"развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности". "развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности " Развитие детского творчества продуктивной деятельности

Ум ребенка - на кончиках его пальцев.

В. И. Сухомлинский.

Анализ ситуации.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики в современном образовании. Начинать развитие творческих способностей нужно с самого раннего возраста.

В дошкольных учреждениях с целью обучения детей традиционно проводятся занятия по развитию речи и ознакомлению с окружающим, развитию движений, музыкальные занятия, дидактические игры по сенсорному развитию, занятия по конструктивной и изобразительной деятельности.

В разных видах изобразительной деятельности воспитатель решает конкретные задачи, обусловленные возрастными особенностями детей 3-4 лет. Для развития детского творчества и овладения изобразительной деятельностью необходимо учитывать интересы детей, использовать разнообразные темы занятий и формы организации (индивидуальные и коллективные работы).

Период от 3-до 7 лет принято называть периодом дошкольного детства. Он связан с изменением условий развития ребенка, его взаимоотношений со взрослыми. Изменяются отношения и со сверстниками. Дети впервые начинают ощущать себя старшими среди других детей в детском саду. Для детей дошкольного возраста характерна потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых. В этом же возрасте ребенок овладевает и техникой рисования, лепки, конструирования, аппликации.

Учеными доказано, что чем больше мастерства в детской руке, чем разнообразнее движения рук, тем совершеннее функции нервной системы. Это означает, что развитие руки находится в тесной взаимосвязи с развитием речи и мышления дошкольника.

Занятия по художественному творчеству:

Способствуют развитию мелкой моторики малыша,

Позволяют развивать воображения, координацию рук, память, творческие и умственные способности, интеллект,

Дают ребёнку возможность получить дополнительные знания и практические навыки, расширяя одновременно свой кругозор,

Повышают уровень развития речи, усидчивость, внимание, выдержку,

Проявлять индивидуальность.

Актуальность .

Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по продуктивным видам деятельности, дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т.е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности - одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве. Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие - формирование художественно - творческих способностей у всех детей, воспитывающихся в дошкольных учреждениях.

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности - это творчество. Известно, что детское творчество - явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение), характер (смелость, настойчивость), чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью). Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество. Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями - значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными - значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях. Рисование, лепка, аппликация — одни из самых любимых видов деятельности, доставляющих удовольствие для ребенка.

Поэтому я организовала кружок: «Озорные пальчики»

Цель : развитие художественно-творческих способностей детей.

Задачи:

1. Сформировать у детей интерес к видам художественного творчества.

2. Помочь детям овладеть приёмами и техниками художественного творчества.

3. Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.

4. Развивать познавательную активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

5. Развивать мелкую моторику рук.

6. Воспитывать аккуратность при выполнении работ, умение доводить начатое дело до конца, помогать своим товарищам.

Гипотеза.

Развитие художественного творчества будет успешным если:

Будет создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.

У ребёнка будет развиваться познавательная активность, мышление, воображение, способность обобщать и анализировать.

Сотрудничество ДОУ и родителей будет активным и продуктивным.

Участники проекта : дети 2 младшей группы №15, воспитатели, родители.

Тип проекта: художественно - эстетический, познавательный, групповой.

Продолжительность проекта : долгосрочный с октября по май 2014-2015 учебный год.

Направления работы.

1. Развитие творческих способностей

2. Развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация)

3. Художественно-эстетическое развитие

4. Познавательное развитие

Основные методы и приемы работы:

рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий,

наблюдения, экскурсии, беседы об увиденном;

чтение художественных произведений,

игры (дидактические, подвижные)

Здоровье развивающие технологии:

пальчиковая гимнастика,

гимнастика для глаз,

дыхательная гимнастика,

артикуляционная гимнастика,

динамические паузы

Ожидаемые результаты:

У детей сформируется интерес к видам художественного творчества.

Ребёнок овладеет приёмами и техниками художественного творчества

Разовьются познавательная активность, нестандартное мышление, воображение, креативность.

У детей будет развита мелкая моторика рук.

Ребёнок научится аккуратно выполнять работы, доводить задуманное до конца.

Инструменты и материалы:

Цветная бумага, цветной картон, салфетки

Клей ПВА, клей-карандаш

Гуашевые краски

Восковые мелки

Кисточка

Ватные палочки, поролон

Пластилин

Трафареты, шаблоны

Используемые техники:

Рисование ладошкой, пальчиком.

Рисование ватными палочками, поролоновой кистью.

Волшебный рисунок (восковые карандаши)

Оттиск смятой бумагой, пробкой.

Рисование с использованием трафарета.

Аппликация из готовых форм.

Скатывание бумаги (аппликация салфетками)

Аппликация из ваты, ватных дисков.

Аппликация из пластилиновых шариков, жгутиков.

Пластилинография (размазывание пластилина)

Этапы реализации:

1. Поиск, изучение и обработка информации (организационный этап)

2. Диагностический этап

3. Работа над проектом (основной этап)

4. Оценка результатов (аналитический этап)

5. Заключительный этап

План реализации проекта

Система мероприятий

Задачи

Способы реализации

1 этап - организационный

Подготовительные мероприятия

1. Опрос родителей на предмет организации дополнительного образования.

2. Обработка полученных результатов личных наблюдений.

3. Постановка проблемы.

4. Составление плана.

5. Организация кружка «Озорные пальчики»

2 этап - основной

Аппликация

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения плоской аппликации

«Осеннее деревце»

«Цветы для мамочки»

«Снеговик» (1)

«Аквариум с рыбками»

Знакомить детей с правилами наклеивания деталей для получения объемной аппликации

«Елочка»

«Снеговик» (2) «Сюрприз для мамы»

Познакомить с аппликацией из резаных ниток, ваты

«Цыпленок»

«Ягода - малина»

«Лошадка»

«Овечка»

Закреплять знания детей о правилах наклеивания геометрических фигур

«Котенок»

«Собачка»

«Ежик по лесу идет»

Формировать умение составлять композицию из бумажных комочков

«Наливное яблочко»

«Воздушный шарик»

«Клен»

Рисование

Познакомить с техникой пальчикового рисования и рисование ладошкой.

«Рябинка»

«Котенок»

«Утенок»

«Цветочек»

Познакомить с техникой рисования тычком (ватной палочкой), комочком бумаги

«Лошадка»

«Мишка»

«Деревья в снегу» «Божья коровка»

Познакомить с техникой - оттиск пробкой.

«Шарики»

«Цыплята»

«Одуванчик»

Познакомить с техникой рисования восковыми мелками

«Ежик»

«Любимая игрушка» «Воздушный шарик»

Лепка

Закреплять знания детей о приеме скатывания комочков, учить соотносить цвет пластилина с цветом ягод

«Обед для птичек»

«Мухомор»

«Жираф»

«Золотая рыбка»

Знакомить с техникой выполнения аппликации из пластилина приемом размазывания

«Яблочки»

«Птичка»

Знакомить детей с техникой выполнения картинки из пластилиновых жгутиков

«Солнышко»

«Ежик»

Работа с детьми

1. Игры-занятия в кружке «Озорные пальчики»

2. Дидактические и развивающие игры

3. Эксперименты с красками

«Волшебная поляна» «Азбука цвета» «Разноцветные лепестки» и др.

«Подкрасим воду» «Разноцветные льдинки»

Выставка детского творчества

Поделки из пластилина

«Корзинка с яблоками»

«Дружба зверей»

Рисунки

«Зимушка- зима»

«Моя любимая игрушка»

Аппликации

«Осенняя пора»

«Угощение для друзей»

Изготовление поделок на праздники:

Новый год

Работа с родителями

Выявление запросов родителей по организации учебно-воспитательной работы с детьми.

Обогащение родительского опыта по развитию творческих способностей детей.

Опрос

Беседы

Консультации

3 этап заключительный

Изготовление папки с детскими работами.

Проведение консультации для родителей.

Выставка детских работ.

Разработка памятки для родителей.

Анализ выбора детьми вида деятельности.

Общие результаты мониторинга развития художественно-творческих способностей в продуктивных видах детской деятельности.

Количество детей: 25 человек

Перед началом и в конце реализации проекта провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. Я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: творческая деятельность, игровой уголок.

Анализ выбора детьми вида деятельности

Выводы : Без развития творческих способностей невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше ребенок умеет делать руками, тем он умнее.

Опыт проведения кружковой работы с использованием разных видов деятельности показал, что они:

помогают многогранному, всестороннему развитию детей

развивают творческое воображение ребенка, способствует развитию мускулатуры руки, координации

тесно связаны с сенсорным воспитанием (формирование представлений о предметах требует усвоение знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положение в пространстве)

сочетается умственная и физическая активность, для создания рисунка, лепки, аппликации необходимо совершать трудовые действия, овладеть определенными умениями

успешно реализуется интегрированный подход, занятия позволяют снять перенапряжения, страхи детей.

Список литературы:

1. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. А. С. Галанов, С. Н. Корнилов, С.Л. Куликова.

2. Занятия по ИЗО деятельности в детском саду. Т. С. Комарова.

3. Швайко Т. С. Занятия по ИЗО деятельности.

4. Богатеева З. А. Занятия аппликацией в детском саду.

5. Куцакова Л. В. Конструирование и художественный труд в детском саду.

6. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование. М, 1999г

7. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. М, 2005г.

8. Тюфанова И. В. Мастерская юных художников, 2002 г

9. Художественное творчество в д/с. Под ред. Ветлугиной, 1974г

галина морозова
Развитие художественно творческих способностей в продуктивной деятельности

Развитие художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности детей .

«Творчество , - пишет психолог В. В. Давыдов, - является уделом всех, … оно обязательно должно являться нормальным и постоянным спутником детского развития ».

Что представляют собой творчество ? Многие психологи давали свои определения творчества , но все определения сводились к тому, что они есть деятельность человека , которая создает нечто новое, оригинальное.

Творчество - психологически сложный процесс, существующий как синтез познавательной, эмоциональной и волевой сфер человеческого сознания. Чтобы успешно развивать творчество воспитателю необходимо создавать в работе с детьми благоприятную эмоциональную атмосферу, атмосферу сотрудничества, позволяющую нашим детям раскрепоститься. Творчество даёт переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознаёт свою индивидуальность.

Во многих исследованиях (Ветлугина, Асафьева) доказывается эффективность использования механизмов художественно - творческой деятельности как средства самореализации личности, подтверждается, что в силу активации творческих способностей улучшается и психо - эмоциональное состояние ребёнка. Каждый ребёнок с рождения наделён способностями и задатками , стремлением к самореализации. А самореализация - одна из основных потребностей. Проблема развития художественно- творческих способностей в дошкольной педагогике актуальна была всегда и особенно обострилась в современном мире. В реалиях современного мира и очень часто встречаемых стрессовых ситуаций у детей, а также их закомпъютеризованности, сформирование творческой личности , развитие художественно- творческих способностей - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством достижения этого является достижение этой цели через продуктивную деятельность .

Какова же цель педагога в этом направлении?

ЦЕЛЬ педагога : создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию продуктивной деятельности и творческих способностей .

Что же такое продуктивная деятельность ?

Продуктивная деятельность – это специфическое образное познание действительности и как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей. Удовлетворение потребности детей в самовыражении через развитие продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация, художественный труд , конструирование).

Именно через связь продуктивной деятельности с художественным направлением ребёнок наиболее полно познаёт окружающий мир, наиболее полно задействованы глаза, руки, мысли, чувства, у каждого свои, ни на кого ни похожие, что придаёт работе отпечаток яркой индивидуальности и позволяет познать себя.

В процессе рисования, лепки, аппликации ребенок испытывает разнообразные чувства : радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное : создавая изображение или какую-то поделку, ребенок приобретает различные знания : уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учится осознанно их использовать. Через продуктивную деятельность мы решаем следующие задачи : формируем эмоциональное отношение к предметам эстетического характера,создаём эмоционально - положительное настроение; развивается эстетическое восприятие, образное мышление (анализ, синтез, умение сравнивать, воображение, мелкая моторика рук; воспитывать самостоятельность, интеллектуальные способности (активизируем словарь, коммуникативные навыки, эмпатию, эстетический вкус, развиваем интерес к продуктивной деятельности и формируем восприятие предметного мира и моделирование в ёё различных видах; воспитываем умение действовать совместно.

Эти задачи творческого развития дошкольников через продуктивную деятельность можно представить двумя группами. Первая группа задач направлена на формирование творческого отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее : мы развиваем умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитываем художественный вкус , потребность в познании прекрасного. Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств : обучение детей рисованию, лепке, конструированию; развитие словесного творчества . Каждой группе задач творческого развития соответствуют свои методы.

Методами для решения первой группы задач являются показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности . Для решения этих задач требуются практические методы : показ, объяснение, упражнение, метод поисковых ситуаций. Полезны творческие задания . Мы используем их и при обучении детей. Это очень эффективный педагогический прием, так как он всегда вызывает у детей положительный эмоциональный интерес.

На какие два вида можно разделить продуктивную деятельность ?

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Что включает в себя изобразительная деятельность - рисование , лепка, аппликация.

Рисование - одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности . Тематика рисунков может быть разнообразной.

Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах. Одно из любимых направлений детей - это нетрадиционные виды рисования : пальчиковая живопись, ватные палочки, зубные щётки, трубочки, поролон, листья и многое другое. Всё это будит фантазию, развивает воображение , улучшает эмоциональное состояние наших детей.

Своеобразие лепки как одного из видов продуктивной деятельности заключается в объемном способе изображения . Дошкольникам доступно овладение приемами работы с мягкими пластическими материалами, легко поддающимися воздействию руки - глина, пластилин, солёное тесто.

В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов, части и силуэты которых они вырезывают и наклеивают. Создание силуэтных изображений требует большой работы мысли и воображения, так как в силуэте отсутствуют детали, являющиеся порой основными признаками предмета.

Конструирование из различных материалов больше других видов изобразительной деятельности связано с игрой . Игра часто сопровождает процесс конструирования, а выполненные детьми поделки обычно используются в играх.

В детском саду применяются такие виды конструирования : из строительного материала, наборов конструкторов, бумаги, природного и других материалов.

Основополагающим моментом в конструировании выступает аналитико-синтетическая деятельность по обследованию предметов. Она дает возможность установить структуру объекта и его частей, учесть логику их соединения. Так, башня, имеющая слишком узкое основание, рушится.

Часто происходит на наших занятиях сочетание разнообразных видов деятельности : рисование с аппликацией или конструированием, частое использование бросовых материалов. Обязательно стараемся выполнять коллективные работы, которые необходимы для умения детей проговаривать свои действия, уметь договариваться, делиться какой то деталью, оказать помощь.

В группе мы создаём необходимую развивающую среду , обогащаем изоуголки материалами для использования в свободной деятельности . и конечно, контролируем, напоминаем, оказываем помощь при использовании той или иной нетрадиционной техники изображения, при подготовке рабочего места для занятия. Очень важно поощрять деятельность детей .

Какие способы и приемы использую в своей работе : Проектная деятельность (например цикл посвящённый Сергею Есенину и как итог создание книги "Мой Есенин", игровые приемы, наблюдение детьми за процессом создания объекта, использование образцов воспитателя, игровые упражнения, экспериментирование и опыт, рассматривание иллюстраций, экскурсии, наблюдение, художественное слово , рассказ.

Важное условие развития художественно- творческих способностей в продуктивной деятельности - накопление впечатлений от восприятия искусства, которое является его источником. Другое условие детского творчества - накопление опыта исполнительства. В импровизациях ребенок эмоционально, непосредственно применяет все то, что усвоил в процессе обучения. В свою очередь обучение обогащается творческими проявлениями детей , принимает развивающий характер . Детское творчество , как и детское исполнительство, чаще всего не имеет художественной ценности для окружающих людей. Оно важно для самого ребенка. Критериями его успешности является не художественная ценность художественного образа , созданного ребенком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, вариативности, оригинальности. хочется закончить словами Рубинштейна ]. «, - писал Л. С. Рубинштейн, - совершается по спирали : реализация возможностей, которые представляет способность данного уровня , открывает новые возможности для развития способностей более высокого уровня».

Литература :

1. Богоявленская Д. Б. О предмете и методе исследования творческих способностей // Психологический журнал. 1995, №5, с. 49-58. 2. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте . М., 1991. 3. Мышева. Т. П. Развитие творческого воображения у детей старшего дошкольного возраста //Детский сад от А до Я №1. 2011. 3. Файзуллаева Е. Д. Творческий стиль освоения среды. //Детский сад : теория и практика. № 7/2013. 4. Гуляева О. И. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста. опубликовано |v международная практическая конференция "Педагогический опыт : теория, методика, практика". 25.02.2016воспитатель МБДОУ Д/С №36 «Кэрэчээн» Саха /Якутия/ Респ//интернет ресурс Интерактивплюс. 5. сайт www.сайт 6. Сергеева Г. Ю. Развитие творческих способностей дошкольников в процессе ознакомления с природой. //журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук №3. июнь. 2016.

Развитие творческих способностей детей через продуктивные виды деятельности

Нищик Н.Ю., воспитатель, МБДОУ «Детский сад №56»

«Детство - важный период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, неповторимая жизнь. И от того, как прошло детство, кто вёл ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира, - от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».

(В.А.Сухомлинский)

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраста. Как говорит В.А. Сухомлинский: «Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». Как утверждают многие педагоги – все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность детям проявить их на практике, в реальной жизни. Развивая с помощью взрослых художественно-творческие способности, ребенок создает новые работы (рисунок, аппликация). Придумывая что-то неповторимое, он каждый раз экспериментирует со способами создания объекта. Дошкольник в своём эстетическом развитии проходит путь от элементарного наглядно-чувственного впечатления до создания оригинального образа (композиции), адекватными изобразительно-выразительными средствами. Таким образом, необходимо создавать базу для его творчества. Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, тем значительнее и продуктивнее, станет деятельность его воображения.

Занимаясь с детьми художественным творчеством в специально организованной деятельности, учитывала принцип интеграции образовательной области «художественное творчество» с другими образовательными областями. В процессе деятельности заметила неподдельный интерес у детей к творчеству. Поэтому решила заниматься дополнительно в режимные моменты, индивидуально.

Реализуя поставленную цель и задачи, в своей работе использовала следующие приемы, методы и формы работы:


  • создание проблемных ситуаций;

  • игры;

  • задания для самостоятельных наблюдений;

  • рисование по замыслу;

  • художественный досуг;

  • традиционные и нетрадиционные техники рисования, в которые вошли эксперименты с различными видами материала;
Убедилась, что использование нетрадиционных техник и экспериментирование открывает большие возможности выражения собственных детских фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку.


  • Такая техника, как сминание и скатывание бумаги, пришлась детям по душе с первого занятия, ведь мять бумагу очень просто и полезно – развивает моторику рук и пальцев. И какого было их удивление, когда простой лист бумаги превращался в «Корзину с цветами», «Яблоневое дерево», «Змейки», «Зайцы» и т.д. Полученные образы дети обыгрывали, объединив одним сюжетом.

  • А какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками. Дети быстро достигли результата и получились «Веселые зонтики». Пятнышки на зонтиках яркие и дети с удовольствием, со своими зонтиками гуляли по группе.

  • Техника рисования методом тычка совсем проста. Для этого достаточно взять, например, ватный тампон, опустить в краску и точным движением делать тычки по альбомному листу. Вот и «Снеговик» получился четким, пушистым, как настоящий.

  • Большой интерес дети проявили к отпечаткам ладошек. Ведь они не только видели краску, но и чувствовали ее. С помощью такого рисования на листе бумаги поплыла «Утка». Четыре пальца и ладонь помогли нарисовать туловище, а отставленный большой палец – шею.

  • Техника «батик»
И вот ближе, к концу первого полугодия, видя, как дети заинтересовались нетрадиционными видами художественной деятельности, стала использовать более сложные приемы:

  • Рисование камешками: выбранные детьми камешки, окунаем в небольшие баночки с разноцветной гуашью, достаем ложкой, кладем на лист бумаги, который лежит в коробке, и слегка наклоняем, катаем по бумаге. И получаются красивые, разноцветные рисунки. Используя такую технику рисования, убедилась, что эту работу лучше выполнять легко возбудимым детям. Они становятся спокойнее, внимательнее, осторожнее.

  • Техника набрызга, на первый взгляд, кажется простой. Суть в том, чтобы разбрызгивать капли по листу с помощью зубной щетки. Детям легко даются эти занятия, они опять же позволяют развивать моторику пальцев, соблюдать аккуратность.

  • Рисование свечой – знакомить со свойствами и особенностями материалов. Задуманный сюжет «Узор на стекле» выполняется свечой. Дети сначала не понимали, почему рисунок не виден. Но, когда поверх рисунка нанесли гуашь, я увидела в глазах детей восторг, интерес к изображению.
Комплексно-тематическое планирование, по которому осуществляется вся работа детского сада, единая методическая тема работы нашего учреждения, посещение театральных представлений детей старшей группы и готовые работы нашей группы, натолкнули на мысль использовать эти работы как атрибуты и декорации для театрализованных постановок в детском саду:

  • был оформлен зал для «Осеннего бала» (листья, шапочки овощей, грибы);

  • к театрализованным постановкам «Теремок», «Курочка ряба» - грибы, елочка, дерево;

  • к музыкально-театрализованной постановке «Муха - цокотуха» - бубен, шумовые инструменты.

  • к музыкально-театрализованной постановке «Золушка на новый лад» - шумовые инструменты, дерево, костер, сказочные часы.
Зарядившись творчеством своих детей, родители тоже стали принимать участие во всех творческих экспериментах.

  • Организованы выставки совместных работ родителей и воспитателей

  • Участие родителей в совместных конкурсных мероприятиях

  • Родители помощники в оформлении зала к театрализованным постановкам
Такая работа позволяет говорить нам об устойчивом интересе детей к творческой деятельности. Мы с детьми с удовольствием участвуем в различных городских конкурсах: «Мой подарок маме», «Самая красивая снежинка», «Новогодняя игрушка», во всероссийском конкурсе «Новогоднего рисунка».

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через продуктивную деятельность

«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В.А.Сухомлинский.


Продуктивная деятельность дошкольников как нельзя лучше способствует
развитию творческих способностей детей, самостоятельности, активности,
усвоению специальных знаний и умений, благоприятствующих их формированию. Поэтому важным направлением в моей педагогической деятельности является создание условий для развития у детей креативности и творческих проявлений, позволяющих реализовывать задачи, направленные:
- на развитие творческое воображение детей и художественного мышления;
- на формирование у детей позиции художника-творца;
- на развитие у воспитанников чувства прекрасного к окружающему миру;

На вовлечение родителей воспитанников в совместную творческую деятельность.
Опыт показывает, что одно из наиболее важных условий успешного развития детского творчества - разнообразие и вариативность работы с детьми на занятиях. Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора и еще многие другие факторы - вот что помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Важно, чтобы всякий раз воспитатель создавал новую ситуацию так, чтобы дети, с одной стороны, могли применить усвоенные ранее знания, навыки, умения, с другой - искали новые решения, творческие подходы. Именно это вызывает у ребенка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.



Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности.
Одно из важнейших условий развития детского творчества – это сотрудничестве с родителями воспитанников.
Для действенного вовлечения родителей в совместную деятельность по развитию творчества детей в продуктивной деятельности была создана «Мастерская для родителей», которая пополнялась оригинальными находками в изготовлении поделок.
Родители активно включаются в творческую совместную деятельность с
детьми, охотно участвуют в конкурсах и выставках.
Предоставляя ребенку возможность самому быть творцом, выражать
переливы эмоций и чувств мы вместе с ним делаем мир добрее, ярче и краше!




Я сделала вывод, что залогом успешного развития творческих способностей детей являются:
1. Систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения продуктивной деятельности, общения и взаимодействия с ребенком.
2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения.
3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка.
4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности
Предоставляя ребенку возможность самому быть творцом, выражать переливы эмоций и чувств мы вместе с ним делаем мир добрее, ярче и краше!

Ольга Батяева
Проект «Развитие художественно-творческих способностей дошкольника через внедрение продуктивных видов деятельности»

«Творчество – это качество. которое ты вносишь в деятельность , которой занимаешься» Ошо (Багван Шри Раджниша) – просветленный мастер из Индии.

Актуальность. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. Не для кого не секрет, что на занятиях по , дети стараются скопировать образец, не стремятся внести в свою работу новшество, отличительную особенность, в общим дети не стремятся проявлять творчество. Мы должны воспитывать у наших детей пытливость, смекалку, инициативу, воображение, фантазию, т. е. качества, которые находят яркое выражение в творчестве детей. Формирование творческой личности – одно из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном детстве . Важный путь педагогического процесса, создающего эмоционально благоприятную обстановку для каждого ребенка и обеспечивающего его духовное развитие – формирование художественно - творческих способностей у всех детей , воспитывающихся в дошкольных учреждениях .

Наиболее сложный и наименее разработанный вид деятельности – это творчество . Известно, что детское творчество – явление уникальное. В творческой деятельности взрослых принимают участие ум, (знания, мышление, воображение, характер (смелость, настойчивость, чувство (любовь к красоте, увлечение образом, мыслью) . Эти же стороны личности мы должны воспитывать у ребенка для того, чтобы успешно развивать в нем творчество . Обогатить ум ребенка разнообразными представлениями, некоторыми знаниями – значит дать обильную пищу для творчества детей. Научить их внимательно присматриваться, быть наблюдательными – значит сделать их представления ясными, более полными. Это поможет детям ярче воспроизводить в своем творчестве виденное ими.

Формирование творческих способностей ребенка обусловлено не только условиями его жизни и воспитания в семье, но и специальными занятиями, организуемыми в дошкольных учреждениях . Большое значение для формирования творческих способностей имеют продуктивные виды деятельности .

Велико участие продуктивных видов деятельности в эмоционально – личностном становлении ребенка – в развитии чувства инициативы , которое проявляется в возможности утвердить себя как деятеля , творца и созидателя, управляющего материалами и инструментами, реализующего свои замыслы. Этот вид деятельности

1. Дает возможность для творчества.

2. Формирует умение предвидеть будущий результат.

3. Воспитывает самостоятельность.

4. Развивает пространственно – образное мышление.

5. Дает толчок обогащению речи.

6. Улучшает координацию глаз – рука.

7. Повышает уровень подготовки к школьному обучению.

Продуктивная деятельность , моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта , в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.

Цель : Всестороннее развитие творческих способностей через продуктивные виды деятельности .

Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи :

1. Развивать эстетическое восприятие (учить видеть разнообразие и красоту формы предметов, сочетание цветов)

2. Развивать образное мышление (можно выделить наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое мышление и его свойства : анализ, синтез, умение сравнивать)

3. Развивать воображение , без которого невозможна ни одна художественно-творческая деятельность и которое развивается на основе воспринимаемых образов.

4. Формировать эмоциональное отношение к предметам эстетического характера. Эмоциональное отношение к художественной деятельности -важный фактор формирования у детей творческих способностей и эстетического воспитания.

5. Развивать мелкую моторику рук , координации движений.

6. Воспитывать самостоятельность, целеустремленность, волевые качества.

Объектом является : Процесс формирования творческих способностей у детей дошкольного возраста .

Предмет : Виды продуктивной деятельности .

Гипотеза : Если процесс работы по продуктивным видам деятельности будет осуществляться в системе различных форм организованной деятельности , то развитие детского творчества будет эффективнее, что улучшит психологическое самочувствие каждого ребенка и позволит успешно подготовить к обучению в школе.

Введение новых ФГТ к дошкольному образованию диктует обновление содержания и форм работы с детьми. Интеграция образовательных областей является научно-методической основой ФГТ. А продуктивная деятельность связывает , как правило, следующие образовательные области : познание, художественное творчество , коммуникация, социализация, безопасность.

Теоретическая значимость заключается в разработке содержания, форм, методов, которые предусматривают поэтапную организацию образовательной деятельности по продуктивным видам деятельности с целью развития творческих способностей дошкольников .

Практическая значимость заключается в создании условий для эффективной творческой деятельности , разработке и апробации программы по развитию творческих способностей детей дошкольного возраста в продуктивных видах деятельности .

Чтобы деятельность ребенка носила творческий характер, необходимо создавать определенные условия :

1. Прежде всего, связь обучения с жизнью ребенка.

2. Важно также, чтобы новые знания и умения он мог применить.

3. Познание мира должно носить наглядный характер.

4. Ребенок должен иметь в своем распоряжении средства для воплощения своего замысла и владеть приемами достижения поставленной цели, а этому его необходимо научить.

В основу моего опыта педагогической деятельности легли принципы , направленные на личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию.

1. Принцип развивающего взаимодействия педагога (в том числе родителей) и ребенка, как содействия развитию другого и тем самым саморазвитию .

2. Принцип воспитывающего обучения перекликается с предыдущим. Основной задачей воспитания и обучения в изобразительной деятельности выделяют развитие творческих способностей детей .

3. Принцип развивающего обучения заключается в правильном определении ведущих целей обучения6 познавательной, воспитательной, развивающей . Этот принцип предполагает разработку творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Детей учат думать, рассуждать, делать акцент на возможности и необходимости вариативных путей решения задач : стимулируют к творческим поискам и находкам, развивают наблюдательность .

4. Принцип гуманизации, сотрудничества, партнерства предполагает уважительное отношение к мнению ребенка, поддержку его инициативы, видение в ребенке целенаправленного партнера.

5. Принцип дифференциации, учета индивидуальности

Художественное творчество предполагает проявление и развитие индивидуальности . Создание оптимальных условий для самореализации каждого воспитанника в процессе освоения изобразительной деятельности с учетом возраста , пола ребенка, накопленного им индивидуального опыта, особенностями его эмоциональной и познавательной сферы.

6. Принцип интегрированного подхода реализуется в сотрудничестве с семьей, а также при перспективном планировании с учетом взаимосвязи всех видов изобразительной деятельности .

Развитие продуктивной деятельности имеет 2 линии :

1. Движение к точности (копирование образца) .

2. Творческая разработка собственного замысла и его воплощение.

Предполагая ребенку создавать ту или иную вещь, т. е. намечая цель, я использую разные формы ее представленности ребенку :

1. Образец будущего продукта .

2. Частично заданные в самом материале элементы будущего продукта

3. Словесное описание цели или условий, которым должен соответствовать будущий продукт .

Ожидаемый результат в конце проекта .

Создание системы занятий продуктивной деятельностью .

- развитие в процессе продуктивных видов деятельности творчества , инициативы, самостоятельности.

Формирование способности к самообучению , саморазвитию , самовыражению.

Активное усвоение навыков и умение художественного восприятия и исполнения.

Повышение уровня подготовки к школе.

error: Content is protected !!