Чем украсили первую новогоднюю елку в эльзасе. История традиции украшения новогодней елки. Откуда пришла новогодняя елка

Ни один новогодний праздник не обходится без новогодней викторины. 🙂

Одну из таких викторин я сегодня хочу вам предложить. Но скажу честно, она рассчитана скорее на взрослых или же на достаточно эрудированных детей. На многие вопросы этой викторины я сама не знала ответа. 😉

Новогодняя викторина с ответами

  1. Чем была украшена первая елка во Франции в 1600 году? К этому году относится первое упоминание о новогодней елке в литературе. (Бумажными розами)
  2. Из чего сделаны елки на Филиппинах? (Из пластмассы)
  3. Какое блюдо в Голландии подают только к новогоднему столу? (Пончики с изюмом)
  4. В Японии под Новый год у двери связывают ветви двух растений — символ верности и долголетия. Одно из них — сосна, а другое? (Бамбук)
  5. В какой стране (в городе Паякюля) существует почтовое отделение Деда Мороза? (В Финляндии)
  6. В Болгарии в новогодние пирожки принято запекать монетки и … (лепестки роз) .
  7. Что обязательно шьют к Новому году в Корее? (Новую одежду)
  8. Человек какой, сегодня уже редкой профессии, считается символом счастья в Австрии? (Трубочист)
  9. Героиня какой пьесы Островского очень бы пригодилась нам здесь, на новогоднем вечере? (Снегурочка)
  10. В 1638 г. на елочных ветвях появились позолоченные и посеребренные игрушки. Какие? (Картофелены)
  11. В какой стране началом нового года считали тот день, когда пройдет первый снег? (В Гренландии)
  12. Что разбивают в Швеции на Новый год? (Старую посуду)
  13. Как зовут Деда Мороза в Италии? (Бабо Натале)
  14. Что используют жители Венгрии, отгоняя злых духов перед Новым годом? (Детские рожки и свистульки)
  15. Что рисуют и кладут под подушку японские дети под Новый год? (Парусник)
  16. Кубинцы под Новый год наполняют водой всю посуду. А что делают с этой водой? (В полночь выливают через окно)
  17. Что строго настрого запрещается делать в Китае в первые дни Нового года? (Ругаться)
  18. В какой стране на Новый год принято шутить, как у нас на 1 апреля? (В Колумбии)
  19. Почему под Новый год в Панаме не стоит стоять под окнами? (Обсыпают мукой и поливают водой)
  20. Для чего шотландцы в новогоднюю ночь несут в гости кусочек угля? (Чтобы в новом году в доме было тепло)
  21. Как звали мальчика с ледяным сердцем? (Кай из сказки Андерсена «Снежная королева»)
  22. Герой какой сказки сражался с Мышиным королем накануне Нового года? (Щелкунчик из одноименной сказки Гофмана)
  23. В каком российском городе обитает Дед Мороз? (Великий Устюг)
  24. Кто первый в мире установил обычай отмечать Новый год? (Цезарь)
  25. Дольше всех живет елка в одном из городов американского штата Индиана. Как называется этот город? (Санта Клаус)
  26. В Австралии Дед Мороз не приезжает на санях, а на чем? (Виндсерф)
  27. Жители какого острова встречают Новый год самыми первыми на нашей планете? (Фиджи)

Играйте с радостью и удовольствием! 🙂

Откуда пришла новогодняя елка?

Обычай наряжать елку очень давний - ему около двух тысяч лет. Наши предки поклонялись деревьям, веря, что в них обитают могущественные духи, и их нужно было умилостивить подарками. Вечнозеленая ель занимала особое место среди деревьев, символизируя саму жизнь и новое возрождение из темноты и мрака.

Считается, что первая елка была украшена в XVI веке в Эльзасе, принадлежавшем ранее Германии (сейчас это часть Франции). Немецкие принцессы выходили замуж за иноземных принцев и привносили зимний обычай в другие страны Европы.

Так случилось и с Россией. Как оказалось, елка пришла в Россию сравнительно недавно - лет 200 назад. При Петре I елки в домах не ставили, а украшали веточками, хвойными лапами. В России обычай ставить новогоднюю елку ввела в быт жена императора Николая I императрица Александра Федоровна. В 1817 году маленькие елочки появились на столах в Зимнем дворце - в память о родной Пруссии. Однажды в зал дворца привезли зеленую лесную красавицу, на которой легко поместились подарки для всей царской семьи и детей. Вскоре все придворные захотели иметь такую же елку. В 1852 году в Петербурге устроили первую публичную елку. А к концу XIX века этот красивый обычай распространился по всей России.

В поселке Новониколаевском новогодняя елка впервые появилась в январе 1899 года на средства, собранные священником Посельским и семьей Горловых. На празднике присутствовало около 200 детей школьного возраста. Они пели, плясали, принимали участие в различных играх. В конце праздника ребятам дарили сладости, книжки, игрушки.

До революции новониколаевцы отмечали Рождество (с 24 по 27 декабря) и новогодние праздники (1 января). Эти дни были нерабочими. Елки продавались на всех базарах.

Елку новогоднюю взять и отменить

Но все изменилось с приходом к власти большевиков. Многие помнят рассказ о Ленине на кремлевской елке для детей. Это была последняя елка. Затем власти решили, что украшенная елка - атрибут религиозного праздника Рождества, и, следовательно, с ней надо бороться так же, как с религией. Да и сам новогодний праздник непонятно когда было праздновать: то ли по-старому, то ли по-новому. Потому что 24 января 1918 года ввели новый стиль.

Это было самое мрачное время для детворы и родителей. Новый год стал рабочим днем недели, спать ложились, как обычно, - завтра на смену. Никаких подарков, никаких елок. Купить их стало невозможно, а привезти из леса даже опасно.

«Праздник счастливых»

Елку реабилитировали только в 1936 году. Вернее, еще в 1935 году руководитель украинских большевиков Павел Постышев внес предложение устроить детям новогоднюю советскую елку. Его предложение поддержали и дети, и взрослые во всех уголках Советского Союза. И уже в этом году стали проводить первые новогодние праздники. Сталин принял решение вернуть елку в дома.

Официально отмечание Нового года было возобновлено праздником «Главной Елки страны» в Колонном зале Дома Союзов 10 января 1937 года - в самый страшный год террора. Власть решила новогодний праздник использовать в идеологических целях, прославляя великого Сталина и благодаря его за нашу счастливую жизнь. Трудящимся было дано объяснение, что якобы «враги народа» раньше запрещали новогодний праздник, а теперь справедливость восторжествовала.

В Сибири и в Новосибирске первые новогодние елки прошли уже в январе 1936 года. В декабре 1936 года секретарь Западно-Сибирского крайкома ВЛКСМ Пантюхов обратился через газету «Большевистская смена» ко всем школьникам, пионерам, комсомольцам и учителям Западно-Сибирского края с предложением отметить новогодний праздник советской новогодней елкой.

«К вам пришла сегодня в гости делегатка всех лесов»

В городе начали торговать елками и елочными игрушками. Городской трест зеленых насаждений заготовил для продажи 1700 зеленых красавиц. Но торговали ими лишь в двух пунктах: в загородном питомнике и около здания «Красного факела». Да и цены были непомерно высокие: небольшая елочка стоила 12–15 рублей. Чуть позже елки стали продавать в Первомайском сквере. Хотя по постановлению горсовета их должны были продавать во всех крупных магазинах города.

Не лучше обстояло дело и с елочными украшениями. Спрос на них был бешеный. За несколько дней магазины продали их на 250 тысяч рублей. Но игрушек катастрофически не хватало. Местные артели раскачались не сразу. Зато кондитерская фабрика «Красная Сибирь» выпустила 700 кг шоколадных конфет в фольговой цветной обертке, которые можно было вешать на елку.

Красочно украшенные елки как образцы появились в крупнейших магазинах города: Союзкультторге (бывший торговый корпус) и Союзунивермаге. Но вот беда - в продаже не было игрушек, которые были на показательных елках. Еще одна особенность тех дней - игрушки продавали только оптом. Было несколько коробочек с различной комплектацией, цены - от 56 до 300 рублей.

Брать все - ни обменять, ни добавить нельзя. Игрушки, в основном, ватные и картонные, и их так мало было в наборе, что украсить ими нельзя было и аршинную настольную елочку. Приходилось брать по три-четыре коробки. Часто в наборы сваливали целлулоидные, тусклые деревянные игрушки, резиновые куклы, которые по своей громоздкости не могли поместиться на елке.

Чуть позже горсовет распорядился, чтобы игрушки продавали россыпью. На прилавках появились мелкие картонажные елочные украшения: часы, сумочки, ведерки, красиво и изящно сделанные. Самая дорогая из них вещь - барабан за 61 копейку.

На карнавале были Пушкин и Шмидт

Гвоздем советской елки был карнавал. Чтобы как-то сориентировать ребят, газеты публиковали примерные сценарии праздника и эскизы карнавальных костюмов. В моде была пушкинская тема. В зал входит сам Александр Сергеевич. К нему подбегают его герои: «Вы не узнаете нас? Я - Татьяна. А это - Ленский. А вот Мазепа. Евгений Онегин танцует с Мариной Мнишек».

В соседней комнате парикмахер поправляет бороду герою челюскинской эпопеи Отто Юльевичу Шмидту. После парикмахерской «дедушка Шмидт» лихо отплясывает гопака с русалкой. Тут же прогуливаются прославленные летчики - Чкалов, Байдуков, Беляков. Девушка-парашютистка получает от почтальона загадочное письмо: «Во всех ты, девушка, нарядах хороша». А вот Дон Кихот задумался над содержанием письма: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?» Для изготовления костюма героя Сервантеса ребятам предлагали использовать ходули, чтобы быть повыше ростом.

В новогоднем хороводе кружились привычные нам красные розы, ромашки, лилии. Толпами гуляли «испанки», «украинцы», «китайцы». В чести были литературные персонажи: Тарас Бульба, Гулливер, Беликов (герой чеховского рассказа «Человек в футляре»). Довольно оригинальными в изготовлении были костюмы скворечника и свеклы. Представляете себе ходячий домик с крышей, а из круглого отверстия выглядывает голова ребенка в маске птицы… Каркас свеклы тоже был объемным. Делался он из прутьев и проволоки. Ребенок сидел внутри, а его головенка выглядывала из листьев корнеплода. Многие школьники надевали маски и полумаски различных животных, птиц, героев из басен Крылова, сказок Чуковского. Только ребятам приходилось их мастерить самим. Ведь в магазинах в то время торговали масками исключительно пьяниц и лодырей.

Людмила Кузменкина

Обычай украшать новогоднюю елку пришел к нам из Германии. Существует предание о том, что начало традиции украшать елку положил немецкий реформатор Мартин Лютер. В 1513 году, возвращаясь домой в канун Рождества, Лютер был очарован и восхищен красотой звезд, усыпавших небесный свод так густо, что казалось, будто и кроны деревьев искрятся звездочками. Дома он поставил на стол елочку и украсил ее свечами, а на верхушку водрузил звезду в память о звезде Вифлеемской, указавшей путь к пещере, где родился Иисус.

Известно также, что в XVI веке в Центральной Европе в рождественскую ночь было принято ставить на середине стола маленькое деревце бука, украшенное сваренными в меду маленькими яблочками, сливами, грушами и лесными орехами.

Во второй половине XVII столетия в немецких и швейцарских домах уже был распространен обычай дополнять украшение рождественской трапезы не только лиственным, но и хвойным деревом. Главное, чтобы оно было игрушечной величины. Сначала маленькие елочки подвешивались к потолку вместе с конфетами и яблочками, и лишь позже установился обычай наряжать в гостевой комнате одну большую елку.

В XVIII-XIX веках традиция украшения елки распространилась не только по всей Германии, но и появилась в Англии, Австрии, Чехии, Голландии, Дании. В Америке новогодние елки появились также благодаря немецким эмигрантам. Вначале елки украшали свечами, плодами и сладостями, позднее в обычай вошли игрушки из воска, ваты, картона, а потом и стекла.

В России традиция украшения новогодней елки появилась благодаря Петру I. Петр, еще в молодые годы гостивший на Рождество у своих немецких друзей, был приятно удивлен, увидев странное дерево: вроде бы ель, но на ней вместо шишек - яблоки и конфеты. Будущего царя это позабавило . Став царем, Петр I издал указ отмечать Новый год, как в просвещенной Европе.

В нем предписывалось: «...По большим и проезжим улицам знатным людям и у домов нарочитых духовного и мирского чина перед вороты учинить некоторые украшения от древ и ветвей сосновых и можжевеловых...».

После смерти Петра указ был подзабыт, а распространенным новогодним атрибутом елка стала лишь веком позже.

В 1817 году великий князь Николай Павлович женился на прусской принцессе Шарлотте, крещеной в православии под именем Александра. Принцесса убедила двор принять обычай украшать новогодний стол букетиками из еловых веток. В 1819 году Николай Павлович по настоянию супруги впервые поставил в Аничковом дворце новогоднюю елку, а в 1852 году в Санкт-Петербурге в помещении Екатерининского (ныне Московского) вокзала впервые была наряжена публичная рождественская елка.

В городах начался елочный ажиотаж: из Европы выписывали дорогие елочные украшения, в богатых домах устраивали детские новогодние утренники.

Образ рождественской елки хорошо вписался в христианскую религию. Елочные украшения, сладости и фрукты символизировали дары, принесенные маленькому Христу. А свечи напоминали освещение той обители, в которой останавливалось Святое семейство. К тому же на верхушку дерева всегда вешали украшение, которое символизировало Вифлеемскую звезду, взошедшую с рождением Иисуса и указавшую дорогу волхвам. В результате елка стала символом Рождества.

Во время Первой мировой войны император Николай II посчитал традицию украшения елки «вражеской» и категорически запретил ей следовать.

После революции запрет отменили. Первую общественную елку при советской власти устроили в Михайловском артиллерийском училище 31 декабря 1917 года в Петербурге.

С 1926 года украшение елки уже считалось преступлением: ЦК ВКП(б) назвал обычай устанавливать так называемую рождественскую ель антисоветским. В 1927 году на XV съезде партии Сталин заявил об ослаблении антирелигиозной работы среди населения. Началась антирелигиозная кампания. Партконференция 1929 года отменила «христианское» воскресение: страна перешла на «шестидневку», запрещено было празднование Рождества.

Считается, что реабилитация елки началась с небольшой заметки в газете «Правда», опубликованной 28 декабря 1935 года. Речь шла об инициативе организовать к Новому году детям хорошую елку. Подписал заметку второй секретарь ЦК компартии Украины Постышев. Сталин согласился.

В 1935 году был организован первый новогодний детский утренник с наряженной лесной красавицей. А в канун нового 1938 года в Колонном зале Дома союзов поставили огромную 15-метровую елку с 10 тысячами украшений и игрушек, ставшую с тех пор традиционной и называвшуюся позднее главной елкой страны. С 1976 года главной елкой стала считаться елка в Кремлевском Дворце съездов (с 1992 года - Государственный Кремлевский дворец). Вместо Рождества елку стали ставить на Новый год и назвали новогодней.

Сначала елки украшали по старинке конфетами и фруктами. Потом игрушки стали отражать эпоху: пионеры с горнами, лики членов Политбюро. Во время войны - пистолеты, десантники, собаки-санитары, Дед Мороз с автоматом. Им на смену пришли игрушечные автомобили, дирижабли с надписью «СССР», снежинки с серпом и молотом. При Хрущеве появились игрушечные трактора, початки кукурузы, хоккеисты. Затем - космонавты, спутники, персонажи русских сказок.

В наши дни появилось немало стилей украшения новогодней елки. Наиболее традиционный из них - украшение елки разноцветными игрушками из стекла, электрическими лампочками и мишурой. В прошлом столетии натуральные деревца начали заменять искусственными, некоторые из них весьма искусно имитировали живые ели и украшались обычным способом, другие были стилизованными, не требующими украшений. Возникла мода на оформление новогодних елок в определенном цвете - серебристом, золотистом, красном, синем, в моду прочно вошел минималистский стиль в оформлении елки. Неизменным атрибутом украшения елки остались лишь гирлянды из разноцветных огней, но и здесь на смену электрическим лампочкам уже приходят светодиоды.

Нет, в древнейшее почитание дерева — древа — в различных традициях и верованиях мы залезать не станем. Оно есть, наверно, во всех человеческих культурах, а выбор собственно дерева в различных обрядах зависит только от местных природных условий.

Следовательно, мы легко можем сделать вывод: традиция елки, откуда бы она ни взялась — история северная. Ну просто на юге ель не растет. Так что в евангельских текстах она тоже никак не упомянута. Напротив — поскольку Рождество стоит в календаре совсем рядом с днем зимнего солнцестояния, то ряд элементов праздника, как считается, заимствован из языческих празднеств древних германцев.

Ну да, вот слово и сказано. Из Германии пошла елочка — и давай шагать по свету.

Разумеется, сейчас на сайте возобновится спор сторонников рижской и таллиннской теорий. Я им не арбитр, пусть сами разбираются. Я же честно процитирую некоторые моменты, которые я обнаружила в книжке немецкого автора Бернда Бруннера (нет, по-немецки я не читаю, но ее как раз кстати под самый Новый год перевели).

Автор по-немецки аккуратен и дотошен — даже в издании карманного формата присутствует библиография на три страницы и отдельный список иллюстраций с указанием первоисточников. Где есть документ — честно сообщается, что он есть. А где его нет — что нет.

Поэтому информация о том, что елка, украшенная яблоками и пряниками, упоминается в связи с историей фрайбургского братства пекарей и датируется 1419 годом, автором сопровождена словом «якобы». Документов нет. (И между нами, упоминание пряников явно выдает заинтересованность пекарей. :)

Зато точно задокументирована информация не прямая, а, что называется, сопутствующая. В 1494 году страсбургский юрист — и по совместительству городской летописец — Себастьян Брандт осуждает обычай рубить на новый год елки. Из чего мы можем заключить, что обычай уже распространился широко, раз мог вызвать подобную озабоченность.

А в том же Фрайбурге в 1554 году рубка елей даже была официально запрещена. В Эльзасе подошли к вопросу чуть мягче — ввели ограничения: каждый гражданин имел право срубить и принести из лесу ель не выше восьми футов.

И все же самые ранние упоминания — это елки, установленные либо в соборах, либо в цеховых зданиях. Когда в точности обычай распространился на частные дома — с точностью сказать невозможно. Но похоже, о XVI веке уже можно говорить с уверенностью.

Еще один косвенный признак: известная песня «O Tannenbaum» («Елочка», собственно). Ее написал в начале XVII столетия представитель раннего барокко композитор Мельхиор Франк (хотя более известна поздняя обработка лейпцигского органиста Эрнста Аншютца, сделанная в 1824 году).

Встает вопрос: а чем тогда украшали елочку? Прежде всего вещами съедобными: орехи, яблоки, пряники. К слову, в музее-заповеднике Мураново я обнаружила любопытную выставку, посвященную рождественским традициям Эльзаса — так вот, для елки на ней научные сотрудники специально пекли и расписывали пряники сами.

Кроме того, елку украшали канителью (в то время — позолоченная или посеребренная медная проволока) и лентами. Делали звездочки из соломы (что, оказывается, символизировало еще и связь с яслями, в которых родился Христос).

На вершине елки устанавливали либо звезду (часто с хвостом, что символизировало ту путеводную, за которой шли волхвы), либо фигурку ангела. Такого самодельного ангелочка конца XIX века я обнаружила на выставке в Сергиевом Посаде.

Свечи… За ними тоже масса символики. Но еще и проблема пожаров. Доходило до попыток запретить прикреплять к елкам свечи монаршими указами. И огромным шагом на пути к безопасности стала вещь вроде бы для нас совершенно очевидная — прищепка-подсвечник, которая крепила свечу к ветке гораздо более надежно.

Однако мы все время говорим о «рождественской» елке. Но как на самом деле относилась к ней церковь?

А все было не так просто. У католицизма была принята совершенно иная традиция — рождественские вертепы, разыгрывание мистерий Рождества с яслями и волхвами. И поскольку географически елка — дерево более северных земель — совпала с распространением Реформации, то в южных, скорее католических районах Германии обычай осуждали как протестантский. Но и протестанты не всегда были за — евангелическая церковь, например, видела в новой традиции проявление язычества (хотя злые языки предполагали, что церковники просто боятся ущерба для своих лесных угодий).

Однако пора призадуматься над тем, как обычай вначале чисто немецкий распространился дальше по миру. И прежде всего — когда елка попала к нам в Россию.

Да, несомненно, нельзя обойтись без упоминания Петра I — именно он перенес начало года на 1 января, да к тому же приказал украшать снаружи дома зелеными ветками и устраивать фейерверки. Но вот в доме елочка впервые была установлена в 1817 году. И было это в личных покоях великого князя Николая Павловича (еще не императора и даже не наследника престола). Но инициатива принадлежала отнюдь не ему, а его молодой супруге, Александре Федоровне (урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская). Хотя на официальных портретах она нередко фигурирует в русском платье, на деле Александра Федоровна принесла с собой немало немецкого — стиль бидермайер, например. Ну и, как выясняется, елочку.

Забавно, но примерно то же самое случилось и в Англии — только со сменой гендерных ролей. Елка в королевском дворце в Лондоне датируется 1840 годом — то есть когда юная королева Виктория вышла замуж за Альберта Саксен-Кобург-Готского.

Однако влияли на распространение елки из центра Европы не только династические браки. Но и, к примеру, расширение морского судоходства. Надолго покидающие родину матросы старались брать с собой елочку, чтобы отпраздновать Рождество как положено. А на худой конец — наряжали что подвернется: хоть пальму, хоть даже кактус.

Привозили с собой традицию и немцы, перемещающиеся в другие страны. В США, например, первая документально зафиксированная елка была установлена в 1832 году в доме профессора Гарвардского университета Карла Фоллена (надо ли говорить, что профессор приехал из Германии?).

Между тем ассортимент елочных игрушек расширяется. И самое эффектное здесь — появление стеклянных шаров. С чем опять же связана легенда: якобы в Эльзасе как-то случился неурожай яблок, и местные стеклодувы изготовили вместо них красные шары. Ну, а потом появились и другие овощи-фрукты из стекла, а там и всевозможные фигурки.

Игрушки идеологизированные мы привычно связываем с возобновлением елки, в качестве уже не рождественской, а новогодней, в СССР в 30-х годах. И действительно — многие звезды, самолеты, солдаты и прочее дожили в домах до наших дней.

Выясняется, что советские идеологи были здесь не оригинальны. Еще во время франко-прусской войны (это 1870−1871 годы) рождественские елки устанавливали в немецких военных лагерях и лазаретах. При этом украшавшее их печенье делалось в виде Железного креста или имперского орла. А ко времени первой мировой войны появились стеклянные цеппелины, каски, самолеты, даже мины и гранаты.

Англичане при этом от елки не отказались, но стали украшать ее государственными флажками. А вот в Российской империи православная церковь, которая вообще-то елку не одобряла как проявление язычества, стала напоминать об этом своем неодобрении специальными текстами от Священного Синода.

Забавно при этом, что после революции в СССР елку стали изничтожать как раз как «поповский обычай».

Изничтожить не удалось, поэтому решили, как водится, возглавить. О знаменитой статье Постышева в «Правде» все и так помнят. Христианскую символику, понятно, заменили на советскую. А вифлеемскую звезду на макушке елки сменила красная пятиконечная. Говорят, были даже шары с портретами вождей — но мне таких видеть не доводилось.

Интересно, что примерно в то же время оторвать от елки религиозные корни постарались и в национал-социалистской Германии, обращаясь к «исконно германскому» неоязыческому мистицизму. А для украшения верхушки ели рекомендовали свастику.

Как бы то ни было, ель, будь то новогодняя или рождественская, к нашему времени широко распространилась по миру. А там у всех приложились свои обычаи — ну, там, мандарины, шампанское, салат оливье…

Короче, с Новым годом всех и удачи!

error: Content is protected !!