Беседа что такое доброта цель. Беседа: « Что такое добро? Звучит песня «Доброта»

Доброе утро, меня зовут Алсу Эмитовна. Сегодня мы поговорим на тему «Что есть добро»

Звучит песня «Доброта»

О чём эта песня? (О доброте)

Что произошло бы с миром, если бы в нём не стало доброты?

Были ли в вашей жизни случаи, когда вы хотели сделать как лучше, но люди не радовались вашей помощи? Джон Морли (английский писатель) сказал: «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно»

Я знаю древнюю китайскую историю «Добро без ума»

Когда-то жил император, который любил птиц. Он узнал, что мальчишки стреляют в голубей из рогаток, и объявил:

Кто принесёт во дворец живую птицу, тот получит горсть риса.

Услыхав об этом, мальчишки перестали стрелять в голубей. Они наставили в лесу множество силков, и вскоре дворцовые комнаты наполнились голубями.

Случилось, что императора навестил мудрец из соседнего княжества. Он увидел во дворце голубей и спросил:

Зачем столько птиц?

Император ответил:

У меня доброе сердце, и я спасаю их от мальчишек. Больше они не бьют голубей, а приносят их мне живыми.

Кто же кормит птенцов? – спросил мудрец.

Каких птенцов? – удивился император.

У птиц, которые живут теперь во дворце, остались в лесу беспомощные птенцы. Кто их кормит?

Об этом я не думал, - признался император.

Тогда мудрец сказал:

У вас доброе сердце, вы любите птиц, но никто им не принёс столько зла, сколько вы. Все гнёзда в лесах наполнены сейчас мёртвыми птенцами. Вы спасли пятьсот голубей, но погубили в пять раз больше!

Ах, как трудно быть добрым!- воскликнул огорчённый император.

На это мудрец заметил:

И добро надо делать с умом. Ум без добра – плохо. Но и добро без ума – не лучше.

Вопросы:

Если бы вы были на месте императора, как бы вы спасли птиц, не причинив им вреда?

Трудно ли быть добрым?

Как научиться доброте?

Есть стихотворение Марии Скребцовой «Как научиться доброте»

Как научиться доброте?

Ответ простой – она везде:

В улыбке доброй и в рассвете,

В мечте и в ласковом привете.

По всей земле добра частицы,

Их надо замечать учиться

И в сердце собирать своём,

Тогда не будет злобы в нём.

Почему доброте надо учиться?

13 ноября весь мир отмечает День доброты. Отмечают его с 1998 года. Символом этого праздника является открытое сердце. Ребята, почему во всём мире люди отмечают этот праздник?

Хотели бы вы, чтобы в школе были уроки доброты?

Рисунок «Солнце доброты»

Нарисуйте солнце доброты, у которого должно быть столько лучей, сколько добрых поступков разных людей вы вспомните. (Рассказ 1-2человек)

Рефлексия

Как вы прокомментируете слова Джона Морли «Недостаточно делать добро; надо делать его правильно»

1.Делай добро всем, кому можешь,

Делай добро везде, где можешь,

Делай добро, когда только можешь,

Делай добро, насколько хватит тебя.

2. Не забывайте подарить добро

Соседу, родственнику, другу.

Оно, как истинное волшебство.

Вернётся к вам по кругу.

4. Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят, не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час»

Доброта она от века

Украшение человека

5. Добрым быть совсем, совсем непросто,

Не зависит доброта от роста.

Не зависит доброта от цвета.

Доброта - не пряник, не конфета

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, свет.

Классный час «Что такое доброта?»

Целевые установки:

ЛИЧНОСТНЫЕ:

- формирование этических норм поведения в обществе и общения друг с другом, развитие эмоционально-ценностной сферы учащихся.

- воспитывать у детей человеколюбие, доброту, сопереживание, добросердечие, сочувствие.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

РЕГУЛИТИВНЫЕ:

Формирование умений ставить цель-создание творческой работы, планировать достижения этой цели.

Оценивание полученного творческого продукта и соотнесение его с начальным замыслом.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:

Построение логической цепи рассуждений;

Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)

КОММУНИКАТИВНЫЕ:

Выслушивание собеседника и ведение диалога;

Признание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.

Оборудование: запись песни «Что такое доброта?», солнышки (1боль, 3мал), слова на листочках 15 шт, словарь С.Ожегова,

Ход классного часа

1. Организационный момент.

Итак, друзья, внимание -
Ведь прозвенел звонок.
Садитесь по удобнее?
Начнём скорей урок! НЕТ кл час

2. Сообщение темы и цели урока.

- - Сегодня у нас необычный классный час и начнём мы его с весёлой песенки, пусть она будет вам хорошим добрым настроем и поможет определить тему нашей беседы.

(ПЕСНЯ 1 куп и припев)

Как вы думаете, о чём я вам предлагаю сегодня поговорить?

- Вы совершенно правы. Я вам предлагаю поговорить о доброте и добрых поступках.

3. Работа по теме классного часа.

Ребята, а кто из вас сейчас уже может ответить своими словами «Что такое доброта?»

(Высказывания детей)

Не все могут сказать, да?

Не переживайте, я думаю к концу нашей беседы вы сможете ответить на этот вопрос.

Давайте посмотрим значение этого слова в словаре Сергея Ожегова

(ПОКАЗ СЛОВАРЯ)

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (вывеш на доску)

- Виктор Гюго (знаменитый франц писатель) говорил, что во внутреннем мире человека «доброта- это солнце» (ВЫВЕШ СОЛНЦЕ)

Ребята, а какого человека можно назвать добрым?

(Ученики : Добрый человек - это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь.

Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.

Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

А вы себя считаете добрым человеком?

Хорошо, я очень рада это слышать.

Сейчас я предлагаю вспомнить, кто из вас сегодня сделал что-нибудь доброе?

(ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ)

Работа в паре

Я предлагаю вам поработать в паре. У вас на столах по два слова обсудите друг с другом, и выберите те качества, которыми обладает добрый человек. Чья пара готова, можно выйти и прикрепить слова на доску. (ласковый, душевный, грубый, заботливый, внимательный, жадный, скромный, отзывчивый, злой, вежливый, чуткий, аккуратный, честный, дружелюбный, справедливый).

-Какие слова у нас получились, читаем цепочкой.

-Вы согласны с выбранными качествами? (да)

-МОЛОДЦЫ!

Сейчас, я прочитаю четверостишия, а вы подумайте, о каких из этих качеств в них говорится.

Если ты пригрел кота,

Кормишь птичек в стужу,

Это - просто красота,

Только так и нужно. (Заботливый)

Если с другом разделил ты свои конфеты -

Хорошо ты поступил, каждый скажет это. (Дружелюбный)

Если ты защитил

Девочку -соседку,

Знай, что ты поступил

Очень-очень смело. (Отзывчивый)

МОЛОДЦЫ!

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

Я вам предлагаю поиграть в игру «Д обрый или злой?”

Все вы, наверное, любите сказки.

В сказках встречаются добрые и злые герои. Я буду называть сказочного героя, а вы, если он добрый, радостно хлопаете в ладоши, а ели злой - закрываете лицо руками и топаете.

(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас-Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, Баба Яга, Золушка, Морозко, Мальвина)

Ребята, скажите, вот например человеку стало, грустно, ему плохо, он заболел. Что мы с вами тогда будем делать?

Всем кому трудно мы протягиваем руку помощи, правда?


Мы живем в мире равнодушья,

В нежеланье ближнего понять.

Ждем, что кто-то руку нам предложит,

А не то чтоб самому подать.

Я предлагаю, вам самим протянуть руку помощи, тем, кто в ней нуждается, тому, кто ждёт от нас помощи.

У вас на столах лежат вырезанные из цв бумаги ладошки, возьмите одну любую. На каждом пальчике мы сейчас напишем, кому протягиваем свою руку помощи. Н-Р: Кому бы вы в первую очередь протянули руку?

(1.родителям (мама, папа); 2.брат, сестра; 3. пожилым людям (бабушка, дедушка); 4.природе (животные, растения); 5. Друзья, одноклассники.

Ребята, смотрите, мы всем готовы протянуть руку помощи, о каком качестве это говорит… (о доброте)

А если вы только к одному будете добры, а к другим нет, вы можете в таком случае назвать себя добрым человеком.

Поэтому мы эти пальчики сожмём в единый кулачёк и назовём как… добротой, вы согласны? (ПИШЕМ В ЛАДОНИ «доброта»)



Рефлексия
В начале нашей беседы мы сказали, что доброта - это солнце, значит мы с вами его лучики? У вас осталась ещё одна ладошка на парте, напишите на ней своё имя. Кому была полезна и интересна наша беседа и кто в любой момент может протянуть руку помощи, я предлагаю, приклеить эту ладошку по очереди к солнышку, которое я вам приготовила.

Смотрите, что у нас получилось? « Солнце доброты 3-Б класса», пусть оно каждый день вас встречает и напоминает о нашем разговоре.

Итог

- Сейчас, я предлагаю вспомнить, с чего начиналась наша беседа, на какой вопрос мы пытались ответить. (Что такое доброта?)

Кто не мог ответить в начале беседы на этот вопрос, сейчас сможете?

Я рада, что вы меня слушали и работали со мной.
- Путь к доброте - нелегкий, долгий путь. Научиться быть по-настоящему добрым - трудно. Человек должен чаще останавливаться и размышлять о своих совершенных поступках.

Ваши одноклассники приготовили для вас стихотворения, я предлагаю их послушать.


1

Не стой в стороне равнодушно,

Когда у кого-то беда.

Рвануться на выручку нужно

В любую минуту всегда.

2

И если кому-то поможет

Твоя доброта и улыбка твоя,

Ты счастлив, что день не напрасно был прожит,

Что годы живешь ты не зря!

Спасибо, молодцы!

3.

Добрым быть совсем-совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Доброта приносит людям радость,

И взамен не требует награды.

4:

Только надо, надо добрым быть,

И в беде друг друга не забыть.

И завертится Земля быстрей,

Если будем мы с тобой добрей.

5:

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет,

Если доброта, как солнце, светит,

Радуются взрослые и дети.


А я сегодня всех благодарю за теплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ЛАСКОВЫЙ

ДУШЕВНЫЙ

ГРУБЫЙ

ЗАБОТЛИВЫЙ

ВНИМАТЕЛЬНЫЙ

ЖАДНЫЙ

СКРОМНЫЙ

ОТЗЫВЧИВЫЙ

ЗЛОЙ ЧУТКИЙ

ВЕЖЛИВЫЙ

АККУРАТНЫЙ

ЧЕСТНЫЙ

ДРУЖЕЛЮБНЫЙ

СПРАВЕДЛИВЫЙ


Беседа о доброте и милосердии.

Мы сегодня продолжаем разговор о доброте и милосердии.

Никто не рождается нищим, также как жестоким и бессердечным.

Нормальный полноценный человек никогда не сможет отгородиться от бед и проблем других. Наоборот, помогая другим, он, прежде всего, помогает себе, оберегая себя от жестокосердия, уныния и безразличия.

Милосердие и доброта-… В последнее время мы чаще стали обращаться к этим словам. Будто прозрев, начали осознавать, что самым острым дефицитом стали у нас сегодня человеческое тепло и забота о ближних. Ведь человек рождается и живет на Земле для того, чтобы делать людям добро.

А как ребята вы думаете, что такое милосердие?

Милосердие- это доброта и уважение
- любовь к людям
- сострадание к людям
- стремление приносить пользу и радость людям
- отзывчивость (сопереживание)
- стремление оказать поддержку другим
- душевный отклик
«Милосердие - это активная доброта»

Давайте прочитаем, что написано в словаре В. Даля о милосердии: «Милосердие - сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро каждому, жалостливость, магкосердечность.»

Все правильно:
Милосердие-любовь к людям, к животным, к растениям. Ко всему, что нас окружает.

А сейчас, давайте внимательно послушаем сказку.

« Однажды среди дремучего леса, в глубине болота родилось равнодушие. Оно пропиталось темными неприятными запахами, насмотрелось на все, что творилось в лесу, и, схватившись за хвост большой птицы, взлетело наверх. Сверху оно увидело большой город. Он понравился равнодушию, и захотелось ему попасть туда.

Ему хотелось побродить среди шума и гама города, насладиться ревом машин. Но вдруг равнодушие заскучало и стало оно проникать в людей и этим веселиться. Вот бежит мальчишка, а маленькая девочка упала в лужу и плачет. Равнодушие влетает в мальчика, и он пробегает мимо девчушки, да еще и смеётся. А вот идет мужчина, а впереди несет сумку пожилая женщина. Равнодушие влетает и в мужчину, и он проходит мимо женщины, отворачивая голову. Оно стало подлетать ко всем подряд поразвлечься и побезобразничать.

И город как-то быстро изменился. Стало на улицах немноголюдно и хмуро, люди перестали общаться друг с другом, коты и те стали кричать по ночам, ведь их никто не брал в дома, и они пропадали на улицах. Везде валялся мусор, улицы стали черными и грязными.

И только один мальчик Сема и его семья не поддались равнодушию. Стало равнодушие злиться, следить стало за Семой. Идет мальчик в школу. Равнодушие обязательно старается влететь в него.

Встречает он пожилых людей, но даже если опаздывает, то все равно обязательно поможет. За малышами везде следит: и чтобы чистыми они были, и чтобы не обижали их, и уроки помогал делать. Мимо кошки и собаки не пройдет. Покормит, а кого может, того и домой заберет. В семье у Семы все друг о друге заботятся.

И решило тогда равнодушие поселиться в Семе навсегда, может тогда оно победит. Других уже не надо учить равнодушию. Влетело равнодушие в Сему и стало думать, как его победить? Но Сема не менялся, он был таким же чутким, добрым и внимательным. Но сема заболел серьезно оттого, что внутри него сидело равнодушие. С каждым днем становилось мальчику все хуже и хуже. Мама показала Сему врачам. Врачи сказали, что у Семы стало каменеть сердце. Стали лечить мальчика, но ничего не помогало.

Но ведь равнодушие уже не гуляло по городу, и люди стали прежними. Их сердца оживали, и весь город как-бы проснулся.

И люди всего города пришли к Семе, потому что он спас город от черствого равнодушия. Все разговаривали с мальчиком и благодарили его. И вдруг Сема вздохнул глубоко, и вылетело из него темное облако, которое сразу же рассеялось. Сема сразу почувствовал себя лучше, а равнодушие исчезло. Стал город опять светлым, шумным и веселым.»

Вот такая сказка
Ребята, скажите:
-Почему именно в Семе захотело поселиться равнодушие?
-Встречали ли вы равнодушных людей?
-Как можно бороться с равнодушием?
Ваши ответы все правильные.

А сейчас послушаем одну историю.

«Некоторое время назад, на олимпиаде в Сиэтле, девять атлетов стояли на старте 100-метровой беговой дорожки. Они все были физическими инвалидами.
Прозвучал выстрел, и начался забег. Не все бежали, но все хотели принять участие и победить.
Они пробежали треть дистанции, когда мальчик споткнулся, сделал несколько кувырков и упал. Он начал плакать. Остальные восемь участников услышали его плачь. Они замедлили бег и оглянулись. Они остановились и вернулись обратно.… Все…
Девочка присела рядом с ним, обняла и спросила: «Теперь тебе лучше?»
Потом, все вдевятером пошли плечом к плечу к финишной линии. Вся толпа встала с мест и зааплодировала. Аплодисменты длились очень долго…»
Те, кто это видел, до сих пор об этом говорят. Почему?

Самая важная вещь в этой жизни - это помогать другим побеждать.

«Свеча ничего не теряет, если от ее пламени зажглась другая свеча».

Теперь, подумай и ответь на эти вопросы:
1 - Назови 5 богатейших людей на планете.
2 - Назови 5 последних победительниц «Мисс мира».
3 - Назови 5 последних лауреатов кино-премии «Оскар» за лучшую роль.

Не совсем получилось? Трудновато, не так ли? Не беспокойся, никто этого не помнит.

А теперь ответь на эти вопросы:
1 – Назови учителей, которые внесли вклад в твое образование.
2 - Назови 3 друзей, которые помогли тебе в трудный час.
3 - Назови 5 человек, с которыми тебе нравиться проводить время.

Осуществимо? Это легче, не так ли?

Люди, которые что-то значат в твоей жизни, не в рейтинге «лучших», не имеют больше всех денег, не выигрывали величайших призов… Сейчас я предложу вам немного подумать. Перед вами лежат «листья», напишите на одних характерные черты жестокого, злого человека. А на других – доброго, назовем его так, обыкновенного человека.

(Заполняют листочки)

Учитель: А теперь я предлагаю «листья» закрепить на соответствующем дереве.

Качества жестокого человека

Качества доброго человека

Агрессивность

Раздражительность

Нервозность

Мстительность

Отсутствие ласки и нежности

Бессердечность

Равнодушие

Конфликтность

Хамство

Цинизм

Хладнокровие

Холодность

Доброта

Ласка

Нежность

Забота

Сдержанность

Сострадание

Умение оказать помощь в любую минуту

Внимание

Неравнодушие

Веселость

Увлекательность

Образованность

Интеллигентность

Вежливость

Культурное поведение

Неконфликтность

Сердечность

Милосердие

Доброжелательность

Учитель: Посмотрите, ребята, какое красивое дерево, говорящее о добром человеке. Сколько хороших качеств оно содержит в себе.

Все нужно делать с добрым сердцем, и ничему ты не сможешь научиться, если в сердце твоем живет зло.


Это те, кто заботятся о тебе, дорожат тобой, те кто, ни смотря, ни на что, остаются рядом.
Доброта издавна ценилась на Руси. Немало русский народ сложил пословиц о доброте.

Вся семья вместе и душа на месте

Называться человеком легко, быть им трудно

Без добрых дел нет доброго имени

Доброе слово человеку - что дождь в засуху

Доброе слово лучше мягкого пирога

Чтобы делать добро, надо им обладать

Добрые слова дешево стоят, но дорого ценятся.

Чтобы получить прощение, надо научиться прощать.

Добрым поступкам – сердце раскрыто.

Ребята, существует множество пословиц о добре.

Я предлагаю вам собрать их.

Игра «Собери пословицу»

Жизнь дана на

злое калечит

Доброе слово лечит, а

а его добрые дела

За добро

говори смело

Про доброе дело

добром плати

Не одежда красит человека,

добрые дела

Учитель: В итоге нашего классного часа, я бы хотела, чтобы вы дополнили высказывания:

Я понял (а), что …

Я буду стараться не …

Я никогда не …

Мне останется только пожелать, чтобы вы стали настоящими высоконравственными людьми, и чтобы на вашем пути встречались достойные люди.

1. Организационный момент:

У. - Давайте познакомимся.

2. Вводная беседа:

У. - Ребята, сегодня мы с вами собрались здесь, чтобы поговорить о доброте и добрых делах (слайд 1)

У. - Доброта... Что означает это слово?

(Объяснение детей, как они понимают это слово)

У. - Какого человека можно назвать добрым? (добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек бережёт природу, любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу. Добрый человек старается быть аккуратным, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.)

У. - А теперь обратимся к определению в толковом словаре Сергея Ожегова.

Доброта ~ это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим. (Слайд 2)Он отметил качества, определяющие доброту: добродетельный, добродушный, доброжелательный, добронравный, добропорядочный, добросердечный, добросовестный. Наверное, по-настоящему добрый человек обладает всеми этими качествами.(слайд 3)

Мне кажется, в вашей жизни были случаи, когда вас обижали. (ответы детей)

У. - Скажите, какие чувства вы при этом испытывали? (Боль, горечь, обиду, досаду, чувство одиночества, несправедливость к вам, незащищенность.)

Как вы считаете, справедливо ли с вами поступили? (Ответы детей.)

У. - А сейчас расскажите, были ли в вашей жизни ситуации, когда вы сами обидели кого-то? (Ответы детей.)

У. - А теперь поставьте себя мысленно на место обиженного вами и подумайте: захотели бы вы, чтобы с вами обошлись так же?

У. - В Евангелии от Матфея сказано: “...во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”.(слайд 4)

Пусть эти золотые слова определяют все ваши поступки в жизни. Каждый ребенок хочет, чтобы окружающие его любили, заботились о нем. Но мало только желать этого. Надо самому все делать так, чтобы твои поступки не вызывали у других обиду, горечь, досаду и чувство несправедливости.

У. Есть два человека. У каждого - десять хороших друзей.

1. Один из них каждый день просит своих друзей помочь ему: одолжить деньги, еду, оказать другие услуги. Обращаясь к ним, он говорит, что если они действительно его друзья, то не откажут ему в этом и, в конце концов, просто обязаны ему помочь. Через некоторое время все друзья отворачиваются от него. Они перестают звонить и навещать его.

2. Другой каждый день встает пораньше., чтобы все успеть. Он всем сердцем предан своим друзьям, поэтому часто навещает их, помогая им, чем может. Через короткое время все знакомые считают его лучшим другом, стараясь быть ближе к нему. Они рассказывают о нем другим, и он становится всеобщим любимцем.

С кем из этих двух людей вы хотели бы дружить? (ответы детей)

Вывод учителя - Все люди очень разные…. Одни готовы отдать последнее своему другу и просто знакомому; у других и снега зимой не допросишься.

4. Выполнение теста

.

У. - Сейчас мы проведем тест “Добрый ли, я” (слайд 5)

Каждый из вас сможет проверить Какой вы, всегда ли вы внимательны и добры к окружающим?

У. – давайте рассмотрим бланк ответов (слайд 6)

Вам предлагаются вопросы и бланк ответов, в котором против каждого номера вопроса нужно указать “да” или “нет”

У. - а теперь вопросы (слайд 7)

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?
2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?
3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?
4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?
5. Часто ли ты используешь злые шутки?
6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?
7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?
8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?
9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?
10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?
11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?
12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

У. – Теперь давайте посмотрим как правильно подсчитать баллы (слайд 8)

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы 1, 3, 4, 7, 11 и за отрицательный ответ на вопросы 2, 5,6,8,9, 10,12.

Результаты:

Больше 8 очков. Ты любезен, нравишься окружающим, умеешь общаться с людьми. У тебя много друзей. Одно предостережение: никогда никому не позволяй злоупотреблять твоей добротой.

От 4 до 8 очков. Твоя доброта - вопрос случая: добр ты не с каждым. Для кого-то ты идешь на все, но старайся быть ровным со всеми, чтобы не было на тебя обид.

Менее 4 очков. Тебе предстоит сложная работа над собой.

5. Игра: Сказочный герой – добрый или злой?”

(слайд 9)

Все вы любите сказки. Одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас поиграем в игру. Я буду называть сказочного героя, а вы будете отвечать, добрый он или злой. Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, ели злой – закрываете лицо ладошками.

Иван – царевич, Дюймовочка, Карабас –Барабас, Красная шапочка, Баба – яга, Золушка, Мальвина.

У. - Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?

6. Работа со словами

(слайд 10)

А сейчас давайте попробуем слова первого столбика заменить словами противоположными по значению:

Плохо - хорошо
Зло – добро
Война - мир
Жадность- щедрость
Грубость – вежливость
Жестокость – ласка
Ложь - правда
Предательство - преданность

У. - Чтобы победить зло, надо чтобы добра было больше.

В жизни капельки добра, сливаясь превращаются в ручеёк, ручейки в реку, реки - в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след. Один мудрец заметил: человек прожил жизнь не зря, если построил дом, вырастил сад и воспитал ребёнка.”

У. - Значит не только слова должны быть добрыми, но и дела.

У. - Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, в природе? (ответы детей)

7. Беседа о вежливых словах.

(слайд 11)

У. - Подумайте и ответьте, что в общении друг с другом помогает делать наши отношения теплее, добрее, искреннее? (ответы детей)

У. - Конечно же, это добрые, теплые слова. Какие? (Ответы детей: “доброго здоровья”, “счастливого дня”, “будьте добры” и т. д.)

У. - Скажите, а как можно усилить красоту и обаяние эти слов? (С помощью улыбки, доброжелательного взгляда.)

Добрые слова - это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад;
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться всем спешат.

Учитель. Давайте мы немного поиграем. Я прочту стихотворение, а ваша задача - досказать подходящее по смыслу доброе слово.

Придумано кем-то просто и мудро -
При встрече здороваться... (“Доброеутро!”)
Зазеленеет старый пень,
Когда услышит: ... (“Добрый день!”)
Мальчик вежливый и развитый,
Говорит, встречаясь: ... (“Здравствуйте!”)
Растает ледяная глыба
От слова доброго... (“Спасибо!”)
Когда бранят за шалости, Мы говорим: ... (“Прости, пожалуйста!”)
И во Франции, и в Дании Говорят, прощаясь: ... (“До свидания!”)
Всем вам с большой любовью
Желаю… (Крепкого здоровья.)

Вывод учителя: много тёплых добрых слов в нашей речи. Доброе слово может нас приободрить. Вселить в нас уверенность, согреть душу.

8. Работа в парах

Доброта - это самое ценное нравственное качество русского народа. Сколько пословиц и поговорок о доброте создала русская народная мудрость! Вспомните некоторые из них:

Вам даны карточки, в них 2 столбика, вы к началу пословицы из второго столбика должны подобрать продолжение, соединить стрелками. Кто быстрее.

У - теперь проверим (слайд 12)

9. Заключение

(слайд 13) Игра-тренинг “Волшебный цветок добра”.

Дети, встаньте в круг, слегка вытяните руки вперед ладонями вверх и закройте глаза. Представьте себе то, что я вам сейчас скажу. (Можно включить красивую, приятную мелодию.)

Нарисуйте в своем воображении цветок добра и хорошего настроения. Положите его на обе ладони. Почувствуйте, как он согревает вас: ваши руки, ваше тело, вашу душу. От него исходит удивительный запах и приятная музыка. И вам хочется ее послушать. Мысленно поместите все добро и хорошее настроение этого цветка внутрь, в свое сердце.

Почувствуйте, как добро входит в вас, доставляет вам радость. У вас появляются новые силы: силы здоровья, счастья и радости. Вы чувствуете, как ваше тело наполняется удовольствием и радостью. Как приятно вашему лицу, как хорошо и радостно становится вашей душе...

Вас обвевает теплый, ласковый ветерок. У вас доброе, согревающее душу настроение.

Подведение итога - Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми – смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.

А теперь откройте глаза. Посмотрите вокруг. Возьмитесь за руки. Глядя друг другу в лицо, пожелайте чего-нибудь хорошего. (Дети выполняют.) Я хочу, чтобы вы запомнили то, что вы сейчас чувствуете, и взяли с собой, уходя из этой комнаты. Теплые чувства и хорошее настроение будут по-прежнему с вами...

Всего вам доброго!

Бланк для ответов.

№ вопроса

№ вопроса

Литература:

  1. “Проблемные классные часы – 10 -11 кл” автор Я.В. Голубева
  2. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию” 1- 4 кл. автор О.Е.Жиренко, Е.В.Лапина
  3. Внеклассные мероприятия в начальной школе” Я.Ю.Мартынова

Воспитатель приветствует учащихся.

Взаимное приветствие.

Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада вас приветствовать! Спасибо за то, что вы все пришли! Упражнение «Здравствуй» Здравствуй, здравствуй, милый друг! Посмотри-ка ты вокруг. Здравствуй, здравствуй, улыбнись и друг другу поклонись!

Сегодня мы поговорим на тему очень важную для вас, а вот на какую именно, вы узнаете, разгадав кроссворд.

1. Сделал..., гуляй смело.

2. Из сказки: работящая девушка, потеряла туфельку.

3. В сказке: справедливое водное существо, исполняет желания.

4. Спасительница в русской народной сказке с кисельными берегами.

5. Вежливый герой мультфильма, призывает жить дружно.

Итак, как вы думаете, о чём пойдёт сегодня речь?

Что такое доброта? Какой человек может быть добрым? Об этом и будет наш сегодняшний разговор. Но мы с вами не просто будем говорить о добре, а совершим путешествие по дороге добра.

(открывает рисунок на доске. На нём изображена пустыня.)

Как вы думаете, что изображено на рисунке? Давайте попробуем эту безжизненную, знойную пустыню превра­тить в прекрасный, цветущий и благоухающий оазис.

Итак, от­правимся в путь вместе! А для того, чтобы нам было легче путешествовать в начале пути создадим хорошее настроение друг другу. Встаньте в круг. Положите правую руку ладонью вверх на левую ладонь, стоящего справа. Улыбнитесь, скажите добрые слова друг другу, комплименты, хлопая при этом по ладони соседа слева.

(Сели за парты, разделяясь на группы.)

Нашу беседу предлагаю начать беседу с замечательного стихотворения

А. Чепурова, которое нам прочитает..........

Давайте поклоняться доброте!

Давайте с думой жить о доброте:

Вся в голубой и звёздной красоте,

Земля добра. Она одаривает нас хлебом,

Живой водой и деревом в цвету.

Под этим вечно неспокойным небом

Давайте воевать за доброту!

Хоть я и сказала «Отправимся» в путь, но на самом деле мы уже давно идём по этой дороге - с момента нашего рождения.

Вспомните, пожалуйста, как вас ласково называли родители по имени, когда вы были маленькими.

А что вы при этом чувствовали?

Подумайте, а если бы вас точно так же называли и другие люди, приятно бы вам было. (Да.)

Значит, прежде чем обратиться к человеку, мы должны по­думать, как лучше это сделать. А лучше всего это обратиться по... (имени).

Закройте глаза и вспомните, как вы обращаетесь к людям. Откройте глаза. Если вы обращаетесь к другим по имени, то найдите у себя на столах изображение семечки и прикрепите его к рисунку, т. е. посадите его в землю.

Семечко мы посадили, а будет ли оно прорастать? Почему?

Значит, нам необходимо отыскать родник, из которого мы бы могли брать воду и поливать посаженные нами семечки. В переносном смысле вода – это наши с вами поступки. Как вы думаете, какими они должны быть?

Я предлагаю вам послушать рассказ Валентины Александровны Осеевой "В одном доме". В нем героями являются не только люди, но и животные. Вы послушайте и подумайте, кто же поступил по-доброму, а кто нет.

"В одном доме".

Жили­ в одном доме мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська. Вот однажды вышли они во двор и уселись на скамейку: мальчик Ваня, девочка Таня, пес Барбос, утка Устинья и цыпленок Боська.

Ваня. Посмотрел Ваня направо, посмотрел налево, задрал голову кверху. Скучно ему стало. Взял да и дернул за косичку Таню.

Таня. Рассердилась Таня, хотела дать Ване сдачи да видит, мальчик он большой и сильный. Ударила она ногой Барбоса.

Барбос. Завизжал Барбос, обиделся, оскалил зубы. Хотел укусить ее, да Таня - хозяйка, трогать ее нельзя. Цапнул Барбос утку Устинью за хвост.

Утка. Всполошилась утка, пригладила свои перышки. Хотела цыпленка Боську клювом ударить да раздумала.

Барбос. Скажи мне, утка Устинья, почему же ты цыпленка Боську не бьешь? Ведь он слабее тебя.

Утка. Я не такая глупая, как ты.

Барбос. Есть глупее меня.

И глупее меня есть.

Ведущая. Оглянулся….., а сзади него никого нет.

Вы поняли содержание этого рассказа? Разве можно ни с того ни с сего делать больно тому, кто слабее тебя и не может дать сдачи? Кто поступил по-доброму, а кто глупо?

Вывод: поступать с людьми надо так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами. Одним словом, как аукнется... (так и откликнется).

Закройте глаза и подумайте, а так ли вы чаще всего поступаете в жизни?

Я предлагаю вам сейчас поиграть в игру "Мешок добрых дел".

У меня в руках мешок, в нём различные предметы. Вы вытаскиваете по одному предмету и говорите, какое доброе дело можно сделать, используя этот предмет.

Вот какие вы молодцы! Теперь мысленно возьмите из своего набора капельку во­ды и полейте своё семечко.

Когда есть солнечный свет, тепло и вода, что будет проис­ходить с семечком? (Оно будет прорастать.)

Вот так и в жизни: если мы совершили что-то хорошее, то это не пройдёт бесследно.

Ранее вы сказали, что поступки наши должны быть добрыми, хорошими, а мы - вежливыми.

Давайте послушаем стихотворение "Ежели вы вежливы"

Ежели вы вежливы

В душе, а не для виду,

В автобус вы поможете

Взобраться инвалиду.

И ежели вы вежливы,

То сидя на уроке,

Не будите с товарищем

Трещать, как две сороки.

И ежели вы вежливы,

Поможете вы маме

И помощь ей предложите

Без просьбы - то есть сами.

И ежели вы вежливы,

Тому, кто послабее,

Вы будете защитником,

Пред сильным не робея.

Итак, мы сказали, что хорошее не забывается. Оно всегда возвращается добром.

Наш русский язык наполнен словами, которым даёт начало слово "добро" . Изобилие удивительное, ни в одном другом языке нет ничего подобного. Давайте вспомним, какие однокоренные слова можно образовать от слова ДОБРО? Для этого разделимся на две группы, какая группа больше придумает слов. (Работаем в группах)………..

А теперь скажите, каким другим словом можно назвать доброго человека? Объясните своими словами. (...)

Правда, не всякий может сделаться добрым, иначе не было бы в мире зла. Научиться быть добрым трудно, если говорить о доброте устойчивой, постоянной, а не той, которая возникает раз в году от хорошего на­строения, когда самому так радостно, что в этот момент готов по­любить весь мир.

Да, это трудно всегда быть готовым помочь тому, кому плохо, разделить чье-то горе, сопереживать ему. Этому надо учиться.

Давайте сейчас прочитаем притчу В. А.Сухомлинского «Обыкновенный человек» Слушайте его его с целью увидеть раз­гадку тайны о доброте, сокрытую в ней.

В. А. Сухомлинский «Обыкновенный человек»

В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.

У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди - за­ворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.

Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.

На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.

    Это не человек, - ответил дед.

В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из-под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и на­пился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.

    Что это за человек? - спросил внук деда.

    И это еще не человек, - ответил дед.

Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он взял из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился.

Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.

    А это что за человек? - спросил внук.

    Обыкновенный человек, - ответил дед.

Этот рассказ очень мудрый, и в нём дана важная подсказка, ключик к пониманию добра. Чтобы понять это, ответьте мне на вопросы.

Можно ли сказать, что дед с внуком - добрые люди? Почему?

Про кого из проезжающих дед сказал, что «это не человек»? Почему?

Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком?

Каким еще человеком его можно назвать?

- Итак, что же такое добро? Какого человека можно назвать добрым?

Это интересно! (

Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Уже в 4 в. до н.э. древнегреческий философ Платон утверждал: "Стараясь о счастье других, мы находим своё собственное счастье". Человек, который делает доброе другим, чувствует себя счастливым.

Существует множество пословиц и поговорок о доброте.

А сейчас поиграем в игру "Собери пословицы и поговорки".

У вас на столах разрезанные на части пословицы и поговорки. Ваша задача собрать и прочитать что у вас получилось.

(Включается спокойная музыка .)

Читают пословицы по очереди.

1. Добрые дела красят /человека.

2. Делать добро /спеши.

3. Без добрых дел /нет доброго имени.

4. Жизнь дана на/ добрые дела.

5. Злой не верит, /что есть добрые люди.

6. Нет худа /без добра.

7. За добро /добром и платят.

Давайте вместе исполним песню Кота Леопольда "Если добрый ты..."

Вот ваши семечки и проросли. Я считаю, что каждый из вас достоин выйти к доске и при­крепить к рисунку пустыни своё дерево, которое вы нарисовали.

Ещё несколько минут назад мы на рисунке видели один пе­сок, а сейчас перед нами предстали красавцы деревья.

Посмот­ришь на наши деревья, и кажется, что все они одинаковые. Но если приглядеться, то мы увидим, что все деревья разные, не похожие друг на друга. Точно так же разные и люди: у каждого свои при­вычки, свой характер.

Коррекционно-обучающее задание

А теперь ситуация такая: представьте, что вы пишите книгу о хороших поступках и собираете материал для нее. Много людей прислали вам описание поступков, вот на этих карточках их письма. Вам необходимо выбрать для книги только хорошие поступки.

Вы выбрали необходимые карточки для книги, объясните ваш выбор.

А затем поместите эти карточки на деревья в саду, как листы для будущей книги о добре.

У нас получился красивый цветущий сад. Такой сад будет приносить людям не только радость, но и пользу. Вот так се­годня мы с вами ещё раз убедились в том, что человек свои­ми добрыми поступками, добрым отношением к людям спосо­бен даже знойную и безжизненную пустыню превратить в чу­десный сад.

Итак, давайте вместе попробуем сформулировать правило доброты, ответив всего на один вопрос. Скажите, когда поступок можно назвать добрым? Подсказка на доске.

Читаем хором.

- Добрые дела делай просто так, из хороших побуждений! (Запись на доске)

Итак, ребята, пусть каждый из вас скажет, что ему было понятно на занятии, что хорошего вы возьмете себе на заметку? А кому из вас было непонятно, трудно на занятии. Что именно вы не поняли?

Скажите, считаете ли вы себя добрыми людьми?

Чему необходимо вам научиться, чтобы быть добрым?

Что нового вы услышали о добре и доброте?

Будите ли вы работать над собой и учиться быть добрыми?

А я сегодня всех благодарю за тёплый, доверительный разговор, за добрые, умные мысли, за творческое отношение к работе. Помните:

Добрые слова - корни.

Добрые мысли - цветы.

Добрые дела - плоды.

Добрые сердца - сады.

Слушаем песню Фунтика о добре.

error: Content is protected !!