Портретная зарисовка хорошо знакомого человека очерк. Сочинение портретный очерк о моем друге. Портретный очерк друга

Изучение жанров публицистического текста можно организовать в форме творческой мастерской.

С помощью учителя обучающиеся знакомятся с новым жанровым понятием, анализируют образцы, самостоятельно подбирают материал, пробуют написать текст сочинения. Предлагаем материал для изучения портретного очерка.

Работа в творческой мастерской

I. Введение понятия «портретный очерк».

Ребята, предложите свой ход работы над понятием «портретный очерк».

Можно заглянуть в словари, отыскать ключевое слово, найти ассоциации...

1. Словарная работа.

Словарную работу проводят ученики, отыскивая

Происхождение ключевого слова по этимологическому словарю («портрет» происходит от франц. «portrait», что означает изображение оригинала, «trait pout trait» — «черта в черту», «черта за чертой»);

Значение по толковому словарю («портрет» — слово многозначное: 1) живописное, фотографическое или иное изображение человека, 2) описание внешности персонажа в литературном произведении, образ литературного героя, 3) характерные черты человека (перен., разг.)).

Выводы из наблюдений: портрет как жанр изобразительного искусства нами не рассматривается. Обратимся к деталям. Прилагательное «портретный» соотносится с существительным «портрет», то есть обозначает соответствие внешнему облику человека, «портретной» называли комнату в дворянских домах, где висели портреты. Но все эти данные не приближают нас к понятию «портретный очерк».

2. «Мозговой штурм».

Выдвигайте свои предположения.

В словосочетании слово «портретный» имеет совершенно особый смысл. Скорее всего, здесь ключевое слово — «очерк».

Очерк - это жанр публицистики, обращённый к личности человека, рассказывающий о деятельности человека, его жизни и взглядах.

Похож портретный очерк на биографию? А чем отличается?

Да, очерк и биография близки, это ведь жизнеописание человека. Но важное отличие в том, что в очерке есть автор, который выражает своё отношение к тому, о ком рассказывает.

В биографии главное — что и когда совершил человек.

В портретном очерке есть описание внешности, а в биографии этот элемент необязателен.

В биографии нет характеристики человека другими лицами, которые его знали, вместе с ним работали.

Иногда о самом человеке многое расскажет его собственная речь, какие-нибудь яркие высказывания.

Очерк по сути похож на рассказ. В очерке соединены известные нам типы речи: повествование о жизни человека, описание его внешности, рассуждение о принципах и позиции того, кто занимается какой-либо профессиональной деятельностью.

Разве биография может передать внутренний мир человека, его чувства, настроения?

Выводы из обсуждений: из высказанных предположений уже можно определить тему портретного очерка, цели и задачи автора, композиционные части, стиль и даже типы речи.

II. Проверка гипотез.

1. Анализ первого портретного очерка (название от учеников скрыто).

Какие наши гипотезы находят подтверждение в этом тексте?

Каким вы представили Григория Александровича Гуковского?

Какой заголовок у этого текста?

ОТЕЦ

Его имя — Григорий Александрович Гуковский. Он был известный учёный, на его лекции сбегались толпы... Но я пишу не об учёном, которого лучше, чем я, знают друзья и ученики, я пишу о своем отце и о той культуре отцовства, которой он обладал.

Такова была наша семейная традиция: воспитанием детей руководил мужчина. Правильно это или нет — не знаю. Но так сложилось. И для меня главным лицом всегда был отец.

Сколько себя помню, отец всегда работал. Зимой, когда я вставала впотьмах, у него давно горел свет — он сидел за столом. Или его уже не было: ушёл в университет читать лекции. Я завтракала сама и шла в школу с сознанием, что тоже иду на работу.

Постепенно я стала понимать, что он пишет с раннего утра за своим письменным столом. Про «Недоросль», про Крылова и Державина. О литературе XVIII века. Вот почему на его полках столько старых книг, которые мне разрешается трогать с непременным условием ставить на то же место.

Книги свои он любил самозабвенно. Я имела право их читать, но ни я, ни мать не допускались к священнодействию: отец всегда сам чистил книги. Два раза в год он с утра влезал на лестницу с влажной тряпкой и бережно протирал каждую книжечку.

Мы жили в деревянном доме. В комнатах печи были старинные, изразцовые: у меня голубая, у него — зелёная. Отец топил эти печи, сам чистил дымоходы. Когда я лезла за ним в трубу, он не отгонял, только просил переодеться. Он всё умел... Когда мой сын впервые влез на лестницу и сменил перегоревшую пробку, я почувствовала себя счастливой. До сих пор мужчина, не умеющий своими руками выполнить любую работу по дому, вызывает у меня брезгливое недоумение.

Отец чтил понятие дома, семьи. Семья — это был праздник. Дом вела, конечно, мать. Отец любил всё, что делала мать, и радостно подчинялся ей.

Я любила его без памяти — как отца. Но, кроме того, он был для меня идеалом мужчины. Знаю: он был некрасив, но понимаю женщин, которые до сих пор утверждают, будто он был красивый: это ученицы, те, кто видел его в работе. Он научил меня чувствовать себя женщиной: подвигал стул, всегда пропускал в дверь впереди себя; не помню ни разу, чтобы я, вернувшись из отъезда, не нашла у себя в комнате цветов...

Не было темы, которой бы он избегал в разговорах со мной. Раз или два в месяц он проводил со мной целый вечер — читал вслух. До сих пор я слышу его голос, когда перечитываю «Полтаву», «Медного всадника», «Горе от ума»... — да, наверно, почти всю русскую классику. Он вообще меня не воспитывал. Не помню ни одного нравоучения, выговора, никаких нотаций. Он сердился на меня, как сердятся на равного человека. И он не прятал от меня своей жизни — наоборот, вводил, втягивал в неё, заражал меня своей жизнью. В детстве я была этим счастлива.

Отец был самый сильный, самый умный, самый мужественный из всех мужчин. Теперь, прочитав его письма друзьям, я знаю, как нелегко, иногда страшно и одиноко ему бывало, как он хватался за любую работу, чтобы мы не испытывали лишений. Тогда я этого не видела. Он был центром мира, вокруг него кипели люди, всем было с ним интересно, всем он был нужен, всем помогал.

(По Н.Г. Долининой.)

В тексте речь идёт о личности известного учёного-литературоведа, о его деятельности, отношении к семье, знакомым.

Это не биография, потому что здесь много оценочных слов.

Перед нами образ заботливого отца, внимательного мужчины, страстного книголюба, филолога.

Выводы из анализа текста: предметом очерка выступает личность, о которой даётся определённое представление, показаны ценностные ориентиры героя очерка.

2. Анализ второго портретного очерка (название предъявлено учащимся).

Прочитайте текст и выясните, соответствует ли заголовок целям и задачам автора.

Докажите, что этот текст является портретным очерком.

Какие новые элементы портретного очерка заметили?

ДОМ НА СОРОТИ

Он встаёт на заре. Затапливает печь. Утро окрашивает малиновым цветом верхушки оконных стёкол. Дом, крайний на усадьбе, начинает струить лёгкий дымок. Из окна видны закованные в серебро дубы и липы, занесённая снегами Сороть, зелёно-чёрный бор вдали.

А на дворе собираются пичуги. И ждут, когда человек откроет форточку и высыплет на крышу пристройки, что расположена под окном, ежедневный привычный «паёк», так необходимый им, не улетающим на зиму из северных краёв. Воробьи и синицы, снегири и галки — сколько их перебывало здесь в этот ранний час... Случается, хозяин дома Семён Степанович Гейченко, заработавшись допоздна, разрешает себе подняться на часок позже. Однако не тут-то было! Вежливо, но настойчиво в окошко постучат: тук-тук-тук... «Ты что, забыл? Вставай!»

— Иду, иду, — и открывается форточка.

Весной и летом, с утра до ночи в борах, рощах, в синеве небес и над полями, сплетаясь с шумом листвы и журчанием ручьёв, льётся разноголосый ликующий гимн жизни.

Пушкин, открывший для себя здесь русскую природу, заслушавшись, забывал свои невзгоды. И тогда...

В гармонии соперник мой
Был шум лесов, иль вихорь буйный,
Иль иволги напев живой...

Шестого июня 1941 года Семён Степанович Гейченко, музейный работник Ленинграда, с мандатом уполномоченного Академии наук по организации пушкинского праздника, верховодил на Михайловской поляне. И может быть, тогда эти места, хранящие незримое присутствие поэта, запали в сердце Гейченко.

Ещё гремела война, когда он, худой и бледный, после тяжёлого ранения, в кителе без погон, с пустым рукавом, вернулся сюда навсегда.

Заповедника не было. Фашисты, отступая, сожгли дом поэта. В окрестных рощах повсюду мины и колючая проволока. Под трёхсотлетним дубом, патриархом здешних лесов, был оборудован дот. Лишь благодаря стремительному натиску наших войск фашисты не успели разрушить Святогорский монастырь, у белых стен которого покоится прах поэта.

Всё тогда было в развалинах. Люди жили в землянках. Но в начале июня 1945 года на Михайловской поляне собрался народ. Высокий, стремительный в движениях человек, только что назначенный директором заповедника, читал Пушкина.

Залечивал раны музей-заповедник. В лесах, рощах опять наметились тропки, протоптанные людьми, приходящими к Пушкину. Директор и главный хранитель Пушкиногорья из землянки перешёл в дом на краю усадьбы. Он тоже восстановлен, как дом Пушкина, домик няни и всё вокруг. Открылось Тригорское, где у Пушкина было столько счастливых минут. Открылось Петровское, вотчина предков поэта. Поднял этажи районный центр Пушкинские Горы и превратился в современный уютный городок.

И уже много раз предлагали Семену Степановичу переехать в благоустроенную квартиру, где не надо колоть дрова и топить печь, где по утрам комнаты не выстывают, как у него в старом доме, где не надо ходить по воду. А он и слышать об этом не хочет. Удобства, конечно, вещь хорошая, но будет ли у него то, что ему послано судьбой?

Вечером, когда усадьбу покидают последние экскурсионные группы, в Михайловском становится необычайно тихо. Закончен трудовой день, полный забот и дел, связанных с большим хозяйством. Директор заповедника вновь садится у окна с видом на Сороть. На столе — очередная рукопись, письма, книги. И может быть, в этот час незримо и привычно входит сам Александр Сергеевич. Сбросив шубу, протягивает к пылающей печурке озябшие руки. И у них идёт беседа, начавшаяся ещё тогда, когда хранителю Пушкиногорья было чуть больше сорока.

Ираклий Андроников, хорошо знавший Семёна Степановича, подметил, что он живёт в каком-то удивительном духовном состоянии пушкинского времени. Для него наш великий поэт — современник. Кажется, он знает о нём всё, точно прожил с ним рядом целую жизнь. Он дышит воздухом, которым дышал Пушкин, слышит птиц, певших ему, видит ту же Сороть, те же неоглядные дали, пьёт воду из того же колодца, живёт и работает бок о бок с потомками тех, кто жил рядом с Пушкиным, пел ему песни, рассказывал сказки, поверял свои беды и радости.

Всё это дало хранителю музея счастливую возможность представить с наибольшей полнотой и достоверностью михайловский период, сыгравший огромную роль в творчестве Пушкина, период, когда он из первого стихотворца своего времени вырос в величайшего национального поэта.

«Пушкин и Пушкиногорье живут в нашем сознании неотъемлемо, как родной дом, родная земля, родная история, — пишет С. С. Гейченко, предваряя одну из своих книг. — Всё пушкинское свято».

Во всём, что делается в заповедных местах, каждая деталь многократно выверена, каждый штрих не случаен. И потому усадьба и всё вокруг предстают такими, каким могли быть при Пушкине. А за всем этим стоял многолетний подвижнический труд главного хранителя музея — Семёна Степановича Гейченко.

(По В. Воробьёву.)

Заголовок содержит некую загадку, метафору: дом на Сороти существует благодаря стараниям удивительного подвижника С.С. Гейченко.

Этот текст является портретным очерком, потому что в его основе лежит описание жизненного пути и деятельности директора Пушкинского заповедника. Характер героя развёрнут на фоне необычной ситуации - восстановления усадьбы поэта. Автор восхищается талантом, упорством, трудолюбием своего героя.

В начале очерка есть вставка - пейзажная зарисовка.

Вывод первый: пейзаж как элемент портретного очерка нужен:

1. в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой,

2. как средство в раскрытии человеческого характера,

3. в качестве фона для портрета героя,

4. как приём в раскрытии мировоззренческих позиций героя.

Есть много важных деталей, ассоциаций, связанных с миром Пушкина.

Вывод второй: из обилия впечатлений выделяется опорная деталь, которая служит для создания символического образа Пушкина.

Приёмы обыгрывания деталей в портретном очерке:

1. образная трактовка тех или иных событий,

2. создание ассоциативных связок,

3. передача особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

В этом очерке образ человека создаётся через внешний и внутренний портрет.

Свойства внешнего портрета

Выделение каких-то внешних деталей и возможность заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств.

Связь с психологическими особенностями личности.

Манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика.

Документальная точность отображения.

Свойства внутреннего портрета

Характер героя даётся в нетривиальной ситуации.

Важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит неординарные трудности.

Описание таланта, упорства, трудолюбия и других значимых качеств личности.

Можно использовать метод условности или прибегнуть к ассоциациям.

III. Этапы работы над портретным очерком.

Напомним основные этапы работы:

1. Выбор героя.

2. Изучение источников.

4. Способы оформления.

Начнём по порядку.

1. Выбор героя.

Какого героя можно выбрать?

Можно написать о хорошо знакомом, близком человеке, о незнакомом или знаменитом человеке.

Люди, осуществившие своё предназначение, добившиеся чего-то значительного в жизни.

Герои утверждают те или иные культурные ценности.

По человеку можно судить о характере эпохи, с него можно брать пример решения жизненных задач.

2. Изучение источников.

Источниками, которые могут понадобиться, служат чьи-то высказывания, в том числе интервью или цитаты героя будущего очерка, документальные свидетельства, воспоминания, общественное мнение.

1) Яркая цитата.

2) Жизненный путь (семья, образование, родной город, путешествия, чем знаменит).

3) Поприще (успехи в творчестве, профессии).

4) Жизненные принципы, кредо.

5) Достижения, награды.

6) Планы на будущее (реализованные или нет).

4. Способы оформления.

Чтобы очерк состоялся, необходимо проверить его оформление:

1) Придумать и критически оценить заголовок, отражающий основную идею.

2) Проверить источники, на которые будете ссылаться, сделать их список.

3) Необязательно стремиться к полному описанию образа героя, можно обойти какие-либо стороны деятельности, выделив основное.

4) Связать основной идеей содержание очерка, придав ему оригинальность и новизну.

5) Чётко выделить абзацы, придумать связки между ними, соблюдать логичность и последовательность.

6) Быть этически корректным.

7) Все факты и утверждения выверить.

IV. Самостоятельная работа над очерком дома.

Сочинения обучающихся

Лисова Екатерина

Любовь к родной деревне

На закате дней Фёдор Алексеевич Абрамов, русский писатель и публицист, сказал про себя: «…Мы, крестьянские дети, отравлены комплексом неполноценности на всю жизнь». Казалось бы, что могло заставить состоявшегося, успешного человека, лауреата Госпремии и счастливого семьянина произнести такие слова?

Жизнь писателя была тяжёлой с самого детства. Росли без отца, и матери одной пришлось воспитывать пятерых детей. На третьем курсе обучения на филологическом факультете война вынудила Абрамова пойти на фронт, где с ним приключилось нечто страшное, но при этом удивительное.

Фёдору Алексеевичу перебило пулями ноги во время одной операции. Почти все его товарищи, принимавшие участие в ней, погибли. И вечером, когда собирали убитых, один боец неожиданно пролил воду на лицо неподвижно лежащего Абрамова, и тот застонал. Если бы не эта счастливая случайность, то, возможно, Фёдор Алексеевич не выжил бы. И сам писатель счёл это происшествие настоящим чудом и огромным везением. Ещё одним чудом он считал то событие, когда при проезде по Дороге жизни из блокадного Ленинграда уцелела лишь та машина, в которой он ехал. И всю свою последующую жизнь Федор Алексеевич трудился не покладая рук во имя погибших товарищей.

После войны Абрамов продолжил учёбу, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию. В те годы он встретил свою жену, Люду Крутикову, которая стала для него не только любимой женщиной, но и верным соратником...

Куда бы ни занесла жизнь Фёдора Алексеевича, волновала его сердце лишь жизнь в деревне. Он был одним из так называемых писателей-«деревенщиков». В каждой его работе видна любовь к природе, простому сельскому люду и его жизни. Село Пекашино, описанное им в тетралогии «Братья и сестры», стало неким прообразом его родной деревни Верколы. И в течение всей своей жизни Абрамов верил, что словом многое можно изменить в жизни общества, поэтому часто ставил в своих публикациях острые вопросы, поднимал проблемные темы, указывал людям на бесхозяйственность в селе. Отовсюду приходили отклики на такие статьи.

Прожил Фёдор Алексеевич всего 63 года. Его похоронили в родной деревне, возле дома, построенного его руками. Рассказывали, как на похоронах слышалось пение журавлей над Верколой. Птицы будто провожали в последний путь родного деревенского писателя...

Смолянинов Дмитрий

О фантасте Кире Булычёве

«Кирилл Булычёв» - псевдоним, а настоящее имя знаменитого писателя-фантаста - Игорь Всеволодович Можейко. Почему был выбран именно этот псевдоним? А всё очень просто: он скомпонован из имени жены и девичьей фамилии матери писателя. Позже имя «Кирилл» на обложках свежеизданных томов стали сокращать до «Кир», так и получился известный сегодня «Кир Булычёв».

Кратко расскажем о жизни этого добродушного седобородого старика с тёмными глазами. Он закончил Институт иностранных языков имени Мориса Тореза, два года работал переводчиком и корреспондентом в Бирме, а после возвращения на родину стал научным сотрудником Института востоковедения Академии СССР и продолжал трудиться в этой организации до последних своих дней. За свою жизнь он подарил мировой литературе более четырёхсот произведений в жанре научной, детской и юмористической фантастики.

Автора всех этих замечательных книг критика довольно долгое время не воспринимала всерьёз. По его же собственным словам, «фантаст заранее проигрывает сравнение с автором сочинений о сельском быте, например, о тяжёлой судьбе сталеваров или о какой-нибудь очередной революционной трагедии». Писателя можно понять - он жил и творил в Советском Союзе под жёстким взором цензуры.

И всё же, когда в 80-е годы журнал «Детская литература» разослал по библиотекам анкету с вопросом «Кто самый читаемый автор?», ответ был практически единодушен: Кир Булычёв. Часто юные писатели добавляли: «Кир Булычёв - лучший писатель всех времён и народов!»

В последние годы жизни писатель обращался к исторической фантастике, написал несколько романов из неоконченного цикла «Река Хронос», а также издал мемуары под названием «Как стать фантастом».

Пятого сентября 2003 года Игорь Можейко скончался от онкологического заболевания. Он ушёл, но завет его остался в наших сердцах и будет ярко гореть в них пляшущей искоркой. Завет этот прост - нужно лишь говорить правду о мире и человеке.

Проскурина Татьяна

Жизнелюбивый автор книг

Жизнерадостность, стойкость, улыбчивость, оптимизм - этими словами можно описать кредо современной писательницы Виктории Токаревой. Родилась она в Ленинграде. В детстве, однако, юную Викторию мало интересовала литература и больше привлекала медицина. Но - вот парадокс! - она получила музыкальное образование.

После замужества, уже в Москве, работая в детской музыкальной школе учителем пения, она начинает писать прозу. Внимание читателей Токарева привлекла первым же своим рассказом, который назывался «День без вранья».

Достаточно посмотреть на фотографию этой женщины, и уже поднимается настроение. Как мне кажется, секрет успеха писательницы на 90 % заключён в её жизнелюбии. По высказываниям Виктории Токаревой сразу становится понятно, что возраст для неё - всего лишь цифры. Сама она говорит так: «Пятьдесят пять лет - это юность старости».

Имя этой писательницы для многих стало своеобразным символом поколения. Произведения Токаревой смешные, яркие. Она пишет о простых людях. В них мы можем узнать себя, свои поступки, над некоторыми можно посмеяться, о каких-то пожалеть. Мне кажется, что её произведения читать приятно и очень легко. Можно открыть первую страницу и потом не заметить, как прочёл всё до конца.

Не стоит забывать, что Виктория Токарева проявила себя ещё и как прекрасный сценарист. Её многие знают по фильмам «Мимино» и «Джентельмены удачи». Несмотря на успехи в карьере Викторию Самойловну можно спокойно назвать семейным человеком. Хотя о своей личной жизни она говорить не любит, но и секрета из этого не делает. Она уверяет, что с мужем она прошла многое, но им удалось сохранить семью и она это высоко ценит.

Читателям книги Токаревой нравятся своей многогранностью, эмоциональностью. Она правдиво и точно подмечает важные детали, указывает на те «неприятные моменты», о которых мы сами в глубине души знаем, но боимся себе в них признаться. Писательницу волнуют обычные, будничные вещи, из комичной ситуации она помогает сделать глубокие философские выводы.

Литература

  1. Горохов В.Н. Газетно-журнальные жанры. - М., 1993.
  2. Ким М.Н. Технология создания журналистского произведения. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2001.
  3. Портретный очерк / http://rudn.monplezir.ru/ocherk_kak_napisat.htm
  4. Сулицкая Н.М. Портретный очерк / http://festival.1september.ru/articles/504793/
  5. Шостак М.И. Журналист и его произведение. - М., 1998.

Я недолго думала, о ком мне писать в этом сочинении. Обратив внимание на слова «интересный человек», сразу поняла, что буду писать про своего учителя, Сергея Петровича, который преподавал в художественной школе.

Это был статный мужчина лет сорока пяти, с густыми, коротко постриженными волосами, веселым лицом и крепкими руками и большими ладошками. Когда он улыбался, его глаза становились добрыми и даже начинали блестеть. Он улыбался, и все вокруг становилось радостным и приятным. Но иногда Сергей Петрович приходил хмурым и погруженным в свои проблемы, закрывался в подсобном помещении, не выходил и не отвечал на вопросы. Даже погода в эти дни хмурилась и подстраивалась под его суровый образ.

Сергей Петрович не навязывал нам приемы рисования, а большое внимание уделял тому, как правильно рисовать в тоне. На слова: «Научите меня рисовать лицо (или что-то другое)», он коротко отвечал: « Рисуй, как можешь». Наверное, именно поэтому наша группа имела большой успех в конкурсах, нежели другие. Он учил творить, а не подражать.

Иногда Сергей Петрович любил над нами шутить. Бывало такое, что кто-то из учеников забывал дома карандаш, зажим, черный маркер и так далее. Обращались к учителю, у которого, кажется, «запасы» ластиков и красок никогда не заканчивались. Но не думайте, что Сергей Николаевич отдавал это просто так. «Забываке» нужно было либо спеть песню на всю школу искусств, либо рассказать стихотворение, либо станцевать танец. И все это нужно было делать старательно, как настоящий артист.

Любил он подшучивать, но и мы не оставались в долгу. Однажды написали ему письмо, то есть написал его Мишка (у него был самый взрослый почерк из всей группы), якобы от тайной поклонницы. Подложили письмо под дверную щель вместе с угощением. В этот день Сергей Петрович был особенно добр к нам и даже продлил перемену. Мы подумали, что он поверил в нашу выдумку, и еще долго над ними смеялись. Но потом запыхавшаяся Катька показала нам свою находку, найденную на столе в учебном кабинете. Мы с нестерпимым любопытством и безудержным хихиканьем стали раскрывать ответное письмо.

Здесь же было написано старательно и аккуратно. В письме Сергей Петрович сообщил о том, что ему приятно слышать нежные слова и заботу о нем, поблагодарил за угощение, а так же упомянул и о нас, какие мы послушные и талантливые дети. Так как к письму прилагалось еще восемь конфет, а в группе нас тогда было как раз восемь, все стало предельно ясно.

После этого мы долго не могли смотреть ему в глаза (было стыдно), но именно за это время Сергей Петрович стал нам почти родным отцом.

К сожалению, он недолго пребывал в положении нашего любимого «второго отца». Его позвали работать в другой город, но я до сих пор с особой нежностью вспоминаю этого талантливого человека и те счастливые времена.

Переведенцева Виктория,

ученица 8-го класса.

Инструкция

Очерк - один из наиболее трудоемких журналистских материалов. В центре портретного - личность, характер. Приступая к написанию произведения, обозначьте для себя два вектора, два объекта предстоящего жизнеописания. Первый - это социальные отношения вашего героя с его окружением, второй - его внутренняя жизнь.

Написанию очерка предшествует сбор материалов о вашем герое. Беседы с ним и с теми, кто его хорошо знает - основные источники информации. Главное - , о котором будете писать, почувствовать его, узнать о том, чем он , чем гордится в этой жизни и о чем больше всего сожалеет. Выберите ключевые моменты.

Без ссылки на основные вехи биографии в очерке не обойтись, но главное здесь - не подменить интересный рассказ изложением анкетных данных. Читателю интересна человеческая натура в действии. Рассказать о положительных чертах характера вашего героя (честности, трудолюбии, настойчивости и других) вы должны не простым перечислением, а фактами. Покажите, как он вел себя в неординарных ситуациях, в драматические моменты своей жизни.

Описывая тот или иной поступок героя вашего очерка, покажите его мотивацию. При этом важно образно прокомментировать индивидуальные и типические черты характера, психологические особенности личности. И вам, и читателю должны быть интересны оригинальные мысли выбранного вами лица.

Каждый человек неминуемо связан и с общественно-политическими, и с экономическими, и с социально-нравственными процессами, происходящими в обществе (как неакадемически это звучит). Важно уметь в том или ином событии индивидуальной жизни показать связь с этими процессами, отношение к ним. Попытайтесь соотнести социальный опыт вашего героя с опытом его поколения. Возможно, у вас получится сделать некую реконструкцию исторического события через факт, яркую деталь его биографии.

Если ваш выбор - персона с большими общественными заслугами, подчеркните примерами значимость всех достижений. Публицистическая составляющая в таком очерке будет значительной, а тема духовных исканий, творчества - одной из основных. У хорошего очерка есть одно примечательное качество. Он дает читателю не только познание чужой жизни, иного жизненного опыта, ошибок и мечтаний, но и подталкивает к осмыслению своих.

Обратите внимание

Начинающих очеркистов часто волнует вопрос: допустим ли авторский вымысел в очерке? Фантазия, никак и ничем не связанная с реальными событиями из жизни человека, неприемлема. А вот домысел как художественный прием уместен, если нет искажения самого факта. Классический пример - описание настроения человека в той или иной ситуации. Достоверно это может знать только сам человек. Но предположить и образно описать эмоции героя в конкретных обстоятельствах можно.

Полезный совет

Будьте внимательны к деталям и любой уникальности в жизнеустройстве героя вашего очерка. Постарайтесь открыть в выбранном индивидууме особые черты характера, «изюминку» в профессии или хобби, своеобразие в отношениях с родными и друзьями. Попробуйте описать его необычный взгляд на привычные вещи. Любой «говорящий» штрих может сделать образ живым и привлекательным.

Источники:

  • портретный очерк пример

Термин «портрет», первоначально означающий «описание внешности человека», со временем трансформировался в более объемное понятие. В публицистическом творчестве он стал обозначать не только внешние, но и внутренние особенности человека, – все, что связано с. духовной жизнью личности. Поэтому объектами отображения в портретном очерке могут выступать как социальные отношения человека с его непосредственным окружением (социологический аспект), так и внутренние психологические процессы, происходящие в жизни отдельного индивида. Социологический анализ личности, дополненный психологическим, безусловно, расширил возможности портретного очерка в плане целостного изображения человека .

Портретный очерк – это спрессованный рассказ о чьей-то жизни. Написать его непросто, и также непросто за несколько часов общения понять другого человека. Известный журналист Юрий Рост по этому поводу сказал: «Я стараюсь почувствовать своего собеседника. Я спрашиваю его, о чем он больше всего жалеет в жизни, чем гордится. Мой интерес искренен, и он помогает мне создать сначала внутри себя, а затем на бумаге образ своего героя» .

Существует вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк?

Портретный очерк разрабатывает определенный аспект концепции человека, раскрывает внутренний мир героя, социально-психологическую мотивацию его поступков, индивидуальное и типическое в характере. Очеркист ищет в реальной жизни такую личность, которая воплощала бы в себе основные типические черты своей социальной среды и одновременно отличалась своеобразием черт характера, оригинальностью мысли (так считает Д.В. Туманов). И уже затем создает не фотографическое изображение, а художественно-публицистическое отображение индивидуального образа.

Это не простая биографическая справка. Жизнь человека нельзя раскрыть в ее нравственной красоте, в богатстве ее творческого проявления, подменяя рассказ о ней изложением анкетных данных или описанием технологии труда героя .

В удачном портретном очерке характер героя дается, как правило, в нетривиальной ситуации. Поэтому для автора очень важно обнаружить такой «участок» на жизненном пути героя, который содержит некие неординарные трудности, обладает драматическим характером. Именно здесь можно обнаружить конкретные проявления характера героя, его таланта, упорства, трудолюбия и других значимых, с точки зрения достижения цели, качеств. В том случае, когда такой «участок» обнаружить не удается, автору труднее рассчитывать на создание интересного материала . Так полагает исследователь А.А. Тертычный. У писателя и журналиста Константина Паустовского другое мнение о том, о каждом ли человеке можно написать портретный очерк, - Чтобы написать хороший очерк, надо обладать способностью открыть в человеческом сердце то, что может быть давно забыть, потонуло в сутолоке ежедневных забот. Хороший очерк заставляет читателей вспомнить, кто они сами по своей сути, чего хотят о чем мечтают

Естественен вопрос: о каждом ли человеке можно написать очерк? Да. Главное - суметь найти в своем собеседнике какую-то «изюминку», подчеркнуть особенность его профессии или хобби, рассказать о его необычных взглядах. Одним словом, создать живой образ, который не оставит читателя равнодушным. Запомните, что портретный очерк не должен быть похож на краткое изложение биографии. Настоящий очерк возникает в результате художественного анализа личности героя и похож на рассказ или новеллу .

Основная цель очерка - познакомить читателей с человеком. Прежде чем приступать к написанию очерка, следует провести беседу с этим человеком, поговорить с людьми, знакомыми с ним. Портретный очерк - это рассказ о человеке (или группе людей), не следует ограничиваться только перечислением фактов из его (их) жизни, интересов и успехов или только интервью с ним (с ними) .

Чтобы портретный очерк занял целую газетную страницу, нужна такая личность, которая была бы очень значительной. Ведь журналист лишь в деталях, штрихами намечает портрет своего героя. Однако и менее, чем в 300-400 строк очеркист вряд ли уложится: относительный лаконизм жанра сочетается здесь с публицистической разработкой актуальной проблемы, анализом психологии героя .

Мы разобрались в том, как следует писать портретный очерк, теперь рассмотрим виды портретного очерка и более подробные характеристики по данному поводу.

Журналисты обращают внимание на наиболее важные вехи в судьбе героя (имеются в виду биографические сведения), на его духовные искания, жизненный опыт, наконец, на особенности его профессиональной деятельности. Конкретная человеческая жизнь представляет многоуровневое образование, поэтому перед автором стоит сверхзадача показать героя не просто как носителя определенных социальных ролей или функций, а в тесной взаимосвязи с общественно-политическими, экономическими и социально-психологическими процессами в обществе. Учитываются такие понятия, как среда и обстоятельства, воспитание, характер и т.п., влияние которых на жизнь человека имеет исключительное значение. Но, согласитесь, что показать всю «многоэтажность» человеческой натуры в очерке невозможно в силу его малого объема. Многоплановость в изображении человека обусловила видовое многообразие портретного очерка. Среди них можно выделить: биографический портретный очерк, портретно-проблемный, психологический и политический портрет. У каждой разновидности портретного очерка есть конкретные задачи, свои формы публицистического жизнеописания, специфические возможности в показе героя произведения, способы психологической и социальной характеристики, типизации человеческих натур, наконец, приемы композиционного построения произведения. Рассмотрим, что же лежит в основе той или иной разновидности портретного очерка.

Биографический портретный очерк. Здесь ведущее место занимает биография. Обратившись к ней, журналист может получить разнородные сведения о наиболее значимых для человека этапах жизни, о его жизненном опыте, о смене социальных статусов, о жизненных приоритетах и целях и т.п. Посредством этого субъективного материала и воссоздается в конечном итоге история жизни одного человека. Чтобы она не напоминала развернутую биографическую справку, журналисты стараются отобрать наиболее типичные и характерные для героя произведения факты, раскрывающие внутреннюю динамику духовного роста человека, его нравственные поиски, социальные ориентации и взаимоотношения с окружающим миром. Кроме этого, в очерке показывается взаимосвязь индивидуальной истории жизни человека и истории общества, соотносится социальный опыт индивида с опытом его поколения, выявляются специфические особенности индивидуальной жизни героя.

Используя биографические сведения, очеркист может описать сложные процессы социализации личности в меняющемся мире, объяснить природу психологического и социального поведения человека, рассказать о генеалогии героя, реконструировать через жизнь одного человека некие исторические события и т.п. Здесь, как видим, четко проглядывается связь между биографией как субъективной конструкцией и биографией как социальной действительностью. Когда биографический портретный очерк создается именно в этой взаимосвязи, он, как правило, вызывает наибольший интерес, побуждая читателей к соразмышлению.

Юбилейный портретный очерк. Поводом для написания подобного произведения является празднование юбилея известного деятеля культуры, искусства, литературы, науки и т.д. В данном случае важно показать тот позитивный вклад, который внес человек в жизнь общества. Чтобы очерк не получился «парадным», от публициста требуется особое мастерство. Юбилейная дата должна быть лишь поводом к размышлению о судьбе человека. Главное, на чем должен сконцентрироваться публицист – это духовные искания личности.

Как показывает практика, особой популярностью пользуются у читателей очерки о писателях, деятелях культуры, искусства и науки. И это понятно. О людях творческих профессий читать всегда интересно, потому что их жизнь представляет постоянный творческий поиск. Но в данном случае интерес для читателей представляет не анализ художественных, искусствоведческих или научных произведений, а личность творца, его индивидуальный портрет. Диапазон обрисовки героя может быть самым широким, начиная от характеристики его художественной или научной деятельности и кончая сведениями о творческих замыслах и фактах биографии. В юбилейном портретном очерке речь может идти как об уже сложившемся мировосприятии героя, так и о его новых творческих устремлениях и планах. Очеркисты в подобного рода произведениях, как правило, сосредоточивают внимание на различных аспектах творческой деятельности человека, выявляют наиболее значимые моменты духовного становления личности, оценивают его творческий путь, наконец, рассматривают труды человека в контексте духовной жизни общества.

В эстетические задачи очерка, пусть даже и юбилейного, не входит обыкновенный пересказ о судьбе человека. Здесь планка намного выше. Чтобы рассказать людям что-то новое об известной всем личности, необходимо ознакомиться с архивными материалами, перепиской, свидетельствами современников и т.п. Все это позволит очеркисту по-новому и нестандартно осмыслить судьбу человека, его дела, поступки и свершения, а главное – выявить различные проявления человеческой души .

Теперь рассмотрим художественные элементы портретного очерка, которые помогают наиболее полно создать образ героя.

Пейзаж. Наличие развернутых пейзажных зарисовок в портретных очерках скорее исключение, чем правило. Ведь внимание очеркиста в большей степени направлено на биографические аспекты жизни человека, на раскрытие его характера, на показ его душевных особенностей и т.д. Поэтому пейзажные компоненты если и присутствуют в произведении, то обычно выступают в качестве фона, характеризующего место действия. Введение пейзажных элементов в портретный очерк необходимо только в тех случаях, когда без этих выразительных средств невозможно передать атмосферу происходящего, проникнуть в суть человеческого мировосприятия, выяснить отношение человека к окружающему миру и т.д. В этом случае пейзаж становится смыслообразующим элементом.

В портретных очерках пейзаж применяется:

  •  в качестве контрастного сравнения между внутренним состоянием героя и окружающей его природой;
  •  как средство в раскрытии человеческого характера;
  •  в качестве фона для портрета героя;
  •  как прием в раскрытии мировоззренческих позиций героя и т.д.

Деталь. Деталь служит также эффективным средством типизации очерковых образов. Чтобы деталь заняла в произведении достойное место, стала «ключевой», способствовала созданию художественного образа, характеристике героев и художественно-эстетическому осмыслению действительности, журналист должен овладеть различными методами обыгрывания детали.

Приемы обыгрывания деталей в очерке могут быть самыми разнообразными. В одних случаях детали используются для образной трактовки тех или иных событий, в других – для создания символического образа, в третьих – для ассоциативных связок, в четвертых – для передачи особенностей внешних и внутренних человеческих проявлений.

Портретные характеристики. Портрет в публицистике зачастую выступает в качестве своеобразного аналога характера героя. Он дает возможность наглядно, зримо увидеть героя и в этом плане он стимулирует читательское воображение. Другая его функция – помочь через выделение каких-то внешних деталей заглянуть в мир души человека, в мир его эмоций и чувств. Портретная характеристика напрямую связывается с психологическими особенностями личности. Действительно, внешность человека, его манера одеваться, привычные позы, жестикуляция, мимика и т.п. могут при внимательном взгляде многое сказать о человеке. Основное требование, которое предъявляется к любой портретной характеристике – это документальная точность отображения. В данном случае очеркист не имеет права что-то выдумать в обрисовке внешности человека, но не стоит отказываться и от показа типического. Именно сочетание строгого документализма и художественного обобщения и рождает полноценный очерковый образ.

В портретных характеристиках журналисты активно используют достижения современной психологии. Например, выяснив, к какому психологическому типу относится тот или иной человек: сангвиник, флегматик, холерик или меланхолик, они могут определить, как те или иные качества проявляются в облике и поведении личности. Вот так, исходя из определенных психологических характеристик, воссоздается портрет человека. В описании облика используются также различные портретные штрихи. Они необходимы, когда журналисту нужно подчеркнуть какое-либо психологическое состояние героя, его привычные жесты и мимические реакции, наконец, манеру одеваться и держаться с людьми.

Художественные средства изображения необходимы не только для обрисовки внешней среды, но и внутреннего состояния человека. В современной публицистике усиливаются психологические начала в показе духовного мира личности .

Очерк – жанр, наиболее ярко демонстрирующий публицистичность в текстах СМИ. Здесь присутствует воспитание нравственности, культуры, не сухие факты. Кроме того у очерка кроме его постоянной информационной функции (о которой мы пока говорить не будем) имелась дополнительная социальная функция - наградная. Публикация очерка о человеке была равноценна помещению его портрета на доску почета, это было награждение славой. И читатели привыкли к тому, что в очерке дается пример для подражания .

Ресурсы художественной публицистики: а) образ как эмоционально просветленная мысль активно воздействует на аудиторию, побуждая ее к активному сотрудничеству; б) образ как обобщенная картина действительности значительно расширяет возможности смыслового постижения действительности; в) образ как система знаков, как некий код, создавая определенную модель окружающего мира, интеллектуально обогащает аудиторию представлениями об эстетических возможностях воспроизведения действительности. Художественность публицистики воплощается как в целостном образе человека и образе-тезисе (образе-понятии), так и в «говорящих» деталях – предметном описании натуры, репликах действующих лиц, подробностях воспроизводимых ситуаций.

Фантазийный элемент в очерке (и в фельетоне) не противоречит рабочему признаку публицистического текста – его нацеленности на определенный результат, рассчитанному воздействию на аудиторию .

Последний пункт вызывает вопросы – где границы дозволенного, может ли фантазия соединится с достоверностью, объективностью, или лучше не рисковать? Это мы попытаемся рассмотреть на примере журнала «Биография».

error: Content is protected !!