Мы такие разные (психологические отличия мужчин и женщин). Психологические отличия мужчины и женщины Социально психологические различия между мужчинами и женщинами

Введение

Дифференциальная психология - это научная дисциплины, находящаяся на стыке дифференциальной психологии и психофизиологии. Дифференциальная психология - это раздел психологии, изучающий индивидуально-психологические различия между людьми. Термин "дифференциальная психология" ввел немецкий психолог В. Штерн в 1900 году. Оформление дифференциальной психологии в отдельную науку стало возможным благодаря внедрению в психологию экспериментального метода (1879 год). Опытное исследование психических явлений ориентировалось первоначально на понятия и методы наук о физическом мире. Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, обьединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Здесь мы встречаемся еще с одним направлением эволюционной теории. Принцип приспособления к среде был одним из аспектов этой теории, но в ней имелся и другой аспект - принцип естественного отбора, в свою очередь предполагающий действие механизма наследственности. Приспособление вида достигается за счет генетически детерминированыых вариаций индивидуальных форм, образующих вид.

1. Влияние семейной среды на психическое и личностное развитие

Семья есть необходимый социальный институт и подчинена тем же законам, что и государство, хозяйство и прочее. Семья очень связана с хозяйственным строением и имеет мало отношения к любви, вернее, имеет отношение к каритативной любви и лишь косвенное отношение к полу. Элементы рабства всегда были в семье, и они не исчезли и до настоящего времени. Семья есть иерархическое учреждение, основанное на господстве и подчинении. В ней социализация любви означает ее подавление.

Семья есть структура, состоящая из отношений: доминирования - подчинения (власти), ответственности и эмоциональной близости.

Социологические теории семьи, которые создавались советскими учеными, в той или иной степени отражали идеологию и практику государства в отношении семьи. Если дети должны были воспитываться государством (ясли, детский сад, школа, пионерская и комсомольская организация и так далее), то на долю семьи остается лишь бытовая функция. Быт понимался как организация потребления в широком смысле этого слова. Из элементарной производящей ячейки общества, семья превращалась в элементарную потребляющую ячейку общества. А. Г. Харчев считал семью основанной формой социальной общности в сфере быта, "первоэлементом быта", включая в нее не только экономические, но и этические отношения. Он полагал, что "детопроизводство" в интересах функционирования общества является основной функцией семьи.

Психологи обращают главное внимание на межличностное общение в семье. Что касается функций, которые выполняет семья, то суждения психологов во многом соответствуют взглядам социологов и культурологов. Наиболее подробный анализ основных функций семьи содержится в работе А. Н. Елизарова . Анализируя весь список "функций семьи", он приходит к выводу, что здоровые отношения в семье существуют только тогда, когда группа людей, называющая себя "семья", порождает и воспитывает детей. Общение с детьми является главным среди форм досуга. Наличие детей положительно влияет на соматическое и психическое здоровье родителей, увеличивается время их жизни, повышается стойкость по отношению к стрессам. Даже одинокие матери счастливы, что имеют ребенка (75%), и лишь 8 % отрицательно относятся к нему.

Ребенок лишается одного родителя. Если это происходит рано, он не успевает осознать и пережить потерю, но его судьба меняет направление.

В первое время жизни чрезвычайно важна роль матери. Мать удовлетворяет первичные потребности ребенка, ласкает его, стимулирует, общается с ним, дает ощущение защищенности, эмоционального тепла и уюта. Отец выступает в качестве авторитетного социального образца, примера поведения, его наличие в семье придает ребенку уверенность и самостоятельность в принятии решений.

Дети, лишившиеся одного или обеих родителей в результате распада семьи, медленнее развиваются, чаще болеют соматическими и психическими заболеваниями. В раннем детстве мать удовлетворяет основные потребности ребенка, поэтому ее смерть или уход из семьи вызывает кризис доверия к окружающему миру, ощущение заброшенности, состояние тревоги. Самое главное - мужчина вводит ребенка в общество. Профессия отца является основой экономического и социального статуса семьи.

Отчим и дедушка не могут полностью заменить отсутствие отца.

Старшие и младшие братья и сестры оказывают не меньшее влияние на психическое развитие ребенка.

Дети разведенных родителей находятся в более благоприятной социально-психологической ситуации, чем дети матерей-одиночек или дети из семей, где умер один из родителей.

Дети из разведенных семей чаще бывают нелюдимыми, боязливыми; они агрессивны и склонны к ссорам, неаккуратны и недисциплинированны, склонны "витать в облаках" и плохо учатся.

Недоверие и страх по отношению к окружающим они испытывают, поскольку у них нет психологической поддержки со стороны отца.

Но нет хуже, если ребенок нежеланный у матери-одиночки; мать испытывает к такому ребенку двойственные чувства: с ондой стороны, это ее ребенок и она - мать, с другой стороны, ребенок - помеха в ее жизни.

Психологи выявили, что матери чаще видят в своем ребенке плохие черты характера, чем хорошие. Эти дети хуже общаются со сверстниками, хуже успевают, они чаще имеют низкий статус в группе, не умеют преодолевать стрессовые ситуации.

Чаще всего отец в семье выступает образцом интелектуальной и профессиональной успешности.

Однако главный вклад в общее интелектуальное развитие детей вносит так называемый климат семьи. Дети из многочисленных семей показывают более низкие результаты почти по всем интелектуальным тестам, чем дети, где было 1-2 ребенка. Наблюдается и другой эффект: зависимость уровня интелекта от порядка рождения. У детей, родившихся позже, уровень интелекта ниже, чем у старших братьев и сестер. Дети из многодетных семей отстают в школьной успеваемости, у них хуже развиты навыки чтения, они делают больше ошибок в вычислениях, хуже решают творческие задачи.

Разница в возрасте между детьми - фактор менее значимый, чем порядок рождения детей и размер семьи. Наилучший интервал рождения детей 6-7 лет. Если эмоционально близкий родитель влияет на уровень интелекта ребенка, общаясь с ним, то их интелектуальные уровни должны сближаться. Проще говоря, уровень интелекта родителя должен быть ближе к уровню интелекта того из родителей, которые ему более эмоционально близок и с которым он чаще и интенсивнее общается.

Дискомфорт в супружеских отношениях приводит к замедлению развития ребенка (не только личностного, но и интелектуального). Отношения между родителями особенно сильно влияет на умственное развитие детей от 3 до 4 лет.

Оказывание эмоциональной поддержки детям в ходе выполнения ими интелектуальной деятельности приводит к максимальному эффекту, а влияние контроля приводит к уменьшению эффекта.

2. Мужская и женская сексуальность

Для повышения сексуальности человека прежде всего следует охарактеризовать его общественную сущность с позицией современной науки. В связи с этим напомним, что человек проложил себе путь из мира животным трудом в коллективе и что биологические закономерности продолжают в нем действовать.

Истоки сексуальности восходят к самим ранним формам существования живой материи, характерной особенностью которой является постоянный обмен веществ с окружающей средой. Постоянное взаимодействие живой материи с окружающей средой привело к развитию многоклеточных живых организмов,определенные клетки которых - зародышевые клетки (гаметы) - хранители наследственной информации.

Человек управляет сексуальным вожделением более или менее осознанно придавая ему тем самым индивидуальный характер.

Половая потребность, развившаяся в любовь, сопровождается чувством восторга, заботы, симпатии, умиления и многими другими эмоциями, пронизывающими все наше существо.

В интимных отношениях отражаются путем воспитания (или, наоборот, не получавшие должного развития) качественные категории человеческого, а следовательно, социального способа существования.

Ключ к пониманию культурно-духовных влияний на сексуальное поведение мужчины и женщины в уровне развития общественной формации. В сознании многих людей понятие нравственности, морали ассоциируется только с сексуальным поведением.

Сексуальность женщины больше, чем сексуальность мужчины слита с ее личностью. Из числа опрошенных 81 % женщин и только 49 % мужчин отметили, что общение с нелюбимым человеком не приносит удовольсвия.

На мужчину формы тела при выборе партнерши оказывает большее влияние, чем на женщину; для женщины большее значение имеют личность и особые черты характера мужчины. Большинство женщин интересуются сексуальными отношениями меньше, чем мужчины. Стремление к прочной связи и созданию семьи у женщины также выражено сильнее и имеет большее значение. Смена партнера и неверность у них встречается реже.

Женщина жаждет внимания и нежности. В браке важной частью ее половой удовлетворенности являются согласие и взаимопонимание.

Мужчина гораздо чаще берет на себя активную и ведущую роль при выборе партнера, установлении сексуальных контактов, затем и при пробуждении к половому сношению, при его подготовке и осуществлении. Женщина же предпочитает, чтобы ею руководили, но в этом предоставлении ведущей роли другому нет пассивности.

Склонность женщин к сексуальной активности только по отношению к любимому партнеру можно, очевидно, объяснить, почему многие их них легко соблюдают супружескую верность даже при длительном отсутствии мужа. Женщина возбуждается только преимущественно только сексуальной активностью мужчины. Женщины желают разнообразных и продолжительных ласк определенного партнера; мужчины часто не справляются с этим требованием и поэтому меняют способ удовлетворения или партнершу.

Сексуальное общение может привести к глубокому удовлетворению и гармонии, если оно не тормозит развития личности какого-либо из партнеров.

С первого дня жизни человек - это существо определенного пола. Родители и воспитатели формируют у ребенка стиль поведения, соответствующий полу и содействующий его социальной адаптации. Одеждой и выбором игрушек родители также способствуют формированию специфических в половом отношении черт. Итак, насколько родители, следуя социальным привычкам, воспитывая ребенка, готовя его к жизни, учитывая его пол, настолько же неудовлетворительно знакомят его с половыми различиями между мужчиной и женщиной. Предоставленные самим себе, опираясь на собственные наблюдения, они вынуждены самостоятельно познавать различия между мальчиком и девочкой, женщиной и мужчиной.

В первые годы жизни дети охотно играют с собственными руками, ногами, гениталиями; девочки, подражая матерям, пользуются косметикой и прочее. Неверно усматривать в этом сексуальные мотивы. Позднее внимание детей переключается с собственного тела на другие предметы окружающего мира. До 10-11 лет интересы детей в половом отношении относительно нейтральны. В этот период половые органы растут незначительно.

Для периода полового созревания характерно уже осознанное понимание физической и психической принадлежности к определенному полу. Жизнь, заполненная только сексуальностью, настолько же неудачна, насколько она несовершенна при полном ее отсутствии. Гармоничный половой союз нельзя рассматривать как подарок. Он ставит перед партнерами постоянные задачи, решения которых зависит от воспитания, общества и, конечно же, от тех людей, которые вместе хотят быть счастливы. Удается им это легче, чем ближе они друг другу и во всех остальных сферах жизни, чем больше уважают и любят друг друга. Таким образом, в сексуальность привносится культура, и она помогает человеку быть счастливее.

3. Методика влияния перспективной жизненной стратегии

Однако дело не в том, что способности и мотивация находятся в динамическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Исследования, проведенные в вузах, показали, что сильные и слабые студенты отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в отбор первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании "отличников" и "троечников" начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конкретными целями обучения.

Если студент разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как складывается его обучение. Исследования, проведенные в системе начального профессионального образования и в высшей школе, полностью подтверждают это положение.

Комплексные исследования, посвященные проблеме отчисления из высшей профессиональной школы, показали, что наибольший отсев в вузах дают три предмета: математика, физика и иностранный язык. Выяснилось также, что причина не только в трудности усвоения указанных дисциплин. Огромное значение имеет и то, что студент часто плохо представляет себе место этих дисциплин в своей будущей профессиональной деятельности. Ему кажется, что успеваемость по этим предметам не имеет никакого отношения к его узкоспециальной квалификации.

Таким образом, формирование положительного отношения к профессии является важным фактором повышения учебной успеваемости студентов. Но само по себе положительное отношение не может иметь существенного значения, если оно не подкрепляется компетентным представлением о профессии и плохо связано со способностями овладению ею.

Другой фактор связан с мотивом творчества в будущей профессиональной деятельности, тягой к творчеству и теми возможностями, которые представляет для него работа по специальности. Ожидание и поиск творческих элементов в будущей профессии порождает особое отношение к ней, существенно влияют на ее выбор. Приобретает ли профессиональная деятельность оттенок творчества, во многом зависит от самой личности.

Правильное выявление профессиональных интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворенности профессией в будущем. Причиной неадекватноговыбора профессии могут быть как внешние (социальные) факторы, связанные с невозможностью осуществить профессиональный выбор по интересам, так и внутренние (психологические) факторы, связанные с недостаточным осознанием своих профессиональных склонностей или с неадекватным представлением о содержании будущей профессиональной деятельности.

Под мотивом обычно понимают внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В каченстве мотивов могут выступать и идеалы, интересы личности, убеждения, социальные установки, ценности, но за всеми этими причинами все равно стоят потребности личности во всем их разнообразии: от виртуальных, биологических до высших социальных.

4. Подход к интеллекту

Три аспекта интеллекта. В теоретическом плане наиболее последовательную позицию здесь занимает Г. Айзенк . Он выделяет три разновидности интеллекта: биологический, психометрический и социальный.

Первый из них представляет собой генетически детерминированную биологическую базу когнитивного функционирования и всех его индивидуальных различий. Биологический интеллект, возникая на основе нейрофизиологических и биохимических факторов, непосредственно связан с деятельностью коры больших полушарий. Психиметрический интеллект измеряется тестами интеллекта и зависит как от биологического интелекта, так и от социокультурных факторов.

Социальный интелект представляет собой интелектуальные способности, проявляющиеся в повседневной жизни. Он зависит от психометрического интеллекта, а также от личностных особенностей, обучения, социо-экономического статуса.

Концепция Айзенка в значительной мере опирается на труды предшественников. Представления о существовании физиологических факторов, определяющих индивидуальные различия в умственной деятельности людей, имеют достаточно длительную историю изучения.

Кроме временных характеристик, для сопоставления с показателями IQ привлекаются и многие другие параметры: различные варианты амплитудных оценок, вариативность, ассиметрия.

Иследование мозга людей, которые обладали выдающимися способностями, демонстрирует связь между спецификой их одаренности и морфологоческими особенностями мозга, в первую очередь размерами нейронов в так называемом рецептивном слое коры. Аналих мозга показал, что именнов тех областях, где следовало ожидать максимальных изменений рецептивный слой коры был в два раза толще обычного. Исходно предполагалось, что условием высоких достижений в умственной деятельности является преимущественное развитие функций доминантного левого полушария, однако в настоящее время все большее значение в этом плане придается функциям субдоминантного правого полушария. Чем больше праворукий человек использует возможности своего субдоминантного правого полушария, тем больше он способен одновременно обдумывать разные вопросы; привлекать больше ресурсов для решения интересующей проблемы; одновременно сравнивать и противопоставлять свойства обьектов, вычленяемые познавательными стратегиями каждого из полушарий.

5. Роль наследственности в жизни человека

Психогенетика - это область знаний, находящаяся на пересечении генетики и психофизиологии и изучающая взаимодействие генетических (наследственных) и средовых факторов в формировании межиндивидуальной и межгрупповой вариативности психических, психофизиологических и некоторых поведенческих свойств личности.

Феномену наследственности неизменно сопутствует феномен изменчивости, отражающий индивидуальные, семейные и иные различия между особями одного вида.

Человеческое разнообразие появляется появление с двойной детеринацией последовательных признаков. В период развития человеческого плода, речь может идти, лишь о специфики органических расхождений. Многие физические расхождения создают основу для личности.

Фенотип - это совокупность внешних и внутренних организмов. Фенотип является результатом взаимодействия генотипа и условий окружающей среды. Генотип - это совокупность генов организма. Высказать предположение о своем генотипе можно, если узнать свою родословную и какие признаки определяются доминантно, а также рецессивно. Более точно можно сказать, если привлечь к анализу фенотипы родителей. Зная генетическую природу признака, фенотип родителей и детей, можно определить генотип. Отличие наследственных признаков, но и у потомков одной родительской пары. Отличие наследственных признаков имеет большее значение в процессе борьбы за существование. У человека типы наследованиях признаков устанавливаются при изучении семейных родословных с помощью клинико-генеалогического метода. Для определения характерна наследственности того или иного заболевания необходимо ответить на вопросы: проявляется ли данный признак в каждом поколении, с одинаковой ли частотой данная болезнь встречается у мужчин и у женщин и

Вывод:

Поэтому главным вектором экспериментального поиска являлись общие закономерности психических процессов. Между тем с древнейших времен социальная практика заставляла человеческий ум выделять в психологическом облике окружающих людей, прежде всего те признаки, которые отличаются один индивида от другого. Переход от эмпирического решения этого жизненно важного вопроса к его разработке с помощью экспериментальных и математических методов привел к образованию специальной отрасли знания - дифференциальной психологии. Ее предмет - индивидуальные различия между людьми или группами людей, объединенных по какому-либо признаку (либо совокупности признаков).

Индивидуально-психологические различия (психических процессов) - характерные особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающих каждого человека от других людей. И.-п. р.- объект дифференциальной психологии и дифференциальной психофизиологии. Общепсихологические закономерности проявляются в деятельности через И.-п. р., характеризуют широкий континуум психических процессов и свойств.

Своеобразие индивидуальных психологических проявлений отмечено, например, в чувствительности и абсолютных порогах ощущений, времени реакции, восприятии, внимании, памяти, креативности, эмоциональности, а также в стиле деятельности. Интегративные унитарные особенности личности, такие как направленность интересов, иерархия мотивов и потребностей, способности, темперамент и характер, также обладают интериндивидуальными вариациями. И.-п. р. отличаются по индивидуальной стабильности, генотипичности. Они могут изменяться в ходе возрастного развития, в результате обучения и тренировки.

Психологические различия могут отражать индивидуальные особенности человека, то есть, такие его свойства, которые четко отличают индивида от других людей.

Они могут быть устойчивы и существенны для целого континуума обстоятельств деятельности (например, черты характера), или могут быть существенны лишь для определенных условий (как сила нервной системы в экстремальных ситуациях), или могут оказаться совсем несущественными для целостной характеристики личности. Интериндивидуальные вариации комплексов психологических различий могут соотноситься со свойствами индивида как природными, индивидуально-стабильными, конституциональными, генотипическими характеристиками, составляющими важный компонент внутренних условий взаимодействия человека с миром.

Стабилизация развития деятельности (монотония, экстремальность), если человек не применяет специальные методы саморегуляции, приводит к превалированию " жестких звеньев" в строении функциональных систем. Такого рода деятельность предъявляет высокие требования к психофизиологической организации индивида, а соответствующие профессии предполагают профотбор и профподбор по свойствам индивидуальности.

Своеобразие отдельного индивида не исключает наличие у него определенных типических черт. Групповые и типические черты - предмет научного анализа дифференциальной психологии и психофизиологии. Экспериментальное изучение И.-п. р. начато в работах Ф. Гальтона и А.

Бине. Различные варианты типологических схем выдвигались разными учеными на основе подчас вариативных ситуативных характеристик. Существует труднообозримое количество типологических концепций, обосновывающих дифференциацию таких групп людей, как объективные и субъективные(Бине и др.), рационалисты и эмпирики (В. Джемс), "глубоко-узкие" и "мелко-широкие" (Г. Гросс), теоретические, экономические, эстетические, социальные, политические, религиозные (Э.

Шпрангер), шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер), висцеротоники, соматотоники, церебротоники (У. Шелдон), экстраверты и интроверты (К.Г. Юнг), холерики, меланхолики, сангвиники, флегматики (Гиппократ, И.П. Павлов - см. термин "темперамент") и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов.

Большинство этих типологий представляет теперь лишь исторический интерес. Значительное место в учении об И.-п. р. занимают дореволюционные работы А.Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей. Проблемы детерминации И.-п. р. затрагивает разработанная А. Адлером индивидуальная психология как направление психоанализа. Указанная теория исходит из допущения формирования структуры личности в раннем возрасте (до 5 лет) в виде особого "стиля жизни", который предопределяет все последующее психическое развитие.

Ребенок из-за неразвитости своих телесных органов испытывает чувство неполноценности, в попытках преодолеть которое складываются его цели. Личность развивается нормально, когда эти цели реалистичны. Невротическое и асоциальное развитие личности Адлер связывает с фиктивными целями. Механизм компенсации и сверхкомпенсации связан с возникающим на ранних стадиях развития личности конфликтом между природным социальным чувством и ощущением неполноценности.

Это порождает стремление к личной власти, превосходству над другими людьми, рождает отклонения от социально принятых норм поведения. Таким образом, концепция Адлера обосновывает предопределенность психического развития, которое мыслится телеологически как реализующее цели, первично заложенные в глубинах И.-п. р. личности. Изучение природно-типологических задатков И.-п. р. в отечественной дифференциальной психологии и психофизиологии велось прежде всего в работах школы Б.М.

Теплова, В.Д. Небылицына, которые отталкивались от идей И.П. Павлова об основных свойствах нервной системы. Широко известные психофизиологические работы этого направления о физиологическом содержании, структуре и психологических проявлениях основных свойств нервной системы (Б.М.

Теплов, В.Д. Небылицын, К.М. Гуревич, 1970 и др.) являлись не самоцелью, а этапом изучения индивидуальности, целостность которой раскрывается в единстве индивидных и личностных свойств в деятельности. Данный контекст исследований И.-п. р. требует реализации эволюционно-системного подхода к их изучению, где психофизиологический уровень индивидуальности является референтным для экспериментального изучения обобщенных характеристик психических процессов и свойств. При этом данный уровень опосредует влияние генотипа на психику, обладая выраженными кумулятивными качествами (Б.Ф. Ломов, 1984), включает типологически важную непроизвольную составляющую произвольной активности). Отечественными психологами проведены углубленные исследования И.-п. р. в индивидуальном стиле деятельности как устойчивых стратегиях взаимодействия человека с миром и другими людьми (В.С. Мерлин, 1986 и др.).

Надситуативный стиль деятельности может являться механизмом гармоничного взаимодействия внешних причин и внутренних условий индивидуальности в ходе развития деятельности. Он позволяет людям, обладающим противоположными свойствами индивидуальности (разных "полюсов" И.-п. р.), достигать высоких социально-значимых результатов (Н.С. Лейтес, 1960 и др.).

Эти материалы опровергают представления о фатальной предопределенности И.-п. р. В действительности И.-п. р., имея своей природной предпосылкой особенности психофизиологической организации индивида, формируются и развиваются в ходе жизнедеятельности, в ходе воспитания и обучения, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Однако стабилизация развития деятельности способствует возможности детерминистических воздействий индивидуально-обобщенных свойств индивида на сколь угодно важные особенности психических процессов. При этом высокая эффективность деятельности достигается гармоничным сочетанием разнообразных индивидуальных особенностей человека в такого рода "жестких" функциональных системах - "экологических нишах" индивидуальности (Т.Ф.

Базылевич, 1995). Здесь недостатки одних свойств компенсируются преимуществами других, например, низкая чувствительность может дополняться высокой функциональной выносливостью, работоспособностью нервной системы (В.Д.

Небылицын, 1966). Отсутствие же гармонии природного с социальным и средовым способствует возникновению у человека состояний напряженности, психического насыщения и перенасыщения, а также отрицательным эмоциям, сопровождающим жизнедеятельность, что - в комплексе - ведет к снижению темпов психического развития. Несопряженное взаимодействие свойств и качеств разных уровней функциональных систем препятствует формированию способностей и результативности действий личности.

Следствием реализации в деятельности данного неблагоприятного для человека сочетания свойств и качеств индивидуальности является неудовлетворенность личности своей жизнью, что непосредственно отражается в психосоматике. И.-п. р., установленные с помощью тестов в кратковременных диагностических процедурах, не могут прогнозировать долговременное развитие человека, поскольку часто отражают вербализованные рационализации человеком своих апперцепций, ситуативные и вариативные признаки психологических процессов. И.-п. р., характеризующие сущностные типологические черты человека, его многогранную индивидуальность, требуют многостороннего системного изучения. Проблемы И.-п. р. имеют не только теоретическое, но и важное практическое значение. Знание законов формирования и развития И.-п. р. прежде всего необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, в решении вопросов профпригодности и профориентации, для профилактики и психотерапии психосоматических расстройств.

Индивидуально-психологические различия (англ. individual differences in behavior) - особенности психических процессов, состояний и свойств, отличающие людей друг от друга; объект дифференциальной психологии. Известно, что на фоне общепсихологических закономерностей постоянно обнаруживаются И.-п. р., которые могут характеризовать как более частные психические свойства и отдельные психические процессы (напр., индивидуальные пороги ощущения, Время реакции , особенности восприятия, внимания , памяти, мышления, эмоциональной реактивности и т.п.), так и целостные личностные образования (напр., интересы, способности , характер). При этом важно иметь в виду изменчивость самих индивидуальных особенностей с возрастом, в результате обучения, тренировки и т.п. Индивидуально-психологические различия м. б. разной широты и сложности, разной степени устойчивости.

Индивидуально психологические различия связаны не только с количественными показателями, т.е. с мерой выраженности тех или иных особенностей, но и с качественным своеобразием психических проявлений. В детской и педагогической психологии, в психологии труда , в патопсихологии накоплен большой эмпирический материал об И.-п. р. Неповторимое своеобразие каждого человека не исключает у него определенных типических черт, общих для большого числа людей. Именно групповые и типические И.-п. р. представляют наибольший научный интерес.

Начало экспериментальному изучению И.-п. р. было положено работами Ф. Гальтона, а затем А. Бине . В психологии неоднократно выдвигались различные варианты типологических схем, их количество трудно перечислить: объективный и субъективный типы (Бине); рассуждающий и активный типы (А.М. Джордан); рационалисты и эмпирики (В. Джемс); «глубоко-узкий» и «мелко-широкий» типы (Г. Гросс); теоретический, экономический, эстетический, социальный, политический, религиозный типы (Э. Шпрангер); шизотимы и циклотимы (Э. Кречмер); висцеротонический, соматотонический, церебротонический типы (У. Шелдон); экстраверты и интроверты (К.Г. Юнг) и др. В психологическом словаре А. Пьерона дается характеристика 56 различных типов. Большинство этих типологий представляют теперь лишь исторический интерес. В отечественной науке дореволюционного периода наиболее значительными являются работы А. Ф. Лазурского в области характерологии и классификации личностей, а в сов. - изучение природно-типологических предпосылок И.-п. р. в трудах Б.М. Теплова, В.С. Мерлина, В.Д. Небылицына и их сотрудников, показавших зависимость динамической стороны психики от свойств силы и подвижности (см. Свойства н. с.). В психологии накоплены факты о т.н. индивидуальном стиле деятельности, т. е. об устойчивых способах работы, обусловленных особенностями типа н. с. Подлинные мастера своего дела с необходимостью различаются по внутреннему механизму приспособления к требованиям деятельности; при этом разные особенности их стиля могут обеспечивать равноценную по продуктивности работу. Проведены подробные исследования И.-п. р. в способностях к музыке, рисованию, к занятиям математикой, к организаторской деятельности, а также в сфере общих умственных способностей.

Индивидуально психологические различия, имея своей природной предпосылкой особенности н. с., мозга, формируются и развиваются в ходе жизни, в деятельности, под влиянием обучения и воспитания в самом широком значении этих слов, в процессе взаимодействия человека с окружающим миром. Индивидуально-психологические различия, касающиеся свойств личности (прежде всего способностей и характера), не м. б. установлены и оценены лишь посредством тестов; выявление такого рода И.-п. р. требует многостороннего изучения личности.

Проблема И.-п. р. имеет не только теоретическое, но и важнейшее практическое значение. Знание И.-п. р. необходимо для разработки научных основ индивидуального подхода в обучении и воспитании, для решения вопросов профпригодности и профориентации. См . Изобразительные способности , Индивидуальность .

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Индивидуальные различия - название подхода к психологическим явлениям, основное внимание которого уделяется характеристикам или чертам в которых проявляются различия между отдельными организмами. Также называется дифференциальная психология.

Никто не станет оспаривать тот факт, что мужчины и женщины абсолютно разные существа. Именно поэтому женщины часто не понимают, почему их партнер поступил в данной ситуации так, а не иначе. Попробуем осветить отличия полов с психологической точки зрения.

Отличие № 1. Восприятие действительности.

Женщина делает все на уровне подсознания, а мужчина совершенно осознанно. Даже когда организм находится в состоянии сна, мужской мозг отключается на 70-80%, а женский - всего на 10.

Отличие № 2. Зрение.

Женское зрение кардинально отличается от мужского. Так, мужчина лучше видит то, что находится прямо перед ним, а женщина обладает периферийным зрением, причем у некоторых оно может достигать 180 градусов. Некоторые ученые объясняют это тем, что в древние времена такая функция позволяла охранять свое потомство и оберегать очаг, так как опасность могла появиться с любой стороны.

Отличие № 3. Многозадачность.

Очень редко можно встреть мужчину, который в состоянии делать несколько дел сразу. А вот женщины спокойно совмещают два, три, а то и более занятий в один и тот же момент времени. Это тоже досталось нам от предков: мужчина шел на охоту и был занят только добычей мамонта, он был сосредоточен на этом опасном процессе. А женщина в это время должна была приготовить еду, присмотреть за детьми, убраться в пещере и выполнить еще кучу других обязанностей.

Отличие № 4. Речевой центр.

Мужчины любят конкретику во всем. Им не нужно постоянно обсуждать одну и ту же проблему. Достаточно высказать вслух мысль и принять решение. Поэтому и не стоит начинать разговор с мужчиной с фразы: «Дорогой, последнее время ты мало уделяешь мне внимания». Эти слова не помогут ему понять, что именно вы хотите от него. Требования должны быть конкретными, например: «Мы давно не ходили в кино. Давай сходим».

Женщины же часами могут говорить о чем-то, как заевшая пластинка. Но при этом они избавляются от стресса и других негативных эмоций, даже если не находят выхода из сложившейся ситуации. За это отвечает так называемый «речевой центр», который слабо развит у мужчин.

Отличие № 5. Ориентация в пространстве.

Здесь уже на высоте мужской пол. Им гораздо проще работать с картами, находить нужное направление и определяться со сторонами света, чем женщинам.

Отличие № 6. Отношение к любви и сексу.

Для большинства женщин эти два понятия обозначают практически одно и то же. Поэтому перед тем, как решиться на секс, женщина должна испытывать к партнеру хотя бы небольшую симпатию. А вот мужчины спокойно могут спать с одной, а любить совершенно другую женщину. Это тоже специфическая функция головного мозга мужчины, поэтому бороться с таким отношением бесполезно.

В общем, все мы разные. Но, наверное, это и объединяло мужчин и женщин во все времена. Ведь все знают, что притягиваются к друг другу именно противоположности. И значит легенда о разделившихся половинках - это не только красивая сказка, и доля истины в ней все-таки есть.

Так уж устроено, что мужчины и женщины различны по своей природе. В психологическом плане отличия между мужчиной и женщиной обусловлены разным мировосприятием, отличиями гормонального фона, мозговой активности. На психологическое восприятие мира влияет способность женщины к деторождению. Данные отличия обусловлены генетическими особенностями.

Свой отпечаток на личность женщины и мужчины накладывают социально-экономические факторы. К ним относятся правила поведения, социальные роли, принятые в обществе. Можно говорить о их решающем воздействии на психологию мужчин и женщин.

Мужчины и женщины имеют различия в процессе мышления. Мужчина мыслит более логично. Женщина, наоборот, больше полагается на интуицию, подробней на сайте izkis.su . Негативным следствием различий в процессе мышления являются у мужчин излишняя прямолинейность, а у женщин - склонность к проявлению эмоций. Это может стать причиной ссор в процессе взаимоотношений.

По-разному мужчины и женщины относятся к таким вещам как работа, продвижение по карьерной лестнице. Для мужчин факторы, связанные с возможностью самореализации в профессиональном плане, играют более важную роль, чем у женщин. Для женщин более важны семья, воспитание детей, отношения с близкими людьми. Мужчины по своей природе склонны к проявлению лидерских качеств, стремятся к риску. В их поведении часто доминирует индивидуализм как свойство личности. Для мужчин большое значение имеют увлечения, мнение друзей. Женщины, наоборот, склонны к переживанию. Для них важно все время чувствовать поддержку близких. Отсюда вытекают различия в увлечениях мужчин и женщин. Сильный пол испытывает яркие эмоции от посещения и просмотра спортивных соревнований, интересуются техникой. Женщины же, в подавляющем большинстве предпочитают в качестве отдыха просмотр телепередач, общение с подругами и тихие формы домашнего отдыха (вязание, вышивание). Женщины склонны к переживаниям, мнительны, суетливы.

Различия между полами также во многом обусловлены активностью в половой сфере. Функция мужчины испокон веков заключалось в продолжении рода. Мужчины поэтому, более активны в сексуальном плане, чем женщины. Последним, природа отвела роль быть матерью.

Отличия между мужчинами и женщинами также проявляются в межличностном общении. Мужчины менее подвержены влиянию окружения. Истинно мужскими качествами во все времена считались воля и решительность. Женщины склонны прислушиваются к мнению окружающих и склонны колебаться при принятии решений. Характер женщин часто бывает изменчив под воздействием различных факторов. При этом они более ответственны и дисциплинированы.

Различия между женщинами и мужчинами проявляются в способностях. Мужчины больше склонны к аналитическому мышлению. Мужчина в любой ситуации, как правило, мыслит рационально и нацелен на достижение результата. У женщин преобладает вербальное мышление. Именно поэтому они значительное время уделяют болтовне с подругами. При оценке ситуации, женщины часто подвержены эмоциям и на их основе принимают ответственные решения. Женская эмоциональность связана с гормональным циклом.

Эмоциональность женщин, их способность высказывать свои мысли, повышают их стрессоустойчивость. Выплеснув накопившиеся негативные эмоции, женщина успокаивается. Мужчина не склонен рассказывать о своих переживаниях окружающими, считая это проявлением слабости. Тщательно скрываемые под маской благополучия, эмоции, могут неожиданно вырваться наружу. И далеко не всегда всплеск эмоций носит позитивный характер. Негативные эмоции, не находящие выхода, негативно влияют на психику и могут стать причиной возникновения различных заболеваний.

Женщины и мужчины также по-разному реагируют на возникающие нестандартные ситуации. Мужчина в критической ситуации способен быстро мобилизоваться и нужным образом реагировать на них. Мужчины более агрессивны, импульсивны. Различные помехи в выполнении задач, способны вывести их из колеи. Женщина быстрее адаптируется к новым условия, подстраиваясь под обстоятельства.

Женщина в нестандартной ситуации, как правило, не способна мгновенно на нее отреагировать. Она распыляет свое внимание на многочисленных деталях. Однако переоценивать разницу между женщинами и мужчинами не стоит. Отдельные женские черты могут встречаться у мужчин, и, наоборот.

Таким образом, различия между женщинами и мужчинами влияют на мировосприятие, ценности и уклад жизни. Не учитывая данные различия, невозможно построить счастливые семейные отношения. Супругам необходимо научиться понимать особенности друг друга и принимать партнера таким, каким он есть, не пытаясь переделывать его характер.

error: Content is protected !!