Конспект по произношению. Этапы обучения правильному произношению. Логопедические упражнения на букву ш

Звук «р» - непростой звук. Вот по этой причине далеко не всем деткам удаётся произносить его в раннем возрасте. Не беда, если крохе нет пяти лет: это достаточно распространённая ситуация и, скорей всего, она поменяется в ближайшее время в лучшую сторону. В этом возрасте к логопедам можно пока не обращаться, а самостоятельно тренировать речевой аппарат малыша. Как это сделать правильно – узнаете из нашей статьи.

Причины неправильного произношения звука «р»

«Р» поддаётся сразу не всем детям.

Иногда бывает, что дошкольник уже достаточно бойко и понятно говорит, однако даже через 1-2 года развития его речи некоторые звуки невнятны. Один из самых распространённых случаев - это неверное произношение звука «р». Именно эта буква чаще всего создаёт трудности речи малышей, беспокоя родителей: «А правильно ли развивается мой малыш?». Звук «р» поддаётся сразу не всем детям.

Родителям не нужно паниковать, ведь каждый ребёнок развивается по своему «индивидуальному плану». А вместе с малышом растут и его умения. Однако если родители не будут вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи и не принимать никаких мер по его совершенствованию, некоторые дефекты речи могут остаться в речи на всю жизнь (например, картавость).

Основные дефекты в произношении ребёнком звука «р» проявляются в виде:

  • замены звука «р» на звук «л»
  • невнятного окончания
  • употребления звука «р» не во всех словах
  • гортанном произношении звука «р».

А основными причинами неправильного произношения выступают:

  1. Нарушение подвижности органов речи.
  2. Короткая уздечка языка.
  3. Неправильное речевое дыхание.
  4. Нарушение речевого слуха.

Нужно вовремя обращать внимание на развитие речевого аппарата крохи

Ещё одна важная причина, влияющая на формирование звукопроизношения ребёнка, - это неправильная речевая среда . То есть то, как говорят с малышом взрослые. Дети наследуют все звуки и слова, которые слышат, перенимают произношение, не понимая, верное оно или же нет. Ввиду этой причины родителям рекомендуется тщательно следить за правильностью собственной речи.

Каким образом можно проверить состояние произношения звука «р» у малыша? Попросите кроху порычать или просто повторить несколько раз букву «р». Далее - предложите повторить вслед за вами несколько простых слов с буквой «р» (например, корова, ворона, трактор, дрова и пр.). Если малышу даже не удаётся правильно произнести одиночный звук «р», то лучше всего начать упражнения с отработки именно этого навыка. В том случае, если ребёнок великолепно, раскатисто рычит, но зато в составе слов звук «р» неправильно звучит, то лучше всего начать заниматься нужно с отработки слогов: ра-ру-ри-ро-ар-ир-ор и т. п.

Занятия с логопедом и самостоятельно

Логопед профессионально укажет на все отклонения и особенности произношения малыша, а также подберёт программу занятий с ним.

Если вы, уважаемые родители, не достигли успехов в попытках научить ребёнка верно говорить букву «р», то тогда лучший выход из такой ситуации - обратиться за консультацией к логопеду.

Преимущества обращения к логопеду - в следующем:

  1. Специалист сможет выявить причину, которая не позволяет малышу произнести звук «р». Логопед увидит, каким способом малыш пытается произнести «р»: заменяя её другими звуками (например, «л»), проглатывая на окончании слова, произнося только в отдельных словах или с помощью гортани. Последний упомянутый способ - причина для беспокойства. Причиной неправильного произношения может быть недостаточно развитая дыхательная система либо артикуляционный аппарат ребёнка.
  2. Именно логопед поможет выявить сложные отклонения в развитии ребёнка, причём, на начальной стадии (например, такую патологию как дизартрия).
  3. Логопед профессионально укажет на все отклонения и особенности произношения малыша, а также подберёт программу занятий с ним, выберет на основе причин неправильного произношения специальные упражнения и, в конце концов, научить говорить букву «р».

В том случае, если становление речи малыша проходит постепенно, без отклонений от возрастных норм речевого развития, то родители и сами могут предлагать крохе различные полезные упражнения для тренировки язычка.

Выбирайте оптимальное время для занятий, чтобы малышу ничего не мешало, он не отвлекался, а был, наоборот, заинтересован. Во время занятия ребёнок должен находиться напротив вас, видя ваше лицо, в частности движения губ, чётко слыша голос. Лучше всего, когда занятия проходят в игровой форме. Занимаясь, будьте спокойны, выдержанны, доброжелательны к малышу. Терпение - основное качество мамы или папы при таких занятиях, ведь на постановку произношения звука «р» может уйти немало времени: как несколько дней, так и несколько месяцев.

Упражнения на постановку звука «р»

Специальные логопедические упражнения помогут звуку «р» прорваться

Многие логопеды русскоязычного пространства считают, что обучение правильному и беглому произношению звука «р» - чуть ли не самая сложная задача для детей. Не все детишки справляются с ней вовремя и самостоятельно. Помочь в этом деле могут не только специалисты, но и целеустремлённые и внимательные родители.

Ребятишкам младшего дошкольного возраста (до четырёх лет) подойдут следующие игры-упражнения:

  1. Подберите для заучивания детские стихи со словами с буквой «р».
  2. Научите малыша имитировать звуки животных, машин (ррррр - рычит тигр, др-др-др - едет машина и т. д.)
  3. Читайте крохе и учите с ним наизусть потешки, поговорки, скороговорки с активным использованием звука «р».

«Совет. Занимаясь с малышом, демонстрируйте ему правильное положение губ и языка. Учите произносить слова со звуком «р» с достаточно интенсивной вибрацией языка. Если не получается - поможет логопед. А если успех есть - хвалите кроху. Уверенность ребёнка в том, что у него всё отлично выходит, придаст ему сил и ускорит речевое развитие».

Детям четырёх-пяти лет будут полезны такие упражнения:

  1. Попросите кроху открыть рот, а кончик языка высунуть и расположить на бугорках передних зубов, зафиксировав его там на 15-20 секунд. Это упражнение нужно повторить 2-3 раза за занятие: это поможет развить растяжку подъязычной связки и расслабить мышцы языка в приподнятом положении.
  2. Пусть малыш широко откроет рот и сильно ударит языком по бугоркам передних зубов, произнося звук «д». Упражнение нужно выполнять не меньше 15-20 секунд: это поможет разработать кончик язычка.
  3. Предложите ребёнку растянуть губы в улыбку и начать покусывать кончик языка. Упражнение необходимо повторить 7-10 раз подряд: это возбудит мышцы кончика языка.
  4. Попросите кроху посчитать языком все зубы.
  5. Разрешите малышу чуть-чуть побаловаться, предложив ему быстро высовывать и засовывать язык.

Смотрите видео с советами логопеда о том, как правильно научить ребёнка произносить звук «р»

Игры, позволяющие развить речевой аппарат

Так как основной вид деятельности дошкольников – игра, то рекомендуем речевой аппарат ребёнка развивать, превратив занятия в интересные игры. Давайте посмотрим, какие несложные логопедические игры можно проводить в домашних условиях:

  1. «Моторчик». Чистый большой пальчик своей руки ребёнок должен уложить под язык и начать передвигать им вправо и влево. Чтобы сделать это упражнение увлекательным, можно придумать какую-нибудь метафору (сравнение), аналогию: например, «заводится моторчик».
  2. «Чистые зубки». Покажите малышу, как можно растянуть губки в улыбке и попробовать «почистить» заднюю поверхность верхних зубов кончиком язычка. Нижняя челюсть при этом не шевелится.
  3. «Лошадка». Научите кроху цокать языком, как будто скачет лошадка.
  4. «Дразнилки». Предложите малышу «подразниться». Для этого надо высунуть расслабленный язык и поболтать им, издавая произвольные звуки.
  5. «Бррр!» и «Тррр!» Эти междометия - полезные упражнения для крохи: пусть малыш с расслабленными губами произнесёт «Бррр!» (как от холода), а потом звонко выстрелит «Тррр!».

Регулярное выполнение этих элементарных упражнений поможет натренировать мышцы артикуляционного аппарата ребёнка, что будет способствовать своевременному и верному произношению ребёнком буквы «р» самому - без обращения к специалистам-логопедам.

Упражнения на «р» нужно выполнять регулярно.

«По мнению многих логопедов, ребёнок сможет правильно и вовремя начать говорить букву «р», если он будет тренироваться на других звуках, например «д» и «з». Систематически занимайтесь с малышом и проработкой этих звуков, предлагая произносить их, растянув губы».

Очень полезным является повторение и заучивание скороговорок с буквой «р»: про грека, который ехал через реку, про Карла, который украл кораллы и прочие. Тренируйте с ребёнком произношение отдельных слов: поищите детские логопедические стихи, в которых будут присутствовать слова «трактор», «дракон», «драже», «трава», «дрова», «трус» и прочие.

Основные правила успешных занятий

Для того чтобы ваши занятия с ребёнком принесли свои плоды, рекомендуем следовать правилам:

  1. Превратите занятия по постановке звука «р» в весёлую игру. Не заставляйте малыша заниматься, а увлеките его интересным делом. Когда у малыша будет желание - будет и результат.
  2. Не сюсюкайте, говоря с ребёнком. Малыш должен слышать правильную речь от своих родителей с рождения. Не торопитесь, когда говорите, правильно произносите слова (особенно новые для ребёнка), не «съедайте» окончания. Недопустимо подражать неправильной речи малыша, искажая слова.
  3. Когда вы услышите, что у ребёнка «прорвался» звук «р», важно этот навык закрепить. А для этого нужно продолжить занятия, тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам, декламирования чистоговорок, скороговорок и тематических стихотворений.

Закрепляйте звук «р», тренируя связную речь малыша с помощью составления рассказов по картинкам

Если до шести-семи лет проблема произношения звука «р» не решилась, то нужно обратиться к логопеду, который окажет профессиональную помощь. Однако надо понимать, что не следует всю ответственность целиком и полностью перекладывать на специалиста. Выполняя его рекомендации и специально подобранные упражнения с ребёнком дома, вы увидите, что результаты не заставят себя долго ждать. Вскоре и не вспомните об этой проблеме. Успехов и терпения вам и вашему малышу!

Елена Бритова

Академический менеджер компании «ТрансЛинк-Образование», сертифицированный тренер по скорочтению и развитию памяти.

В английском алфавите 26 букв и 44 звука. Если в некоторых языках каждая буква отвечает только за один звук, то в английском одна буква может передавать до четырёх звуков, а в некоторых случаях даже до семи. Отсюда и любимая поговорка англичан: «Пишем „Ливерпуль“, а читаем „Манчестер“».

Кроме того, артикуляция (движение языка, губ, рта) существенно отличается от русской. Есть звуки, схожие с русскими, но при их произнесении органы артикуляции работают по-другому.

Если вы хотите избавиться от акцента или хотя бы приблизиться к англоязычной речи, все отличия нужно учитывать. Вот несколько советов, как поставить себе правильное английское произношение.

1. Учите алфавит

Многие взрослые считают это детским упражнением. Но однажды вас обязательно попросят: «Please, spell your name» («Продиктуйте ваше имя по буквам»). Вот тут и пригодится знание букв английского алфавита. Кроме того, в сокращениях, названиях улиц, номерах домов и рейсов могут быть буквы, и, например, в аэропорту их обязательно будут произносить как в алфавите.

2. Тренируйте артикуляцию при произношении согласных

После того как вы освоили буквы алфавита, смело переходите к изучению звуков, которые они передают. Приучите себя к правильной артикуляции сразу. Научитесь сначала произносить звуки по отдельности, доведите до автоматизма, а затем переходите к словам, фразам и предложениям.

В английском языке есть согласные звуки, которые на первый взгляд (а точнее, слух) произносятся как в русском.

1. Проверьте, где находится кончик языка при произнесении звуков [d] - [t], [n], [r], [s], [z]. Упирается в зубы? Поздравляем, вы произносите русский алфавит. У коренных англичан кончик языка в это время находится на альвеолах (самый большой бугорок на верхнем нёбе). Попробуйте. Теперь у вас получаются чисто английские звуки. Потренируйтесь: bed - ten , not , rat , sun , zoo .

2. Изобразите зайца при произнесении звуков [f] - [v]. Верхние зубы необходимо поставить на нижнюю губу. Потренируйтесь: fat - vet .

3. Запомните, что звук [l] всегда твёрдый: London [ˈlʌndən].

4. При тренировке звука [w] возьмите свечу: это лучший способ научиться произносить его правильно. Сложите губы трубочкой и вытяните вперёд (как маленькие дети тянутся в поцелуе), а потом резко улыбнитесь. Тогда и получится этот звук. При тренировке держите свечу на расстоянии 20–25 см от губ. Если при произнесении звука пламя гаснет, значит, вы всё делаете правильно. Потренируйтесь: скажите слово well .

5. Грейте руки при тренировке звука [h]. Он не имеет ничего общего с русским [х]. Представьте, что вы очень замёрзли и пытаетесь своим дыханием согреть руки. Вы подносите их к губам и делаете выдох. Во время выдоха образуется лёгкий, едва слышный английский звук [h]. Как в слове home .

6. Тренируйте звук [ŋ] при сильном насморке или представьте, что он у вас есть. Такого звука в русском языке нет, он передаётся сочетанием ng в английском языке. Прижмите язык, как лопаточку, к верхнему нёбу и пустите звук через нос. Немного напоминает [н], если его произносить при сильном насморке. Не забывайте, что язык у вас по-прежнему касается альвеол, а не зубов. Потренируйтесь: interesting [ˈɪnt(ə)rɪstɪŋ].

7. Побудьте змеёй и пчелой для тренировки [ ð ] - [ θ ]. Эти звуки отсутствуют в русском языке и образуются сочетанием букв th в английском.

[ ð ] - звонкий звук. Кончик языка слегка прикусите зубами и произнесите звук [ з ]. Если во время тренировки нижней губе и языку щекотно, то вы всё делаете правильно. Если нет, то, возможно, вы слишком сильно прикусили кончик языка, чуть ослабьте зубы. Произнесите слово this [ ðɪs ], получается?

[ θ ] - глухой звук. Артикуляция такая же, только произносим звук [ с ]. Для тренировки глухого звука [ θ ] произнесите слово thank [θæŋk].

3. Выучите четыре типа слогов для правильного произношения гласных

Чтение гласных зависит от типа слога, в котором они находятся:

  • открытый (слог заканчивается на гласную);
  • закрытый (слог заканчивается на согласную);
  • гласная + r;
  • гласная + re.

В первом типе слога - открытом - гласные читаются как в алфавите (вот нам и пригодилось знание алфавита!). Например: plane , nose , tube , Pete .

Во втором типе нужно выучить наизусть произношение каждой гласной:

  • [æ] - открытый звук, не длинный. Его передаёт буква A в закрытом слоге. Проверьте себя: сядьте за стол, выпрямитесь, поставьте один локоть на поверхность, кисть согните под подбородком. Между подбородком и кистью у вас останется место, если, конечно, вы выпрямили спину. Теперь опускаем нижнюю челюсть вниз так, чтобы она доставала до кисти, и произносим [э]. Потренируйтесь со словом bag .
  • [e] часто путают с предыдущим звуком. При произнесении [e] надо лишь немного поднять уголки губ вверх, как бы слегка улыбаясь. Это два разных звука, и они не похожи друг на друга и уж тем более на русский [э]. Потренируйтесь: pet .
  • Краткие звуки [i], [ɔ], [ʌ], [u] произносятся интенсивно, не нараспев: big , box , bus , book [ bʊk ].

В третьем и четвёртом типах слогов буква R не читается, она лишь формирует слог и удлиняет гласный звук: car , sort , turn .

, [ɔ:] - особые звуки. Представьте, что вы на приёме у врача, который осматривает ваше горло. Корень вашего языка прижимают палочкой и просят сказать «А-а-а». Вот именно в таком положении должен находиться язык при произнесении звуков [а] и [о]. Если вам при этом захотелось зевнуть, то вы на правильном пути! Попробуйте прямо сейчас: car , sort .

4. Запомните правильные ударения

Чаще всего в английском языке ударный слог - первый. Если вам надо произнести слово, а спросить не у кого или нет словаря под рукой, ставьте ударение на первый слог. Конечно, лучше сразу запоминать слова с правильным ударением или проверять себя по словарю.

5. Не забывайте четыре важных правила

  • В английском языке полностью отсутствуют мягкие согласные.
  • Звонкие согласные не оглушаются в конце слова.
  • Гласные бывают долгими (в транскрипции они обозначаются [:]) и краткими.
  • Никаких лишних - особенно резких - движений губами.

Выучите несколько фраз для тренировки правильного произношения:

  • Very well [‘veri ‘wel].
  • World Wide Web or WWW [‘w əuld ‘waid ‘web www].
  • Eleven benevolent elephants [ɪˈlevn bəˈnevələnt ˈelɪfənts].
  • Stupid superstition [ˈstjuːpɪd ˌsuːpəˈstɪʃ(ə)n].
  • Pirates Private Property [ˈpaɪrəts praɪvət ˈprɒpəti].

И помните: разные звуки имеют смыслоразличительную функцию. Например, man («человек», «мужчина») и men («мужчины»); ship [ʃip] («корабль») и sheep [ʃi:p] («овца») и так далее. Многие слово three («три») читают как (а это означает «дерево») или («свобода»), не принимая во внимание, что th [θ] читается по-другому, его просто нет в русском языке (вспомните про упражнение «пчёлка»). Зная правильное произношение слов, вы точно не попадёте впросак!

Юлия Ярина
Конспект занятия по произношению в подготовительной группе «Звук [У]»

Цель. Познакомить с новым звуком [У] .

Образовательная задача. Закрепить навыки правильного и четкого произношения звука У . Учить выделять звук из ряда гласных , находить его в словах.

Коррекционно-развивающая. Развитие фонематического слуха, слухового внимания, фонематического восприятия. Совершенствование произносительной стороны речи .

Воспитательная задача. Воспитание у школьников трудолюбия, умения работать индивидуально и в команде.

Оборудывание. Кукла или картинка с изображением девочки. Картинка поезда. Картинки на которых изображены – удочка, утюг, утка, утята, мишка, лист, лужа, сук, арбуз, банан, улитка. Красиво оформленная коробочка.

Ход занятия.

Вводная часть.

Организационный момент.

Устала утка на пруду

Учить своих утят.

Утята плавать на пруду

У мамы не хотят.

Ужасно утка мучится :

Ну что из них получится?

Какой звук чаще всего встречается в этом стихотворении?

(Звук У .)

Знакомство со звуком У . Сообщение темы занятия .

Посмотрите на куклу. Это кукла Уля. (Кукла или картинка с изображением девочки.) Давайте повторим все вместе. (Затем повторяют отдельные учащиеся.)

Каким именем мы назвали куклу?

Какой первый звук вы услышали в слове Уля?

Где мы можем услышать звук У ? Кто воет у-у-у (Воют волки.)

Логопед : Зимой ветер воет (ууу.) Сегодня мы будем произносить много слов со звуком У .

Основная часть.

Характеристика звука У по артикуляции и акустическим признакам.

Выставляется картинка поезда.

Логопед : Какой сигнал подает машинист?

Учащиеся : У-у-у.

Логопед : Поезд гудит…

Учащиеся : У-у-у.

Логопед : Дети произнесите звук У . Что стало с вашими губами?

Учащиеся : Они вытянулись в трубочку.

Логопед : Попробуем теперь спеть звук У . «Растяните ниточку» . Ребята, что вы можете сказать об этом звуке ?

Учащиеся : Он поется, тянется.

Логопед : Какой это звук ?

Учащиеся : Он называется гласным.

Выделение звука У из ряда гласных . Игра «Поймай звук » .

Логопед : Ребята, я буду называть звуки , а вы если услышите звук У , хлопайте в ладоши. И-У-Ы-У-А-У-И-У-А-И-У-И-Ы-У…

Произнесение звука У в словах .

Логопед : Уля принесла вам такую красивую коробочку (Демонстрируется красиво оформленная коробочка.) В ней - разные картинки. Отгадайте загадки и вы узнаете что в коробочке.

Что это у Галочки?

Ниточка на палочке.

Палочка в руке,

Ниточка в воде. (Удочка.)

Чем мы ловим рыбу? (Удочкой.)

Где вы услышали звук У – в начале , в середине или в конце слова? (В начале слова.)

Слушайте другую загадку :

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка.) Какой первый звук в слове улитка ? (У.)

Давайте с вами договоримся : если будем слышать звук в начале слова , наши пальцы будут ловить его слева, если звук будет звучать в середине слова, пальцы поймают его перед глазами, если звук зазвучит в конце слова – значит, он «попадает» в вашу ладошку справа.

Слушайте еще одну загадку :

Пестрая крякушка

Ловит лягушек.

Ходит вразвалочку

Спотыкалочкой. (Утка.) Поймайте пальцами звук У . Где вы его произнесли ? (В начале слова.)

Удивительный ребенок :

Только вышел из пеленок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать. (Утенок.) Поймайте пальцами звук У ? Где вы его произнесли ?

По реке Простыне

Плывет пароход.

А за ним такая гладь –

Ни морщинки не видать. (Утюг.) Ребята, поймайте пальцами звук У . Молодцы!

Умение находить звук У в словах .

Логопед : А теперь дети посмотрите на картиночки и найдите те, в которых есть звук У . (Утюг, лист, лужа, мишка, сук, утка, улитка, утята, банан, арбуз.) А где находится звук У ? В начале, в середине или в конце слова?

Динамическая пауза.

Логопед : Давайте немного отдохнем! Представьте что вы – пчелки.

Пчелки в ульях сидят,

На цветы они глядят,

Пчелки, с ульев вылетайте!

Мед скорее собирайте!

Игра «Четвертый лишний» .

Развитие слухового внимания и фонематического восприятия.

Логопед : Мы с Улей будем произносить слова правильно и неправильно. Хлопните в ладоши если слово сказано правильно : улитка, лилитка, малитка, вулитка, улитка; Утюг, мутюг, витюг, утюг. Вы заметили, что в некоторых словах есть «чужие» звук . Если хоть один звук «заблудился» , слово уже становится непонятным. Лилитка – правильное слово или нет?

Словоизменение.

Логопед : А сейчас поиграем так : у меня один предмет, а у вас много. Например : улитка-улитки. (утка, уж, утюг, улыбка, ус, улица, ухо.)

Заключительная часть.

Итог занятия .

Дети, о каком звуке мы сегодня говорили ?

Что вы узнали о звуке У ?

Молодцы! Все сегодня работали очень активно! Я вами довольна!

Тема: Звук «Л»

  1. < >Ход занятия:

    1. Организационный момент:

    Над цветком она жужжит,

    К улью быстро так летит,

    Мед свой в соты отдала,

    Как зовут ее? (пчела)

    Развитие мелкой моторики:

      Артикуляционная гимнастика

    «Лопаточка» - высунуть широкий язык, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10-15 минут.

    «Качели» - улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать под счет от 1 до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

    «Индюк» - приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы - как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк).

    «Вкусное варенье» - слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу.

    «Пароход гудит» - приоткрыть рот и длительно произносить звук «Ы».

    «Накажем язычок» - губами пришлёпать по языку (пя-пя-пя).

      Знакомство со звуком «Л»:

    Хоровое и индивидуальное произнесение звука «Л» с наблюдением за артикуляцией перед зеркалом: губы растянуты в улыбке, зубы разомкнуты, язык вверху, воздушная струя теплая.

    Логопед спрашивает у детей: «Ребята, послушайте, звук «Л» можно петь? (Нет). Значит этот звук, какой? (согласный). Согласные звуки мы обозначаем каким цветом? (синим и зеленым). Звук «Л» твердый или мягкий? (твёрдый), значит мы обозначаем его синим цветом».

      Лексические упражнения для развития фонематического слуха.

    Упражнение №1 - Предлагаем детям хлопать в ладоши, когда услышат произносимое логопедом слово со звуком «Л».

    Слова: лопата, морковь, лук, сок, ведро, ложка.

    Упражнение №2 - Повторение слоговых рядов:

    ЛА-ЛА-ЛА АЛ-АЛ-АЛ

    ЛО-ЛО-ЛО ОЛ-ОЛ-ОЛ

    ЛУ-ЛУ-ЛУ УЛ-УЛ-УЛ

    ЛЫ-ЛЫ-ЛЫ ЫЛ-ЫЛ-ЫЛ

    Упражнение №3 - Различение близких по звуковому составу слов

    Просим детей выбрать из ряда слов и назвать то слово, которое отличается от остальных.

    ИГЛА-ИГРА-ИГЛА ГОЛОД-ГОРОД-ГОЛОД

    БОЛТ-БОРТ-БОРТ БЛОШКА-БРОШКА-БРОШКА

    ЛАК-РАК-ЛАК СВАЛКА-СВАРКА-СВАЛКА

      < >

      Лексические упражнения для развития фонематического восприятия.

    Упражнение №1 - Определение наличия или отсутствия звука в слове

    Игра « Кто полетит на самолете?»

    Материал: Картинки с изображением предметов (лопата, мяч, ложка, ведро, лук, морковь) и «билеты» (фишки синего цвета).

    Просим ребенка выдать «билет» только тем предметам (картинкам) в названиях которых есть звук «Л».

    Упражнение №2 - Определение места звука в слове (в начале, в середине, в конце)

    Игра: «Кто в каком вагоне поедет?»

    Паровоз (звук «Л») - 1 вагон (звук «Л» вначале слова) -2 вагон (звук «Л» в середине слова) - 3 вагон (звук «Л» в конце слова).

    Картинки: лошадка, пчела, козёл.

    Предлагаем ребенку определить месторасположение звука «Л» в словах и соединить стрелочкой с соответствующими вагончиками.

    Упражнение №3 - Определение количества и последовательность звуков в слове «Лак»:

    Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Лак»? (три), Какой первый звук? (Звук «Л»), Какой второй звук? (Звук «А»), Какой третий звук? (Звук «К»), получилось слово - ЛАК.

    Упражнение №4 - Деление слов на слоги с выкладыванием графической схемы.

    Предлагаем детям слово «Лото» поделить на слоги (под подбородок ставится ладошка тыльной стороной к подбородку, локоть на столе и сколько раз подбородок опустится на ладонь, то столько и слогов в слове и помнить о том что сколько в слове гласных звуков, столько и слогов). Далее делим ровную полоску на равные части:

    _______ ___/___ ЛО / ТО.

      Лексические задания на формирование навыков звукового анализа и синтеза.

    Упражнение №1 - Звуковой анализ слогов:

    Логопед утрировано произносит слог АЛ, УЛ и вместе с детьми проводит его звуковой анализ. Логопед спрашивает: Сколько звуков вы слышите? (два). Назовите первый звук? (А). Это какой звук? (гласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (красного). Назовите второй звук? (Л). Это какой звук? (согласный). Фишкой, какого цвета мы обозначим в схеме? (синего).

    Точно также разбираем слог «УЛ».

    Упражнение №2 - Звуковой анализ слов

    Предъявляем детям картинку с изображением слова «Ложка» и даем фишки красного (для обозначения гласных) и синего (для обозначения согласных) цветов. Проводим анализ заданного слова и заполняем схему фишками (схема состоит из пяти клеток, по количеству звуков).

    Задаем вопросы детям: Сколько звуков в слове «Ложка»? (пять). Какой первый звук? (звук «Л»), какой это звук согласный и гласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синим). Какой второй звук? (Звук «О»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным). Какой третий звук? (звук «Ж»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (звонкий) и отмечаем «звоночек», фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой четвертый звук? (Звук «К»), какой это звук гласный или согласный? (согласный), глухой или звонкий? (глухой), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (синего). Какой пятый звук? (Звук «А»), какой это звук гласный или согласный? (гласный), фишкой какого цвета мы его обозначим в схеме? (красным).

    Упражнение №3 - Задание на звуковой синтез

    По первым звукам соберите новое слово:

    Слова: Лужа

    Получилось слово: «ЛУНА»

    По последним звукам собери новое слово:

    Слова: Стол

    Получилось слово «ЛОТО»

      Подведение итогов занятия:

    Давай вспомним, что мы делали сегодня на занятии? Какой звук мы изучали?

Конспект логопедического занятия по произношению в 1 А классе

Тема: « Дифференциация твердых и мягких согласных звуков К-Кь

Цели:

1. Познакомить детей со звуками [к], [к’] и с буквой Кк. Учить детей чётко произносить [к], [к’] и определять место положения органов при произнесении звуков.

2. Упражнять детей в правильном произнесении этих звуков изолированно, в слогах, словах.

3. Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, логическое мышление, фонематический слух, общую моторику, звуковой анализ на уровне слова.

4. Корригировать у детей оптическое представления, память, внимание.

5. Расширять словарь по лексической теме «Весна»

Ход занятия:

Этапы Содержание этапа Деятельность детей

1. Организационно-положительный.

Цель : настрой на работу - Ребята, встаньте все в круг. Посмотрите к нам сегодня на занятие пришли гости .

Поприветствуем гостей, скажем : «Здравствуйте» .

Начнем наше занятие .

Изображают удивление.

Изображают радость.

Здороваются

Ритуал начала занятия «Цветок» -Ребята, возьмемся за руки. Мы с вами один большой цветок. Соединим руки в центре круга, тихо постоим и передадим тепло своих рук друг другу. Цветок наш открывается, занятье начинается .

Упражнение «Здравствуй, друг!»

Цель : развитие умения употреблять слова-приветствия, ориентироваться в собственном теле - Поздороваемся плечами друг с другом.

Садимся на свои места. Говорят разные слова приветствия.

Беседа о весне.

Цель : развитие кругозора, сукцессивных способностей - Какое сейчас время года?

Какое время года будет после весны?

А какое было перед весной?

Назовите весенние месяца.

Назовите основные признаки весны.

Артикуляционная и мимическая гимнастика.

Цель : развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания Послушаем весеннюю сказку, сделаем упражнения для языка и губ.

Проснулся язычок. Открыл домик. Вышел на крылечко. А на улице солнышко ярко светит, вот и весна пришла. Обрадовался язычок. Лег на крылечко, греется на солнышке, ему тепло, приятно.

Чем так пахнет? - удивился язычок

(покажем, как он удивился)

Это запах первых листочков, теплого весеннего ветерка. Понюхаем, как пахнет весной. Глубокий вдох носом, на выдохе произносим фразу «Ах, как пахнет весной!»

Зимой ветер был холодный, неласковый. Вот такой : с-с-с. А теперь ветерок стал теплым, ласковым : ш-ш-ш. Посмотрел язычок вверх, а на крыше сосулька тает, лужи кругом (сосулька-лужи) (напряжение-расслабление языка) . Капель стучит по крыше : д-д-д.

Лопаются почки на деревьях, птички прилетели, гнезда вьют(«чашечка» ).

Пригрело солнышко, снег растаял и попала вода медведю в берлогу. Покажите, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, понял, что весна пришла.

Хорошо гулять весной, но пора идти домой.

2. Основной этап.

А с какими звуками мы с вами будем работать, вы узнаете, отгадав загадки.

Отворилась тихо дверь,

И вошел усатый зверь.

Сел у печки, жмурясь сладко,

И умылся серой лапкой. (кот)

Вроде рыба, вроде нет –

Шлёт фонтаном всем привет,

На волнах весь день лежит

Чудо-юдо рыба … (кит)

Определите, какой первый звук слышится в слове кот? (звук к), а в слове кит? (звук кь).

Сегодня мы с вами будем работать со звуками [к], [к’].

А помогут нам в этом два мастера –Том и Тим.

Оба мастера любят петь песни-звуки.

Мастер Том строгий. Он поет грубым, твердым голосом : к, м,н, л,р, д,в…

А мастер Тим добрый, улыбается и поет ласковым, мягким голосом :кь6 мь, нь, ль, рь…

Возьмем зеркала и произнесем звук М вместе с мастером Томом : к-к-к.

А теперь с мастером Тимом : кь-кь-кь.

Характеристика звуков [к], [к’] по артикуляционным и акустическим признакам.

Возьмите зеркала и произнесите звук к.

(Когда мы произносим звук к: губы свободны, кончик языка опущен вниз, задняя часть спинки языка прикасается к мягкому нёбу. Голос спит или поёт? (голос спит).

Произнесите звук к, воздушная струя проходит свободно или встречает препятствие? (встречает препятствие). Значит звук к согласный.

Звук к твёрдый или мягкий? Твёрдый, а как будет звучать мягкий? кь.

Прослушайте стихотворение о звуке [к].

Спинкой языка попробуй,

Стукнуть сильно, быстро в нёбо.

Ну, а кончик языка

Глубже, ниже опускай!

К – короткий, К – взрывной,

К – как камень, крепкий звук!

Звук [к] звучит как капли дождя: [к], [к], [к].

У твёрдого звука[к], есть братик - мягкий звук [к’].

Капают маленькие капельки - [к’], [к’], [к’].

Какой звук произносится с большим усилие, напряжение губ, языка?

Мы можем сделать вывод : мягкие звуки произносятся с большим напряжением органов артикуляции, чем твердые .

Какие гласные командуют звуку:- Читайся твердо? Читайся мягко?

Работа по учебнику на стр. 168.

Чтение слогов с гласными 1 ряда

Чтение слогов с гласными 2-го ряда.

IV. Упражнения в выделении звука к на фоне других звуков, из слогов, слов.

А сейчас мы поиграем в игру «Поймай звук!» Я буду называть разные звуки, если услышите звук к, хлопните в ладоши:

т, к, г, х, т, к, к, га, та, ка, ко, ха, ку, кэ, до, ку, то

капля, галка, халва, кот, макароны, цыплята, гантели, рука, хлеб, крот.

V. Развитие звукового анализа на уровне слова.

Том и Тим играли с картинками и перепутали, какие предметы для Тома, а какие для Тима.

Назовите все картинки.

Поможем им?

Положим для Тома предметы, в названиях которых звук [к], а для Тима - предметы, в названиях которых звук [к’].

Коза, кенгуру, бабочка, букет, чайник, кеды.

Определите место положения звуков [к], [к’].

Работа по учебнику на стр. 68.

Сравни:

Корка-кирка

Закон- закинь

Кара-Кира

Каска-киска

Калька-килька

Подбери слово к схеме: кепка, этикет, макет, этикет

Определите место положения звуков [к], [к’].

Физ. минутка. Цель : снять утомление. Развитие мелкой моторики. Мимический массаж Мимический массаж «Солнечный лучик»

К нам в кабинет заглянул весенний солнечный лучик. Он побежал по лбу. Нежно погладим его. Побежал по носу. По подбородку. По шее. Гладьте нежно. Не спугните его.

Сделаем пальчиковую гимнастику.

Весенний день! хлопать в ладоши

На дворе звенит капель. встряхивать кистями рук

По полям бегут ручьи. волнообразные движения рук

На дорогах лужи. руки соединить перед собой

Выползают муравьи «пробежать» пальчиками по бедрам

После зимней стужи. к колену

Пробирается медведь «переступать» большими пальцами

Сквозь лесной валежник. мизинцами по бедрам

Стали птицы громче петь, взмахи кистями рук

И расцвел подснежник. сложить из ладошек бутон и

открыть его

Пришла весна! Проснулось теплое солнышко. Осветило, обогрело землю своими лучиками. Треснул на речке лед.

Солнце припекает, снег все тает, тает. Ручейки побежали, зажурчали. На поляне подснежники появились. Ветерок дует. Подснежники качает. Птички щебечут, птички летают весну встречают. Скоро им гнезда вить, маленьких птенчиков выводить. Хорошо весной в лесу!

Работа по карточке.

Друзья мастера Тома выписывают слоги, в которых согласный К твердый , а Тима- слоги, в которых согласный Кь звучит мягко .

ка, кя, ку, кю, фкы, фки, ска, скя, ки, кы, ске,скэ фко, фкё, ску, скю

Дифференциация твердых и мягких согласных в словах . На слух. Встанем у своих мест. Я буду называть слова, а вы слушайте внимательно. Будем работать со звуками «К» и «КЬ» . Если в слове звук К твердый , то приседают друзья Мастера Тома, если мягкий-то Тима

А) кит, ком, лак, конь, каша, кино, купол, кеды, корыто, ракета, корона, ботинки

б) камыш, кисель, камень, кедр, замок, замки.

.Повторить чистоговорку.

Дифференциация К и Кь в предложениях.

Игра «Твердые и мягкие звуки » (по презентации)

Заключительный этап. Рефлексия

Сегодня на уроке…

    мы различали звуки …;

    я научился …;

    у меня хорошо получалось …;

    я старался …;

мне понравилось …

В течение урока я…

    вначале думал, потом говорил;

    внимательно слушал ответы других;

    внимательно слушал вопросы и давал правильные ответы;

    правильно строил предложения;

    моя речь была правильной.

4. Повторить чистоговорки.

2. Игра « Один-много».

2. Игра « Один-много».

3. Повторить чистоговорку.

Сыта киска – пуста миска.

(Выложить из счетных палочек)

ЗВУК К. (№7)

1. Игра «Исправь ошибку».

error: Content is protected !!