Мифологические сюжеты питера пауля рубенса. Хищение дев Похищение дочерей Левкиппа - Гилаейры и Фебы

Январь 18, 2014

«Похищение дочерей Левкиппа» излучает энергию, экспрессию, напор. Как отметил историк искусства Чарльз Шрибнер, в этой полной динамизма композиции „характерное драматическое напряжение, похоже, вот-вот вырвется за пределы картинного пространства”

Близнецы Кастор и Поллукс были рождены из яиц, которые высидела Леда после того, как Зевс «возлег» с ней, приняв образ лебедя.

Братья никогда не разлучались и прославились своей воинской доблестью. Они участвовали в походах аргонавтов, охотились на каледонского вепря, были покровителями римского Ордена справедливости. Влюбившись в дочерей Левкиппа, обрученных с другой парой близнецов, Кастор и Поллукс решают похитить девушек, чтобы жениться на красавицах самим.

Ни один из предшественников Рубенса не обращался к живописному воплощению сцены Похищения дочерей Левкиппа. Не исключено, что в процессе работы над этой картиной художник использовал предметы старины, в частности, вазы античных мастеров, которые были в его личной коллекции, — скорее всего, на одной из них мастер нашел изображение сходной, а может быть именно этой сцены.

Вполне возможно также, что источниками вдохновения для Рубенса могли послужить и известная скульптура «Похищение Сабинянок» Джованни да Болонья (1529 —1608), и конные статуи римского Квиринала, и рисунок Микеланджело «Леда и Лебедь», и античная скульптурная группа Лаокоона и многие другие работы.

Биограф Рубенса Роже де Пиль подчеркивал, что Рубенс был человеком выдающимся:

Хотя он был весьма привержен своему искусству, он всегда находил время для занятий изящной словесностью, а вернее, историей и латинскими поэтами, которых изучил в совершенстве и языком которых владел так же, как итальянским, о чем позволяют судить его рукописные рассуждения о живописи, в которых он приводит высказывания Вергилия и других поэтов по этому вопросу.

Вот почему не приходится удивляться богатству его мыслей, силе его изобретательности, учености и ясности замысла его аллегорических картин и тому, что он так умело развивал сюжеты, включая в них лишь то, что относится к делу. Будучи глубоко знаком с действием, какое он имел намерение изобразить, он мог продолжить и развить его, всегда соблюдая верность природе”

Сначала Древние придумали себе богов, которые активно похищали красивых дев, а после этого уже спокойно следовали их примеру.

__________________________

Похищение Европы

Валентин Серов. Похищение Европы . 1910

Европа (от ассирийского слова «эреб» - Закат) - в древнегреческой мифологии дочь финикийского царя Агенора.

Однажды верховный бог Зевс влюбился в прекрасную царевну Европу. Она любила гулять с подругами на берегу Средиземного моря. Там и увидел ее Зевс. Он превратился в прекрасного белоснежного быка с жемчужными рогами, очень ласкового и красивого. Девушки забавлялись игрой с быком, украшая его рога цветочными гирляндами (обрывок гирлянды можно видеть и на серовской картине). Наконец, Европа решила прокатиться на нем - но как только, она села на широкую спину быка-Зевса, тот бросился в море и поплыл. Так Зевс с Европой на спине добрался до Крита. На острове он принял вид прекрасного юноши и овладел Европой. От этого союза родились трое сыновей: Минос, Радаманф и Сарпедон. Первый стал правителем Крита, где с тех пор свято чтили образ быка.

______

Похищение Психеи

Адольф Вильям Бугро. Психея и Амур(слева) и Похищение Психеи(справа) . 1889, 1895

Психея (др.-греч. Ψυχή, «душа», «дыхание») - в древнегреческой мифологии олицетворение души, дыхания; представлялась в образе бабочки или молодой девушки с крыльями бабочки. Впервые миф о Психее был разработан Апулеем в его романе «Метаморфозы, или Золотой осёл».

У одного царя были три красавицы дочери, из которых красивее всех была младшая - Психея. Слава о её красоте прошла по всей земле. Ей стали даже воздавать божеские почести, забыв Афродиту (она же Венера). Последняя оскорбилась и решила погубить соперницу. Позвав своего сына Амура (он же Эрот, он же Купидон), она показала ему красавицу и велела ему вселить в неё любовь к самому отверженному, безобразному и жалкому из людей.

Между тем, Психея чувствовала себя очень несчастной оттого, что все любовались ею, как бездушной красотой, и никто не искал её руки. В горе обратился её отец к милетскому оракулу, и тот ответил, что Психея, должна быть отведена на скалу для брака с ужасным чудовищем. Исполняя волю оракула, несчастный отец привёл Психею в указанное место и оставил одну. Вдруг дуновение ветра перенесло её в чудный дворец, обитаемый невидимыми духами. Целый день она гуляла по дворцу, а вечером, когда собралась лечь в постель, возле нее раздался голос: «Ничего и никого не бойся, дорогая Психея, с сегодняшнего дня я твой муж. Живи спокойно. Ты ни в чем не будешь нуждаться. Я буду о тебе заботиться.» Обрадовалась Психея и стала жить в этом дворце. День она проводила одна, только ночью к ней приходил ее таинственный незримый муж. Он был ласков и добр, уверял ее в своей бесконечной любви к ней, но Психее ни разу не удалось увидеть его.

Блаженная жизнь Психеи, однако, продолжалась недолго: завистливые сестры, узнав об её благополучии, решили извести её и хитростью достигли того, что Психея нарушила данное супругу обещание - не допытываться, кто он. Злые сестры нашептали ей, что незримый супруг - дракон, который в один прекрасный день съест её с её плодом (Психея была уже беременна), и убедили её, чтобы она, вооружившись мечом и светильником, подстерегла его во время сна и убила. Доверчивая Психея послушалась, зажгла светильник, и, стала рассматривать своего супруга, который оказался прекрасным Амуром. В то время, как она, пораженная красотой его лица, любовалась спящим, со светильника упала горячая капля масла на плечо бога и он от боли проснулся. Оскорблённый вероломством и легкомыслием супруги, он улетел от неё, а она, покинутая, пошла по земле искать своего возлюбленного.

Долго Психея ходила по всем землям, пока не была вынуждена преклониться перед своей «свекровью» Афродитой, которая долго искала случая отомстить Психее. В это время больной от ожога Амур лежал у своей матери. Очутившись под одной кровлей с супругом, но разлученная с ним, Психея должна была сносить нескончаемые издевательства Афродиты, которая, желая ей смерти, придумывала разные невыполнимые работы. Психея смогла превозмочь все заботы и печали, и тогда выздоровевший Амур добился согласия небожителей на брак с Психеей, которая получила от Зевса бессмертие и была приобщена к сонму богов. От брака Психеи с Амуром родилась Волупия, богиня олицетворяющая наслаждение.

_____________________________________________

_____________________________________________

Похищение дочерей Левкиппа

Питер Пауль Рубенс. Похищение дочерей Левкиппа . 1617-1618

Начнем издалека. У царя Спарты Тиндарея была жена Леда. Однажды на реке Еврот Зевс, соблазнившись красотой Леды, предстал перед ней в образе лебедя и овладел ею. В результате этого Леда снесла три яйца (!), из которого вылупились: Кастор, Полидевк и Елена. Стоит сразу отметить, что «Леда и лебедь» - это иконографический сюжет, изображающий Леду в процессе совокупления с принявшим форму лебедя Зевсом (Юпитером) или обнимающей лебедя в присутствии их общих детей. В силу своего эротического содержания сюжет пользовался особенной популярностью в искусстве итальянского Возрождения. На большинстве найденных мною картин совершенно откровенно и недвусмысленно изображено, как лебедь копулирует с женщиной в разных эротических позах. Сторонникам зоофилии рекомендую обратиться по соответствующей ссылке внизу.

Диоскуры (др.-греч. Διόσκουροι - юные сыновья Зевса) - в древнегреческой мифологии Кастор и Полидевк, близнецы, дети Леды и Зевса. Участники похода аргонавтов и Калидонской охоты.

У Диоскуров был дядя Левкипп. Левкипп жил в Спарте и у него были две красивые дочери: Феба и Гилайера, i.e. они приходились Диоскурам двоюродными сестрами. Так вот эти сестры, в свою очередь были невестами двоюродных братьев Диоскуров - Идаса и Линкея. Братья Диоскуры (Кастор и Полидевк) были в ссоре со своими двоюродными братьями, поэтому решили отомстить, похитив накануне свадьбы их невест. Дело было так: Диоскуры предложили своим сестрам Фебе и Гилайере вечером прогуляться. Прогулка под луной плавно переросла в соитие между родственниками. Если вернутся к картине Рубенса, то вам представится сцена пробуждения сестер. Кастор и Полидевк уже оделись, сходили за лошадьми и начинают грузить свою ношу. Голые сонные девушки еще не совсем понимают, что происходит и что их похищают. Однако серьезных признаков сопротивления сестры не оказывают – немного озадаченные, они дают себя спокойно похитить, тем более, что в те времена кража женщины приравнивалась к женитьбе на ней.

Оскорбленные Идас и Линкей пошли войной на Диоскуров. В результате их междоусобицы Кастор убил Линкея, Идас убил Кастора, а Идаса убил Полидевк. Зевс решил подарить своему единственному выжившему сыну бессмертие, но Полидевк попросил его дать возможность умереть вместе с братом. Тогда Зевс предложил ему на выбор: или вечно пребывать на Олимпе одному, или вместе с Кастором проводить один день на Олимпе, другой - в подземном царстве. Верный своему брату Полидевк выбрал последнее, и с тех пор Диоскуры стали проводить один день на Олимпе, а другой – в царстве мертвых.

_______________________________________________

_______________________________________________

Похищение Елены


Гвидо Рени. Похищение Елены. 1626-1630

Елена Прекрасная (Троянская, Спартанская; греч. Ἑλένα) - в древнегреческой мифологии прекраснейшая из женщин. Дочь Леды и Зевса, родная сестра Диоскуров. За свою жизнь похищалась неоднократно.

Как мы помним, Елена появилась на свет из третьего яйца отложенного Ледой. Формально Леда была замужем за Тиндареем, поэтому Елена считается дочерью царя Спарты. Она была самой прекрасной из женщин, и даже богини завидовали ей (где-то я все уже это слышал…). Однажды, наслаждаясь вином в Афинах, Тесей со своим другом-вдовцом Пирифоем решили похитить прекрасную Елену. Тогда она была еще совсем юной девушкой (12 лет), но слава о ее красоте гремела далеко по всей Греции. Тайно прибыв в Лаконию, друзья схватили Елену в храме, когда она весело танцевала со своими подругами во время праздника Артемиды, и быстро перевезли ее в крепость Афин. Спрятавшись в Аттике, Тесей и Пирифой бросили жребий, кому из них должна принадлежать дивная красавица. Жребий выпал Тесею, но еще раньше друзья дали друг другу клятву, что тот из них, кому достанется прекраснокудрая Елена, должен помогать другому достать жену. Пирифой потребовал от своего друга, чтобы он помог добыть ему в жены Персефону, жену страшного бога Аида, но, спустившись в царство мертвых, друзья попали в ловушку. В то время как обездвиженные Тесей и Пирифой оставались под землей, братья прекрасной Елены, Кастор и Полидевк, всюду искали свою сестру. Наконец, узнали они, где скрыл Тесей Елену. Тотчас осадили они Афины, и неприступная крепость не устояла. Диоскуры освободили сестру. Когда Тесей смог спастись из пут Аида, Афины уже были разрушены, власть Тесея свергнута, а Елена возвращена в Спарту.

Дома Тиндарей долгое время не решался отдать кому-нибудь из приходивших к нему героев в жены Елену. Он боялся, что другие герои из зависти к счастливцу начнут с ним борьбу и возникнет великая распря. По совету Одиссея было решено, что Елена сама выберет себе мужа, а все женихи поклянутся, что никто не тронет ее избранника. Прекраснокудрая выбрала Менелая. Он женился на прекрасной Елене и после смерти Тиндарея стал царем Спарты. Менелай был счастливейшим из смертных, и даже не подозревал, сколько бед сулит ему брак с дочерью Зевса.

Как-то раз, в гости к Менелаю из Трои приехал прекрасный царевич Парис. Менелай радушно принял его. В честь гостей приготовили богатую трапезу. Во время этой трапезы Парис впервые увидел прекрасную Елену. Полный восторга, смотрел он на нее, любуясь ее неземной красотой. В то же время, пленилась красотой Париса и Елена. Прошло несколько дней. Менелаю необходимо было ехать на Крит. Уезжая, он просил Елену заботиться о гостях, чтобы ни в чем не имели они недостатка. Когда Менелай уехал, Парис тотчас же с помощью Афродиты нежными речами уговорил прекрасную Елену покинуть дом мужа и бежать с ним в Трою. Парис тайно увел Елену на свой корабль, похитив у Менелая жену, а с ней и его сокровища. Все позабыла Елена — мужа, родную Спарту, и дочь свою Гермиону забыла она ради любви к Парису. В страшный гнев пришел Менелай, узнав, что обманула его Елена и что сокровища его похищены. Со своим братом Агамемноном он заручился поддержкой греческих царей и начал войну с Троей, которая продлилась 10 лет. Когда греки наконец взяли Трою, и Парис был убит, Менелай везде разыскивал свою жену с мечом в руках: согласно тогдашним обычаям, только ее смерть могла восстановить поруганную честь мужа. Его соратники, в свою очередь, тоже собирались предать ее жестокой казни – побиванию камнями, однако когда они увидели Елену обнаженной, Менелай, ослепленный ее красотой, выронил меч и со слезами на глазах простил ее, а вслед за ним ее простило все греческое войско. После долгих странствий Менелай с супругой вернулся в Спарту.

____________________________________________________________

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».

Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры - одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя - Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».

Один спешенный, другой - на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный - кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.

(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)

Место действия - не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) - около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде - неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут - вот тебе и на! - их грузят на лошадей и пытаются увезти.

Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)

Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление - да, но все не так уж и страшно!

За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.

(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.

Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.

Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.

И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена - это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом - и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.

Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня - в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.

Именно это - бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата - и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!

Сами братья - далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».

Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.

Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились! (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).

Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия - смертельная схватка с двоюродными братьями?
И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?



Аназонки - В греческой мифологии - воинственное племя женщин, живших на берегах Меотиды (Азовского моря) или Малой Азии; они не вступали в брак, но, чтобы сохранить свой род, рожали от мужчин соседних племен. Потом мальчиков убивали или отдавали отцам, а девочек воспитывали сами, прежде всего учили их скакать на лошадях, метать копье. В пылу воинственности амазонки добирались и до Афин. В это время в Афинах правил Тесей ., который ранее вместе с Гераклом сражался с амазонками, победил их и в награду себе взял в жены самую храбрую их них - Антиопу (вариант Ипполиту ). И вот теперь амазонки разбили свой лагерь вблизи Афин. Тесей пытался разгромить армию воинственных всадниц, вместе с ним воевала и Антиопа , горячо любившая мужа; теперь воительницы, которыми она ранее повелевала, были ее врагами. В одном из боев копье вонзилось в грудь Антиопы. Тесей склонился над телом жены, обе армии прекратили бой. Вместе с объятыми горем афинянами амазонки похоронили молодую царицу, и, печальные вернулись к родным берегам далекой Меотиды.
Считалось, что амазонки происходят от греческого бога
Ареса и Гармонии . Их имя происходит якобы от названия выжигать к девочек левую грудь для более удобного владения оружием. Амазонки поклоняются Аресу и Артемиде , проводя время в битвах. Амазонки участвовали во многих легендарных битвах. Например амазонка Пенсифелея помогала троянцам в войне и была убита Аххилом. Амазонкам приписывали основание города Эфеса и постройку там знаменитого храма в честь Артемиды. В мифах об амазонках и их борьбе с олимпийскими героями отразились элементы матриархата. Легенды об амазонках широко известны во всех частях света, являлясь либо по рождением местных традиций, либо распространением греческой..)

Питер Пауль Рубенс. Суд Париса, 1625

Суд Париса,

Три грации

<< пред. картина след. картина >>

Грации, в римской мифологии (в древнегреческой - хариты) благодетельные богини, олицетворяющие радостное, доброе и вечно юное начало жизни, дочери Юпитера, нимф и богинь. Имена граций (харит), их происхождение и число в разных мифах различны. В древние времена богинь изображали в ниспадающих мягкими складками хитонах, а позднее - обнаженными, чтобы ничто не скрывало их прелестей.
Три Грации олицетворяют Красоту, Любовь и Удовольствие. Грации состоят в свите Венеры. В неоплатонизме они символизируют три аспекта любви. В средневековом искусстве - грации - это Добродетель, Красота и Любовь, а их атрибутами являются роза, мирт и яблоко, иногда - игральные кости.

"Грации либо обнажены, когда желают показать, чтобы в них нет обмана, либо одеты в полупрозрачные одежды, когда хотят подчеркнуть свои прелести и достоинства" (Сенека).

Диана и её служанки, застигнутые фавнами

<< пред. картина след. картина >>

Диана, в римской мифологии богиня природы и охоты, считалась олицетворением луны, как ее брат Аполлон в период позднеримской античности отождествлялся с солнцем. Диане еще сопутствовал эпитет "богиня трех дорог", толковавшийся как знак тройной власти Дианы: на небе, на земле и под землей. Богиня также слыла покровительницей плененных Римом латинян, плебеев и рабов. Годовщина основания храма Дианы на Авентине, одном из семи римских холмов, считалась их праздником, что обеспечило богине популярность среди низших классов. С этим храмом связано предание о необыкновенной корове: было предсказано, что тот, кто принесет ее в жертву богине в святилище на Авентине, обеспечит своему городу власть над всей Италией.

Когда царь Сервий Туллий узнал о предсказании, он хитростью завладел коровой, принес животное в жертву Диане и украсил храм его рогами. Диана отождествлялась с греческими Артемидой и богиней мрака и чародейств Гекатой. С Дианой связан миф о несчастном охотнике Актеоне. Юношу, увидевшего купающуюся прекрасную богиню, Артемида - Диана в гневе превратила в оленя, которого растерзали собственные псы.

Фавны, это мифологические творения древнего времени, - наполовину люди, наполовину козлы.

Симон (Цимон) и Перо

<< пред. картина след. картина >>

К теме "Симон и Перо", теме любви к родителям, часто обращались художники XVI-XVIII-ых столетий в Италии и Нидерландах.

Красивый юноша полюбился Афродите(Венере), которая доверила его царице подземного царства Персефоне. Персефона сама полюбила Адониса и не захотела возвращать его Афродите. Их спор решил Зевс, повелевший, чтобы треть года Адонис жил в подземном царстве, другую треть - у Афродиты, а остальное время сам распоряжался собой. Адонис воспользовался этим, чтобы увеличить срок своего пребывания у фродиты. Возмужав, он стал охотником и погиб, смертельно раненный вепрем.
Согласно принятому толкованию мифов Адонис символизировал пробуждение природы весной и увядание осенью (уход в подземное царство). Праздник в честь него был распространен в древности на Ближнем Востоке и в Египте. Древний ритуал содержал два разных обряда: в первый день праздновалось возвращение из подземного царства к Афродите, что сопровождалось весельем; второй день, когда отмечался уход Адониса к Персефоне, был траурным. Следы ритуала сохранились в древнегреческой поэзии. Пятнадцатая идиллия Феокрита воспевает первый день, первая идиллия Биона ("Эпитафия Адониса") оплакивает смерть прекрасного юноши.

Зритель, который первый раз подходит к этому полотну (оно написано в 1617-1618 годах, Рубенсу 40 лет) или первый раз видит репродукцию картины, прежде всего читает название: «Похищение дочерей Левкиппа».
Если он (зритель) знаком с греческой мифологией, ему понятно, кто перед ним: братья-близнецы Кастор и Поллукс и их двоюродные сестры, дочери их дяди Левкиппа - Феба и Гилайера. Эти две сестры - одновременно и невесты Идаса и Линкея, двоюродных братьев Кастора и Поллукса. (Сложновато описать сюжет в двух словах, но попробую: братья крадут невест у своих братьев, а невесты одновременно сестры и тем, и другим. Родство не прямое, а двоюродное.) Место действия - Спарта.

Женщины более чем средней упитанности. Мужчины мощного телосложения, совершенно не похожи друг на друга, хотя и вылупились из одного яйца, которое снесла Леда. А Леда снесла яйцо не от кого-нибудь, а от самого Зевса, который упал на нее в виде лебедя. Поэтому у братьев есть еще одно имя - Диоскуры, что в переводе с древнегреческого означает «сыновья Зевса».
Один спешенный, другой - на коне. Всадник - это Кастор, он укротитель коней. Спешенный - кулачный боец Полидевк (или Поллукс, что одно и то же). Видимо, одну из девушек, которую они уже держат на руках, братья пытаются усадить на коня. Другую ставит на ноги Поллукс. Ту, которую подняли, зовут Гилайера, а вторую, сами понимаете, Феба.
(Маленькое отступление. Древние источники никаким образом не определяют возраст героев этого мифа. Возможно, что мужчинам немного за 30, а девушкам 15-16 лет: таков, по Платону, брачный возраст тех времен.)
Место действия - не в доме, не в усадьбе. Совершенно открытая местность. Время кражи (судя по тени) - около полудня. Что делали в поле девушки в такое время и в таком виде - неизвестно. Но выглядят они достаточно соблазнительно. По выражению их лиц трудно сказать, что испытывают девицы. Ни испуга, ни ужаса. Может быть, братья с ними заранее договаривались о свидании? Может быть, девушки накануне свадьбы решили отвести душу (а заодно и тело)? А тут - вот тебе и на! - их грузят на лошадей и пытаются увезти.
Было между ними до момента, изображенного на картине, что-нибудь или нет? С одной стороны, Кастор уже в полных доспехах. Да и Полидевк в ботинках и в тоге. Вероятно, все-таки что-то было. И только после этого (дамы, видимо, задремали), отлучившись на минутку, братья оделись, сходили к лошадям и вернулись за добычей. Полидевк спешился и начал грузить ношу. А девушки еще сонные, не совсем понимают, что от них еще хотят. Кажется, они даже закричали (иначе с чего бы лошадь встала на дыбы). Может быть, они позвали на помощь. (Одумались! Раньше надо было думать о последствиях!)
Но похоже, они только слегка озадачены, нет признаков их серьезного сопротивления: они не отталкивают похитителей, не тянут их за волосы или за другие места. Удивление, изумление - да, но все не так уж и страшно!
За рамкой картины остался мотив кражи. Это была ссора между двоюродными братьями: невест украли не из любви, а из желания отомстить за обиду. Но Рубенс решил, что надо придать умыканию невест любовную окраску: над лошадьми летают амурчики.
(Уверенно можно утверждать, что Рубенс достаточно хорошо знал историю Древнего Мира. Именно поэтому девушки оказались в чистом поле. Прямого указания на свободу добрачных отношений у греков нет, есть лишь подсказка.
Историки пишут, что «отношения замужних женщин с мужчинами были менее свободны, чем отношения молодых девушек. На улицу женщины выходили не иначе, как в покрывалах, тогда как девушки ходили с незакрытыми лицами. Когда одного спартанца спросили о происхождении этого обычая, он ответил: «Девушке надо еще найти мужа, тогда как замужней женщине остается только сберечь того, который уже есть»». К тому же спартанское воспитание предполагало общение детей обоих полов. И надо полагать, что не все сохраняли себя до бракосочетания.
Девушки на картине - золотоволосые. Казалось бы, гречанки должны быть брюнетками. Но историки пишут, что женщины в то время активно использовали специальные составы для окрашивания волос в золотистый цвет.
И почему похищение не вызвало активного сопротивления? Да потому, что похищение в те времена - это замужество. А замужество, как и рождение детей, в Древней Греции были религиозной обязанностью. Никто не спрашивал согласия на брак: крали, приводили в дом - и для женщины начиналась семейная жизнь. А жених просто должен был невесту украсть.
Возмездие последовало вскоре после этого. Смертный Кастор погиб. Поллукса тоже ожидала смерть, но Зевс дал ему бессмертие. И вот здесь самый значимый момент в истории: брат просит Зевса сохранить жизнь брату. Зевс ему говорит, что может дать ему (смертному) только половину бессмертной жизни. То есть полдня можно проводить на Олимпе, а полдня - в царстве мертвых. То же самое будет с Кастором. Поллукс согласился.
Именно это - бесконечная братская любовь, готовность жертвовать собой для брата - и стала причиной того, что имена братьев остались в истории. Очень необычной, очень великой была жертва во имя братской любви!
Сами братья - далеко не образец благочестия: воры, почти бандиты, наемные солдаты. Но легенда их обожествляет. Художники творят их образ на протяжении всего времени существования мифа. Они и в статуях, и на монетах, и в росписях храмов, и в росписях ваз. Есть даже на небе (созвездие Близнецов). «Их чтили не только в Спарте, но и в Греции, и в Италии как богов-заступников, как помощников в бою и спасителей при кораблекрушениях».
Все предыдущее касалось героев картины. А теперь - о самой картине.
Если верить историкам, спартанские девушки должны быть стройными, подтянутыми. А каких мы видим: раздавшихся, упитанных, можно сказать, роскошных девиц. Почему Рубенс отклонился от легенд о Спарте? Не нашел подходящих натурщиц? Или намеренно ушел от классических линий? Но может быть и так: художник просто не мог нарисовать других! Именно такие ему нравились (Кстати, вторая жена Рубенса, Елена Фоурмент, по комплекции очень схожа с дочерьми Левкиппа, но во время написания картины ей было всего 4 года).
Чем тронул великого мастера именно этот момент из жизни братьев: умыкание женщин. Быть может, и Рубенс считал, что женщину надо взять силой, украсть? Или важно то, что за этой кражей последовала трагедия - смертельная схватка с двоюродными братьями?

И, может быть, картина скрывает глубинный мотив: завоевание женщины силой приводит к трагическим последствиям?

error: Content is protected !!