Как научить ребенка финансовой грамотности. Как обучить детей финансовой грамотности Этапы обучения ребенка финансовой грамотности

Вы можете приготовить ваших детей к грамотному обращению с деньгами, следуя советам из этой статьи.

Данное руководство сделано, чтоб помочь родителям развить финансовую грамотность у детей . Для этого, родители, вам надо сделать следующие шаги:

  1. рассказать , что такое бартер (или обмен товарами), и рассказать про универсальность денег
  2. познакомить ребенка с номиналами купюр и монет, ввести в арифметику счета
  3. рассказать , как вы зарабатываете деньги и на что их тратите
  4. объяснить , что ребенок уже сейчас может заработать деньги (за работу по дому, к примеру)
  5. объяснить разницу между потребностями и пожеланиями
  6. при покупке подарка, дать возможность ребенку делать выбор самому
  7. объяснить принцип накопления денег

Введение

Финансовая грамотность - это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами. Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию .

Читайте также Тест: готовность к финансовой независимости В статье приведен простой тест, который заставит вас задуматься о своем финансовом будущем и направит в нужное русло. Предисловие Можно пропустить...

К сожалению, финансовую грамотность не преподают в школах : только в 2012-2013 учебном году началось экспериментальное преподавание у старшеклассников украинских школ. Как сообщает 1kr.ua , «пилотный курс «Финансовая грамотность» будет преподаваться в 68 общеобразовательных учебных заведениях, в том числе в колледжах, в 14 областях Украины для учащихся 10-х классов в течение 2012-13 учебного года ». Но несмотря на попытки государства повлиять на финансовую грамотность детей и подростков, главными учителями финансовой грамотности остаются родители (или опекуны).

Тут может возникнуть препятствие в виде отговорки, что, мол, «я и сам не сильно волоку в финансах » или «у меня и так финансовые проблемы, что ж я могу ребенку объяснить? ». Но это лишь отговорки, которые не являются причинами. Во-первых, у вас есть опыт (и позитивный, и негативный), который вы можете передать своему ребенку. Во-вторых, вы можете развиваться и финансово совершенствоваться вместе с малышом и становиться для него примером для подражания. И в-третьих, вам не надо быть финансовым гуру чтоб объяснить вашему ребенку базовые принципы.

Родителям важно понимать, что рано или поздно дети все равно будут слышать какие-то факты о деньгах , и у них будет складываться впечатление о финансах, основанное на данных извне. Эти данные извне, как вы знаете, зачастую ошибочны. Одноклассники могут сказать, что богатым можно стать только если воровать. Или на спортивном кружке кто-то может сболтнуть, что только удачливые станут успешными. Представьте, какое влияние могут оказать эти утверждения, если ваш ребенок всерьез поверит своим «друзьям». Поэтому важно именно ваше участие , чтоб все встало на свои места: вам надо рассказать ребенку, что деньги надо зарабатывать честным трудом. И - повторюсь - вам не обязательно знать разницу между взвешенным и экспоненциальным скользящим средним , чтоб рассказать малышу основные понятия о деньгах, экономии, и финансовой грамотности.

Обучая детей финансовой грамотности, вы поможете им прояснить для себя связи между работой, заработком, затратами и сбережениями; они раньше поймут цену деньгам и научаться правильно принимать финансовые решения. Итак давайте приступим.

Что такое деньги; бартер

В раннем возрасте дети начинают понимать, что деньги нужны для того, чтоб что-то купить. Но реальную природу денег они зачастую недопонимают; и как деньги попадают к родителям в карманы - тоже.

Расскажите ребенку про то, как люди торговали в древности: что они обменивались товарами . К примеру, корову могли поменять на 30 куриц, или глиняный горшок на буханку хлеба. И пусть этот метод был эффективен какое-то время, были три большие проблемы (позвольте ребенку самому к ним прийти с помощью анализа ваших наводящих вопросов):

  • предметы для обмена было трудно переносить: «что легче принести на базар: гроздь винограда или осла? »
  • товары для обмена были дискретны, т.е. их было трудно дробить: «как быть, если у тебя есть коза, а тебе нужен хлеб? менять козу на буханку хлеба - это выгодно? »
  • товары портились и теряли ценность со временем: «сколько сохраняет свежесть яйцо? нужно ли кому-то тухлое мясо? »

Читайте также Ведение бизнеса во время рецессии Во время рецессии у бизнеса есть много разных способов как уменьшить расходы и остаться "на плаву", при этом не увольняя персонал, не продавая актив...

И теперь расскажите ребенку, что были придуманы универсальные товары - деньги , которые решали три вышеупомянутые проблемы. Первыми деньгами (в нашем понимании термина) стали золотые монеты: они не теряли ценность с течением времени, их можно было выпускать разными номиналами, и их было легко носить. Ну а золото было всегда в цене в силу своей красоты и физических свойств.

Что же такое деньги

Тут все просто. Покажите ребенку все (по возможности) номиналы купюр и монет валюты страны, в которой вы живете. Расскажите , что у большинства стран своя валюта, и она в основном состоит из похожих монет и купюр.

Расскажите про ценность каждого номинала, и потренируйтесь вместе простой денежной арифметике: «сколько пятаков в гривне? » или «как собрать сумму в 64 рубля? ». Наводящие вопросы могут быть разными в зависимости от возраста, знаний вашего ребенка и других аспектов, но вот несколько универсальных напутствий:

  1. положите перед ребенком кучку монет: пусть ребенок разложит их в группы по номиналу (так он(а) научится быстрее отличать монеты разного номинала)
  2. расскажите ребенку, какие названия есть у монет и купюр: «полтинник», «четвертак», «пятак», «червонец»; расскажите, что можно купить за каждый номинал (у ребенка сложится понятие о ценности каждой монеты и купюры)
  3. попросите ребенка сложить разные суммы: «как собрать 6 с половиной гривен?» или «какие монеты и купюры ты бы взял, что заплатить 131 рубль, 67 копеек?»
  4. наконец, чтоб закрепить знания, пойдите в магазин в незагруженное время и позвольте ребенку самому расплатиться за покупку

После игры с монетами и купюрами, обязательно тщательно вымойте руки ребенку и приучите его постоянно мыть руки после контакта с деньгами, потому что деньги «проходят» тысячи рук и бывают в совершенно разных и непредсказуемых местах.

Альтернативные виды денег

Расскажите детям про (и по возможности покажите) платежные карты, дорожные чеки и чеки инкассо и другие виды денег. Обязательно объясните , что дережный ресурс в карточках и чеках не безграничен: все операции с альтернативными методами все-равно надо оплачивать реальными заработанными деньгами.

Зароботок

Детки понимают, что у родителей откуда-то есть деньги, но пришла пора им объяснить более подробно, откуда берутся деньги .

Читайте также Зарплата = бедность, активы = богатство Получая деньги за труд, вы становитесь рабом своей работы и не сможете стать богатым. Вместо зарплаты надо строить активы, которые будут приносить дох...

Расскажите детям, что людям надо работать , чтоб зарабатывать деньги . Расскажите про разные варианты работы: кому-то платят почасово, кому-то платят фиксировано, а кому-то - за проект. Также расскажите , что можно искать кратковременную работу, а можно строить карьеру. Также - что можно стать предпринимателем и начать свое дело , и о дополнительных трудностях, связанных с этим занятием (нестабильный доход, зависимость от себя, вложения и т.п.).

Далее расскажите ребенку, как зарабатываете деньги вы . К примеру: «я работаю финансовым консультантом в большой компании. Каждый месяц я получаю фиксированную зарплату. Деньги мы с твоей мамой тратим на нужды семьи, и немного на разные пожелания и развлечения. Небольшую часть денег мы откладываем для непредвиденных затрат в будущем. »

После того, как ребенок поймет, что деньги надо заработать , он может заинтересоваться, как он(а) может заработать деньги уже сейчас . И это абсолютно здравое желание. В ответ, вы можете предложить ребенку заработать деньги, выполняя какую-то работу по дому. Также есть перспектива получения дополнительных денежных бонусов на праздники (такие как день рождения, новый год и т.п.). Ребенок, поняв, что может сам «заработать» деньги, как правило, воодушевляется и загорается перспективой заработка , открытием собственного дела. Но если ваш ребенок начнет метать идеи открытия собственного дела, которое по нашим с вами меркам кажется полным (или частичным) бредом, ни в коем случае не отговаривайте его, а выслушайте , какой бы странной или абсурдной ни была его идея: он(а) же не собирается сейчас ее реализовать и у вас еще будет время обсудить все аспекты. А если вы будете говорить ребенку что-то вроде «ты никогда не сможешь это сделать » или «это плохая идея», то вы можете существенно ранить его предпринимательский дух и уверенность в себе.

При рассуждении о будущей профессии вашего ребенка, подумайте о следующем:

  • какие самые любимые (успеваемые) предметы в школе?
  • почему именно эти предметы, а не другие?
  • какие профессии могут использовать навыки от этих предметов и наук?
  • какие любимые хобби?
  • есть ли варианты обратить хобби в занятость?

Карманные деньги

Давать деньги детям на регулярной основе - это нормальная практика. Эти небольшие суммы позволят ребенку получить материал, с которым обращаться при выработке навыков финансовой грамотности . Только важно - приучиться регулярно выплачивать суммы ребенку; например, каждый понедельник утром (перед началом учебной недели) или каждую пятницу. И увеличивайте сумму каждый год.

Кроме простой регулярной (линейной - выражаясь технически) выдачи денег ребенку, есть еще и метод, основанный на выполненной работе. Он подразумевает, что ребенок получает деньги за выполнение определенных видов работ по дому.

Независимо от того, какой метод вы выбираете, будьте последовательны : если даете деньги без привязки к работе по дому, то выплачивайте, даже если ребенок выполнил работу некачественно или вообще не выполнил (и параллельно применяйте другие методы влияния в воспитательных целях). Если же вы все-таки платите ребенку за выполненную работу, то поощряйте перевыполнение плана, и штрафуйте за недовыполнение.

Потребности vs желания

Важной составляющей финансового воспитания ребенка является понимание того, что такое потребность, а что - желание.

Потребность - то что нужно для выживания

Желание - то что нам хотелось бы иметь

Есть ряд потребностей и желаний бесплатных: воздух, возможность делать утреннюю пробежку или вечернюю прогулку, пресная вода в ручье, и т.д. Но за большинство потребностей и желаний необходимо платить .

Примеры потребностей :

  • дом (в широком смысле)
  • здравоохранение
  • одежда

Примеры желаний :

  • технологические новинки (смартфоны, планшеты, плееры)
  • ювелирные украшения, бижутерия
  • кино, телевидение, компьютерные игры

Для наглядного примера, вызовите аналитический процесс у ребенка вопросом вроде «Хотел бы ты потратить всю нашу зарплату на игрушки? Что бы мы кушали в таком случае? » Поставьте диалог так, чтоб ребенок понял, что оплата счетов по коммунальным услугам и покупка пищи - куда важнее желаний ваших или его.

На этом этапе у ребенка возникнет предсказуемое желание найти решение: просто тратить больше на все статьи сразу. Но ваша задача будет напомнить ему/ей о вашей зарплате/доходе и о том, что она конечна: невозможно просто из неоткуда взять больше денег.

Посмотрите журнал или каталог, укажите ребенку на потребности и пожелания, чтоб его понимание закрепилось. Во время похода в торговый центр, покажите показательные потребности и показательные желания. И продолжайте задавать наводящие вопросы: «как думаешь, легко нам будет без холодильника? », «может пристанем платить за воду? », «что важнее купить: еду или игрушку? »

Для более четкого представления о том, какое соотношение затрат приходится на потребности, а какое - на желания, сделайте простую круговую диаграмму, поделенную на 3-5 секторов, в которой будут основные статьи расходов семьи. Обязательно там должен присутствовать сектор «пожелания», чтоб ребенок понял, сколько приблизительно ресурсов предусмотрено под эту статью. Раскрасьте диаграмму вместе: будет весело.

Прямая ссылка на диаграмму ; после перехода жмите «печать» в броузере, чтоб распечатать; вы также можете подстроить диаграмму под себя, изменяя цифры, идущие после «&chd=t:» в адресной строке картинки.)

Правильный выбор: куда тратить деньги

Каждый человек принимает решения о том, куда потратить ту или иную сумму. Если вы приучите детей делать сознательную оценку вариантов и выбор, вы придадите им уверенности в себе, выработаете у них навык решительности и оставите полезный опыт.

В зависимости от возраста вашего ребенка (детей), сложность следующих приемов будет отличаться, но суть - оставаться неизменной.

Проделав шаги, описанные выше, ваш ребенок уже должен понимать, что деньги - ресурс ограниченный , и что большая часть семейного бюджета (как правило) тратятся на потребности. Теперь пришла пора объяснить ребенку, что у него есть выбор . Выбор в том, купить ли ему фломастеры или карандаши, мягкую игрушку львенка или котика, получить велосипед или самокат с мячем, айфон c айпадом или mac book pro, и т.д. Итак, начните предоставлять выбор с простого: со списка равнозначных товаров.

После того, как ребенок сделает несколько простых выборов, начните усложнять уровнение, и вносите в него переменные стоимости: «Мяч стоит 100 гривен, а робот - 200. Ты можешь купить мяч и что-то еще на 200 гривен », и ребенок должен будет задуматься. Взвешивая, он ли она будет более тщательно отбирать , какой же товар ему действительно нужен; этот процесс осмысления очень важен.

После нескольких принятий решений с учетом стоимости, вносите новые переменные : причины за и причины против . Попросите ребенка написать список того, что он хочет больше всего, а потом пусть внесет причины за и против. К примеру: причины за покупку последней модели iPhone могут быть такие:

  • мои друзья будут меня уважать
  • он удобен, стилен и эстетичен
  • он поможет мне в учебе и ежедневных задачах

Причины против покупки:

  • он дорого стоит
  • у меня уже есть смартфон, который выполняет большинство функций
  • я избавлю себя от фальшивых «друзей», котрые потянуться ко мне из-за последнего айфона

И когда у ребенка будет список причин за и против для каждого пожелания, впишите дополнительным параметром в эту таблицу еще и ориентировочную стоимость товара и у вас получится отличная сводная таблица.

Попросите ребенка сузить список до 1 товара , и при этом скажите, что ребенок должен будет потратить 10 процентов суммы (или другой процент на ваше усмотрение) из собственных карманных денег. Когда ребенок будет оценивать и принимать решение, особенно при учете необходимости потратить свои деньги, он или она будет очень внимательно подходить в решению. В конце концов выясниться, что не так уж и нужен этот новый айфон.

Если вдруг вы не согласны с выбором ребенка, ни в коем случае не стоит говорить что «это плохой выбор », потому что вы демотивируете его. Вместо этого, укажите на преимущества и недостатки того или иного выбора и постарайтесь дать ребенку максимально прозрачную и объективную картину. Но окончательное решение пусть ребенок принимает сам (в разумных пределах, конечно).

Принцип накопления

Рано или поздно настанет момент, когда ваш ребенок захочет купить какую-то довольно дорогую вещь , которую ни вы ни ребенок сможете купить сразу. Такое обстоятельствно - отличный момент начать объяснять ребенку про принцип накопления .

Также как надо периодически ждать в очереди за покупкой, дожидаться дня рождения или другого праздника, и т.д., чтоб купить дорогую вещь надо подождать . И это ожидание подразумевает накопления денег. Суть проста: если покупка того стоит, то можно о подождать.

Проясните несколько вещей с ребенком:

  • сколько уже есть у вашего малыша
  • сколько стоит товар (игрушка, или что там), включая доставку и другие затраты
  • сколько денег ребенок может накопить в неделю
  • сколько потребуется времени для получения необходимой суммы

Может выясниться, что ребенку нужно, к примеру, еще 8 недель для получения нужной суммы и это нормально. Предложите ребенку дополнительный заработок за работу по дому. Но также объясните , что если он не будет следовать графику накопления, то процесс затянется на более длительный срок и покупка отложится.

Для придания процессу интереса, напишите на календаре, как будет пополняться накопленная сумма со временем. А в день, когда сумма будет достигнута, нарисуйте сам товар, или еще что-то, чтоб вам было весело, и чтоб ребенок более четко представлял, ради чего он все это делает.

Важно перебороть в себе родительское желание помочь ребенку деньгами, особенно на последних стадиях накопления. Такой безответственный поступок не только обречет вас на пожизненные раскошеливания, но также сведет на «нет» все старания ребенка: урок не будет усвоен, чувство достигнутого результата рассеется, ценность товара снизится, отношение к товару ухудшится. Лучше предложите ребенку дополнительный заработок: пусть пойдет посадит дерево или помоет машину или еще что-то.

Дополнительным преимуществом накопления является отсеивание ненужных вещей . Сегодня ваш ребенок может решить что ему нужен новый велосипед. Но через неделю, когда порыв прошел, а старый велик вроде отлично ездит, то может оказаться, что новый велосипед не так-то и нужен, чтоб ждать так долго.

Вывод

Для того, чтоб ваши дети могли правильно распоряжаться деньгами, вы - родители - должны их подготовить и обучить финансовой грамотности

Учим детей финансовой грамотности

В статье рассматриваются вопросы по разработке и апробации образовательной модульной программы по повышению финансовой грамотности подростков в организациях дополнительного образования детей.
Ключевые слова: финансовая грамотность, образовательная программа.

The article discusses questions on development and approbation of the educational modular program for increase of the financial literacy of teenagers in the organizations of additional education.
Keywords: financial literacy, educational program.


Экономика и развитие будущего нашей страны прямо зависит от знаний и информации, а значит, осознанность подрастающего поколения каким путем заработать деньги и куда их направить очень важно. К примеру, можно потратить деньги на организацию бизнеса с нуля, инвестировать их в какой-нибудь выгодный проект и т.п. И чем раньше дети приступят к изучению основ финансовой грамотности, тем быстрее станут осознавать их закономерности, тем успешнее будут строить свое будущее.
Главная беда населения страны заключается в патологической нехватке средств. А она, в свою очередь, неизбежна оттого, что мы каждый день допускаем одинаковые ошибки, удивляясь, отчего же их не хватает.
Социально-экономический кризис общего развития мирового сообщества втянул в эти отношения и подростков. У них появляются защитные реакции в ответ на личный выход из проблемных ситуаций, которые связанны с материальными потребностями.
Слово «экономика» дети слышат с детства, и, так или иначе, связывают с ним определенные свои материальные блага. А вот с понятием «финансовая образованность» не каждый знаком, и понимание, как можно ребенку участвовать в развитии страны, знает далеко не каждый.
Таким образом, экономическая неопределенность требует создания педагогических условий, в которых подростки овладели бы основными знаниями и умениями в области финансовой грамотности для того, чтобы они могли сами принимать обдуманные решения, пользуясь денежными средствами.
Для успешного формирования финансового образования важны две основные цели: желание обеспечить свою личную безопасность в области финансов и поднять уровень жизни.
Источником такого формирования для несовершеннолетних, помимо личного жизненного опыта, наблюдения за окружением, опыта родной семьи, средств массовой информации могут и должны стать учреждения дополнительного образования детей – детско-юношеские центры, центры детского творчества и другие, так как здесь дети собираются по интересам и главный мотив их действий – это интерес.
В течение 2011-2015 гг. преподавательский коллектив ГБПОУ «Волгоградский экономико-технический колледж» является активным участником программ по повышению финансовой грамотности. С 2014 года колледж является участником Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» и работает по контракту «Разработка, апробация и реализация образовательной программы по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного образования». В рамках контракта была разработана образовательная программа по финансовой грамотности для учреждений системы дополнительного школьного труда, рассчитанная на 96 академических часов, которая имеет блочно-модульную структуру объемом 32, 64 и 96 академических часов соответственно.
Образовательная программа представлена пояснительной запиской, где отражена актуальность вопроса, цели и задачи, результаты.
Для реализации данной программы были разработаны методические указания для преподавателей и рабочие тетради для обучающихся по каждому модулю, которые отвечают следующим принципам
- природосообразность;
- наглядность;
- системность.
При разработке образовательной программы было учтено, что она должна быть ориентирована на сотрудничество педагога с воспитанниками, на создание ситуации успешности, поддержки, взаимопомощи в преодолении трудностей, так как именно в такой атмосфере может успешно формироваться основные финансовые компетенции.
Образовательная программа начинается с анализа потребностей в знаниях и навыках в сфере финансовой грамотности, которые необходимы детям среднего школьного возраста. В ходе данного анализа учитывается, что в отличие от других возрастных категорий, школьники не имеют постоянного дохода, а получают деньги от родителей или от случайных подработок. Как правило, такая ситуация приводит к не умению планировать личный бюджет и формирует «легкое» отношение к деньгам.
Основными задачами Модуля 1 «Основы финансовой грамотности» являются:
- дать базовые знания о потребностях, благах, личных и семейных доходах и расходах, об общих принципах управления доходами и расходами, свойствах и функциях денег;
- формировать у обучающихся установки на необходимость вести учет доходов и расходов, навыков планирования личного и семейного бюджетов и их значимости;
- формировать у обучающихся понимание необходимости долгосрочного финансового планирования.
В рамках данного модуля изучаются следующие темы: Потребности человека, Блага и ресурсы, Деньги, Валюта, Рынок, Расходы, Доходы, Бюджет. Предусмотрено проведение нескольких дидактических игр, в том числе ролевых.
В процессе изучения курса перед педагогами ставятся разнообразные задачи. К примеру, основными задачами Модуля 2 «Сбережения и банки» являются:
- дать базовые знания о сбережениях, кредитования и инвестирования об общих принципах кредитования и инвестирования;
- формировать у обучающихся установки на необходимость аккумулировать сбережения, навыков управления сбережениями;
- формировать навыков оценивать свою кредитоспособность;
- формировать у обучающихся понимания необходимости долгосрочного инвестирования.
В этом модуле подробно говорится о разных видах накоплений (вклады в банках, акции, облигации, вложения в недвижимость), их достоинствах и недостатках, рассматриваются существующие виды кредитов, даются рекомендации, как правильно брать кредит, в каких случаях стоит это делать, а в каких это делать очень рискованно.
Основными задачами Модуля 3 «Предпринимательство и основы финансовой безопасности» являются:
- дать базовые знания о предпринимательстве, возможных рисках, страховании, рекламе и защите прав потребителей;
- формировать навыков составления бизнес - плана для обеспечения продуманности действий в будущем;
- обучать основным расчетам экономических показателей: прибыли, издержек;
- формировать у обучающихся знаний о возможности защиты своих прав как потребителя.
Несколько занятий посвящены вопросам рисков: какие риски могут подстерегать человека на пути к желаемой цели, и как себя от них обезопасить. Также рассматриваются вопросы страхования, пенсионного обеспечения и защиты прав потребителя.
Объединяет все занятия и модули главные герои – Ярослав и Татьяна. Это подростки, которые сопровождают обучающихся на протяжении всего образовательного курса. Образы подростков были предложены детьми художественной школы № 3 Краснооктябрьского района г. Волгограда. Ученица данной школы Клинова Полина создала образы героев, которые в ходе работы по контракту претерпели кардинальные изменения. Если первоначально это были подростки-тинэйджеры, то к концу работ, когда художница познакомился с финансовой грамотностью, изменилось ее отношение к данному курсу, узнала много нового и полезного для себя, ребята-герои тоже стали более открытыми, «светлыми», появились их друзья, родственники. Татьяна и Ярослав попадают в различные жизненные ситуации и педагог предлагает детям решить задачу и найти финансовые решения из ситуаций.
Программой предусмотрены комбинированные занятия, занятия-игры, практикумы, под которыми понимается практическое занятие с детальным разбором ситуации и принятием решений на основе реальной финансовой информации, что способствует усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому курсу, облегчает и ускоряет усвоение материала.
Отдельные тематические блоки образовательного курса взаимосвязаны между собой, благодаря чему более эффективно решается задача закрепления пройденного материала и систематизации знаний.
Для поддержания детского интереса, развития интеллектуальных способностей использованы следующие элементы, приемы, методы нестандартного занятия в традиционном занятии: заполнение таблиц, опорных схем, работа с иллюстрациями, решение кроссвордов, ролевые и дидактические игры. Такие задания позволяют обучающемуся полнее раскрыть собственную индивидуальность и выявить пробелы в знаниях.
Самореализация обучающихся в учебной деятельности возможна при следующих условиях: наличие групповой работы; взаимодействие обучающихся между собой, с преподавателем, с учебной информацией. Данным условиям соответствует использование в учебной деятельности интерактивных методов обучения.
Разработанный курс программы предполагает использование учебных игр. Связь с содержанием обучения достигается в игре не в результате механического введения учебного материала в ткань уже готовой игры, а путём специального проектирования содержания учебной игры.
Обучающие игры помогают снять усталость, преодолеть психологические барьеры. Их использование повышает интерес к предмету, позволяет сконцентрировать внимание на главном – овладении умениями, знаниями в процессе естественной ситуации общения во время игры.
Образовательный курс серьёзный и сложный, но программа учитывает возрастные особенности обучающихся и место обучения. Содержание программы построено таким образом, чтобы ребёнок не уставал от сплошного текста: идёт чередование текста, рисунков, таблиц, тестов и советов. Каждое занятие заканчивается небольшим опросом, что способствует закреплению изученного материала. Задания, предлагаемые в программе, делают возможным применять научную информацию на практике и формировать правильную позицию по отношению к финансам.
В соответствии с условиями Контракта апробация образовательной программы проводилась в двух учреждениях: Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда; Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда.
В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда была сформирована группа из 16 учащихся в основном 11-летнего возраста и с примерно одинаковой базовой школьной подготовкой. В Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда была сформирована группа из 20 учащихся в основном разной возрастной категории (11-15 лет), следовательно, и с различным уровнем первоначальной подготовки.
В обоих учреждения был проведен входной контроль и выходной. Контроль представлял собою тестирование по 30 вопросам. В Детско-юношеском центре Краснооктябрьского района г. Волгограда «уровень финансовой грамотности» вырос с 52% до 82%, а в Детско-юношеском центре Тракторозаводского района г. Волгограда - с 68% до 95%, т.е. результаты достаточно хорошие.
Реализация образовательной программы осуществлялась в 11 учреждениях дополнительного образования детей г. Волгоград и Волгоградской области: МОУ ДОД Детско-юношеский центр Тракторозаводского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Краснооктябрьского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр г. Волгоград, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Советского района г. Волгограда, МОУ ДОД Детско-юношеский центр Красноармейского района г. Волгограда, МОУ ДОД станция юных натуралистов г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Детско-юношеский центр «Русинка» г. Волжского Волгоградской области, МБОУ ДОД Дворец творчества детей и молодежи г. Волжского Волгоградской области, МОУ ДОД Центр детского творчества Городищенского муниципального района Волгоградской области, МБОУ ДОД Детско-юношеский центр Среднеахтубинского района Волгоградской области, МКОУ ДОД Центр детского творчества Дубовского муниципального района Волгоградской области.
Эффективность образовательной программы по окончанию курса составила 47 %, что говорит о достаточно высоких результатах работы преподавателей, правильно подобранной методике преподавания и хорошем методическом обеспечение образовательного курса.
В рамках работы по контракту было охвачено 191 человек. Хочется отметить, что по мере узнавания о программе, к группам присоединяются новые учащиеся.
Педагоги учреждений дополнительного образования детей отметили высокую значимость программы для подростков, полагают, что она способствует всестороннему развитию обучающихся, раскрытию их способностей, позволяет достичь поставленной цели по формированию у школьников социально-культурных установок, ориентированных на рациональное поведение на рынке финансовых услуг.

Каждый родитель желает, чтобы его малыш, когда вырастет, стал успешным и самостоятельным человеком, который бы ни в чем не нуждался. Чтобы воплотить мечту в реальность, мамы и папы заботятся о том, чтобы ребенок получил хорошее образование. Помогают в этом сначала воспитатели в детском садике, потом педагоги в школе и высшем учебном заведении, а также бабушки и дедушки. Вся семья вкладывает в ребенка, как финансовые, так и временные ресурсы. И, безусловно, все ожидают результата. Ребенок не заставляет долго ждать: вот он уже считает до ста, занимает первые места на олимпиадах, выигрывает конкурсы, получает медали, а родители гордятся своим маленьким гением.

Эти загадочные расходы.

Но все мы знаем, что образование, которое увеличивает возможности ребенка, требует немалых расходов. И малыш может услышать от родителей, что на занятия по английскому уходит столько денег, на музыкальную школу уходит такая сумма и так далее. Малыш к шести годам уже знаком со словом «Расходы «, но при этом не знает, какова же заработная плата у родителей, и как распределяется семейный бюджет. Ежедневно ребенок слышит о том, что родители покупают продукты, одежду, оплачивают различные услуги, платят за квартиру и так далее. И зачастую простая на первый взгляд просьба купить игрушку просто остается нереализованной. Ребенок не понимает, почему так происходит. На другие предметы и вещи денег хватает, а на одну игрушку нет. У родителей есть кошелек, в котором постоянно находятся деньги. Малыш начинает думать, что родители просто не любят его. В результате нарастает конфликт.

Чтобы избежать этого конфликта , ребенок должен знать, как и откуда появляются деньги, и как их правильно распределять на нужды.

Этапы обучения ребенка финансовой грамотности.

Этап 1. Откуда появляются деньги (малыш 4-7 лет).

На этом этапе необходимо рассказать ребенку о труде , акцентируя внимание на то, что именно труд является источником материального благосостояния любого человека. Время от времени говорите малышу, что деньги - награда за труд.

Ребенок должен знать, кем вы работаете, что значит ваша профессия . При этом малыш должен чувствовать, что вам очень нравится дело, которым вы занимаетесь. Обязательно делитесь с ребенком своими успехами, ведь малыши любят хвастаться своими родителями так же, как и родители своими детьми.

Этап 2. Деньги на пирожок (дети начальных классов).

На этом этапе малыш должен научиться совершать покупки . Для тренировок подойдет школьная столовая. Познакомьте карапуза с деньгами: какие есть монеты, и какого достоинства бывают купюры, когда дают сдачу и как разменять деньги.

Этап 3. Поход в большой магазин (ребенок 7-9 лет).

Теперь ребенок должен научиться покупать товары в больших магазинах, к примеру, в супермаркетах. В словарный запас ребенка входит новое понятие «Чек». Попросите ребенка сходить в магазин за хлебом, при этом дайте денег больше, чем стоит этот товар. Благодаря этому ребенок сможет вспомнить математику, да и так вы сможете проверить его отношение к сдаче. Если ребенок принесет хлеб и правильную сдачу , ее можно отдать малышу, сказав, что это его награда за работу. Это первое вознаграждение может стать основой карманных денег.

Этап 4. Карманные деньги (ребенок 9-17 лет).

Специалисты уверяют, что у ребенка должны быть карманные деньги . Хотя многие родители не согласны с этим мнением. Благодаря своему личному бюджету у ребенка развивается такой навык, как финансовое планирование. Что же это такое? Давать карманные деньги необходимо один раз в две недели или же один раз в месяц. Ребенок вправе сам решать, что он будет покупать и когда. Однако родители должны помнить, что если ребенок потратил свои карманные деньги раньше времени, ни в коем случае не давайте новую сумму. У вас же есть оговоренный срок, когда сын или дочь получают определенную сумму на личные расходы. В противном случае обучение не будет иметь смысла.

Этап 5. Контроль (в течение всего обучение).

Конечно, финансовая деятельность детей должна находиться под контролем родителей. Но этот контроль не должен носить агрессивный и навязчивый характер. Приготовьтесь к тому, что будут ошибки и потери. Однако не стоит на это негативно реагировать. Будьте терпеливыми, обговаривайте все с ребенком и не забывайте помогать. Именно помогайте, а не делайте вместо ребенка. Дайте возможность своему ребенку самостоятельно принимать решения и поступать так, как он считает нужным. Тогда обучение финансовой грамотности пойдет на пользу и в будущем ребенок сможет правильно и рационально распределять свои денежные средства.

Добрый день, мамы и папы, бабушки и дедушки!

Задумывались ли вы когда-нибудь об отношении вашего ребенка к деньгам? К сожалению, в наших школах обращению с финансами не учат, но отсутствие элементарных навыков в этой сфере жизни может серьезно навредить карьере и даже личному счастью.

Уроки финансовой грамотности ребенка необходимы, и проводить их приходится родителям. Как не сделать малыша чересчур жадным или расточительным?

Понимаю, что многие будут не согласны с таким подходом к этому вопросу, как у меня. Но вот вам мое мнение, в ответ готова услышать ваше. Пишите комментарии в конце статьи. Вместе будем разбираться.

Учим правильно тратить

До 3 лет знакомить ребенка с понятием денег не стоит: это пока выше его понимания. Малыш исследует мир и лишь замечает, что в магазине вы протягиваете продавцу какие-то бумажки, а он взамен дает вещи или продукты.

С 4 лет кроха начинает вполне сознательно выпрашивать те или иные игрушки и сладости, хитрит, порой устраивает сознательные истерики. Вот здесь и пришла пора учить, как тратить деньги.

Представьте: вы приходите в магазин, а ваше чадо выпрашивает у вас то одну игрушку, то другую, то конфеты, то сладости… список можно продолжать бесконечно.

Остановитесь и спокойно скажите: у нас есть определенная сумма (если малыш умеет считать, можно обозначить цифру). На эти деньги можно купить или одну большую игрушку, или одну маленькую и конфету.

Пусть ребенок выберет. И даже если истерика продолжится, отнеситесь к ней с философским спокойствием более сильного и мудрого человека.

Как поступить со старшим ребенком 5-7 лет? Здесь все гораздо проще. Берите его с собой за покупками. На кассе дайте ему немного денег: пусть он протянет их продавцу или оплатит вещь, которую он сам выбрал. Так дети поймут, что за определенную сумму дают некоторое количество вещей или продуктов.

С 7 лет ребенок идет в школу и приобретает некоторую долю финансовой самостоятельности. Ему необходимы будут карманные деньги. И важно, чтобы он тратил их разумно, а не развлечения или ненужные вещи.


Вот тут и встает вопрос, как зарабатывать ребенку свои первые деньги. Рабочее место ему должны предложить папа и мама.

Учим зарабатывать

Согласитесь, что малыш должен понимать: вы ходите на работу, тратите свое время и силы, зарабатывая средства, чтобы обеспечить семью. Но как это правильно сделать?

Лучше всего – платить ему за выполнение поручений, не балуя при этом подарками без повода. Если ребенок привык, что родители каждый день приносят ему подарки, выполняют любую прихоть, во взрослой жизни такому малышу придется трудно. Он ведь знает, что родители все купят и решат любую проблему. Зачем тогда работать и напрягаться?

Так что по мере взросления крохи делайте подарки только по поводу (День рождения, школьные праздники, Новый год и т.д.). Если ребенок мечтает о какой-то вещи, пусть заработает хотя бы часть средств на нее.

Понятно, что их будут давать родители, но отношение к деньгам будет более бережное и аккуратное. Заработанные средства чадо уже не потратит на конфеты или жвачки, а будет бережно собирать, например, на коньки или ролики.

Платные поручения


Какие же платные поручения можно давать, чтобы заработок не превратился в шантаж?

Стоит объяснить, что у каждого члена семьи есть платные и бесплатные обязанности. Так, уборка, приготовление обеда, шитье – обязанности мамы, которые она выполняет для всех членов семьи бесплатно, иначе все будут ходить голодные и грязные.

Папа помогает нести тяжелые сумки, исправляет, если что-то в доме сломалось. Это мужские обязанности. Что должен делать ребенок? Он может застелить свою постель и убрать игрушки. Пусть порядок в детской будет его бесплатной обязанностью.

А вот официальная работа родителей – это общественные обязанности, за которые платят. И если они выполняют работу хорошо или делают ее за кого-то, получают премию.

Премируйте и своего ребенка! Он ходит в школу? Это его работа. Пообещайте определенную сумму к концу четверти, если он окончит ее без троек. Многие родители пугаются такого подхода. Учеба, по их мнению, должна приносить удовольствие, малыш учится для своего блага.

Увы, школьная система образования такова, что удовольствие она давно перестала приносить даже самым прилежным детям. А понимание, что учеба важна для дальнейшего устройства в жизни приходит уже накануне поступления в институт, да и то не ко всем подросткам. Так что придется подкреплять сознательность финансово, и в этом нет ничего страшного.


Стоит ли платить за домашнюю работу?

А вот размышления о том, деньги за домашнюю работу ребенку стоит ли давать, требуют более тонкого подхода. Стоит, если эта работа не входит в его прямые обязанности по дому или отрывает от планов.

Девушке в 12-13 лет не нужно платить за помытую посуду, а вот в 7-8 лет этот факт можно поощрить. Постепенно подключайте ребенка к другим домашним делам, указывая на то, что он взрослеет и должен стать помощником родителям.

Но если у вас дача, и на ней надо выкапывать картошку на выходных, стоит поощрить финансово тот факт, что ребенок вам помог.

Предложите ему за эту работу более-менее стоящую сумму (по бюджету семьи) и поставьте перед выбором: или он остается дома и гуляет с друзьями, а деньги уйдут наемному работнику, или он сам помогает и получает эти средства. Такой подход будет вполне разумен, ведь вы нарушаете детские планы в законные выходные!

Способов для детей заработать в семье есть много. Важно четко установить обязанности каждого члена семьи и дать понять, что деньги зарабатываются трудом.

Как не вырастить жадину?


Вопрос с зарабатыванием средств маленьким человеком поднимает другую насущную проблему, как не быть скупым крохе. Ведь теперь он понимает, что ради копейки придется поработать, чтобы купить новую игрушку. Зачем тогда делиться с другими?

Удивительно, но скупые дети встречаются чаще в семьях, где родители проводят весь день на работе, а ребенок остается один, заваленный родительскими подарками.

Чтобы малыш не был скупым, папе и маме нужно правильно подойти к его воспитанию:

  • Посещайте детский сад или хотя бы общественные детские места. Берите с собой игрушки, но перед выходом оговаривайте: если другие детки захотят поиграть, малыш поделится с ними, иначе больше новых игрушек он не получит.
  • Позволяйте ребенку приводить друзей в дом (в разумных пределах!), угощайте их. Так малыш увидит, что вы тоже делитесь и не жадничаете.
  • Если кроха идет в гости к друзьям, дайте ему фрукты или сладости, которыми он может их угостить.
  • Когда родители все время находятся на работе, принесенные ими подарки малыш рассматривает как часть папы и мамы, поэтому ему так трудно расстаться с этими вещами. Выход – проводить больше времени с детьми, а не замещать любовь подарками.
  • Если в семье несколько детей, у каждого должно быть свое место для игр и учебы, свои вещи. Не стоит ущемлять одного за счет другого.


Другая сторона медали – расточительность и безотказность. Такая ситуация возможна при излишней опеке родителями, когда чадо растет бесхребетным, несамостоятельным и не может сказать «нет». Если его друзья без спроса берут игрушки, ломают их, предупредите, что другую такую вещь малышу уже не купят.

Но влазить в детские взаимоотношения не надо: пусть малыш сам проявит волю и выделит друзьям только те вещи, которые считает нужным.

Умные финансовые книги для детей

Если у вас, дорогие читатели, до сих пор остались вопросы, как научить ребенка финансовой грамотности, вам помогут книги для детей о деньгах:

  • Сергей Биденко, Ирина Золотаревич «ХОЧУ ЗАРАБАТЫВАТЬ. Полезные советы для детей и подростков +60 идей заработка»;
  • Роберт Т. Кийосаки и Шэрон Л. Лектор «Богатый папа, бедный папа для подростков»;
  • Ирина Озерова «Дети и деньги: все, что нужно знать ребенку, чтобы реально заработать. 33 способа детского заработка»;
  • Лилия Гольдберг «Дети и деньги: как научить ценить, экономить и тратить»;
  • Владимир Довгань, Елена Минилбаева «Воспитай своего ребенка миллионером»;
  • Джолайн Годфри «Как научить ребенка обращаться с деньгами».

Они будут полезны как подросткам, так и их родителям. Лучше обращаться к отечественной литературе: она более приближенная к реалиям российской действительности.

Дорогие родители, все «инструменты» в ваших руках, и от вас зависит, на сколько финансово грамотным вырастет ваш малыш и какие уроки пойдут ему на пользу!

Ну а теперь можете забрасывать меня тапками. Жду комментариев от согласных со мной и оппонентов.

Публикации по теме:

\ Цель данного пособия: закрепить и расширить знания детей о животном и растительном мире, о живой и неживой природе, правилах поведения.

Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи - это серия информационно-просветительских мероприятий для школьников и.

Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Юные финансисты» Конспект НОД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста. «Юные финансисты» Тип НОД: обобщение знаний. Цель: формирование.

ВведениеНовые механизмы функционирования современного общества требуют от человека особых качеств, особой экономической культуры, поражают.

Обучение основам чтения детей подготовительной группы Педагог Маланина М. В. МАДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 30» г. Кунгур,.

Программа дополнительного образования «Обучение чтению» для детей старшего дошкольного возраста Пояснительная записка Подготовка к обучению грамоте – одна из основных задач в дошкольном учреждении. Опыт работы с детьми дошкольного возраста.

Программа по обучению детей с множественными нарушениями развития компьютерной грамотности «Шаг вперед». Пояснительная записка. Одним из перспективных направлений развития коррекционного образования является использование новых информационных.

Развлечение по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста. Цель: формирование основ безопасного.

error: Content is protected !!