Какие проблемы у подростков есть в школе. Школьные проблемы подростков. Подростки говорят неправду


Первая проблема , с которой сталкивается человек в подростковом возрасте, касается его собственного тела. В это время ребенок начинает резко расти и развиваться. Привыкнуть к новой «оболочке» ему сложно. Его начинает очень заботить, как же он выглядит в глазах окружающих. Подросток еще не понимает, что внешность является отражением внутреннего мира, его интересует «внешность вообще».

Даже для младшего подросткового возраста характерны резкие перепады настроения и не очень обычные для человека типы реакций. Странные даже на взгляд самого подростка реакции только усугубляют ситуацию. Подростку кажется, что его не понимают, что он хуже всех и что ему не с кем даже поговорить о жизни. И зачастую это бывает правдой, поскольку именно в это время человек начинает воспринимать себя отдельно от близких. Для него гораздо важнее, как к нему относятся сверстники, нежели мнение взрослых, в том числе и родителей.

Именно этими психологическими особенностями зачастую обусловлено возникновение проблем с успеваемостью, столь частых в этом возрасте. Для учителя подросток - прежде всего ученик, которого надо во что бы то ни стало научить. Кроме того, в средней школе меняется тип учебной деятельности. Он требует от подростка большей самостоятельности. Уже пятиклассник должен уметь самостоятельно ставить перед собой задачи и находить приемы их решения. Если ребенку с самых ранних лет предоставляли достаточно возможностей для проявления самостоятельности, адаптация к средней школе пройдет значительно легче.

Меняются и отношения с учителем. Если в младших классах педагог был для учеников непререкаемым авторитетом и вел себя соответственно, то в средней школе обстановка становится более демократичной, а отношения между учителем и учениками - более свободными. И это не всеми подростками воспринимается адекватно. Некоторые начинают считать предоставленную свободу как слабость учителя. Особенно это характерно для подростков, воспитанных в авторитарной семье.

Ситуация значительно усугубляется, если подросток плохо владеет учебными навыками, а также если у него слабо развита мотивация к учебе. Кроме того, уровень образования родителей зачастую не позволяет им помогать выросшему ребенку. Не все могут даже контролировать учебную деятельность. Получается, что подросток действительно остается наедине со своими проблемами, и от этого они только нарастают.

Возникшее отставание в учебе во многом способствует появлению отрицательных черт характера. Замечено, что отстающие в учебе дети становятся более агрессивными и грубыми. Это понятно, поскольку человеку надо как-то утвердиться в среде сверстников, вот он и находит доступные для него способы.

От родителей младших подростков требуется особое внимание. Если ваш ребенок не сумеет адаптироваться в пятом-шестом классах и начнет отставать в учебе, догнать сверстников ему вряд ли удастся. В это время особенно важно сохранить доверительные отношения с подростком.

Постарайтесь поддерживать постоянный контакт с классным руководителем и другими учителями. Вы должны всегда быть в курсе школьных дел и относиться к ним серьезно. Однако в этом возрасте ребенка интересует не только школа. Школьная успеваемость становится дополнительным способом для самоутверждения, но никак не основным. Внимательно отнеситесь к тому, в каком кругу находится ваш ребенок, с кем он дружит, каковы его интересы и интересы его сверстников. Контроль нужен, но он не должен превращаться в слежку и мелочную опеку. Помните о том, что перед вами уже почти самостоятельный человек со своими жизненными целями и устремлениями, о которых заботливым родителям полезно знать.

Дом для подростка должен быть крепостью, где он всегда может найти поддержку и защиту. Несмотря на то, что в это время человек чувствует себя независимым от родителей, без семьи ему пока что не обойтись, и от того, каковы будут отношения в семье, во значительной степени зависит его дальнейшая жизнь. Решение школьных проблем тоже во многом зависит от родителей. Если родители понимают ценность образования, если сумели выработать у ребенка стойкий интерес к учебе, который не могут погасить даже изменившиеся обстоятельства - все будет в полном порядке.

Система оценки знаний в большинстве наших школ не меняется много лет. Наши дети получают те же баллы, что и мы в свое время, и их деды-прадеды.

Да, наше восприятие и реакции во многом индивидуальны. И все же любого ребенка — от двоечника до отличника — школьные отметки держат если не в страхе, то в постоянном напряжении. И создаем это напряжение большей частью мы, родители.

Психологи задавали один и тот же вопрос учащимся самого разного возраста, учителям и родителям: "Считаете ли вы необходимым изменить существующую в школе систему оценивания?" Самыми готовыми к изменениям оказались наши педагоги (таких почти 90 процентов из опрошенных). Меньше всего тех, кто хотел бы изменений, — среди отвечавших пап и мам.

Причины такого консерватизма могут быть разными. Не исключено, что для некоторых родителей школьная оценка — это удобный инструмент управления ребенком. Принес пятерку — получай награду; плохую оценку — не получишь моего внимания, не возьму в поездку, не дам карманных денег (список можно продолжить).

Интересный факт: учителям предписано инструкцией Министерства образования не выставлять первоклашкам оценки ни в тетради, ни в дневники, ни в классный журнал. Это в течение всего первого года обучения. И все же большинство учителей это делает, несмотря на запреты. Почему? В ответ на просьбы или требования самих родителей. Хотя есть ведь и другие способы узнать, как ребенок осваивает учение. Просто многим папам и мамам так проще.

Как реагировать на оценки?

Некоторые взрослые сами воспринимают отметку как сверхценность и внушают это трепетное отношение своим детям. Сын или дочь живут с чувством, что от их школьных оценок зависит все: одобрение взрослых, успех у сверстников, будущая карьера, жизненный успех в целом. Как следствие — постоянная тревога, опасение не справиться с ответственностью, плохо выглядеть в глазах одноклассников, лишиться расположения родителей.

Если единственная цель — получение высоких оценок, это приводит к перегрузкам, лишает ребенка многих радостей жизни: общения со сверстниками, свободного выбора увлечений (и развлечений). Отсюда недалеко до невроза, апатии, даже депрессии.

Если вы видите, что ребенок очень озабочен своими школьными отметками, попробуйте два варианта помощи.

  1. Объясните ему, что с оценками он будет сталкиваться везде и всегда, а не только в школьной жизни. Однако нельзя, чтобы они полностью определяли настроение, состояние и представление о самом себе. Убедите сына или дочь, что вы цените их независимо от их учебных успехов.
  2. Помогите овладеть недостающими школьными умениями и навыками, организовать домашние занятия, развить внимание и память. Расширяйте круг его (ее) интересов и возможностей.

Задумайтесь, насколько ваши требования и ожидания соотносятся с возможностями ребенка. Не ориентируйте его на сплошные успехи в школе. Лучше помогите выделить те предметы, по которым он вполне способен получать высокие оценки. Причем вовсе не обязательно это должны быть пятерки. Ведь максимум отметки для каждого ребенка свой. У одного это четверка, а у другого — тройка. Важно не сравнивать своего школьника с другими детьми, а лучше показать ему, как он вырос, развился по сравнению с самим собой прежним.

Не все школьники хотели бы, чтобы отметки вовсе исчезли из их жизни. Для некоторых физически и психически здоровых детей, нацеленных на лидерство, это и стимул к успеху, и награда за успехи. У таких школьников стремление к наилучшему результату, конечно, стоит поощрять.

Встречается у детей и противоположное отношение к отметке. Кажется, что они вовсе не придают значения своим учебным успехам. Это может выглядеть как отсутствие целеустремленности, желания преодолевать трудности. Но они же способны глубоко переживать из-за неудач в спорте, какой-то области искусства или в общении со сверстниками. Им нужно помочь раскрыться в любимых занятиях, научиться именно здесь ставить цели и добиваться успеха.

Что оценивается: знания или результат?

Мы уже говорили, что об относительности оценок задумываются теперь и в самой школе — источнике тревог. Многие учителя понимают: важно оценить не только результат, но и затраченные ребенком усилия. Возможно, со временем вместо оценок по пятибалльной системе ученик увидит в тетради или в дневнике определения: "Очень старался!" или "Необыкновенно трудолюбив!". Возможно, для проверки знаний будут использовать стандартные тесты по предметам с оценками по стобалльной системе, как в канадских и американских школах. Или вообще отменят оценки, как в шведских школах. Конечно, до этого еще далеко. Но вы можете помочь своему ребенку уже сейчас.
— Дайте ребенку понять: школьная оценка — это просто инструмент для измерения твоего уровня знаний или навыков в определенной области конкретного предмета. Она показывает, насколько ты уже продвинулся в изучении и сколько еще можно сделать. Она не оценивает тебя как личность, и моя любовь к тебе не зависит от школьной отметки. Не она определяет твои будущие жизненные успехи и неудачи, а твоя способность ставить перед собой цели и учиться на ошибках.
— Старайтесь получить как можно более полную информацию о системе оценки в той школе, где учится ваш сын или дочь. Узнайте критерии выставления оценки за разные виды работ (домашние задания, устные ответы на уроках, различные проверочные работы, ответы на ) по интересующим предметам. Все это должно быть представлено в нормативных документах, и вы имеете полное право ознакомиться с этими документами. Например, за какое количество ошибок в диктанте выставляется та или иная отметка, сколько задач в контрольной работе достаточно решить для удовлетворительной оценки и т.д.
— Может случиться так, что вам или вашему ребенку оценка, поставленная учителем, кажется несправедливой. Постарайтесь найти конструктивный выход из ситуации. Не исключено, что в конкретном случае стоит "качать права". Но это не должно становиться для вас и вашего школьника самоцелью. Желательно, чтобы он сам учился "по-взрослому" решать эти вопросы со своим педагогом.

Один из неиссякаемых источников плохих оценок у наших учащихся — проблемы с русским языком, низкая грамотность. А ведь зачастую первопричина — в специфических речевых нарушениях у ребенка.

Постепенно ситуация хронического неуспеха отбивает любое желание заниматься этим предметом. Речевые нарушения у детей встречаются достаточно часто. Одно из них — нарушение письменной речи, так называемая дизграфия.

Такие учащиеся делают огромное количество ошибок в письменных работах. Причем на взгляд неспециалиста они могут быть нелепыми и необъяснимыми. Таким детям нужны постоянные и длительные занятия с логопедом. Быстрых сдвигов обычно ждать не приходится.

Так вот, не все родители знают, что таких детей разрешено оценивать дифференцированно. Оценки по русскому языку им снижаются только за ошибки из-за незнания правил. Наличие чисто речевых ошибок не должно влиять на отметку. Если у вашего ребенка подобные проблемы, возьмите заключение после консультации у логопеда и попробуйте договориться с учителем русского языка.

Отличники и отличницы

И у отличников есть проблемы. Их отношения с другими детьми, а затем и взрослая личная жизнь складываются, как правило, далеко не безоблачно. Особенно это касается девочек-отличниц. Их ведь вообще больше, чем отличников-мальчиков. Конечно, проблемы в общении периодически возникают у любого ребенка. Но у отличниц все же несколько чаще, чем у остальных детей.

Дело в том, что такие девочки, несмотря на объективные успехи и постоянное одобрение взрослых, довольно часто имеют низкую самооценку и не уверены в себе. Возможно, они и прилагают столько усилий в учебе, чтобы утвердиться в собственных глазах и в глазах окружающих.

До поры до времени, благодаря трудолюбию и прилежанию, им это удается. У родителей и учителей тревоги они, естественно, не вызывают. Но оказывается, во взрослой жизни послушание и исполнительность далеко не всегда приносят успех и счастье. Привычное в детстве поощрение за послушание не дает развиваться инициативе ребенка. Ему трудно будет освоить умение руководить — хотя бы собой. Не исключено, что кто-то менее способный и трудолюбивый, но более инициативный скорее преуспеет в жизни.

Нередки у бывших отличниц и трудности в отношениях с противоположным полом. С одной стороны, они надеются с помощью этих отношений повысить свою самооценку. С другой, — привыкнув встречать одобрение окружающих из-за успехов в учебе, полагают, что это одобрение автоматически обеспечит им успехи и в других сферах жизни.

Конечно, низкая самооценка свойственна далеко не всем отличницам. Но в таком случае они и не стремятся к идеальным результатам во всем. Позволяют себе иногда получать четверки, не слишком огорчаясь, что это может повредить их имиджу. Их жизнь складывается лучше, чем у круглых отличниц. Ведь уверенность в себе, устойчивая положительная самооценка, активность и инициативность имеют большее значение для счастья, чем природные способности и прилежание.

Родителям со своими отличниками обычно легко, особенно с теми, кто еще не достиг подросткового возраста. Приятно иметь ребенка, который много читает, размышляет, постоянно занят делом, к чему-то стремится, добивается первенства во многом... Но часто у него нет близких друзей и подруг. Иногда по причине большой занятости (дополнительные занятия, многочисленные интересы). Иногда по причине того, что интеллектуалу неинтересно общаться со сверстниками ("О чем с ними говорить — о тряпках?..").

Хотя нередко отличники обладают высокой самодостаточностью и не тяготятся своим особым положением, со временем ситуация может измениться. Для успеха в группе подростков учебные достижения уже не так важны, как раньше, в начальной школе. Для подростка главное — общение со сверстниками, ощущение своей принадлежности к какой-то группе, уверенность в своей привлекательности для противоположного пола.

Если вы чувствуете, что у вашего ребенка есть подобные проблемы, предложите ему сделать какие-то шаги для сближения с важной для него группой. Создайте условия для встреч со сверстниками у себя дома. Помогите понять и оценить достоинства тех девочек или мальчиков, которые непохожи на нее или на него. Необходимо иметь опыт общения с самыми разными людьми. А с другой стороны, важно, чтобы была возможность общаться и со сверстниками, имеющими сходные интересы и достаточно высокий интеллектуальный уровень. Наверняка такие найдутся в среде ваших знакомых и друзей.

Комментировать статью "Отношение к оценкам"

На Украине несколько лет назад ввели 12-бальную систему оценок. Может быть это даёт возможность учитывать какие-то нюансы при выставлении оценок? Например, если в контрольной ученик не решил одну задачу (вообще), то получает 4. А если он её решил (то есть нашел верный ход решения), но допустил ошибку при вычислении, то задача тоже считается нерешённой, в итоге та же оценка. На мой взгляд - это совершенно разные ошибки.

12.11.2008 12:22:37,

А я в первом классе очень расстроилась, до слез, когда нам вместо оценок стали квадратики и кружочки ставить, я ведь в школу за оценками пришла! А вообще, ощущение, что статья для ограниченных и зашоренных родителей. Мне обычно не составляет труда понять, заработало мое чадо оценку или просто повезло (или наоборот, не повезло). А менять систему оценок, по-моему, бесполезно, любая система будет иметь свои недостатки, и не известно, какая больше.

12.11.2008 12:07:27,

Всего 5 сообщений .

Еще по теме "Школьные оценки и проблемы из-за них: стоит ли так волноваться?":

Критерии оценок. ...затрудняюсь выбрать раздел. Образование детей. Критерии оценок. Дорогие конфяне, впервые столкнулась с проблемой неясных критериев оценивания в школе.

Раздел: Школьные проблемы (Школьные оценки). Несправедливость - как реагировать. Но из - за того, что при поступлении могут быть проблемы из - за помарок она меня "воспитывает". Стоит ли обращать внимание на школьные отметки? Смысл школьной оценки как своего...

иногда оценки меньше, если при проверке тетради песня не записана (не дописана), способных поощряют не оценками, а возможностью выступить на школьном мероприятии...

Репетитор только один по англ, из - за проблем с учителем в школе. А так бы не было этого В этом и проблема сказал муж, что именно я с ним сижу делаю уроки, класс сильный, дали Я бы тех, кто придумал ввести это в школьную программу, уничтожила, пусть извращаются на...

Отношение к оценкам. Про коэффициенты. Причем не столько с коэффициентами, сколько с Отношение к оценкам. Система оценивания знаний в большинстве наших школ не меняется...

Оценки то выводит учитель и средний балл для него - только ориентир. А это нормально, что оценки за пробную профильную математику ставят в журнал, при этом подготовка в школе...

Оценки отличные, а знаний нет. Школьные проблемы. Образование детей. Не стоит бороться "за мир во всем мире". Занимайтесь посильной задачей - своим ребенком. Сказала, что многое из того, что было на округе, у них по программе еще только через несколько месяцев.

Лишения за плохие отметки. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. Плохие отметки из - за лени и нежелания трудиться. А конкретно - сын, 5 класс. уроки закончились в 14. Обычно через неделю-две ребёнок за разум берётся, оценки исправляет и какое-то время всё снова Стоит ли обращать внимание на школьные отметки? Ни в коем случае не ругайте ребенка за...

Независимая оценка знаний. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. При негативе к русскому вряд ли стоит якориться на гуманитарных направлениях. Родители отвечают за ребенка. Они решают где и как ребенку проводить время и они несут за него ответственность.

Ребенок во 2 классе, я очень много занимаюсь, он математику точно знает на 4, чтение -на 4, окружающий мир -на 5. Но контрольные все пишет на 2. Я пыталась разобраться с учительницей, но она неопытная, ничего толком не говорит. Пошла к завучу, она на длительном больничном. В чем может быть дело? Я не могу позволить стать ребенку двоечником и угробить самооценку.

Ибо забывает все, выйдя из школы, регулярно доводит меня до белого каления неумением решить Но вот есть у них в школе такая мода - завышать оценки. В классе 7 отличников, уж не Если завышают оценки? Раздел: Школьные проблемы (какие оценки ставить во 2...

Оценки в первом классе. Школа. Ребенок от 7 до 10. Оценки в первом классе. У кого они "не очень" - вы расстраиваетесь, мамы? У нас на днях было котрольное списывание, такая...

Занижает оценки. Как бороться?. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Занижает оценки. Как бороться? Сын с сентбря перешел в новую, более сильную школу.

Оценка нужна сооветствующая - иначе пойдешь, в нашем случае, в Hauptschule с детьми Обычно смотрят на способности ребенка в целом. Некоторые - у которых оценки на грани...

Как справиться с волнением в школе?. Школьные проблемы. Ребенок от 10 до 13. За оценки никогда его не ругаю, иногда расстраиваюсь, конечно, но стараюсь вида не Волнуется по всякому поводу. Особенно в школе, из - за этого хуже отвечает и хуже пишет контрольные.

Известно, что семилетние дети с удовольствием идут в школу и легко впитывают новые знания. Поэтому в начальной школе трудности возникают обычно на фоне недостаточной умственной и эмоциональной готовности ребёнка к обучению в школе. Проблемы в семье также влияют на эмоциональный фон ребёнка и,как следствие, отражаются на его оценках.

В начальной школе познавательная деятельность является ведущей, что совпадает с задачами школьного обучения.

С наступлением подросткового возраста прилежно учившийся ребёнок неожиданно теряет интерес к учёбе. Когда на школьных педсоветах подводят итоги успеваемости за период, то видно, как от класса к классу уменьшается количество "хорошистов" и "отличников".

Что происходит с ребёнком в подростковом возрасте?

Подросток теперь старается побыстрее кое-как сделать домашние задания (а часто просто списывает на перемене у одноклассника). Учебный материал не отрабатывается, незнание растёт как снежный ком. К концу периода под давлением родителей и учителей подросток пытается решить проблемы с учёбой и с помощью нарисованных учителями "троек" переползает в следующий класс. Фактически он совершенно не готов учиться в следующем классе, поэтому прошлогодняя ситуации повторяется. У подростка опускаются руки, наступает апатия и нежелание учиться, потому что урок для него - дремучий лес, из которого неизвестно, как выбраться. В таком положении одни подростки сидят на уроке, погрузившись в свои мысли, другие начинают нарушать дисциплину и срывать уроки, третьи - просто прогуливают все школьные занятия или только отдельные особо нелюбимые предметы.

Психологи установили, что массовой причиной плохой успеваемости подростков является отсутствие адекватной мотиваци и учёбы. Ребёнок просто не желает учиться, попытки родителей оказать давление не повышают мотивацию, или под воздействием страха подросток на недолгое время берётся за учёбу.

Подросткам непонятно, зачем обучаться тем вещам, которые им в ближайшей жизни не пригодятся. Грозные заявления родителей, что учиться надо, для подростка пустой звук. Не факт, что с хорошим образованием можно получить желаемую работу и достойную зарплату. Подростки осознают, что многие "крутые" дяди отнюдь не блистали в учёбе.

В подростковом возрасте особенно значимым компонентом становится отношения со сверстниками. Для него важно утвердиться в глазах одноклассников. Если не получается реализовать себя и добиться успеха в учёбе, идут в ход нарушения дисциплины и прогулы.

Вспомните, когда у подростка угас интерес к учёбе. Что происходило в то время в семье, как складывались отношения с одноклассниками.

Чтобы повысить мотивацию, подростка надо заинтересовать . У подростка должна появиться жизненно важная цель. Тогда появится и воля для преодоления препятствий.

При доверительном разговоре с подростком скажите, что он волен выбирать: учиться ему или не учиться. Но обязательно объясните подростку, какие будут последствия в результате его выбора. Это сейчас ему кажется, что в школе дают мало полезного, что может ему пригодиться в дальнейшей жизни. Жизнь длинная, и как знать, что может пригодиться, а что нет.

Объясните подростку, что в жизни важно быть успешным человеком, уметь выстраивать отношения с разными людьми, ладить с ними. Пока годы молодые, не нужно бороться за выживание. Можно и учёбу забросить. Но пройдёт несколько лет, и подростку нужно будет самому брать ответственность за свою жизнь, самому всего добиваться.

Если есть возможность, пусть подросток во время каникул устроиться на какую -нибудь физическую работу и почувствует всю "прелесть" неквалифицированного труда. Пусть убедится на собственной шкуре, что работодатели предпочитают брать на работу людей с высшим или специальным образованием.

Также советую обратить внимание на наклонности подростка, обсудите перспективы обучения по данному направлению.

Объясните ребёнку, что для работы руками тоже нужно получить необходимый минимум знаний в школе.

Если у подростка появится цель, то будет и мотивация. Как следствие, он станет учиться без контроля со стороны родителей.

Не спешите оказывать помощь в учёбе, если подросток об этом вас не просит. Инициатива должна исходить от него.

Если учёба была запущена, то не ждите мгновенных результатов: могут быть как шаги вперёд, так и откаты назад. Родителям важно поддержать даже незначительный успех своего чада. Рано или поздно ваши усилия принесут плоды. При решении школьных проблем подростков важно сохранить в семье взаимоуважение и поддержку, а пробелы в учёбе постепенно можно ликвидировать.

Помните ли вы себя в период полового созревания? Если да, то вы наверняка поймете, как тяжело порой приходится вашему ребенку-подростку. Возраст этот труден как для детей, так и для их родителей. Какие же проблемы считаются характерными для большинства тинэйджеров, и как помочь им справиться с трудностями?

Возможные причины проблем подростка

Ни для кого не секрет, что поведение ребенка 12 – 16 лет может быть прямо-таки ужасающим: резкие перепады настроения, грубость, скрытность, замкнутость… В некоторых случаях может доходить и до открытого бунта: воровства, прогулов, побегов из дома. Что же толкает детей на такие поступки? Психологи выделяют несколько провоцирующих факторов:

Во-первых, – слишком строгое или, наоборот, чересчур мягкое, попустительское.

Во-вторых, необходимо учитывать, что подростковый организм переживает фазу активного роста: его тело и голос меняются, на коже появляется угревая сыпь, может нарушаться координация. «Бушуют» и половые гормоны: формирование репродуктивной системы сопровождается гиперсексуальностью.

В-третьих, в преддверии самостоятельной жизни тинэйджеры всеми силами пытаются самоутвердиться, доказать свою «взрослость» и независимость от родителей. Подобное отрицание авторитетов у подростков причудливым образом сочетается с повышенной конформностью, желанием влиться в коллектив и не выделяться.

Проблемы подросткового возраста

В первую очередь следует отметить, что нельзя со стопроцентной уверенностью назвать те проблемы, с которыми сталкиваются все подростки. Этот набор будет зависеть от множества показателей: от личности ребенка, его воспитания, характера, социальной среды. Кто-то в 15 лет целыми днями рубится в «стрелялки», с трудом устанавливает контакт со сверстниками и наотрез отказывается посещать школу, а кто-то, наоборот, целыми днями пропадает в компании сомнительных друзей и практически не появляется дома. Однако специалисты говорят о возможности выделить ряд наиболее распространенных проблем.

  • «Вопросы пола». Сюда относится подростковая гиперсексуальность и все, что с ней связано – начиная с активной мастурбации, сопровождающейся чувством вины, и заканчивая ранними и беспорядочными половыми связями, венерическими болезнями и нежелательной беременностью. Кроме того, многие дети, особенно мальчики, испытывают острый стыд в связи со своей девственностью, что тоже может стать источником множества трудностей.
  • Желание самоутверждения. Чего хочет каждый тинэйджер? Выделиться, отстоять свою независимость и самостоятельность. Этот фактор и является источником девиантного поведения: здесь и скандалы с родителями и педагогами, и неприятие чужого мнения, и вспышки ярости, которые вызывает любая попытка вмешательства в личную жизнь.
  • Депрессии, замкнутость, скрытность. В последнее время все больше и больше детей испытывают серьезные трудности в общении: доступность и распространенность интернета приводит к тому, что подросткам тяжело устанавливать контакты в реальной жизни. Дружбе с одноклассниками они подчас предпочитают погружение в виртуальный мир – мир фильмов, видеоигр и форумов. Это закономерно ведет к тому, что ребенок замыкается в себе, все свободное время проводит наедине с компьютером и отвергает все попытки родителей достучаться до него.
  • Потребность в социальной группе. Желание любой ценой быть как все и не отставать от сверстников нередко приводит к тому, что подросток против своей воли принимает участие в криминальных действиях, начинает курить и употреблять алкоголь.

Проблемы подростков в школе

Особняком в данном списке стоят трудности, так или иначе связанные с посещением учебного заведения. В этой связи можно прежде всего назвать слабую успеваемость: в определенном возрасте происходит . Если еще вчера ваша детка радостно бежала на уроки и с удовольствием выполняла домашние задания, то сегодня ее тетради испещрены бессмысленными каракулями, а страницы дневника пестрят плохими оценками и учительскими замечаниями. Причина чаще всего кроется в недостатке мотивации: тинэйджеры не понимают, зачем им понадобится в будущем знания по тому или иному предмету. Задача родителей и педагогов в этом случае – объяснить ребенку, насколько важен для человека широкий кругозор, и какова связь между успешной карьеров и хорошей учебой.

Говоря о школьных трудностях, необходимо учитывать и социальную составляющую: коммуникация с одноклассниками для многих детей становится серьезной проблемой. Как правило, подросток хочет не просто находиться в коллективе, но и занимать там определенное положение: быть лидером, авторитетом, пользоваться всеобщим уважением. Невозможность добиться этого нередко становится причиной конфликтов с педагогами и соучениками, открытого пренебрежения дисциплиной и правонарушений. Именно поэтому не стоит недооценивать значимость общения со сверстниками.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Тема: Школьные проблемы подростка и роль семьи Цель: Актуализировать роль семьи в социализации подростка Задачи: Ознакомить родителей с характерными чертами проявления школьной неуспешности подростка; провести практикум по выявлению причин школьной неуспешности подростка; Дать рекомендации родителям по корректировке поведения таких учащихся.

Литература: Статья: Почему дети считают себя несчастными, автор Ирина Юрова, психолог, Академия психологии, предпринимательства и менеджмента. Санкт-Петербург. Журнал классное руководство, 1 сентября №4 2012г.

типы плохого поведения и способы их проявления в школе и дома

Ребёнок, который чувствует себя несчастным в семье, проявляет следующие типы поведения « пять с плюсом » «Козел отпущения » Неуловимые мстители Выход в астрал Маленькие демоны Головная боль

« пять с плюсом» Нарочито весел Пытается веселить всех Выступает в роли клоуна и шута Настаивает, что всегда прав, даже если очевидно обратное Ученик панически боится ошибок, невезения, плохих оценок как свидетельств своей неполноценности Заучивает все подряд без понимания и внутренней заинтересованности – только ради отметки.

«Козел отпущения» Ребенок, наоборот, начинает вести себя слишком тихо. Уход в себя, в свои грезы Поведение таких детей нередко провоцирует скрытую или явную форму травли со стороны сверстников Ребенок замкнулся и не сходится с другими детьми Ярко проявляется невротичность

Неуловимые мстители 1 Ребенок начинает бунтовать грубить, хамить и драться. 2 Вызовы родителей в школу часто лишь усиливают противостояние, 3 будет мстить родителям и учителям за каждоевведенное для него табу.

Выход в австрал. Ученик начинает искать свою нишу, часто меняя при этом хобби, увлечения, имиджи, иногда бросаясь в диаметрально противоположные направления, так как своими могут стать и друзья по шахматному клубу, и ребята из подворотни

Маленькие демоны Интриган и садист в классе эволюционируют из искренних драчунов и забияк в осторожных злопыхателей. если разгорается конфликт, проявляются нетерпимость и неуважение, они становятся катализаторами зла, находя свой интерес в его преумножении.

Головная боль взрослые неизбежно столкнутся с поведением проблемным, непредсказуемым и хаотичным: проспал, прогулял, забыл записать домашнее задание, отбился от экскурсии, ничего не прочитал за лето, выпивал с друзьями, курил за школой, обещал, но не выполнил... Ему на себя наплевать, а его успеваемость – проблема мамы, бабушки, дедушки и учителя. Пусть все бегают вокруг его проблем

Причины «плохого «поведения Ребёнок чувствует себя несчастным и отвергнутым Обычно таких детей заставляют зарабатывать родительскую любовь оценками, Родители считают, что ребенок должен сразу сделать что-то выдающееся. Так они утверждают собственное Я, повышают самооценку самим себе, порой совершенно не воспринимая свое дитя как отдельную личность. Ребенка лишают права быть собой, иметь недостатки и свои, желаемые только им, достижения

Остаются не замечены со своими душевными горестями и страданиями Ребенок уже не признаёт себя собой – ему начинает казаться, что его семья – не его семья, вся его жизнь – не его, а сам он ошибочно оказался в этом мире и имеет особое призвание. Он отторгает травмирующие события в мире, к которым не в состоянии приспособиться. Уже чувствует, что обязан быть плохим, потому что кто то же в классе должен быть «козлом отпущения»

1 Так выплескивается накопившееся отчаяние. 2 Особенно типично оно подростков, которые переживают травму от развода родителей и стали недополучать поддержки и любви. 3 Ребенок хочет взять свое силой, кроме того – винит себя за случившееся 4 отношение ребенка к его окружению – зеркало взаимоотношений в родительской паре: ученика разрывают внутренние противоречия. 5 Если же управлять им посредством запретов, то ребенок, наоборот, станет еще более неуправляемым,

1 Ребенок ищет самоутверждения, 2 его базовое доверие к миру и родителям пошатнулось, 3 он нащупывает подпорку, на которую сможет опереться его крепнущее Я. 4 ученик не нашел в своем опыте и в опыте своей семьи способа справиться с травмирующей ситуацией и начал искать альтернативные варианты. Часто эти пробы и эксперименты заводят молодого человека в глухой тупик

1 Копируют кого-то из своего опыта, кто умеет сталкивать людей и разжигать конфликты. 2 мстят остальному миру за свою слабость и беззащитность. 3 они пережили «боль святотатства» – им наплевали в душу или просто растоптали ее. 4 Родители, которые оказались в трудном положении, не пощадили ребенка: «Лучше бы тебя не было!» 5 он не Верит в любовь и поддержку взрослых 6 остается только злость как месть миру за свою обделённость

Они копируют сильного члена своей семьи, а силой в их глазах является влияние, побудительная причина, которая заставляет других делать то, чего они делать не хотят. Например, если дома пьет отец, а мама, бабушка и дедушка заламывают руки и не могу повлиять на отца, ребенок будет бессознательно считать, что папа силен (ведь все в семье вокруг него бегают, а сам папа не подчиняется желаниям других, то есть продолжает пить).

Способы коррекции поведения

не вступайте в скрытое или, еще хуже, открытое препирательство. Такие дети часто слышат в словах больше того, что вы в них склонны вкладывать. показывайте детям по мере нервных сил свое равнодушие к их плохому поведению и пристрастность к хорошему. лучше уклоняться от предопределения их будущего и пророчеств относительно их судьбы давайте детям время от времени аванс своей веры в их будущее. Этого может быть вполне достаточно, чтобы перевернуть их жизнь и изменить мнение о себе.

примите как данность свою неспособность объяснить словами, что особого горя для ребенка в его ситуации нет, что кому-то еще хуже, а у него есть колоссаль - ные возможности, для реализации которых надо только хорошо учить- ся и беречь здоровье.

Если у ребенка высокий уровень агрессии, нельзя купировать ее ответной агрессией. Ученик все равно так или иначе будет искать приемлемую форму выражения гнева. всю накопившуюся энергию лучше перевести в продуктивное русло (например, отдать подростка в спортивную секцию) нужна особая сила духа, чтобы не отвечать криком на крик, но для педагога освоение навыков саморегуляции просто необходимо. Главное – помнить, что терпение не сразу, а со временем окупится.

Стоит помнить, что такие дети нуждаются в особом терпении и понимании. Единственный способ борьбы с проявлениями скрытого психологического садизма – это пример искренности и доброты. В благополучном детском коллективе, где все проблемы честно обсуждаются и где не акцентируют внимание на чужих промахах и недостатках, маленькие демоны изолируются и/или постепенно учатся быть более открытыми, естественными в отношениях.

Ситуация изменится только в том случае, если ребенок сможет (не без помощи взрослых) понять, что сила – не в слабости и его влиянии, а в собственных поступках и возможностях. Подросток должен сам или с чьей-либо помощью противопоставить в себе нечто сильное пьющему отцу.


error: Content is protected !!