Возрастные особенности развития детей 4 5 лет. Стремительное развитие речи

Темп физического развития ребенка с 4-го по 6-й год жизни примерно одинаков: средняя прибавка в росте за год составляет 5-7 см, в массе тела – 1,5-2 кг. Рост четырехлетних мальчиков – 100,3 см. К пяти годам он увеличивается примерно на 7,0 см. Средний рост девочек четырех лет – 99,7 см, пяти лет – 106,1 см. Масса тела в группах мальчиков и девочек равна соответственно в 4 года 15,9 и 15,4 кг, а в 5 лет – 17,8 и 17,5 кг.

Особенности опорно-двигательного аппарата

К пяти годам соотношение размеров различных отделов позвоночника у ребен­ка становится таким же, как у взрослого, но рост позвоночника продолжается вплоть до зрелого возраста. Скелет ребенка-до­школьника отличается гибкостью, так как процесс окостенения еще не закончен. В связи с этим детям 4-5 лет нельзя на физ­культурных занятиях давать силовые упражнения, необходимо постоянно следить за правильностью их позы.

Длительное сохранение одной позы может вызвать перенап­ряжение мускулатуры и в конечном итоге нарушение осанки. Поэтому на занятиях, связанных с сохранением статической позы, используются разнообразные формы физкультурных пауз.

Мышцы развиваются в определенной последовательности: сначала крупные мышечные группы, потом мелкие. Поэтому сле­дует строго дозировать нагрузку, в частности, для мелких мышеч­ных групп. Для рисунков карандашом ребенку не дают больших листов бумаги, так как его утомляет необходимость зарисовывать большую поверхность. Для изображения отдельных предметов в средней группе рекомендуется использовать бумагу размером в половину писчего листа, для сюжетных рисунков – 28 х 20 см.

Органы дыхания

Потребность организма ребенка в кислоро­де возрастает за период от 3 до 5 лет на 40%. Происходит пере­стройка функции внешнего дыхания. Преобладающий у детей 2- 3 лет брюшной тип дыхания к 5 годам начинает заменяться грудным. К этому же возрасту несколько увеличивается жизнен­ная емкость легких (в среднем до 900-1060 см ‘), причем у маль­чиков она больше, чем у девочек.

Сердечно-сосудистая система

Абсолютный вес сердца в этом возрасте равен 83,7 г, частота пульса – 99 ударов в минуту, а сред­ний уровень кровяного давления 98/60 мм ртутного столба. Впро­чем, наблюдаются большие индивидуальные колебания показа­телей сердечной деятельности и дыхания. Так, в 4 года частота сердечных сокращений (пульса) в минуту колеблется от 87 до 112, а частота дыхания – от 19 до 29.

В возрасте 4-5 лет ритм сокращений сердца легко нарушает­ся, поэтому при физической нагрузке сердечная мышца быстро утомляется. Признаки утомления выражаются в покраснении или побледнении кожи лица, учащенном дыхании, одышке, некоор­динированных движениях. Важно не допускать утомления детей, вовремя менять нагрузку и характер деятельности. При переходе на более спокойную деятельность ритм сердечных сокращений быстро нормализуется, и работоспособность сердечной мышцы восстанавливается.

Развитие органов чувств

Первые пять лет жизни – «золотая пора» развития сенсорных способностей детей.

Хрусталик глаза дошкольника имеет более плоскую, чем у взрослого, форму. Отсюда и некоторая дальнозоркость. Однако легко может развиться и близорукость. Так, при рассматривании иллюстраций, да еще за плохо освещенным столом, при работе с карандашом, различными мелкими предметами ребенок напря­гает зрение, сильно наклоняется. Мышцы глаза при этом для луч­шего преломления световых лучей меняют форму хрусталика,

внутриглазное давление также меняется, глазное яблоко увеличи­вается. Часто повторяясь, эти изменения могут закрепиться. Следовательно, необходимо вырабатывать у детей правильную рабочую позу и осуществлять постоянный контроль за ней как на занятиях, так и в их самостоятельной деятельности.

У ребенка 4-5 лет продолжается процесс развития органа слуха. Барабанная перепонка нежна и легкоранима, окостенение слухового канала и височной кости не закончилось. Поэтому в полости уха легко может возникнуть воспалительный процесс.

С ранимостью органа слуха и незавершенностью формирова­ния центральной нервной системы связана большая чувствитель­ность дошкольников к шуму. Если жизнь детей в группе постоян­но протекает на фоне шума порядка 45-50 децибелов, наступает стойкое снижение слуха и утомление. Между тем падающие ку­бики и стулья, громкий разговор создают шум примерно в 70-75 децибелов. Вот почему в дошкольных детских учреждениях долж­на про водиться активная борьба с шумом: необходимо приучать детей правильно пользоваться игрушками, осторожно переносить стулья, говорить негромко.

Развитие высшей нервной деятельности

Центральная нервная система является основным регуляторным механизмом физиоло­гических и психических процессов.

Нервные процессы – возбуждение и торможение – у ребен­ка, как и у взрослого, характеризуются тремя основными свой­ствами: силой, уравновешенностью и подвижностью. К 4-5 го­дам у ребенка возрастает сила нервных процессов, повышается их подвижность. Но особенно характерно для детей этого возраста совершенствование межанализаторных связей и механизма вза­имодействия сигнальных систем.

Постепенно совершенствуется возможность сопровождать речью свою игру, дети без труда воспринимают указания взрос­лого в процессе различной деятельности. Это позволяет разнооб­разить приемы обучения. В средней группе, например, улучшать произношение звуков речи можно в процессе специально пред­назначенных для этого подвижных игр.

У детей четырех лет механизм сопоставления слова с реальной действительностью развит еще недостаточно. Воспринимая окру­жающее, они ориентируются в основном на слова взрослого. Иначе говоря, их поведение характеризуется внушаемостью. На пятом году жизни, особенно к концу года, механизм сопоставле­ния слов с соответствующими раздражителями первой сигналь­ной системы совершенствуется, растет самостоятельность дей­ствий, умозаключений.

Однако нервные процессы у ребенка среднего дошкольного возраста еще далеки от совершенства. Преобладает процесс воз­буждения. При нарушении привычных условий жизни, при утом­лении это проявляется в бурных эмоциональных реакциях, несоб­людении правил поведения. Бурные эмоции, суетливость, обилие движений у ребенка свидетельствуют о том, что процесс возбуж­дения у него преобладает и, сохраняя тенденцию к распростране­нию, может перейти в повышенную нервную возбудимость.

Вместе с тем именно к пяти годам усиливается эффективность педагогических воздействий, направленных на концентрацию нервных процессов у детей. Поэтому на занятиях и в быту следу­ет совершенствовать реакции ребенка на сигнал: включать в физ­культурные занятия ходьбу и бег со сменой ведущего; широко использовать дидактические игры и игры с правилами.

Условно-рефлекторные связи образуются у детей быстро: пос­ле 2-4 сочетаний условного сигнала с подкреплением. Но устой­чивость они приобретают не сразу (лишь после 15-70 сочетаний) и не всегда отличаются прочностью. Это относится И к тем услов­ным рефлексам, которые образованы на словесные сигналы, и к сложным системам связей.

Сравнительно трудно формируются различные виды условно­го торможения. Поэтому чтобы научить детей 4-5 лет соблюдать правила поведения, им мало объяснить, что можно, что нельзя и что нужно делать, необходимо постоянно упражнять их в соответ­ствующих поступках. Важно, чтобы сложные системы связей, из которых складываются навыки, умения, упрочивались постепен­но, на повторяющемся с усложнениями материале.

Развитие личности

Чтобы способствовать личностному развитию ребенка 4- 5 лет, необходимо учитывать следующее.

Во-первых, в этом возрасте уже закладываются основы сози­дательного отношения к предметному миру. Для этой цели мож­но использовать те скромные поделки, которые ребенок создает своими руками для игры или в качестве подарка кому-либо. Если взрослый систематически будет подчеркивать, что ребенок сде­лал что-то сам, что он уже многое умеет и сможет для каждого создать атмосферу заслуженного признания и успеха, то удовлет­ворение, которое при этом станет испытывать ребенок, будет побуждать его и дальше ставить подобные задачи.

Во-вторых, в этот период могут возникнуть и подлинно позна­вательное отношение к миру, бескорыстная потребность в знани­ях из интереса и желания знать. Для дальнейшего развития по­знавательного интереса важно не только давать ребенку новые знания в увлекательной форме, необходимо максимально уважи­тельно относиться к его собственным умственным поискам и их результатам. На пятом году жизни ребенок уже способен раз­мышлять, не опираясь на непосредственный опыт. У него появ­ляется круг чисто словесных знаний. Оперируя такими знания­ми, ребенок может иногда приходить к неправильным выводам, получать логически несовершенные результаты. Любое проявле­ние неуважения к этим первым самостоятельным интеллектуаль­ным шагам может отбить у ребенка интерес к сфере знаний и лишить его уверенности в себе. Поэтому важнейшим требовани­ем к личным отношениям взрослых с детьми и в их взаимоотно­шениях друг с другом является серьезное и уважительное отноше­ние ко всем, даже неверным, соображениям ребенка.

Это не означает, что взрослые должны одобрять любые непра­вильные мысли и соображения детей. Взрослым следует не оце­нивать детей, а обсуждать с ними их соображения и возражать им как бы на равных, а не свысока. Отсюда естественно вытекает, что новыми в отношении ребенка к другим людям должны стать, с одной стороны, интерес и уважение к взрослому как к источнику новых знаний и тактичному помощнику в его собственных интеллектуальных поисках, а с другой – уважительное и заинте­ресованное отношение к аналогичным интеллектуальным поис­кам его сверстников.

Отношение к сверстникам в этом возрасте носит еще не очень дифференцированный характер. Дети в основном делят­ся на «плохих» И «хороших», И эти оценки в очень большой сте­пени зависят от взрослых. Так, большинство детей пятого года жизни считают сверстников плохими потому, что воспитатель делает им замечания за то, что они медленно едят, плохо засы­пают и т.п.

Необходимо иметь в виду, что репутация ребенка в группе, отношение к нему сверстников и его душевное самочувствие мо­гут без всякого умысла со стороны взрослого непоправимо пост­радать. Для этого достаточно частого выражения недовольства взрослого по поводу таких форм поведения, которые, хотя и со­здают организационные трудности, морально нейтральны, не зависят от ребенка и зачастую обусловлены его физиологически­ми особенностями.

В развитии сознания детей открываются две очень важные возможности, от правильного использования которых суще­ственно зависит общий уровень их умственного развития. Одна из возможностей связана с тем, что на пятом году жизни дети способны в своем познании окружающего выходить за пределы того, с чем непосредственно сталкиваются сами. Начиная с этого возраста, дети могут постепенно накапливать фактические знания о самых разных предметах и явлениях, которых они не видели и о которых знают только со слов взрослого (о животных и маши­нах, городах и странах и т.п.).

Очень важно понимать, что когда ребенок накапливает такие представления, он не просто увеличивает объем знаний об окру­жающем. У него естественно возникает отношение к тем новым сферам жизни, с которыми его знакомят: симпатия к дельфинам и опасливое отношение к акулам, сочувствие к людям, которые месяцами живут в условиях полярной ночи, и уважение к их спо­собности приноравливаться к сложным природным условиям.

А это значит, что взрослый не только дает знания, но и прин­ципиально расширяет круг событий и предметов, вызывающих у ребенка эмоциональный отклик: сочувствие и возмущение, ува­жение и интерес. Очень важно, что чувства и отношения, пере­живаемые ребенком по поводу далеких и лично ему незнакомых существ или событий, по сути своей бескорыстны, не связаны с сиюминутными эгоистическими желаниями и устремлениями. Тем самым взрослые выводят ребенка за пределы узких и эгоис­тических интересов, делая самые первые шаги в формировании будущего гражданина мира, которому ничто человеческое не бу­дет чуждо.

Дети 4-5 лет стремятся к самостоятельности, но неудачи обескураживают их. Накапливаясь, безуспешные усилия порож­дают неуверенность. Между тем произвольность поддерживает­ся именно успешностью выполнения задания взрослого или дела, которое ребенок задумал сделать сам.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного воз­раста появляются ролевые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процесс е игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Про­исходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Развитие психических процессов

Наиболее ярко развитие детей среднего дошкольного возрас­та (4-5 лет) характеризуют возрастающая произвольность, пред­намеренность, целенаправленность психических процессов, что свидетельствует об увеличении участия воли в процессах воспри­ятия, памяти, внимания.

Восприятие

В этом возрасте ребенок осваивает приемы актив­ного познания свойств предметов: измерение, сравнение путем наложения, прикладывания предметов друг к другу и т.п. В процессе познания ребенок знакомится с различными свойствами окружающего мира: цветом, формой, величиной, предметов, ха­рактеристиками времени, пространства, вкуса, запаха, звука, ка­чества поверхности. Он учится воспринимать их проявления, раз­личать оттенки и особенности, осваивает способы обнаружения, запоминает названия. В этот период формируются представления об основных геометрических фигурах (квадрате, круге, треуголь­нике, овале, прямоугольнике и многоугольнике); о семи цветах спектра, белом и черном; о параметрах величины (длине, шири­не, высоте, толщине); о пространстве (далеко, близко, глубоко, мелко, там, здесь, вверху, внизу); о времени (утро, день, вечер, ночь, время года, часы, минуты и др.); об особых свойствах пред­метов и явлений (звук, вкус, запах, температура, качество поверх­ности и др.).

Внимание

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. При выполнении каких-либо действий он способен удерживать в памяти несложное условие.

Для того чтобы дошкольник учился произвольно управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух. Если ребенка 4-5 лет просить постоянно называть вслух то, что он должен держать в сфере своего внимания, то он будет в состо­янии произвольно В течение довольно длительного времени удер­живать свое внимание на тех или иных предметах и их отдельных деталях, свойствах.

Память

В этом возрасте начинают развиваться процессы сначала произвольного припоминания, а затем и преднамеренно­го запоминания. Решив что-то запомнить, ребенок теперь может использовать для этого и некоторые действия, например повто­рение. К концу пятого года жизни появляются самостоятельные попытки элементарной систематизации материала в целях его запоминания.

Произвольное запоминание и припоминание облегчаются, если ребенку ясна и эмоционально близка мотивация этих действий (например, запомнить, какие игрушки нужны для игры, выучить стихотворение «в подарок маме» и т. д.).

Очень важно, чтобы ребенок с помощью взрослого осмысли­вал то, что заучивает. Осмысленный материал запоминается даже тогда, когда не ставится цель его запомнить. Бессмысленные эле­менты легко запоминаются лишь в том случае, если материал привлекает детей своей ритмикой, или, как считалки, вплетаясь в игру, становится необходимым для ее осуществления.

Объем памяти постепенно возрастает, и ребенок пятого года жизни более четко воспроизводит то, что запомнил. Так, переска­зывая сказку, он старается точно передать не только основные события, но и второстепенные детали, прямую и авторскую речь. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны при­нять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д..

Мышление

Начинает развиваться образное мышление. Дети уже способны использовать простые схематизированные изобра­жения для решения несложных задач. Они могут строить по схе­ме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение. Дети могут сказать, что произойдет в результате взаимодействия объектов, на основе их пространственного расположения. Одна­ко при этом им трудно встать на позицию другого наблюдателя и во внутреннем плане совершить мысленное преобразование об­раза. Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величи­ны. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых и спросить: «Каких кружков больше – чер­ных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше – белых или бумажных?», ответ будет таким же – больше белых.

Мышление в целом и более простые процессы, его составля­ющие (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация), нельзя рассматривать в отрыве от общего содержания деятельно­сти ребенка, от условий его жизни и воспитания.

Решение задач может про исходить в наглядно-действенном, наглядно-образном и словесном планах. У детей 4-5 лет преобла­дает наглядно-образное мышление, и главная задача педагога – формирование разнообразных конкретных представлений. Но не следует забывать, что мышление человека – это и способность к обобщению, поэтому необходимо также учить детей обобщать. Ребенок данного возраста способен анализировать объекты одновременно по двум признакам: цвету и форме, цвету и матери­алу и Т.п. Он может сравнивать предметы по цвету, форме, вели­чине, запаху, вкусу и другим свойствам, находя различия и сход­ство. К 5 годам ребенок может собрать картинку из четырех частей без опоры на образец и из шести частей с опорой на образец. Мо­жет обобщать понятия, относящиеся к следующим категориям: фрукты, овощи, одежда, обувь, мебель, посуда, транспорт.

Воображение

Воображение продолжает развиваться. Форми­руются такие его особенности, как оригинальность и произволь­ность. Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Речь

В среднем дошкольном возрасте улучшаются произно­шение звуков и дикция. Речь привлекает внимание детей и актив­но используется ими. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей, Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Дети занимаются словотворче­ством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимо­действии друг с другом носит ситуативный характер, а при обще­нии со взрослым становится внеситуативной.

Обогащается словарный запас детей, расширяются возможно­сти использования слов. Если обращать внимание ребенка на явления природы, на ее красоту, рассматривать вместе с ним пей­зажи, то уже в 4-5 лет он начинает овладевать соответствующим словарем. И хотя в этом возрасте дети в основном говорят о цве­те и размере объектов, почти третья часть даваемых ими опреде­лений развернутые, то есть с перечислением двух-трех признаков, с элементами сравнения, объяснения «<Снег белый и не­множко голубой»; «Блестит, как золотой»).

На пятом году жизни ребенка несколько меняется и морфоло­гический состав высказываний за счет более частого использова­ния глаголов, прилагательных и наречий. Это благоприятствует тому, что в речи появляются простые распространенные предло­жения и сложные. Когда дети учатся рассказывать, у них форми­руются многие элементы связной речи. Размеры детских расска­зов таковы же, как в старшей и подготовительной группах и даже у учеников начальных классов (в среднем 24-25 слов). Соответ­ственно формируются и другие признаки связной речи, например завершенность темы, выделение частей рассказа и др.

Каждая возрастная граница для ребенка играет важнейшую роль в его дальнейшем существовании. Например, на самой начальной стадии развития, от самого рождения до одного года, младенец знакомится с миром, начинает узнавать своих близких людей и постепенно привыкает к новой для него обстановке. В следующий этап, от 2 до 4 лет, уже сформировавшийся ребенок умеет распознавать цвета, фигуры, животных, слушать родителей и доносить до них свою информацию. По мнению психологов, самым важным периодом в жизни ребенка является возраст от 4 до 5 лет, его также принято называть средним дошкольным. В этот момент происходит активное развитие детского организма, окончательно формируется его характер и различные способности. Каждый родитель должен знать возрастные особенности детей 4-5 лет, для того чтобы помочь своим потомкам стать счастливыми людьми.

Формирование позитивного мышления

Почему так важно учитывать именно возрастные особенности детей 4-5 лет? Психология современного воспитания ребенка насчитывает несколько особенностей резкого изменения их поведения в этот период. В первую очередь формируется мышление, это заключается в следующем:

  • Раньше ребенок просто мог назвать тип фигуры (овал, круг, квадрат и так далее). Теперь он сравнивает с ними все предметы, которые окружают его вокруг. Например, к нему приходит подсознание того, что мяч имеет форму шара.
  • Малыш может рассортировать несколько схожих предметов по идентичному признаку (по цвету, величине, форме).
  • Также он начинает лучше ориентироваться в пространстве, ученые уверяют, что в этом возрасте ребенок самостоятельно может найти дорогу из магазина, садика или спортивной секции до дома, однако проводить подобные эксперименты все же не рекомендуется.

Таким образом, возрастные особенности детей 4-5 лет в первую очередь сводятся к тому, что у них развивается активное мышление, с каждым днем общаться с ними становится все более интересно.

Как помочь своему ребенку сформировать позитивное мышление?

Многие родители могут замечать, что в дошкольном возрасте их ребенок немного отстает от своих сверстников. Не стоит отчаиваться, следует помочь своему сыну или дочке развиваться в правильном направлении. Например, можно попробовать развить его зрительную память. Для этого требуется сделать ксерокопии страниц с его любимой книги и разрезать их на несколько составляющих. Далее, необходимо попросить малыша воссоединить изображение в одно целое, пусть сначала оно будет состоять из трех элементов, постепенно их количество можно увеличивать.

Характеристика возрастных особенностей детей 4-5 лет подразумевает также тот факт, что в этот период необходимо продолжать развивать мелкую моторику. Малыш должен научиться собирать картинки из нескольких кубиков, попадать мячом в сетку или рассортировать крупу на несколько отдельных кучек.

Самой лучшей игрушкой для развития позитивного мышления является конструктор. Он должен состоять из нескольких различных геометрических фигур. Ребенок должен сам понять, как их соединить между собой для того, чтобы добиться желаемого результата.

В четыре года малыш должен уметь сопоставлять образец с реальным объектом. Например, ему следует справляться с такими задачами, как построить по картинке конструкцию, собрать из мозаики рисунок или воспроизвести несложный пазл.

Не стоит делать из ребенка гения и добиваться того, чтобы он преуспевал перед своими сверстниками, необходимо ежедневно заниматься с ним, постепенно повышая уровень сложности заданий.

Психологические особенности

Отдельно стоит выделить возрастные психологические особенности детей 4-5 лет. Медицинские специалисты выделяют несколько особенностей изменения мышления в этот период:

  • До четырех лет все дети имели приблизительно одинаковое развитие. С этого периода должно произойти разделение общей группы маленьких людей на две основные категории. Мальчики начинают понимать, что они должны уступать девочкам, не обижать их и вести себя сдержанно в их присутствии. Маленькие принцессы должны понимать, что они намного мягче, скромнее и деликатнее мальчиков. В элитных детских садах уже происходит разделение детских спален, раздевалок и санитарных узлов по половому признаку.
  • Далее, возрастные особенности развития детей 4-5 лет изменяются. У ребенка появляется интерес к ролевым играм. Он с удовольствием примеряет на себя образ пожарника, доктора или повара. Дети начинают просить у своих родителей игрушки определенной категории.
  • Также у детей начинает формироваться свой собственный вкус. Например, им может быть не по нраву одежда, в которую родители нарядили их на утренник. Причем маленькая личность уже станет отстаивать свою точку зрения.
  • В этом возрасте дети уже могут объединяться в небольшие группы, у них появляются собственные интересы, секреты и цели.
  • Дети в четыре года уже начинают различать интонацию своих родителей, по ней они могут понять, как настроена мама или папа в данный момент.

Медицинские специалисты, которые разрабатывают возрастные психологические особенности детей 4-5 лет, называют этот период «стадией почемучки». Маленького человечка начинают интересовать абсолютно все процессы, которые его окружают.

Как помочь своему ребенку развить психологические особенности?

В полноценной семье должно в это время также произойти разделение по половому признаку. То есть девочка становится ближе к своей матери, они начинают вместе готовить, прибираться дома, делать прически, наряжаться и ходить на тематические мероприятия. Отец, напротив, должен научить мальчика быть сильным, уметь постоять за себя и вести домашнее хозяйство. Родители в этот период становятся для своих потомков авторитетом, поэтому рекомендуется обращать внимание и на свое собственное поведение.

Маленькая личность на этой стадии развития уже умеет показывать свои чувства, она капризничает, обижается, радуется, мстит, восхищается. Ни в коем случае нельзя игнорировать выбранную её манеру поведения, обязательно стоит выяснить причину такой перемены настроения. Для детей такого периода уже предусматривается психологическая консультация. Возрастные особенности детей 4-5 лет должны интересовать каждого родителя, поэтому им также потребуется дополнительная помощь специалиста.

Физические способности

В дошкольном периоде возможности каждого, без исключения, ребенка возрастают более чем в пять раз. Всего можно выделить следующие возрастные особенности развития детей 4-5 лет:

  • У них становится лучше координация. Раньше они совершали неумелые движения, из-за чего в доме постоянно был бардак. Они оставляли следы на одежде, когда кушали, пили воду, неряшливо собирали игрушки в коробку и неаккуратно одевались. С этого периода их координация начинает заметно улучшаться. С каждым днем ребенок становится все более самостоятельным и практически уже не нуждается в помощи старших товарищей.
  • Каждое движение дошкольника становится уже более резким и уверенным. Можно заметить, что дети начинают гораздо меньше падать и ронять из рук предметы.
  • Если закрыть глаза ребенку, то он безошибочно сможет показать каждую часть своего тела.
  • Многие родители уверяют, что их дети в этом возрасте становятся непоседами. Они перестают спать днем, меньше сидят на одном месте и постоянно находятся в движении.

Для того чтобы понять, правильно ли развивается ребенок, можно сравнить его с детьми, которые младше его на полгода. По сравнению с ними он становится более быстрым, резким и ловким.

Как помочь ребенку развить физические способности?

Конечно же, первое, что помогает развить физические способности маленького человечка - это занятие спортом. При этом обязательно стоит учитывать психофизические особенности детей 4-5 лет. Не стоит в первый же день делать из своего малыша великого спортсмена, нагрузка должна распределяться постепенно. Ни в коем случае нельзя допускать чрезмерно утомительных занятий спортом. Следует предварительно посоветоваться с опытным тренером и составить график физической подготовки дошкольника. Пусть сначала это будет легкая утренняя зарядка, затем конкретные упражнения, после чего уже можно переходить к освоению определенного вида спорта.

Не стоит отправлять ребенка одновременно в несколько секций, это может навсегда отбить у него интерес к подобным занятиям.

Также стоит учитывать и возрастные психофизические особенности детей 4-5 лет. Не нужно, например, заставлять ребенка заниматься тем, чем он не хочет. Если интересы малыша пока еще непонятны, то необходимо предоставить его вниманию видеоролики людей, достигших результатов в определенном виде спорта, возможно, это вызовет у него интерес.

Творческие способности

Во многих детских садах в старших группах для родителей предоставляется полезная памятка. Возрастные особенности детей 4-5 лет уже могут быть напрямую связаны с творческой деятельностью. Родители также постепенно начинают замечать, что в их доме стали все чаще появляться принадлежности для творчества: цветная бумага, альбомы для рисования, краски, кисти и фломастеры. Больше всего в этой возрастной категории малышам нравится активная творческая деятельность, например, они с удовольствием занимаются сюжетной лепкой, из пластилина они создают различные предметы, героев из мультфильмов, транспортное средство и многое другое. Также они любят рисовать себя и своих близких людей. Когда-то изображение напоминало отдельные полосы, круги и точки, теперь рисунок становится средством самовыражения. Превосходно развита также и сочинительная способность. Дошкольник может самостоятельно придумать конец определенной истории, яркая фантазия превосходно поможет справиться с этой задачей.

Согласно ФГОС, возрастные особенности детей 4-5 лет ориентированы на полное овладение мелкой моторикой, поэтому сделать аппликацию для них уже не составит труда.

Развить творческие способности ребенка позволит совместная деятельность. Можно вместе посмотреть мультфильм, а затем попытаться изобразить недавно увиденный сюжет на листе бумаги. Рекомендуется самостоятельно создавать героев и играть ими, мамы могут сшить вместе со своими дочками красивую одежду для кукол.

Развитие речевых способностей

Отдельно стоит затронуть такую важную тему, как развитие речевых способностей в этой возрастной категории. Следует отметить, что в этот период может наблюдаться активный прогресс. Возрастные особенности речи детей 4-5 лет сводятся к нескольким особенностям:

  • Психологи неоднократно замечали, что иногда до четырех лет ребенок может невнятно говорить, проглатывать слова или вовсе молчать. Мамы и папы переживают по этому поводу, водя своего потомка к различным специалистам. Но, к их великому разочарованию, это не помогает справиться с проблемой. К их удивлению, когда малышу исполняется четыре года, он начинает внезапно полноценно разговаривать.
  • Значительно улучшается в этот период и словарный запас, как правило, ребенок уже знает более трех тысяч различных слов.
  • Происходит заметный прогресс и в плане звукопроизношения. Речь ребенка становится уже понятной не только для его близких людей, но и для всех окружающих, даже абсолютно посторонних людей.
  • В этот период ребенок уже может полноценно общаться со своими сверстниками, выражая мысли, рассказывая истории из жизни и повествуя полную информацию о себе.
  • Дошкольник уже может полностью описать определенный эффект, описать картинку и раскрыть все свои эмоции.

Существует еще огромное количество категорий, под которые попадают возрастные особенности детей 4-5 лет. Кратко описать их совершенно невозможно. Также стоит учесть и тот факт, что каждый ребенок осваивает информацию и воплощает её в жизнь с абсолютно разной скоростью.

Как помочь развить ребенку речевые способности?

Существует всего несколько способов, которые могут повлиять на речевые возрастные особенности детей 4-5 лет. В первую очередь, следует не поднимать панику, когда ребенок не говорит при достижении этого возраста, а попытаться избежать этой ситуации. С самого момента рождения с малышом следует разговаривать обо всем, что происходит с ним вокруг. Родители делают огромную ошибку, когда оставляют свое чадо одного, занимаясь своими делами. Из-за этого он может стать замкнутым в себе.

Следует постоянно своим детям читать книжки, стихи и сказки. Лучше всего, одновременно показывать на картинках то, о чем идет речь в данный момент времени. Учеными было доказано, что зрительная память у малышей развита в несколько раз лучше.

Также не стоит пренебрегать садиком в раннем возрасте, особенно если ребенок постоянно находится с мамой и не общается со своими сверстниками. Дети лучше начинают развиваться, глядя на таких же людей, как и они. Идеальный возраст для похода в дошкольное учреждение составляет 1,5-2 года. Каждый родитель должен вести учет возрастных особенностей детей 4-5 лет, рекомендуется ежемесячно записывать, насколько увеличивается его словарный запас и отмечать, есть ли прогресс в данный момент времени.

Роль семьи в развитии ребенка

Каждый нормальный родитель мечтает о том, чтобы именно его ребенок был самым умным, способным, развитым и обязательно добился успеха в жизни. Они отправляют его в различные секции с самого раннего возраста, покупают дорогостоящие интеллектуальные игрушки и водят на различные мероприятия. В садике они хотят услышать о том, как их малыш ведет себя в их отсутствие, снова и снова посещая родительское собрание. Возрастные особенности детей 4-5 лет, не зависят ни от одного вышеперечисленного факта. Учеными неоднократно было доказано, что сколько бы финансовых средств ни тратилось на детей, они не будут полноценно расти до тех пор, пока в семье не установится гармония.

Для того чтобы ребенок рос счастливым, первое, что нужно сделать - это достичь взаимопонимания со всеми членами семьи. Маленькая личность, глядя на то, как постоянно ругаются её родители, может прийти к выводу, что именно она стала виной их несчастливых отношений. Чтобы этого не произошло, следует ссориться только в то время, когда самых младших домочадцев нет дома, также рекомендуется как можно чаще проводить время в семейном кругу и больше общаться.

Возрастные особенности детей 4-5 лет - это невероятно важная тема для каждого родителя. Не стоит обращаться за помощью в этом к опытным педагогам, развивающим центрам и современным технологиям. Только любовь родителей поможет ребенку вырасти полноценным, здоровым и счастливым человеком, поэтому с появлением на свет младенца стоит забыть о радионянях, постоянной работе с целью пополнения финансов и домашних хлопотах, выделив как можно больше времени на общение с этим маленьким смыслом жизни. Только в таком случае через четыре года родители не станут задумываться о том, что они сделали не так и почему их ребенок не развивается полноценно. Однако у каждой любви также должны существовать определенные границы. Также не стоит сравнивать своих детей с другими, ведь каждый маленький организм развивается с абсолютно различными темпами.

На чтение 7 мин.

Вроде бы кризис 3 лет позади, и к садику малыш уже успел привыкнуть – казалось бы, родителям можно выдохнуть и расслабиться. Но на горизонте уже маячит подготовка к школе и появляется новая волна задач по обучению и развитию вашего чада.

Чем отличается воспитание ребёнка 5 лет от предшествующих периодов? Как способствовать развитию способностей, необходимых для успешного обучения в школе? Как взаимодействовать с ребёнком в этот период?

Важные задачи воспитания ребёнка

  • развивать навыки общения;
  • прививать нормы и правила поведения в обществе;
  • способствовать развитию самоконтроля в поведении;
  • развивать умственные способности и тягу к знаниям;
  • вовремя заметить интересы ребёнка и склонности к той или иной деятельности, чтобы помочь ему в развитии таланта;
  • найти золотую середину между игрой и временем на обучающие занятия;
  • воспитание ребёнка 4 лет по-прежнему должно быть наполнено вашей заботой и любовью к нему, ведь он много времени проводит в детском саду, и внимания ему явно не достаёт.

Проблемы в воспитании ребёнка 4-5 лет

На данном возрастном этапе трудности в воспитании могут возникать вследствие затянувшегося кризиса 3 лет. А препятствуют его разрешению обычно неверно выбранные способы взаимодействия с ребёнком, многочисленные запреты и наказания, подавление воли малыша и неумение вовремя понять его потребности и истинные причины поведения.

Некоторые родители не учитывают изменившиеся с возрастом потребности детей и продолжают общаться с ними на прежнем уровне, пытаются занимать их теми же видами деятельности, что и раньше, хотя ребёнку они могут уже быть неинтересны. Такая позиция неблагоприятна для детского развития и обучения новым навыкам. Поэтому взрослые должны очень чутко относиться к предпочтениям своего чада, чтобы понимать, чем его можно заинтересовать.

Если же родители способствовали развитию самостоятельности ребёнка и мягко направляли его действия, то проблем в воспитании ребёнка в возрасте 4-5 лет и в дальнейшем будет значительно меньше.

Особенности развития детей 4-5 лет

  1. Более активно, чем раньше, развивается мелкая моторика, ребёнок более умело пользуется карандашами, кистью, ручкой и другими принадлежностями для творческой и учебной деятельности.
  2. Ребёнок много времени играет со сверстниками, общается с ними.
  3. Развивается сильный познавательный интерес. Малыш стремится всё узнать, задаёт много вопросов взрослым. Он активно впитывает в себя новую информацию.
  4. Ребёнок хорошо управляет своим телом и координирует движения.
  5. В этом возрасте дети уже практически не нуждаются в дневном сне. В садике это остаётся необходимостью, и они подчиняются тем требованиям. А вот дома большинство детей уже не спят днём.
  6. Ребёнок 4-5 лет знает основные геометрические фигуры, цифры от 0 до 9, собирает простые пазлы, находит сходства и различия между двумя предметами, называет обобщающим словом группу предметов, знает основные профессии, умеет правильно задавать вопросы, может пересказать содержание сказки или рассказать наизусть простое стихотворение, умеет аккуратно раскрашивать картинки.

Различия в поведении и воспитании мальчиков и девочек

В возрасте 5 лет в поведении и воспитании мальчиков и девочек имеются некоторые различия.

Игры и игрушки в 4-5 лет

Вовлекайте детей этого возраста в подвижные игры на свежем воздухе, в том числе спортивные, сюжетно — ролевые и настольные игры дома. Различные конструкторы, пазлы, кубики для обучения чтению, куклы и машинки разных марок.

Раскраски, наборы для творчества, которых сейчас очень много в продаже, тоже порадуют ребёнка. Велосипед, самокат, коньки, лыжи – очень полезные приобретения для активного отдыха. И, конечно, не забывайте ежедневно читать вместе книги, обсуждать их содержание, пересказывать, учить стихи.

Несмотря на то, что ваш малыш становится менее импульсивным и его способности к обучению с каждым днём возрастают, он по-прежнему остаётся ребёнком, который нуждается в игре, активной деятельности и вашем внимании. Помните о том, что нельзя забирать у него детство раньше времени.

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются роле­вые взаимодействия. Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять се­бя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начи­нают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возрастные и индивидуальные особенности развития детей от 4 до 5 лет (средний возраст)

В игровой деятельности детей среднего дошкольного возраста появляются ролевые взаимодействия . Они указывают на то, что дошкольники начинают отделять себя от принятой роли. В процессе игры роли могут меняться. Игровые действия начинают выполняться не ради них самих, а ради смысла игры. Происходит разделение игровых и реальных взаимодействий детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей в игре, в изобразительной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, Организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в средней группе детского сада.

Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности.

Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики . Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значительно более уверенными и разнообразными, Дошкольники испытывают острую потребность в движении, В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности они быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.

Эмоционально окрашенная деятельность становится не только средством физического развития, но и способом психологической разгрузки детей среднего дошкольного возраста, которых отличает довольно высокая возбудимость. Увидев перевозбуждение ребенка, воспитатель, зная слабость тормозных процессов детей 4-5 лет, переключит его внимание на более спокойное занятие. Это поможет ребенку восстановить силы и успокоиться.

К концу среднего дошкольного возраста восприятие детей становится более развитым. Они оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет. Они могут вычленять в сложных объектах простые формы и из простых форм воссоздавать сложные объекты

Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т. д.

Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается предвосхищение.

Для детей этого возраста особенно характерны известные феномены Ж. Пиаже: сохранение количества, объема и величины. Например, если ребенку предъявить три черных кружка из бумаги и семь белых кружков из бумаги и спросить: «Каких кружков больше - черных или белых?», большинство ответят, что белых больше. Но если спросить: «Каких больше - белых или бумажных?», ответ будет таким же - больше белых.

Продолжает развиваться воображение . Формируются такие его особенности, как оригинальность и произвольность . Дети могут самостоятельно придумать небольшую сказку на заданную тему.

Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут. Он способен удерживать в памяти при выполнении каких-либо действий несложное условие.

В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей . Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы.

Развивается грамматическая сторона речи . Дошкольники занимаются словотворчеством на основе грамматических правил. Речь детей при взаимодействии друг с другом носит ситуативный характер, а при общении с взрослым становится внеситуативной.

На пятом году жизни активно проявляется стремление детей к общению со сверстниками. Если ребенок трех лет вполне удовлетворяется обществом кукол, то средний дошкольник нуждается в содержательных контактах со сверстниками. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более длительными и активными.

Новые черты появляются в общении средних дошкольников с воспитателем. Как и дети младшей группы, они охотно сотрудничают с взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению с взрослыми. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают интерес к окружающему миру.

Дошкольник пятого года жизни отличается высокой активностью . Поэтому если для одних детей будет достаточно простого напоминания о нужном действии, совета, то для других необходим показ или совместное действие с ребенком. В этом проявляется одна из особенностей детей средней группы. В течение пятого года жизни воспитатель становится свидетелем разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, «взрослеют» быстрее и уже со второй половины среднего дошкольного возраста начинают отчетливо проявлять черты старшей возрастной ступени.

У детей средней группы наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения. Именно к пяти годам начинаются многочисленные жалобы-заявления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или кто-то не выполняет требование. Неопытный воспитатель иногда расценивает такие заявления ребенка как «ябедничество» и отрицательно к ним относится. Между тем «заявление» ребенка свидетельствует о том, что он осмыслил требование как необходимое и ему важно получить авторитетное подтверждение правильности своего мнения, а также услышать от воспитателя дополнительные разъяснения по поводу «границ» действия правила.

Дети среднего дошкольного возраста отличаются высокой эмоциональностью, ярко и непосредственно выражают свои чувства.

Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью , которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. Последняя важна для сравнения себя с другим, что ведет к развитию образа «Я» ребенка, его детализации.

Основные достижения возраста связаны с развитием игровой деятельности; появлением ролевых и реальных взаимодействий. С развитием изобразительной деятельности; конструированием по замыслу, планированием; совершенствованием восприятия, развитием образного мышления и воображения, эгоцентричностью познавательной позиции. Развитием памяти, внимания, речи, познавательной мотивации, совершенствования восприятия; формированием потребности в уважении со стороны взрослого, появлением обидчивости, конкурентности, соревновательности со сверстниками, дальнейшим развитием образа «Я» ребенка, его детализацией.


Возрастные особенности детей 4–5 лет по ФГОС.

Ребенок 4–5 лет социальные нормы и правила поведения всё ещё не осознаёт, однако у него уже начинают складываться обобщённые представления о том, как надо (не надо) себя вести. Ребенок может по собственной инициативе убирать игрушки, выполнять простые трудовые обязанности, доводить дело до конца. Тем не менее, следование таким правилам часто бывает неустойчивым – малыш легко отвлекается на то, что им более интересно, а бывает, что ребёнок хорошо себя ведёт только в присутствии наиболее значимых для него людей. Дети хорошо выделяют несоответствие нормам и правилам не только в поведении другого, но и в своём собственном и эмоционально его переживают, что повышает их возможности регулировать поведение. Появляется сосредоточенность на своём самочувствии, ребёнка начинает волновать тема собственного здоровья. К 4-5 годам ребёнок способен элементарно охарактеризовать своё самочувствие, привлечь внимание взрослого в случае недомогания. Поведение ребёнка 4-5 лет не столь импульсивно и непосредственно, как в 3-4 года, хотя в некоторых ситуациях ему всё ещё требуется напоминание взрослого или сверстников о необходимости придерживаться тех или иных норм и правил.

В этом возрасте происходит развитие инициативности и самостоятельности ребенка в общении со взрослыми и сверстниками. У детей наблюдается потребность в уважении взрослых, их похвале, поэтому на замечания взрослых ребёнок реагирует повышенной обидчивостью. Общение со сверстниками по-прежнему тесно переплетено с другими видами детской деятельности (игрой, трудом и т. п., однако уже отмечаются и ситуации чистого общения).

В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам (я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.

Теперь он может назвать качества предметов, их признаки, отношения и т. д., его восприятие становится осмысленным, целенаправленным, анализирующим.

Благодаря развитию речи, мышления, памяти, восприятия и, главным образом, воображения ребенок четырех-пяти лет воспринимает сказку и открывает в ней свое собственное решение насущных жизненных проблем.. Сказка предлагает ребенку образы, которые ему нравятся и помогают решить моральные проблемы. В ней все герои либо хорошие, либо плохие. Это помогает ребенку отделить добро от зла и как-то упорядочить его собственные сложные чувства. Ребенок хочет походить на положительного героя, и таким образом сказка прививает ему доброту, чувство справедливости, умение сопереживать, то есть развивает в нем эмоциональное отношение к окружающему в соответствии с ценностями, идеалами и нормами жизни.

Если взрослые постоянно читают дошкольникам детские книжки, чтение может стать устойчивой потребностью. Дети охотно отвечают на вопросы, связанные с анализом произведения, дают объяснения поступкам героев. Значительную роль в накоплении читательского опыта играют иллюстрации. В возрасте 4-5 лет дети способны долго рассматривать книгу, рассказывать по картинке о её содержании. Любимую книгу они легко находят среди других, могут запомнить название произведения, автора. Они стремятся перенести книжные ситуации в жизнь, подражают героям произведений, с удовольствием играют в ролевые игры, основанные на сюжетах сказок, рассказов. Дети зачастую придумывают собственные сюжетные повороты. Свои предложения они вносят и при инсценировке отдельных отрывков прочитанных произведений.

4-5 лет - важный период для развития детской любознательности. Дети активно стремятся к интеллектуальному общению со взрослыми, что проявляется в многочисленных вопросах (почему? зачем? для чего, стремятся получить новую информацию познавательного характера. Не «отмахивайтесь» от детских вопросов, ведь любознательный малыш активно осваивает окружающий его мир предметов и вещей, мир человеческих отношений.

Ребенок четвертого и пятого года жизни не только самозабвенно рисует, но и играет. Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая, моделирующая и групповая. Теперь дети могут играть самостоятельно. Они заранее придумывают сюжет, распределяют роли, подчиняются определенным правилам и жестко контролируют выполнение этих правил. В игре ребенок учится общению со сверстниками, учится контролировать свое поведение, подчиняясь правилам игры. То, что относительно легко удается ребенку в игре, гораздо хуже получается при соответствующих требованиях взрослых. В игре ребенок проявляет чудеса терпеливости, настойчивости, дисциплинированности. В игре ребенок развивает творческое воображение, сообразительность, волевые качества, нравственные установки.

Ребенок этого возраста должен иметь возможность развивать игровую фантазию. Разрешите детям пользоваться разнообразными "ненужными" (на ваш взгляд) вещами: какие-то палки, бруски, железяки и прочий хлам. Невозможно предугадать детскую фантазию. Именно в игре ребенок четвертого-пятого года жизни реализует свое стремление к самостоятельности через моделирование жизни взрослых. Он открывает для себя этот мир человеческих отношений, разных видов деятельности, общественных функций людей.

Все, кто имеет отношение к воспитанию ребенка, должны быть едины в своих требованиях. Жалость к ребенку в данном случае может послужить развитию самых неприятных черт характера. Обязательно привлекайте ребенка к труду, старайтесь вместе с ним делать самые разнообразные домашние дела. Выполняйте их с интересом, так, чтобы ребенок получал удовольствие от этой деятельности.

Говорить ребенку о том, как вы его любите, какой он замечательный - слишком мало для формирования у него высокой самооценки. Нужно, чтобы ценность личности измерялась какими-то реальными делами. Для этого надо, чтобы ребенок умел что-то делать, отличался какими-то способностями или навыками, которые помогли бы ему гордиться собой. Постарайтесь сделать так, чтобы ребенок не чувствовал себя беспомощным человеком, от которого ничего не зависит.

error: Content is protected !!