Беседа по предупреждению экстремальных видов развлечения. Профилактика зацепинга. Родителям это нужно знать. Что нельзя делать

Современная молодежь — это отдельное сообщество людей со своими интересами. Молодость — именно тот период нашей жизни, когда мы обретаем своё собственное Я, формируемся как личности и стремимся к успеху. В этом возрасте мы приобретаем ценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем. Современная молодёжь склонна ко всяким развлечениям. В последнее время становится всё более популярным среди подростков экстремальные виды развлечений. К ним относятся

    Руфинг

    Зацепинг

    Паркур;

    Стритрейсинг;

    Джампинг;

    Скалолазание.

    Сноубординг и горные лыжи.

    Маунтинбайк

    Скейтбординг

    Трюковой мотоспорт и многие другие

    Зацеперы — головная боль железнодорожников

    Такое явление, как зацепинг пришло в Россию с Запада с опозданием примерно на десятилетие. Правда, по количеству жертв среди приверженцев этого опасного и безрассудного увлечения Россия и другие страны СНГ уже успели догнать и перегнать Запад. Сегодня по этой причине погибает не меньше подростков и молодых людей, чем в предыдущие годы.

    Зачем люди занимаются зацепингом? Есть три основные причины, почему пассажиры занимаются зацепингом:

    Во-первых, зацепинг массово распространён в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов. Так, в среднем снаружи одного поезда в час пик там может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров.

    Во-вторых, зацеперы не платят за проезд, поэтому такой способ передвижения помогает им сэкономить.

    В-третьих, во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них — это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.

    Опасности зацепинга

    Зацепинг — крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.

    Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам:

    • падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава;

      столкновение с препятствиями по ходу движения (например платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);

      удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.

    Как в России наказывают за зацепинг?

    В России наказывают за зацепинг. Так, проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования — 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). Штрафы и предупреждения зацеперов никоим образом не сдерживают, как и тот факт, что в случае трагедии машинист поезда обязан доложить о случившемся и лично осмотреть место происшествия. Разорванные и окровавленные куски плоти — зрелище тяжелое даже для самой стабильной психики.

    На московских электричках зацеперы — не редкость. В погоне за адреналином молодые люди идут на все более рискованные трюки. К примеру, бежать по крыше движущегося поезда, перепрыгивать с вагона на вагон и зависать в воздухе, когда поезд поворачивает, держась одной рукой за кромку крыши. Сами они считают, что никакой опасности нет.

    Как бороться с этим, как предупредить смертельную опасность?

    Важно!

    Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.

    Зачастую сегодня ребята больше времени проводят дома, за компьютером. Поэтому когда выходят на улицу, то оказываются неподготовленными ко многим рискам, соблазнам. С одной стороны, такие занятия, как паркур, прыжки на верёвке, воспитывают ловкость и другие спортивные качества. С другой - иногда цена за это слишком высока. Если есть тяга к экстриму и острым ощущениям, её можно реализовать. Почему бы и нет? Но нужно объяснить детям, что сначала надо по возможности обезопасить себя, направить в положительную сторону свой порыв. Например, всем тем же трюкам можно научиться под присмотром инструктора.

    Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного, это абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Важно предупредить и не допустить!

    Ещё один прекрасный способ самоутвердиться - участие в школьном самоуправлении, различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, занятие спортом в секциях. Многие кружки и секции стоят денег, но родители должны отдавать себе отчёт в том, что это не только вложения в развитие своего ребёнка, но и защита его жизни и здоровья. Не важно, что он при этом выберет — футбол или восточные единоборства, скалолазание или паркур. Важно, что на таких занятиях, в отличие от рискованной самодеятельности, дети не только приобретают желанный экстремальный опыт, но и делают это под контролем профессионального инструктора, отвечающего за их безопасность. Но, даже если удалось найти для чада точку приложения сил, это не значит, что теперь родители могут отойти в сторону и умыть руки. Ведь в первую очередь ребёнок нуждается в любви, понимании, поддержке и доверии родителей. Разговаривайте с ним о его жизни и чувствах, делитесь своими подростковыми историями, среди которых наверняка были свои опасные приключения. Помогите ему почувст-вовать, что он любим и ценен для вас и что его родным будет больно, если с ним что-то случится. Тогда он скорее прислушается к вашим советам и предостережениям.

    Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди молодежи

К экстремальному поведению относятся поездки снаружи метро, электричек и поездов, неформальные передвижения по высотным точкам зданий, исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и другие.

Перечисленные формы опасны и требуют особого внимания со стороны как исследователей, так и практиков (педагогов, психологов, сотрудников социальных и образовательных учреждений) и родителей

Экстремальные формы поведения подростков: зацепинг, трейнсерфинг.

Подростковый возраст требует романтики и героизма и еще он требует моральных правил, на которые мог бы ориентироваться, которые мог бы выполнять и против которых мог бы бунтовать. И на этом фоне активно и целенаправленно действуют различные группировки. Все они предлагают то, в чем нуждаются подростки: какую-то идею, которая кажется ему высшей, внутригрупповую мораль, которая берет на себя функции нравственного закона, организацию, принадлежность к которой в этом возрасте удовлетворяет базальную потребность в защите значительно выше, чем какая-нибудь случайная группа, возможность внутри группы реализовать потребность в интимно-личностном общении и стремление к длительным эмоциональным контактам (иметь друзей), возможность к самореализации и самоутверждению путем выполнения значимых для группы действий, наличием жесткой иерархии, позволяющей члену группы чувствовать себя защищенным и свободным от ответственности за себя и свои поступки.

Итак, одной из базовых потребностей подросткового возраста является стремление группироваться со сверстниками для общения и совместной деятельности. Удовлетворяя ее, подростки объединяются в неформальные группы, принадлежность к которым - практически обязательный элемент процесса социализации в этом возрасте. Именно входя в ту или иную группу сверстников, подросток имеет возможность осваивать модели межличностного общения, «примерять» на себя разнообразные социальные роли.

Для подросткового возраста также характерна так называемая реакция эмансипации. Коротко этот феномен можно охарактеризовать как мощное стремление к автономности, отдалению от семьи и взрослых, к избавлению от опеки. Подобную свободу или ее иллюзию дает улица .

На первом плане среди референтно значимых людей всегда оказываются сверстники, друзья, подруги, а родители часто занимают самое последнее место, даже после учителей. Эта обычная возрастная тенденция перерастает в серьезную проблему для тех детей, которые не имеют нормальных семейных отношений и заботливых родителей.

Поэтому практически все безнадзорные дети и подростки входят в состав асоциальных и антисоциальных групп. Это связано в первую очередь с тем, что для подростка «группы риска» неформальная среда общения очень часто является единственной сферой социализации. Нередко, имея сложные взаимоотношения в семье, не посещая учебное и какое-либо досуговое учреждение, подросток вынужден примыкать к тому или иному объединению, автоматически принимая систему его норм и ценностей, которая не всегда оказывается социально положительной.

Кроме этого, среди причин, способствующих участию подростков в неформальных группах, прежде всего, необходимо отметить неблагополучие в семейных отношениях, плохую организацию досуга, разочарование в идеалах взрослых, социальную несправедливость. Также причины участия подростков в неформальных молодежных объединениях кроются в низкой успеваемости и отчужденности от классного коллектива, в потребности в эмоциональной разрядке, в недостатке внимания к подросткам в семьях, в безнадзорности, вызывающей чувство одиночества и беззащитности.

. Современный экстремальный досуг несовершеннолетних.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь,

Подросток начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь. Этот процесс нередко проявляется в форме девиантного (экстремального ) поведения.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

  • занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми, организовать совместную деятельность;
  • слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;
  • неэффективность досуговой системы;
  • бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (Рубцова, 2013).

Экстремальное поведение поведение подростка может иметь формы зацепинга или трейнсерфинга.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами. Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи. В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными правилами этики, языком общения.

Многочисленные группы трейнсёрферов общаются в Интернете, создают сообщества (ВКонтакте несколько десятков групп зацеперов по различным направлениям следования поездов российской железной дороги; там же обсуждают модели поездов, время и место сбора зацеперов, участники предупреждают друг друга о дежурящих на станциях полицейских или антизацеперах, а также делятся видео своих удачных «зацепов»; здесь же выкладывают видео и фото несчастных случаев с циничными комментариями о том, что гибнут только «непрофессионалы», происходит «естественный отбор»).

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

  • получение удовольствия от скорости и процесса езды;
  • расширенный обзор окружающей местности;
  • возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;
  • возможность сэкономить на оплате проезда;
  • возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;
  • возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);
  • повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);
  • по мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.
«Зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».
Логика поведения зацеперов, руферов и им подобных очень напоминает логику наркоманов, которые утверждают, что «умирают от наркотиков лишь дураки», а они умные, и ни в коем случае не погибнут. Зацеперы, руферы - это люди, которые как правило не получают должного признания в семье, учебе, в коллективе сверстников и в результате уходят на сторону саморазрушения.

В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года. В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов), приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек. А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет.

Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга.

Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли 16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

То есть цифры говорят сами за себя. Ежедневно в Центральной России на железной дороге гибнет три-четыре человека, ещё два-три получают травмы, в основном - тяжёлые. И практически каждую неделю гибнет несовершеннолетний.

Наиболее частыми причинами несчастных случаев являются:

  • потеря равновесия и падение с поезда во время движения. Как правило это происходит в результате проезда в нетрезвом состоянии или плохом самочувствии с последующим отпусканием рук, пренебрежения правилом трёх опор при проезде и перемещении по поезду, проезда в неудобном и неустойчивом положении, использования ненадёжных конструкций в качестве точки опоры или для держания, проделывания трюков во время движения, проезда на поезде при отсутствии позволяющих держаться руками конструкций, обрыва конструкций поезда из-за подпила, ржавчины или усталости металла, а также соскальзывания с поезда в результате обледенения поручней и корпуса вагона или от резкого рывка вагона или сильного ветра при нахождении трейнсёрфера на скользкой неровной поверхности и отсутствии возможности закрепления и удержания на вагоне;
  • поражение электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприемнику, тормозным резистором и токоведущим высоковольтным шинам на крыше электроподвижного состава, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам;
  • столкновение с препятствиями по ходу движения (например, платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей) при проезде за габаритом подвижного состава сбоку или на крыше;
  • падение на рельсовый путь под колёса в результате неудачного запрыгивания или схода на ходу на боковую подножку, спереди или между вагонами. Например, несчастные случаи такого рода нередко происходят при запрыгивании на ходу на подножки товарных вагонов. Падение и травмирование тела в результате запрыгивания на поезд или спрыгивания с поезда на большой скорости на ходу.

Таким образом, самое опасное развлечение на железной дороге - это зацепинг!

Родителям необходимо:

  • вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;
  • обучать детей правилам безопасности на железной дороге;
  • предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и т.д.;
  • обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам

поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

Тезаурус

Бекрайдинг - зацепинг с задней стороны хвостового вагона. Самая распространённая и безопасная разновидность. Перед самым стартом зацепер залезает либо запрыгивает сзади на сцепку, фару, буфер или на подножку (вариантов куча), и держится за выступы и ручки.

Битвинвагонрайдинг - езда между вагонами поезда, развитие бэксайд зацепинга. Также на сленге трейнсёрферов межвагонье именуется как «МВ», «битвин», «промежка».

Бортвагонрайдинг - проезд снаружи электрички (с боку).

Зацеперы - любители езды на крыше поезда.

Руфрайдинг - проезд на крыше поезда.

Трейнсёрфинг (от английского train surfing - наружная езда) - способ передвижения, проезд на автосцепных устройствах, на крыше или на межвагонных буферах пассажирских поездов.

Фронтрайдинг - проезд на автосцепке находящейся спереди поезда.

Фрустрация (от лат. frnstratio - обман, тщетное ожидание, расстройство, неудача) - психическое состояние, возникающее вследствие реальной или воображаемой помехи, препятствия достижению цели. Проявляется в ощущениях гнетущего напряжения, тревоги, отчаяния, гнева, чувстве безысходности и др. Одной из защитных реакций при фрустрации является агрессивность ребенка.

Зачастую причиной описанных состояний являются унижения и оскорбления со стороны родителей, учителей. Фрустрация - это и психическое состояние нарастающего внутреннего напряжения, возникает при наличии реальных или мнимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности, желания. Состояние Ф. может сопровождаться разочарованием, тревожностью, чувством безысходности и отчаяния, агрессией и другими отрицательными переживаниями.

Методические рекомендации по профилактике зацепинга среди несовершеннолетних отражают современные представления о таких экстремальных развлечениях несовершеннолетних как зацепинг, трейнсерфинг. В них рассматриваются проблемы личностного становления несовершеннолетних группы риска и возможные пути их решения.

Зацепинг, или трейнсерфинг (от англ. Train surfing), - езда на крыше транспортных составов (электрички, метро, автобуса), между или под вагонами.

Зацепинг - это социально опасное явление, схожее с мелким хулиганством, одно из проявлений девиантного поведения молодежи.

В современных условиях зацепинг влияет на процесс социализации, формирование «Образа Я» достаточно большого числа молодежи.

Зацепинг - это молодежное увлечение со своими традициями, негласными

правилами этики, языком общения. В России выраженный рост «зацеперства» произошел летом 2010 года.

В это время сформировалось организованное движения трейнсёрферов (зацеперов),

приверженцы которого создали сайты в сети Интернет, для обмена информации о трейнсёрфинге (зацепинге) и его пропаганде. В дальнейшем организованными группами зацеперов была проведена пропаганда проезда на крыше и снаружи поездов большими группами. Произошедший в связи с этим рост связанных с зацепингом несчастных случаев и рост публикаций в печати и на телевидении привели к широкой известности данного явления и к тому, что в России оно приняло массовый характер. Только в Москве и Московской области, по оценкам экспертов, число зацеперов составляет до 20 тысяч человек.

А статистика гибели зацеперов с каждым годом возрастатет. Особую тревогу вызывает рост числа травмирования несовершеннолетних и малолетних. В 2012 году только в Москве и Московской области пострадали 69 несовершеннолетних, 41 человек из них погиб. 2013 год отметился ростом детского травматизма: только в январе-феврале зарегистрировано уже 10 подобных случаев, семь детей и подростков погибли. Для сравнения: за январь-февраль 2012 года было зарегистрировано четыре подобных факта. В 2015 году почти каждый второй, а в 2016 году каждый третий травмированный на железной дороге в Центральном федеральном округе подросток - это упавший с подвижного состава в результате зацепинга. Опасное увлечение ежегодно приводит к гибели на железных дорогах страны десятков несовершеннолетних (в Центральной России за 2015 год погибли

16 несовершеннолетних, в 2016-м - 9).

На основе вышеприведенного анализа особенностей социальных групп подростков с девиантной ориентацией выводится важный методологический принцип.

Во-первых, подростки, склонные к девиантному поведению, обладают личностными и индивидуальными особенностями, которые детерминируют проявление девиаций в их поведении и группирование в объединения подростков со схожими особенностями.

Во-вторых, группы удовлетворяют потребности подростков, склонных к девиантному поведению, в общении, проведении свободного времени,m самоутверждении. Далее, в силу повышенного конформизма группы подростков с девиантной ориентацией становятся более жестко структурированы и закрыты для окружения, что приводит к замыканию подростков, склонных к девиантному поведению, в рамках антисоциальной среды.

И наконец, нахождение в девиантной среде ведет к деформации личности подростка, которая проявляется в еще большем разрыве межличностных связей с позитивным окружением, а также к развитию ориентации личности на девиантное поведение.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в социальную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, к успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Подростки становятся более дифференцированными и стойкими.

Поведенческие и характерологические особенности подростков:

Направление своей активности и энергии на благо (в ущерб) себе или окружающим;

Низкая (завышенная) самооценка, размытость границ личности, трудности в осознании и проявлении своих чувств, искаженность ценностных ориентаций и нравственных понятий.

Экстремальное поведение подростков имеет ряд причин:

- занятость родителей и неумение наладить контакты со своими детьми,организовать совместную деятельность;

- слабая организация сети клубов, кружков, спортивных секций, отсутствие заботы о вовлечении и закреплении в них подростков;

- неэффективность досуговой системы;

- бесконтрольное развитие референтных групп: зацеперов, руферов, диггеров и т.д., которые объединяются в сообщества, используя Интернет, и пополняют свои ряды несовершеннолетними экстремалами. В основном эти группы формируются из несовершеннолетних, состоящих на учете в комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

Сами молодые люди, согласно опросам и мнениям на форуме, рассматривают зацепинг как возможность доказать окружающим, что они могут сделать больше, чем простые люди (пройти путь героя), найти новые ощущения в одном из экстремальных видов спорта (называя его «экстримом для бедных»).

По их мнению зацепинг обеспечивает:

Получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, на одиночном локомотиве, на пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т. д.);

Повышение общей мобильности при перемещении по поезду (то есть возможность попасть в вагон с внешней стороны тогда, когда в него сложно попасть через двери, например, из-за сильной переполненности поезда, наличия закрытых дверей в межвагонных переходах и т. д.) и возможность проникнуть в вагон или из него нестандартными способами (через окно, межвагонную резину и т.д.);

По мнению ряда трейнсёрферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Стремление подростков самовыражаться в процессе жизнедеятельности любым, в том числе необычным способом, а также тяга к риску и адреналину - это нормально для подросткового возраста.

Объяснение данному феномену можно найти в том, что «зацеперы» - это молодые люди, которым хотелось бы реализовать свою тягу к риску, но по разным причинам у них нет возможности заниматься экстремальными видами спорта, поэтому они выбирают доступные для них способы: кто-то лезет без страховки на самую высокую башню Нью-Йорка или Останкинскую башню, а кто-то прыгает с вагона на вагон движущегося поезда. Психиатр-криминалист Михаил Виноградов отмечает: «Подростки учатся в основном на американских фильмах, где крутым считается тот, кто рискует жизнью. В таком возрасте не хватает положительных эмоций, нужен адреналин. Экстремалы получают удовольствие при превышении порога, им нужно возбуждение, и ради кайфа готовы рискнуть жизнью».

В профилактике экстремального поведения несовершеннолетних должны принимать участие как педагоги, так и родители подростков. Предотвратить развитие экстремального поведения в подростковой среде возможно с помощью превентивных мер воздействия, формируя правовое сознание несовершеннолетних.

Педагогам необходимо:

Проводить профилактические беседы с несовершеннолетними о последствиях зацепинга и о реальных опасностях экстремальных увлечений в целом;

Осуществлять просвещение родителей (о возрастных особенностях подростков, молодежи, роли семьи и семейного воспитания, формах подросткового

досуга);

Использовать в процессе информационного просвещения подростков наглядные материалы (создание архива печатных, видео- и фото- материалов по профилактике детского травматизма на объектах транспорта, метро и т.д.);

Осуществлять совместную профилактическую работу с сотрудниками МВД России на транспорте;

Организовывать беседы, лекции, открытые уроки в школах и детских летних лагерях с показом фильмов по правилам нахождения граждан на железнодорожных путях;

В образовательной деятельности использовать превентивные программы, имеющие ясные теоретические основания самого явления зацепинга, подкрепленные эмпирическими данными;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие формированию безопасного поведения;

Разрабатывать и реализовывать профилактические программы и проекты, способствующие вовлечение несовершеннолетних в социально значимые проекты;

Способствовать приобретению несовершеннолетними социального опыта профориентации, связанной с деятельностью железной дороги;

Способствовать созданию волонтерских отрядов из участников неформальных

объединений;

Организовывать досуг несовершеннолетних, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия, квесты, игротренинги, семейные игры и т.д.

Родителям необходимо:

Вести беседы со своими детьми о реальных опасностях и последствиях экстремальных увлечений в целом и зацепинге в частности;

Обучать детей правилам безопасности на железной дороге;

Предлагать своим детям «здоровую альтернативу»: включать их в спортивные, общественные мероприятия и тд.;

Обеспечивать организацию досуга своих детей, в котором будет делаться акцент на интерактивные занятия и игротренинги.

Что нельзя делать?

По отношению к подростку использование только запрещающих мер воздействия бесполезно! Так как специфика возраста приведет к внутреннему протесту и возрастанию еще большего интереса к экстремальным формам поведения.

Вывод один - всегда искать альтернативу.

В целях активизации профилактической работы в данном направлении

необходимо:

Повысить уровень взаимодействия с общественными формированиями, занимающимися проблемами подростков, и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в целях улучшения оперативной осведомленности о несовершеннолетних правонарушителях, относящих себя к неформальным группам «зацепинга»;

Активизировать работу по организации целенаправленных профилактических мероприятий на наиболее криминогенных и травмоопасных участках обслуживания;

Проводить совместные межведомственные оперативно-профилактические

мероприятия, направленные на своевременное выявление и пресечение фактов

зацепинга.

Основные приемы работы:

Выявление мест проведения досуга молодежи, находящихся рядом с железной дорогой, информирование о них сотрудников полиции; пресечение фактов нахождения несовершеннолетних на железнодорожных перегонах, так как хождение по железнодорожным путям является основной причиной травматизма (особенно если подростки в наушниках или в капюшоне);

Своевременное пресечение зацепинга при попытке гражданина забраться на железнодорожный состав при подъезде (или при спрыгивании с состава) на перроне железнодорожной станции;

При выявлении взрослых лиц, занимающихся зацепингом или вовлекающих несовершеннолетних в эти группы необходимо провести разъяснительную профилактическую работу, направленную на возникновение психологического фактора «вины» у взрослого лица за возможную смерть несовершеннолетнего и прекращение данного вида деятельности;

Проведение разъяснительных работ в образовательных и социальных учреждениях, акций на улицах;

При выявлении подростков, причисляющих себя к зацеперам в ходе беседы или тестирования необходимо провести профилактическую работу, направленную на формирование здоровой жизненной позиции и прекращение данного занятия;

При выявлении подростка, занимающегося зацепингом в ходе совместного рейда с сотрудниками полиции и при привлечении данного подростка к административной ответственности необходимо провести с ним и его семьей психологическую и социальную работу, а также вовлечь данного подростка в общественно полезную жизнь по месту жительства и учебы.

Одним из главных условий повышения эффективности профилактической работы

является деятельность, в задачи которой входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей.

Одной из главных характеристик подросткового возраста является вхождение в общественную жизнь, появление новых обязанностей, активное стремление к самореализации, успехам в конкретном виде деятельности. У подростка происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов и формирование его личности, в результате чего его интересы меняются. Занятость родителей и неумение налаживать контакты со своими детьми, организовывать совместный досуг в дальнейшем приводит к большим проблемам в семье и за ее пределами.


В эпоху демократических и экономических преобразований, которые привели к коренным изменениям в сознании людей, особенно трудно приходится подросткам, которые в силу возрастных особенностей отличаются личностной нестабильностью и противоречивостью. Для подросткового возраста характерно стремление отстаивать свое право на индивидуальность и уникальность, при этом одновременно быть «ни на кого не похожим» и «быть как все». Отклоняющееся поведение подростков извечная проблема педагогики.


В силу сложности и противоречивости особенностей растущих людей, внутренних и внешних условий их развития могут возникать ситуации, которые нарушают нормальный ход личностного становления. Они, в свою очередь, создают объективные предпосылки для возникновения и проявления экстремального поведения у подростков: поездок снаружи поездов, неформальных передвижений по высотным точкам зданий, исследований искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях и т.д.


Что объединяет эти проявления, кроме опасности? Это, конечно, погоня за адреналином. Запрещать данные действия бесполезно, запреты вызывают только больший интерес. Вывод один - надо искать альтернативу.


Виды современного экстремального досуга несовершеннолетних:


Зацепинг (трейнсерфинг) - относительно новое экстремальное увлечение несовершеннолетних, пришедшее с Запада, которое сегодня превратилось в серьезную проблему для железной дороги.


«Зацеперы» цепляются снаружи за выступающие части поездов (различные поручни, лестницы, подножки и другие конструктивные элементы вагона или локомотива), устраиваются на сцепках между вагонами или даже забираются на крышу, и, таким образом, проезжают несколько станций. В год на железных дорогах страны гибнет несколько сотен подростков.


В результате мониторинга социальных сетей в интернете, можно отметить, что зацепинг обычно рассматривается практикующими его пассажирами либо как экстремальное развлечение, либо как свободный способ езды при поездке на поезде куда-либо, обладающий, по их мнению, рядом преимуществ по сравнению с ездой в вагоне:


- получение удовольствия от скорости и процесса езды;

Расширенный обзор окружающей местности;

Возможность проехать с относительным комфортом при переполненности вагона;

Возможность сэкономить на оплате проезда;

Возможность осуществлять посадку и высадку на ходу поезда при движении с небольшой скоростью, что позволяет успеть на отправляющийся поезд или покинуть его до полной остановки;

Возможность осуществлять проезд на поезде, не осуществляющем перевозку пассажиров (на товарном, почтовом или служебном поезде, одиночном локомотиве, пассажирском поезде, совершающем служебный рейс и т.д.).

По мнению ряда трейнсерферов, навык проезда снаружи поездов способствует развитию общей физической и ментальной подготовки и может сыграть роль при спасении в экстренной ситуации.

Полицейские регулярно проводят рейды на станциях, но зацепинг становится только популярнее. Нарушителю грозит лишь небольшой штраф - всего сто рублей. Многие воспринимают это как плату за экстремальный способ проезда.

Так, только за 2012 год на территории Московского транспортного узла травмировано 12 несовершеннолетних москвичей и 29 подростков - жителей Московской области, со смертельным исходом: 7 жителей Москвы и 22 - Московской области.

Руфинг (от англ. roof - крыша, крышелаз) - передвижение по высотным точкам зданий. Несовершеннолетние становятся руферами по разным причинам: интерес к панораме верхнего обзора, возможность отдохнуть от суеты, чувство свободы и прочее, этот вид экстрима руферы считают самым романтичным.

Бейскламберы (от англ. clamber - карабкаться, цепляться, взбираться, трудный подъем) поднимаются на вышки без страховки, при том чем выше они забираются, тем больше получают адреналина. Заброшенная вышка в Электростали высотой215 метров считается самой культовой. Одни ищут вверху адреналин, другие - избавление от страха высоты, третьи - романтичную панораму сверху.

Не меньшая опасность угрожает бейсджамперам (от англ. jump - прыгать). Они прыгают с высоты со специальным парашютом.

Среди столичных подростков популярен паркур. Его фанаты используют такие основные факторы, как сила и ее правильное приложение. Используя свое тело, по их мнению, надо уметь как можно быстрей оказаться в определенном месте. При этом они руководствуются принципом «нет границ, есть лишь препятствия, которые можно преодолеть». Один парень написал на форуме: «Если я умру за паркур, то буду знать - прожил жизнь не зря, не умер за креслом компа, а погиб в полете».

Диггерство (от англ. digger - копатель) - исследование искусственных подземных сооружений в познавательных либо развлекательных целях. Очень часто диггерство сопряжено с разного рода опасностями, поэтому оно считается увлечением в основном мужской части несовершеннолетних, однако девушки тоже нередкие гости подземелий. Диггеров интересуют практически все подземные сооружения - бомбоубежища (как заброшенные, так и функционирующие), подвалы, подземные реки и коммуникации, старые шахты, тоннели метро и метрострой. Особый интерес диггеры проявляют к старинным сооружениям и их устройству, хотя проникновение на такие закрытые объекты преследуется по закону.

Среди столичной молодежи насчитывается множество поклонников индустриального туризма, так называемых сталкеров (от англ. stalker - упорный исследователь, охотник, ловчий) . Это любители подвергать себя огромному риску в различных подземельях, заброшенных бомбоубежищах и других опасных местах.

Проблема «экстремалов» пришла к нам с Запада. И это не только проблема подростковой психики, которая рвется к выплеску эмоций. Это проблема социальная.

С подростками работают различные организации. Ими занимаются комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, социально-реабилитационные, центры, культурно-досуговые учреждения, но эта работа не в полной мере и не всегда дает положительный результат. Одним из условий повышения эффективности профилактической работы является деятельность, в которую входит формирование позитивных индивидуальных интересов личности подростка и позитивное эмоциональное развитие с учетом его потребностей - а это, в первую очередь, задача родителей.

По материалам Комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав Головинского района (с использованием материалов ГЦ "Дети улиц")

Современная молодежь - это отдельное сообщество людей со своими интересами. Молодость - именно тот период нашей жизни, когда мы обретаем своё собственное Я, формируемся как личности и стремимся к успеху. В этом возрасте мы приобретаем ценный опыт, который обязательно пригодится нам в будущем. Современная молодёжь склонна ко всяким развлечениям. В последнее время становится всё более популярным среди подростков экстремальные виды развлечений. К ним относятся

    Руфинг

    Зацепинг

    Паркур;

    Стритрейсинг;

    Джампинг;

    Скалолазание.

    Сноубординг и горные лыжи.

    Маунтинбайк

    Скейтбординг

    Трюковой мотоспорт

Конечно, этим списком не ограничивается всё огромное разнообразие экстремальных видов.

Остановимся более подробно на руфинге и зацепинге.

Кто такие руферы? Руфинг является относительно новым видом экстремального отдыха, который стал очень популярным среди молодежи . Руфинг (от англ. roof – крыша, кровля) – это экстремальный вид путешествий, суть которого заключается в прогулках по крышам городских высоток. Но надо понимать, что руфинг – не просто лазание по крышам, а это поиск хорошей «картинки», радующей глаз своими размахом и красотой. Обычно руферы выходят на прогулки вечером, на закате, что легко объяснить тем, что заход солнца с высоты птичьего полёта – зрелище впечатляющее. Почему же людей тянет на крышу? Прежде всего, крыша – это, конечно же, высота, которая дарит массу эмоций, в том числе скачок адреналина (ведь проникновение на крышу не совсем законно). Кроме того, крыша – это возможность увидеть привычный мир под новым ракурсом, поразмышлять над жизнью с другим подходом. Руфинг уже стал разделяться на виды, с учётом цели путешествий «под звёздами».

Экстремальный руфинг является самым опасным, так как включает в себя не только лазанье по водосточным трубам, пожарным лестницам и различным уступам с целью покорить запрещенную крышу, но и стойки на руках , находясь у самого края, прыжки с пожарной лестницы на водосточную трубу и так далее.

Самый безопасный вид - тихий руфинг . Когда подъем по крышам осуществляется с помощью обычных лестниц, люков и чердаков. Основной целью таких прогулок является получение эстетического наслаждения от обзора городских пейзажей с высоты, фотографирование или рисование вида с крыши .

Арт-руфингом называют попадание на крышу для организации различных вечеринок или тусовок. Во время такого отдыха в основном рисуют граффити , поют песни под гитару или проводят литературные чтения . В целом такие массовые мероприятия можно квалифицировать как мелкое хулиганство и нарушение общественного порядка.

Стоит также рассказать о самом известном руфере в странах СНГ. Зовут его Виталий Раскалов . Родом он из Украины, но живет в Москве. За пару лет Виталий и его друзья успели облазить огромное количество крыш и покорить множество высотных сооружений. Среди самых ярких мест можно отметить звезду на здании МГУ в Москве (высота 240 метров), крышу Львовского национального академического театра оперы и балета имени С. А. Крушельницкой, пилоны моста через бухту Золотой Рог во Владивостоке (высота 350 метров), крышу офиса Вконтакте и множество других.

И в нашем городе есть подростки, которые посещают крыши домов- многоэтажек и других высотных сооружений. По информации одного из республиканских СМИ МВД Мордовии комментируют это явление так: «Вообще, по сути, никаких противозаконных действий те, кто лазают по крышам, не делают. Если бы, например, они жгли там костер, то их можно было бы привлечь к ответственности. Но в самом лазанье по крышам никакого правонарушения не усматривается. В случае, если в полицию поступит обращение о том, что кто-то ходит по крышам, сотрудники должны среагировать и выехать на место, но, поскольку правонарушения в этом нет, наказания они не получат. Ключи от дверей чердаков, по идее, должны находиться у домкома или у кого-то из жильцов, и доступ туда могут иметь только аварийные службы».

Один из руферов нашего города Филипп Басков комментирует свое увлечение так: "В большинстве случаев наша жизнь скучна и однообразна. - это способ внести в нашу жизнь красок, и яркий тому пример - это руфинг. Я был на многих крышах Саранска, около 20. Самая большая точка, на которую я забирался, это крыша комплекса «Онегин». В большинстве случаев крыши чердаков в нашем городе открыты, поэтому особой сложности в том, чтобы забраться туда, нет. Руфинг - это средство самовыражения. В этом есть особый шарм. Взобраться на крышу, посмотреть на город с высоты птичьего полета, послушать шум города - все это очень интересно".

Отдельно стоит поговорить о том, что руфинг имеет ряд опасных факторов , о которых нужно всегда помнить:

    аварийное состояние крыш с незакрепленными металлическими листами;

    сломанные или ненадежно закрепленные перила и пожарные лестницы;

    наличие тросов от антенн;

    наледь;

    неподходящая скользкая обувь;

    потеря равновесия или боязнь высоты.

Руферы не пользуются страховкой - это считается "не круто". Важный элемент руфинга - соперничество: кто залезет выше и кто сможет попасть на более охраняемый объект. Неудивительно, что у руферов случаются и травмы, и летальные исходы. В апреле прошлого года в подмосковном Балаково с пятиэтажки сорвался 12-летний школьник, решивший подражать более взрослым руферам. В Саратове руфер упал с моста прямо в Волгу. А в июне в Москве 18-летний студент Алексей Подчуфаров рухнул с крыши Главпочтамта, стекло которой треснуло под его весом. Средь бела дня Алексей упал в операционный зал, полный клиентов.Все эти случаи закончились смертью экстремалов. И таких случаев не мало.

Руфинг - безусловно, общественно опасен, и за него надо наказывать. Руферы рискуют не только своим жизнями - они же все это выкладывают в интернет, подают пример другим, а люди, как правило, специальной подготовки не имеют.

По мнению юристов, руферам можно инкриминировать статью 20.17 кодекса об административных правонарушениях - "Нарушение пропускного режима охраняемого объекта". Впрочем, статья подразумевает штраф от 300 до 500 рублей - вряд ли хулиганов можно этим напугать. Более серьезные статьи есть в Уголовном кодексе, "Хулиганство", "Незаконное проникновение" и "Повреждение чужого имущества",впрочем, ни юристам, ни самим руферам случаи, когда кто-то из них пострадал больше, чем на 500 рублей, неизвестны.

То, что это не кино и не игра, молодые люди, кажется, не очень осознают. Видимо, не принимают они во внимание и то, какие чувства может вызывать их увлечение у родителей и других близких людей.

Зацеперы - головная боль железнодорожников

Такое явление, как зацепинг пришло в Россию с Запада с опозданием примерно на десятилетие. Правда, по количеству жертв среди приверженцев этого опасного и безрассудного увлечения Россия и другие страны СНГ уже успели догнать и перегнать Запад. Сегодня по этой причине погибает не меньше подростков и молодых людей, чем в предыдущие годы.

Зачем люди занимаются зацепингом? Есть три основные причины, почему пассажиры занимаются зацепингом:

Во-первых, зацепинг массово распространён в некоторых странах Юго-Восточной Азии и Африки, где данный способ передвижения нередко может являться вынужденной мерой из-за крайнего переполнения поездов. Так, в среднем снаружи одного поезда в час пик там может проезжать от нескольких десятков до нескольких сотен пассажиров.

Во-вторых, зацеперы не платят за проезд, поэтому такой способ передвижения помогает им сэкономить.

В-третьих, во всём мире зацепинг стал популярным молодёжным увлечением. Только лишь в Москве и Московской области количество пассажиров, практикующих проезд снаружи железнодорожного подвижного состава, превышает 20 тысяч человек. Многие зацеперы общаются между собой в социальных сетях и собираются небольшими группами для осуществления совместных поездок. Зацепинг для них - это поиск единомышленников, который также любят пощекотать себе нервы.

Опасности зацепинга

Зацепинг - крайне опасный способ передвижения. Нередко он становится причиной несчастных случаев. Так, в 2015 году в Москве пострадали 17 подростков, 9 из которых погибли.

Несчастные случаи при зацепинге происходят по следующим причинам:

    падение с поезда во время движения, в том числе под рельсы идущего состава;

    столкновение с препятствиями по ходу движения (например платформами, светофорными столбами, мостами, порталами тоннелей);

    удар электрическим током при проезде на электрифицированных линиях или при попытке запрыгнуть на крышу поезда с моста, в результате прикосновения или слишком близкого приближения к контактной сети, токоприёмнику, тормозным резисторам и токоведущим высоковольтным шинам, а также получение тепловых ожогов при прикосновении к нагретым тормозным резисторам.

Как в России наказывают за зацепинг?

В России наказывают за зацепинг. Так, проезд снаружи поездов на железных дорогах общего пользования наказывается штрафом в размере 100 рублей (статья 11.17 пункт 1 КоАП РФ), проезд снаружи трамваев и безрельсового транспорта на дорогах общего пользования - 500 рублей (статья 12.29 пункт 1 КоАП РФ). Штрафы и предупреждения зацеперов никоим образом не сдерживают, как и тот факт, что в случае трагедии машинист поезда обязан доложить о случившемся и лично осмотреть место происшествия. Разорванные и окровавленные куски плоти - зрелище тяжелое даже для самой стабильной психики.

На московских электричках зацеперы - не редкость. В погоне за адреналином молодые люди идут на все более рискованные трюки. К примеру, бежать по крыше движущегося поезда, перепрыгивать с вагона на вагон и зависать в воздухе, когда поезд поворачивает, держась одной рукой за кромку крыши. Сами они считают, что никакой опасности нет.

Как бороться с этим, как предупредить смертельную опасность?

Важно!

Чтобы социализация проходила не на улице, в сомнительных компаниях и рискованных увлечениях, детям обязательно нужно предложить альтернативу, где подросток может получить и признание своих заслуг, и ту же самую «славу», и проявить свои лидерские качества, не подвергая опасности свои жизнь и здоровье.

Зачастую сегодня ребята больше времени проводят дома, за компьютером. Поэтому когда выходят на улицу, то оказываются неподготовленными ко многим рискам, соблазнам. С одной стороны, такие занятия, как паркур, прыжки на верёвке, воспитывают ловкость и другие спортивные качества. С другой - иногда цена за это слишком высока. Если есть тяга к экстриму и острым ощущениям, её можно реализовать. Почему бы и нет? Но нужно объяснить детям, что сначала надо по возможности обезопасить себя, направить в положительную сторону свой порыв. Например, всем тем же трюкам можно научиться под присмотром инструктора.

Мы не говорим о катании на крышах электричек. В этом нет ничего спортивного, это абсолютный риск. Хотят ли они стать инвалидами на всю жизнь? Или расстаться с жизнью? Важно предупредить и не допустить!

Ещё один прекрасный способ самоутвердиться - участие в школьном самоуправлении, различных мероприятиях, спортивных соревнованиях, занятие спортом в секциях. Многие кружки и секции стоят денег, но родители должны отдавать себе отчёт в том, что это не только вложения в развитие своего ребёнка, но и защита его жизни и здоровья. Не важно, что он при этом выберет - футбол или восточные единоборства, скалолазание или паркур. Важно, что на таких занятиях, в отличие от рискованной самодеятельности, дети не только приобретают желанный экстремальный опыт, но и делают это под контролем профессионального инструктора, отвечающего за их безопасность. Но, даже если удалось найти для чада точку приложения сил, это не значит, что теперь родители могут отойти в сторону и умыть руки. Ведь в первую очередь ребёнок нуждается в любви, понимании, поддержке и доверии родителей. Разговаривайте с ним о его жизни и чувствах, делитесь своими подростковыми историями, среди которых наверняка были свои опасные приключения. Помогите ему почувст­вовать, что он любим и ценен для вас и что его родным будет больно, если с ним что-то случится. Тогда он скорее прислушается к вашим советам и предостережениям.

error: Content is protected !!