Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе на тему "Фрукты". Фрукты план-конспект занятия по развитию речи на тему Занятие по развитию речи тема фрукты

Долженко Татьяна Геннадьевна

Северо-Казахстанская область

Айыртауский район

Ясли-сад «Балапан»

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе

Тема: «Фрукты»

Цель: Способствовать развитию речи как средства общения.

Задачи:

    расширять словарный запас;

    совершенствовать грамотную структуру речи;

    формировать первоначально представление о количественных и качественных различиях предметов;

    тренировать память на запоминание коротких стишков и потешек;

    способствовать развитию артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;

    помогать детям отвечать на простейшие («что?», «кто?», «что делает?») и более сложные вопросы.

Занятие построено с использованием таких методов в развитии речи, как: «Волшебный сундучок», выставка иллюстраций, загадывание загадок, заучивание коротких стишков и потешек, артикуляционная гимнастика, дыхательная гимнастика, игры с песком и водой, ответы на вопросы по алгоритму.

Предварительная работа

В приемной комнате выставляется сундучок для записок. Детям и родителям дается задание придумать новые слова к каждому блоку занятий. Графически изобразить новое слово на небольшом листке бумаги (родители выполняют вместе с детьми) . Утром, придя в группу положить этот листок в волшебный сундучок.

Для занятия на тему «Фрукты», родителям необходимо нарисовать фрукт вместе с детьми, а на обратной стороне написать загадку к нему и познакомить с ней ребенка.

Знакомим детей с чистоговоркой:

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

И вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Конспект занятия по развитию речи на тему: «Фрукты»

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

    уточнить и закрепить слова по теме;

    закрепить навыки словообразования и словоизменения;

    помогать детям отвечать на вопросы по алгоритму.

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Мишка и Зайка, держат конверт) .

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Мишка что - то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундучка) . Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (демонстрируем рисунки которые нарисовали ребята с родителями) билингвальный компонент .

1.Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко -алма )

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать, какое оно и так со всеми фруктами) .

Яркий, сладкий, налитой

2.Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки (апельсин - )

3.Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны.

Так приятен он на вкус!

Что это за шар? (арбуз -қарбыз )

4.Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко (слива -алхоры )

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты) .

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях) .

Как называются деревья, на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад, в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад) .

Молодцы!

Физминутка

А теперь немного отдохнем и поиграем.

По дорожке в сад пойдем

Яблок спелых наберем

Руку протяни, яблоко сорви.

Стал ветер яблоню качать,

Трудно яблоко сорвать.

Подпрыгну, руку протяну-

Быстро яблоко сорву.

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень) . А мы побываем в саду, где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (М. и З.)

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Игр а «Угощения»

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Воспитатель бросает мяч и спрашивает: Сок из апельсина, какой? - апельсиновый», и так далее с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Какую форму имеют фрукты (круг, овал)

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие) .

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили во фруктовый сад и рассказали, какие фрукты там растут, а поможет вам в этом волшебный домик (ответы на вопросы с использованием центрического алгоритма) .

А теперь давайте попробуем сварить сок из такого фрукта как алыча (дети повторяют за воспитателем чистоговорку) .

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Посадили алычу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Вот поспела алыча.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу

Собираем алычу.

Чо-чо-чо, чо-чо-чо

Подставляй свое плечо.

Чи-чи-чи, чи-чи-чи

Сварили сок из алычи.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча

Всем полезна алыча.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Ребята, вот какие Вы молодцы рассказали мне про фрукты, отгадали все загадки и сварили вкусный сок!

А теперь пришло время подкрепиться и попробовать Ваши любимы фрукты на вкус (фруктовые угощения) .

Разделы: Логопедия

Интеграция видов деятельности : коммуникативная, двигательная, игровая, музыкальная, познавательно-исследовательская.

Задачи:

Образовательные:

  • Закрепить обобщающее понятие “Фрукты”; название фруктов;
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных; согласовывать в роде, числе, падеже существительные с числительными;
  • Продолжать учить детей полно и точно отвечать на вопросы, строя предложения из 4–6 слов;
  • Пополнить литературный багаж детей стихами, считалками;

Развивающие:

  • Развивать умение составлять рассказ по плану-схеме;
  • Продолжать совершенствовать двигательные умения: ходьба по гимнастической скамейке, подлезание под дугой, перешагивание через предметы;

Воспитательные:

  • Воспитывать умение работать в подгруппе, координируя свои действия с действиями партнёров, умение договариваться.

Словарная работа:

Активизировать в речи детей слова: название фруктов и фруктовых деревьев (яблоко, яблоня, апельсин, груша, ананас, слива, вишня, банан, пальма). Прилагательные (фруктовый сад, фруктовое дерево, грушевый компот, абрикосовое варенье);

Продолжать обогащать словарь по лексической теме “Фрукты”.

Оборудование: колокольчик, картина “фруктовый сад”, “мультимедийная установка” кокошники (яблоко, груша, банан, слива, вишня, апельсин, лимон, ананас); картинки 10*10 – груша, яблоко, вишня, апельсин; картинки А 4(слива, вишня, груша -2, апельсин, мандарин, банан -2, ананас, персик, яблоко; разрезные картинки – яблоко -2; муляжи фруктов; конверты; для игры “Четвёртый лишний” (мультимедийная установка); аудиозапись; “волшебная палочка”; схема для составления рассказа – описания; вырезанные картинки овощей, фруктов и ягод, клей, салфетки, кисточки, клеёнки, ватман для коллективной работы.

Ход занятия

Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг
Справа-друг, и слева – друг
Вместе за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.

Сейчас я вам хочу загадать загадку, послушайте внимательно:

Пришла без красок
И без кисти
И перекрасила все листья.
Кто догадался, о чём эта загадка? (осень).

Мультимедийная установка-картинка осень.

Здравствуй осень, здравствуй осень!
Хорошо, что ты пришла!
У тебя мы осень спросим, что в подарок принесла?

Ребята, я вас хочу пригласить на прогулку в сад. Именно в этом саду мы узнаем, о каких подарках говорит нам осень. Вы готовы? Тогда отправляемся в путь дорожку. Будьте внимательны, смотрите и с дорожки не сходите. (под весёлую песенку про осень идут по гимнастической скамейке, перешагивают через “камушки”, проходим через “туннель” – дугу.)

Вот мы и пришли. Как здесь красиво! (мультимедийное сопровождение - “фруктовый сад”) Дети присели на ромашки-подушки.

Что вы видите перед собой? (деревья, яблоки, груши и т.д.)

Яблоки, груши, сливы, вишня, банан – это что?

Где растут фрукты? (на дереве)

А как называются деревья, на которых растут фрукты? (Фруктовыми деревьями).

А если в этом саду только фруктовые деревья, то, как он тогда называется? (фруктовый сад).

Скажите, пожалуйста, как называется дерево, на котором растут яблоки?

На каком дереве растут груши?

Где растут сливы?

Как называется дерево, на котором растёт вишня?

А где растут бананы?

Когда собирают урожай фруктов?

А зачем нам нужны фрукты, в чём их польза? (ответы детей).

Сейчас мы будем собирать фрукты в корзинку, по очереди называя какой именно фрукты вы будете туда класть: “Я положу в корзинку ананас” и т.д.

Тай, тай, налетай.
Приглашаю на игру,
А названье не скажу.
Всех приглашаю
Никого не обижаю.
Раз, два – мы молчим!
Мы глазами говорим (находят взглядом дружка)
Раз-два, раз-два, мы с тобой теперь друзья! (обнимаются)
Друга за руку возьмём и на “кухню” все пойдём.

Игра “Повар” - (3 компании)

Каждая компания выбирает себе карточку. Посмотрев на неё, посоветовавшись со своим товарищем, решите, какие блюда вы могли бы приготовить из данного фрукта. Дети присели на стульчики в кукольном уголке.

Молодцы! Вы хорошими помощниками будете для своих мам и бабушек.

Скажите, а если я решу сварить компот из груш, то, как он будет называться? (ответы детей).

А если мне захочется из банана сделать пюре, то какое оно будет?

Сок из апельсина какой?

А напиток из лимона?

Варенье из абрикосов, как называется?

4. Раз, два, три, четыре, пять – продолжаем мы играть:

Я карточки и для вас расставлю.
Сливы, персик, апельсин,
Груша, киви, мандарин,
Яблоко и ананас –
Все они волнуют нас,
Потому что это фрукты
Кисло – сладкие продукты.

Игра “Один, одна, одно”.

Пока играет музыка, вы передвигаетесь по кругу подскоками, как только музыка остановилась, вы выбираете фрукт, про который можно сказать...один,... одна,...

5. Есть у меня ещё игра, вам понравится она. Вы по карточке возьмите и их в картинку соедините.

(2 “разрезных” яблока – объединение в 2 компании)

Что у вас получилось? (яблоко)

Выберите командира в своей компании.

Игра “Лучший говорун” (подбор прилагательных к существительному – муляж яблока).

Передавая яблоко из компании в компанию, вы должны говорить, какое яблоко....

И посмотрим, в какой же компании настоящие говоруны. Дети стоят - две компании напротив друг друга.

6. Раз, два, три, четыре, пять – снова будем мы играть.

Для следующей игры давайте разделимся на 3 компании с помощью слов с названием фруктов – яблоко, груша, апельсин (дети строят башню из ладошек).

Я нашла вот здесь в корзинке очень странные картинки. Вы внимательно взгляните, что здесь лишнее скажите.

Игра “Четвёртый лишний” (мультимедийное сопровождение) Дети присели на ромашки-подушки.

7. Составление по схеме рассказа – описания про любимый фрукт.

Есть у меня друзья палочка одна. Палочка не простая, волшебная.

Хотите, я ей сейчас взмахну, и волшебство произойдёт:

Раз, два, три – палочка волшебная помоги,
Ребят в “фрукты” преврати.

(Дети одевают кокошники).

Сколько фруктов! Все разные, ароматные, красивые, каждый попробовать хочется.

А давайте с вами познакомимся!

Игра “Давайте познакомимся”.

Расскажите о себе. А поможет вам описать “себя” схема.

(Заслушивается 3 рассказа). Дети сидят полукругом на стульчиках.

А с остальными фруктами мы обязательно познакомимся в следующий раз, когда опять придём гулять во фруктовый сад.

Палочка волшебная помоги,
Фрукты” все в ребят преврати.

(Дети снимают кокошники и ставят их под стул).

Итог.

Вот и время нашей прогулки истекло. На память о нас давайте, в этом саду оставим яблоню с яблоками. Сейчас вы выберите только одно яблоко:

Если вы сегодня старались, у вас всё получилось – возьмите красное яблоко;

Если, вы старались, но у вас не всегда всё удавалось – возьмите зелёное яблоко;

А если вы просто хорошо отдохнули и не чего не делали – возьмите жёлтое яблоко.

Давайте эти яблоки повесим на яблоню (рефлексия).

Для вкусного компота на обед в детский сад давайте принесем из фруктового сада корзину с фруктами. (Ребята из множества картинок овощей, ягод, фруктов, должны выбрать картинку с фруктами и приклеить её). Пока дети клеят фрукты играет спокойная музыка).

Не забывайте фрукты кисло-сладкие продукты.

Фронтальное логопедическое занятие по теме «Фрукты» (для детей второго года обучения), содержащее авторские задания.

Цель :

  • развить фонематическое восприятие, отработать лексико-грамматические конструкции на материале темы «Фрукты».

Задачи:

Коррекционные :

  • Развитие умения употреблять окончания имен сущ. во мн.числе и в мн. числе род. падежа
  • Развитие языкового чутья
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве
  • Формирование навыка правильного словообразования и словоизменения
  • Развитие фонематического восприятие

Образовательные:

  • Закрепление употребления в речи детей предлогов «на», «в».
  • Расширение глагольного словаря
  • Сформировать умение распространять предложения
  • Развитие высших психических функций

Воспитательные:

  • Воспитание интереса и любви к занятиям через занимательные упражнения и наглядный материал;
  • Развитие усидчивости, целеустремленности при выполнении заданий через слово педагога.

Оборудование :

  • предметные картинки для раздачи детям: груша, яблоко, мандарин, абрикос, апельсин, лимон, персик, гранат, киви, слива, ананас, банан; цветные карандаши: желтый, зеленый, красный для каждого ребенка; фартук(по желанию), натуральные фрукты или муляжи; «банка с вареньем», изображение пирога и упаковка от сока; схемы предложений.

Ход работы

I. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие детки! У каждого из вас на столе лежит картинка, переверните ее.
Посмотрите, что нарисовано на картинке соседа. Как можно назвать все изображения одним словом?

Молодцы, верно! Сегодня мы будем работать во «Фруктовом мире», в мире, где везде фрукты.

II. Основной этап.

Упражнение 1. Один- много — нет ничего.

Пусть каждый из вас покажет нам картинку, и расскажет, что на ней нарисовано, а потом назовет этот фрукт во множественном числе. А затем скажет, что этих фруктов у нас нет.

У меня ананас. У нас ананасы. У нас нет ананасов.

Упражнение 2. Составление предложений по заданной схеме, с использованием предлогов «в», «на».

Давайте теперь представим, что мама убирает фрукты. Пока я буду вашей мамой (одевает фартук) и буду сливу прятать. А вы будете говорить, что я делаю.

Что она может сделать со сливой?

  • Мама кладет сливу на миску.
  • Мама убирает сливу в шкаф.
  • Мама кладет сливу в вазу.
  • Мама прячет сливу в коробку.
  • Мама кладет сливу на полку.

Упражнение 3. Отработка предлогов «на» и «в».

Дорогие детки, вот перед вами рисунок и карандаши. Возьмите в правую руку желтый карандаш. Найдите яблоко, которое лежит на спине ежа. Поставьте в центре яблока желтую точку. Какое у нас яблоко теперь будет?

Положите желтый карандаш и возьмите зеленый. Яблоко в пакете у нас будет зеленого цвета.

Где еще есть яблоки? Пусть яблоко, которое лежит на полке в шкафу будет красным. И т.д.

Физкультминутка:

А теперь мы будем с вами поварятами. Оденем колпачки (жест руками).

Будем мы варить компот (вращения руками)
Фруктов нужно много. Вот:
Будем яблоки крошить,
Грушу будем мы рубить (руками «режем»)
Отожмём лимонный сок (соответствующий жест),
Слив положим и песок (соответствующий жест).
Варим, варим мы компот (вращения руками).
Угостим честной народ (руки в стороны).

Упражнение 5. Пирог, сок, варенье.

Проверьте, ваши колпачки на месте? И давайте разбираться, как назвать наш получившийся продукт.

Логопед демонстрирует рисунок пирога, банки с вареньем и упаковку от сока, выбирая муляж и спрашивая.

Упражнение 6. Рифмовки.

Ребята, догадайтесь, какого слова не хватает, чтобы получился стишок.

Это наша груша,
Ты ее … (покушай)

Знаю я: в своем саду
Спелых яблочек… (найду)

Очень, очень кислый он,
Называется… (лимон)

Слива синяя и гладкая,
А внутри такая …(сладкая)

Нужен мне всего один
Сладкий, сочный… (апельсин)

Упражнение 7. Согласование глаголов с местоимениями «я», «мы», «он», «она», «они».

Демонстрация поочередно картинок, по которым мы просим детей называть А теперь мы из маленького предложения будем делать большое, длинное (с опорой на схему).

  • Я ем яблоко. (Какое яблоко может быть?)
  • Я ем большое яблоко. (А еще каким бывает яблоко?) и т.д.
  • Мы видим ананас (Какой ананас?).
  • Она моет грушу. (Какую грушу?)
  • Он режет киви. (Какое киви?)
  • Они едят мандарины. (Какие мандарины?)

Картинки для вставки в предложения:

Упражнение 8. Ребята, перед тем как закончить занятие, нам надо выучить стишок.

Мы сегодня в сад пойдем,
Фрукты разные найдем (дети шагают на месте).
Раз, два, три, четыре, пять,
Будем фрукты собирать (хлопают в ладоши)
Груши, яблоки и сливы (указательным пальцем правой руки загибают пальцы на левой руке),
Виноград и апельсины.
Будем с дерева срывать (поднимают по очереди то левую, то правую руку, как будто срывая плоды с дерева).
Всех знакомых угощать (протягивают руки вперед ладонями вверх)
Новикова.

III. Подведение итогов.

Ребята, вы сегодня молодцы! Наше путешествие по «фруктовому миру» подошло к концу. Не забывайте листочки с раскрасками, это ваша награда за труд.

Использованные источники:

  • Лычагина О. В. Тетрадь для домашнего закрепления пройденных лексических тем.- Астрахань, 2009
  • Дмитриева В. Г. 1000 стихов, считалок, скороговорок и пословиц для чтения в детском саду и дома.- М.: АСТ, 2013. – 496 с.

Склюева Наталья Сергеевна воспитатель МБДОУ детский сад № 38.

Цель: способствовать развитию связной речи.

Задачи:

1. Уточнить и закрепить слова по теме.

2. Закрепить навыки словообразования и словоизменения.

3. Помогать детям отвечать на вопросы.

Оборудование: игрушки: зайчик, ежик; картинки с изображениями: яблоко, капуста, картошка, лук, апельсин, арбуз; конверт, корзины (2 шт), карандаши.

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Посмотрите кто сегодня пришел к нам в гости, давайте поздороваемся! (около доски на стульях сидят Зайка и Ежик, держат конверт).

Да это наши друзья.. Ребята посмотрите они сегодня необычные, Зайка что-то приготовил нам в конверте (записки из волшебного сундука). Давайте присядем на стульчики и откроем конверт.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, разгадать загадки (демонстрируя рисунки).

1. Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые,

Любят меня детки. (Яблоко)

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке золотой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки! (Апельсин)

3. Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны

Так приятен он на вкус! Что это за шар? (Арбуз)

4. Сто одежек

И все без застежек. (Капуста)

5. И зелен, и густ

На грядке вырос куст

Покопай немножко

Под кустом ….. (Картошка)

6. Сидит дед, во сто шуб одет,

Кто его раздевает тот слезы проливает. (Лук)

Молодцы ребята. Все загадки разгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз? Что это?

(Фрукты)

Ребята, а как одним словом назвать лук, картошку, капусту? Что это?

(Овощи)

Молодцы, а теперь поиграем в игру.

Пальчиковая игра:

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трем, трем,

Мы ее посолим, а теперь пожмем.

Молодцы, ребята! Давайте пересядем на стульчики.

Ребята наши гости запутались, что такое Овощи и что такое Фрукты. Давайте им поможем. А для этого нам нужно поиграть в игру «Овощи и Фрукты»

Перед вами стоят две корзины. Вам нужно будет в корзину Зайке положить овощи, а в корзину Ежика фрукты.

Молодцы, ребята. Научили играть наших гостей.

Зайка и Ежик знают как вы красиво умеете рисовать. Давайте мы их тоже научим рисовать.

Ребята, у каждого на столе лежит лист бумаги с рисунком. Вам нужно вспомнить, что нарисовано на листе, и разукрасить его правильно. Если у вас нарисована капуста то нужно закрасить в зеленый цвет, если картошка то в коричневый, а если яблоко, то в красный.

Молодцы, ребята! Положим карандаши, а теперь сядем на стульчики, и вспомним чему мы научили гостей. Отгадывать загадки, играть в игры, рисовать. Занятие закончено, и мы теперь можем поиграть игрушками.

Конспект занятия по развитию речи

на тему: «Фрукты»

уточнение и закрепление словаря;

развитие связной речи;

знакомство со звуком (ы);

закрепление тематического словаря, навыков словообразования и словоизменения;

Оборудование:

макеты деревьев

картинки с изображением фруктов

макеты фруктов

Ёжик и Лисёнок

конверт с письмом

вырезать из цветного картона фрукты для деревьев

Ход занятия

Здравствуйте, ребята! Посмотрите, сколько сегодня пришло к нам гостей, давайте с ними поздороваемся.

Ребята, а кто еще к нам пришел? (около доски на стульях сидят Ёжик и Лисенок, держат конверт).

Да, это наши постоянные друзья. Ребята, посмотрите, они сегодня необычные, Ёжик что – то приготовил нам в конверте. Давайте его откроем и прочитаем.

Ребята, наши друзья предлагают нам поиграть, отгадать загадки. (Дети стоят полукругом и смотрят на доску)

1. Круглое, румяное

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки (яблоко)

(Повесить на доску картинку яблока и рассказать какое оно).

2. Яркий, сладкий, налитой

Весь в обложке налитой!

Не с конфетной фабрики

Из далекой Африки. (апельсин)

3. Сам алый, сахарный

Кафтан зеленый, бархатный. (арбуз)

4. Синий мундир,

Желтая подкладка

А в середине сладко. (слива)

Молодцы, ребята. Все загадки отгадали.

Ребята, как одним словом назвать яблоко, апельсин, арбуз, сливу? Что это? (фрукты).

Ребята, где растут фрукты? (на деревьях).

Как называются деревья на которых растут фрукты? (фруктовые)

Где растут фруктовые деревья? (в саду)

Как называется сад в котором растет много фруктовых деревьев? (фруктовый сад).

Молодцы!

Ребята, мы сегодня с вами отправимся в путешествие в сказочный фруктовый сад. На улице у нас сейчас какое время года? (поздняя осень). А мы побываем в саду где всегда бывает лето.

Ребята, кого мы пригласим с собой в путешествие? (Ё. и Л.)

Но дорога у нас, ребята, будет не простая, по дороге мы будем играть. Я буду называть вам фрукты и овощи, когда назову овощи – мы должны идти на корточках, когда назову фрукты – мы идем на носочках руки тянем вверх к солнцу.

Ребята, вот мы и пришли в сад. Давайте присядем на травку.

Ребята, какие деревья растут в саду? (яблони, сливы, вишни, груши, апельсиновое дерево)

Какие фрукты растут на яблони, груши, вишни, сливе и т. д. ?

Молодцы!

Ребята, но Ё. и Л. не знают зачем люди выращивают столько много фруктов? Ведь если их не есть все сразу они испортятся? Давайте расскажем нашим друзьям как можно хранить фрукты (варить, сушить, замораживать). А что можно готовить из фруктов? (варенье, компот, сок, повидло)

Давайте встанем в круг и поиграем в игру «Угощения» (игра с мячом)

Дети встают в круг. Я – ведущая, бросаю мяч, например Соне Ш. и спрашиваю: «Сок из апельсина какой?», Соня – «апельсиновый», и т. д, должна поиграть с каждым ребенком.

А теперь давайте потихоньку сядем на травку. Ребята, посмотрите внимательно, фрукты у нас все одинаковые? (нет)

Чем отличаются фрукты друг от друга? (форма, цвет, размер)

Например, Саша, покажи нам фрукт круглой и овальной формы. Молодец!

Ребята, какого цвета фрукты? (красные, желтые, синие, оранжевые и др.)

Как одним словом сказать про цвет фруктов? (разноцветные. Это слово повторить хором с детьми)

Как фрукты отличаются размером? (большие, маленькие). Например, Настя, покажи фрукты большого размера, а Артем покажет фрукты маленького размера.

Ребята, наши друзья предлагают вам еще поиграть. Они хотят, чтобы вы сходили в фруктовый сад и собрали им фрукты: 1гр. – фрукты круглой формы, 2 гр. – фрукты маленького размера.

Раздаю детям корзинки и они самостоятельно работают.

Ребята, а теперь давайте посмотрим правильно ли вы справились с заданием

Выкладываем фрукты на стол по очереди и называем правильно или нет.

Молодцы, все правильно справились с заданием.

Ребята, а Ёжик и Лисёнок тоже успели сходить в сад и набрали вам угощений. Посмотрите, все ли правильно они приготовили?

Работа в парах. Дети садятся парами. Я раздаю тарелки на которых лежат макеты фруктов и овощей, дети должны найти лишнее. Например:

яблоко, груша, лук, слива;

большое яблоко, большая груша, вишня;

помидор, огурец, банан;

баклажан, слива, ананас;

Проверяю ответы детей. Добиваться полного ответа.

Ребята, давайте, вернемся в фруктовый сад, сядем на травку и поиграем в игру «Один – много». Например, я говорю: (одна - груша, много – грушы; лимон – лимоны; слива - сливы; и т. д.)

Ребята, какой вы слышите последний звук в слове когда мы говорим о фруктах много? (Мы слышим звук – ы). Давайте вместе произнесем этот звук.

Ребята, о чем мы сегодня с вами говорили?

Где мы путешествовали?

Почему сад называется фруктовый?

Ребята, а кто же у нас лучше всех сегодня занимался? Посмотрите, у меня есть яблоки разноцветные: красные, желтые, зеленые. Возьмите зеленое яблоко тот, кому сегодня было очень интересно, понятно, не трудно. Желтое яблоко возьмет тот кому было интересно, но немного трудно выполнять задания. Красное яблоко возьмет тот, кому сегодня на занятии было очень трудно и не интересно. Давайте теперь ваши яблоки прикрепим на дерево в саду и увидим какая яблоня будет расти в нашем саду.

Посмотрите, ребята, какая красивая яблоня у нас получилась.

Ребята, а где продают фрукты? (в магазине)

Я предлагаю вам поиграть в магазин.

игры на обогащение словаря:

1.«Угощаю». Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

2.«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа? И пр.

3.«Опиши предмет». Ребенок берет любой предмет и подбирает как можно больше слов, подходящих к этому предмету. Например: яблоко (какое?) красное, кислое, круглое, твердое и т. д.

error: Content is protected !!