Каковы мысли в душе человека. Каковы мысли человека, таков он сам. Что такое эмоции


«каковы мысли в душе его (человека), таков и он» . (Прит.23:7)

Что-то мешает тебе стать ближе к Господу? Может ты устал от поисков самого себя в христианстве? Все не так, как тебе хотелось бы? - Ты можешь это изменить!

** Наши мысли являются двигателем нашей жизни – они являются корнем наших дел.

Сначала мысль обживается в нас, затем мысль обретает конкретное содержание в словах; и позже наши убеждения подталкивают нас к действиям.

Слова – это ожившие мысли. «а исходящее из уст - из сердца исходит - сие оскверняет человека » (Матф.15:18)

Наши воплотившиеся мысли имеют силу и власть : «ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься ». (Матф.12:37)

Т.е. наши мысли имеют прямое влияние, как на будущее, так и на настоящее. «Больше всего хранимого храни сердце твое, потому что из него источники жизни». (Прит.4:23)

Важно соблюдать чистоту сердца - т.е. позитивные мысли принимать и удерживать.

Задача вполне понятная и на первый взгляд – простая. Но, жизнь показывает, что не все так уж и просто. И если до дел в большинстве случаев у нас не доходит, то через материализацию в словах, мы не можем удержать прорыв негативных мыслей. «ибо все мы много согрешаем. Кто не согрешает в слове, тот человек совершенный, могущий обуздать и все тело ». (Иак.3:2)

** Как раз начинается самое интересное – как же реально справляться с потоком мыслей, которые нужно удалять от себя? Ведь мысли – это постоянные внутренние процессы, с которыми необходимо совладать.

- Битва на уровне сознания над негативными мыслями – основная задача человека, желающего преуспевать во всех сферах.

Если ты даешь доступ негативу в твою жизнь, то такие мысли вначале убивают в тебе всю силу и желание к достижениям; затем приводят в состояние уныния, которое перерастает в отчаяние – и вот, уже от порыва движения в вере уже и нет следа.

** Разрушив корень наших обид, плотских устремлений, бунта – мы выходим из любого кризиса веры. Смотри в корень – а все поступки (и всего связанного с ними) имеют началом мысль.

-Хочу говорить о том, что способы нами опробованные и не принесшие успеха, мы оставим тем, кто тратит время над обретением контроля над собой – современным законникам.

Многие по-разному понимают это место Писания:

«Ибо мы, ходя во плоти, не по плоти воинствуем. Оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь: [ими] ниспровергаем замыслы и всякое превозношение, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление в послушание Христу » (2Кор.10:3-5)

Однако, сам текст говорит нам о том, что мы имеем способ борьбы с негативом, имеющим свое начало в духовном мире и, приносящем реальные результаты. Самоконтроль – не смог изменить нас без Христа и никого не меняет в лучшую сторону.

**Наше оружие – духовное, данное нам Господом. Поэтому и обратим внимание на то, что дано нам: (Еф.6:11-18)

1. Наполняй себя Истиной. Поступай так, как подсказывает тебе твое желание угодить Богу.

2. Благовествуй: расскажи людям, как получить спасение и через Кого.

3. Изучай обетования. Держи всегда их наготове; например - (Рим.8:28)

4. Утверждайся в своем спасении – посещай служения, практикуй услышанное.

5. Осваивай глубже Слово – оно будет активно участвовать в процессе твоих размышлений.

6. Молись постоянно не заученными выражениями, а тем, что на данный момент на сердце.

Лучший способ защиты своего сознания – позволить Господу господствовать в твоем сознании.

Наполняя себя молитвенным изучением Слова, ты сможешь оградить себя от мыслей, приводящих к поражению. Тебе не нужно будет «все держать под контролем» - позволь об этом позаботиться Духу Святому, Который в свое время, подскажет тебе где, что и как.

Недавно я побывал на семинаре одного известного психолога, специалиста по когнитивной психотерапии. Когнитивная психотерапия - это распространённая во всем мире форма психотерапии, основанная на предположении, что причины психологических проблем и нервно-психических расстройств человека кроются в ошибках мышления, которые необходимо исправить. Как здесь не вспомнить библейское изречение: «Каковы мысли в душе человека, таков и он» (Притчи 23:7). Святые отцы также большое внимание уделяли наблюдению за своими помыслами или трезвению. Ибо душа, заполненная нечистыми помыслами и пожеланиями, теряет постепенно способность совершать светлые и добрые дела. Кстати, согласно психологии, именно наши мысли рождают в нас те или иные чувства.

Больше всего мне понравилось в нем не столько логичность его мышления, умение четко выражать свою мысль и аргументировать ее, сколько его терпение, выдержка и доброжелательное отношение к людям. Представьте такую ситуацию: он объясняет тот или иной параметр психологической формулы и то, как это связано с нашей жизнью, а девушка, похоже, впервые пришедшая на подобный семинар, об одном и том же спрашивает его много-много раз. Хотя он объяснял это буквально только что и довольно понятно, на примерах. И таких, как она, было еще несколько человек в зале. Временами они пытались перебивать его вопросами или замечаниями, забегая вперед по теме, на что он с улыбкой отвечал им, что именно этим сейчас и занимается. Такая невнимательность никоим образом его не раздражала и не выводила из себя. Он так же терпеливо, спокойно, а, самое главное, с уважением продолжал объяснять вопрошающим одно и то же по многу раз, пока всем не становилось понятно. И это несмотря на то, что кто-то вопрошал его даже с претензиями.

В тот момент ко мне пришла мысль, что если бы мы так умели терпеливо, искренне относиться друг к другу, то, возможно, и конфликтов бы у нас не было. Не зря Священное Писание учит нас: «Терпением вашим спасайте души ваша» (Лк. 21:19). И святые отцы также призывали стяжать эту добродетель. Например, святой Паисий Святогорец сказал: «Если человек терпит, то все встает на свои места». А старец Иосиф Исихаст говорил так: «Во всех искушениях и скорбях требуется терпение, и оно - победа над ними».

Причем терпение этого психолога было не показным, внешним, а благожелательным и искренним. К слову, когда в конце мероприятия его попросили написать пожелание в виде автографа на своей книге, там были такие слова: «С пожеланием мудрости и душевного равновесия». Стоит отметить: обычно человек желает другому то, что для него самого значимо, и к чему он стремится.

Что такое эмоции

и как ими управлять

Эмоции - это реакция на то или иное событие, то есть, в конечном счете, на информацию. Существует следующая схема: мозг, получив эту информацию, решает, насколько она опасна или безопасна. Далее, оценив степень ее опасности, мозг пытается мгновенно выбрать между решением двух задач, что делать: бежать или сражаться. Либо убегать, либо сражаться - это активные действия, на которые необходимы ресурсы, чтобы активировать тело. Парадокс в том, что человек зачастую таким образом реагирует на мнимую опасность, например: чей-то безобидный косой взгляд или сказанное слово. А мнительные люди в своем воображении могут и вообще дорисовать любую опасную картинку. Мысленно ситуация просчитывается моментально, в виде полуосознанного образа без деталей, - это происходит на уровне мгновенной информации, понятной мозгу, и даже если «опасность» человек допридумывал сам, то организм все равно сразу же реагирует, как на реальную угрозу.

Первая реакция - это активация ресурса, те самые эмоции. По сути, все это происходит на уровне инстинктов и рефлексов, минуя рассудочную часть мозга, разум. Соответственно, если говорить об управлении эмоциями, то для этого необходимо задействовать разум. То есть в ответ на первую информацию, когда рептильный, древний мозг будет инстинктивно решать задачу выживания, мы можем своей разумной составляющей мозга увидеть: никакой реальной опасности нет. Именно так и бывает в огромном количестве случаев из повседневной жизни.

Людям, которые реагируют крайне эмоционально, потому и сложно управлять своими эмоциями, что у них одна, «животная», часть мозга на эту опасность реагирует, а вторая - разумная - не в состоянии это сбалансировать. Мозг воображаемые, придуманные самим человеком картинки воспринимает как настоящую реальность и действует соответственно. Рассмотрим простой пример - страх публичных выступлений. Человека начинает колотить нервная дрожь, эмоции переполняют и прочее, а надо просто проанализировать спокойно: чем опасна сцена? Там вообще никакой опасности нет: человек так бурно реагирует на выдуманную опасность, которую даже не осознает. Причем выступление на сцене не связано с выживанием, это не вопрос жизни и смерти, а неосознаваемое рефлекторное реагирование. Когда человек осознает, что угрозы нет, то ему легко управлять своими эмоциями. Для тренировки можно посмотреть разные бытовые ситуации, которые вызывают негативные эмоции, и увидеть: в основе негативных эмоций оказывается страх, реакция на угрозу, в основе которой лежит решение: бежать или сражаться. Для мозга это - задача на выживание. И эмоции - это способ выживать. В общем, все в принципе сводится к вопросу личной безопасности. А кто наш истинный Защитник? Конечно, Господь! Доверие Богу и искренняя молитва к Нему помогает человеку жить осознанно и спокойно, контролируя инстинктивные проявления своего «ветхого» человека.

Стоит иметь в виду, что эмоциональный человек тратит много сил на свои переживания. Может доходить до абсурда: человек настолько привыкает к перерасходующему силы режиму, что ему уже кажется, что меньшее количество эмоций равносильно чему-то ненормальному. Человек, привыкший к яркому проявлению эмоций, приучил себя к этому режиму. Но это режим перерасхода, абсолютно не нормальный и вредный как для здоровья, так и даже для реального спасения, ибо в экстремальной ситуации необходимо сохранять хладнокровие. «Разумный воздержан в словах своих, и благоразумный хладнокровен» (Притчи 17, 27).

Три условия страдания

Теперь давайте рассмотрим, как, страдая, не страдать. Существуют три условия страдания: «сверхзначимость», «ужасные последствия», «обобщение».

Первое условие - это сверхзначимость. Это когда мы придаем происходящему избыточное значение. Допустим, жена хочет, чтобы муж относился к ней более чутко и внимательно. При этом женщина говорит себе, что это настолько важно, что без этого отношения не могут продолжаться, и важнее этого нет ничего в жизни. А если внимания со стороны мужа нет, то, по ее мнению, это просто ужасно - личная катастрофа. Такое бывает оттого, что человек в своем сердце не ставит Бога на первое место, осознавая, что Бог любит нас всегда, - тогда человеку легче переносить черствость и равнодушие близких. Более того, когда человек не считает, что близкие должны вести себя определенным образом, у него нет осуждения в случаях неоправданных ожиданий.

Возвращаемся далее к схеме страдания: переходим ко второму компоненту - «ужасные последствия». Женщина начинает запугивать себя, говоря: «Если он не будет любить меня так, как мне хочется, то хуже ничего и быть не может. И это так плохо, что я этого не перенесу». В общем, так или иначе, человек унижает и пугает себя. Также здесь происходит непонимание того, что такое истинная любовь, и что никого нельзя «переделывать» под себя.

Третий компонент, на котором зиждется страдание, - обобщение. Это когда в своих многочасовых разговорах с самим собой человек применяет такие слова, как «всегда», «никогда», «все», «никто». Например: «меня никто не любит», «у меня никогда ничего не получится» или, в нашем случае, «я никому не нужна». То есть человек обобщает всё до вселенских масштабов и ввергает себя в уныние и одиночество.

Так, применение человеком этих трех компонентов рождает страдание. Важно помнить, что без нашего участия страдание невозможно. В сущности, именно человек сам себе и создает свое «мнимое» страдание. Как сказал преп. Амвросий Оптинский: «Кто от каких скорбей изнывает, а мы с тобой несем скорби собственного сочинения».

Все вышесказанное можно выразить психологической формулой: А + В = С, где «А» - активирующее событие, коим может стать любая жизненная ситуация: развод, увольнение, болезнь. «В» означает убеждение, исходное положение, принципы, аксиомы, на основании которых человек оценивает случившееся. Проще говоря, «В» - это внутренний диалог, личная философия. «С» означает последствия, т.е. те эмоции и переживания, которые человек испытывает. Как правило, человек испытывает страдание, страх и т.д., когда во внутреннем диалоге появляются Иррациональные убеждения (ИУ). Не вдаваясь в тонкости когнитивной терапии, отмечу: существует четыре группы ИУ:

Долженствование (предъявление завышенных требований к себе, окружающим и миру).

Например, человек считает, что ему все должны. И вот приходит такой индивид впервые в храм. Он считает, что там все должны быть как минимум святыми и праведными. И вдруг в храме какая-то бабушка возвращает его с небес на землю своим замечанием, сделанным в резкой форме. Бывает очень больно, когда рушатся иллюзии, созданные должествованиями, - человек вообще может больше не зайти в храм…

Обесценивание (кого-то или чего-то).

Низкая терпимость к не исполнению ожидаемого: «я не смогу этого перенести».

Катастрофизация: «мир рухнет, если что-то не произойдет».

Суть метода когнитивной терапии в том, чтобы ИУ заменить на рациональные убеждения (РУ).

Кстати, святые отцы учили не отождествлять себя со своими мыслями, ибо они могут посылаться лукавым.

Итак, для обретения душевного баланса необходимо:

Долженствование заменить на Предпочтение, вместо требования. То есть это Выбор, поиск альтернативы.

Обесценивание заменить на Принятие.

«Я не смогу этого перенести» заменить на Адекватный взгляд на мир, то есть: «да, будет трудно, но я справлюсь, с Божией помощью, несмотря ни на что». «Все могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4, 13).

Такая адекватность возможна у человека только при наличии ответственности за себя и свою жизнь и стремления следовать заповедям Божиим.

Катастрофизацию заменить на, по сути, философское отношение к жизни. Как говорил Екклезиаст, «и это пройдет». То есть бывают вещи и похуже, ничто не катастрофа. Опять же, это близко к смирению. Как говорят православные, необходимо со всем смирением предаться воле Божией. Преподобный Никон Оптинский писал: «В предании себя и всего в волю Божию обретаю мир душе моей».

Таким образом, мы видим: все секреты счастливой, полноценной жизни давно уже заложены в православном вероучении. А всевозможные научные и психологические методы лишь очередной раз подтверждают это.

Спрашивает Ара
Отвечает Александра Ланц, 26.03.2011


Доброго вам времени суток!

Библия говорит нам о том, что именно мысли определяют то, каков человек в действительности. Понимаете? Не наши действия, не наше поведение, а именно то, что мы думаем, то, каким мыслям мы позволяем обитать в нашей голове, какие чувства мы реально испытываем. Ведь, думаю, вы согласитесь, что под доброй и честной личиной вполне можно прятать злые и грязные мысли.

В книге Притч сказано "каковы мысли в душе его, таков и он" () . Библия пронизана стихами о том, что Бог смотрит не на наши дела, а на наши сердца, т.е. Бог взвешивает не дела, а то, что происходит в сердце человека ( ; ; ; ) , происходящее в наших головах и сердцах и есть наши настоящие дела. Ведь только из чистого сердца могут исходить чистые дела. Мы должны учиться контролировать не свои слова и поступки, а свои мысли. Это единственный путь к тому, что наши дела и слова будут правильными и нелицемерными (т.е. не такими, когда на языке одно, а в голове - другое). Иисус говорит об этом абсолютно ясно:

"исходящее из человека оскверняет человека . Ибо извнутрь, из сердца человеческого , исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, - все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека " ( :23) .

Человек может проповедовать о Христе, может так стянуть свою жизнь под смирительную рубашку Закона, что все будут думать "Ах, какой прекрасный, преданный Богу человек!", а в его сердце будут гнездиться змеи и скорпионы нечистых мыслей, разрушая его изнутри . И будет так, как сказал Иисус: "уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты..." () Апостол Иаков называет такое явление двоедушием и говорит: "Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам; очистите руки, грешники, исправьте сердца, двоедушные" () .

Все апостолы едины в том, что человек должен принять силу Бога для того, чтобы сражаться за чистоту своих мыслей, за то, чтобы перестать мыслить по плоти и начать думать под водительством Духа Божия:

"Наконец, братия мои, что только истинно, что честно, что справедливо, что чисто, что любезно, что достославно, что только добродетель и похвала, о том помышляйте" () .

"живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу - о духовном. Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные - жизнь и мир, потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут" ( ).

"Это уже второе послание пишу к вам, возлюбленные; в них напоминанием возбуждаю ваш чистый смысл, чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими" ().

"Человек с двоящимися мыслями не тверд во всех путях своих" () .

"пленяем всякое помышление в послушание Христу" ()

"если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога; 2 о горнем помышляйте, а не о земном" ().

Вы спрашиваете, как избежать неправильных мыслей. Сразу скажу: человек своею силою не в состоянии делать это, потому что все мы вынуждены сейчас обитать в падшей плоти, наш ум сделан из этой плоти, поэтому он не способен стремиться к правильному, к тому, что от Бога. Но научиться избегать нечистых мыслей возможно, позволив Богу заменить ваше каменное сердце, которое вы получили по праву рождения от падшего Адама, на такое сердце, какое у Иисуса, а потом дать Богу право учить вас думать правильно, храня ваше новое сердце более всего хранимого ().

Вот то, что важно понимать, но одновременно и то, от чего враг рода человеческого стремится отделить нас, желающих спасения:

Вспоминать, повторять, обдумывать слова из Библии и размышлять над ними - одно из величайших духовных благословений, доступных нам. Это верный способ привить то, что Петр называл «чистым смыслом» (). Многие люди получили бесценные благословения, заучивая и запоминая библейские тексты. В минуты беспокойства, сомнений, страха, растерянности или искушения они вспоминали их и повторяли в уме, обретая мир через силу Святого Духа.

Из-за наличия такого количества привлекательных и сильных конкурентов (телевидение, компьютеры и т. д.) сегодняшнее поколение верующих испытывает соблазн отложить Библию в сторону, предпочтя ей другие занятия. Поэтому необходимо принять твердое решение ежедневно читать Слово Божье и размышлять над ним. Библия - единственная истинная защита от мирских соблазнов, отвлекающих нас от духовных ценностей.

Личная молитва (не по образцам, а именно личная молитва, когда обращаешься к Богу своими словами) - еще один способ оградить разум от искушений. Когда мы общаемся с Богом, крайне мала вероятность того, что у нас возникнут похотливые или эгоистичные мысли. Привычка молиться - это верная защита от греховных мыслей и, следовательно, от греховных действий.

Библия ясно говорит: Богу важны все мысли людей, потому что они влияют на наши слова, действия и благополучие в целом. Господь хочет, чтобы у нас были хорошие мысли, потому что они «чистый смысл», полезны как для физического, так и для психологического здоровья. Благая весть заключается в том, что через размышление над Библией, через молитву и через решения, вдохновленные Святым Духом, мы можем сконцентрировать свой разум и сердце на том, что поддержит нас и других людей. (Урочник субботней школы, первый квартал 2011 года, вторник, 1 февраля)


С уважением,

Саша.

Читайте еще по теме "Разное":

Лебедев Антон Валерьевич, христианин с 2004 года, не женат, второй пастор церкви «Новая Жизнь» г. Саранска, модератор форума РС ЕХБ, преподаватель иностранного языка в ВУЗе, ведет блог сайт, жизненный девиз – "мысли глобально, действуй локально".

Беседовал Артур Гарнов, специально для христианского информационно-просветительского портала словодлятебя.рф

1. Какие существуют свидетельства в пользу того, что Иисус Христос - настоящий живой Бог?

На этот вопрос отвечает Сам Христос на страницах Священного Писания. В 10 главе Евангелия от Иоанна (стихи с 24 по 38) Господь называет эти свидетельства:

Свидетельство Христа о Себе («я сказал вам» )
- свидетельство чудес Христа («дела, которые творю Я во имя Отца Моего, они свидетельствуют о Мне» )
- свидетельство Отца о Сыне («Я и Отец - одно» )
- свидетельство Ветхого Завета – Закона и Пророков («не может нарушиться Писание» )

Есть свидетельства и внешние по отношению к Писанию – историчность воскресения, распространенность Библии во всем мире, измененные Христом жизни.

Но я убежден, что самое главное свидетельство доступно только верующим, когда «Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы - дети Божии» (Рим. 8:16) . Ведь проблема тех, кому было проповедано Слово Самим Христом вовсе не в недостатке или несовершенстве доказательств. «Но вы не верите, ибо вы не из овец Моих, как Я сказал вам» - в этом и вся суть. «Сначала доказательства – потом вера», говорит скептик мира сего. «Вкусите, и увидите, как благ Господь! Блажен человек, который уповает на Него!» , говорит Бог (Пс. 33:9)

2. Правильно ли смотреть на людей в чёрно-белых красках («по принципу «этот плох, а тот хорош»)? Взгляд Бога на окружающих отличается от человеческого?

Безусловно, отличается – Господь смотрит прежде всего на сердце, внутреннее состояние человека, его мысли, желания, устремления и мотивы (1 Цар. 16:7). Человек в силу своей ограниченности не может судить о таких вещах с наскоку – для этого нужны время, особая мудрость и определенная духовная зрелость. Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их. (Пр. 20:5) .
Все эти примитивные ярлыки – «хороший-плохой», «наш-не наш», «духовный-плотской» - чаще всего являются не плодом вышеперечисленных добродетелей, но поспешного суждения и недостатка любви к человеку.

3. Блез Паскаль разграничил человечество на три степени: «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; люди эти разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но еще несчастны». Вы согласны с его утверждением?

Согласен, но я бы добавил, что проблема в том, что неверующие не понимают, что есть истинные счастье и мудрость. Возможно, в том числе и потому, что обретшие Бога часто не являют эти качества миру – подчас мы еще более несчастны и немудры, чем иные безбожники. Все потому, что сами верующие не находят полноты во Христе, не пребывают в Нем. И мир видит лишь религиозную оболочку, но не содержание и не настоящее христианство.

4. Можно ли определить, что Бог находится рядом с человеком, что Он не оставил его? Как узнать, Бог с тобой или нет?

Я не думаю, что нам нужно по каким-то внешним критериям – чувствам или обстоятельствам – судить о присутствии Божьем. Очень высок риск обмануться или неправильно интерпретировать ту или иную ситуацию.

Лучше надеяться на обетование Божье – «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20) . Обещание это дано в контексте Великого Поручения – в послушании Богу идти учить народы, делая учеников. Оно же является и условием Божьего присутствия в нашей жизни – когда мы живем не для себя, но ради других. И вот когда верующий пребывает в Божьем слове, молитве, церковном общении и служении, тогда и обязательно возникнет чувство Божьего присутствия, Его контроля во всех сферах жизни.

5. Что для Вас означает посвящение - в дружбе, в семье, в церкви, Богу? Что делать, если желание посвящать себя другому пропадает?

Посвящение – это постоянство в том или ином деле, каким бы оно ни было в глазах кого-то – малым или большим. Посвящение – это еще и надежность, когда на меня могут рассчитывать, мне могут позвонить в любое время, зная, что не откажу и найду способ помочь. Посвящение – это жертва своими усилиями, временем, ресурсами ради определенной цели.

Посвящение тесно связано со служением. И то, и то неестественно для нашей плоти – по-человечески мы желаем служить и угождать только себе. Поэтому желание служить, посвятить себя нуждам ближнего появляется по мере духовного роста, понимания приоритета вечного над собственными интересами. Ведь в вечности останутся только плоды нашего служения, все остальное сгорит.

6. В Библии сказано, что каковы мысли человека, таков и он сам. От чего зависит содержание мыслей человеческих, которые бывают на созидание и на разрушение?

Мысли и желания человека являются следствием той духовной пищи, которой он питается. Если это некий фастфуд из юмористических шоу, телепередач, поверхностного общения в сети (я уже не говорю про откровенные непотребства) то и наполнение будет соответствующим. Вот почему Христос говорил, что светильник тела есть око (Лк. 11:34) , а Апостол Павел повелевает христианам не сообразовываться с веком сим, но преобразовываться обновлением ума (Рим. 12:2) . А это значит, что необходим серьезный анализ того, что я слушаю или смотрю, как и с кем провожу время, сколько времени уделяю общению с Богом, расту ли я духовно, интеллектуально, социально. Отсюда и понимание, что ради роста мне надо «пленять всякое помышление в послушание Христу» (2 Кор. 10:5) , контролировать свои мысли – ведь грех именно с них и начинается.

7. В Писании мы читаем, что когда-то на земле был один язык, а потом Бог разделил речь, после чего люди перестали понимать друг друга. Теперь, чтобы выучить новый язык, нужно предпринять множество усилий. А какие надо прикладывать усилия, чтобы суметь понять человека и помочь ему?

Понять другого и помочь ему очень сложно, потому что мы все очень эгоцентричны, и каждому из нас необходимо вытащить из глаз много бревен, чтобы хоть кому-то помочь с соринкой. Думаю, прежде всего необходимо научиться выслушивать, быть «скорым на слышание» (Иак. 1:19) . Подчас человеку нужна не материальная помощь, а просто излить перед кем-то душу. Конечно, это накладывает определенные обязательства на слушающего – уметь сохранять сказанное втайне и способность помочь библейским мудрым советом. Важно еще подойти к человеку нешаблонно, с любовью, вниманием, умением поставить себя на его место. На это оказываются способны, к сожалению, далеко не все верующие, даже служители церквей.

8. Выделите современные стереотипы и мифы, касающиеся христианства?

Не думаю, что есть какие-то настолько современные стереотипы, на которые Библия не давала бы ответы. Однако среди популярных сегодня в евангельской среде хотел бы выделить следующие:

Христианам необязательно нужно пасторское попечение (мол, у нас всеобщее священство). Связано это и с недостатками самих служителей, к сожалению.
Благовестие – это, по большей части, мероприятия или церковные служения;
Служение церкви должно выполняться некими «особо духовными служителями», образованными профессионалами;
Церковь обязана активно участвовать в политике, делать категоричные заявления по всем спорным вопросам текущей повестки в стране и мире.

Развенчивание этих стереотипов достойно отдельных статей, но именно об этих вопросах я бы задумался прежде всего.

9. Представить сложно, что через 100 лет почти всех людей, которых мы видим каждый день, на земле не станет. Поколения сменяются, одни приходят в мир, другие уходят, и такова жизнь. Какие советы Вы бы дали будущему поколению?

Сложно давать советы тем, чьи обстоятельства могут быть совсем другими. Трудно говорить о времени, когда появятся иные вызовы. Технологии меняются, темп жизни растет, локальные вопросы глобализуются и политизируются. Господь же обращается к народу Израилеву и через них ко всем поколениям: "Берегись, чтобы ты не забыл Господа, Бога твоего, не соблюдая заповедей Его, и законов Его, и постановлений Его, которые сегодня заповедую тебе. (Втор. 8:11)" . Эти слова будут актуальны всегда, независимо от времени и места.

10. Ваши пожелания?

Любите Бога, любите вашу поместную церковь, любите ближних. Не поддавайтесь на пропаганду мира, не позволяйте никому и ничему отнять мир Божий из ваших сердец. Будьте благословенны!

error: Content is protected !!