Методы коррекции аутизма у детей. Признаки аутизма у ребенка, причины, методы коррекции. Отсутствие интереса к ровесникам

В мире АВА-терапии по сути есть две цели: приобретение новых навыков и снижение нежелательного поведения. Говоря по-простому, приобретение навыков означает увеличение и добавление желательных навыков таких как внимание к педагогу, выполнение заданий до конца или следование устным инструкциям. Снижение поведения - это уменьшение или полное искоренение видов поведения, которые мешают обучению или функционированию, например, это могут быть истерики, агрессия или побеги (попытки убежать от взрослых на улице, уйти из здания школы и т. п.).

Когда я только начинаю заниматься АВА-терапией с ребенком, то очень часто мои клиенты хотят сосредоточиться только на приобретении навыков. Родители просят научить их ребенка пользоваться столовыми приборами, приучить его к туалету или научить играть с игрушками в соответствии с его возрастом. Про проблемное поведение часто думают, что «над этим можно поработать позднее» или «с этим уже ничего не поделаешь». Позвольте мне развеять этот вредный миф. Для эффективного обучения навыкам необходимо справиться с проблемными видами поведения. Кроме того, работа с проблемными видами поведения необходима для обучения ребенка в наименее ограничивающей среде.

Буквально неделю назад во время консультации с клиентом я объясняла ей, что поведенческие проблемы ее сына приведут к обучению в более ограничивающей среде, чем предполагает его уровень познавательных способностей. Другими словами, из-за его поведения ему придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Многие считают, что более ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Не соглашусь. Я очень часто наблюдаю, что спокойного, тихого, с готовностью сотрудничающего ребенка с особыми потребностями можно обучать практически в любом классе. В то же время если ребенок громко и часто вокализирует, проявляет агрессию, убегает из класса или устраивает истерики, то его постараются «запихнуть» в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.

Нередко и родители, и специалисты просто теряются и не знают, что делать в ответ на проблемное поведение. Когда я работаю с новыми сотрудниками, то я часто (с интересом) наблюдаю, как в присутствии проблемного поведения у них учащается дыхание, они пятятся от клиента, у них округляются глаза. Я могу это понять, потому что когда я сама была новоиспеченным инструктором АВА проблемное поведение вызывало у меня такую же реакцию.

Я понятия не имела, что делать, если мой клиент разозлится или у него начнется эскалация нежелательного поведения, так что я была готова сделать что угодно, чтобы этого не допустить. Например, я избегала предъявления требований, потому что боялась «расстроить» клиента. Я предоставляла клиенту перерыв до начала поведения, чтобы он или она «успокоились». Я пропускала или не учила ребенка по программам, которые ему, вроде бы, не нравились, потому что я не хотела иметь дело с его или ее истериками. Как вы, наверное, уже догадались, это УЖАСНЫЕ стратегии, которые приведут лишь к росту проблемного поведения. И в то же время я вижу, что мои сотрудники и родители постоянно прибегают именно к таким стратегиям.

Что хорошо в АВА-терапии, так это огромное количество методик по коррекции поведения. Их так много, что я даже не смогу перечислить их все в одной статье. Нет никакой необходимости отчаиваться и чувствовать беспомощность перед лицом проблемного поведения. Разве это не прекрасная новость?

Так что теперь, когда вы знаете, что не в ваших интересах и не в интересах вашего ребенка, откладывать работу с проблемным поведением на потом, и есть МАССА вариантов для такой работы, давайте рассмотрим некоторые из этих методик.

Но сначала прочитаем предупреждение!

«В рамках данной статьи невозможно описать конкретные стратегии по уменьшению поведения, которые будут эффективны для каждого индивида или каждой поведенческой проблемы. В АВА-терапии нет готовых решений или единых программ. Эти полезные советы не смогут заменить потребность в функциональном анализе конкретного поведения, проведенном компетентным специалистом».

Во время первичного сбора данных или оценки навыков определяйте не только, каким навыкам учить, но и какие виды поведения необходимо снизить. Если клиент никогда раньше не получал терапию, то, скорее всего, у него будет много видов поведения, с которыми нужно будет работать. Лучше всего выбрать 2-4 самых приоритетных видов поведения, потому что специалистам, семье и самому клиенту будет слишком тяжело работать над всем сразу. Полезный совет: В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ выбирайте те виды поведения, которые мешают клиенту учиться или причиняют вред ему самому или другим людям.

Необходимо провести функциональный анализ и/или оценку целевого поведения, чтобы понять ПОЧЕМУ клиент прибегает к данному поведению. Никогда не пропускайте этот этап. Он очень, очень важен.

После определения функции целевого поведения необходимо разработать план поведенческого вмешательства. План должен включать как профилактические меры, так и реактивные стратегии по уменьшению целевого поведения, а также план по обучению замещающим навыкам/поведению. Например, если мой клиент толкает других детей на игровой площадке, когда они подходят слишком близко к нему, я понимаю, что моего клиента нужно учить как социальным навыкам, так и способам коммуникации, которые смогут заменить агрессию.

Когда поведенческий план готов, ВСЕ люди из окружения ребенка должны пройти обучение по этому плану. Это включает родителей, бабушку, няню, АВА-инструкторов, учительницу и так далее. Каждый раз, когда вы не объясняете поведенческий план хотя бы одному человеку, вы фактические говорите ему: «А вы делайте, что хотите, вы сами по себе!»

Сбор данных крайне важен. Как вы поймете, эффективен ли ваш поведенческий план, если вы не собираете данные по целевому поведению? Вы можете быть супер-пупер умным специалистом, но все мы разрабатывали поведенческие планы, которые были неэффективны для уменьшения целевого поведения, хотя нам казалось, что они точно сработают. Бывает.

Убедитесь, что ваши цели по уменьшению поведения реалистичны. Если на начало вмешательства у клиента случаются истерики 5-10 раз в день, то нелепо думать, что вы полностью избавитесь от истерик за 4 недели. Будьте реалистичны. Клиенту потребовалось время, чтобы научиться проблемному поведению, и ему потребуется время, чтобы отучиться от него.

Наконец, очень важно освоить (и в случае необходимости найти дополнительное обучение или консультацию других специалистов) искусство деэскалации. Если вы работаете с клиентом, который проявляет агрессию и другие серьезные виды проблемного поведения, то ваш работодатель обязан обучить вас тем или иным видам физического реагирования на поведение.

Деэскалация - это процесс, когда вы учитесь распознавать первые признаки перевозбуждения у клиента, и вы начинаете менять собственное поведение, чтобы помочь ему вернуться к оптимальному состоянию. Вместо того, чтобы ждать взрыва, любой шаг в сторону эскалации должен вызывать у вас быструю реакцию. Я видела, как этот метод позволял быстро и эффективно предотвращать потенциально опасные/насильственные ситуации. К сожалению, эта техника является противоположностью того, что обычно делают большинство родителей или специалистов. Когда ребенок начинает кричать или ругаться, интуитивно кажется правильным подойти БЛИЖЕ и говорить ГРОМЧЕ с ребенком, что категорически недопустимо при правильной процедуре деэскалации. Мне также нравятся техники деэскалации, потому что они позволяют клиенту постепенно учиться успокаиваться самостоятельно, что всегда должно быть нашей целью.

Вот очень общее описании стратегии деэскалации (каждая стратегия должна быть индивидуальной, в зависимости от особенностей ученика):

Шаг 1. Ученик демонстрирует поведение, которое обычно предшествует проблемному (кричит, спорит, быстро ходит по комнате и т. д.)

Шаг 2. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Как только ученик успокоится, задайте ему вопросы, которые позволят ему обозначить проблему («Что тебе нужно?» или «Как я могу тебе помочь?»). Похвалите его, если он вам ответит, и, если это возможно, предоставьте то, что он попросил. Если это невозможно, объясните, когда он сможет это получить. Если ученик успокоился, то переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 3. Ученик продолжает эскалацию.

Шаг 4. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на отвлекающее задание, например, на простую двигательную имитацию или на инструкцию из шага 2. Хвалите его за сотрудничество. Если ученик успокоился, переходите к первоначальным требованиям. ИЛИ…

Шаг 5. Эскалация достигла пика.

Шаг 6. Перестаньте уделять внимание (не говорите, отойдите назад, уберите все опасные предметы, избегайте прикосновений без необходимости) и подождите, пока ученик не успокоится. Когда ученик успокоится, направьте его на успокаивающее задание или занятие (обнять плюшевую игрушку, посидеть на напольном мешке). Похвалите его за сотрудничество. Прибегайте к устной коммуникации («Чем я могу тебе помочь?») только в том случае, если она не вызывает негативной реакции ученика. Если ученик успокоился, направьте его к изначальным требованиям. Если нет, повторите шаг 6 по необходимости.

Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма был установлен Генеральной Ассамблеей ООН 18 декабря 2007 (резолюция № A/RES/62/139) и отмечается ежегодно 2 апреля, начиная с 2008 года. В резолюции Генеральной Ассамблеи прежде всего уделено внимание проблеме аутизма у детей, а также указывается на важность ранней диагностики и соответствующего обследования.

Методики коррекции аутизма направлены на снижение аномальных особенностей, связанных с аутизмом, а также для повышения качества жизни людей, страдающих аутизмом, и особенно детей.

Аутизм — психическое расстройство, возникающее вследствие нарушения развития мозга. Это явление характеризуется отклонениями в социальном взаимодействии и общении, а также ограниченным и повторяющимся поведением. Аутизм имеет широкий спектр проявлений, но основные симптомы являются общими:

— желание уйти от контакта

— одиночество

— стремление к навязчивым стереотипным формам поведения

— необычное речевое развитие

— неадекватная реакция на сенсорные, воздействующие на органы чувств, раздражители

Методики, направленные на раннее вмешательство при аутизме:

Прикладной анализ поведения

Методика основана на научных принципах поведения, благодаря которым можно сформировать необходимый социальный набор навыков и знаний ребенка. В этой методике основную роль играет мотивация детей и система поощрения их успеха в учебе. Желаемое поведение ребенка награждается, что побуждает его действовать в нужном ключе.

Обучение основным реакциям

Терапия обучения основным реакциям — это концентрация на развитии у ребенка ключевых поведенческих навыков, таких как мотивация, реакция на многочисленные сигналы, самоуправление и социальная инициация. Терапия используется для обучения языковым, социальным, коммуникационным навыкам и способности к восприятию информации образовательного характера. Особое внимание также уделяется роли родителей ребенка в его адаптации/лечении.

The P.L.A.Y. Project

Программа призвана обучить родителей и специалистов осуществлять интенсивное развивающее воздействие на маленьких детей с аутизмом с целью научить их взаимодействовать с окружающим миром. Программа практикуется в США, Австралии, Канаде, Великобритании, Ирландии и Швейцарии.

The P.L.A.Y. Project при работе с детьми с расстройствами аутистического спектра следует рекомендациям Национальной академии наук:

— программа наиболее эффективна для детей в возрасте от полутора до 5 лет

— интенсивное вмешательство должно осуществляться по 25 часов в неделю

— ребенка необходимо вовлекать во взаимодействие с родителем/специалистом

— необходимо определить стратегическое направление терапии (например, развитие социальных или языковых навыков)

— родитель/специалист должен помнить, что при взаимодействии с ребенком он должен исполнять роль учителя/партнера по игре в отношении 1:1 или 1:2

"Игровое время" (Floortime/ DIR)

Подход The Floortime/DIR основан на концепции развивающего вмешательства и взаимодействия с ребенком, страдающим аутизмом. В рамках программы выделяют шесть стадий развития ребенка: стадия интереса к миру, стадия привязанности, стадия двухсторонней коммуникации, стадия осознания себя и решения социальных проблем, стадия символической игры, стадия осознания эмоциональных идей и эмоционального мышления. Аутисты обычно не проходят все стадии, а останавливаются на одной из них. Задача «игрового времени» — помочь ребенку пройти через все стадии.

Спорные и нетрадиционные методики коррекции при аутизме:

Терапия отвращения

Терапия заключающаяся в применении электрошока для контроля поведения пациентов.

"Модификация поведения", основанная на чередовании поощрений и наказаний, считается одним из самых жестоких методов лечения. Кроме того, этот метод не всегда оказывается результативным, и бывшие пациенты продолжают испытывать сложности с контролем над поведением. Однако наряду с противниками, существуют и сторонники методики, заявляющие о терапии отвращения как о крайней, но, тем не менее, действенной мере по возвращению пациентов к жизни в обществе

Хелатная терапия или хелирование

Хелирование — очищение организма от тяжёлых металлов. Симптомы отравления ртутью схожи с симптомами аутизма. К тому же у аутистов часто наблюдается повышенная концентрация ртути в эритроцитах крови или в волосах. Все это заставило исследователей предположить, что аутизм может быть следствием отравления ртутью в раннем возрасте.

Предполагают, что источником ртути могут являться вакцины. Для консервации вакцин применяются препараты ртути. В течение первого года жизни ребенок получает несколько прививок, и суммарная доза ртути из них получается довольно высокой. Лечение, заключающееся в выведении ртути из организма, помогает уменьшить или устранить аутичные симптомы как поведенческие, так и биохимические.

Хиропрактика

Концепция, согласно которой возникновение некоторых болезней обусловлено вывихом определенного позвонка, в связи с чем излечение этих болезней, включая аутизм, должно достигаться вправлением вывиха соответствующим ручным приемом или поколачиванием специальным деревянным молотком. Распространена в некоторых странах и не имеет достаточного научного обоснования.
Хиропрактика помогает при болях в спине, однако нет никаких доказательств того, что с ее помощью можно вылечить аутизм.

Краниосакральная терапия

Терапия основана на теории о том, что небольшое смещение швов черепа влияет на ритмические импульсы, передаваемые через черепно-мозговую жидкость. Мягкое давление на внешние области черепа (манипуляции рук специалиста на швах) позволяет изменить положения костей черепа относительно друг друга и восстановить поврежденную синхронность их движения. Налаженный ритм движения черепа в свою очередь является благоприятным условием для циркуляции спинномозговой жидкости.

Такая терапия не может вылечить ребенка, однако родители, чьи дети с расстройствами аутистического спектра подвергались данному лечению, отмечали впоследствии более спокойное поведение, более длительный визуальный контакт и повышение вербальной общительности своих детей.

Протезирование

На сегодняшний день не существует медицинских приборов, способных помочь восстановлению когнитивных функций, таких как способность направлять и поддерживать внимание, некоторых языковых функций и типов памяти, потерянных при вышеперечисленных заболеваниях. В будущем возможно создание нейрокогнитивных протезов (Neurocognitive prostheses), которые, как и нейромоторные протезы (Neuromotor prostheses), будут способны модулировать нейронные функции для того, чтобы физически восстановить когнитивные процессы, такие как исполнительные функции и язык.

Лечение стволовыми клетками

Вотдельных клинических случаях применение клеток пуповинной крови вызывало ответ у аутичных детей. В качестве терапии последствий аутизма специалисты предлагают комбинированное использование клеток пуповинной крови и мезенхимальных стволовых клеток.

Диета

Нетипичная реакция на продукты питания наблюдаются у ¾ детей с расстройствами аутистического спектра. Избирательность в еде является наиболее распространенной проблемой, что приводит к дополнительным нарушениям работы желудочно-кишечного тракта. В начале 1990-х, было высказано предположение, что аутизм может быть вызван или может усугубляться за счет наличия в пище опиоидных пептидов, таких как "casomorphine", которые являются продуктами метаболизма клейковины и казеина. На основании этой гипотезы, была разработана диета, которая исключает продукты, содержащие глютен или казеин или, или оба. Исследование, проведенное в 2008 г., показало, что, в сравнении со сверстниками, мальчики-аутисты, соблюдающие бесказеиновую диету, имеют более тонкие кости из-за недостатка витамина D.

Биологически активные добавки

Многие родители выбирают биологически активные добавки в качестве средства для лечения аутизма и облегчения симптомов заболевания.

Витамин С

Согласно исследованию, проведенному в 1993 г., применение витамина С способствует снижению интенсивности стереотипного поведения при аутизме. При этом отмечается, что аналогичных исследований впоследствии не проводилось, а также то, что высокие дозы витамина С могут способствовать образованию камней в почках и провоцировать желудочно-кишечные расстройства, в том числе диарею.

Мелатонин

Согласно опубликованной в 2007 г. исследовательской работе для лечения проблем со сном при нарушениях развития иногда используется мелатонин. Он является относительно безопасным и хорошо переносимым средством для лечения бессонницы у детей с расстройствами аутистического спектра. Однако отмечается, что при его применении на фоне таких побочных эффектов как сонливость, головная боль, головокружение и тошнота, встречаются и более острая реакция в виде учащения случаев припадков у некоторых детей.

Методики, направленные на инклюзию и интеграцию аутистов:

Сенсорная интеграция

Большинство людей учатся комбинировать свои чувства и ощущение собственного тела, чтобы получить представление об окружающем мире. Дети с аутизмом сталкиваются с проблемой обучения этим навыкам.

Терапия с помощью сенсорной интеграции основывается на предположении, что ребенок либо чересчур возбужден, либо недостаточно возбужден окружающей обстановкой. Таким образом, цель сенсорной интеграции — совершенствовать способность мозга обрабатывать сенсорную информацию, таким образом, что ребенок начинает лучше коммуницировать в повседневной жизни.

Примеры сенсорной интеграции:

— Раскачивание в гамаке (ориентация в пространстве)

— Танец под музыку (слуховая система)

— Игра с коробочками, наполненными фасолью (тактильные ощущения)

— Ползание в туннелях (прикосновение и ориентация в пространстве)

— Прикосновение к раскачивающимся шарикам (зрительно-тактильная координация)

— Вращение на стуле (баланс и зрение)

— Балансирование на перекладине (баланс)

TEACCH -программа:

Treatment and Education of Autistic and related Communication handicapped Children (TEACCH ) — лечение и обучение детей, страдающих аутизмом и нарушениями общения (другой вариант названия — "Структурное обучение"). Программа предоставляет общественные сервисы для детей с аутизмом и сходными нарушениями, начиная с дошкольного возраста и до зрелости. Школьная программа предлагает индивидуальный курс обучения, ориентированный на развитие навыков, которые соответствуют возрасту ребенка, в четко структурированных условиях обучения. Главные области для развития навыков — общение, социализация, практические навыки, обучение независимости и подготовка к взрослой жизни. В основе методики — четкое структурирование пространства и времени через различные формы расписаний, т.е. через визуализацию.

Необычные методики:

Массаж

Сеансы массажа часто используются в качестве дополнения к основному курсу терапии. Ключевым моментов в применении массажа является постепенное привыкание пациента к процедурам. В отдельных случаях массаж начинался с коротких сеансов по несколько секунд, и требовалось более полугода для того, чтобы пациент давал согласие на регулярные длительные процедуры. В результате регулярных сеансов массажа у пациентов постепенно проявлялась повышенная допустимость прикосновений, даже в том случае, если изначально реакция была крайне негативной.

За все время не было написано ни одного серьезного научного исследования, доказывающего, что эффект сравним с другими видами лечения этой болезни

Гипноз

Гипнозкак составляющая психотерапии наиболее эффективен для терапии позднего детского аутизма. При этом гипноз вполне совместим с методами интенсивной терапии и призван увеличить ее эффективность. Несомненным плюсом является возможность более тесного контакта с контролируемым, находящемся в трансе ребенком, чем при традиционных методах общения, когда пациент постоянно отводит взгляд, не отвечает на вопросы и полностью или частично игнорирует окружающих. Но эффективность применения гипноза для терапии врожденного аутизма подлежит дальнейшему изучению.

Музыкальная терапия

Терапия широко используется с середины XX в. Эксперты отмечают такие положительные результаты:

— развитие коммуникативных навыков

— мотивация к взаимодействию

— развитие творческих навыков и потребности в самовыражении

— улучшение памяти и концентрации

Терапия начинается со знакомства пациента с инструментом. Инструктор все время находится на виду у больного, чтобы он ассоциировал необычные звуки с инструментом. Затем пациент пробует самостоятельно извлекать звуки или подражать им голосом. Лечение также может проходить в форме танца

Пет-терапия (лечение с помощью животных)

Терапия направлена на развитие коммуникативных навыков пациента. Доказано, что тесное взаимодействие с животными снижает частоту вспышек насилия у больных, а также избавляет от головных болей и бессонницы. Чаще всего пет-терапию проводят с собаками и лошадьми, однако встречаются случаи использования в лечении кошек и дельфинов. Практика лечения аутизма с помощью дельфинов не так распространена, но признана не менее эффективной. При общении с дельфином дети развивают концентрацию и коммуникативные способности.

Материал подготовлен на основе информации из открытых источников

Главная задача поведенческой коррекции аутизма детей — это счастье ребенка, которому, несмотря на определенные нарушения в развитии, необходимо участвовать в жизни общества и желательно наиболее полноценно. Как лечить аутизм у детей, и что представляет собой коррекция детского аутизма? Что такое поведенческая терапия для аутистов? Какая программа более эффективна в лечении аутизма? И чем может помочь метод АВА при аутизме?

  • СПОБЫ ЛЕЧЕНИЯ АУТИЗМА: МЕТОД АВА, АУТИЗМ И МОДИФИКАЦИЯ ПОВЕДЕНИЯ

На сегодняшний день поведенческая терапия для аутистов или метод АВА, то есть прикладного анализа поведения (Applied behavior analysis), является одним из наиболее эффективных методов коррекции детского аутизма. В ее основе поведенческие технологии и методики обучения, позволяющие изучать влияние на поведение аутиста факторов окружающей среды и манипулировать этими факторами, изменяя его. Метод АВА при аутизме, носит еще одно название, а именно «Модификация поведения». Поведенческая терапия для аутистов по программе АВА построена на идее, что любое поведение человека влечет за собой определенные последствия, и когда ребенку это нравится, он станет повторять это поведение, а когда не нравится, не станет.

Что дает прикладной анализ поведения?

Поведенческая терапия для аутистов, или АВА терапия является основой абсолютного большинства программ, цель которых лечить аутизм у детей. Проводившиеся более 30 лет подряд исследования, подтвердили ценность прикладных методов поведенческой терапии.

В частности АВА терапия позволяет улучшить навыки коммуникации, адаптационного поведения, способности к обучению, и достичь соответствующего поведения, обусловленного социально. Проявления поведенческих отклонений при этом значительно уменьшаются. Кроме того, получены неопровержимые доказательства в пользу утверждения, что чем ранее начинается терапевтический курс (дошкольный возраст, предпочтительнее), тем более значимыми являются его результаты. АВА терапия сочетает целый ряд методов коррекции поведенческих отклонений, разработанных учеными. В основе этих методов, прежде всего, принципы прикладного поведенческого анализа.

Как работает АВА терапия?

При данном подходе все сложные для аутистов навыки, включая речь, контактность, творческую игру, умение слушать, смотреть в глаза, и прочее, разбиваются на отдельные мелкие блоки – действия. Затем каждое действие разучивается отдельно с ребенком, а впоследствии действия соединяются в единую цепь, образуя одно сложное действие. В процессе разучивания действий ребенку с расстройствами аутичного спектра специалист центра лечения аутизма дает задание, если справиться с ним один он не может, тогда дает подсказку, а потом вознаграждает ребенка за правильные ответы, игнорируя при этом неправильные.

ЭТАП № 1: «ЯЗЫК – ПОНИМАНИЕ» . К примеру, одно упражнение из программы АВА «Язык – понимание». Специалист-терапист центра лечения аутизма дает ребенку стимул, или задание, например, «подними руку», следом дает подсказку (сам поднимает руку ребенка вверх), затем вознаграждает его за правильный ответ. Совершив некоторое количество попыток совместно (задание – подсказка – вознаграждение) делают попытку без подсказки: специалист дается задание ребенку: «Подними руку», и ожидает, даст ли ребенок самостоятельно правильный ответ. Если он правильно отвечает без подсказки тераписта, то получает вознаграждение (ребенка хвалят, отпускают играть, дают что-то вкусное и т.п.). Если ребенок не дает ответа или дает неправильный, терапист снова проводит несколько попыток, используя подсказку, а затем пробует опять без подсказки. Заканчивается упражнение, когда ребенок дал без подсказки правильный ответ.

Когда ребенок с аутизмом начинает без подсказки правильно отвечать в 90% случаев дачи задания, вводят новый стимул, к примеру, «кивни головой». Важно, чтобы первые два задания были максимально непохожими. Задание «кивни головой» отрабатывают таким же образом, как «подними руку».

ЭТАП № 2: УСЛОЖНЕНИЕ . Когда ребенок освоит выполнение задания «кивни головой» (сокращенно «КГ») в 90% случаев, задания начинают чередовать в свободном порядке, «кивни головой» и «подними руку»: сначала «КГ» — «ПР», затем «КГ» – «КГ» – «ПР», и в любом другом порядке. Два данных стимула считаются освоенными ребенком, когда он в произвольном порядке дает 90% правильных ответов из 100% при чередовании двух задний или стимулов. После этого вводят и отрабатывают до усвоения третий стимул, потом все три чередуют, вводят четвертый, и так далее.

ЭТАП № 3: ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ НАВЫКОВ . Когда в запасе у ребенка накапливается много освоенных стимулов (включительно таких необходимых для ежедневной жизни стимулов, как «возьми (название предмета)», «дай (название предмета)», «иди сюда» и прочие), начинают работать с ребенком над обобщением. Генерализация навыков – это не что иное, как проведение упражнений в каких-то неожиданных местах, непривычных для занятий: в ванной, в магазине, на улице. Затем начинают чередовать людей, которые дают задания (тераписты, мама и папа, дедушки и бабушки, другие дети).

ЭТАП № 4: «ВЫХОД В МИР» . Ребенок в какой-то момент не просто осваивает те стимулы, отрабатываемые с ним, но и начинает самостоятельно понимать новые стимулы без дополнительной отработки (к примеру, показывают ему один-два раза «закрой дверь», и этого уже достаточно). Когда это случается, программа считается освоенной – аутичный ребенок может осваивать информацию дальше из окружающей среды, также как делают это обычно развивающиеся детки.

В арсенале АВА терапии имеется несколько сотен различных программ, включающих лечение аутизма с ЗПР (задержка психического развития), невербальную и вербальную имитацию, общую и мелкую моторику, понимание языка говорящего, называние предметов и действий, классификацию предметов (раскладывание карточек с собакой и кошкой в одну стопку, а карточек с ложкой и вилкой – в другую). Кроме того, коррекция аутизма детей включает программы типа «покажи, как ты…» (ребенок делает вид, что надевает шапку / причесывается / тушит пожар / крутит руль / мяукает, ловит мышей и прочее), освоение местоимений (научить ребенка правильно употреблять «я стою» – «ты стоишь»), ответы на вопросы «кто», «что», «как», «где», «когда», употребление слов «да» и «нет», и прочее. Вопрос, какая программа более эффективна в лечении аутизма, по сути, не имеет значения, поскольку у каждого ребенка свои индивидуальные особенности, и подход к нему так же требуется индивидуальный. Вместе с тем, можно назвать более продвинутые программы АВА – «Скажи, что будет, если…» (ребенок предугадывает исход действия), «Делай как (любое имя сверстника)», «Расскажи историю», «Позови играть (имя сверстника)», и так далее.

Конечная цель АВА терапии – дать ребенку с аутизмом средства для освоения окружающего мира самостоятельно.

Необходимые условия для эффективности коррекции детского аутизма по программе АВА

Поэлементное разучивание и оттачивание многих десятков действий и предметов требует массы времени и усилий. Считается, что наибольшего эффекта поведенческая терапия для аутистов дает, если с ребенком заниматься по данной методике в неделю по 30-40 часов. Кроме того, идеальным вариантом будет начинать заниматься с ребенком по данной методике до того, как он достигнет 6-летнего возраста. Программа АВА помогает также и более старшим деткам, но чем раньше начнутся занятия, тем лучшим будет конечный результат.

Эта поведенческая терапия для аутистов является чрезвычайно действенной. По результатам основателя методики АВА Ивара Ловааса, примерно половина деток, обучавшихся по ней, после окончания коррекции аутизма детей могут заниматься в обычной общеобразовательной школе. Более 90% детей, из общего числа тех, получал АВА, улучшил свое состояние и поведение.

Но эти способы лечения аутизма имеют и существенный минус, учитывая финансовую обеспеченность современных родителей. Дело в том, что даже при наличии времени и сил, родители, как правило, не могут самостоятельно давать аутисту по сорок часов интенсивных тренировок в неделю в течение нескольких лет. Чтобы, домашняя программа АВА принесла ожидаемые плоды, родителям потребуется обратиться в центр лечения аутизма за помощью специалистов.

Правильная организация для ребенка с детский аутизм методики обучения, к родительским силам потребует присоединения к процессу нескольких человек, специально обученных терапистов, обычно студентов, и супервайзора – опытного специалиста по программам центра лечения аутизма. Схема примерно такова: один терапист с ребенком занимается два-три часа (проходя за этот период времени пять-шесть программ), в течение одного дня последовательно работать с ребенком могут два-три тераписта, давая ему, таким образом, пять-шесть часов обучения в день. Тераписты фиксируют свои действия в журнале: над какими программами с ребенком работали, сколько было сделано попыток, с какими подсказками, сколько получено правильных ответов, сколько получено неправильных ответов. Каждый следующий терапист, прежде чем приступить, просматривает записи предыдущего, начиная работать с того места с ребенком, где остановился предыдущий. Примерно раз недели в две-три происходит общее собрание терапистов в центре лечения аутизма, на котором супервайзор просматривает журнал, оценивая результаты, просит терапистов продемонстрировать, как и что они делают, принимает решение, какие стимулы уже освоены, какие программы стоит еще оттачивать, и ставит перед терапистами новые цели.


Анализ 29 000 научных статей позволил установить, какие подходы к коррекции аутизма можно однозначно рекомендовать специалистам и родителям

Национальный центр профессионального развития в области расстройств аутистического спектра США в январе этого года опубликовал долгожданный отчет о практиках для детей и молодых людей с аутизмом, эффективность которых была подтверждена научными исследованиями. Отчет подготовила группа ученых из Института детского развития Франка Портера Грэхама при Университете Северной Каролины, США. Авторы проанализировали 29 000 научных статей о расстройствах аутистического спектра и выявили самые надежные исследования по методам вмешательств при аутизме, начиная от рождения и до возраста 22 лет.

«Аутизм диагностируется у все большего числа детей, — говорит директор института, Сэмюель Л. Одом, один из главных авторов нового отчета. — Мы стали выявлять их раньше, благодаря лучшему инструментарию, и эти дети нуждаются в подходящих для них услугах».

Средняя стоимость аутизма в течение жизни в США достигает 3,2 миллионов долларов на человека, но ранняя диагностика и эффективные методы помощи уменьшают затраты, связанные с поддержкой человека с аутизмом, на две трети.

«Некоторые методы могут показаться передовыми технологиями, но в действительности мы просто пока не знаем их недостатков и проблемных аспектов, — говорит исследователь института, Конни Вонг, которая участвовала в разработке нового отчета. — Наш отчет включает только испытанные методы».

«Эти доказательные методы чрезвычайно ценны, — добавляет Шарлотта Крейн, педагог-консультант по аутизму и сертифицированный поведенческий аналитик из школьного округа Лоудон в городе Лисбург, штат Вирджиния. — Этот отчет позволяет нам всем говорить на одном языке и предоставляет последовательный список вмешательств, основанных на научных исследованиях».

Кристин Ганли и Карен Берлин, специалисты по обучению и технологиям в Университете Джорджа Мэйсона, полагаются на эти отчеты по практикам, основанным на научных доказательствах, когда помогают людям в профессиональном развитии. «Мы не предоставляем обучения по тем методам, которые не включены в этот отчет», — говорит Берлин.

По словам Ганли и Берлин, до того как Национальный центр профессионального развития начал публиковать свои комплексные обзоры существующих исследований, методы коррекции для детей с аутизмом вызывали большие споры. «Поиск в Интернете выдает столько подходов, сколько есть авторов, а уровень мастерства в каждом из методов был редкостью», — говорит Ганли.

«Если нет надежного отчета по практикам, основанным на научных доказательствах, то коррекция будет строиться на мифах», — говорит Ганли.

Последний отчет был опубликован в 2008 году и включал 24 практики. В новом отчете одна из этих практик была исключена из-за более строгих критериев, кроме того, ученые переименовали и расширили одну из категорий — «инструкции с помощью технологий» — и добавили еще 5 практик, включая «физические упражнения» и «структурированные группы для игр».

«Расширение списка эффективных практик предоставляет педагогам и специалистам больше инструментов, — говорит Ганли. — Это улучшает прогноз для детей с РАС».

Отчет важен не только специалистам, он также может быть полезным инструментом для семей. «Очень часто родители платят за методы, которые не поддержаны никакими доказательствами, но этот отчет позволит им сделать наилучший выбор», — считает Одом.

Алисон Смит, мать четырехлетних мальчиков-близнецов с аутизмом, воспользовалась этим отчетом, чтобы добиться необходимых услуг для своих сыновей.

«Знание — сила, говорит Смит. — Знание о том, что действительно работает, дает тебе преимущество при поиске подходящей терапии и инструментов».

По словам Смит, видеомоделирование — практика, уже давно включенная в список отчета — помогло ее мальчикам научиться сдувать перышко. Развитие этого важного моторного навыка часто связывают со способностью говорить.

«Они никак не могли научиться сдувать перышко, пока не начали смотреть, как их старший брат делает это на видео, — говорит она, хотя тераписты много месяцев работали над этим навыком индивидуально. — Но им было достаточно несколько раз посмотреть короткий клип, и оба мальчика поняли, что нужно делать».

«Возможность исследовать существующие практики и дальнейшие попытки их применить избавили нас от необходимости гадать, — говорит Смит. — Если бы не было никакого обзора практик, основанных на научных доказательствах, то многие дети остались бы без вмешательств и услуг, которые наиболее важны для них».

Полный текст отчета на английском языке доступен по ссылке: http://autismpdc.fpg.unc.edu/sites/autismpdc.fpg.unc.edu/files/2014-EBP-Report.pdf

Краткий перечень практик

1. Вмешательства, основанные на контроле антецедентов. Антецеденты — термин из прикладного анализа поведения (ABA), стимулы, которые предшествуют поведению. Контроль антецедентов означает анализ ситуаций, в которых происходит то или иное поведение, и изменения в окружающей обстановке или условиях, что приводит к уменьшению нежелательного поведения.

2. Когнитивно-поведенческие вмешательства (когнитивно-поведенческая психотерапия). Метод связан с инструкциями по контролю над своими представлениями о тех или иных ситуациях, что ведет к изменениям в поведении.

3. Дифференциальное поощрение альтернативного, несовместимого или другого поведения. Основанный на прикладном анализе поведения метод коррекции нежелательного поведения, включающий предоставление позитивных/желательных последствий за определенное поведение или отсутствие нежелательного поведения. Поощрение предоставляется: а) когда ученик демонстрирует желательное поведение, отличное от нежелательного поведения; б) когда ученик демонстрирует поведение, физически несовместимое с нежелательным поведением; или когда в) ученик не проявляет неуместного поведения.

4. Обучение методом отдельных блоков. Метод обучения, обычно происходящего между одним инструктором/специалистом и одним учеником/клиентом, направленный на обучение конкретным навыкам или желательному поведению. Инструкции обычно включают множество проб подряд. Каждая проба состоит из инструкции/презентации специалиста, реакции ученика, последствия в соответствии с тщательно составленным планом и паузы перед следующей инструкцией.

5. Физические упражнения. Повышенные физические нагрузки с целью уменьшить проблемное поведение и увеличить уместное поведение.

6. Техника угасания. Отмена или устранение поощрения мешающего поведения с целью уменьшения частоты этого поведения. Хотя эта техника может применяться как отдельный метод, часто она используется в рамках функционального анализа поведения, тренинга функциональной коммуникации и дифференциального поощрения.

7. Функциональный анализ поведения. Систематический сбор информации о мешающем виде поведения для определения функциональных обстоятельств, поддерживающих это поведение. Функциональный анализ поведения состоит из описания мешающего или проблемного поведения, определения предшествующих и последующих событий, которые контролируют это поведение, разработки гипотезы о функции этого поведения и/или тестирования этой гипотезы.

8. Тренинг функциональной коммуникации. Замещение проблемного поведения, имеющего коммуникативную функцию, более приемлемой коммуникацией, которая выполняет ту же функцию. Обычно тренинг функциональной коммуникации включает функциональный анализ поведения, дифференциальное поощрение и технику угасания.

9. Моделирование. Демонстрация желательного целевого поведения, которая приводит к имитации этого поведения учеником, что приводит к закреплению имитируемого поведения. Моделирование часто сочетается с другими поведенческими стратегиями, такими как подсказки и поощрение.

10. Вмешательство в естественных условиях. Стратегии вмешательства, которые происходят в обычных ситуациях, во время типичных занятий или распорядка дня из жизни ученика. Педагоги/специалисты привлекают интерес ученика к обучающему событию, манипулируя ситуацией/занятием/распорядком, предоставляют ученику необходимую поддержку для демонстрации целевого поведения, подчеркивают поведение, когда оно происходит, и/или предоставляют естественные поощрения за целевые навыки или поведение.

11. Вмешательства, проводимые родителями. Родители предоставляют индивидуальное вмешательство для своего ребенка с целью обучения его различным навыкам и/или уменьшения мешающего поведения. Для этого родители проходят структурированные программы обучения по проведению вмешательств на дому и/или в общественных местах.

12. Вмешательства и инструкции с участием ровесников. Типично развивающиеся сверстники общаются и/или помогают детям и молодым людям с РАС научиться новому поведению, коммуникации и социальным навыкам, увеличивая возможности для общения и обучения в естественной обстановке. Учителя/специалисты систематически обучают ровесников стратегиям того, как вовлечь детей и молодых людей с РАС в позитивное и продолжительное социальное взаимодействие как во время занятий, управляемых педагогом, так и во время занятий, которые инициирует сам ученик.

13. Система коммуникации обменом изображениями (PECS). Первоначально ученика обучают давать изображение желаемого объекта партнеру по коммуникации, чтобы получить желаемый объект. PECS состоит из нескольких фаз: а) «как» вступать в коммуникацию, б) настойчивость и преодоление расстояния для коммуникации, в) выбор нужного изображения, г) структура предложения, д) просьба в ответ на вопрос и е) комментирование.

14. Тренинг ключевых реакций. Ключевые переменные обучения (например, мотивация, реакция на множественные сигналы, саморегуляция и самостоятельная инициация) направляют практики вмешательства, которое проводится в условиях, определяемых интересами и инициативой ученика.

15. Подсказки. Вербальная, жестовая или физическая помощь, которая предоставляется ученику при освоении целевого поведения или навыка. Подсказки, как правило, предоставляются взрослым или ровесником до того, как ученик попробует применить навык.

16. Положительное поощрение. Событие, занятие или другие условия, которые следуют за желательным поведением со стороны ученика и которые приводят к учащению такого поведения в будущем.

17. Прерывание реакции/перенаправление. Использование подсказки, комментария или другого отвлекающего фактора, который переключает внимание ученика от мешающего поведения и приводит к его уменьшению.

18. Сценарии. Вербальное и/или письменное описание конкретного навыка или ситуации, которое становится моделью для ученика. Как правило, сценарии отрабатываются много раз до того как применяются в естественных условиях.

19. Обучение управлению своим поведением. Обучение ученика навыкам различать уместное и неуместное поведение, наблюдать за своим поведением и вести записи о нем, а также награждать самого себя за желательное поведение.

20. Социальные истории. Истории, описывающие социальные ситуации, включая детальные описания важных факторов и примеры уместных для ситуации реакций. Социальные истории являются индивидуальными и соответствуют потребностям ученика, обычно они очень короткие, включают картинки и другие визуальные подсказки.

21. Тренинг социальных навыков. Групповое или индивидуальное обучение учеников с расстройствами аутистического спектра (РАС) адекватному и уместному поведению со взрослыми, ровесниками и другими людьми. Большинство встреч по тренингу социальных навыков включают знакомство с основными концепциями, проигрыши по ролям или практику, а также обратную связь, которая поможет ученику с РАС развивать и практиковать навыки коммуникации, игр или общения для позитивного взаимодействия с ровесниками.

22. Структурированная группа для игр. Занятия в маленькой группе, которые происходят в определенном месте и в определенном порядке, для участия в группе привлекаются дети с типичным развитием, группу ведет взрослый, который определяет тему игры и роли, подсказывает и помогает ученику справиться с целями занятия.

23. Анализ задач. Процесс, в рамках которого занятие или поведение разбивается на маленькие и простые для выполнения шаги для обучения данному навыку. С целью облегчения обучения отдельным шагам применяется положительное поощрение, видеомоделирование или отсрочка по времени.

24. Инструкции и вмешательства с помощью технологий. Инструкции и вмешательства, в которых технологии играют центральную роль, поддерживая достижение учеником цели. Технология определялась как «любой предмет/оборудование/приложение/виртуальная сеть, которая применяется целенаправленно для увеличения/поддержания и/или улучшения повседневной жизни, работы/продуктивности и способностей к досугу/отдыху у подростков с расстройствами аутистического спектра» (Odom, Thompson, et al ., 2013).

25. Отсрочка по времени. В ситуации, когда ученик должен продемонстрировать определенное поведение или навык, происходит задержка между возможностью применить навык и дополнительными инструкциями или подсказками.

26. Видеомоделирование. Визуальное моделирование целевого поведения или навыка (как правило, в области поведения, речи, коммуникации, игровых и социальных навыков), которое демонстрируется с помощью видеозаписи и воспроизводящего оборудования для облегчения обучения или инициации желательного поведения или навыка.

27. Визуальная поддержка. Визуальные материалы, которые помогают ученику демонстрировать желательное поведение или навыки самостоятельно и без подсказок. Примеры визуальной поддержки включают изображения, письменную речь, предметы, модификации окружающей среды и визуальных границ, визуальные расписания, карты, ярлыки, системы организации и временные шкалы.

Аутизм – серьезное заболевание, которое вызывает нарушение социальных навыков человека, а также негативно сказывается на речевой функции и психическом развитии, ухудшая работу головного мозга. Чаще всего болезнь диагностируется у малышей от 1 до 2 лет, при этом появиться она может не позднее достижения пятилетнего возраста. Родителей, чьи дети столкнулись с такой проблемой, волнует лишь то, можно ли вылечить аутизм.

Аутизм. Причины, симптомы

Болезнь начинает развиваться именно в первые годы жизни. Пострадать от нее может даже младенец. Иногда аутизм протекает малозаметно, из-за чего обнаруживается в более позднем возрасте. Он считается неизлечимым, но хорошо поддается коррекции, благодаря которой удается свести проявления болезни к минимуму. Аутизм бывает нескольких видов. Как правило, врачи делят его проявления на формы:

  • Отвержение окружающего мира – считается ранним, проявляется у младенцев, усиливается с возрастом, больной не способен взаимодействовать с окружающими, его поведение стереотипно, он может бояться привычных для остальных людей вещей, часто проявляет агрессию;
  • Захваченность интересами – проявления схожи с ранним аутизмом, но ребенок имеет хорошую логику, при этом слишком упорный в достижении целей, но не может концентрироваться на неинтересных вещах и осваивать большинство коммуникативных способностей;
  • Полная отрешенность – развивается постепенно, ухудшая состояние ребенка, относится к тяжелой форме, на поздних стадиях может серьезно влиять на интеллектуальные способности, из-за чего некоторые дети даже забывают то, как правильно ходить, или не понимают чувства голода.

У некоторых встречается атипичный аутизм. Он протекает в легкой форме, что делает его обнаружение затруднительным. Иногда болезнь начинает проявляться более заметно, когда ребенок уже подросток. Людей с легким аутизмом легко вернуть к полноценной жизни, причем даже в случаях, когда болезнь была обнаружена уже во взрослом возрасте.

Причины

Риск развития аутизма связан воздействием некоторых факторов на плод во время вынашивания или на ребенка сразу после рождения. Поэтому каждая будущая мама должна быть особенно внимательна к своему здоровью во время беременности.

Основные причины следующие:

  • Поражение ;
  • Влияние вирусов или бактерий;
  • Воздействие ртути или химических веществ;
  • Злоупотребление антибиотиками;
  • Гормональные нарушения;
  • Сбой обмена веществ.

Считается, что спровоцировать развитие аутизма может даже сильный испуг малыша или иное серьезное воздействие на его психику.

Симптомы

Распознать аутизм у своего ребенка можно по симптомам. Если болезнь протекает не в атипичной форме, то чаще всего заметить отклонения удается на ранних этапах. Это позволяет повысить шансы на успешное лечение.

Какие симптомы возникают при аутизме:

  • Речевые нарушения – ребенок не говорит вообще либо может разговаривать с заметным отставанием от сверстников, в раннем возрасте такие дети издают одинаковые звуки, при взрослении могут придумывать свои слова;
  • Невозможность социализации – при общении с другими людьми больные дети испытывают дискомфорт и тревогу, они пытаются избежать контактов, не проявляют эмоций и привязанности, могут вообще не замечать, что с ними кто-то пытается заговорить, иногда они агрессивны;
  • Отсутствие интереса к развлечениям – дети не понимают, как именно нужно играть какими-либо игрушками, они не могут рисовать, чаще всего не пытаются экспериментировать и не проявляют никакого внимания к чему-то интересному;
  • Стереотипность поведения – аутисты могут выполнять только привычные действия, часто они повторяют одно и то же движение или слово в течение длительного времени, для них неприемлемы перемены, в психике происходит привыкание к строгому стереотипному поведению, при нарушении которого дети испытывают грусть или злость.

У некоторых детей появляются и другие симптомы: судороги, снижение иммунитета, проблемы с ЖКТ, измененное сенсорное восприятие (зрение, слух, обоняние). Зачастую их наличие осложняет постановку диагноза, т.к. появляются подозрения на другие болезни.

Для взрослых, чьи дети больны таким расстройством, Институт изучения аутизма создал бесплатное специальное руководство, которое помогает в лечении малыша.

Основная терапия

Идеального способа, как вылечить аутизм у ребенка, не существует. При любых стараниях избавляться от него полностью не удается никому. Тем не менее применение нескольких методов терапии позволит добиться коррекции состояния больного, что позволит ему чувствовать себя обычным человеком, который способен общаться с другими людьми. Для этого потребуется сначала пройти диагностику, после чего больному будут назначены медикаментозное лечение и работа с врачами. Эти три элемента станут отправной точкой в борьбе с болезнью. После их реализации также стоит обратить внимание и на другие методы, т.к. без них добиться хорошего результата будет тяжело.

Диагностика

Подтвердить наличие аутизма – не такая простая задача. Врачу потребуется провести беседу не только с ребенком, но и с его родителями. При этом взрослые должны заранее записать свои наблюдения, чтобы подробно изложить все, что им кажется необычным. Также мама и папа малыша должны будут ответить на специальные вопросы из опросника, который применяется для диагностирования этой болезни.

Очень часто родители и врачи не придают значения небольшим отклонениям в поведении ребенка, из-за чего начало лечения затягивается, а ребенку может стать хуже. Также сложность выявления аутизма в том, что некоторые симптомы могут относиться к другим болезням. Иногда детям диагностируют шизофрению, умственную отсталость или нарушения отдельных органов, даже не думая о развитии аутизма.

Медикаментозное лечение

Первым методом борьбы с аутизмом является медикаментозная терапия. Ее применяют сразу после постановки окончательного диагноза. В некоторых случаях необходимость лечения лекарствами вообще отсутствует. Однако чаще всего к ней все же прибегают.

Этот метод лечения направлен на устранение проявлений аутизма. Особое внимание уделяют поведенческим отклонениям, среди которых — неадекватные реакции на различные события, стереотипность действий, агрессия, . Для борьбы с ними назначают психостимуляторы с нейролептиками, которые постепенно нормализуют психику больного. Однако принимать такие препараты регулярно не рекомендуется, т.к. это может негативно сказаться на интеллектуальных способностях ребенка.

Работа с врачами

Обязательным условием для нормализации состояния больного ребенка является работа с врачами. Родители должны обратиться за помощью к психотерапевту и логопеду.

Во время занятий с психотерапевтом ребенок будет постепенно улучшать функции мозга. Задачей врача становится правильное направление терапии и помощь малышу. Сначала психотерапевт будет применять упражнения для избавления от симптомов аутизма, а потом постарается добиться максимального развития социальных навыков у ребенка. Существует большое количество специальных программ, которые позволяют добиться результата за несколько сеансов. Чаще всего применяются следующие типы терапии: поведенческая, социальная, развивающая, игровая.

Логопед работает с детьми старше 5 лет. Он помогает им развивать речевые навыки, которые при аутизме очень часто нарушены. Для этого применяют специальный комплекс упражнений, затрагивающий язык, губы и мелкую моторику. Сначала ребенка учат полноценно разговаривать, а уже потом начинают развивать социальные навыки с помощью общения с другими людьми.

Дополнительная терапия

К дополнительной терапии относят методы лечения, которые нормализуют психику ребенка, возвращают его интеллектуальные способности и помогают улучшить их социальные навыки. Большинство методов довольны просты и могут применяться для всех детей. Но перед этим рекомендуется провести беседу с врачом, чтобы подобрать наиболее подходящий вариант.

Эффективные способы лечения детского аутизма:

  1. Пет-терапия. Такой метод подразумевает покупку для ребенка домашнего животного. Кошка способна вылечить малыша своим покоем, а собака простимулирует в нем проявление физической активности.
  2. Иппотерапия. Верховая езда – еще один вид терапии. Он применим для детей школьного возраста, подростков или взрослых. При иппотерапии у больного происходит восстановление психики, устранение стереотипности поведения, а также обучение взаимодействию с окружающими через общение с лошадью.
  3. Дельфинотерапия. Терапия с помощью общения с дельфинами помогает восстановить психику ребенка, развить интерес к окружающему миру и помочь ему в социализации. При этом эхолокация дельфинов оказывает положительное воздействие на клетки организма.
  4. Арт-терапия. Основой арт-терапии является творчество. Регулярные занятия по рисованию помогают развить у ребенка навыки коммуникации и эмоционального восприятия, сделать его более открытым для общения, а также избавляют от агрессивности и напряжения.
  5. Музыкальная терапия. В лечении очень эффективна терапия с использованием музыки. При еженедельных занятиях у ребенка начнут развиваться социальные навыки, он станет более общительным, сможет концентрироваться на любых вещах, а также перестанет испытывать чувства тревоги и агрессии. Большое значение в такой терапии играет опытность специалиста, с которым будет заниматься больной.
  6. Остеопатия. Такой метод восстанавливает функции мозга, а также нормализует социальные навыки. При осторожном физическом воздействии специалиста у ребенка через несколько процедур полностью изменится самочувствие. Остеопатия позволяет не просто развить социальные навыки, но и помочь аутисту полностью адаптироваться в обществе. Параллельно с этим у него улучшаются интеллектуальные способности.
  7. Йога. Во время занятия йогой у больного улучшается сенсорное восприятие, его поведение становится менее стереотипным, а психика постепенно успокаивается и приходит в норму. Заниматься ею можно в домашних условиях, но перед этим потребуется пройти обучение у квалифицированного специалиста.
  8. Эрготерапия. С помощью такого типа терапии ребенку помогают развивать навыки для повседневной жизни. После нескольких занятий у больного появится способность самостоятельно делать привычные для обычных людей вещи, которые раньше для него были недостижимы.
  9. Визуальная и сенсорная терапия. Первый вид лечения подразумевает обучение ребенка воспринимать окружающий мир с помощью изображений. Второй тип терапии учит больного лучше ощущать и понимать мир с помощью сенсорных функций организма.
  10. Стволовые клетки. Использование стволовой клетки для лечения болезни стало довольно распространенным методом терапии. Такой способ помогает ускорить развитие у ребенка социальных навыков, а также избавить его от неприятных симптомов. Вводятся стволовые клетки интратекальным и внутривенным путем.

Вылечивать ребенка, больного аутизмом, такими методами довольно просто. Нужно лишь правильно подобрать варианты терапии, сочетая их с основным лечением.

Комбинировать слишком большое количество методик не рекомендуется, т.к. это может оказать негативное влияние на ребенка. В лечении аутизма важно не переусердствовать.

Необычные методы

Дополнить основное лечение можно и другими методами. Некоторые врачи относят их к экстремальным. Такие варианты терапии очень специфичны и могут оказывать крайне негативное влияние на здоровье. Однако лечебный эффект с их помощью достигается довольно легко. А родители, думающие, как лечить аутизм у их детей, все чаще обращают на них внимание.

Применение таких способов лечения на практике не рекомендуется. Это связано с большим количеством возможных побочных эффектов, а также отсутствием научных доказательств эффективности любого из указанных методов.

Гомеопатия и народные средства

Многие предпочитают пользоваться растительными препаратами. Таким людям стоит обратить внимание на гомеопатические и народные средства. Они способны оказать дополнительный эффект, усилив действие основной терапии.

Гомеопатия

Эффективность гомеопатических средств ставят под сомнение многие врачи. Однако после их применения у некоторых детей, страдающих от аутизма, состояние начинает улучшаться. Не стоит забывать, что любые таблетки должны быть прописаны лечащим врачом. Гомеопатия не является исключением. Если сделать неправильный выбор, то есть риск столкнуться с неприятными и даже опасными последствиями. Поэтому перед их приемом следует обратиться к гомеопату.

Существует большое количество гомеопатических препаратов, которые могут ускорить избавление от симптомов аутизма. Наиболее популярными являются:

  • «Тарентула»;
  • «Силицея»;
  • «Сульфур»;
  • «Страмониум»;
  • «Цина»;
  • «Алюмина»;
  • «Медорринум».

Если врач все же посоветует принимать те или иные таблетки из категории гомеопатии, то следует проявлять особое внимание к самочувствию ребенка. У некоторых могут проявляться побочные эффекты даже от безобидных препаратов.

Народные средства

Растения помогают избавиться от многих болезней. Но лечится ли аутизм у детей таким методом? Если травы использовать против этой болезни, то вскоре симптомы начнут пропадать, а ребенок перестанет испытывать проблемы с социализацией. Лечение таким методом может потребовать большого количества времени, но эффекта достичь удастся практически каждому. Однако это не означает, что можно отказаться от основного лечения, отдав предпочтение народным средствам.

Лучшего эффекта можно достичь с помощью мелиссы, душицы, валерианы, багульника и родиолы. Какие рецепты можно использовать против аутизма:

  1. Мелисса. Порезать сушеную мелиссу на маленькие кусочки, залить их (15 г) кипятком (500 мл), дать настояться примерно 2 часа. Принимать по одному стакану утром натощак, а также вечером перед сном. Курс лечения – один месяц.
  2. Валериана. Измельчить корневище валерианы, залить их (1/2 ч. л.) кипятком (500 мл), оставить на полчаса. Принимать по одному стакану утром, днем и вечером. Перед приемом смесь следует процеживать.
  3. Душица. Измельчить душицу, взять немного от общего количества (30 г), залить кипятком (300 мл), дать настояться 2 часа. Принимать утром, днем и вечером по 50 мл. Желательно пить после приема пищи.

Допустимо использовать другие рецепты, которые основаны на растениях, помогающих при аутизме. Перед приемом следует консультироваться с доктором, чтобы исключить появление осложнений или побочных эффектов.

Если пытаться излечивать аутизм народными средствами, то не стоит ими злоупотреблять, т.к. это окажет обратный эффект.

Домашняя коррекция

Терапия будет бесполезна, если не заниматься коррекцией аутизма в домашних условиях. Именно родители играют важнейшую роль в излечении своего ребенка. От них требуется повышенное внимание к аутисту и постоянная забота. Но более важным будет следование простым правилам, которые помогут добиться результата, а также поддержание особого диетического меню.

Правила включают следующие пункты:

  1. Научиться настраивать контакт с малышом путем многократных обращений к нему, при этом запрещено проявлять по отношению к нему негатив или кричать.
  2. Уделять ребенку много внимания, часто брать его на руки, играть с ним, общаться, хвалить или ласкать.
  3. Проводить с больным много времени, стараться общаться настолько много, насколько это возможно.
  4. Помогать ребенку развивать привычки, связанные с повседневными навыками. Поддерживать повторение этих действий даже после их изучения.
  5. Сделать специальные карточки, которые малыш сможет использовать для общения с окружающими.
  6. Составить четкий распорядок дня, где будет указано, что и когда делает ребенок. Нарушать план нельзя.
  7. Избегать резких перемен, стараться не менять внезапно обстановку или привычки ребенка.
  8. Позволять ребенку отдыхать столько времени, сколько ему требуется. Нельзя заставлять его заниматься через силу.
  9. Обеспечить малышу возможность проявлять физическую активность, заниматься вместе с ним простым домашним спортом.
  10. Отказаться от давления на ребенка, не торопить его и не позволять себе прерывать какие-либо его действия.

Правила следует дополнить особым диетическим рационом. Это позволит подавить многие симптомы аутизма, т.к. часть из них связана с питанием и наличием некоторых веществ в организме ребенка. Как построить меню:

  1. Постараться сделать так, чтобы ребенок пил больше чистой воды.
  2. Наполнить меню белковой пищей с клетчаткой, снизив количество углеводов.
  3. Минимизировать присутствие в еде сахара.
  4. Отказаться от молока, пшеницы, ячменя, а также дрожжевой пищи.
  5. Исключить из рациона еду с консервантами или красителями.

Сложно ли лечиться

При правильных назначениях врача лечение аутизма у детей приводит к практически полному устранению симптомов болезни. Поэтому стоит приложить все усилия, чтобы добиться желаемого результата. Для этого достаточно следовать рекомендациям врача и придерживаться правил по домашней коррекции состояния. Положительный эффект не заставит себя ждать.

error: Content is protected !!