Национальная кухня египта. Первыми вегетарианцами были древние египтяне Чем кормить мумию или что ели в городе Фивы

Древние египтяне были очень чистоплотными людьми и всегда заботились о чистоте своего тела, одежды и жилья. Они совершали водные процедуры несколько раз в день: утром, до и после приема пищи.

После утреннего омовения переходили к услугам парикмахеров. Обычно к ним обращались женщины, мужчины же вверяли себя цирюльникам и людям, делающим маникюр и педикюр. Ежедневный утренний туалет фараона превращался в важную церемонию, при которой присутствовали все знатные люди государства. Утренний туалет высших должностных лиц (визирей, верховных судей и правителей номов) тоже становился своеобразной церемонией.

Все родственники и слуги собирались возле хозяина дома. Сидящие на корточках писцы были готовы исполнять любое его повеление: при этом одни держали в руках кисточки для записи приказов, другие - длинные папирусные свитки с именами, цифрами и перечнем работ, которые уже были сделаны или еще находились в проекте.

После необходимых омовений к работе приступал цирюльник. По окончании этой процедуры хозяин дома представал перед родственниками и слугами бодрый, свежий, с гладко выбритой головой и короткой квадратной бородкой.

Египтяне отдавали предпочтение удлиненной форме глаз. И это не просто дань моде, но и мера профилактики, предохраняющая органы зрения от ярких солнечных лучей, ветра и пыли. Жители Древнего Египта использовали различные косметические средства. Так, для избавления от запаха пота в жаркий день натирались благовониями и смесью из скипидара, ладана и неизвестного порошка. Имелись всевозможные очищающие мази, возвращающие коже лица и тела упругость. С этой целью мед добавляли в порошок из алебастра, «северной соли» и натрона.

Существовали и специальные косметические средства для избавления от пятен и угрей. Обычно их замешивали на ослином молоке, после чего протирали кожу приготовленным лосьоном.

Утренний туалет жены фараона и любой состоятельной дамы также превращался в событие. Обычно парикмахерша затрачивала несколько часов, чтобы сделать прическу знатной особе.

В отличие от богатых египтян, беднякам приходилось довольствоваться услугами уличного цирюльника, сидевшего где-нибудь под деревом в ожидании клиентов, которых всегда было довольно много. Цирюльник добросовестно выполнял свои обязанности: выбривал голову так чисто, что она становилась похожей на обкатанную волнами гальку.

Египетская крестьянка обычно делала прическу самостоятельно, не прибегая к чьей-либо помощи. Примечательно, что в это время все члены семьи должны были уходить из дома, чтобы прическа получилась идеальной, иначе женщине приходилось начинать утренний туалет сначала

Одежда

Утреннее облачение мужчины состояло из короткой набедренной повязки и незначительного количества украшений. В таком виде он совершал водные процедуры, принимал цирюльника и мастера маникюра и педикюра.

Готовясь к выходу из дома, богатый египтянин надевал на запястья один или несколько браслетов, кольцо на палец и нагрудное ожерелье из пяти-шести рядов бус с застежками в виде соколиных голов. Подвеска из яшмы или сердолика придавала ему респектабельный вид, а свободная прямая юбка, сменявшая утреннюю набедренную повязку, и сандалии придавали всему облику законченность. Известные с давних времен сандалии имели особую ценность в Древнем Египте. Известно, что один из объединителей Верхнего и Нижнего Египта, фараон Нармер, отправляясь куда-либо в сопровождении верных слуг, всегда шел босиком, а один из приближенных нес его обувь.

Так же поступали и земледельцы, только сандалии им приходилось нести самим, привязав к концу палки. Обувались бедняки лишь достигнув места назначения. Был даже принят закон, запрещавший воинам вырывать «драгоценные» сандалии из рук проходивших мимо людей.

Во времена Нового царства египтяне мастерили обувь из различных материалов: из папируса, кожи или золота. От носка подошвы ремешок протягивался между первым и вторым пальцами ноги к лодыжке, где соединялся с другими наподобие стремени. Все эти ремешки завязывались сзади над пяткой.

Некоторые богатые египтяне отдавали предпочтение прямым, длинным платьям на бретелях и не носили никаких украшений. Но большая часть состоятельных жителей древнего Египта ходили в гофрированных, расширенных книзу платьях-туниках изо льна, которые, оставляя шею открытой, обтягивали торс.

Обязательным атрибутом одеяния был широкий гофрированный пояс, образовывавший спереди передник трапециевидной формы.

Помимо этого в праздничные дни египтяне надевали большие завитые парики, локоны которых прикрывали голову и плечи, парадные сандалии и многочисленные драгоценности (ожерелья, нагрудные подвески, браслеты).

Наряд богатой женщины, как и наряд ее знатного супруга, состоял из тонкой рубашки и надетого поверх нее белого гофрированного платья с разрезом почти до пояса, которое, в отличие от мужского, было полупрозрачным и крепилось на левом плече, при этом правое оставалось открытым.

Широкие рукава с бахромой не закрывали изящных рук, что позволяло знатным дамам демонстрировать свои запястья с драгоценными браслетами в виде двух соединенных застежками пластинок чеканного золота или золотых колец, шнуров, лент.

Волосы женщин украшали сверкающие диадемы из бирюзы, лазурита и золота, концы которой соединялись на затылке двумя шнурами с кисточками. Довольно часто в прическах женщин и мужчин присутствовало конусообраное благоухающее украшение, сделанное из волос, смазанных ароматными маслами.

Наряд менее состоятельных египтян отличался практичностью. Земледельцы и ремесленники предпочитали носить простые набедренные повязки, подвязав их поясом шириной с ладонь без каких-либо вышивок и кистей.

Как и богатые жители Египта, бедняки любили носить украшения, только делались они не из золота, а из бронзы и керамики. Однако эти украшения имеют художественную ценность, как и золотые изделия ювелиров, поскольку являются памятниками древней культуры.

Пища

Особенностью климатических условий Древнего Египта было то, что разливы Нила, делающие землю плодородной, периодически сменялись засушливыми и неурожайными годами. В такое время продукты ценились гораздо больше, чем золото.

Согласно древним источникам, египетские правители в плодородные годы были обязаны создавать запасы продовольствия, которых хватило бы на несколько лет, однако довольно часто они пренебрегали своими обязанностями

В Большом папирусе Харриса ест сведения о том, что продукты питания были не менее ценным приношением, чем драгоценные металлы, одежды, ароматные масла и благовония.

В ежедневный рацион богатых жителей входили мясные блюда, простые же египтяне питались ими только по праздникам. На стенах многих гробниц археологами были обнаружены изображения предназначенных на убой животных и сцены самих боен.

Некоторые фразы, характеризующие убойный скот, до настоящего времени не удалось перевести на более понятный язык (например, «бык - уста стада» или «бык ките»), а расшифровка отдельных названий лишь приблизительна (возможно, бык «хериса» являлся лучшим производителем потомства, но это не точно).

На бойне к делу приступали мясники в количестве 4-5 человек, которые набрасывались на животное и быстро его забивали. Приемы мясников остаются неизменными до настоящего времени.

В период Древнего царства большая часть мяса добывалась охотой на живущих в пустыне газелей, ориксов (сернобыков) и прочих представителей отряда парнокопытных. Особо искусные охотники старались приручить и одомашнить пойманных животных, однако это не всегда удавалось сделать. В дальнейшем данный вид животноводства практически полностью утратил свое значение.

Неизвестно, употребляли ли древние египтяне в пищу свинину, баранину или козлятину, но что их разводили в Верхнем и Нижнем Египте известно достоверно.

Разведением кур жители Египта стали заниматься лишь со II тысячелетия до н. э., однако птицеводство получило распространение гораздо раньше.

Особого внимания заслуживает такой продукт питания, как рыба. В разное время в некоторых египетских городах и номах запрещалось употреблять те или иные виды рыбы. Источники сообщают, что завоевавший Египет эфиопский царь, мусульманин по вероисповеданию, отказался пировать за одним столом с правителями Дельты и Юга, поскольку они не были обрезаны и питались нечистой пищей (рыбой), что являлось ужасным оскорблением для царского дворца. Только житель священного города жрецов Шмуна, не евший, согласно традиции, рыбу, был удостоен великой чести.

В рацион египтян входили и различные овощи, внесенные в годовой календарь Мединет-Абу под названием «ренпут». Особенно ценными продуктами были лук, порей и чеснок. По свидетельству «отца истории» Геродота, строители пирамиды Хеопса получили за свои труды редиса, лука и чеснока на 1600 серебряных талантов.

Однако ученым не удалось обнаружить никаких доказательств этому утверждению, хотя в Большом папирусе Харриса встречается иероглифическое изображение данных растений.

Связки чеснока были найдены в некоторых фиванских гробницах, что свидетельствует о щедрых дарах Рамсеса III. Арбузы, дыни и огурцы довольно часто фигурируют на жертвенных стелах рядом со связанными стеблями папируса. А горох, бобы и нут (турецкий горох, напоминавший по форме голову сокола) являются частыми находками в гробницах.

Известно, что на своих огородах египтяне выращивали салат-латук, растение бога плодородия Мина, итифаллическая статуя которого обычно возвышалась перед участком, засаженным латуком. Египтяне употребляли это растение в больших количествах, зная, что оно возвращает мужчинам половую силу, а женщинам - плодовитость. Ели латук обычно в сыром виде с солью и растительным маслом.

Сады Древнего Египта не отличались разнообразием плодовых культур. Груши, персики, миндаль и вишни появились здесь лишь после римского завоевания, а об апельсинах, лимонах и бананах древние египтяне не слышали вовсе.

Наиболее распространенными культурами были виноград, фиги, финики и сикомор (смоковница). Последнее растение выращивалось не только из-за вкусных плодов, но и из-за прочной древесины, являющейся превосходным мате­риалом для изготовления гробов для мумий.

Гранатовые, оливковые и яблоневые деревья, завезенные кочевыми азиатскими племенами гиксосов, прижились в Египте и давали при соответствующем уходе хороший урожай. Оливковое масло, получаемое из мякоти оливок, ис­пользовалось не только как продукт питания, но и материал для освещения. До появления олив египтяне выращивали другие масличные культуры, преимущественно ореховое дерево «бак».

Хорошим лекарственным средством являлись орехи дум-пальмы и плоды ююбы (зизифы), а кокосовыми орехами питались лишь немногие избранные, поскольку их выращивание в Египте было затруднено неподходящими климатическими условиями. Бедные жители Египта лакомились сердцевиной стеблей папируса и корневищами некоторых водяных растений.

Молоко считалось особо ценным продуктом. Хранили его в пузатых глиняных сосудах с закупоренным горлышком, что препятствовало проникновению насекомых. В некоторых источниках встречается упоминание о таких молочных продуктах в рационе египтян, как сливки, масло, творог.

Для придания напитку или кушанью сладкого вкуса они использовали мед или плоды рожкового дерева. Сбором воска и меда диких пчел занимались специальные люди, от­правлявшиеся за ними в далекие пустыни.

Эти люди, как и сборщики скипидарной смолы, пользовались милостью фараона, который оказывал им всячес­кую помощь.

Некоторые египтяне занимались разведением пчел на собственных садовых участках, используя в качестве ульев большие глиняные кувшины. Добываемый мед обычно шел не только на еду, но и на продажу. Хранили его в тщательно запечатанных каменных сосудах, что позволяло ос­тавлять неизменными ценные свойства этого продукта.

Трапеза

О том, как проходили застолья древних египтян, сохранились очень скудные сведения. Предполагалось, что глава семьи, просыпавшийся раньше других домочадцев, завтракал один, сразу после умывания. Его завтрак, накрытый на небольшом столике, состоял из мяса, пирога, хлеба и пива.

Хозяйка дома завтракала во время расчесывания волос, или сразу после завершения туалета. В ее утренний рацион обязательно входили фрукты, возможно, какие-то сладости и чистая вода.

Дети питались отдельно от родителей. Их усаживали на циновке или подушках, разложенных прямо на полу.

Обеденный рацион предположительно состоял из мяса, птицы, или рыбы, хлеба, пирогов, овощей, фруктов и пива. Нельзя сказать, что мясо входило в число постоянно употребляемых продуктов питания. Даже в достаточно обеспеченных семьях мясные блюда подавались обычно только во время обеда или праздничных пиршеств. Бедные семьи чаще довольствовались молочными продуктами, овощами, фруктами и лепешками.

На стенах гробницы Телль-эль-Амарны изображен замечательный рисунок, передающий саму атмосферу застолья, происходящего более трех тысяч лет назад. Во главе стола сидит фараон Эхнатон (Аменхотеп IV, представи­тель XVIII династии), рядом с ним - супруга, царица-мать и маленькие царевны, восседающие на маленьких подушечках. Царь ест сочное мясо, а его жена - птицу. Вокруг стола располагается несколько небольших столиков с разнообразными яствами и туалетными принадлежностями.

Среди прочих предметов во время раскопок храмов, от­носящихся к эпохе Нового царства, было обнаружено множество посуды, предназначенной для приготовления и упот­ребления супов, соусов, компотов, сладостей и молочных продуктов. Там же встречаются всевозможные тарелки, вил­ки, ложки и ножи. Можно предположить, что туалетные принадлежности (кувшин с водой и таз) были необходимы египтянам для мытья рук, как перед едой, так и после нее. Это объясняется тем, что птицу, пироги, сладости и некоторые другие блюда тогда ели руками.

Около четырех-пяти часов вечера у египтян был легкий ужин, после которого они возвращались к работе или готовились к вечерним развлечениям.

египтянки

Строительство пирамид

Богатые египтяне

Хозяйство и ремесла Египта

Воспитание детей

Выпечка хлеба

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО. Земледелие - основа благоденствия Древнего Египта. Каждый год Нил, разливаясь, оставлял а берегах слой плодороднейшего ила, благодаря чему египтяне выращивали множество разнообразных сельскохозяйственных культур. Речная вода использова

Водяные лилии вместе с папирусом и белым и голубым лотосом составляют украшение берегов Нила. Цветы нужны для украшения храмов и жилищ. Их собирают молодые девушки. Возможно, эти цветы предназначаются для украшения стола господина, который (на заднем плане)

В прошлом номере «АиФ» уже рассказывал . Вместе с медовыми мазями для заживления ран и зубной пастой из пальмовой коры ведущие каирские клиники предлагают клиентам «диетический курс по рецепту фараонов», гарантируя потерю 20-25 килограммов за полгода. Между тем исследования учёных показывают — в Древнем Египте благодаря правильному питанию дольше всех жили именно цари и... самые обычные крестьяне. Занесённый в Книгу рекордов Гиннесса за самое долгое в истории царствование фараон Пиопи II , как считается, правил 94 года (2279-2185 гг. до н.э.), Рамсес II Великий сидел на троне 67 лет, 54 года страной управлял Тутмос III , а Ментухотеп — почти полвека. Простолюдины также иногда доживали до 70 лет, несмотря на тяжёлую работу. А вот жрецы, одни из богатейших людей Древнего Египта, едва достигали возраста в 45 лет. Интересно, почему?

Чеснок для мыслей

— Разумеется, тут всё зависит от качества еды, — объясняет египтолог Абу-Хамид аль-Маджид .

— Жрецы умирали от закупорки кровеносных сосудов и инфаркта, поскольку ели откровенно нездоровую пищу — ту, которую «посвящали» богам. Самых жирных свиней в Древнем Египте всегда резали на алтаре злого бога Сета : во время религиозных празднеств мясо свиньи вообще считалось табу, его нельзя было вкушать никому, кроме храмовых слуг. Еда жрецов состояла из свинины, сала, яиц, масла и сладостей с обильным добавлением жиров. Они ели больше, чем могли (ведь подношения богам нельзя было выбрасывать в отходы), и игнорировали овощи и фрукты. А вот фараоны питались иначе — им разрабатывали специальную диету для «ловкости мыслей». Как правило, на столе царей присутствовала варёная и тушёная говядина (самое дорогое мясо в Египте), свежий инжир, и обязательно мёд. Проживший 101 год фараон Пиопи II ежедневно ел зелёный лук, чеснок и активно... угощался пивом. Удивительно, но тогда пиво считалось диетическим продуктом и даже использовалось для лечения в египетской медицине.

Пиво для похудения

Действительно, около 4000 лет назад пиво в Египте считали важной частью питания людей, решивших сесть на диету. Тогдашнее пиво верхового брожения сильно отличалось от современного — оно являлось источником витаминов, минералов и протеина, в его приготовлении использовали ячмень, корни различных растений и семена лилии. Ещё в 2580 г. до н.э. пиво (с целью придания бодрости и силы) входило в рацион строителей «Великой пирамиды Хуфу» в Гизе — не меньше, чем по 3 (!) литра в день на человека. По мнению врачей-египтологов, крайне важен и факт, что древние египтяне не ведали о таком «ужасе» для сердца, как жареная в масле картошка а-ля «Макдоналдс» (Америку ещё не открыли), а также не знали сахара, заменяя его мёдом. В меню фараонов обязательно наличествовал сельдерей, дыня, огурцы, чечевица и зелёный горошек. Скажем, фараон Аменемхет III , правивший 47 лет (1853-1806 гг. до н.э.), ежедневно ел салаты из овощей с оливковым маслом и дважды в сутки поглощал виноград. Не гнушались правители и физическими упражнениями. Если смотреть псевдоисторические фильмы, складывается впечатление, что в Древнем Египте царей исключительно носили на плечах рабы с опахалами, но в реальности фараоны довольно много ходили пешком.

Молоко для молодости

Получается, в рецептах потери веса и долголетия с точки зрения Древнего Египта нет ничего суперволшебного (кроме разве что неожиданной полезности пива). Это говорят и современные диетологи: ешьте поменьше жира, больше ходите, кушайте фрукты и овощи, не налегайте на жареное, иначе вам грозят аналогичные неприятности, что и у слуг бога Сета. На древнеегипетских кухнях не было картошки-фри, шоколада, гамбургеров и сосисок — тех продуктов, от коих толстеют, а свинина поедалась лишь жрецами. Соблюдать древнеегипетскую диету можно и сейчас: в клиниках Каира гарантируют, что «рецепты действенны». Правда, лучше обойтись без мышей.

З ІСТОРІЇ РОЗВИТКУ НУТРИЦІОЛОГІЇ

ПИТАНИЕ ДРЕВНИХ ЕГИПТЯН
(Из книги "История питания")

В.И. Смоляр, доктор мед. наук, профессор

Национальный университет пищевых технологий, Киев

Ученые утверждают, что биологическая эволюция прекратилась около 100 тысяч лет тому назад на уровне кроманьонского человека. Это значит, что в организме современного человека в полной мере сохранились и действуют приспособительные механизмы, присущие кроманьонцу. Однако с тех пор существенным образом изменились условия жизни человека, изменился растительный и животный мир, пища его подверглась значительной эволюции. Древним жителям Европы и Африки не были известны картофель, сахар, помидоры, семена подсолнечника, какао, арахис, маниок, кукуруза, кокосовый орех, клубника. В настоящее время установлено, что 30% всех растений, произрастающих ныне на африканской земле, завезены столетия тому назад из Нового Света. Многие из них в настоящее время составляют основу питания целого ряда стран Европы, Азии и Африки.

В далеком прошлом у человечества не было золотого века. Жизнь наших предков была полна страданий и тревог за завтрашний день.

Огромным завоеванием первобытного человека в борьбе с природой было открытие огня. Использование огня дало возможность нашим предкам расширить ассортимент употребляемых в пищу растений, улучшить вкусовые качества многих пищевых продуктов как растительного, так и животного происхождения.

Развитие охоты способствовало снабжению первобытных людей мясной пищей. По выражению Ф. Энгельса мясная пища "содержит в почти готовом виде наиболее важные вещества, в которых нуждается организм для своего обмена веществ; она сократила процесс пищеварения и вместе с ним продолжительность других вегетативных процессов в организме и сберегла этим много времени, вещества и энергии для активного проявления животной, в собственном смысле слова, жизни". Мясная пища дала ему возможность быстрей и полней совершенствоваться из поколения в поколение.

Дальнейшим крупным событием в жизни человека явилось возникновение земледелия. По мнению Дж. Бернала, окультуривание различных растений, особенно выведение новых сортов, сыграло в развитии человечества даже большую роль, чем приручение животных. С тех отдаленных времен, от первобытных людей до появления первых государств, прошел ряд тысячелетий. Как питались во времена Древней Греции и Рима можно узнать из работ древних ученых. О том, как питались древние египтяне в эпоху неолита, свидетельствуют рельефы, обнаруженные в гробницах египетских фараонов.

Настоящий небольшой очерк является одной из первых попыток систематизировать сведения о питании древних жителей нашей планеты.

Еще в эпоху развитого неолита (V тысячелетие до н.э.) египтяне научились выращивать зерновые культуры - ячмень и пшеницу-двузернянку. На протяжении всей древнеегипетской истории они служили для приготовления основной пищи - хлеба. В списках жертвоприношений мы находим около 20 наименований различных сортов и видов хлеба (островерхий, округлый, ячменный, свежий, маленький круглый каравай и т.п.).

Для получения муки ячмень и пшеницу толкли длинными пестами в большой ступе, чтобы отделить чешуйки колосьев от зерна. Очищенное от чешуек и раздробленное зерно растирали округлыми камнями на горизонтально лежащих каменных плитах. Из полученной муки месили тесто в больших квашнях. Обычно этим занимались женщины. На рельефе из гробницы Тии изображена работница, которая руками месит тесто в квашне. Две другие женщины, изображенные рядом, выливают закваску из сосудов в другую квашню. Дрожжи в Древнем царстве еще не были известны. Их стали приготовлять и употреблять в тесто со времен Нового царства.

До этого времени древние египтяне для закваски использовали кусок теста, оставленного впрок. Хлеб выпекался в глиняных конусообразных формах, предварительно сильно нагретых на огне. Эти формы (9–13 штук) горкой располагались над очагом, причем так, чтобы пламя охватывало их изнутри. В нагретые формы наливалось тесто. Когда хлеб был испечен, крышки снимали, а формы разбивали.

Ученые полагают, что земледелие в Древнем Египте развивалось самостоятельным путем. Считается, что земледельцы древнего Египта не могли заимствовать навыки по выращиванию зерновых культур ни в Передней Азии, поскольку для эпохи неолита не установлены связи древнего Египта с Палестиной или Двуречьем, ни в Эфиопии, где самые древние следы земледелия датируются лишь III тысячелетием до н.э. Х.А. Кинк полагает, что дикорастущие злаковые культуры (ячмень и пшеница-двузернянка) могли произрастать в Северной Африке. Кстати, в эпоху неолита на территории Египта был более влажный климат, что способствовало выращиванию зерновых культур. Хлеб выращивали преимущественно в Верхнем Египте, а в Нижнем - только отчасти. Большая часть Нижнего Египта была покрыта садами, лугами, болотами. Следовательно, обе части древнего Египта в хозяйственном отношении дополняли друг друга.

От эпохи неолита до эпохи Среднего царства (ХХII в. до н.э.) посевы ячменя, как более устойчивой к засухе культуры, преобладали над посевами влаголюбивого эммера - пшеницы-двузернянки. Учитывая различное отношение этих культур к влаге, практиковались смешанные посевы этих злаков (более устойчивый ячмень как бы защищал эммер).

Известны два сорта ячменя: шести- и двухрядный. Шестирядный ячмень имел большее распространение и употребление. Из него выпекались основные сорта хлеба. Во времена раннего царства египтяне из Передней Азии заимствовали голозерную пшеницу. Но этот вид пшеницы, более требовательный и истощающий почву, до греко-римского периода не получил большого распространения в Египте, хотя из нее изготовляли хлеб более высокого качества, чем из эммера и ячменя. Этот вывод сделан учеными на основании того факта, что голозерная пшеница редко упоминается в надписях, при раскопках ее зерна было обнаружены в очень небольшом количестве.

Древние египтяне использовали в пищу сотни различных растений. На рельефах изображены овощи, в изобилии лежащие на жертвенных столах и на тарелках. Огородничество в те времена настолько развилось, что превышало потребности некоторых хозяйств. Поэтому овощи стали одним из основных товаров, предлагавшихся на обмен. Излюбленной пищей древних египтян, особенно бедных людей, был лук, лук-порей и чеснок. В Египет лук был завезен из Ирана при царях первой династии. Лук, лук-порей и чеснок в древнем Египте были обоготворены. Лук служил символом богини Изиды; его часто находили в саркофагах или на рельефах. Согласно утверждениям Геродота, чеснок входил в число продуктов, которые предлагались рабочим при постройке пирамид. Плиний Старший утверждал, что слава лука и чеснока в древнем Египте настолько возросла, что их стали боготворить. Одно время употребление в пищу чеснока и лука было запрещено. Изображения редьки встречаются на стенных рельефах древних египтян, на стенах храма Карион XII династии, которые свидетельствуют о том, что ее культивировали в древние времена: из семян добывали масло, а корнеплоды использовали в пищу. Во времена Древнего царства, кроме салата-латука и луковичных растений, выращивали и употребляли в пищу огурцы и тыкву. Из дикого вида арбуза, часто встречающегося в Южной Африке, египтяне культивировали улучшенные сорта, доказательством чему служат семена и листья арбуза, найденные в гробницах.

По Швейнфурту, дыни с древнейших времен встречаются в долине Нила и в верхнем Ниле. На древних изображениях в египетских храмах, среди приносимых в жертву плодов, очень легко узнать дыню. По другим данным, дыня была занесена в Египет из Индии арабами. Капуста также была известна древним египтянам. Они считали ее хорошим средством против опьянения и всякую трапезу начинали в вареной капусты. На фресках древних египтян между дарами, которые приносились в жертву богам, представлена спаржа ярко-зеленого цвета.

Сады в древнем Египте состояли из посадок дикой и культивированной смоковницы, искусственных водоемов, огородов и виноградников. Появление виноградников в древнем Египте относится к началу III тысячелетия до н.э. На печатях от винных сосудов Раннего царства и начала Древнего царства сохранилось название государственного виноградника. Виноградные лозы имели крепкие стебли и приносили урожай черного крупного винограда с синеватым отливом. Выращивали также виноград другого вида - низкий, который не нуждался в подпорках.

Для приготовления вина виноград давили ногами в большом чане. Сок стекал по желобу в большой сосуд, располагающийся ниже чана.

P. Moutet предполагает, что виноградари Древнего царства предпочитали после выдавливания оставлять сок на 1–2 дня для брожения, чтобы сахар перебродил на алкоголь. Среди других напитков было распространено пиво. Во времена Древнего царства египтяне выращивали особый вид полбы, употреблявшейся для приготовления пива. Процесс пивоварения был непосредственно связан с хлебопечением. Из ячменной муки грубого помола выпекали хлебцы, немного непропеченные внутри, помещали их в сосуды с водой для закваски и прессовали в чане. Во время приготовления пива использовали пряности и сок фиников. Полученную смесь процеживали и разливали в осмоленные изнутри глиняные сосуды, которые закупоривались пробками. Пивоварни располагались рядом с хлебопекарней. Поскольку для выпечки хлебцов требовались глиняные формы, а также были необходимы сосуды для разлива пива, рядом с пивоварней и хлебопекарней располагалось гончарное производство.

По свидетельству Плиния Старшего, египтяне выращивали и употребляли в пищу персики, даже посвятили их богу молчания Гарпократу.

Древние египтяне не были вегетарианцами. В эпоху Древнего царства у них было достаточно сильно развито животноводство. Судя по часто встречаемым на рельефах сценам доения коров, в животноводстве было развито молочное направление.

В Египте Древнего царства разводили длинноногих овец и баранов с почти горизонтально идущими рогами, которых называли гривистыми. По мнению В. Врежински, они могли произойти от северо-африканских диких овец, на которых продолжали еще охотиться во времена Древнего царства. При раскопках неолитических поселений обнаружены кости домашней козы. Стада домашних коз изображены на додинастических сосудах и на нескольких рельефах в гробницах Древнего царства. Предполагают, что они были заимствованы древними египтянами из Передней Азии. Изображение процесса доения коз не сохранилось. Однако египтяне Древнего царства умели приготовлять сыр. Поэтому можно предполагать, что козы, как и коровы, использовались в молочном хозяйстве.

На рельефах Древнего царства встречаются изображения антилоп, газелей и гиен, находящихся в стадах, загонах и даже в хлевах. В гробницах более позднего времени можно видеть газелей в ошейниках. В гробнице Сешеманхитаха изображены козерог, сабельная и коровья антилопы, оленебык, гривистая овца, которую пастухи ведут за рога. Все эти животные названы молодилком. П.Н. Савелова предполагает, что в отдельных случаях попытки приручения газелей и антилоп все же удавались, потому что на нескольких изображениях более поздних эпох показаны самки, которые кормят своих телят. Египтяне Древнего царства, как и их предки, ловили, откармливали и употребляли в пищу диких антилоп, газелей, козерогов в качестве "живого мяса".

В ту пору в Египте водились следующие дикие животные: зубры, муфлоны и козлы, газели двух видов, козероги, сабельные антилопы, мендесские антилопы, коровьи антилопы, оленебыки, а также львы, волки, шакалы, гиены, гиппопотамы, крокодилы. Встречались страусы, жирафы, зайцы, ихневмоны, ежи.

Охотой на гиппопотамов египтяне занимались с доисторических времен, используя их мясо в питании.

В больших хозяйствах Древнего царства (царских, храмовых и царских вельмож) имелись большие птицефермы, в которых откармливалось огромное количество птицы разных пород и видов: гусей, уток, журавлей, лебедей, голубей и пеликанов. Необычный состав птиц, содержащихся на птицефермах, объясняется тем, что они поступали от охотников. Это был не съеденный остаток добычи птицеловов. Доставленных в больших клетках птиц оставляли в вольерах и откармливали колобками из муки. Хорошо откормленных птиц специальные работники закалывали, ощипывали и подавали господам для еды.

Уже во времена Древнего царства делались попытки приручения диких птиц. Б. Брентьес полагает, что попытка одомашнивания гусей была предпринята только в середине II тысячелетия до н.э., когда уже стали разводить кур. От этого и более позднего времени до нас дошли изображения гусят рядом с гусями. Брентьес считает попытку приручения диких гусей в Египте неудачной, поскольку домашний гусь произошел из породы серых гусей. Древние египтяне пытались приручить также пеликанов. Об этом свидетельствует изображение в гробнице Харемхета (середина II тысячелетия до н.э.).

Охота во времена Древнего царства не утратила еще своего значения. Охотники, поставляя убитую дичь, значительно увеличивали запасы мяса в стране и обеспечивали крупные хозяйства животными и птицей для приручения и одомашнивания.

В те времена в густых зарослях дельты Нила и в озерах гнездилась масса водоплавающих птиц (гусей и уток различных видов, ибисов, цапель). Осенью здесь задерживались переплетные птицы (ржавые гуси, перепела, журавли и др.). Бекасами и удодами были полны сады египтян, а перепелами - жнивье весной.

Рыбная ловля в древнем Египте имела большое значение, пополняя запасы свежей и вяленой рыбой.

Воды Нила кишели гиппопотамами и крокодилами, рыбой (оксиринхами, нильскими окунями и талиями, африканскими сомами и двумя видами лугилид из породы лобанов).

Наиболее продуктивно ловля рыбы производилась вершами и неводом. Пойманную рыбу разделывали для сушки. Вынутую из рыб икру складывали в горшки.

Древние египтяне не знали сахара, поэтому ценным лакомством был мед. Его использовали также как лекарство для больных. Долгое время египтяне собирали и использовали в пищу дикий мед. Предполагают все же, что приручение пчел в Египте произошло очень рано - уже в середине V тысячелетия до н.э. Честь открытия пчеловодства, по-видимому, должна принадлежать египтянам. Во всяком случае, рельеф в солнечном Храме царя Ниусерра в Абусире (ХХVI век до н.э.) изображает храмовую паcеку и свидетельствует о том, что египтяне Древнего царства умели делать ульи, помещали в них пчел и выкачивали мед. Для приготовления сладкого напитка мед смешивали с водой. Его употребляли также для изготовления сладких пирогов.

Суммируя, необходимо отметить, что питание древних египтян было разнообразным. В их рационе содержались продукты как растительного, так и животного происхождения. Они использовали в пищу сотни растений. Вместе с тем их рационы не содержали многих растительных продуктов, которые теперь составляют основу питания. Древние египтяне не знали сахара, поэтому в их питании преобладали сложные углеводы.

Чем питались древние египтяне? Этот вопрос наверняка интересовал многих людей. Особенно после посещений Египта по путёвке «всё включено»:). Да, конечно, пища много тысяч лет назад отличалась от той, что мы принимаем сегодня. И нынешняя не всегда самая здоровая. Поэтому на самом деле было бы интересно узнать, чем питались древние египтяне, что было включено в их рацион?

Ещё историк Геродот писал, что египтяне питались хлебом из муки грубого помола и называли её силлестис. Самым популярным выращиваемым злаком был эммер (полба-двузернянка). Эммер превосходил обычную пшеницу по количеству минералов и волокон. Хлеб выпекался самых разных форм: в виде животных, рыб, людей и самой разной текстуры; посыпали семенами кориандра и финиками. Хлеба и каши готовились из зерна.

Существовал и особенный продукт, который современные учёные называют «пивным хлебом». Древние египтяне добавляли в пивной хлеб больше, чем обычно дрожжей и выпекали его при низких температурах, чтобы не убивать дрожжевые культуры. Затем уже для изготовления пива этот хлеб размельчали, добавляли воды и оставляли бродить. Согласно другой версии, пиво готовили так: одну часть зёрен ячменя оставляли прорастать, а другую варили, и потом соединяли обе части. Ферменты в пророщенном зерне начинали поедать крахмал, превращая в сахар. Эту смесь процеживали и добавляли дрожжи. Этим методом до сих пор пользуются в Африке.

Свои крепкие напитки древние египтяне изготовляли из ячменя, так как в Египте не рос виноград и не было вин, они употребляли пиво. Рыбу ели сырой, высушенной на солнце или консервированной в рассоле. Последним способом обработки рыбы занимались в основном жрецы.

Из сладостей жители Древнего Египта употребляли мёд, финики, изюм и гранаты, ююба (китайский финик) и сухофрукты. Специи привозились из-за границы, поэтому они в основном появлялись в блюдах богатых людей. Один из египетских иероглифов выглядит, как кероб (стручок рожкового дерева), и означает «сладость». Диких овощей было вдоволь: сельдерей, папирусные стебли и лук, а также семена и корни лилии. Употребляли и тигровый орех. Из бобовых ели горох, фасоль, чечевицу и нут.

Оливковое масло привозилось из Израиля, который соседствовал с Египтом на севере, а другие масла древние египтяне изготавливали сами из семян редиса, сафлора и кунжута. Пищу также готовили на животном жире, баночки с которым найдены в разных местах.

Мясной парадокс

Мясная пища была доступна, в основном, высшим сословиям. Древние египтяне охотились на бегемотов, газелей, аистов, уток, а также на более мелкие виды животных, например, на ежей. Свинину запрещали есть жрецы. Стоит отметить, что в 2014 году проведено исследование состояния сорока пяти мумий египтян, живших между 3500 до н.э. и 600 г. н.э. По анализу атомов углерода учёные установили, что древние египтяне были вегетарианцами. Возможно, мясо вошло в рацион египтян позже, как и у других народов. Рацион их питания состоял из пшеницы, ячменя и небольшого количества проса, и сорго (менее 10 процентов). Удивительно, но, по крайней мере, эти сорок пять мумий не употребляли рыбы, несмотря на то, что жили на берегу Нила. Возможно, это также связано с тем, что это были мумии жрецов, которые в силу духовной службы отказывались от мяса и рыбы.

Вообще, рецептов египетских блюд до наших дней почти не сохранилось. О том, чем питались египтяне, мы можем судить лишь по росписям на стенах усыпальниц да по сведениям о выдаче того или иного провианта со складов “пер джет” - для работников то- то, для хозяйского стола - то-то.

Рацион различных классов египетского общества различался кардинальным образом. Простолюдины, получавшие свое ежедневное довольствие, ели в основном хлеб из ячменной муки - простые лепешки. Если египетский крестьянин или ремесленник владел крошечным огородом, его рацион разнообразили лук и чеснок. Небольшое количество овощей выдавалось и из кладовых вельможи, однако не слишком часто, насколько позволяют судить уцелевшие за долгие века разрозненные хозяйственные записи египетских чиновников. [Илл. - Выпечка лепешек в золе (стр. 62)] Мясо в рационе простонародья практически отсутствовало. В качестве добавки к ежедневным блюдам шли иногда мясистые внутренние части стеблей папируса. Во время сбора урожая работники, если поблизости не было надзирателя, украдкой лакомились фруктами. На росписях ряда гробниц вельмож Древнего царства присутствуют удивительно живо выписанные сценки - работник, срывающий с дерева смоквы, кидает ягоду стоящему под деревом подростку, клянчащему “угощение”. Стол богачей отличался значительным разнообразием. Помимо достаточно большого выбора хлебов, для номарха пекли сладкие медовые хлебцы - “пирожные”. Фрукты и овощи из личных садов вельможи подавались на стол каждый день. Кроме того, знать и чиновники часто ели мясо - птицу или дичь с удачной охоты. Птицу (чаще всего - гуся, излюбленное блюдо) и рыбу жарили над угольями. Самым распространенным напитком в Древнем Египте являлось пиво. Легкий алкогольный напиток получали, оставляя бродить поджаренные ячменные хлебцы. В некоторые сорта, подававшиеся к столу чиновников и знати, добавляли разнообразные ароматизаторы - пряности, финики. Всего до нас дошло порядка двадцати различных рецептов приготовления пива. Сорта различались цветом и крепостью. Легкое светлое пиво давали работникам в поле не только в качестве ежедневного довольствия. Вместе с надсмотрщиками на работах обязательно присутствовал человек, чьей обязанностью было подносить земледельцам чаши с пивом в течение всего рабочего дня. По-видимому, только таким образом работники спасались от жажды и жары. Это позволяет сделать вывод, что пиво вряд ли отличалось крепостью. Вероятно, оно больше напоминало перебродивший квас. Высшие слои населения - вельможи, жрецы и царский двор пили виноградное вино, преимущественно свое. Однако есть сведения и о привозившихся издалека кувшинах с вином - как правило, с дарами от иноземных правителей. Мелкие чиновники могли побаловать себя другим крепким напитком - пальмовым вином. Этот алкогольный напиток приготавливали следующим образом. На стволе финиковой пальмы делался надрез, и сок сцеживался в глиняный кувшин или чашу. Перебродивший на солнце сок и давал “вино”, достаточно крепкое, чтобы ударить в голову, но, видимо, не слишком приятное на вкус, судя по тому, что на египетских росписях пьющими его изображены лишь мелкие писцы и надсмотрщики над работниками. Что касается сладостей, то практически до середины II тысячелетия до н.э. египтяне знали лишь мед. Пчеловодство стало практиковаться очень рано, еще надписи времен Древнего царства отмечают существование в номовых хозяйствах ульев с пчелами. Египтяне не ловили рои диких пчел и не отыскивали места пчелиных поселений, по-видимому окультуривание пчел произошло в глубокой древности. Садовники умели выкуривать рой из улья и собирать мед, а затем запускать пчел обратно. Мед являлся составной частью сладких хлебов. Его добавляли в пиво, вероятно, ели и просто так. Сахара египтяне очень долгое время не знали - ни тростникового, ни фруктозы. Эпоха гастрономического изобилия наступила в Египте лишь во времена Нового царства. Хлынувшие в страну богатства - продукты, зерно, вина, огромные стада скота - дали возможность даже простолюдинам питаться сытно и разнообразно. Роскошь вельможеских обедов достигала в эту эпоху, по-видимому, вовсе неописуемой роскоши, но и люди попроще стали регулярно есть мясо. Тогда же в Египте появились новые сорта фруктовых деревьев - в частности, яблоки и груши.

error: Content is protected !!