаях, вы сможете легко ориентироваться в том, как прощаться с куклами-оберегами.

Но здесь важно не забывать о некоторых особенностях:

  • Перед сожжением или закапыванием попрощайтесь с куколкой. Это может быть привычный нам разговор или мысленная беседа. Скажите спасибо за все хорошее, что она вам принесла.
  • Обращайте внимание на свои эмоции при расставании. Если куклу не хочется отпускать, скорее всего, ее время еще не пришло. Очистите оберег от негатива и продолжайте использовать. С амулетом, выполнившим свою миссию, прощаются с легким сердцем, без сожаления.
  • Кукол, помогающих притягивать богатство, благополучие или любовь, не обязательно полностью уничтожать. Можно распустить, использовав материалы для других целей. С защитницами от болезней, колдовства и несчастья, так поступать нельзя. Их сжигают как можно дальше от дома.

Расставаться с полюбившимися оберегами, принесшими счастье, грустно и больно. Но делать это необходимо. Не храните поврежденные или переставшие работать амулеты на память, ведь таким образом вы будете способствовать задержке негатива около себя.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО ОБРЯДОВЫЙ ФОЛЬКЛОР КАЛЕНДАРНО-ОБРЯДОВЫЕ ПЕСНИ
Тряпичные куклы

Русская, тряпичная куколка простая Славила Россию игрушка удалая. Бодрая, веселая, немного озорная, А по нраву русская, а значит нам родная. В этих куклах доброта и грусть, Они помнят Киевскую Русь. Мы берем этих кукол в руки - Оживают истории звуки...

Самые ранние игрушки, обнаруженные в нашей стране, относятся ко второму тысячелетию до н. э.. В каждом доме кукол было очень много, до 100 штук. И не удивительно, дети начинали вертеть кукол с 3 лет. Считалось, чем больше кукол, тем больше счастья в семье. А по тому, как дети относились с куклам, судили о будущем благополучии семьи. Если дети бережно обращались с куклами, то будет в доме достаток и счастье. Если небрежно и бросали где непопадя то, жди беды.

История тряпичной куклы
Первые человекообразные фигурки появились вместе с человеком, тогда они олицетворяли богов. С давних времён в быту русской деревни тряпичная кукла была традиционной игрушкой. Недостатком тряпичной куклы было лишь то, что её нельзя было мыть. Как и у других народов, у русских в игрушку вкладывали особый смысл.

Классификация кукол по назначению
ИГРОВЫЕ ОБЕРЕГОВЫЕ ОБРЯДОВЫЕ
Столбушка Ангелочек Неразлучники
Малышок-голышок День и ночь Масленица
Кукла с косой Венская Коляда
Девка-баба Колокольчик Купава

Куклы были разные. По предназначению традиционные народные куклы можно разделить на три группы: обрядовые куклы, куклы-обереги и игровые куклы.

Куклы игровые Игровые куклы делались,чтобы во время игры научить ребенка жизни. Такие куклы служили развлечением для ребенка.
«Девка-баба» «Зайчик на пальчик» «Отдарок на подарок» (Перевертыш) (Одна из первых игровых кукол) (Кукла вежливости)

МАЛЫШОК-ГОЛЫШОК

Обрядовые куклы У каждого народа есть свои обряды. Наши предки использовали куклы при проведении сезонных праздников, свадьбы, рождения ребенка. Например, масленицу сжигали, прося ухода зимы и приближения весны «Уходи зима снежная, приходи лето красное».
«Масленица» домашняя

Кукла «Неразлучники». Парочка
Свадебную куклу «Парочку» изготавливали из трёх красных лоскутков одинакового размера. Куклу дарили молодым на свадьбе, закреплённую на полотенце. Когда рождается в молодой семье первый ребёнок, полотенцем начинали пользоваться, а куклу давали ребёнку или хранили всю жизнь, как оберег семьи и брака.

Куклы обереги Они оберегали жителей дома (домашних животных) от голода, от болезней, от плохих людей.
Кукла «Берегиня» Охраняет и приносит благополучие дому. - Злых людей не пускает, а Добрых встречает!
«Кубышка - травница»
Кукла наполнена лекарственной травой, травяной запах отгоняет злых духов и болезни.

Ровно год был отпущен оберегу, который назывался "12 лихорадок". Делали его в виде 12 фигурок, подвешенных на красной нитке над печкой, чтобы отпугивать приносящих болезни демонов-трясовиц, которых звали Дряхлея, Глупея, Глядея, Ленея, Немея, Ледея, Трясея, Дремлея, Огнея, Ветрея, Желтея и Авея. 15 января каждого года оберег заменяли на новый.

Современные тряпичные куклы
В наше время тряпичная кукла приобрела немного другой вид, у неё есть лицо, ей можно менять одежду. Дети с удовольствием играют с ними. Они экологичны и безопасны для детей.

В наше время дети, как и раньше, любят куклы и учатся делать их сами. И если вложить в них труд, усердие, терпение и тепло, куклы получаются «живыми» и они служат долгое время. Куклы не только игрушки, но и близкие друзья. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память. Не следует выбрасывать старую куклу, лучше её помыть, причесать, сшить новую одежду. Все эти действия – уроки чуткости, бережливости, внимания, доброты. Одевание старой куклы в новую одежду – это уроки хорошего вкуса и даже некоторых художественных ремёсел.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГБОУ Школа № 1412 СП 8

ТРЯПИЧНЫЕ КУКЛЫ

Н

А РУСИ

ТРЯПИЧНАЯ КУКЛА

Рукотворная тряпичная кукла служила для наших предков не просто куклой для игры, а своеобразным родовым этническим кодом, который указывал ориентиры жизненного пути. В изготовлении традиционных тряпичных кукол не было случайностей – во всем усматривался определенный смысл. Как правило, тряпичные куклы были простейшим изображением женской фигуры: кусок ткани, свернутый в скалку, тщательно обтянутое белой льняной тряпицей лицо, груди из тряпичных шариков и обыденный или праздничный крестьянский наряд из лоскута.

Тряпичные куклы, сшитые из нового лоскута , специально делали в подарок к крестинам, к дню ангела, к празднику, выказывая родственную любовь и заботу. В семье же, для своих детей, куклы «вертели» обычно из старого тряпья . И не по бедности, а по ритуалу кровной близости. Считалось, будто ношеная материя хранила родовую силу и, воплотившись в кукле, передавала ее ребенку, становясь оберегом. Для кукол чаще всего использовали подолы женских рубах и фартуков. Именно эти части костюма, соприкасаясь с землей и вбирая таким образом ее силу, имели наибольшее сакральное значение. Примечательно, что лоскут для кукол всегда рвали руками, а не отрезали ножницами. Считалось, что такая игрушка пророчила ее маленькой хозяйке целостность без изъянов и повреждений.


Кукла являла собой мифологическую формулу мироустройства, отражая самую суть вселенского круговорота в природе и в жизни человека. Простейшая трехчастная фигурка, перетянутая по месту шеи и перепоясанная, строилась по схеме триединого мира: небесного (верхнего), земного (среднего) и подземного (нижнего). Крестовидные куклы указывали еще и на четыре стороны света.

В народе куклам не давали имени собственного. Имя уподобляло куклу человеку, конкретному лицу. Значит, с помощью нареченной куклы можно было нанести вред, воспользовавшись сходством имен для колдовства. Называя куклу по имени, можно было потревожить и дух кого-либо из покойных родственников. В целях защиты от злых сил, из предосторожности куклы и оставляли немыми, безымянными, а если и нарекали, то собирательно: ляльки, маньки, матрешки, цацки… Чаще всего их так и называли – «куклы», обособляя тем самым от других игрушек. Условный язык безликой безымянной фигурки позволял ей выполнять разные обрядовые роли.

Изображение лица в кукле долго было в крестьянской среде под запретом. На вопрос, почему у куклы нет лица, деревенские женщины отвечали, что оно ей просто не нужно, что в доме не должно быть лишних глаз. Они считали, зрячая кукла опасна для ребенка. Ведь глаза, нос, рот, уши, даже нарисованные, - все равно есть врата, через которые происходит связь с космическими силами, светлыми и темными, добрыми и злыми. Следовательно, лучше не открывать эти врата, надежнее наложить на них табу. Только в таком «гробовом» молчании и можно сохранить тайну рода, семьи.

Тряпичная кукла обладала не только огромным смысловым, но и видовым разнообразием. Народная память сохранила множество традиционных образов кукол.

По назначению их делят на три группы : обереги, обрядовые и игровые, по способу изготовления – на закрутку и сшивную. Некоторые мастера подразделяют еще и по образу : на куклу-крестьянку и куклу-барыню.

Куклы, наделенные тотемной и обрядовой символикой , бережно хранились в каждой семье и передавались из поколения в поколение. Такие куклы делались в течение всей жизни, начиная с детства, и лишь вторично они могли выполнять функцию игрушки. Эти создания были маленькими божками в доме, с ними беседовали, поверяли им свои беды и радости, призывали на помощь.

В традиционной русской культуре обрядовая кукла занимала особое место, играя на определенном этапе истории важную роль не столько в жизни ребенка, сколько в жизни взрослого члена семьи, особенно женщины, матери. Она была непременным участником всех древних ритуалов и магических мистерий, находясь в центре большинства обрядов календарного и семейного циклов. По древним поверьям, она могла принять на себя болезни и несчастья, помочь в урожае. Ее дарили новорожденному, чтобы она отгоняла злых духов; невесте, как благословение на замужество; роженице клали в постель для облегчения родов.

Квадратные лоскуточки, из которых делались обрядовые куклы, нельзя было резать и шить иглой. Их можно было только рвать, и то по долевой нитке. Далее, говоря на языке мастериц, куколка «вертелась», или «крутилась». Переодевание куклы не предусматривалось, она создавалась как цельный образ, уникальный в своей единственности и художественности.

Ее декоративное исполнение также играло далеко не последнюю роль.

Например, куклы в праздничных костюмах, где каждая деталь и цвет имели также свою символику, дарили своим самым близким и родным людям на именины, крестины и другие важные события как знак скрепления родовых уз. Таких кукол в семьях, принадлежавших различным сословиям, собиралось огромное количество.



Видов тотемных кукол великое множество. Так, двойная кукла «День и ночь», оберегала порядок в доме. Днем ее поворачивали на светлую сторону, а вечером – на темную.

К
укла «Колокольчик» оберегала дом от дурных вестей, помогала поддерживать в нем хорошее настроение.


А вот куклы «Лихоманки» служили оберегами от болезней. Их должно было быть 13 – по магическому числу. И вешались они за печкой.

Они делались особым способом и со специальными наговорами. На Масленицу их сжигали для того, чтобы вместе с ними из дома ушли все беды.



С помощью кукол «Куваток» (куватка – младенец, новорожденное дитя) муж во время родов жены разными способами выманивал злых духов, позднее эта кукла стала оберегом и первой куклой новорожденного, которую клали в колыбель, а потом она "охраняла" сон ребенка. Мамы при этом приговаривали "Сонница-бессонница, Не играй моим дитятком, А играй этой куколкой"

Кубышка-Травница несла с собой здоровье, защиту, утешение и отгоняла духов болезни. И это неспроста, ведь внутри куклы содержался мешочек с разными целебными травами. В случае недомогания разминали куклу в пальцах и тут же по комнате разносился аромат эфирных масел этих целебных растений.


Именно поэтому, Кубышку-травницу издавна имели в каждом доме, а в случае необходимости, ставили у постели больного, подвешивали над детской кроваткой или просто давали в руки поиграть.

К обрядовым куклам относится и "Зернушка", которая имеет глубокий символический смысл. Кукла обязательно внутри наполнялась зерном, гречихой, пшеном или горохом. Ее дарили на Коляду, Рождество и на другие праздники, чтобы урожай был богатым. Женский образ куклы напрямую связан с матерью-землей, рождающей всходы.


Традиционно Кукла-Зернушка делалась из мешковины. Небольшой мешочек наполнялся зерном, при этом женщины всегда пели песню или читали молитву. К туловищу-мешочку приделывалась голова, повязывалась платком и тесьмой-пояском (иногда с магическим орнаментом: вода, земля, зерно, солнце).

Условная человекоподобная фигурка когда-то выполняла магическую роль, служила оберегом. Она участвовала в обрядах и праздниках, в ритуальных событиях жизни, отмечая рождение, свадьбу, уход к предкам. Они были хранителями жилища, сна, здоровья, хозяйства и благополучия семьи.

Одной из древнейших обереговых кукол на Руси была вепсская кукла, которая сопровождала жизнь человека с самого его рождения. Она представляла собой образ замужней женщины и символизировала благополучие и достаток, а также женское здоровье. Ее тоже изготавливали без применения ножниц и иголки, ткань просто нарывали из лоскутков материнской одежды и связывали детали между собой. Мать готовила куклу таким способом еще до рождения своего ребенка, желая тем самым сделать его жизнь «не резаной и не колотой». Лежа в колыбельке малыша, кукла оберегала его от сглаза и одновременно несла на себе образ матери-кормилицы, способной прокормить всю семью Внешний вид и название Вепсской куклы зависел от той роли, которая ей приписывалась.

Вепсы – один из народов, принадлежавших к финско-угорской языковой группе. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившие свои традиции и обряды.

Если в семье была девушка на выданье, то куклу делали красивой да нарядной, а называли Капусткой. Рожаница помогала в родах, а Кормилка и Берегиня - в заботе о малышах и семье в целом. В этом случае куклу представляли с воздетыми к Небу и Солнцу руками.



Детали вепсской куклы стягивали обрывками разноцветных нитей. При этом узлов не делали, только обвивали ткань ниткой, а ее конец заправляли. Ткань традиционно выбирали натуральную: хлопковую, льняную или ситцевую. Вышивка была необходимой деталью костюма и выполнялась в основном красными нитками разных оттенков. Этому цвету придавалась особое значение - "обережное".

К обрядовым относится и летняя кукла одного дня «Купавка». Ее делали к началу купаний и связывали с праздником Ивана Купала. К рукам «Купавки» привязывали множество тесемочек, которые символизировали болезни людей, невзгоды. Ее украшали травой, цветами, зелеными ветками и в день праздника сплавляли по воде, веря, что вода очистит человека от всех бед.

Кукла также была одним из главных действующих лиц поэтичного древнего обряда «похороны кукушки ». Он проводился перед Троицей и служил посвящением девочек-подростков в девушки. Девочки уходили в лес и водили там хороводы, пели песни, обменивались венками и специально сделанными куклами из сухой травы «кукушкины слезки». Здесь же происходила церемония похорон кукол. Смысл обряда заключался в избавлении девочек от качеств, присущих кукушке, в прощании с детством и вступлении в мир взрослый жизни.

Куклы также занимали одно из центральных мест в русском свадебном обряде, сопутствуя каждому акту церемонии. Так, свадебная пара «Неразлучники», изготавливалась из одного лоскута, чаще всего красного цвета, как символа жизни. Эта парная кукла связывалась одной неразрывной нитью и имела единую руку, символизировавшую нерасторжимость брачных уз, готовность мужа и жены идти по жизни рука об руку, быть вместе в радости и в горе.

Дети имели свои более незатейливые игровые куклы . Они были очень условны и просты в изготовлении. Одной из распространенных детских игровых тряпичных кукол была кукла «Малышок-голышок» . Отличительной особенностью техники ее изготовления, было то, что ткань внизу не оставляли единым «подолом», а разделяли на две части и формировали ножки, обматывая их нитками. Также нитками обозначали голову. Кукла была голенькой, без одежды, но с поясом, который в русском традиционном костюме всегда считался сильным обереговым знаком. Такая игровая кукла своим элементом незавершенности стимулировала тем самым воображение детей, поскольку им разрешалось придавать ей черты лица, одевать. Кроме того, кукла, наделенная магическими свойствами, развивала, по верованиям древних, материнское начало в ребенке и чувство семьи. К примеру, до недавнего времени в сельских местностях ставили чучела на огородах. Современные селяне, наверное, уже и не знают, что на самом деле чучело – это отголосок древних кукол хранителей урожая.

Шились куклы детям редко, чаще они сворачивались взрослыми, как, например, простая кукла «Барыня», на скорую руку. Она состояла из туловища, покрытого белой тканью и перевязанного в трех местах. Затем голова накрывалась длинным лоскутом, перехватывалась вокруг, остатки ткани по бокам разрезали на три части и заплетались косички – руки. На такую «болванку» надевали юбку, передник, сверху повязывали косынку, и кукла была готова. Смастерить (сшить или свернуть) куклу дети могли сами уже с трех- четырех лет. Первые детские куколки представляли собой небольшие стилизованные примитивные человекообразные фигурки. Безусловно, отличаясь от кукол, сделанных взрослыми, они в то же время были актом детского творчества. Играли в куклы и мальчики и девочки до семи–восьми лет, т.е. до той поры, пока они носили единообразную одежду (длиннополые рубахи). Девочки до 12 лет играли и шили уже более затейливые куклы «на выхвалку», сравнивая потом, у кого куклы получились лучше. Играли в куклы и девушки, и молодые замужние женщины. Их приносили на посиделки, брали с собой в гости, на работу. Среди всех видов женского рукоделия кукла занимала особое место. По кукле судили о вкусе и мастерстве ее владелицы.

К концу XIX в. функции тряпичной куклы начали изменяться заметно стремление сделать тряпичную куклу более правдоподобной, они все больше становилась игровыми. Утрачивая былую магическую роль, менялся и ее облик. Условная безликая фигурка утрачивала магическую обрядовую роль, становясь развлекательной игрушкой, купленной на ярмарке. Тряпичная кукла «обретает лицо», которое становится важнейшим элементом кукольного облика. В его создании участвуют средства пластики, линии, цвета. Черты лица конкретизированы с помощью рисунка, росписи, вышивки.

Кукла – знак человека, его игровой образ-символ. В этой роли она фокусирует время, историю культуры, историю страны и народа, отражая их движение и развитие.

Уходит своими корнями в далекое прошлое. В то время, когда наши предки жили натуральным хозяйством и все делали своими руками. Добывали себе пищу, возводили дома и обустраивали свое жилище. Изготовлением кукол на Руси, как правило, занимались женщины и девушки. Изначально их делали не столько для детей, сколько для сохранения «чистоты» в доме. Куклы служили оберегами и защитниками для древних славян от злых духов и непрошенных гостей.

Поскольку в то время на территориях нашей страны процветало язычество, существовало множество праздников, для которых изготавливались куклы в разных нарядах и костюмах.

Самые значимые праздники того времени - это Коляда, Купала, Великдень и другие. С приходом христианства эти праздники стали называться по другому, но большинство традиций осталось и соблюдается по сегодняшний день, в том числе и в удаленных уголках России. Есть люди, которые по прежнему изготавливают кукол, наряжают их в красивые народные костюмы и используют в качестве оберегов, а не игрушек для детей. Одним из самых значимых и любимых праздников для славян был Великдень. В настоящее время он совпадает с пасхой. А традиция раскрашивать яйца, печь куличи и изготавливать традиционных русских кукол пришла к нам именно от празднования Великдня. Лучшего оберега, чем кукла, созданная своими руками, в то время не существовало. И для любой женщины это было очень важным событием и делом в её обыденной жизни.

Как и сегодня, социальное неравенство существовало и 2000 лет назад. Поэтому материалы, которые использовались для создания кукол, у всех были разные. Кто был более обеспеченными могли позволить себе сделать куклу из разноцветных тканей, украсить ее бронзой или даже серебром. А те у кого не было такой возможности довольствовались деревянными веточками, самыми дешевыми, однотонными тканями типо мешковины и любыми другими предметами, которые не имели большой пользы в ведении домашнего хозяйства.

Но со временем женщины стали обращать внимание, что девочки с удовольствием играют с этими куклами. Поскольку использовать обрядовых кукол для игр было не позволительно, появилась новая традиция изготовления игровых кукол для детей.

Изначально их делали очень маленькими, размером от 8 до 15 см высотой и выглядели они очень просто по сравнению с обрядовыми куклами. Как правило изготавливали их из натуральных материалов: старые ткани, обрезки, ветки, солома, зола, уголь, трава, мох, листья. Иногда в домах наших предков появлялись и деревянные куклы и игрушки. Но сделать их мог далеко не каждый. Необходим был специальный навык, и вырезали их в основном мужчины. Так и появилось на свет два основных направления в создании русской куклы и игрушек. Женщины и девочки изготавливали своими руками различных тряпичных кукол, а мужчины занимались резьбой по дереву и делали деревянных кукол и игрушки.

Самые популярные среди древних славян тряпичные куклы имели свои названия. Вот некоторые из них:

  • Первой, как правило, делалась Кукла - дружок. Она создавалась всей семьей, бабушкой с дочерью и внучками, чтобы ребенок мог рядом с этой куклой ощутить поддержку и любовь своих близких. Считалось, что такая кукла помогала вырастить ребенка смелы и могла на время заменять заботу мамы. И давать ей возможность больше успеть по хозяйству.
  • Так же с появлением малыша в доме, часто изготавливалась Кукла-Птичка. Делали её из самых ярких тканей, которые имелись в доме и подвешивали над кроваткой ребенка. В основном их делали по несколько штук и это считалось хорошей забавой для маленького человечка, который не давно появился на свет. Рассматривая их он мог с интересом наблюдать как эти птички качаются над ним.

Было еще очень много названий и разновидностей тряпичных кукол. Обучать девочек мастерить кукол начинали в раннем детстве, в 5-6 лет. Считалось, что в этом возрасте ребенок хорошо понимает и может многое уже делать самостоятельно, без помощи взрослых. Часто при создании куклы мама пела дочке песни, рассказывала сказки или беседовала о чем-нибудь интересном. Потому что делать кукол было необходимо с любовью, радостью и находится в хорошем настроении, чтобы кукла получилась красивая и смогла так же дарить свою любовь тем, кто с ней играл. Традиция изготовления тряпичных кукол дошла и до наших дней. И где-то в отдаленных уголках нашей страны, бабушка учит внучку, как сделать первую в жизни куклу своими руками.

Теперь немного расскажем и о деревянных куклах и игрушках

Есть версия, что первые деревянные игрушки на Руси появились в период с 8 по 10 век. Их вырезали из разных видов древесины. Но в основном использовались береза и сосна, так как они считаются одними из самых «мягких» видов древесины и легко поддаются обработке. Из них делали различные фигурки людей и животных, вырезали свистульки на забаву детям.

Но первые официальные упоминания в летописях о деревянных игрушках приходится на период 14-15 веков. В то время основным местом производства деревянных игрушек на Руси считался город Сергиев Посад. Вокруг него находилось множество мастерских, где работали знаменитые резчики и по дереву. И даже на территории Троице-Сергиевой лавры тоже трудились священнослужители и занимались резьбой по дереву. Они создавали множество деревянных игрушек, фигурок и кукол, которые пользовались хорошим спросом среди населения.

Возле стен лавры в то время действовал огромный старинный рынок (ТОРГ) куда приезжали купцы не только из всех уголков Руси, но и из-за рубежа. Сергиев Посад по праву считался в то время столицей деревянной игрушки. Известно, что деревянные солдатики, фигурки людей и животных, корабли, церкви и многое другое, изготовленное в мастерских Сергиево Посада, имелись в коллекциях российских императоров, королей Пруссии и Франции.

Со временем в Европе, в начале 18 века, стали появляться фабрики со станками и машинами на которых производились деревянные игрушки в большом количестве и имели достаточно низкую цену. И множество мастерских по ручному производству стало постепенно сокращаться. Но и на сегодняшний день есть мастера, которые продолжают традиции наших предков и делают вручную различные деревянные игрушки, фигурки и куклы.

Часто к ним поступают заказы от музеев, коллекционеров или просто от больших ценителей истории нашей страны.

Самым современным этапом в создании куклы считается изготовление фарфоровых кукол

Родоначальником изготовления фарфоровых кукол считаются французы и это не случайно. В период с 17 по 18 век Франция считалась законодателем моды во многих областях. Поэтому, когда там создали первую фарфоровую куклу , которая максимально соответствовала пропорциям человека, имела натуральные волосы и несколько различных нарядов, никто не удивился. Оставалось только восхищаться красотой и изяществом этих созданий. Поскольку это были необычные куклы, они получили даже свое собственное название - Пандоры.

Создавали их, как правило, опытные мастера и художники. Одежду для них шили лучшие портные и стоили эти куклы очень дорого. Фарфоровые куклы и по сей день считаются элитой кукольного рынка во всем мире. Необыкновенная красота, изумительное изящество, удивительное сходство с человеком, не оставляют равнодушными миллионы людей на нашей планете.

В 19 веке на смену ручному производству фарфоровых кукол пришел фабричный метод изготовления. Они стали более доступными и большее количество покупателей имело возможность приобретать такие изделия. Массовое производство было налажено во Франции и Германии. Кроме самих кукол, стали производиться разнообразные аксессуары к ним. Домики для кукол, мебель, куклы дети и куклы взрослые. У некоторых экземпляров стали двигаться руки, ноги и голова. И по сей день Германия является лидером в производстве кукол из фарфора.

Но истинных ценителей индивидуальности, оригинальности и неповторимого шика привлекают куклы ручной работы. Они несут в себе частичку души мастера, который вложил в её создание все свои таланты и любовь.

Разнообразие фарфоровых кукол, на сегодняшний день, может поразить кого угодно. Они бывают и большие (в человеческий рост) и маленькие (10-15 см высотой), изображают и взрослых и младенцев, имеют огромное количество нарядов, причесок, обуви и даже нижнее белье и чулки для кукол встречаются довольно часто.

Однако наиболее популярными среди покупателей являются куклы размером от 30 до 50 см. На куклах такого размера хорошо видно все детали - прическу, макияж, глаза, одежду, аксессуары, украшения, но в то же время она является достаточно компактной и её легко переносить, перевозить или переставить в доме на другое место.

Фарфоровых кукол часто используют для декорирования гостиных, кухонь, кабинетов, детских комнат. Они выглядят очень красиво и изящно в любом интерьере и по праву являются его украшением.

Фарфоровая кукла - это бесценный подарок любителям красоты и грациозности, она настолько реалистична, что рядом с ней можно забыть про возраст и почувствовать себя героем какой-нибудь удивительной сказки.

Наши куклы ручной работы, высокого качества изделия. Головы и руки кукол выполнены из фарфора. Наряд кукол выполнен яркими тканями в новогоднем стиле. Куклы выполнены полностью вручную, начиная от расписанного лица и заканчивая пошивом одежды. Качественная сувенирная кукла с фарфоровыми элементами отлично дополнит собой новогодний интерьер. Кукла может быть в наличии или мы сделаем её на заказ специально для Вас.

Наши куклы демонстрируют костюмы разных эпох, разных губерний России, других стран мира, сказочных и исторических персонажей.

Промысел существует уже более 15 лет, высокое качество наших кукол создано душой и любовью мастериц. Производством занимаются опытные мастерицы Суздаля, Сергиева Посада, Владимира, Москвы и Санкт-Петербурга.

Художники-дизайнеры разрабатывают модели сувенирных и игровых кукол‚ которые выпускаются малыми сериями и тиражами. В настоящее время в мастерской работают художники по костюму‚ мастера по производству кукол‚ росписчики‚ литейщики фарфора‚ швеи‚ конструкторы и сборщики кукол. Каждая кукла выполняется вручную из фарфора, картона‚ ткани‚ обклеена узорной тесьмой‚ кружевом‚ лентами и другими декоративными элементами. Каждая кукла имеет историческое или национальное значение.



error: Content is protected !!